Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Сказочно-былинный жанр — удивительный мир древних русских сказаний и легенд

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Сказочно-былинный жанр, по своей сути, является региональной разновидностью мифологического жанра в разных видах искусства. Но, если западноевропейские художники при создании своих картин обычно использовали сюжеты из античных преданий, то для их русских коллег источниками вдохновения служили славянские древние легенды и рассказы.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Сказочно-былинный жанр, помимо живописи, широко распространен и в других видах искусства, в том числе:

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Лубочные картинки представляли собой листки бумаги с напечатанным и вручную раскрашенным оттиском, а многие из них были сделаны на темы русских сказок и былин. В течение последующих 300 лет в России лубок пользовался огромной популярностью, особенно среди низов общества.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Картины Васнецова были восторженно приняты публикой и критиками, а его творчество послужило источником вдохновения для других художников, влюбленных в древнюю русскую культуру. К началу ХХ века сказочно-былинный жанр занял достойное место в изобразительном искусстве России на фоне подъема всеобщего народного патриотизма, но вскоре Октябрьская революция 1917 года кардинальным образом изменила духовные ценности общества.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

После непродолжительного периода модернизма во всех сферах искусства в СССР наступила эпоха безраздельного господства социалистического реализма. Сказочно-былинный жанр на долгие годы оказался выброшенным на обочину культурной жизни страны, где и оставался вплоть до распада Советского Союза.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Самые известные художники сказочно-былинного жанра

Среди множества мастеров русского изобразительного искусства лишь немногие всерьез увлекались тематикой древних сказаний и легенд. К числу самых известных художников сказочно-былинного жанра по праву относятся:

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Сказочно-былинный жанр — важная часть русского изобразительного искусства, основанного на народных традициях и древних культурных ценностях. Несмотря на скромную поддержку со стороны государства, он продолжает пользоваться огромной популярностью и в наступившем XXI веке.

Источник

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

А вы знаете, что Матисс « рисовал ножницами » и любил разглядывать все предметы через цветные стеклышки? А что Питер Брейгель в юности прошел пешком всю Европу и перешел через Альпы? Или о том, что Пабло Пикассо всего за месяц нарисовал свое знаменитое полотно « Герника » размером 7 на 3 метра в одиночку? А у Андрея Рублева был симпатичный кот Юшка?

Это история о живом искусстве, о мире, где правит прекрасное.

Очарованные искусством

«Звездная ночь Ван Гога» — это чарующая, большая и красивая книга, которая вместила в себя 68 историй из жизни художников и путешествие в мир искусства длиной 40 000 лет!

Марк Шагал, Андрей Рублев, Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Клод Лоррен, Рафаэль, Микеланджело, Рембрант, Поль Сезан, Джексон Поллок и многие другие.

На страницах этой удивительной книги собраны портреты-зарисовки из жизни талантливых людей. Ярких, самобытных, многогранных личностей… Художников, скульпторов, фотографов, которые хотели сделать мир прекраснее. С каждым из них вы познакомитесь поближе.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Что любили эти великие люди? Как они проводили вечера в кругу семьи? Как создавали свои произведения? Что им удавалось, а что нет? Что они чувствовали, о чем горевали или мечтали?

В книге целые эпохи преподносятся через истории жизни творческих людей с их радостями и печалями. В ней нет пафоса, энциклопедических статей и скучных фактов. А искусство подается через призму души художника — человека и творца.

Со страниц книги художники, скульпторы, фотографы говорят с читателем. Все рассказы ведутся от первого лица, в репортажном стиле и помогают окунуться в атмосферу жизни каждого из них. Кажется, будто ты находишься в мастерской, рисуешь, лепишь, вырезаешь вместе с гениями. Это удивительное сокровенное чувство сопричастности очаровывает и дарит вдохновение.

Именно поэтому « Звездная ночь Ван Гога » получилась такой душевной. Книга удивляет, впечатляет, пробуждает эмоции. Пронзительные и трогательные истории учат сопереживать и проживать вместе с художниками маленькие отрывки их жизней.

И это здорово, ведь то, что затрагивает чувства ребенка, заинтересовывает и навсегда остается в его памяти.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

А еще наша новинка помогает понять, что искусство — настоящая волшебная сила, которая объединяет страны и путешествует сквозь века, это универсальный язык, которым мы пользуемся, если нам не хватает обычных слов.

На одном дыхании

— Эта книга о живом искусстве, которое кажется близким и понятным. Из нее вы узнаете, о чем думали, создавая свои шедевры, первобытный охотник, древнекитайский скульптор, древнеримский художник, багдадский каллиграф, японский гравер, викторианский фотограф. Побываете в разных частях света. Увидите гробницу Тутанхамона, первую в мире скульптуру — Человекольва, самые известные полотна и другие произведения искусства.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

— В книге собраны фотографии и репродукции известных работ, а также календарь событий за 40 000 лет истории искусства, словарь терминов и развороты о городах, которые в разные эпохи становились центрами искусства (Афины, Амстердам, Лондон, Нью-Йорк, Париж, Москва).

— Вас ждет теплое художественное повествование и короткие рассказы (на 2-3 страницы), которые читаются на одном дыхании. Легкие, остроумные, добрые, с тонко подмеченными деталями. Даже сами названия рассказов настраивают на лиричную волну.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

— Под обложкой тысячи любопытных фактов и историй, которые помогут понять, как создавались те или иные произведения, разобраться в особенностях техники и, что очень важно, — узнать, как видели свои работы сами авторы.

— Книга безупречно оформлена. Плотные глянцевые страницы, самобытные иллюстрации, лаконичный стильный дизайн.

— Это книга для всей семьи, она учит любви и добру всех — и детей, и взрослых.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Истории из первых уст

Пересказать стихи невозможно, так же, как и эту книгу. Чтобы понять, насколько она прекрасна, ее нужно читать. Мы выбрали для вас несколько фрагментов историй.

День рождения. Как Марк Шагал создавал одноименную картину

6 июля — за три недели до свадьбы — у Шагала был день рождения. Его возлюбленной Белле хотелось подарить будущему мужу что-то особенное. Она испекла медовый торт и пирог с красной смородиной, составила букет из роз и полевых цветов и завернула подарки в два платка с ярким красивым узором. Белла надела свое лучшее платье — черное с белым кружевным воротником — и пошла к Шагалу. Он на всю жизнь запомнил, как она возникла на пороге с подарками в руках.

«В комнату вместе с ней влетели синий воздух, любовь и цветы!» — рассказывал он много лет спустя.

Любить — все равно что летать. Если глядеть со стороны, в этой сценке не было ничего особенного. Белла поставила пироги на стол и принялась искать вазу для цветов.

— Тебе нравятся подарки? — спросила она. — Конечно, нравятся. Ведь это твои подарки! Даже если ты принесешь мне селедочный хвост — я буду счастлив…

Шагал уже знал, что обязательно напишет этот момент: яркие цветы, узорчатые платки, но главное — чувство полета. И глаза Беллы, когда она думала, что он стоит где-то сзади, а он вдруг оказался рядом с ней, лицом к лицу, будто перелетел через комнату.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Марк Шагал. «День рождения». — Иллюстрация из книги.

Логика природы. О том, как Поль Сезан рисовал гору Святой Виктории

Сезанну вдруг припомнился один особенный день. Когда же это было? Лет пятнадцать назад, а то и больше. Он поставил мольберт под соснами. В тринадцати километрах от него любимая гора Святой Виктории будто бы наклонилась в его сторону. Ее раскаленные каменные бока отливали серым, коричневым, голубым; яркие краски дрожали и расплывались в летнем мареве. Дул горячий ветер, сильно пахло сосновой хвоей и дикой мятой, что росла между камнями. Слева от Сезанна ветки сосны будто нарочно обрамляли гору Святой Виктории.

Он нарисовал и их: короткие черные мазки, красный блик, белый блик. Сосна и гора знать не знали друг о друге, но встретились на одной картине. У пейзажа есть своя логика, своя структура — как у здания. Сезанн добавил маленький красный блик на крыше чьего-то амбара. Он не смог бы объяснить это словами, но, когда брал кисть, чувствовал: разные части пейзажа складываются воедино. Они неслучайны, они подогнаны, как кусочки мозаики.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Поль Сезанн. «Гора Святой Виктории с большой сосной». — Иллюстрация из книги.

Прямо из банки. Жена Джексона Поллока о том, как он творил

Я прижимаюсь лицом к стене сарая. Деревянные доски пахнут смолой и солнцем. Между ними есть щель, и через нее я заглядываю внутрь. Сначала мне почти ничего не видно: в сарае полумрак, а на улице яркий летний полдень. Я различаю только спину Джексона. Вдоль стен расставлены картины, но та, над которой Джексон работает сейчас, лежит на полу.

Он сказал, что теперь будет рисовать вот так: пришпилит холст к полу, чтобы можно было ходить вокруг, подбираться с любой стороны. Почему бы и нет? Мы все привыкли, что художник сидит или стоит у мольберта, но ведь можно и по-другому.

Джексону нравится, как рисуют индейцы навахо: тонкой струйкой сыплют цветной песок прямо на землю, выводя священные узоры. Мои глаза привыкают к полумраку. Джексон вытряхивает кристаллики сухой краски из коробочки на ладонь и разбрасывает их по всему холсту, словно семена. Затем садится на перевернутый ящик и внимательно разглядывает картину.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Я приподнимаюсь на цыпочки, но все равно не вижу, что это его так увлекло. Потом он вскакивает, хватает со стола открытую банку с краской, переворачивает ее вверх дном, цветная струя льется прямо на холст, и все начинается сначала. Все это время он кружит около холста, словно шаман в ритуальном танце.

Если я постучу в дверь, волшебство кончится. Ни один художник никогда раньше не рисовал вот так. Я сдвигаюсь чуть влево, теперь мне видно кусочек картины на полу. Блестят капли и потеки густой краски — черные, серебристые, белые. О чем эта картина? С таким же успехом можно спросить у танцора: о чем ты танцуешь? Если у тебя от чего-то захватывает дух, уже не так важно, «про что это».

Что говорят о книге?

Евангелина, отзыв с Лабиринт. ру: « Книга великолепная! И стоит каждой копейки, потраченных на нее! Мне очень часто приходилось слышать сетования о том, что трудно найти такую книгу, которая давала бы системное представление о развитии искусства от первобытности до наших дней. Эта книга как раз дает общее представление о ключевых моментах и фигурах в истории искусства. И дает в превосходной форме — точно, емко, образно, живым и интересным языком. Каждый рассказ — это попытка описать событие, эпоху, процесс создания произведения глазами очевидца.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Наташа Кайя, художник и искусствовед, автор книги «Играем в искусство» : « Это не массив фактов и поступков, только лёгкое дыхание искусства — импрессии и ощущения. Ни капли занудства в книге, ни намёка на усталость после двух часов чтения взапой.

Факты органично вплетены в повествование. Автор полностью погружает читателя в атмосферу: ты чувствуешь, какая на улице погода и откуда дует ветерок, проникаешься чувствами и мечтами художников, сопереживаешь их трудностям. Даже разговоры подслушать можно! Многие рассказы о конкретных мастерах начинаются с повествования о их детства. И правда, это же так близко каждому ребёнку! »

Эта книга о людях, живших в разные эпохи и в разных частях света, но обладавших удивительным даром изображать то, что их удивляло и волновало. Ее герои рисуют на скалах, на стенах, на дереве, на холсте, на бумаге. Они хотят превратить свои мысли и чувства во что-то живое и настоящее, что можно увидеть, потрогать, передать другим.

Все они говорят с нами, обычными людьми, на языке образов. И благодаря этой книге ваш ребенок научится лучше понимать этот язык — язык искусства, полюбит его всей душой и возможно однажды и сам создаст что-то, что сделает наш мир еще прекраснее.

Источник

Декоративная живопись, или Искусство украшать

О дно из ярких направлений изобразительного искусства — декоративная живопись. Её призвание — украшать. Её отличительные особенности — чистые цвета, логическое построение композиции, тщательно проработанные формы.

Латинское decus переводится как «украшение». В художественном искусстве это изысканные, отточенные детали, использование орнамента с целью украшения архитектуры или убранства помещений. К этому понятию относят витраж, фреску, мозаику, а также художественные работы с особым эффектом.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Живопись: декоративное искусство

Такие работы художники часто пишут на продажу. Обыватели очень положительно воспринимают такие картины. Декоративно-прикладная живопись им понятна: смысловой посыл на поверхности, изображение часто стилизированное, плюс картины идеально вписываются в интерьер.

Собственно, это живописное направление и имеет своей целью создание гармоничного сосуществования картины с другими составляющими интерьера. Но даже здесь есть свои законы построения формы, применения цвета. А перед художником всегда стоят две задачи: изобразительное решение и интерьерное.

Особенности и материалы

В этом направлении не ограничений в выборе материалов. Чаще всего художники применяют краски (гуашь, акрил, акварель), но также могут работать тушью, карандашом. Работа происходит по следующему алгоритму:

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Станковая и декоративная — в чём отличие?

Станковое искусство — свободолюбивое, очень самостоятельное. Оно ни к чему не привязано, оно обращено к зрителю. Станковая живопись имеет связь только с чувствами художника, а воплощается выбранными им средствами художественной выразительности. Характерно, что и формат такого произведения может быть любым. Он зависит только от видения, решения мастера. Размер станковой работы не подгоняется художником под параметры интерьера или формат его других работ.

Декоративное искусство имеет рамки. Здесь внимание уделяется уплощению пространства, колориту, стилизации, деформации объектов, применению контрастного цвета. Для таких работ обязательно логическое композиционное построение. Размер картин часто ограничивается определённым форматом.

Декоративная живопись: картины

Несмотря на некоторые ограничения живописцы могут создать свой стиль в этом художественном направлении. Обратите внимание на фигурные композиции Акжаны Абдалиевой. Художница с лёгкостью играет с формой, вводит орнаментальные фрагменты, стилизирует предметы. Её работы очень женственные, мягкие, уютные. При этом стиль художницы индивидуален и узнаваем.

Натюрморты Олега Давыдова сочные, солнечные. Похоже, у мастера не бывает плохой погоды. Даже «Вечер в Нижнем» настолько оптимистичен в цвете, что больше похож на многообещающее утро.

Произведения декоративно прикладного искусства разных художников о чем они рассказывают зрителю

Совсем другие по стилю натюрморты американской художницы Эрин Хансон. В её работах много экспрессивности, напора. Форма и цвет в картинах Эрин организуют единый ансамбль, в котором сольную партию исполняют только деревья.

Стильные натюрморты и пейзажи Олега Давыдова — яркий пример продаваемых произведений. Эти работы тщательно продуманные, технически очень качественные. Они без затруднений вписываются во многие интерьерные стили и при этом остаются самобытными.

А вы хотите научиться также интересно писать картины? Приходите к нам! Мы поделимся с вами опытом и поможем найти свой стиль.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *