Профильная история что это
Профильный уровень изучения истории
Первая попытка осуществления профильной дифференциации обучения в российской школе относится к 1864 г., когда были организованы семиклассных гимназии двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). В 1915-16 гг. уже существовало три ветви дифференциации: новогуманитарная, гуманитарно-классическая, реальная. В гуманитарных гимназиях изучению истории отводилось одно из ведущих мест. В советский период «Положением о единой трудовой школе» (1918) предусматривалась профилизация содержания обучения на старшей ступени среднего образования по трем направлениям: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. С 1934 г. обучение осуществлялось по единым учебным планам и программам. С к..50-х в 60-е гг. был накоплен опыт профессиональной трудовой подготовки старшеклассников и были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов. С к. 80-х – н. 90-х годов в стране появились новые виды образовательных учреждений (гимназии, лицеи) ориентированные на углубленное обучение школьников с целью дальнейшего обучения в вузе или профильной подготовки. Но они не могли решить задачи обеспечения профильной подготовки всех учащихся.
В процессе модернизации современного образования были определены профили обучения старшеклассников физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарно-филологический, информационно-технологический, аграрно-технологический, оборонно-технический, художественный, универсальный. ( Примерный перечень профилей в ГОС). В ряде их них история входит в категорию профильных предметов.
Профильный уровень обучения историипредполагает углубленное изучение ее курсов на ступени среднего (полного) общего образования. При обучении на этом уровне возрастает значимость межпредметных связей для формирования целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования.
При профильном изучении истории возрастает объем часов, отводимых на изучение предмета. Основным объектом изучения истории является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности. Особое значение придается развитию умений поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в профильной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением умениями познавательной, и творческой деятельности.
Особенности требований к уровню подготовки учащихся в рамках профильной модели позволяют добиться более высокого уровня индивидуализации учебного процесса, вплоть до формирования индивидуальных траекторий решения учебных задач. Обязательный минимум курса истории в профильной модели соответствует существующим требованиям вступительных экзаменов в вузы Российской Федерации
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 14 | Нарушение авторских прав
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИСТОРИИ
Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
· овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Древнейшая стадия истории человечества
Современные концепции происхождения человека и общества. Антропология, археология и этнография о древнейшем прошлом человека. Мифологические и религиозные версии происхождения и древнейшей истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира
Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре, социальные нормы и мотивы общественного поведения человека. Влияние религиозных верований на изменение картины мира. Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир; Рим и варвары). «Великие переселения народов».
Принципы периодизации Средневековья. Историческая карта средневекового мира. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. Возникновение исламской цивилизации. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
«Великое переселение народов». Формирование христианской средневековой цивилизации в Европе. Западноевропейский и восточноевропейский регионы цивилизационного развития. Православие и католицизм. Социальная этика, отношение к труду и собственности, правовая культура, духовные ценности в православной и католической традициях. Особенности хозяйственной жизни, социальной структуры и государственно-правовой организации в европейском средневековом обществе. Культурное и философское наследие Средневековья.
Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Динамика и характер развития европейской средневековой цивилизации. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Социально-психологические, природно-климатические, экономические предпосылки процесса модернизации.
Характер международных отношений в средние века. Арабские и тюркские завоевания. Феномен крестовых походов.
Новое время: эпоха модернизации
От Новой к Новейшей истории:
поиск путей развития индустриального общества
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Дискуссия о тоталитаризме. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.
Формирование и развитие мировой системы социализма, модели социалистического строительства.
«Новые индустриальные страны» как модель ускоренной модернизации. «Новые индустриальные страны» Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни, экономические реформы. Идеология национального освобождения. Национально-освободительные движения. Региональные особенности социально-экономического развития стран Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологичес-кие, демографические причины и последствия. Складывание мирового сообщества и основ международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Распад мировой колониальной системы и формирование «третьего мира». Развертывание интеграционных процессов в Европе. Европейский Союз.
Человечество на этапе перехода
к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и информационное общество. Формирование инновационной модели общественного развития. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания холодной войны. Европейский Союз. Становление новой структуры миропорядка. Локальные конфликты и проблема национального суверенитета в глобализованном мире.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Основные закономерности истории человечества в историко-культурологических (цивилизационных) концепциях, теории модернизации, теории макроэкономических циклов («длинных волн»), формационной теории.
История России — часть всемирной истории. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Народы и древнейшие государства на территории России
Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Великое оледенение и климат Восточной Европы и Северной Азии. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла и его влияние на первобытное общество. Начальные этапы формирования этносов. Языковые семьи. Индоевропейцы. «Великое переселение народов». Дискуссии о прародине славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Город.
Русь в IX – начале XII вв.
Международные связи Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии и народов Степи. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Княжеская власть и боярство в русских землях и княжествах. Монархии и республики. Русь и Степь. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Особенности культурного развития русских земель.
Образование Монгольского государства. Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики.
Образование Золотой Орды. Система управления завоеванными землями. Русь и Орда. Принятие Ордой ислама. Влияние монгольского завоевания и Орды на культуру Руси.
Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город. Роль церкви в консолидации русских земель.
Российское государство во второй половине XV-XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Роль церкви в государственном строительстве. Борьба «иосифлян» и «нестяжателей». «Москва – третий Рим». Ереси на Руси. Особенности образования централизованного государства в России. Социальная структура общества. Формы землевладения.
Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Создание органов сословно-представительной монархии. Дискуссия о характере опричнины. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.
Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война. Рост международного авторитета Российского государства.
Культура Российского государства во второй половине XV – XVII вв.
Ликвидация последствий Смуты. Восстановление самодержавия. Система крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.
Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Русская традиционная (средневековая) культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Петровские преобразования. Северная война. Провозглашение империи. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократичес-кого аппарата. Отмена патриаршества. Дворянство – господствующее сословие. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации. Дискуссии о месте и роли петровских реформ в истории России.
Россия в период дворцовых переворотов. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в. Кризис традиционного общества. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота и его последствия.
Политическая идеология во второй половине XVIII – первой половине XIX в. Европейское влияние на российское общество. Русское Просвещение. Масонство. Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв.
Россия во второй половине XIX – начале XX вв.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале XX вв. Критический реализм. Русский авангард. Элитарная и народная культура. Развитие науки и системы образования.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия и православные народы Балканского полуострова. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Ликвидация сословного строя. Восстановление патриаршества. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты Советской власти. Учредительное собрание.
Гражданская война и интервенция. Цели и идеология противоборствующих сторон. Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны. Политика «военного коммунизма». Курс на мировую революцию. Коминтерн. Итоги Гражданской войны.
Переход к новой экономической политике. Первые успехи НЭПа. Новая экономическая политика в оценках историков и современников.
СССР в 1922–1991 гг.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Свертывание НЭПа и выбор форсированной модели развития. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Советский тип государственности. Партийный аппарат и номенклатура. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии, их направленность и последствия.
Индустриализация. Коллективизация. Переход к плановой экономике. Мобилизационный характер советской экономики.
Итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920-1930-х гг. Конституция 1936 г.
Идеологические основы советского общества и культура в
20-х – 30-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования. Советская интеллигенция. Мировоззренческие основы и пропагандистская направленность официальной советской культуры. «Краткий курс истории ВКП(б)». Повседневная жизнь советских людей.
Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920-1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 г.
Экономические реформы 1950-х – 1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. «Теневая экономика» в СССР.
Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР. Формирование партийно-государст-венной элиты. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. Нигилистические настроения в массовом сознании.
Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Достижения и противоречия в развитии советской, культуры и образования во второй половине ХХ в. Нарастание кризиса коммунистической идеологии и политики. Утрата руководящей роли КПСС в духовной жизни советского общества.
Российская Федерация (1991–2003 гг.)
Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. «Парад суверенитетов». Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Современные молодежные движения. Межнациональные и межконфессиональные проблемы в современной России. Чеченский конфликт. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия» и ее социальные последствия. Трудности и противоречия экономического развития 1990-х гг.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен
· факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
· принципы периодизации всемирной истории;
· важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;
· особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;
· историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;
· взаимосвязь и особенности истории России и мира; всемирной, региональной, национальной и локальной истории;
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
· осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);
· классифицировать исторические источники по типу информации;
· использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
· использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;
· систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
· формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
· участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;
· представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций;
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;
· учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
· осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Профильное обучение истории: цели, содержание, особенности методики.
Профильное обучение истории: цели, содержание, особенности методики.
Просмотр содержимого документа
«Профильное обучение истории: цели, содержание, особенности методики.»
Профильное обучение истории: цели, содержание, особенности методики.
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и намерениями в отношении продолжения образования. 1
Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программой. Сама жизнь уже убедительно показала, что мало эффективно учить “всех всему”. Обучение старшеклассников должно быть построено в максимально возможной мере с учётом юношами и девушками своих интересов и дальнейших, послешкольных жизненных планов. Именно поэтому так остро встаёт сегодня вопрос о профильном обучении.
Каковы цели профильного обучения? В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». 2
Исследователи сходятся во мнении, что профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. 3
Задачи профильного обучения:
Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть, именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.
Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы. 4
Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. 5
2) Модель сетевой организации
В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах. 6
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.).
Как подчеркивает О.Б. Даутова, предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.). 7
Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению администрации образовательного учреждения и органов его общественного самоуправления.
В концепции обоснована модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени, предусматривающая возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического или иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономических или иных возможных профилей). 8
Элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика» поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента», и другие в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и другие в естественнонаучном профиле. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. 10
Содержание программы курса по выбору, прежде всего находится в зависимости от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе и специфике состава учащихся. Какие бы задачи не сформулировал перед собой учитель, по мнению И.В. Гладкой, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий:
Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные работы.
Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Отбирая содержание, учитель должен ответить на вопросы: «Почему ученик выбирает именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»
Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации; помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это и заниматься этим? »
Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей).
Курсы по возможности должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов обязательных для изучения
Если автор относит (условно) свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности (юрист, экономист, журналист, зоотехник и т.д.)
Хорошо если программа курса состоит из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому курсу. 12
Какие технологии и методики наиболее эффективны в условиях профильной школы? Рассматривая различные определения понятия “педагогическая технология”, можно выделить общие существенные особенности любой технологии обучения. Прежде всего, отметим, что в производстве “технология” определяется не просто как оптимальный процесс последовательной организации деятельности для достижения целей производства, а как процесс, основанный на научных разработках в данной области. Так и в педагогике технологические подходы разрабатываются на основе научных исследований в области образовательных процессов, прежде всего в области педагогической психологии, дидактики, методики преподавания различных предметов, они основаны на описании и объяснении закономерностей развития личности в педагогических процессах. Например, при обучении истории такими теоретическими посылками могут служить закономерности процесса усвоения исторического материала учащимися с различным уровнем подготовки; типы интеллектуальных способностей и их влияние на процесс усвоения исторического материала и т.д. В условиях перехода к профильному обучению еще одним теоретическим источником, лежащим в основе разработки технологий, является «Концепция профильного обучения».
Другой существенной особенностью технологии является нацеленность на гарантированное достижение поставленных целей. При обучении истории это может быть гарантированность овладения тем или иным уровнем знаний определенным процентом учащихся; гарантированное повышение уровня сформированности аналитической деятельности или отдельных ее элементов у определенного процента учащихся и т.д. Обязательным требованием любой технологии обучения является гарантированное достижение каждым учащимся требований, сформулированных в Стандартах для выпускников средних учебных заведений.
Еще одна важная особенность технологической разработки процессов обучения – поэтапная подача описания, с поэтапными характеристиками результатов образования. То есть в технологии предполагается поэтапное движение ученика к общей цели, поэтапность выражается в сформулированных подцелях, достижение которых постепенно приводит к желаемому результату. Обучая истории формирование почти каждого сложного умения целесообразно разбить на этапы. Например, для формирования умения анализа письменного документа можно выделить несколько умений.
Еще одной характерной особенностью технологического подхода к обучению является обязательность и выраженная возможность осуществления обратной связи, диагностики и коррекции обучения получаемых результатов на всех этапах реализации технологии. Обучение истории предполагает постоянное осуществление диагностики на каждом этапе усвоения исторического материала, что, в свою очередь, предполагает выделение на каждом этапе ожидаемых результатов и показателей их достижения.
Попытка создания любой технологии обучения связана с желанием улучшить качество обучения, то есть обеспечить достижение высокого уровня обучения любым учителем. Поэтому одна из особенностей любой разрабатываемых технологий обучения – это воспроизводимость, но обязательно при соблюдении заданных условий.
Пожалуй, самыми существенными отличиями технологии от методики являются требования гарантированности достижения результата и воспроизводимости любым учителем с сохранением достигаемого результата. Все остальные требованиями, может быть, в более мягкой форме могут быть сформулированы для любой методики обучения.
В соответствии с этими требованиями выделяют критерии технологичности осуществляемого процесса обучения: 13
— диагностично заданная цель, то есть корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися как ожидаемый результат обучения; способы его диагностики;
— представление учебного материала (содержания) в виде системы познавательных и практических задач с ориентирами и способами их решения;
— достаточно жесткая логика этапов усвоения учебного материала
— адекватная предыдущим параметрам система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой;
— указание границ допустимого отступления от целесообразной (алгоритмической) и от свободной, творческой деятельности учителя;
— применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации.
Добиться этого часто бывает сложно, особенно в тех случаях, когда речь идет не о знаниях, умениях и навыках, полученных в результате изучения какого-то определенного отрезка содержания, а о некоторых элементах развития, которого предполагается достичь в результате реализации технологии.
Для того чтобы сделать цели диагностируемыми, необходимо осуществить переход от цели обучения, выраженной в общих терминах, к той цели обучения, достижение которой можно проверить.
Один из вопросов, который обсуждается на страницах методических работ, связан с выбором технологий и методик обучения, адекватных задачам профильного обучения.
Многие учёные считают, что понятие «методика» шире понятия «технология», т.к. методика отвечает на вопросы: чему учить, как учить, зачем учить; технология же отвечает только на вопрос: «как учить». Методика включает и вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии для достижения политических (в образовательном смысле) целей.
Интересное мнение по этому поводу приводит А. Кушнир: «Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивость результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа…. Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не представленный результат». Понятие «педагогическая технология» употребляется в трёх смыслах: общепедагогическом (характеризует целостный образовательный процесс), частно-методическом (предметном), локальном (модульном). В последнем случае она представляет технологию отдельных частей учебно-познавательного процесса, например: формирование понятий, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля, технология самостоятельной работы.
Охарактеризуем некоторые технологии, которые могут быть применены при организации изучения истории на старшей ступени школы.
Так модульное обучение представляет собой группу технологий программно-елевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации. Модульная технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.
Основой данной технологии является учебный модуль как форма комплексного предъявления задания учащемуся для самостоятельного освоения. Специалисты по дидактике определяют модуль как «функциональный целевой узел: учебное содержание и технология овладения им».
Таким образом, модуль включает в себя целевой план действий («функциональность»), банк информации («учебное содержание») и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей («технология»).
Обучение по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с заданной целью. Главная особенность модульной конструкции — наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется как при формировании модуля учителем, так и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели.
Количество учебных элементов в модуле зависит от характера материала и поставленных целей. Учебные элементы составляются и отбираются с учётом степени обучаемости учащихся, и, как правило, имеют несколько уровней сложности.
В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы учащегося: чтение конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы. Это одно из достоинств данной технологии, она учит работать с информацией, преобразовывать её, причём выполнять всё это самостоятельно.
Технология «Дебаты», как отмечалось в экспертной оценке Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России, «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества». 16
Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса. Технология «Дебаты» предполагает:
– активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
– организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых;
– обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний.
Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие. Социализирующие – приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. Воспитательные – дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Развивающие – дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи.
Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала.
Содержание и правила «дебатов».
В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху.
Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач.
Выделяют несколько вариантов дебатов на уроках истории:
Пример экспресс-дебатов при изучении темы «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала».
в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир» и др.
Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997 г. Она развивалась в рамках проекта Института «Открытое общество». Технология предлагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Что такое «критическое мышление?». Если суммировать все научные точки зрения по поводу этого определения, то можно получить следующее: «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт». 17 Также мы можем сказать, что это конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности.
Выделяются три основных стадии:
1. ВЫЗОВ. Нужно заинтересовать учащегося, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его.
2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Ученик должен воспринять информацию, усвоить её. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранять активность ученика, делают чтение текстов осмысленным.
3.РЕФЛЕКСИЯ. Информация анализируется, творчески перерабатывается. На каждой стадии выделяются свои приёмы и методы. Например, игра в ассоциации: «Какие ассоциации связаны с. », «Что вы знаете о. » и т.д. На стадии осмысления происходит активное чтение материала учебника, маркировка текста разными значками, составляются таблицы.
Алгоритм составления синквейна:
1. Первая строка состоит из одного слова, центрального понятия темы.
Подобную технологию можно применять на разных уроках, по разным темам. Особенно полезно применять данную технологию в старших классах профильной школы, т.к. там учитель имеет дело с содержательным обобщением материала.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
— создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
— способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Основная идея обновления старшей ступени общего образовния состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.
Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры.
2 Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm
3 Министерство образования Российской Федерации Российская академия образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Электронный ресурс], URL.: http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/seminar4/profil.htm
4 Юлия Юткина. Профильное обучение в школе. Это что такое? [Электронный ресурс]. URL.: http://training.bl.by/articles/120439.php
5 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб.: КАРО, 2006. С.54
6 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб.: КАРО, 2006.С.55
7 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб.: КАРО, 2006. С. 56
8 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб.: КАРО, 2006. С. 49
9 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб.: КАРО, 2006. С. 50
10 Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб.: КАРО, 2006. С. 50
11 Гладкая И.В. и др.Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. СПб.: КАРО, 2005.С.78.
12 Гладкая И.В. и др. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. СПб.: КАРО, 2005. С. 79-80.
13 Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Спб.: Каро, 2006. С. 30, 47, 68-69.
14 Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. С. 92, 126
15 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроке истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 16
16 Научный отчёт по теме «Анализ и оценка программы «Дебаты» и проектной деятельности участников программы экспертов проекта, членов Федерального экспертного совета Министерства образования России 1999 г.»
17 Муштавинская И.В. Пед. Технологии. Калининград.: КАРО, 2002. С. 48.