Прометей прикованный о чем
«Прометей прикованный», краткое содержание трагедии (Эсхил)
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание трагедии знаменитого древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный». Эта трагедия – часть трилогии, в состав которой входили еще «Освобожденный Прометей» и «Прометей-Огненосец». В основе произведения лежит миф о титане Прометее, который осмелился вступить в борьбу с самим Зевсом и похитить огонь для людей.
Главные герои
Прометей – главный герой, отважный титан, принесший себя в жертву ради счастья людей.
Зевс – верховный бог Олимпа, не терпит неповиновения, жестоко наказывает непокорных.
Гермес – бог торговли, ловкости и хитрости, верный помощник Зевса.
Власть и Сила – преданные прислужницы Зевса.
Ио – бывшая возлюбленная Зевса, которую он превратил в корову.
Краткое содержание
Пролог
Гефест, Власть и Сила привели закованного в цепи Прометея на край земли, в «безлюдный скифский край». Зевс приказал Гефесту приковать Прометея железными цепями к скалам. Потому что Прометей именно у Гефеста украл для смертных огонь, который был его гордостью.
Гефест не хочет этого делать, но у него нет другого выхода. Власть упрекает Гефеста в том, что он соболезнует врагу богов. Против своей воли Гефест приковывает Прометея к высокому утесу и вбивает ему в грудь железный шип. Затем он, Власть и Сила уходят.
Оставшись один, Прометей принимается сетовать на свою тяжелую участь. Ведь он был несправедливо наказан только за то, что любил людей.
Внезапно со стороны моря показалась колесница. Океаниды услышали причитания Прометей, и прибыли для того, чтобы утешить его и приободрить. Гордый Прометей говорит им о том, что Зевс еще придет к нему, и попросит раскрыть ему заговор, который лишит его престола. Океаниды просят Прометея придержать язык, страшась за его участь. Но Прометей уверен в том, что придет время, когда он смягчится и уступит, потому что нужда его заставит это сделать.
Эписодий 1
Океаниды просят Прометея рассказать им, за что Зевс так сурово наказал его. Прометей рассказывает, как он помог Зевсу победить в борьбе с Кроносом. Именно благодаря его стараниям Кронос и все его приспешники оказались в Тартаре. И вот как Зевс отблагодарил его за эту услугу.
Как только Кронос был свергнут, Зевс стал делить власть и звания. Простыми людьми он пренебрег. Зевс захотел их даже истребить, для того чтобы создать новый род. Никто не посмел этому противиться, кроме Прометея. Он лично спас человеческое племя от гибели, даровал им огонь и наделил слепыми надеждами. Прометей пожалел людей, а его не пожалели. Теперь он обречен на вечные муки.
Затем Прометей просит Океанид разузнать о его будущей судьбе. После их ухода появляется сам Океан. Он тоже был обеспокоен участью Прометея, и пришел к нему, для того чтобы узнать, чем можно помочь. Океан советует Прометею смириться, придержать свой дерзкий язык, «не лезть упрямо на рожон». Перед уходом он обещает попытаться избавить Прометея от его мук. Океан верит, что Зевс прислушается к его словам.
Океаниды оплакивают печальную участь Прометея, а вместе с ними скорбит все человеческое племя.
Эписодий 2
Прометей жалуется, что у него болит сердце от нанесенного ему унижения. Он испытывает боль не только от физических мучений, но и от несправедливости тех, кому он «в удел назначил и почет и власть».
Затем он рассказывает о бедах, постигших людей. У них были глаза, но они не видели, были уши, но они не слышали. Люди не умели строить дома, не знали ни одного ремесла, жили в пещерах и не догадывались о смене времен года. Тогда Прометей решил пробудить в них ум и сметливость. Он научил их читать, писать, считать. Научил пахать землю, впрягать лошадей в повозки, плавать на судах по морю, добывать богатства, врачевать. Все искусства, известные людям, — дар Прометея.
Эписодий 3
Мимо скалы, к которой был прикован Прометей, проходила бывшая возлюбленная Зевса Ио. Она сетует на свою судьбу, и Прометей сочувствует ей. Зная о том, что Прометей обладает даром предвиденья, Ио интересуется у него, что ее ждет в будущем.
Когда-то Ио была красивой девушкой, и сам Зевс возжелал ее. Он являлся ей во снах, и уговаривал стать его возлюбленной. Ио рассказала обо всем своему отцу. Царь Инах стал просить совета у мудрецов, и мудрецы велели ему прогнать Ио, если он не хочет испытать на себе и своем царстве гнев Зевса. Покинув отчий дом, Ио сразу же превратилась в корову по воле Зевса, и гонит ее по всему свету безжалостный слепень.
Прометей пожалел Ио, и решил рассказать ей, что ее ждет дальше. Ей предстояло пережить еще немало мук, прежде чем Зевс лишится своей власти. У него должен был родиться в будущем сын, который его свергнет.
Появляется Гермес. Его прислал Зевс, услышав о чем говорит Прометей. Гермес должен был все разузнать, и передать ему, но Прометей отказывается говорить. Гермесу не удается ничего выведать у него.
После ухода Гермеса раздается гром и поднимается вихрь. После удара молнии Прометей проваливается под землю.
Анализ трагедии Эсхила «Прометей прикованный»
Автор: Guru · Опубликовано 17.09.2017 · Обновлено 08.10.2017
Пьеса выдающегося древнегреческого драматурга Эсхила «Прометей прикованный» — одна из самых известных античных трагедий, которая заняла достойное место среди шедевров мировой литературы и оказала влияние на поэзию и драматургию последующих эпох. Образ главного героя стал нарицательным, к нему обращались и им вдохновлялись такие великие деятели мировой культуры, как Гёте, Шиллер, Байрон, Максим Горький, Карл Маркс и многие другие. И сегодня, спустя тысячи лет после создания, «Прометей прикованный» не теряет актуальности.
История создания
История создания пьесы Эсхила окутана тайнами. Трагедия была написана предположительно в 444-443 гг. до н.э., но о первой постановке ничего не известно.
«Прометей прикованный» — единственная дошедшая до нас в полном виде часть тетралогии великого древнегреческого драматурга, куда входили также «Прометей-огненосец», «Освобожденный Прометей» и произведение, название которого не сохранилось. Хронологически «Прикованному Прометею», вероятно, предшествует трагедия «Прометей-огненосец», в которой, как считают исследователи, изображалось похищение Прометеем божественного огня, а «Освобожденный Прометей» затрагивает события, произошедшие после изгнания Прометея в Тартар.
Произведение Эсхила основано на распространённом античном мифе о восставшем титане, который захотел помочь людям. Как известно, Прометей, пойдя против воли Зевса, обучил человека добывать и использовать огонь. Также его ученики смогли приручить животных, освоить моря, отыскать подземные дары и сокровища. Кроме того, он надоумил их начать писать и считать. Так он поколебал власть богов и очень рассердил громовержца, который хотел видеть своих подданных в первобытном состоянии и вечном страхе перед владыкой. Невежество и рабская зависимость были основой власти царя Олимпа.
Верховный бог решил наказать дерзкого титана, приковав его к скале. Прометей был прикован в Скифии. Для Эсхила, как и для других великих древнегреческих трагиков, то, о чем он поведал, служит лишь условным средством, с помощью которого он раскрывает глубокие философские темы и проблемы.
Произведение Эсхила написано в типичном для античной драматургии «серьёзном» жанре трагедии. Однако в «Прометее прикованном», в отличие от других книг Эсхила (например, трилогии «Орестея»), имеют гораздо меньшее значение реплики Хора, которые в пьесах античных авторов играют ключевую роль в донесении авторского замысла. Это лишает трагедию возвышенной ораторской силы и помогает читателю сосредоточиться на образе главного героя.
Главные герои и их характеристика
Проблематика
Центральный конфликт в пьесе Эсхила — это столкновение между двумя поколениями богов: титанами, к которым принадлежит Прометей, и обитателями Олимпа во главе с Зевсом. Когда-то титаны пали жертвой своего же отца, Кроноса, который поглотил их из страха перед возможным заговором. Их мать горько жалела об утрате, поэтому сохранила жизнь своему очередному отпрыску – Зевсу, он и освободил всех остальных из чрева родителя. Тогда между титанами и богами завязалась война, в которой победила команда громовержца. Немногие титаны остались в живых, и те с условием, что принимают власть победившего родственника. Таким образом, конфликт этих древних и своенравных существ очень древний и восходит еще к временам, когда этот мир только создавался. Именно поэтому гнев небожителя можно оправдать, ведь он по старинной семейной традиции боялся бунта людей и своего свержения. Противостояние героев можно рассмотреть на социально-политическом и на философском уровнях.
На социально-политическом уровне конфликт между героями тесно связан с общественными устремлениями времен жизни Эсхила, показавшего победу прогресса (Прометей) в развитии общества, в государственном устройстве, над архаикой и деспотизмом (Зевс).
На философском уровне противостояние между героями можно определить как общечеловеческий конфликт между «старым» и «новым». Прометей олицетворяет борьбу за стремление вперед, а Зевс — рутинёрство, застой, который противостоит прогрессу.
В чем смысл трагедии?
Литература Древней Греции актуальна даже сегодня, например, главная идея трагедии Эсхила — в том, что необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Даже тогда мысль о свободе, равенстве и братстве не давала покоя творческой интеллигенции. Очевидно, что Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.
По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.
Прометей прикованный
С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода «Теогония». Там он — умный хитрец, который устраивает делёж жертвенного бычьего мяса между людьми и богами так, чтобы лучшая часть досталась в пищу людям. А затем, когда разозлённый Зевс не хочет, чтобы люди могли варить и жарить доставшееся им мясо, и отказывается дать им огонь, Прометей похищает этот огонь тайком и приносит людям в полом тростнике. За это Зевс приковывает Прометея к столбу на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень. Только через много веков герой Геракл убьёт этого орла и освободит Прометея.
Потом этот миф стали рассказывать иначе. Прометей стал величавей и возвышенней: он не хитрец и вор, а мудрый провидец. (Само имя «Прометей» значит «Промыслитель».) В начале мира, когда старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, и тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.
Мало этого, Прометею открыто и то, что будет в конце мира. Олимпийцы боятся, что как они свергли в своё время отцов-Титанов, так и их когда-нибудь свергнут новые боги, их потомки. Как это предотвратить, они не знают. Знает Прометей; затем Зевс и терзает Прометея, чтобы вызнать у него эту тайну. Но Прометей гордо молчит. Только когда Зевсов сын Геракл — ещё не бог, а только труженик-герой — в благодарность за все добро, которое Прометей сделал людям, убивает терзающего орла и облегчает Прометеевы муки, то Прометей в благодарность открывает тайну, как спасти власть Зевса и всех Олимпийцев. Есть морская богиня, красавица Фетида, и Зевс добивается ее любви. Пусть он не делает этого: судьбой назначено, что у Фетиды родится сын сильнее своего отца. Если это будет сын Зевса, то он станет сильнее Зевса и свергнет его: власти Олимпийцев придёт конец. И Зевс отказывается от мысли о Фетиде, а Прометея в благодарность освобождает от казни и принимает на Олимп. Фетиду же выдали замуж за смертного человека, и от этого брака у неё родился герой Ахилл, который действительно был сильнее не только своего отца, но и всех людей на свете.
Вот по этому рассказу и сделал свою трагедию о Прометее поэт Эсхил.
Только оставшись один, Прометей начинает говорить. Он обращается к небу и солнцу, земле и морю: «Взгляните, что терплю я, бог, от божьих рук!» И все это за то, что похитил для людей огонь, открыл им путь к достойной человека жизни.
Является хор нимф — Океанид. Это дочери Океана, другого титана, они услышали в своих морских далях грохот и лязг Прометеевых оков. «О, лучше бы мне томиться в Тартаре, чем корчиться здесь у всех на виду! — восклицает Прометей. — Но это не навек: силою Зевс ничего от меня не добьётся и придёт просить меня о своей тайне смиренно и ласково». — «За что он казнит тебя?» — «За милосердие к людям, ибо сам он немилосерден». За Океанидами входит их отец Океан: он когда-то воевал против Олимпийцев вместе с остальными Титанами, но смирился, покорился, прощён и мирно плещется по всем концам света. Пусть смирится и Прометей, не то не миновать ему ещё худшей кары: Зевс мстителен! Прометей презрительно отвергает его советы: «Обо мне не заботься, позаботься о себе: как бы тебя самого не покарал Зевс за сочувствие преступнику!» Океан уходит, Океаниды поют сострадательную песню, поминая в ней и Прометеева брата Атланта, который вот так же мучится на западном конце света, поддерживая плечами медный небосвод.
Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. «Воистину был ты спасителем для людей,- говорит хор, — как же ты не спас самого себя?» «Судьба сильней меня», — отвечает Прометей. «И сильнее Зевса?» — «И сильнее Зевса». — «Какая же судьба суждена Зевсу?» — «Не спрашивай: это моя великая тайна». Хор поёт скорбную песню.
В эти воспоминания о прошлом вдруг врывается будущее. На сцену вбегает возлюбленная Зевса — царевна Ио, превращённая в корову. (На театре это был актёр в рогатой маске.) Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на неё страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам. Титан, «защитник и заступник человеческий», ее жалеет;
Сказано о прошлом, сказано о будущем; теперь на очереди страшное настоящее. Вот идёт слуга и вестник Зевса — бог Гермес. Прометей его презирает как прихлебателя хозяев Олимпийцев. «Что сказал ты о судьбе Зевса, о неразумном браке, о грозящей гибели? Признавайся, не то горько пострадаешь!» — «Лучше страдать, чем прислужничать, как ты; а я — бессмертен, я видел падение Урана, падение Крона, увижу и падение Зевса». — «Берегись: быть тебе в подземном Тартаре, где мучатся Титаны, а потом стоять тебе здесь с раною в боку, и орёл будет клевать твою печень». — «Все это я знал заранее; пусть бушуют боги, я ненавижу их!» Гермес исчезает — и действительно Прометей восклицает: «Вот и впрямь вокруг задрожала земля, / И молнии вьются, и громы гремят. / О Небо, о мать святая, Земля, / Посмотрите: страдаю безвинно!» Это конец трагедии.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
«Прометей прикованный» — краткое содержание и пересказ трагедии Эсхила
Краткие сведения о произведении
Главный герой трагедии
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Власть и Сила стали торопить Гефеста, чтобы он приковал своего друга к вершине скалы. Пришлось ему покориться и сделать это, но отныне он возненавидел своё ремесло.
Сила и Власть стали смеяться над Прометеем, сказав, что пусть люди теперь его спасают. Только когда они ушли, из груди титана вырвался стон.
Прометей знал, кто свергнет Зевса, так как обладал даром предвидения. Гермес передал ему требование Зевса открыть эту тайну, но тот не подчинился. Зевс обрушил скалу, и Прометей провалился под землю.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В безлюдную землю Скифии приводят Гефест, Сила и Власть закованного в цепи титана Прометея.
Власть говорит Гефесту, чтобы он крепко приковал Прометея к скале. Такое наказание главный олимпийский бог Зевс придумал титану за то, что тот не признавал его главенства и за то, что помог людям, похитив для них огонь.
Гефесту пришлось приковать своего друга к скале, так как он боялся ослушаться Зевса. Власть насмешливо спросила титана, кто из людей сможет спасти его, но он не произнёс ни одного слова, не проронил ни одного вздоха. Когда враги ушли, он обратился к небесам, ветрам, волнам морским, Земле и Солнцу с жалобой, что обрёк его Зевс на позорную казнь.
В крылатой колеснице появились девы океаниды. Они утешали Прометея, говорили, чтобы он ободрился. Титан сказал океанидам, что имеет дар предвидения и что Зевс ещё попросит его раскрыть заговор. Но он не выдаст тайны, пока с него не снимут оков и пока Зевс не заплатит сполна за его плен.
Океаниды спросили титана, за что его наказал верховный правитель богов. Прометей рассказал, что в борьбе богов за власть он встал на сторону Зевса, но тот оказался тираном. Став главным олимпийским богом, Зевс хотел истребить людской род, чтобы вырастить другой.
Никто не посмел противоречить ему, только Прометей самовольно спас людей. За это сейчас он терпит беспощадную пытку.
Ещё Зевс посчитал титана виновным в том, что он наделил людей надеждами и доставил им огонь, чтобы они научились различным искусствам.
На крылатом коне появился старец-титан Океан и спросил Прометея, чем может ему услужить. Океан посоветовал узнику не вести вольных речей, так как за дерзкие слова можно поплатиться, и обещал, что попробует избавить его от мук. Но тот сказал, что Зевс глух к просьбам и посоветовал Океану быть осторожным, чтобы не навлечь гнев Зевса. Океан отправился обратно в путь.
Прометей рассказал океанидам о своих благодеяниях людям, о том, что он вселил в людей любовь к жизни, обучил ремёслам и наукам, помог приручить животных.
К скале подбежала Ио — прекрасная девушка, превращённая ревнивой супругой Зевса Герой в корову, вечно гонимую из края в край слепнем безумия. Ио попросила Прометея рассказать, что ждёт её в дальнейшем. Он сказал, что странствие её по Земле будет долгим, трудным, мучительным. Предрёк, что в будущем один из её потомков возвратит ему свободу (в других мифах действительно говорится о том, что Геракл разрубил цепи, сковавшие Прометея).
Когда Ио убежала, к скале явился вестник Зевса Гермес. Он потребовал от Прометея покорности. Сказал, что верховный бог приказал титану рассказать яснее, а не намёками, кто лишит его власти. Но тот не согласился, так как Зевс за добро отплатил ему злом. Он сказал, что раскроет тайну о том, кто отнимет у Зевса власть, только в том случае, если сам верховный бог сорвёт с него цепи.
Гермес описал титану его ужасное будущее. Сначала Зевс этот утёс раздробит молнией и скроет тело узника под обломками. Спустя тысячелетия он выпустит титана на свет, и печень прикованного Прометея каждый день будет терзать орёл.
Этих новых мук узник мог избежать, если бы покорился Зевсу. Но непримиримый титан не согласился стать раболепным холопом.
Раздался гром и подземный грохот. Ударила молния, и непокорный Прометей провалился под землю.
Заключение к краткому пересказу
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» раскрыта тема самопожертвования для блага человечества.
Основная мысль (идея) этого произведения состоит в том, что мужество и вера в справедливость борьбы за счастье людей помогает противостоять деспотизму и тирании властителей.
Твёрдость духа и вера в своей правоте помогли защитнику рода людского переносить мучительные страдания.
Трагедия Эсхила учит быть отважными, бескомпромиссными, помогать людям, противостоять тиранам и деспотам.
Краткое содержание трагедии может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Миф о Прометее: краткое изложение и цитатный план мифа о Прометее, 6 класс
Кто такой Прометей. Кратко
Прометей в древнегреческих мифах — это титан, укравший у богов огонь и подаривший его людям.
За помощь смертным боги жестоко наказали отступника: титана приковали к скале, куда каждый день прилетал орел и клевал его печень. Спустя многие века Прометея освободил Геракл.
Вместе с огнем титан дал человечеству навыки земледелия, научил ремеслам, чтению и письму, кораблестроению, сообщается в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»: «Все искусства у людей от Прометея».
Генрих Фюгер. Прометей несет людям огонь
Крылатое выражение «Прометеев огонь» в переносном смысле означает благородство помыслов, стремление к высоким целям, величие духа. Например: «Никогда Прометеев огонь на земле не угаснет!» (Н.М. Карамзин. «Нечто о науках, искусствах и просвещении»)
Краткий пересказ мифа о Прометее
Прометей был титаном, одним из древних божеств, правивших миром еще до олимпийских богов. На греческом его имя (Προμηθεύς) означает «предвидящий», «мыслящий наперед». По одной из легенд, именно Прометей создал человечество, вылепив первых людей из глины. Он старался оберегать людей и помогать им.
Видя страдания людей, у которых боги забрали огонь, Прометей решил облегчить им жизнь. Он выкрал огонь у бога-кузнеца Гефеста — вынес искру в пустом стебле тростника, а затем отдал ее смертным.
А самого ослушника Прометея Зевс приказал приковать к скале на краю света, в горах Кавказа. Сделать это пришлось Гефесту, другу титана.
Гюстав Моро. «Прометей»
По версии Эсхила, Прометею было ведомо будущее: он знал, как однажды Зевс будет свергнут с Олимпа и как можно избежать этой участи. Но он не хотел открыть эту тайну: «Я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!»
Сальватор Роза. «Прометей»
Карл Генрих Блох. «Освобождение Прометея»
Освобожденный Прометей наконец согласился открыть Зевсу великую тайну, повествует Эсхил: «Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой. кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции». Сыном Пелея и Фетиды стал Ахилл, погибший в итоге на Троянской войне.
Зевс простил Прометея и примирился с ним. А в напоминание о своей страшной каре титан с тех пор носит кольцо из железа и камня той самой скалы.
Вместо Прометея сойти в подземное царство Аида согласился кентавр Хирон, друг Геракла. Так он избавился от страданий, причиняемых ядом гидры после того, как Геракл случайно ранил кентавра отравленной стрелой.
Цитатный план мифа о Прометее
На уроках литературы в 5 или 6 классе учителя иногда просят класс составить цитатный план мифа о Прометее.
Цитатный план — это схема произведения, которая составляется только с помощью выдержек из произведения, цитат. Добавлять слова от себя нельзя.
Составим такой цитатный план по рассказу из книги Николая Альбертовича Куна «Мифы Древней Греции»:
«На край земли привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы».
«Один остался Прометей. только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою».
«Прометей пожалел людей. и похитил для них божественный огонь».
«Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа».
«Из этого рода произойдет тот смертный, который освободит меня из оков».
«Каждый день громадный орел прилетает. рвет своим клювом печень титана… Непреклонный Прометей по прежнему хранит тайну».
«Миг освобождения настал… Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы».