Профилактика пав что это такое расшифровка

Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Профилактика употребления психоактивных веществ (ПАВ)

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, токсические вещества (наиболее распространены в детской и подростковой среде – ингалянты: пары бензина, клея и т.п.), табак, алкоголь.

Злоупотребление психоактивными веществами – неоднократное употребление психоактивных веществ без назначения врача, имеющее негативные медицинские и социальные последствия.

Профилактика злоупотребления ПАВ – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Первичная профилактика направлена на предупреждение употребления и пробы наркотических и других ПАВ в среде детей и подростков и представляет собой работу со всеми категориями молодежи.

В настоящее время сложились различные направления профилактики ПАВ.

Каждое из вышерассмотренных направлений имеет как преимущества, так и недостатки. Важно уметь использовать эти направления антинаркотической профилактики адекватно и в комплексе.

Для образовательных учреждений должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ).

Направления работы по профилактике наркотической зависимости в значительной степени являются педагогической (воспитательной) деятельностью и осуществляются психологами и педагогами. Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к формированию устойчивого развития личности подростка, к нормативному жизненному циклу в обществе.

Таким образом, предлагаемая схема работы не должна рассматриваться как некий неизменный алгоритм. Она может значительно видоизменяться в зависимости от каждого конкретного случая.

Источник

Профилактика употребления ПАВ

Пояснительная записка

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

Употребление психоактивных веществ является одной из острых проблем нашего общества. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на подростковый период, поэтому система профилактики употребления ПАВ в нашем учебном заведении ориентирована на подростков 13 лет и старше.

Профилактическая работа включает в себя три компонента

1. Образовательный компонент

Специфический – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.

Цель – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Неспецифический – знание о себе, понимание своих чувств, эмоций, знание о возможных способах работы с ними, заботы о себе.

Цель – формирование развитой Я – концепции у подростка.

2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.

Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.

Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Пример одного цикла занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.

Тема: Уроки “здорового образа жизни”

Программа рассчитана на 2 занятий, в объеме 4 часов.

Предполагаемый психологический результат

Участники занятия смогут:

– осознать всю важность проблемы подростковой наркомании;

– актуализировать возможности в понимании себя и окружающих;

– обучиться навыкам формирования здорового жизненного стиля, препятствующего злоупотреблению ПАВ;

– самоопределение каждого участника в игровой ситуации и совершение личного выбора, а также проанализировать сделанный выбор и принять его последствия;

– получение нового личного опыта в контексте сделанного выбора.

Цели – научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

Задачи – познакомить подростка с действием ПАВ на сознание и организм человека и о механизмах развития зависимости, последствиям, к которым она приводит.

В своем выступлении психолог или социальный педагог должен обратить внимание подростков на следующие аспекты:

1. Что такое наркотики и наркомания?

Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.

Наркотики принято разделять на легальные (разрешенные в употреблению в ряде стран) и запрещенные.

Легальные наркотики – к ним относится ряд лекарств, которые выписывают строго по назначению врача, применяются лишь в период болезни, табак и алкоголь.

Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.

2. Причины употребления:

– ради удовольствия, желание испытать радость, восторг, наслаждение;

– как протест против родителей: “Я сам знаю, как распоряжаться своим здоровьем, своей жизнью”;

– чтобы снять напряжение.

3. Взаимосвязь уровня самооценки и потребления ПАВ.

Заниженная самооценка способствует тому, что подросток может попасть под дурное влияние сверстников.

Самооценка – это ваше восприятие или чувства, возникающие у вас по отношению к себе.

Я красивый.
Я умный.
Я веселый.
Я учусь на своих ошибках.

Я – уродина.
Я – тупица.
Я боюсь ошибиться.
Я угрюмый.

Тест “Определите ваш уровень самооценки”

Большинство людей периодически плохо себя оценивают. Поэтому, отвечая на вопросы, пишите, как вы себя оцениваете в большинстве случаев.

Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.

нет1. Вас сильно задевает критика?2. Вы очень стеснительны или слишком агрессивны?3. Вы пытаетесь скрыть свои чувства от окружающих?4. Вы боитесь теплых дружеских отношений?5. Вы пытаетесь сваливать ваши ошибки на окружающих?6. Вы ищете оправдание для отказа изменить себя?7. Для вас неважно ваше физическое состояние?8. Вы не доверяете себе?9. У вас бывают трудности в достижении личного успеха?10. Вы рады, когда у других возникают проблемы?

Если на большую часть этих вопросов вы ответили “да”, вам не помешало бы улучшить самовосприятие.

Благодаря высокой самооценке вы можете:

– быть таким, каким вы хотите быть;
– более полно контактировать с окружающими;
– быть более открытым миру.

Последствия низкой самооценки:

– потеря уверенности в себе;
– неверное восприятие себя и других;
– отсутствие упорства в достижении цели.

4. Как избежать давления сверстников?

(При употреблении термина “давление сверстников”, имеется в виду негативное давление).

Отрицательное влияние сверстников может побудить вас:

– употреблять алкоголь и наркотики;
– пропускать школу или занятия;
– воровать;
– хулиганить;
– конфликтовать с родителями.

Чтобы преодолеть давление вы должны знать:

– кто вы и каковы ваши ценности;
– как самостоятельно принять решение;
– как поступать в различных ситуациях.

5. Что происходит после того, как я принял решение?

Сказав “нет”, вы можете:

– хорошо к себе относиться;
– заставлять других уважать себя за то, что вы личность;
– сохранить отношения с родителями;
– сохранить здоровье;
– оградить себя от несчастья.

Сказав “да”, вы можете:

– потерять уважение к себе;
– позволить другим принимать за вас решение;
– потерять уважение других, поскольку они видят, что вы зависимы;
– испортить отношения с родителями.

Тест “Как хорошо вы можете противостоять давлению сверстников?”

Отвечайте откровенно, т.к. вы самостоятельно будете обрабатывать результаты.

нет1. Вы нравитесь себе и уважаете себя?2. Вы знаете свои сильные и слабые стороны?3. Вы доверяете себе?4. Вы знаете, какие ценности для вас действительно важны?5. Вы знаете, как самостоятельно принять решение?6. Вы общаетесь с друзьями, которые принимают вас таким, какой вы есть?7. Вы знаете, как сказать “нет” в ответ на давление сверстников?8. Вы знаете, как вести себя в различных “давящих” ситуациях?9. Вы несете ответственность за свои поступки?10. Вы раздумываете, прежде чем что-либо сделать?

Если вы ответили “нет” на 2-3 вопроса, ваша способность противостоять давлению сверстников может быть самостоятельно преодолена, если на большее количество вопросов, то вам необходимо обратиться за помощью.

Куда можно обратиться за помощью?

Не бойтесь просить помощи, это признак силы, а не слабости.

Развивающий блок – большая психологическая игра “Иной” (под “Иным” подразумевается подросток, злоупотребляющий наркотическими средствами).

Вид игры – игра-драма.

Тип сюжета – реальный.

Время на игру и на обсуждение – 1,5–2 часа

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа

Время на проведение

Содержание каждого этапа

Задачи, решаемые на каждом этапе

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

Этапа1. Создание рабочей атмосферы

10 мин.Приветствие Упражнение “Представление имени”– Выявить ожидания участников;

– снятие эмоционального напряжения в группе;

– мотивация на эффективное участие в группе.

(10 позитивных определений)– Формирование позитивной самооценки, внимания к собственной личности и особенностям другого.Бумага, ручка2. Основная часть

40-50 мин.Игра “Иной”– погружение в роль и игровую ситуацию;

– формирование адекватно воспринимать создавшуюся ситуацию;

– формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать “нет”, отстоять свои границы;

– формирование ответственности за себя, свои действия и свой выбор.Достаточно просторное помещение, но не слишком большое, чтобы не нарушить ощущение безопасности.3.Рефлексия проделанной работы

40-50 мин.Обсуждение– отреагировать ситуацию из роли, затем из своей личной позиции;

– дать обратную связь другим игрокам;

– обсудить возникшие чувства и ощущения.

Инструкция (работа в 2 подгруппах по 10 человек).

Представьте себе, что вы пришли к однокласснику на празднование Дня рождения. В гостях у него вы встретились с незнакомым вам сверстником. Ваш одноклассник представил его вам, как своего нового товарища. У него был очень странный неряшливый вид, несмотря на жару, длинные рукава у свитера, сухие волосы, говорил он невнятно и у него были неуклюжие движения. Несмотря на то, что он вам не понравился, вы не подали никакого вида. Про себя вы дали ему имя “Иной”.

Вы танцуете и веселитесь. В самый разгар веселья, “Иной” подходит ко всем по очереди и предлагает принять химическое вещество, уговаривает попробовать, обещает, что это изменит ощущения, и при этом вы мгновенно получите огромное удовольствие и наслаждение.

– погрузиться в игровую реальность;
– попытаться противостоять “Иному”;
– сделать свой личный выбор;
– каждой подгруппе презентовать свою игровую ситуацию по ролям.

Формы обсуждения игры – групповая дискуссия.

Возможно продолжение профилактической работы в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя), если в ходе игры будут выявлены дети, которые приняли решение, сказав “да”.

Источник

Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков

Статью подготовил врач психиатр-нарколог ПНД
Борисовской ЦРБ
С.С. Шестерин

Здоровье ребенка — самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь, токсические вещества и наркотики (психоактивные вещества).

Что такое психоактивные вещества?

Основные признаки употребления ПАВ у подростков:

Основные причины употребления ПАВ:

Профилактика пав что это такое расшифровка

Формирование зависимости от психоактивных веществ, ее стадии и развитие

Приобщение подростка к употреблению психоактивных веществ проходит через несколько последовательных стадий. К сожалению, самостоятельного добровольного отказа ребенка от наркотика или токсиканта в процессе развития зависимости ожидать не приходится, за исключением редких случаев на этапе первых проб.

Профилактика пав что это такое расшифровка

Последствия зависимости от ПАВ

Социальные последствия употребления ПАВ:

Психические последствия употребления ПАВ:

Другие медицинские последствия употребления ПАВ:

Ухоженный, накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.

Родители так боятся, чтобы дети не наделали ошибок в жизни, что не замечают, что не дают им жить. Они попирают и нарушают их права, данные им от рождения, а потом удивляются их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.

Ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет, что можно делать, а чего следует избегать.

Источник

Методические рекомендации по проведению в образовательных организациях уроков профилактики употребления психоактивных веществ несовершеннолетними.

Нижний Новгород

2016

Составители:

Зайцева Н.Г., Коноплева С.Ю., Матвеева Т.Ю., Сорокина Л.А.,

Скорадешкина О.В., Смирнова М.В., Шиголина Т.Н., Щепоткина С.А.

Представленные в сборнике практические игры и упражнения позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ, акцент переносится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе.

Содержание

1.Методологические основы профилактики

2.Учет возрастных особенностей при проведении профилактической работы

3. Игры и упражнения для профилактики

Введение

На сегодняшний день проблема профилактики употребления наркотиков является одной из наиболее актуальных среди других проблем здоровья подрастающего поколения. Поэтому воспитательный процесс не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь молодым приобрести необходимые навыки, обеспечивающие принятие ими большей ответственности за свое поведение, постановки целей, навыков эффективной учебы и положительного взаимодействия со сверстниками. Такие мероприятия способствуют сохранению жизни, здоровья и психологического благополучия детей и подростков в разных ситуациях, иными словами, способствуют формированию здорового образа жизни.

Безусловно, основной целью и главной задачей всех тех, кто занимается профилактической работой, является повышение ее эффективности, уровня ее воздействия на подрастающее поколение с тем, чтобы главное предназначение профилактических мероприятий – создание некоего барьера началу употребления любых психоактивных веществ – было выполнено.

Часто профилактические мероприятия проводятся как занятия и лекции, на которых учащимся рассказывают о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Приводится пугающая статистика. Но подростки редко примеряют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая «экспериментировать» и набивать шишки на собственных ошибках. Однако, употребление ПАВ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, и остается пагубной привычкой на всю жизнь. Это в дальнейшем негативно отражается на здоровье и, зачастую, приводит к трагическим последствиям.

Представленные в сборнике практические игры и упражнения позитивной направленности минимально освещают информацию, связанную с ПАВ, акцент переносится на получение знаний, умений и навыков нормативного функционирования личности в обществе.

1.Методологические основы профилактики

Методологической основой проведения профилактической работы профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде является «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» (5 сентября 2011года).

Концепция является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью — максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.

Концепция указывает, что проекты и программы должны быть ориентированы на все целевые группы с учетом возрастных особенностей и степени вовлеченности в проблему, то есть для интактных групп, групп риска или регулярных потребителей ПАВ.

Стратегическая цель позитивной профилактики состоит в воспита­нии психически здорового и личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с жизненными проблемами, не нуждающе­гося в приеме ПАВ.

Педагоги в рамках учебной, внеурочной, внеучебной работы про­водят мероприятия в рамках общей профилактики, направленные на формирование культуры здоровья и развитие ресурсов личности обу­чающихся.

Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учеб­ных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за их распространение.

Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфе­ре укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, при­чиняющей вред их здоровью и развитию» четко сформулированы пози­ции по отношению к неэффективным средствам профилактики.

Опираясь на закон, в профилактической работе не рекомендуется:

проводить профилактику с установкой на страх наркозависимо­сти с использованием наркоманской атрибутики, включая кон­курсы плакатов с использованием тем наркомании, например, «класс против наркотиков», «школа против наркотиков», рисо­вать или клеить сигареты, бутылки, шприцы, макеты наркотиков, черепа и т.д.;

предоставлять учащимся информацию:

Хотелось бы напомнить об этической и нравственной стороне пре­доставляемой информации. Не рекомендуется в каких-либо «воспита­тельных» целях использовать психотравмирующую информацию. Сюда относятся сюжеты, связанные со смертью наркозависимых, ритуалы приема наркотиков, сцены насилия. Вся эта информация имеет декрети­рованный доступ с грифом «для служебного пользования».

Таким образом, проводя позитивно-ориентированную профилак­тику с несовершеннолетними и молодежью, необходимо опираться не на патологию, а на резервы личности человека.

2. Учет возрастных особенностей при проведении профилактической работы

6-8 лет.

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте ребенок обычно демонстрирует растущий интерес к миру, находящемуся за пределами семьи и дома.

Изменяется его социальный статус – он становится сначала дошкольником, а потом школьником.

Авторитетом для него теперь является учитель, воспитатель, тренер.

В разговоре:

— Расскажите, что любое вещество, которое человек принимает внутрь, отличное от пищи, может быть крайне вредным.

Дети должны понимать:

— как отличаются друг от друга продукты питания, яды, лекарства и наркотики;

— что лекарства, прописанные врачом и принимаемые под руководством взрослого, могут помогать в период болезни, но могут быть вредными при неправильном употреблении, и поэтому детям нужно держаться подальше от неизвестного вещества или емкости;

— почему взрослые могут пить алкоголь, а дети не могут, причем даже в небольших количествах.

9-11 лет.

Психологические особенности возраста:

С детьми этого возраста можно провести более сложное обсуждение того, почему людей привлекают наркотики.

Вы можете воспользоваться их любопытством по поводу серьезных травмирующих событий жизни людей (типа автомобильной аварии или развода), чтобы обсудить вопрос о том, что наркотики могут стать причиной этих событий.

Кроме того, дети этого возраста любят узнавать различные факты, особенно странного рода. Дети этой возрастной группы могут сильно заинтересоваться тем, как наркотики действуют на мозг или организм наркомана. Поясните, как любое вещество, принятое в излишнем количестве, может быть опасным.

В это время важное значение приобретают друзья, а также надлежащее положение в группе и восприятие себя другими как «нормального». Дети покидают свое узкое и лучше защищающее окружение и вступают в более многочисленную и более разобщенную группу детей.

Более старшие дети могут познакомить вашего ребенка с алкоголем, табаком и наркотиками. Исследования показывают, что чем раньше дети начинают употреблять эти вещества, тем больше вероятность возникновения серьезных проблем.

Ребенок должен знать:

— непосредственное воздействие приема алкоголя, табака и наркотика на организм, включая опасность наступления комы или смертельной передозировки;

— как и почему может возникать привыкание к наркотикам и как они могут приводить к потере наркоманами контроля над своей жизнью;

— причины того, почему наркотики особенно опасны для растущего организма;

— проблемы, которые алкоголь и другие наркотики создают не только для того, кто их употребляет, но и для его семьи и мира в целом.

В разговоре:

— отрепетируйте возможные сценарии, при которых друзья предлагают наркотики, пусть ваши дети поучатся произносить с чувством: «Это очень вредно!»

— обсудите, как реклама, песенная лирика и телепередачи бомбардируют их идеями о том, что употребление наркотиков выглядит шикарно. Убедитесь, что дети способны отделять мифы от реалий и похвалите их за умение мыслить самостоятельно.

— обсудите с ребятами, в какие игры они играют со своими друзьями. Знают ли они что некоторые забавные затеи, могут считаться правонарушением или представлять опасность для окружающих и их самих.

12 –14 лет.

Психологические особенности возраста:

Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников и их привлекают опасности, хотя подростки и в самом деле часто не воспринимают речей родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем когда- либо.

Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость поведении. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает порой сильное влияние.

Ребенок должен знать и уметь:

— о последствиях незаконного употребления вредных веществ;

— развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению вредных веществ;

— понимать взаимосвязи между принимаемым решением и его возможными последствиями в будущем;

— позитивно воспринимать собственную личность;

— понимать важность и необходимость продолжения собственного образования;

— определять источники получения помощи и информации в случае возникновения проблем.

В разговоре:

— необходимо быть открытым и честным в общении с ребенком для того, чтобы он ясно понимал, что ожидают от него взрослый;

— говорить ребенку о том, что обращение за помощью является признаком силы характера;

— поощряйте в детях желание задавать вопросы и научите выбирать надежные источники информации;

— укрепляйте в детях чувство собственного достоинства, признавая их таланты, достижения, успехи, а также положительные личные качества.

15- 17 лет

Психологические особенности возраста:

В этом возрасте дружба становится особо важным фактором для подростков, а друзья становятся источником информации для принятия иногда важных решений. Старшие подростки в большей степени способны иметь дело с абстрактными концепциями такими, как «правда» и «справедливость». Эта способность думать и рассуждать в абстрактных категориях позволяет им оценить материальную стоимость употребления вредных веществ; результаты подростковой беременности; причины, по которым необходимо соблюдать законы; влияние употребления вредных веществ на системы здравоохранения, реабилитации и соблюдения законодательства. Следовательно, образование в области профилактики употребления вредных веществ должно меньше быть сконцентрировано на самих вредных веществах и их употреблении, а больше внимания надо уделять тому, каким образом употребление этих веществ наносит урон обществу.

В этом возрасте молодежь очень интересуется своим будущим. Они в состоянии попять, что поиск сиюминутного удовлетворения может привести к событиям, которые полностью перевернут их жизнь: беременность; арест за хранение наркотиков; исключение из спортивной команды за употребление наркотиков.

Нынешние подростки многое знают о наркотиках, проводя различия не только между разными наркотиками и их последствиями, но и между пробным, случайным употреблением и привыканием.

Ребенок должен знать и уметь:

— что выбор определенных ценностей в настоящее время может ограничить их возможности впоследствии.

— что употребление вредных веществ снижает способность иммунной системы;

— знать влияние употребления вредных веществ на возможность продолжения образования, на получение интересной и хорошо оплачиваемой работы, на здоровье, на будущее потомство;

— должны иметь навыки по оказанию сопротивление влиянияровесников и понимать, почему им необходимо сказать «нет»;

— должны уметь критически оценивать людей, которые их окружают и которым они хотят подражать;

— иметь собственную шкалу моральных и этических принципов;

— понимать важность их собственного ответственного поведения перед обществом;

— развивать способность преодолевать стресс;

— развивать позитивное чувство собственного достоинства

В разговоре:

— в этом возрасте целесообразно рассказать подросткам о том, как употребление алкоголя, табака, и прочих наркотиков во время беременности связано с появлением дефектов у новорожденных;

— говорить о том, что любой человек может стать наркоманом и что даже несистематическое употребление наркотиков может привести к серьезным последствиям;

— рассказать детям о том, что употребление наркотиков – это «не преступление без жертвы», и добиться понимания того влияния, которое оказывает употребление наркотиков на общество;

— хвалить и поощрять детей за все то, что они делают хорошо, и за правильные решения, которые они принимают. Знание того, что их замечают и высоко ценят окружающие взрослые, оказывает мощное стимулирующее воздействие.

— больше общаться с детьми, периодически интересоваться тем, чем занимается ребенок, о чем он думает и что он чувствует;

— иметь представление о признаках употребления вредных веществ, чтобы вовремя помочь ребенку.

Подумайте о своем примере. Трудно предположить, что кто-то поверит советам человека, который сам злоупотребляет курением, алкогольными напитками и так далее. Не забудьте, что даже такие «невинные» пороки требуют объяснения.

Чем более сформировано у ребенка чувство самоуважения, тем больше вероятности, что он сможет сказать «Нет» — в ответ на предложение испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким как все.

3. Игры и упражнения для профилактики

Цели профилактической работы с дифференциацией по возрасту:

6-8 лет: Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.

9-11 лет: Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

12–14 лет: Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).

15-17 лет: Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!”. Помочь определить свои ценности и в соответствии с ними выстраивать жизненные цели.

Алгоритм профилактического занятия

Задачи: выявить ожидания участников; снятие эмоционального напряжения в группе; мотивация на эффективное участие в группе.

Задачи: погружение в проблемную ситуацию; формирование ответственности за себя и свой выбор.

Задачи: дать обратную связь группе; обсудить возникшие чувства и ощущения.

Игры и упражнения для проведения профилактической работы

6-8 лет

Беседа с младшими школьниками о том, знают ли они, что называют вредными привычками, почему они вредные и как они влияют на здоровье.

Вы знаете, как человек дышит? Воздух поступает через нос и по воздухоносным путям, похожим на трубочки, попадает в легкие. Это такие органы, напоминающие воздушные шарики, наполненные воздухом. Они расположены в грудной клетке, их два: по одному слева и справа. Когда мы вдыхаем воздух, легкие наполняются им и расширяются, затем они слегка сужаются, и воздух поступает в кровь, с которой разносится по всему организму.

Когда человек курит, вместе с воздухом он вдыхает табачный дым. Ученые установили, что в табачном дыме содержится много вредных ядовитых веществ, в частности, вещество под названием “никотин”, которое является сильным ядом. Они попадают в легкие, а затем разносятся с кровью по всему организму. Поэтому курящих человек часто болеет, у него сильный кашель, ему не хватает воздуха. Когда он быстро идет, он задыхается.

Даже люди, которые не курят, а просто находятся рядом с курящим человеком, вдыхая дым сигарет, могут плохо себя чувствовать, и у них может начаться кашель. Поэтому курящий человек наносит вред не только своему здоровью, но здоровью окружающих его людей.

Игра «Мышка и сыр»

Ход игры: Дети образуют круг. В кругу лежит кусочек «сыра». За кругом – мышка (ребенок). Она видит сыр, ей хочется его съесть, но она не знает как. Она видит дверцу. Желание съесть сыр позволяет ей преодолеть страх перед неизвестностью, войти в мышеловку и схватить сыр, но дверь мышеловки захлопывается. Вывод: мышка за «бесплатный сыр» расплачивается свободой. Русская поговорка «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке» отражает содержание игры.

9-11 лет

Упражнение «Провокация»

Инструкция: представьте, что к вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Какие это могут быть фразы?

Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.
Спасибо, мне этого не нужно.
Не курю.
Нет, мне не нужны неприятности.
Я таких вещей боюсь.
Эта дрянь не для меня.
Я и без этого превосходно себя чувствую.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Мне не хочется умереть молодым.
Спасибо, мне здоровье дороже!

Плакат, где перечислены еще кое-какие приемы, которые можно использовать.

1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, — это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов; на танцы или еще что-нибудь придумать).

4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз.

5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).

Сейчас я попрошу вас написать на ваших листочках несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:

Свобода
Удовольствие
Здоровье
Счастье
Радость
Любовь
Добро
Жизнь

– Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять. Желаю вам избрать именно этот способ.

Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)

А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.

Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!

Игра «Масса разных забав»

В ходе занятия у учащихся должны быть сформированы умения:

Упражнение «Скульптура зависимости»

Инструкция: участникам группы предлагается разбиться на тройки и разойтись по комнате в подгруппах так, чтобы не мешать друг другу. Затем каждой из подгрупп предлагается построить «скульптуру зависимости» так, как они ее себе представляют. Ведущий объясняет, что «материалом» для скульптуры будут сами участники, кроме того, они могут использовать любые подручные средства: стулья, одежду и т.д. Дается некоторое время на обдумывание и репетицию, и затем каждая из подгрупп представляет свою скульптуру с необходимыми комментариями. После выступления всех подгрупп проводится групповое обсуждение, во время которого каждому участнику предоставляется возможность поделиться своими чувствами и ощущениями.

12-14 лет

Упражнение Табу

Затем ведущий говорит о бдительности и называет преступления, которые в данный момент направлены против здоровья и зачитывает статью 228.

3. Значительный, крупный и особо крупный размеры аналогов наркотических средств и психотропных веществ соответствуют значительному, крупному и особо крупному размерам наркотических средств и психотропных веществ, аналогами которых они являются.

Упражнение «Охмурение»

Инструкция: Ведущий, с серьезным видом, говорит участникам, что сейчас он может сделать им подарок. «Я знаю три древних символа, нанеся которые на тело, можно обрести новые возможности, умения, знания. Но символы получат только три человека, которые первыми выйдут из комнаты. Кто хочет?». Когда несколько человек устремляются за дверь, ведущий рисует им на руке какие-нибудь символы. Участники догадываются, что над ними подшутили. Ведущий дает комментарий: «Вы, не задумываясь, протянули мне руку. А если кто-то пообещает вам отличное настроение?».

Далее идет обсуждение: что заставило учеников согласиться на «подарок»? Как часто мы встречаем соблазны в нашей жизни? Какой урок вы извлекли из данной игры?

50 способов сказать «Нет»

Ведущий предлагает учащимся придумать фразу-отказ от ПАВ. Придуманные фразы фиксируются на доске или ватмане.

10.Нет, не хочу неприятностей.

11.Сейчас не могу, моя мать обнюхивает меня, когда я прихожу домой.

12.Когда мне понадобится это, я дам тебе знать.

13.Мои родители меня убьют.

14.Я таких вещей боюсь.

15.А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?

16.Когда-нибудь в другой раз.

17.Эта дрянь не для меня.

19.Если тренер узнает, он заставит меня бежать 20 кругов.

20.В последний раз, когда мать застала меня за курением, мне не давали денег 6 месяцев.

21.Нет спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.

22.Не думаю, что я достаточно об этом знаю.

23.Нет, спасибо, я дождусь, пока мне будет это по возрасту.

24.Меня не выпускают из дома, даже если от моей одежды пахнет сигаретным дымом, после того как я был рядом с курящими людьми.

25.Нет спасибо у меня и так ужасные оценки.

27.Нет спасибо, препаратов не хочу.

28.Я и без ого превосходно себя чувствую.

30.Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.

31.Я вчера поздно лег спать, у меня и без того, красные глаза.

33.Нет, мне понадобятся все мозги, какие есть.

34.Нет спасибо, это опасно для жизни.

35.Вы с ума сошли? Я даже не курю.

36.Эти химические радости не для меня.

37.Нет, я это пробовал не один раз, и мне это не понравилось.

38.Мне не хочется умереть молодым.

39.Нет, я и так много воюю со своими родителями.

40.Нет, когда-нибудь я захочу создать свою здоровую семью.

41.Нет, спасибо, я только что прочел статью о вреде наркотиков.

42.Я хочу быть здоровым.

43.Это мне ничего не дает.

44.Нет спасибо, я слышал, от этого глаза краснеют.

45.У меня завтра контрольная работа. Не буду.

46.Я начинаю вести себя глупо, когда курю.

47.Меня до сих пор контролируют, с тех пор как мама застала меня за этим.

49.Не буду, здоровье дороже.

50.Мне это неинтересно.

15-17 лет

Упражнение «Перспектива моей жизни».

Ведущий разделяет участников на 2 подгруппы и выдает таблицу для заполнения:

Что плохого от употребления ПАВ

Что хорошего от употребления ПАВ

Что плохого от неупотребления ПАВ

Что хорошего от неупотребления ПАВ

В конце работы происходит обсуждение: какие перспективы открывает перед нами употребление/неупотребление ПАВ? Что весомее? Какие ценности стоят на кону вашей жизни в ситуации выбора?

Упражнение «Любопытство. Воля. Разум»

Инструкция: поделить ребят на 3 команды: «Любопытство, Воля, Разум». Задание группе Любопытство: назвать причины употребления наркотика, Разум: аргументы против употребления наркотиков; Воля: принять решение и перейти на сторону разума и любопытства, в зависимости от того, какая сторона будет более аргументированной и убедительной. После обсуждения 2-3 причин Любопытство и Разум меняются местами территориально и обмениваются таблицами с аргументами и причинами. В конце группа Воля представляет свои идеи о том, что должен уметь человек, чтобы добиваться без употребления ПАВ. В конце проходит обсуждение. Аргументы, которые приводила команда Любопытство, в основном являются так называемыми мифами. Их используют употребляющие, чтобы оправдать свое употребление, поэтому нам необходимо знать их, чтобы не попасться на провокацию.

Упражнение «Познаем себя»

Инструкция: представьте, что вы совершаете мысленно прогулку по лесу, где с вами может произойти все, что угодно. Слушайте внимательно рассказ и запоминайте или фиксируйте свои мысли.

Анализ результатов проводится сразу же. Ведущий проводит анализ.

Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.

Прочный и Старый дом, избушка из дерева, большая деревенская изба и т. п. это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо, и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.

По поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.

Рефлексия по итогам занятия: что вы узнали о себе в процессе занятия? Что из этого является для вас привычным фактом, а что – новостью? Что вы хотели бы изменить?

Особенности профилактической работы со студентами.

Оценка уровня информированности

Цель: Оценить уровень подготовленности участников к обсуждению темы мероприятия

Ведущий задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании.

Обсуждение «Что такое наркотики»

(Дайте возможность высказаться участникам.)

Так он и продолжал, пока однажды не стали появляться проблемы.

. удовольствие + наркотик=проблемы + наркотик=ПРОБЛЕМЫ + наркотик=ПРОБЛЕМЫ +.

Упражнение «Гора жизни»

Способ проведения: По каждому этапу ведущий делает схематичные рисунки на доске и комментирует.

(Рис.2) Человек стоит на той же горе, но один из держащих его канатов рвется.

Комментарий к рисунку. Когда какая-то «связь» истончается или рвется (т.е. у человека возникают какие-либо проблемы), все остальные связи поддерживают человека, дают почувствовать себя увереннее. Эти связи выстраиваются годами, и они не могут возникнуть у человека, находящегося в вакууме, вне общества.

Если «связи» рвутся, возникает риск обращения к наркотикам. У многих людей есть отработанные стереотипы снятия стресса, в том числе и с помощью химических веществ, например: для снятия стресса после конфликта с начальником человек принимает алкоголь.

(Рис.6б) В этот момент важно то, как действует семья. Неэффективны в данном случае запреты и ограничение свободы, т.к. это своеобразный «ошейник», который тянет человека вниз и мешает восстанавливать старые и формировать новые связи с миром, которые помогут ему справляться со стрессом. В этом случае у человека не остается выбора: жить в стрессе он не хочет, по-другому справиться с ним пока не может и не умеет, поэтому он берется за канат-наркотик вновь. Хорошо, когда помощь семьи строится на поддержке и поощрении самостоятельности, понимании того, что отказ не может навязываться и что основная роль в этом процессе принадлежит зависимому человеку.

(Рис. 7) Человек сам постепенно восстанавливает жизненные связи.

Комментарии к рисунку: В этот момент для человека, отказавшегося от наркотиков, важно восстановить все перечисленные ранее связи.

Ведущий задает группе вопросы для размышления (не для совместного обсуждения).

«Если я забочусь о своем здоровье и будущем, соглашусь ли я на первую инъекцию?»;

«Что может подтолкнуть меня к этому шагу?»;

«Если я уже употреблял внутривенные наркотики, не нахожусь ли я в психической зависимости от них?».

Подведение итогов занятия. Спросить у группы, что понравилось и не понравилось на занятии. Дискуссия.

Игра «Марионетки»

Игра «Спорные утверждения»

Цель: Дать возможность участникам высказать собственное мнение и отношение к мифам о наркотиках.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения». Эти листы прикрепляются в трех частях кабинета.

Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать: «почему я считаю именно так». Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свою точку зрения и перейти в другую группу.

Упражнение «Ценности»

Участникам предлагается на листочках написать по четыре жизненно важных для них материальных ценностей, увлечений, значимых для них людей. Ведущий предлагает выбрать три любые ценности, от которых участники могут отказаться за дозу наркотика. Затем, ведущий предлагает перевернуть листики, выбрать не глядя три и отдать их за следующую дозу, посмотреть что у них забрали и что осталось. Затем ведущий забирает у участников все оставшиеся листочки.

Упражнение «Отказ»

Цель: сформировать навыки ассертивного отказа

Участники делятся на пары. Разыгрываются различные ситуации, в которых они должны найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

Список литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *