Профилактика пав в школе что это
Профилактика употребления ПАВ среди школьников
Кира Зимакова
Профилактика употребления ПАВ среди школьников
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей «Профилактика употребления ПАВ»
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т. к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Важнейшим в профилактической работе является:
Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества.Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т. е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.
Понять, что такое наркотики, крайне важно для осознания вреда, вызываемого их потреблением. Согласно определению Бюро ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (UNODC, психоактивное вещество представляет собой вещество, принимаемое людьми для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения. Некоторые из этих веществ обычно называют наркотиками, а другие, такие как алкоголь и табак, хотя они и представляют опасность для здоровья человека, обычно не относят к наркотикам. Термин наркотики охватывает также ряд веществ, которые предназначены для использования под наблюдением врача для лечения болезней. Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты,например:
Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты,вред для здоровья человека (как физического, так и психического, как в краткосрочном, так и в долговременном плане; и
негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом, связанное с поведением людей, находящихся под воздействием этих веществ, а также с торговлей наркотиками, которая поощряет вредные привычки людей.
Тот факт, что психоактивные вещества оказывают как положительное (и доставляющее удовольствие, так и отрицательное (и вредное) воздействие, служит объяснением как случаев употребления наркотиков, так и необходимости профилактики наркомании. Такая двойственность свойств зависит не от того, являются данные вещества разрешенными или запрещенными, имеют искусственное или естественное происхождение, выписываются врачом или отпускаются без рецепта, а скорее от их воздействия на умственные способности. Исходя из сказанного, UNODC и другие экспертные организации считают «наркотиками» все психоактивные вещества, включая алкоголь, табак, летучие вещества и медицинские препараты, используемые без медицинского наблюдения для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения с единственной целью «получить удовольствие». Таким образом, понятие «профилактика наркомании» включает в себя все усилия по уменьшению опасности, связанной с неправильным использованием этих веществ. Исходя из этих определений, термины наркомания и профилактика наркомании обычно используются наравне с понятиями злоупотребление психоактивными веществами и профилактика злоупотребления психоактивными веществами.
Работа по профилактике употребленияПАВ проводится по всем направлениям:
— экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);
— профилактика правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся «группы риска»;
— взаимодействие с социумом.
Огромная роль отводится проведению массовых мероприятий с целью воспитания у обучающихся культуры здоровья: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно-оздоровительные праздники. Самыми популярными формами работы по ЗОЖ являются круглые столы «Здоровым быть модно!», смотры строя и песни, тренинги на формирование благоприятного климата в коллективе, конкурсы плакатов «Мы против наркотиков», рисунков «Здоровый образ жизни», буклетов на антинаркотическую тему «Я выбираю жизнь!»
Учащиеся школы (в том числе «группы риска») принимают активное участие в районных, региональных,всероссийских конкурсах и соревнованиях: кроссе «Золотая осень»,, соревнованиях «Школа безопасности», соревнованиях по волейболу, по баскетболу, военно-спортивной игре «Зарница», и др. Результат проведенной работы – это призовые места, занятые школьниками.
Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. С особым интересом учащиеся относятся ко Дню защиты от экологической опасности (День здоровья, который проводится ежегодно. В ходе этого мероприятия осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность учащихся среди природы.
• беседы на тему «Профилактика правонарушений среди детей»,
• обеспечивается организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей в летних лагерях, на площадках по месту жительства,
• оказание психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
• анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам;
• беседы социального педагога и психолога с трудными детьми и их родителями.
Проводятся рейды по месту жительства неблагополучных семей с целью выявления нарушений прав детей, фактов жестокого обращения с ними.
Классными руководителями ведутся «Дневники наблюдений» за «трудными» учащимися, а также журналы индивидуальной работы с учащимися по воспитательной работе.
Все мероприятия в рамках данной операции проводятся с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, как следствие, профилактика ПАВ.
Фотоотчет «Космос среди нас» В старшей группе МБДОУ д/с №41 «Подснежник» мною была проведена тематическая неделя, посвященная полета Ю. А. Гагарина в космос. Мероприятия,.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе ДОКЛАД «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе» Подготовила заместитель директора по ВР Сивак Г. В. 2017 год.
Объединение «Мастерская театра для школьников» как средство социализации школьников Проект:Объединение «Мастерская театра для школьников», как средство социализации школьников. Объединение «Мастерская театра для школьников».
Проведение соревнований по настольному теннису среди школьников, посвященных празднованию 25- летия Конституции России Положение о проведении соревнований по настольному теннису среди учащихся МБОУ «Итатская средняя общеобразовательная школа» и МКОУ «Итатская.
Правовая ответственность школьников Правовая ответственность школьников. Мы с вами живем в нелегкое время. Со страниц журналов и газет, экранов телевизоров, и в повседневной.
Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни».
Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников УОР №1 Методическая разработка Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников- спортсменов УОР№1. Актуальность Согласно.
«Профилактика ПАВ в основной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №40» города Смоленска
Цикл коррекционно – развивающих занятий «Профилактика ПАВ в основной школе»
педагог – психолог: Колоколова А.С.
Курение, алкоголизм и наркомания в слишком помолодели в последние годы. При этом подростки составляют 20% от общего числа наркоманов в России, что является внушительной цифрой в масштабах страны. Средний возраст приобщения к курению, алкоголю и наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, но в последнее время резко увеличился процент употребления ПАВ детьми 9-13 лет.
Курение, алкоголизм и наркомания – три грани одной беды. Курящий подросток не достаточно мотивированный на здоровый образ жизни, порой переходит ту невидимую черту, которая ведѐт к алкоголизации или наркотизации. Поэтому профилактику ПАВ с подростками необходимо проводить в трѐх направлениях: профилактика табакокурения, профилактика употребления алкоголя и наркотиков, формирование ЗОЖ.
Вид программы : профилактическая.
Участники программы: обучающиеся 6-х, 7-х, 8-х классов.
Цель программы : профилактика употребления ПАВ и формирование здорового образа жизни.
формировать позитивное отношение подростков к себе;
формировать навыки эффективного общения;
предоставить подросткам объективную информацию о негативных последствиях употребления ПАВ;
формировать навыки сопротивления социальному давлению.
Научные, методологические, методические основания программы.
Авторская разработка на основе концепции психологической службы образования.
Обоснование реализации программы. В последние десятилетия курение, употребление алкоголя, наркотиков и других ПАВ подростками превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, экономике, социальной сфере и правопорядку. По статистическим данным
МВД большинство несовершеннолетних, совершивших серьѐзные правонарушения, находились в состоянии употребления ПАВ (алкогольном, токсическом либо наркотическом опьянении).
Правонарушения – не единственная проблема подростков, употребляющих ПАВ: происходит социальная дезориентация подростка, теряется здоровье – как физическое, так и психическое. Как правило, первые пробы курения, употребления алкоголя или наркотиков начинаются в
подростковом возрасте, который является одним из сложнейших в формировании нравственно-ценностных ориентаций ребѐнка. Поэтому возникает необходимость своевременного предупреждения употребления ПАВ и проведение профилактической работы именно в подростковой среде. Проблемы с употреблением ПАВ имеют также подростки с низкой самооценкой, высокой тревожностью, с проблемами в семье. Поэтому проводить профилактическую работу по употреблению ПАВ необходимо
комплексно – с привлечением родителей, социального педагога и классного руководителя.
Структура и содержание программы.
Данная программа имеет следующую структуру:
Конспекты профилактических занятий для обучающихся.
Конспекты родительских собраний.
Конспекты классных часов.
Конспекты правовых бесед для социального педагога.
Используемые методики, технологии, инструментарий. В программе использованы следующие диагностические методики:
«Тест школьной тревожности» Филлипса;
«Тест коммуникативных умений» Р.В.Овчаровой;
«Тест самооценки» Дембо-Рубинштейна;
Тест Т.Шрайбера «Родители и дети».
Анкета для подростков на употребление ПАВ.
Данная программа реализуется с помощью нескольких педагогических технологий: проблемное обучение – организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемы, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками; лекционно-семинарская система в работе с педагогами и родителями при предоставлении им информации по существующей проблеме; игровой метод используется для формирования определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; здоровьесберегающие технологии – чередование мыслительной деятельности с методами активного социально-психологического развития.
Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы. Данная программа рассчитана на профилактику употребления ПАВ обучающимися 6-х – 8-х классов, т.е. подростками 11-14 лет. Она не предназначена для обучающихся начальной школы в связи с возрастной неготовностью к усвоению программы. Пятиклассники также не являются участниками программы, так как основным направлением работы в пятом классе является сопровождение процесса адаптации к новым условиям обучения. Не являются участниками программы обучающиеся 9-х и 11-х классов, поскольку приоритетным направлением здесь является обеспечение психологической готовности обучающихся к выпускным экзаменам. Приоритетным направлением работы 10-х классах является профориентация, так как следующий класс будет выпускным и обучающиеся должны определиться с выбором будущей профессии.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
Требования к специалистам, реализующим программу.
Специалист, реализующий программу, должен иметь высшее психолого-педагогическое образование или иное педагогическое образование (социальный педагог, классный руководитель), опыт работы с детьми в школе, владеть методами активного социально-психологического развития.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы. Диагностические методики: «Тест школьной тревожности» Филлипса, «Тест коммуникативных умений» Р.В.Овчаровой, «Тест самооценки» Дембо-Рубинштейна, Тест Т.Шрайбера «Родители и дети». Анкета для подростков на употребление ПАВ.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы. Для проведения занятий с обучающимися требуется класс, в котором будут находиться две зоны – рабочая (с партами) и «игровая», а также компьютер, проектор, экран, школьная доска, мел, листы бумаги А4 и шариковые ручки. Для проведения родительских собраний, правовых часов и классных часов требуется: компьютер, проектор, экран.
Требования к информационной обеспеченности учреждения для реализации программы. Для реализации данной программы интернет и другие подобные ресурсы не требуются.
Основной (тренинги, работа с родителями и педагогами).
Заключительный (итоговая диагностика при необходимости, рекомендации обучающимся, педагогам, родителям).
Ожидаемые результаты реализации программы.
Формирование негативного отношения к ПАВ.
Осведомлѐнность о негативных последствиях употребления ПАВ. 3.Повышение уровня позитивного поведения и конструктивного общения.
4. Формирование осознанного и уверенного поведения в ситуации группового давления.
5. Развитие позитивных детско-родительских отношений.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Качественные. Повышение интереса к здоровому образу жизни.
Количественные. Увеличение количества обучающихся с негативным отношением к ПАВ.
Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения.
Программа была апробирована на базе МБОУ «Гимназия №1 им. Н.М.Пржевальского».
Срок апробации: 2014 – 2015 учебный год.
Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.:
Грекова А.В. Организация профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. Методические рекомендации. – Смоленск, 2005.
Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Независимая фирма «Класс»,1997.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М.: Издательство
Хорсанд Д.В. 20 самых глупых ошибок, которые совершают родители. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.
Профилактика употребления ПАВ
Пояснительная записка
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.
Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.
Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.
Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.
Профилактическая работа включает в себя три компонента
1. Образовательный компонент
Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.
Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.
Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Пример одного цикла занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.
Тема: Уроки “здорового образа жизни”
Программа рассчитана на 2 занятий, в объеме 4 часов.
Предполагаемый психологический результат
Участники занятия смогут:
– осознать всю важность проблемы подростковой наркомании;
– актуализировать возможности в понимании себя и окружающих;
– обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ;
– самоопределение каждого участника в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия;
– получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора.
Цели – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
Задачи – познакомить подростка с действием ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит.
В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты:
1. Что такое наркотики и наркомания?
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные в употреблению в ряде стран) и запрещенные.
Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь.
Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.
2. Причины употребления:
– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;
– как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”;
– чтобы снять напряжение.
3. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ.
Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников.
Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.
Я красивый.
Я умный.
Я веселый.
Я учусь на своих ошибках.
Я – уродина.
Я – тупица.
Я боюсь ошибиться.
Я угрюмый.
Тест “Определите ваш уровень самооценки”
Большинство людей периодически плохо себя оценивают. Поэтому, отвечая на вопросы, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев.
Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.
нет
Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие.
Благодаря высокой самооценке вы можете:
– быть таким, каким вы хотите быть;
– более полно контактировать с окружающими;
– быть более открытым миру.
Последствия низкой самооценки:
– потеря уверенности в себе;
– неверное восприятие себя и других;
– отсутствие упорства в достижении цели.
4. Как избежать давления сверстников?
(При употреблении термина “давление сверстников”, имеется в виду негативное давление).
Отрицательное влияние сверстников может побудить вас:
– употреблять алкоголь и наркотики;
– пропускать школу или занятия;
– воровать;
– хулиганить;
– конфликтовать с родителями.
Чтобы преодолеть давление вы должны знать:
– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.
5. Что происходит после того, как я принял решение?
Сказав “нет”, вы можете:
– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.
Сказав “да”, вы можете:
– потерять уважение к себе;
– позволить другим принимать за вас решение;
– потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
– испортить отношения с родителями.
Тест “Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?”
Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.
нет
Если вы ответили “нет” на 2-3 вопроса, ваша способность противостоять давлению сверстников может быть самостоятельно преодолена, если на большее количество вопросов, то вам необходимо обратиться за помощью.
Куда можно обратиться за помощью?
Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.
Развивающий блок – большая психологическая игра “Иной” (под “Иным” подразумевается подросток, злоупотребляющий наркотическими средствами).
Вид игры – игра-драма.
Тип сюжета – реальный.
Время на игру и на обсуждение – 1,5–2 часа
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
Время на проведение
Содержание каждого этапа
Задачи, решаемые на каждом этапе
Материалы, необходимые для проведения каждого этапа
Этапа
10 мин.
– снятие эмоционального напряжения в группе;
– мотивация на эффективное участие в группе.
(10 позитивных определений)
40-50 мин.
– формирование адекватно воспринимать создавшуюся ситуацию;
– формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы;
– формирование ответственности за себя, свои действия и свой выбор.
40-50 мин.
– дать обратную связь другим игрокам;
– обсудить возникшие чувства и ощущения.
Инструкция (работа в 2 подгруппах по 10 человек).
Представьте себе, что вы пришли к однокласснику на празднование Дня рождения. В гостях у него вы встретились с незнакомым вам сверстником. Ваш одноклассник представил его вам, как своего нового товарища. У него был очень странный неряшливый вид, несмотря на жару, длинные рукава у свитера, сухие волосы, говорил он невнятно и у него были неуклюжие движения. Несмотря на то, что он вам не понравился, вы не подали никакого вида. Про себя вы дали ему имя “Иной”.
Вы танцуете и веселитесь. В самый разгар веселья, “Иной” подходит ко всем по очереди и предлагает принять химическое вещество, уговаривает попробовать, обещает, что это изменит ощущения, и при этом вы мгновенно получите огромное удовольствие и наслаждение.
– погрузиться в игровую реальность;
– попытаться противостоять “Иному”;
– сделать свой личный выбор;
– каждой подгруппе презентовать свою игровую ситуацию по ролям.
Формы обсуждения игры – групповая дискуссия.
Возможно продолжение профилактической работы в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя), если в ходе игры будут выявлены дети, которые приняли решение, сказав “да”.