рустем закиров певец биография
Рустам Закиров: «Умел бы угождать начальству, моя популярность была бы выше»
Народный артист Татарстана Рустам Закиров в интервью «Татар-информу» рассказал, почему не критикует молодых артистов, в чем неправы радио и телевидение, почему он иногда злится на свою супругу и как определить, существует ли любовь.
Худсовет работает для своего кармана
— Рустам абый, вы уже 27 лет на профессиональной сцене. Наверное, с высоты своего опыта уже можете высказать какую-то критику молодым артистам?
— Покритиковать их можно, но так как я сам сейчас не так активно работаю, то кого-то критиковать, видимо, с моей стороны будет неправильно. Одно только хочу сказать: вместо того чтобы, записав песню, нести домой и слушать дома, «певцы» и «певицы» несут деньги на радио и отдают эту песню на ротацию.
— Почему вы не так активны, как раньше?
— Стаж профессионального артиста – 25 лет. Сегодня и эстрада меняется, может быть, причина в этом. Мне более близки народные песни, мы воспитывались на примере старшего поколения артистов. Раньше по радио и телевидению звучали песни хорошего качества. Сейчас смотришь хит-парады – там все подряд. Нет какого-то отбора.
— Молодежь приходит за советом?
— Нет, такого особо нет. Сейчас ведь кто умеет, кто не умеет – все поют. Кому нужны какие-то советы, когда есть деньги? Надо уделять больше внимания и тексту песен, и музыке.
Худсоветы на радио занимаются зарабатыванием денег. Это их цель. И это неправильно.
— Если бы сегодня создали некий худсовет, молодые исполнители смогли бы его пройти?
— Допустим, в худсовете десять человек. Все равно среди этих людей окажется человек, который танцует под дудку какого-нибудь начальника. Скажем, пришел исполнитель. Его песню не принимают. А потом члену худсовета звонит начальник, и вопрос решается. Пройдет, что же не пройти.
— А кто должен входить в такой совет?
— Точно не могу сказать. Кто бы там ни сидел, татарскую эстраду все равно не вычистить. Расскажу такой случай, имен называть не буду. Эти люди себя узнают. Как-то один, так скажем, господин стал председателем худсовета. И тут чудесным образом стали популярны песни на его стихи. Потом пришла некая дама – история повторилась. После нее пришел еще один поэт, и среди прошедших этот худсовет песен стало намного больше тех, которые написаны на его тексты. Кого бы ни назначили, все равно подкупят. Против начальства идти не хотят. Если бы я умел угождать руководству, наверняка популярности у меня тоже было бы больше. Кто знает, может быть, и материальное положение семьи было бы лучше. Но я никогда не старался быть хорошим для сильных мира сего.
— Я в лицо говорю правду, а у нас этого не любят. Вот из-за своего языка не зовут даже туда, где я мог бы выступить. Я всегда был певцом для народа, не пел для начальства.
— Вы народный артист Татарстана. Сами получили это звание?
— Ты должен хорошо исполнять свою песню, репертуар твой должен быть богатым. Конечно, сам старался. И никогда не хвастался этим званием. Как-то пришлось работать с Рустемом Асаевым. Он пел и по-русски, и по-татарски, и по-итальянски. Его репертуар намного богаче, чем мой, но ему не дают «народного артиста». Если честно, мне было немного неудобно перед ним. И, надо сказать, получение звания особо ничего не дает.
— А в какое время легче обрести популярность – сейчас или в 90-е?
— Сегодня, чтобы стать известным, хорошо петь необязательно. Сейчас есть соцсети, популярность можно получить через них. Были бы деньги – покупаешь ротацию на радио, телевидении, всё – тебя уже знают. Но я считаю, что это не настоящая известность, истинное признание и любовь людей можно получить только если ты добросовестно все делаешь. Хотелось бы, чтобы государственные радио и телевидение думали не только о прибыли, но и о качестве, о культурном просвещении населения.
— Как вы стали популярны?
— Это были другие времена. Тогда еще в исполнителях ценились хороший голос, «моң», то есть присущие нашему народному исполнительскому искусству качества. Я принимал участие в конкурсах, побеждал, так получил известность. И хочу сказать, что в то время не было такой практики – брать деньги за участие в конкурсе. Сейчас большинство конкурсов построены на деньгах. Вообще не понимаю, как можно платить за участие в конкурсе. Не говорю, что все конкурсы такие, но таких много.
— Может, у вас денег не было, поэтому вы не стали более популярным?
— Деньги-то найти можно! И клип можно снять. Ну вот смотрите: ты записываешь качественно песню, снимаешь на нее клип, отдаешь на радио и телевидение. И вместо того, чтобы принять и поблагодарить, они у тебя просят деньги! Опять деньги. Ты уже заплатил за музыку и слова песни, клип на свои деньги снял, несешь им качественный хороший материал. Мне кажется, это не совсем справедливо с их стороны.
— В последнее время сольных концертов у вас мало.
— Потому что не ходят, сцена любит молодых. Помню, как о 52-летнем Ильгам абый Шакирове говорили: «Он же уже старый, почему он до сих пор поет?» Мне в этом году 52. Я уже взрослый, и лысина уже есть.
Но на солянки зовут, выступаю, слава богу.
«Сохранение языка надо начать с себя»
— Рустам, как вы считаете, тексты песен все еще остаются важными или можно петь о чем угодно, лишь бы «цепляло»?
— Интересный вопрос. Помню, мнение по этому поводу высказала директор «Татар радиосы» Дина Гараева. Говорит, что современные песни способствуют тому, чтобы татарская молодежь говорила на родном языке. С этим нельзя не согласиться. Но, так как они работают не для старшего поколения, наверное, понятно, что это за тексты.
— Татарские радио слушаете, нравится?
— Слушаю довольно часто. Иногда попадаю на «Болгар радиосы». И заметил, что ведущие в эфире говорят так, будто думают: «когда же это закончится». Три часа болтовни ни о чем. Это же целых три часа! Редко кто говорит по существу, со смыслом. Хотелось бы, чтобы все-таки помнили о существовании татарского литературного языка.
— Кстати, о языке. В семье на татарском разговариваете?
— Конечно, мы общаемся на татарском. Сын иногда вставляет русские слова, но если поправишь, то спокойно говорит на родном языке. Президент хочет создать стратегию развития татарского народа. Поможет как-то эта стратегия или нет? Человек должен начинать с себя. На том же ТНВ есть программа «Семь дней», вот ее, наверное, можно делать неделю на русском, следующую неделю – на татарском. И, конечно, сохранение языка должно начинаться в семье. Мой ответ на ваш вопрос: мои дети не стесняются, что они татары.
«Зритель не дурак»
— Почему с женой не работаете в формате семейного дуэта? (Супруга Рустама Закирова – певица Люция Мусина. – Ред.)
— У нас есть три-четыре совместные песни, но из-за несовпадения голосов мы не поем вместе.
— Как относитесь к использованию фонограммы?
— Надо стараться петь вживую. Вот поражаюсь Ришату Тухватуллину и другим артистам: говорят, во время исполнения песни они с помощью компьютера начало поют вживую, а конец – под «плюс». Это еще что такое? Это же обман людей! Но сейчас зритель не настолько глуп, надо это помнить.
«Отец и старшие братья выпивали»
— Как прошло ваше детство?
— Ничего плохого сказать не могу. Слава богу, все было как у людей.
— Хочу спросить: отец пил?
— Пил, выпивал, но никогда пьяным где-то не валялся.
— Значит, дома случались скандалы?
— Да, папа с мамой ругались. Видел даже, как они дрались. До сих пор помню, как сильно тогда испугался. Только сейчас, когда мама осталась одна, я понял, почему они ругались. Мама тоже была виновата в этом. Ей хотелось всё делать по-своему.
— Сколько детей было в семье?
— Три мальчика. Старший брат погиб в аварии.
— Когда вы стали артистом, что сказали родители, братья?
— Раньше ведь существовал такой стереотип: артист – значит пьет. У нас в деревне к артистам относились плохо. Престижнее было быть агрономом. Я тоже сначала был трактористом, и только потом, в 22 года, приехал в Казань учиться на факультет музыки в пединститут.
— Насчет алкоголя. Сами часто употребляете?
— Бывает, не чаще раза в месяц. Но если выпью, я дома не скандалю, спокойный. Отец мучил нас тем, что по ночам приходил и всех нас будил. Я своим детям бессонных ночей не устраиваю.
— Стараетесь не быть похожим на отца?
— Нет, не поэтому, наверное. Всё зависит от самого человека. Братья росли так же, но все равно выпивали.
— Дома у вас не было покоя, скандалили часто. Это мешало вашему творчеству?
— Конечно. Как-то после выступления мне сказали: «Пел так, будто уже умер». Такое тоже бывало. Поешь задорную народную песню, а мысли – дома, что там происходит, о домашних проблемах. А дома из-за пьяного брата родители дома не могут ночевать…
— Вы были дружны между собой? Сейчас общаетесь со средним братом?
— Брат с семьей живет в Арске. О наших отношениях не могу сказать, что они особо теплые, но и не могу сказать, что мы не общаемся.
“Надо жениться в 25″
— Почему поздно женились?
— Само собой, так получилось. В Казань я приехал только в 22 года. А там уже студентом в голове была только одна мысль – лишь бы не отчислили. С женой Люцией познакомился поздно. Женился в тридцать три. Думаю, что если жениться, то это надо делать не позднее 25 лет. Это мой совет неженатым парням.
— До нее у вас были девушки?
— Конечно. В 16 лет был влюблен в одну, но она вышла замуж за другого. Очень сильно любил. Я не признавался ей и не успел признаться.
— Сколько лет разницы между вами и вашей женой?
— Она младше меня на девять лет.
— Шесть лет, правда, с перерывом. Поженились в 2000 году.
— Была другая девушка?
— Да, полтора года встречался с другой, потом все равно вернулся к Люции. Но не хотелось бы все это вспоминать. Сейчас у нас в жизни все хорошо, не хочу беспокоить близких. Для меня очень важен покой в семье.
— А та девушка – это не певица Эльвира Хайруллина?
— Нет, между нами с Эльвирой ничего не было. Это была информация для желтой прессы. Ездили на гастроли с программой “Рустам + Эльвира”. Это было сделано только для пиара. Я сам предложил делать такие концерты. Голоса у нас были разные. Пение Эльвиры нравилось мужчинам.
«Два сапога пара»
— Как-то вы в интервью обвинили вашу жену в том, что она не готовит к вашему приходу с работы. Она не обиделась?
— Обиделась, конечно. Я тогда лишнего наговорил.
— Забираете слова обратно?
— Нет, я никогда не говорю того, чего нет. И про жену правду сказал.
— А почему же она не готовит? Какая Люция апа жена?
— Я не могу сказать, что она плохая жена. Мы вместе, у нас дети, все, слава Аллаху, хорошо. Но все равно жена должна делать больше, наверное. В большинстве случаев, если не сделаны даже элементарные вещи, как мужчина я злюсь.
— А вы никогда не боялись, что жена вас выгонит из дома?
— Нет, если есть за что выгонять, не боюсь. Сам могу уйти. Никогда не боялся, пустит меня жена или нет. Вообще не хочу здесь лицемерить, приукрашать что-то. Другие как будто не ссорятся – просто не хотят признаваться, в семье бывает разное. Но однажды Люция мне сказала «разведусь с тобой», но это было всего один раз в жизни.
— Люция апа красивая женщина. Как думаете, могла она изменить вам?
— Я в жене не сомневаюсь, никаких подозрений. На эту тему не задумывался.
— Какое-то занятие интимом не считаю изменой. Изменять – это говорить одно, а делать другое.
— Как думаете, тяжело с вами жить? Люция апа умеет терпеть, сдерживаться?
— Я бы не сказал, что она особо сдержанная. Люцие со мной жить не тяжело. Как говорится, два сапога пара (смеется).
— Любовь существует, Рустам абый?
— Наверняка она существует, я верю. Многие говорят, что со временем любовь переходит в привычку. Правда или нет? Если любовь – привычка, значит, между мной и женой есть любовь.
«Наши артисты нищие»
— Артисты татарской эстрады богатые?
— Есть разные, нельзя сказать – все богачи или совсем безденежные. Но если сравнить с русской эстрадой, наши просто нищие.
— Рады тому, что есть. Мы сыты, одеты, есть квартира, машина. Вот только дом не построил.
— Как в семье разделены финансы?
— Обеспечение семьи на мне. Плачу за квартиру, покупаем одежду детям. Люция свои деньги тратит по своему усмотрению. Вот как-то купил телефон за 35 тысяч, я даже не знал.
— Может быть, не выбрали бы вы сцену, смогли бы построить дом?
— Да нет, дело не в профессии. Только из-за того, что сам неорганизованный. Молодой еще смог бы, а в этом возрасте уже не могу за это дело взяться.
— Какая у вас машина?
— У меня «Тойота Королла», жена ездит на «Фольксвагене».
— Конечно, слава богу, дома спокойно. С Люцией если и ссоримся, всего на три-четыре минуты. Если дома нет покоя, остальное и не нужно. Слава Аллаху, здоровье есть, работаем. Надеюсь, воспитаем хороших детей, поставим их на ноги. Это самое главное.
Биография Рустама Закирова
ФИО: | Закиров Рустам Раифович |
Дата рождения: | 11 мая 1967 г. (54 года) |
Место рождения: | с. Средний Пшалым, Татарстан |
Знак зодиака: | Телец |
Деятельность: | Певец |
Рустам Закиров — простой человек, любящий свою Родину, родную природу, понимающий менталитет своих земляков, примерный семьянин и любитель национальной кухни. Он вырос в родном краю, впитывая на уровне коллективного бессознательного архетип своего народа, его песни стали звуковым выражением единения с родной татарской землёй, народом тружеником, людьми, хранящими дух культуры и этноса Татарстана.
Так что же это за феномен, что за уникальный житель своей республики, откуда столько любви и уважения к родному языку? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться к истокам — детству и отрочеству народного артиста.
Детство и юность
Народный артист Татарской республики родился 11 мая 1967 года в селе Средний Пшалым, имеющим многовековую историю. Первое упоминание о населённом пункте относится к 1630 году.
Тёплым весенним днём – появился на свет мальчик, ставший средним ребёнком в семье, которого родители назвали Рустам. Помимо Рустама в семействе Закировых был старший брат, который трагически ушёл из жизни в молодом возрасте. Позже в семье появился младший братишка, с которым народный артист поддерживает тёплые близкие отношения до сих пор. Семья и семейные ценности, привитые с рождения родителями и окружающими односельчанами, сыграли большую роль в дальнейшем направлении творчества. Песни о деревне, семье и доме – главная тема в песнях.
Мать и отец мальчиков не всегда находили общий язык. В интервью, которое певец дал электронному изданию «События», он подчеркнул, что отец любил приложиться к бутылке со спиртным. Из-за этого в семье часто происходили словесные ссоры, иногда переходившие в драки, но такое случалось нечасто. Однако, в детской душе навсегда остались в памяти эти неприятные события, которые определили негативное отношение к пьянству. Хотя наш герой и не трезвенник, но пьёт в меру.
С самого раннего возраста приучился к труду. Вместе со своими братьями помогал отцу вести домашнее хозяйство, ухаживать за скотиной и следить за огородом. Несмотря на то, что Рустам осуждает пристрастие родного отца к «зелёному змею» и частые конфликты с матерью, он признаёт его авторитет в семье. В конце своего рассказа о семейных ссорах он также добавляет, что мать нередко сама провоцировала конфликты.
Мальчик с детства любил слушать песни на родном языке. После окончания сельской средней школы юноша выбрал для себя нелёгкую профессию педагога по музыкальному воспитанию. Однако, судьба распорядилась так, что после окончания института душа потянулась к творчеству, что стало главным поворотным моментом в жизни.
Жизнь и творчество
После окончания средней школы в родном селе, молодой выпускник поступил в Казанский педагогический институт, который успешно окончил.
В 25 лет женился. В 1988 году впервые выступил с сольным концертом на сцене в столице республики. С 1993 года стал известным эстрадным исполнителем, перейдя в профессиональную лигу. По настоящее время активно выступает с народными и современными песнями, которые исполняет на родном языке.
Наиболее популярна лирика в исполнении певца. Огромной популярностью пользуются песни, тексты которых перекликаются с детскими мотивами и землёй, где живут родные люди. Хитами стали такие композиции, как «Эйткэн иден» (Сказал…), «Жаныма нидер житми» (Я не могу терпеть), «Югалма юлларымнан» (С моих заблудших путей), «Җанымда яз булып кал эле» (У меня была весна) и многие другие, которые можно найти в интернете в открытом доступе.
Подводить итоги рано…
Опубликовано: 06.11.2003 0:00
Если бы популярный татарский певец Рустам Закиров был из тех, кто любит себя на эстраде, то свои выступления в нынешнем году он мог бы обставить особенно пышно. Еще бы — десять лет на сцене. Десять лет ежедневного труда над собой, десять лет неизбывного внимания к себе. Но наш разговор с Рустамом в уютной кухоньке его небольшой двухкомнатной квартиры на казанской улице Мавлютова за чашкой ароматного чая с бергамотом получился совсем не юбилейным.
Рустам и популярность
Вот первое свое выступление на серьезной площадке помню, как сейчас. Это был 1988 год, шел Всесоюзный конкурс молодых исполнителей. Тогда я в первый раз стал дипломантом конкурса подобного уровня. А потом были и другие выступления, где я занимал призовые места. И в 1993 году, уже убедившись, что я что-то могу, что-то из себя представляю и, в первую очередь, интересен зрителям, я решился прийти на профессиональную сцену. На кого надеялся? Только на себя. За моей спиной никогда не было никакого «толкача» или спонсора. Не было у меня и шальных денег. Откуда они у деревенского парня, вчерашнего выпускника профтехучилища?
Рустам и детство
Ну почему, если детство деревенское, так непременно тяжелое?! У меня замечательное детство было. И прошло оно в деревне Средний Пшалым Арского района. Это в восемнадцати километрах от райцентра. Деревня небольшая, но со своей средней школой. Места красивые, речка, лес. Воспоминания о тех временах — самые теплые. А родился я в семье пятым, самым младшим, правда, росли уже втроем только. Музыка в нашем доме звучала всегда. Инструмент впервые в руки взял, когда мне было пять лет. Тогда родители купили брату, который на девять лет меня старше, тальянку. Вот я и начал с ним на пару учиться. И брат — самоучкой, и я туда же. Потом у нас появилась двухрядная гармонь, после — баян. И я осваивал один инструмент за другим. В пятнадцать лет уже вовсю наяривал на свадьбах. На хорошем счету был, часто приглашали. Родители против не были. После школы поступил я в профессионально-техническое училище, решил получить специальность тракториста-механизатора. Отучился благополучно, работать нравилось, между прочим. А потом, как и было положено, — служба в армии.
Рустам и армия
Отслужив, я почему-то посчитал себя опоздавшим для поступления в консерваторию. Думал: куда я со вчерашними школьниками поступать буду? Это сейчас, когда мне исполнилось тридцать шесть, я понимаю, что можно было бы и поступить, и отучиться. Я, правда, позже закончил музыкальный факультет Казанского пединститута. Служил я в хороших частях — в Германии. И если говорить о дедовщине и прочих армейских «страстях», то, что скрывать, это всегда имело место в армии. И если сейчас столько нездоровых разговоров по этому поводу, так это, скорее, ваш брат, журналист, больше нагнетает. У нас, к примеру, крепко было землячество. Дружили республиками, кто откуда приехал. Держались вместе, помогали друг другу. А армия — это такой своеобразный, обнаженный срез общества. И он просто демонстрирует сегодня, что наша молодежь не готова к жизни. У нас ведь как? Холят, пестуют детей до самой старости. Вон, как в спектакле «Альмандар из Альдермыша». Туфану Миннуллину ничего придумывать не надо было. Так оно в жизни и есть. Старику уже за семьдесят, а он бежит к отцу жаловаться: «Папочка, папочка…». На Западе совсем иначе: стукнуло тебе шестнадцать, вот и отвечай за свою жизнь по полной программе, содержи себя. Мы же со своими детками до их седин сюсюкаемся…
Рустам и его кредо
Вот совсем еще тепленький диск «Бэхетен була алмадым…» Подождите, Гамира-ханым, сейчас я его подпишу для вас. Это мой третий компакт-диск. А еще пять аудиокассет. Вот это и есть мой песенный багаж. Как-то подсчитал: песен восемьдесят в моем репертуаре. Мне трудно судить, много это или мало. Но выпуск кассет, дисков — это не самоцель. Если с точки зрения «хитовости», то таких песен у меня просто по пальцам пересчитать. Говорю же, я — эдакий певец-середнячок. (Супруга Рустама Люция с возмущением вклинивается в разговор: «А кто же тогда популярный, если не ты?!» — Г.Г.) Я прикинул, получается, в два года раз, как наполняется творческое ведро, выплескиваю его на своих слушателей.
Сегодня тяжело найти достойную песню. Сам писать не пробовал. Наверное, не дорос еще до этого. Но та песня, которую хочется спеть, должна вначале тебя за душу зацепить. Надо прожить ее, вот тогда и слушатель тебе поверит. Тогда и его душа откликнется на твою песню. Должен быть ты, твоя песня и твой слушатель. Сегодня же на сцене — шоу. Слабые голоса, откровенно слабые песни. Но зато море цвета, света, иллюминации, танцы до упаду. Я порой послушаю-послушаю и говорю в сердцах: «Не петь сегодня надо уметь на сцене, а танцевать…»
Рустам и будущее
Сегодня я могу себе сказать: «Да, я чему-то научился.»
По крайней мере, последние три-четыре года я, не стесняясь, могу сказать, что я — певец. И вот теперь задумываюсь о своем будущем. Оставаться на том же исполнительском уровне, с тем же репертуаром — это означает топтаться на месте. При этом не могу сказать, что за прошедшие десять лет полностью раскрыл свои голосовые данные. Мне с моим тенором еще работать и работать. Кстати, я занимаюсь с педагогом. Есть такой замечательный преподаватель в Академии культуры Яхьяев, беру у него уроки по вокалу. Лет десять я еще на эстраде побуду, так для себя решил. Но это должно быть качественно иное десятилетие. Программа должна измениться. Стать более серьезной, что ли. Мечтаю исполнить песни Рустама Яхина, Салиха Сайдашева, Назиба Жиганова. Мне всегда этого хотелось. Но знаете, какая была ситуация до последнего времени на нашем телевидении и радио? Нам, молодым, просто не давали петь песни, которые были в репертуаре наших мэтров. «Ой, нельзя-нельзя, эту песню Ильгам Шакиров поет, эта песня в репертуаре Альфии Авзаловой. Да разве ты сможешь спеть лучше?!»
Но я понимаю, что и я должен измениться. Сейчас многое упирается в мой характер. Наверное, должен стать более компромиссным, научиться быть более гибким. Если говорить об эстрадной жизни, то я здесь сам по себе. Не тусовочный, как сейчас принято говорить, человек. И я — не кассовый исполнитель, чесом по районам заниматься не буду. Пригласят — приедем со своим коллективом, выступим от души и достойно. Часто принимаем участие в концертах от филармонии. Кстати, я ведь числюсь артистом Казанской городской филармонии. И это мне совсем не мешает работать, так мне даже удобнее. Есть определенная социальная защита. Но как бы то ни было, унижаться и угождать кому бы то ни было и ни по какому поводу не стану, не в моем характере.
Рустам и престиж
Моя машина меня устраивает — «девяносто девятая» вазовская модель. Наверное, мог бы поднатужиться и иномарку купить. Но не вижу резона в погоне за престижностью. И квартира у меня, как вы сами отметили, скромная, двухкомнатная. Но меня она устраивает. Моим потребностям вполне отвечает. Дома за городом нет. И слава Всевышнему. Это же сколько проблем было бы с ним! Ах, да, у меня зато два гаража имеются. Это престижно? (весело смеется). Главное, что мне в моем доме, в моей семье комфортно. Не за престижем надо гнаться, не пыль в глаза пускать, а стараться в любой ситуации оставаться человеком. Нельзя ломать и унижать других, недопустимо перешагивать через достоинство другого человека. Порядочность должна быть престижем.
Рустам и семья
Почему-то многие считают, что я женился поздно. В тридцать три года. По мне, так нормально. Конечно, выбирал, присматривался. А вот когда сделал окончательный выбор, то повез свою избранницу с родителями знакомить. Зато вон какая жена! Умница, красавица и сына замечательного мне родила. Он сейчас в садике. Только-только определили. Голосистый парень, но не плакса. Может, певцом будет? Мне так интересно за ним наблюдать.
Может, потому еще, что я не видел, как дети растут. Сам-то последыш. Умиляют первые шаги, первые слова, осознанные движения. Узнает нас на экране. А вы знаете, что Люция тоже поет? Она закончила Академию культуры, вокально-хоровое отделение. Хороший голос, хорошее чувство сцены. Так что семья у нас полностью музыкальная. Конечно, это помогает и в быту. Мы ведь понимаем проблемы друг друга, долго объясняться не надо. Где-то и я, как более опытный, помогаю жене советами. (Люция не выдерживает и подает реплику: «Да я бы без него ничего не смогла сделать. И переживает за меня, и столько помогает. Ведь чтобы выйти на сцену, такие деньги нужны сейчас. А записи песен, а клипы? Это всё он оплачивает. Тем более что я-то пока еще домохозяйка…»)
Рустам и встречи
Артисту на его пути кто только не встречается! В какие только ситуации не попадаешь. Бывают такие встречи, что надолго западают в душу. Как-то много лет назад, еще на заре моей профессиональной деятельности, ко мне, как сейчас помню, в Альметьевске подсел в кафе за столик человек. Крепкий такой, открытое, обаятельное лицо. Вы, говорит мне, случайно не певец Рустам Закиров? Точно, говорю, это я. Представился. Председатель заинского колхоза «Родина» Ринат Фардиев. Здорово так поговорили, умница, толковый, эрудированный. Оставил я ему свой адрес казанский, пригласил заглядывать, если будет рядом. И вот однажды, представляете, звонит. Я, говорит, тут недалеко, загляну. Я обрадовался, с интересным человеком пообщаться — это уже как праздник души, так ведь? Огляделся, и что-то так стыдно стало. Жил-то, мягко говоря, очень небогато. Особенно чайник свой помню. Вместо ручки на крышке была такая пластиковая пробка. Но ничего. Умный человек не стал обращать внимания на такие пустяки. Он много читающий, много размышляющий человек. Настоящий татарский интеллигент.
Рустам и столица
А что скрывать, я, как и многие творческие люди, целенаправленно стремился в Казань. А где еще в другом городе есть истинная татарская интеллигенция? Хотя, вот Альметьевск сейчас в этом отношении очень изменился в лучшую сторону. Но не будем же сравнивать с Набережными Челнами? Оттуда творческие люди сегодня стараются уехать. Кого ни возьми: вот жил там Салават, но работать уехал опять-таки в столицу. Хания Фархи сейчас где? Тоже в Казани. Казань меняет человека, воспитывает и даже ставит его на место. Здесь своя планка, и очень высокая. Вот поет человек где-то в райцентре, его и нахваливают: «О, шэп жырлый!» Здорово, мол, поет. Но это «шэп» только для провинции. А в столице его потуги будут просто смешно выглядеть. Здесь и тяжелее, и вместе с тем больше возможностей реализовать себя.
Послесловие
Рустам оказался похожим на свои песни. Чистый и честный, глубоко порядочный и уверенный в себе. Остроумный. Редкий случай, когда заочное впечатление о человеке, созданное по его творчеству, не расходится с реальной картиной. Да, не «кассовый», как нынче принято говорить об артистах, определяя их «стоимость». Но зато из тех, за кого никогда не будет стыдно. И совсем скоро мы, быть может, узнаем другого Рустама Закирова, который подарит нам другие песни. А пока, хоть и не любит он свои круглые даты и праздники, все равно поздравим его с тем, что он уже десять лет достойно представляет татарскую песню. С юбилеем тебя, Рустам! Новых песен, творческих успехов на радость нам, твоим слушателям!
Автор статьи: ГАДЕЛЬШИНА Гамира
Выпуск: № 221-222 (25037)