Профильная дисциплина это что
Профильная дисциплина это что
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
Департамент профессионального образования разъясняет, что решением Коллегии Минобрнауки России от 25 января 2011 года (протокол N ПК-2вн) вузам дано право самостоятельно устанавливать профили основных образовательных программ (ООП) бакалавриата и специализации ООП подготовки специалистов, если в структуре соответствующих ФГОС ВПО профили (специализации) не определены.
В настоящее время Департамент профессионального образования осуществляет процедуру внесения соответствующих изменений в пункт 7.1 всех ФГОС по направлениям подготовки (специальностям) для программ бакалавриата и программ подготовки специалиста, а также в пункт 1 и пункт 2 Письма Департамента государственной политики в сфере образования от 13 мая 2010 года N 03-956.
Порядок реализации вузами профилей (специализаций) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) приведен в приложении.
Порядок формирования реестра профилей и специализаций ООП ВПО, правила учета профилей (специализаций) в государственной образовательной статистике, порядок мониторинга качества реализации вузами профилей (специализаций) и взаимодействия вузов в рамках государственно-общественных объединений будет доведен до вузов до 1 июня 2011 года.
Директор Департамента профессионального образования | Т.М. Давыденко |
Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 31 марта 2011 г. N 12-532
О порядке реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста)
1. Общие положения
1.1. Профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) являются частью направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования, в рамках которого (которой) они реализуются, и предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности.
Профили (специализации) по наименованию и содержательному наполнению должны развивать наименование и содержание соответствующего направления (специальности). Наименование профиля (специализации) не должно совпадать с наименованием других направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования.
1.4. Профили (специализации) ООП указываются в приложении к диплому о высшем профессиональном образовании.
2. Порядок установления и классификации профилей (специализаций).
Структура и содержание профилей (специализаций)
2.1. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает профиль (специализацию) ООП бакалавриата (подготовки специалиста) или выбирает его из списка профилей, рекомендованных примерной основной образовательной программой по соответствующему направлению подготовки (специальности), если профили (специализации) ООП по этому направлению подготовки (специальности) не определены во ФГОС ВПО.
Если по направлению подготовки (специальности) имеются две и более примерных основных образовательных программ, вузы могут ориентироваться на перечень профилей (специализаций), представленных в данных примерных ООП.
Вузы могут разработать основные образовательные программы и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
2.2. Если профили (специализации) ООП установлены во ФГОС ВПО по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), вуз должен выбирать профили (специализации) из указанных во ФГОС. Введение новых профилей (специализаций) в этом случае осуществляется через процедуру внесения изменений во ФГОС ВПО.
Вузы, получившие право реализации ООП на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов (ОС) при разработке ОС и ООП по направлениям подготовки (специальностям), для которых профили (специализации) определены во ФГОС ВПО, имеют право самостоятельно устанавливать профили (специализации) ООП бакалавриата (подготовки специалистов).
2.3. Если перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ООП определен во ФГОС, вуз должен обеспечить студенту освоение этих компетенций в соответствии с профилем (специализацией) подготовки. Если во ФГОС перечень профильных (специализированных) компетенций не определен, вуз определяет перечень этих компетенций самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы.
2.4. Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются высшим учебным заведением самостоятельно или в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программы на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности), в рамках которого реализуется профиль (специализация).
2.5. Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых высшими учебными заведениями, в котором устанавливаются правила классификации и кодификации профилей подготовки (специальностей) для учета их в государственной образовательной статистике.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2011 г. N 12-532 «О профилях и специализациях ООП высшего профессионального образования»
Текст письма опубликован в журнале «Администратор образования», 2011 г., N 10
Обзор документа
Вузам предоставлено право самостоятельно устанавливать профили (специализации) основных образовательных программ (ООП) бакалавриата (подготовки специалиста), если они не определены в структуре соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Определен порядок реализации вузами названных профилей (специализаций).
Профили (специализации) ООП являются частью направления подготовки (специальности) ВПО, в рамках которого (которой) они реализуются. Они предполагают получение обучающимся более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков.
Профиль (специализация) отражает направленность ООП вуза на конкретный вид, объект и (или) задачи профессиональной деятельности, определенные ФГОС ВПО или самостоятельно установленным вузом образовательным стандартом.
Вузы могут разработать ООП и без указания профиля подготовки, специализации (программы широкого профиля).
Вуз может самостоятельном определить перечень компетенций выпускника для профильной (специализированной) части ОПП, если во ФГОС он не установлен.
Структура и содержание профильной (специализированной) подготовки формируются вузом самостоятельно на основе требований к структуре ООП, установленных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности).
Вуз для решения названных задач может обратиться и к примерной ООП.
Департамент профессионального образования Минобрнауки России организует ведение Реестра профилей (специализаций) ООП, реализуемых вузами. В нем устанавливаются правила их классификации и кодификации для учета в государственной образовательной статистике.
Профильное образование: определение, особенности
Необходимость обновления процессов, обеспечивающих получение среднего образования в России, назрела достаточно давно. Функционирующая преимущественно на базе советских наработок учебная система безнадежно устарела. Она не только игнорирует цифровизацию общества, но и не может полноценно подготовить школьников к сдаче ЕГЭ (большинство учеников старших классов вынуждены прибегать к услугам репетиторов).
Несмотря на общую «закостенелость», Министерство образования все же пытается внести изменения в устоявшиеся порядки. Одним из нововведений, призванных помочь выпускникам в определении будущей профессии, является введение профильной ориентации старшеклассников.
Острая проблема отсутствующего профильного обучения
Сформированная в России система среднего образования охватывает широкий круг дисциплин, поскольку направлена то, чтобы ученики получали всесторонние знания. Равномерное распределение нагрузки между предметами абсолютно оправдано до момента перехода в 10 класс, когда приходит время выбирать специализацию, с которой старшеклассник хотел бы связать жизнь.
В западных образовательных учреждениях на этом этапе к работе с подростками подключается педагог по профильной ориентации. Основываясь на многочисленных тестах и личном общении, наставник помогает молодым людям определиться с вектором дальнейшего развития и подсказывает, на какие предметы стоит обратить повышенное внимание.
Такая система позволяет подросткам увидеть будущую профессию еще в школе, чтобы сконцентрироваться на дисциплинах, которые придется сдавать при поступлении в вуз. Вместе с тем нагрузка, связанная с другими занятиями, снижается.
В российских же школах до недавнего времени подростки в 10-11 классах тратили одинаковое количество времени на подготовку ко всем предметам вне зависимости от того, какие именно ЕГЭ они собирались сдавать.
Профильное образование как путь к выбору профессии
Профильное образование – это система обучения, направленная на раскрытие потенциала каждого ученика. При таком подходе образовательный процесс максимально персонализируется и подстраивается под способности, темперамент, интересы, увлечения и особенности молодых людей.
Согласно концепции профильного образования, учебная программа должна быть гибкой и предлагать ученикам (помимо общеобразовательных дисциплин) освоение дополнительных предметов, соответствующих выбранной специализации. Так, например, если школьник тяготеет к филологии, в его расписание можно добавить историю языка, языкознание, основы семантики, лингвистику и т.д.
Кроме того, прекрасным подспорьем для глубокого освоения будущей профессии являются элективные курсы – вспомогательные занятия на выбор учащегося. Это могут быть как программы, связанные со специальностью, так и дисциплины общей направленности. Они реализованы преимущественно в форме персональных проектов, которые ученики выполняют под присмотром наставника в течении одного-двух лет.
Какие дисциплины считаются профильными?
Согласно государственным образовательным стандартам, российские школы обеспечивают реализацию учебных планов по 5 профилям:
Подойдет для подростков, тяготеющих к изучению языков, а также интересующихся историей. Помимо родной и иностранной литературы, предполагает углубленное освоение права и обществознания;
В его основе лежат все разделы математики (в том числе мат. анализ), география и право. Дополнительно включен курс экономики.
Как и экономико-социальный, опирается на математику. Вспомогательными дисциплинами являются химия и биология;
На него стоит обратить внимание школьникам, которым нравятся уроки информатики и физики.
Не предполагает углубленного изучения каких-либо предметов. Базовый учебный план идеален для тех школьников, чьи увлечения не входят ни в одну из перечисленных выше групп предметов.
Обязательные для всех учащихся дисциплины это: русский и иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), литература, история, ОБЖ, физкультура и астрономия.
Особенности профильного образования
Специфика профориентации в российских школах заключается в том, что после сдачи экзаменов в 9 классе оставшиеся для дальнейшего обучения подростки выбирают класс по одному из направлений, которые определило учебное заведение. Т.е. изначально список профилирующих областей отбирает именно школа.
В небольших образовательных учреждениях, где всего 2-3 старших класса, специализации обычно следующие: естественные науки, филология, универсальный профиль. Соответственно ученикам, интересующимся творчеством, IT-технологиями, психологией и т.д., все равно придется делать выбор из перечисленных выше направлений.
Комплектация профильных классов происходит на объективной и прозрачной основе, поскольку каждая школа имеет нормативный акт, в котором четко обозначены условия приема в старшие классы.
Преимущества профильного образования
Профориентация на самом деле помогает старшеклассникам, потому что:
Если говорить о недостатках профильного образования, то единственный по-настоящему достойный внимания вопрос – сильная временная загрузка школьника. Однако реальная польза от внедрения профильных классов сильно превышает имеющийся минус.
Что такое профильные предметы и как их выбрать?
Содержание
Чтобы поступить в университет на основании результатов ЕГЭ, нужно учитывать, что специализация зависит от выбранных предметов, которые студент сдавал. Комбинация различных 2-4 предметов может скорректировать выбранное направление. К тому же, существуют профильные классы, о которых необходимо знать для выбора дальнейшей профессии. Они и помогают усвоить программы, которые будут изучаться в ВУЗах. Также профильные лицейские классы помогают скооперироваться с факультетами ВУЗов, которые помогают студентам поступить.
Что такое профильный класс?
Профильный класс – это обучение в старших классах с определённым уклоном, куда ученики поступают для изучения более углублённых предметов. Например, профильных лингвистический класс будет делать упор на изучение языковых основ, а не только грамматики. Лицеи, гимназии и образовательные центры также имеют право проводить школьную подготовку:
В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1756-р и Концепцией модернизации российского образования, были созданы «системы специализированной подготовки». Это и есть профильное обучение в старших классах, которое необходимо тем, кто изначально решил, куда поступить и на какую специальность.
Важно! Даже окончив профильный класс с математическим уклоном, абитуриент вправе поступить на факультеты юриспруденции, лингвистики и не только. При этом класс по определённому профилю не может заставить ученика сдавать предметы, которые изучались по программе усиленной подготовки. То есть, если ученик окончил лингвистический класс, он может сдавать профильную математику, если уверен в своих силах. Результаты ЕГЭ будут влиять на возможность поступления. Профили школьного обучения на это не влияют никоем образом.
Выбор дальнейшего направления
В конце 9 класса ученики должны выбирать заранее, куда они хотят поступить. Желательно при этом учитывать особенности поступления:
Исходя из этого нужно выбирать профильный предмет, который можно выучить в школе. В противном случае можно пойти на курсы. Профиль класса не всегда влияет на поступление, если только это не актёрская школа и не школа мастерства, после которой можно поступить в ВУЗ. Кстати, если абитуриент желает поступить по программе специалитета, он может выбрать 2 разных предмета для сдачи ЕГЭ, но с ними нельзя поступить на бакалавриат, если не удастся поступить с первого раза.
Чтобы быть зачисленным в профильный класс, нужно дождаться комплектования направлений, которые будут преподаваться ученикам. Также школьники могут самостоятельно выбрать предметы для изучения, чтобы сформировать свой класс по конкретным профилям.
Выбор специальностей – сотрудничество с ВУЗами
Поскольку многие школьные программы в профильных классах заранее программируются ВУЗами, то можно уже в старших классах выбрать профильные предметы для поступления на факультеты университетов:
ВУЗ и вид обучения
Математические и физические науки
МАДИ – ВУЗ предоставляет бессрочный договор на образовательные процессы в рамках ГОУ СОШ. Технический ВУЗ принимает абитуриентов, которые участвуют в олимпиадах по физике и математике. Некоторые могут быть зачислены на льготных условиях.
Российский государственный ВУЗ также предоставляет обучение в профильных классах, кто желает поступить на математические и физические науки. Для прикладных наук нужно сдавать профильную математику. Также в рамках ускоренного обучения можно заранее составить списки льготников и выделить бюджетные места для них.
Для сдачи ЕГЭ нужно выбрать любой предмет, который будет отнесён не к точным, а гуманитарным наукам. Предпочтение отдаётся всем ученикам, кто сдаёт географию, историю, иностранный язык и обществознание.
Московская финансово-промышленная академия разработала несколько программ обучения для прикладных наук и гуманитария. Можно поступить на экономические игры, принять участие в тестированиях для 9 и 11 классов, получить сертификаты и поступить, как льготник.
Во всех программах от ВУЗов есть профильные программы:
Выбрав один из вышеуказанных предметов, нужно помнить, что именно он задаёт профиль обучения. То есть, обществознание является профильным предметом, вместе с которым можно сдать ещё 1 дополнительный, чтобы поступить на ту или иную специальность. Физика и математика также являются профильными, однако последнее может быть прикладной в рамках профиля математических наук.
Профильная дисциплина это что
Перед преподавателями лицея стоит задача воспитания всесторонне развитых, эрудированных, способных самостоятельно принимать решения и отвечать за них, членов общества. Чтобы помочь каждому лицеисту раскрыть его личностные качества и способности, используется дифференцированный подход через профилирование обучения и проектно-исследовательскую деятельность учащихся. В основу разработанной системы профилирования и сквозной программы применения проектно-исследовательской деятельности учащихся на протяжении всего обучения в лицее положена концепция непрерывности образования в системе школа-вуз. Понятие «профиль» увязано с группой специальностей, а конкретизация обучения по специальности осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности. В настоящее время учебно-техническая база лицея позволяет работать по четырем учебным планам, соответствующим четырем профилям. Каждый профиль охватывает определенный вид специальностей: Распределение выпускников лицея по специальностям иллюстрирует приведенная ниже диаграмма: Схема профилированияЗаметим, что в лицее разработана гибкая система формирования профильных групп. В зависимости от способностей и качества знаний учащихся параллели в целом, желания учащихся и родителей, а также других обстоятельств, возможны следующие варианты: Обучение в 10-м классе можно назвать предпроектной стадией, хотя часть учеников начинает выполнять проектно-исследовательскую работу уже в 10-ом классе. В 11-ом классе ребята могут продолжать посещать выбранную профильную дисциплину, а могут изменить профиль. Профильные дисциплины для 10-х классов 2004/5 учебного годаДля каждого лицеиста 10-ого класса профильная дисциплина является обязательным предметом, на который отводится 2 часа в неделю. В конце учебного года проводится итоговая контрольная работа или итоговый зачет. Оценка вносится в Аттестат зрелости.
Профильные дисциплины для 11-х классов 2004/5 учебного годаВ 11-ом классе на профильную дисциплину отводится 2 часа в неделю в I полугодии. В конце I полугодия проводится итоговая контрольная работа или итоговый зачет по профильной дисциплине. Оценка вносится в Аттестат зрелости. Тема исследовательской работы выбирается лицеистом независимо от того, какую профильную дисциплину он осваивает. Обязательные предметы в вузе: формы изучения, исследования и пр.Образовательная программа по любому направлению подготовки предусматривает выделение два блока изучаемых дисциплин.: обязательная и вариативная. Образовательная программа по любому направлению подготовки предусматривает выделение два блока изучаемых дисциплин.: обязательная и вариативная. Обязательная часть распространяется на всех студентов поголовно и не зависит от их желания или мотивации, стремления к новым знаниям. Вариативная часть действует далеко не во всех профессиональных заведениях. Она предполагает, что учащиеся имеют право самостоятельно выбирать некоторые дисциплины для обучения, формируя тем самым багаж навыков и знаний, расширяя собственные возможности и горизонт профессиональной пригодности. Чаще всего вариативный блок образовательной программы представлен в виде углубленного раздела или научного направления, общей (широкоформатной) дисциплины. Какие предметы называют обязательными?Наверняка каждый из Вас не раз задавался вопросом, будучи как первокурсником, так и студентом старших курсов: зачем мне этот предмет? Притом в большинстве случаев данный вопрос возникает в отношении предметов, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к выбранной специальности или сфере. Обязательными дисциплинами называют те науки и их области, которые предусмотрены учебным планом и действующими образовательными стандартами. Миссия таких разделов может быть разной: Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обязательные предметы в колледже или вузе могут быть двух видов: Изучение обязательных дисциплин Первый – общеразвивающий, призванный предоставить общие представления по специализации, научить пользоваться информацией, грамотно ею оперировать. Здесь обретаемые познания носят общий характер и помогают студенту закрепить уже пройденный материал, частично углубить знания, развить математические, аналитические и иные качества с учетом будущей профессии. Второй – профессиональный, то есть непосредственно связанный с будущей профессией, который способствует развитию конкретных профессиональных качеств и навыков, пригодных в трудовой жизни, необходимых для выполнения рабочих обязанностей. Этот блок узкоспециализированный и помогает студентам обрести реальные профессиональные навыки, без которых он просто не сможет устроиться на работы по специализации. Общеразвивающие обязательные предметы и их роль в профессиональном образованииОбщий модуль способствует постепенной выработке конкретных личностных и профессиональных качеств, необходимых для более глубокого погружения в осваиваемую профессию. Для того чтобы приступить к любому делу, необходима определенная база. Например, перед поступлением в вуз абитуриент строит свою траекторию: изучает правила приема, выделяет дисциплины (вступительные испытания) и начинает усиленно по ним заниматься. Здесь начинает формироваться та самая «основа», которая в дальнейшем совершенствуется и пополняется новыми знаниями и умениями. Какие предметы изучают все студенты независимо от выбранного направления? К числу общеразвивающих дисциплин, входящих в состав любой программы и специализации, можно отнести: Нередко в общеразвивающий блок обязательных предметов также включают «патриотические» и спортивные дисциплины: история, обществознание, политология, социология и пр. Все они призваны углубить познания и расширить кругозор студентов, описать им «схожие ситуации» и ранние методы их решения, научить определять причинно-следственные связи и выявлять конкретные тенденции и пр. Нужна помощь преподавателя? Мы всегда рады Вам помочь! Физическая культура – незаменимая дисциплина, способная развить не только интеллектуальные, но и спортивные возможности: ориентация в пространстве, реакция (скорость реагирования, внимание) на происходящие вокруг явления, развитие силы воли, выносливости, укрепление здоровья и иммунитета, в отдельных направлениях подготовки – спортивная подготовка приобретает более значимый вид (например, по программе «Правоохранительная деятельность»). Профессиональный обязательный блок в подготовке специалистов при ссузах и вузахОбязательной частью становления любого специалиста является погружение в узкоспециализированные предметы, состав и объем которых определяется с учетом учебного плана, подготовки преподавательского состава ссуза или вуза, а также паспортом специальности, условиями аккредитации, ГОСТами и пр. Все основные профессиональные навыки и качества прививаются в базовой форме, то есть в достаточном для работы минимуме. В рамках магистерских программ происходит более глубокое погружение в профессиональную область с акцентом на научно-исследовательские возможности и перспективы, практические занятия и прохождение практики на базе действующих предприятий. Профессиональная обязательная подготовка Профессиональная обязательная подготовка при колледжах и вузах акцентирована исключительно на выбранной студентом профессии и соответствующей научной области. В частности, экономисты погрузятся в экономические предметы: налогообложение, бухгалтерский учет, анализ и аудит, планирование и бюджетирование и пр. Управленцы будут осваивать азы по планированию, координации и контролю действий, работа в команде, проектная деятельность, управление ресурсами компании: менеджмент организации, управление персоналом, стартегический/рисковый/операционный/финансовый/логистический менеджмент, страхование и пр. Психологи перейдут к изучению практических навыков: проведение экспериментов, анализ ситуации и выработка решений с учетом конкретных обстоятельств/факторов, причини и следствий и пр. Притом обязательная профессиональная подготовка на бакалавриате будет носить общий характер, прививая студентам минимальный багаж знаний и опыта, а в магистратуре – более утонченный, профилированный и глубокий. В этом случае учащиеся погружаются в «дебри», будут глубже исследовать проблемы, заниматься поиском их решений и инновационных приемов, вариантов совершенствования существующих законов, правил и методик. НИР по обязательным предметамВ рамках общеразвивающего блока студенты чаще всего выполняют рефераты и доклады, курсовые и контрольные работы. Если дисциплина носит прикладной характер, то допускается выполнение лабораторных исследований. Проекты данного плана призваны научить студентов работать с информацией: формировать четкую доказательную базу, исследовать проблему в теории и на практике, обосновывать гипотезу, работать в рамках действующих стандартов, алгоритмов и правил. Как правило, в подобного рода исследованиях студенты описывают основные понятия, инструменты и механизмы, практикуются в их исполнении. По профильным обязательным дисциплинам учебная программа предполагает выполнение более серьезных изысканий: курсовые (аналитические, аналитико-исследовательские, прикладные) проекты, научные статьи, научно-исследовательские работы, ВКР и пр. Исследования узкоспециализированного плана призваны развить профессиональные навыки и качества: диагностика и решение проблем, установление причинно-следственных связей, воздействующих факторов, планирование мероприятии по решению проблем обоснование решения и его эффективности и пр. В подобного рода изысканиях учащиеся оттачивают свое профессиональное мастерство, учатся адаптировать стандартны решения и правила под конкретную ситуацию/обстоятельства, определять перспективы, обосновывать свою позицию и предложение.
Трудности с учебой? Помощь в написании студенческих и
|