Профориентационная игра что где когда

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

Активизация процесса профессионального самоопределения.

— Расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий.

— Повышение информированности о формах профессиональной подготовки и различных учебных заведениях.

1. Игра рассчитана на учащихся 7-11-х классов. Состав команды 4-6 человек.

2. Игра начинается с представления команд. Очередность представления определяется жеребьевкой.

3. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперников (Приложение).

4. Если команда не дает правильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. По решению жюри команде, болельщики которой дали правильный ответ, могут начисляться дополнительные баллы.

5. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Порядок проведения игры

Игра начинается со вступительного слова ведущего, который приглашает на сцену команды-участницы, объясняет порядок и условия проведения игры. Утверждается состав жюри. Ведущий приглашает капитанов команд для жеребьевки, которая определяет очередность представления команд.

Далее в течение 5-7 минут капитаны представляют свои команды, знакомят присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах, увлечениях и профессиональных планах.

После подведения итогов выполнения этого задания ведущий объявляет переход к следующему этапу игры.

Представители команд по очереди (согласно жеребьевке) подходят к игровому полю, на котором разложены конверты с вопросами и выбирают по одному вопросу команды-соперницы.

После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1-3 минуты. Первой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ не правильный, то предоставляется возможность дать ответ другой команде. В случае, когда игроки не знают ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопросы.

В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за интересные или оригинальные собственные вопросы, за активность болельщиков и т.д.

Игра неизменно вызывает интерес ребят, так как дает возможность проявить свои знания, способность к живой импровизации, умение принимать решение и брать ответственность на себя.

Источник

Примеры вопросов Что? Где? Когда? по профориентационной тематике

Примеры вопросов по профориентационной тематике

1. Вопросы с использованием «черного ящика»

Вопрос В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? Ответ: ложка. Музыканты-ложечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Вопрос Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. Ответ: Петр I – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, моряк и др. Блиц-игра (3 вопроса за 1 минуту, на обдумывание каждого вопроса – 20 сек.)

Вопрос Кто был профессионалом: – в литературе и медицине (ответ: А.П. Чехов); – в музыке и химии (ответ: А.П. Бородин); – в литературе и дипломатии (ответ: А.С. Грибоедов). Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Вопросы можно оформить более интересно.

Вопрос Звучит музыка из оперы «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкального произведения? Ответ: А.П. Бородин – химик. Источник: Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопрос Мальчик розу увидал, Розу в чистом поле, Аромат ее впивал, Любовался вволю. Эти строки принадлежат великому немецкому поэту Гете. В какой еще области человеческой деятельности известно его имя? Ответ: в области естествознания, а именно ботаники. Гете – автор работы «Опыт о метаморфозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам».

3. Вопросы с участием сказочных персонажей

Вопрос: Кем бы могли работать в наши дни: – Волк из сказки «Волк и семеро козлят» (ответ: пародистом). – Красная Шапочка (ответ: социальным работником). – Герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).

4. Вопросы с демонстрацией каких-либо предметов

Вопрос На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профессии пользовались данными средствами в своей работе? Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец – за щеку).

5. Вопросы, связанные с историей профессий

Вопрос В какую профессию сегодня превратилась профессия трубочиста? Ответ: слесарь-водопроводчик.

Вопрос Выдь на Волгу, чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется, То бурлаки идут бечевой. Кем работают сегодня представители этой профессии? Ответ: мотористами-рулевыми. 6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы. Вопрос «Работа у нас такая – доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача. В Ярославле есть профучилище и техникум, в которых можно получить эту профессию. Назовите профессию и учебные заведения. Ответ: профессия – повар. Ее можно получить в ПУ № 9, в торгово-экономическом техникуме. Пословица: «Добрый повар стоит доктора». Вопрос: Назовите профессию, имеющую место в современном производстве, определить которую поможет персонаж романа А. Дюма-отца «Королева Марго» Екатерина Медичи. Ответ: профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом производстве. 7. Вопросы-шутки Вопрос Какую профессию вы посоветуете выбрать двум очень разговорчивым женщинам, любящим говорить по поводу и без повода? Ответ: профессию трепальщицы, которая широко распространена в современном ткацком производстве.

Вопрос Что общего у ЭВМ с коровой? Ответ: профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и оператор машинного доения). Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей. Энциклопедический справочник. Минск, 1986. С. 286, 287.

Вопрос Мы на закате с поля возвращались, Ядреным потом стылый воздух пах. У каждого обветренно качалась По-за плечом рубашка на граблях. Назовите профессию человека, написавшего эти строки? Ответ: поэт.

8. Вопросы типа «Угадай профессию» Вопрос «Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою профессию». Ответ: дирижер.

Вопрос Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. Ответ: профессия машинист – машинистка.

Вопрос Представитель какой профессии управляет процессами: диффузией и ферментацией? Ответ: повар, кулинар-кондитер.

ПРОСЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Ведущий: Первый конверт Блиц Задание:

1. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? Актеры.

2. Какой водитель смотрит на землю свысока? Пилот.

3. Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? Спасателями.

Ведущий: Вопрос «черного ящика». Внесите черный ящик.

Вопрос: В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Внимание вопрос? Что лежит в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ло­жечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Ведущий: Видео вопрос: Какие на свете профессии есть? Их много, их – море, их – просто не счесть: Учитель, водитель, врач, адвокат, Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет… Их много, их – море, их – просто не счесть! Все важные в мире профессии есть!

Внимание вопрос: Назовите 5 основных типов классификаций профессий? Ответ: 1. Человек – природа 2. Человек – техника 3. Человек – человек 4. Человек – знаковая система 5. Человек – художественный образ

Ведущий: у нас простой вопрос

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел,

которыми он владел.

Ведущий: Ответ: Петр 1

Ведущий: Простой вопрос: «Работа у нас такая — доставлять людям радость». В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача.

Ответ: Повар, пословица: «Добрый повар стоит доктора»

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители, какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

Ведущий: Игра со зрителями: Я Вам буду называть профессии в мужском роде, Вы должны назвать эту же профессию, в женском и наоборот.

Данные орудие труда имеют одно название, но применяются в профессии штукатура моляра и врача лора, назовите эти предметы?

Ведущий: Ответ: шпатель строительный и медицинский.

Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”?

Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита?

Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? Ответ: Дровосек.

Ведущий: Уважаемые знатоки вопрос с выносом. Внесите предметы

На подносе выносятся крупа, чек, гиря, пачка влажных салфеток. Представители, какой профес­сии используют данные предметы в своей работе? Ведущий: Ответ: продавец.

Ведущий: И у нас музыкальная пауза (попурри из песен).

Ведущий: И мы продолжаем игру.

Видео вопрос: от Анастасии У.

Внимание ответ: Хочу, могу, надо.

Мы на закате с поля возвращались,

Ядрёным потом стылый воздух пах,

У каждого обветрено качалась по – за плечам

Рубашка на граблях.

Ведущий: Крутите, волчок и Вам достается простой вопрос

Внимание вопрос: Кто варит кроме повара? Минута пошла.

( Предварительные итоги) пословицы о труде.

Ведущий: И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть видео отчет по экскурсиям на предприятия и учебные заведения города.

Ведущий: Жюри подвело итоги и готовы огласить результаты. Награждение команд.

Рефлексия: Ребята вам понравилась наша игра? Какой вопрос на ваш

взгляд более интересный? Были ли трудные вопросы?

Источник

Игра по профориентации «Что? Где? Когда?»

ОГОБУ « Детский дом №2»

Игра по профориентации

Социальный педагог: О.И. Татунец

активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

1. Расширить знания учащихся о мире профессий;

2. Создать положительную мотивацию выбора профессии.

3. Воспитывать чувство коллективизма в игре.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители, мы рады приветствовать Вас на игре « Что? Где? Когда?» (заставка игры)

В игре будут участвовать 2 команды.

И я хочу представить Вам команду ______________ во главе с капитаном _____________, и команду______________ капитан_________________

_______________________ Капитаны, представьте нам свои команды (имя игрока и коротко о нем).

Команды представлены и мы переходим к следующему этапу игры.

Прошу команды занять свои места.

На игровом столе лежат конверты с вопросами.

Представители команд будут по очереди крутить волчок и выбирать вопрос. Это могут быть вопросы об истории профессии, о содержании или орудиях труда, об известных людях.

1.На обсуждение вопроса дается 1 минута.

2.За каждый правильный ответ вам засчитывают 1 балл.

3.За неверный ответ баллы не засчитываются.

5. Скрипичный ключ означает музыкальную паузу.

6. Информационная пауза.

7. Пауза – игра со зрителями.

Представление жюри: _______________________________________

Кто первый отгадает загадку, тому представится право первому крутить волчок.

Каких камней в море не встретишь? ( Сухих)

Первым крутит волчок капитан команды ___________
Ведущий: Первый конверт

1. Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? Актеры.

2. Какой водитель смотрит на землю свысока? Пилот.

3. Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? Спасателями.

Ведущий: Вопрос «черного ящика». Внесите черный ящик.

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Внимание вопрос? Что лежит в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ло­жечники; врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.

Какие на свете профессии есть?
Их много, их – море, их – просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и бюрократ,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет…
Их много, их – море, их – просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть!

Ведущий: У нас информационная пауза

Ведущий: В одной из сказок А. С. Пушкина царица пыталась узнать правду о себе, обращаясь к волшебному зеркалу: «Свет, мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи… »

В рамках профессионального выбора роль зеркальца из сказки нередко возлагается на психологические тесты. Многим кажется, что стоить взять специальный профориентационный опросник, заполнить его, и ты, как по волшебству, получишь ответ на вопрос – какую профессию выбрать

_Слово предоставляется специалисту отдела профориентации и профобучения центра занятости населения проводила тесты с воспитанниками. И сейчас нам хотелось бы узнать, сбылись ли прогнозы по предстоящему выбору профессии? (слово специалисту ЦЗН).

Ведущий: у нас простой вопрос

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ремесел,

которыми он владел.

Ведущий: Ответ: Петр 1

Ведущий: Простой вопрос:

«Работа у нас такая — доставлять людям радость».

В одной пословице эта профессия сравнивается с профессией врача.

Ответ: Повар, пословица: «Добрый повар стоит доктора»

На подносе выносятся скальпель, огурец, одеколон и ножницы. Представители, какой профессии пользовались данными средствами в своей работе?

Ответ: цирюльник. Он пользовался этими предметами во время бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

Ведущий: Игра со зрителями: Я Вам буду называть профессии в мужском роде, Вы должны назвать эту же профессию, в женском и наоборот.

Данные орудие труда имеют одно название, но применяются в профессии штукатура моляра и врача лора, назовите эти предметы?

Ведущий: Ответ: шпатель строительный и медицинский.

Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”?

Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита?

Человек, какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку?

Ведущий: Уважаемые знатоки вопрос с выносом. Внесите предметы

На подносе выносятся крупа, чек, гиря, пачка влажных салфеток. Представители, какой профес­сии используют данные предметы в своей работе?

Ведущий: Ответ: продавец.

Ведущий: И у нас музыкальная пауза (попурри из песен).

Ведущий: И мы продолжаем игру.

Видео вопрос: от Анастасии У.

Внимание ответ: Хочу, могу, надо.

Мы на закате с поля возвращались,

Ядрёным потом стылый воздух пах,

У каждого обветрено качалась по – за плечам

Рубашка на граблях.

Ведущий: Крутите, волчок и Вам достается простой вопрос

Внимание вопрос: Кто варит кроме повара? Минута пошла.

( Предварительные итоги) пословицы о труде.

Ведущий: И пока жюри подводит итоги, я предлагаю вам посмотреть видео отчет по экскурсиям на предприятия и учебные заведения города.

Ведущий: Жюри подвело итоги и готовы огласить результаты. Награждение команд.

Рефлексия: Ребята вам понравилась наша игра? Какой вопрос на ваш

взгляд более интересный? Были ли трудные вопросы?

Источник

Сценарий игры по познавательному развитию «Что? Где? Когда? по теме: «Профессии»

Сценарий игры по познавательному развитию

«Что? Где? Когда? по теме: «Профессии»


Цель:

Систематизация знаний детей о людях разных профессий.

Направление «Физическое развитие»

-Здоровье: закрепление знаний о важности и необходимости профессий и их влиянии на здоровье.

-Физическая культура: закреплять умение соблюдать заданный темп упражнений; развивать мелкую моторику рук через выполнение заданий по раскладыванию картинок, штриховки, соединение линий.

Направление «Социально — личностное развитие»

-Социализация: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.

-Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

-Безопасность: закреплять правила безопасности работы с инструментами (молоток, иголка, пила, ножницы и пр.).

Направление «Познавательно — речевое развитие»

-Познание: Продолжать учить узнавать и называть профессии; уточнить представление детей о современных профессиях (спасатель, архитектор, телеоператор и др.).

-Коммуникация: Упражнять в умении вести диалог, высказывать свое мнение, приводить четкие аргументы в доказательство своей гипотезы;

воспитывать уважение к людям разных профессий; продолжать развивать внимание, воспитывать выдержку, умение слушать товарищей; закреплять умение согласовывать существительные в роде, числе, падеже (шприц — врачу, молоток — плотнику…).

Направление «Художественное — эстетическое развитие»

-Художественное творчество: закреплять навык работы с карандашами, аккуратное проведение линий; дорисовывать изображения.

-Музыка: продолжать приобщать детей к музыкальной культуре; воспитывать эстетический вкус.

Наблюдение за людьми разных профессий; чтение рассказов о профессиях; рассматривание иллюстраций; составление описательного рассказа; сюжетно-ролевые игры.

Словарная работа: пополнить словарь детей

(профессия, скорняк, доярка, рыбак, тракторист, режиссер, актер, плотник, знатоки, пахарь, ветеринар).

звуковое сопровождение игры, медали «Золотой филин», иллюстрации профессий и предметы, черный ящик, угощение, яйцо, песочные часы (2 минуты), ребусы на карточках, конверты с заданиями

-Начинаем нашу игру. Право вращать волчок предоставляется …. (имя ребенка).
Против знатоков играет Винни-пух (педагог вскрывает конверт, читает задание). Скажите, о людях каких профессий говорится в этих загадках?

Загадки о профессиях:

У него товаров горы:

Всё он людям продаёт. (Продавец.)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Выпишет капли и витамины. (Врач.)

Школьников он приучает к порядку,

Он проверяет ребячьи тетрадки.

Учит детей и читать, и писать,

Складывать числа и вычитать. (Учитель.)

С малышами я вожусь, Никогда я не сержусь.

С ними я люблю играть,

Заниматься и гулять. (Воспитатель.)

Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Кто следит за чистотой? (Дворник.)

Мы работаем бригадой.

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Строители.)

Феном, щёткой и расчёской

Ловко сделает причёску. (Парикмахер.)

Вот бушует пламя. Дым валит столбом,

«01» мы набираем. Кого на помощь мы зовём? (Пожарный.)

И отчёты составляет.

Ничего не пропадёт. (Бухгалтер.)

Он на помощь к вам придёт.

Вас от гибели спасёт. (Спасатель.)

Должен знать он очень много,

Потому что он . (артист.)

Работник этот хоть куда

Сопровождает поезда. (Железнодорожник.)

Не художник он, но краской

По картинам он не мастер,

Мастер он по стенам ! (Маляр.)

Конкурс против знатоков играет заяц их мультфильма «Ну погоди».

«Чем похожи и чем отличаются некоторые профессии?»

А 2команда расскажет нам, чем похожи и отличаются профессии полицейского и пожарного. (Ответы команд)

Этот конкурс для вас и называется «Словесная дуэль» конкурс капитанов

Источник

Профориентационная игра на тему: «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?» может быть использована в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 7—11 классов.

Задачи: активизация процес­са профессионального самоопре­деления; расширение представлений о различных сферах труда, мире профессий; повышение ин­формированности о формах про­фессиональной подготовки и раз­личных учебных заведениях.

Материалы и оборудование: игровое поле, рулетка, секундо­мер, конверты с вопросами, реквизит для представления во­просов, музыка, табло результа­тов.

1. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

На этом этапе активно работа­ют и учащиеся, и организаторы. В школах формируются команды из числа заинтересованных и эрудированных ребят. Организа­торы игры проводят с участника­ми несколько консультаций, где рассказывают об особенностях игры, о том, как конструировать вопросы. Главная задача школьников на подготовительном этапе — разработка вопросов с профориентационным содержанием. Готовя вопросы, они знакомятся с мно­гообразием мира профессий, ис­торией их возникновения, содер­жанием, условиями труда, с тре­бованиями, предъявляемыми к человеку. Ребята обращаются к специальной литературе, встре­чаются и общаются со специали­стами.

Таким образом они получают и усваивают знания о мире профес­сий и о конкретных профессиях, расширяют свой кругозор.

Процесс подготовки вопросов служит своеобразной разминкой, настраивает участников на игру.

Мы считаем, что самостоятель­ная подготовка вопросов ребята­ми — это принципиально важный момент всей игры. Поэтому край­не нежелательно выставлять на игру вопросы, подготовленные не участниками команд, а ее орга­низаторами.

Организаторы на подготови­тельном этапе ведут переговоры с командами, оказывают им кон­сультативную помощь, контроли­руют готовность, приглашают представителей профессиональ­ных учебных заведений, находят спонсоров (организации, заинте­ресованные в рекламе своих про­фессий), готовят и оформляют помещение, планируют размеще­ние рекламных стендов (столов) для представителей профессио­нальных учебных заведений, готовят таблички с указанием их названия.

Заранее необходимо проду­мать призы и награды победите­лям. Лучше всего, если призы будут смешными, тогда проиграв­шим будет не так обидно — смех компенсирует разочарование от проигрыша.

Любая игра проводится по пра­вилам, которые могут изменять­ся в зависимости от конкретных условий. Они определяют общий ход игры, атмосферу в зале и на­строение участников.

Примерные правила игры «Что? Где? Когда?»

1. В игре могут принимать уча­стие одновременно две, три или четыре команды. Это могут быть команды классов, школ или рай­онов города. Игра рассчитана на учащихся 7-11 классов. Состав команды 4—6 человек.

2. Игра начинается с представ­ления команд (Приложение 1). Очередность представления оп­ределяется жеребьевкой.

3. Каждая команда выставляет на игру по 6 своих вопросов и отвечает на 6 вопросов соперни­ков (Приложение 2). Вопросы до начала игры передаются органи­заторам.

4. Если команда не дает пра­вильного ответа, то на вопрос могут отвечать болельщики. Это правило дает возможность акти­визировать всю аудиторию и включить ее в игру. По решению жюри команде, болельщики кото­рой дали правильный ответ, мо­гут начисляться дополнительные баллы.

5. Побеждает команда, набрав­шая наибольшее количество бал­лов.

6. Во время пауз может звучать информация о профессиональных учебных заведениях, музыкальные заставки, ребята могут выступить с номерами художественной самодеятельности.

Создать атмосферу игры и со­хранить ее в течение всего вече­ра — важнейшая задача ведуще­го. Для этого он должен заранее тщательно познакомиться со все­ми вынесенными на игру вопро­сами, с командами участников, с учебными заведениями, спонсо­рами и их рекламой.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ

Игра начинается со вступитель­ного слова ведущего, который приглашает на сцену команды-участницы, представляет гостей игры — спонсоров, представите­лей профессиональных учебных заведений и предприятий, объяс­няет порядок и условия проведе­ния игры.

Утверждается состав жюри из числа учителей, представителей профессиональных учебных заве­дений и школьников. Члены жюри самостоятельно выбирают пред­седателя, который следит за со­блюдением правил игры и точно­стью подсчета результатов, при­нимают систему оценок. Ведущий приглашает капитанов команд для жеребьевки, которая опреде­ляет очередность представления команд.

Далее в течение 5—7 минут ка­питаны представляют свои ко­манды, знакомят присутствующих с игроками, коротко рассказывая об их интересах и увлечениях, о профессиональных планах. Пос­ле подведения итогов выполне­ния этого задания и занесения результатов на табло ведущий объявляет переход к следующе­му этапу игры.

Представители команд по оче­реди (согласно жеребьевке или по желанию) подходят к игрово­му полю, на котором предварительно разложены в конвертах все вопросы, и выбирают по од­ному вопросу команды-соперни­цы (для поддержания игровой ситуации желательно использо­вать рулетку, например, как в игре «Поле чудес»).

После того как будет задан вопрос, звучит гонг. Время на подготовку ответа определяется решением жюри в начале игры и может составлять 1-3 мин. Пер­вой отвечает команда, которая быстрее всех подготовила ответ. Если ответ неправильный (точ­ность ответа определяет жюри), то предоставляется возможность дать ответ другой команде.

В случае, когда игроки не зна­ют ответа на вопрос или дают неверный ответ, ведущий обращается к болельщикам.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут заданы все вопро­сы.

Игра неизменно вызывает большой интерес ребят, так как дает возможность проявить свои знания, способность к живой им­провизации и расчетливому рис­ку, умение быстро принимать ре­шение и брать ответственность на себя.

Успех игры во многом опреде­ляют заложенные в ней дина­мизм, высокий интеллектуальный накал и принцип соревнования.

Музыкальное оформление со­здает особую атмосферу в зале, на фоне которой хорошо усваи­вается и прочно запоминается предлагаемая информация.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В конце игры жюри подводит окончательные итоги. Работа жюри может строиться по любому прин­ципу, например по трехбалльной системе оценки.

Оценка ответов на вопросы ко­манд-соперниц:

3 балла — за правильный и пол­ный ответ;

2 балла — если ответ не совсем точный;

1 балл — за правильный ответ, данный болельщиками команды.

Если дан неправильный ответ или у команды и ее болельщиков нет ответа, балл не присуждает­ся.

Правильный ответ зачитывает­ся председателем жюри или представителем команды, на чей вопрос ребята не смогли отве­тить.

Кроме того, по решению жюри могут начисляться дополнительные баллы за интересные или ориги­нальные собственные вопросы, за активность болельщиков и т.д.

Команда-победительница оп­ределяется по наибольшему ко­личеству набранных баллов. По­бедители награждаются призами (в награждении могут принимать участие спонсоры).

Кроме того, при подведении итогов жюри может отметить луч­шего игрока, самого активного болельщика и т.д.

Представители профессио­нальных учебных заведений и предприятий могут дополнитель­но учредить свои призы.

Для участия в игре каждая коман­да должна подготовить по 6 вопро­сов о профессиях. Это могут быть вопросы об истории или перспективах развития профессии; о со­держании или орудиях труда; о требованиях, которые предъявля­ются профессией человеку; об известных людях, достигших в своей профессии высоких или необычных результатов.

Главные требования к вопросам:

1. Вопрос должен касаться со­держания профессии или специ­альности.

2. Необычность и красочность формы представления вопроса.

3. Четкий, строгий, однозначный ответ (при необходимости со ссыл­кой на литературный источник).

Существует несколько типов вопросов. С ними нужно познако­мить участников команд при под­готовке к игре (Приложение 2).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

Приложение 2 ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ТЕМАТИКЕ

1. Вопросы с использова­нием «черного ящика»

В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике?

Ответ: ложка. Музыканты-ло­жечники; врач в домашних усло­виях проверяет зев больного обычной ложкой; сталевары бе­рут пробу стали специальной ложкой.

2. Вопросы об известных людях, которые достигли про­фессиональных высот в са­мых разнообразных областях:

Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя и не менее 6 ре­месел, которыми он владел.

М.: Аванта +, 1995. С. 496.

Кто был профессионалом:

— в литературе и медицине (ответ: А. П. Чехов);

— в музыке и химии (ответ: А. П. Бородин);

в литературе и дипломатии -(ответ: А.С. Грибоедов).

Источник: Малый энциклопеди­ческий словарь Брокгауза и Ефрона.

Вопросы можно оформить бо­лее интересно.

Звучит музыка из оперы «Князь Игорь». Какой еще профессией владел автор данного музыкаль­ного произведения?

Источник: Малый энциклопеди­ческий словарь Брокгауза и Еф­рона.

Мальчик розу увидал,

Розу в чистом поле,

Эти строки принадлежат вели­кому немецкому поэту Гете. В ка­кой еще области человеческой деятельности известно его имя?

Ответ: в области естествозна­ния, а именно ботаники. Гете — автор работы «Опыт о метамор­фозе растений». В приведенном четверостишии, таким образом, дается подсказка «знатокам».

Источник: Советский энциклопе­дический словарь. М., 1989. С. 299.

3. Вопросы с участием сказочных персонажей

Кем бы могли работать в наши дни:

• Волк из сказки «Волк и семе­ро козлят» (ответ: пародистом)

• Красная Шапочка (ответ: со­циальным работником)

• Герой мультфильма «Канику­лы в Простоквашино» кот Матроскин (ответ: коммерсантом, живот­новодом, председателем колхоза).

На подносе выносятся скаль­пель, огурец, одеколон и ножницы. Представители какой профес­сии пользовались данными сред­ствами в своей работе?

Ответ, цирюльник. Он пользо­вался этими предметами во вре­мя бритья и стрижки клиентов (огурец — за щеку).

5. Вопросы, связанные с историей профессий

В какую профессию сегодня превратилась профессия трубо­чиста?

чей стон раздается

Над великою русской рекой?

То бурлаки идут бечевой.

Кем работают сегодня предста­вители этой профессии?

Источник: Мир профессий: Че­ловек — техника.

М.: Молодая гвардия, 1978. С. 290.

6. Вопросы на основе пословиц, поговорок, произведений живописи и литературы

«Работа у нас такая — достав­лять людям радость». В одной пословице эта профессия срав­нивается с профессией врача. В Ярославле есть профучилище и техникум, в которых можно полу­чить эту профессию. Назовите профессию и учебные заведения.

Пословица: «Добрый повар сто­ит доктора».

Источник: Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь.

М.: Школа-Пресс, 1994. С. 391.

Назовите профессию, имеющую место в современном производ­стве, определить которую помо­жет персонаж романа А. Дюма-отца «Королева Марго» Екатери­на Медичи.

Ответ, профессия травильщицы, широко распространенная в современном химическом произ­водстве.

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей.

Энциклопедический справоч­ник. Минск, 1986. С. 391.

Какую профессию вы посове­туете выбрать двум очень разго­ворчивым женщинам, любящим говорить по поводу и без пово­да?

Ответ, профессию трепальщи­цы, которая широко распростра­нена в современном ткацком про­изводстве.

Что общего у ЭВМ с коровой?

Ответ, профессия человека, их обслуживающего, называется оператор (оператор ЭВМ и опе­ратор машинного доения).

Источник: 2000 профессий, специальностей, должностей.

Энциклопедический справоч­ник. Минск, 1986. С. 286, 287.

с поля возвращались,

Ядреным потом

стылый воздух пах.

У каждого обветренно качалась

По-за плечом

рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки? Ответ, поэт.

8. Вопросы типа «Угадай профессию»

«Моя профессия на ваш взгляд может показаться легкой, но от нее зависит работа целого кол­лектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще встречаются с моей спиной. Назовите мою про­фессию».

Назовите профессию, содержа­ние которой полностью меняет­ся, как только она переходит из мужских рук в женские.

Ответ, профессия машинист — машинистка.

Представитель какой профес­сии управляет процессами: диф­фузией и ферментацией?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *