Прг на выборах что это
Наблюдателям и ПРГ/ПСГ — о возможных ошибках КОИБов при подсчете голосов
Про фальсификацию, связанную с «ошибками» КОИБов. Я уже писал, но добавлю как ИТ-специалист. #КОИБ — система с закрытым проприетарным кодом. Никто, кроме аффилированных контрольных комиссий, этого кода не видел и гарантировать отсутствия в нем незадокументированных функций не может.
Checksum (контрольная сумма, которой проверяют целостность прошивки устройства) может спокойно сходиться, если дополнительные «секреты» (easter eggs) внесены в код до ее расчета, то есть в момент собственно компиляции кода, написанного также по заказу сами знаете кого.
Функцией может быть, в принципе, что угодно. От возможности поблагодарить лично Медведева и насвистеть ему American boy встроенной пищалкой, срабатывающей по щелчку, до генератора случайных чисел. В нашем случае, информация, подслушанная разными людьми в разных комиссиях, сходится в одном: вероятно, в утренние часы КОИБ вдруг посчитает больше избирателей, чем реально успело прийти на участок. Почему утром? Чтобы не возникло ошибки в общем количестве, если такое будет осуществлено вечером (допустим, явка большая).
Очевидно, за кого эти «мнимые» голоса «мертвых душ» будут отданы. Кстати, тема с восприятием ксерокопий бюллетеней тоже может быть верна — но стоять и кормить КОИБ ксероксом при бдительном внимании удивленных наблюдателей будет только полный отморозок. Однако не факт, что защита КОИБа от поддельных бюллетеней вообще существует (хотя ее можно было бы элементарно реализовать, например, сквозным оптическим датчиком).
А вот сбой в программе трудно отследить, еще труднее доказать. Причем, на самом деле, этот «сбой» очень легко вызвать с программной точки зрения — достаточно «скормить» аппарату в момент отладки и настройки нужный набор бюллетеней. Некоторые сотрудники с ПРГ (члены УИК с правом решающего голоса, прим. авт.) говорят, что на инструктаже по работе с КОИБ им сообщили, что во время отладки устройства до начала голосования аппарату необходимо задать для калибровки 5 (пять) бюллетеней с голосами именно за «основного» кандидата. Не исключено, что даже после сброса, в котором эти бюллетени будут погашены как тестовые, именно в пользу этого кандидата КОИБ будет запускать те или иные «доработки» результата. На вопрос, почему нельзя, например, использовать для калибровки 6 (шесть) бюллетеней, по одному на каждого кандидата, в глазах «инструкторов» возникает суеверный ужас — вдруг всё сломается?
Так вот, подобная «наладка» может теоретически привести к активации тех или иных механизмов, скрытых в коде. Механизм напоминает использования чит-кодов (cheat) в компьютерных играх — в определенный момент пользователь набирает некоторую секретную комбинацию, и попадает на скрытый уровень, в котором другие правила. И учитывая, что подобная незадокументированная функция может быть заложена еще при разработке, код ее активации тоже может меняться в зависимости от текущего бюллетеня.
На самом деле, избежать такой ошибки, связанной с «глюком» системы, можно только ручным пересчетом и его сопоставлением с данными системы. Но, разумеется, всем лень и хочется довериться «бездушной» машине. Однако хотя бы один зафиксированный факт сбоя поставит под сомнения весь результат выборов.
Чтобы такой ситуации не возникло, на каждом участке, где есть КОИБ, кто-нибудь из #наблюдателей обязательно должен непрерывно считать явку. Это можно сделать ручным счетчиком, можно приложением на телефон (для android, про iOS не знаю, увы, но точно видел в действии), можно хоть количеством звездочек, набранных в СМС. Или штрихов на бумаге. Хоть зарубками на приклад.
Считаем только тех, кто получил в руки бюллетень. Периодически озвучиваем комиссии результат подсчета, а также сверяем его с показаниями счетчиков на КОИБах. На фото видно, что он показывает количество бюллетеней постоянно. Если суммарные данные разнятся больше, чем статистическая погрешность (до 5%) — пишем жалобу и требуем ручного пересчета.
Кстати, вероятность того, что при таком спонтанном пересчете комиссия успеет спланировать и организовать вбросы или иные методы влияния на результат, довольно мала — все-таки для этого нужно слишком много дополнительных действий, которые не удастся легко скрыть.
Станьте членом комиссии с правом решающего голоса
В Москве стартует набор членов комиссий с правом решающего голоса. Это шанс для всех граждан контролировать процесс проведения выборов изнутри комиссии, стать представителем тех, кому важны честные выборы.
Комиссии, которые сейчас формируются, будут работать пять лет. Это значит, что они должны будут провести выборы депутатов Мосгордумы в 2019 году, депутатов Госдумы в 2021 году, муниципальные выборы 2022 года и выборы мэра столицы в 2023 году.
Пять лет назад общественные организации по контролю за выборами запустили проект «Честный УИК» и призывали сознательных граждан стать членами комиссий. И граждане откликнулись — в составы комиссий вошли тысячи честных людей.
«Голос», «Гражданин Наблюдатель», «Выборы. Народный контроль», «Сонар» и «Наблюдатели Москвы» объявляют о начале проекта «Честный УИК – 2».
Кто может стать членом УИК
Членом комиссии с правом решающего голоса может стать любой гражданин России старше 18 лет независимо от места регистрации. Ограничения действуют для лиц с двойным гражданством, непогашенной судимостью, выборных лиц. Подробнее про них можно почитать в «Справочнике наблюдателя».
Что делает член УИК
Член комиссии с правом решающего голоса дежурит перед днем голосования на избирательном участке, график составляют сами члены комиссии. А в день голосования он работает с документами, выдает бюллетени, принимает непосредственное участие в подсчете голосов, получает копию итогового протокола и может сопровождать документы в ТИК.
Эта работа оплачивается.
Какие преимущества есть у ПРГ УИК
Члена комиссии нельзя удалить с участка, он имеет доступ ко всем документам. Если он не согласен с действиями других членов комиссии, он может написать не только жалобу, но и особое мнение, которое будет прилагаться к итоговому протоколу. Его обязаны рассмотреть вышестоящие комиссии и контрольные органы.
Кроме того, уголовное дело против члена комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено только с санкции главы Следственного комитета Москвы. ПРГ УИК нельзя подвергнуть административному наказанию, налагаемому в судебном порядке (например, лишить водительских прав) без согласия прокурора Москвы.
Как стать ПРГ УИК
По закону, назначать членов комиссии могут партии и общественные организации. Мы постараемся помочь получить такую бумагу. Кроме того, вам необходимо будет собрать небольшой пакет документов:
Эти бумаги нужно будет отнести в территориальную комиссию района, к которому принадлежит ваш участок. Возможно, это сделают за вас представители партии, которая направит вас на участок.
Когда нужно подавать документы
Заполнить анкету необходимо до конца октября. Все территориальные комиссии Москвы принимают документы кандидатов с 10 октября по 8 ноября.
Для кандидатов в члены УИК Москвы открыт справочный центр. Если вы записались через единую анкету «Голоса», «Гражданина Наблюдателя» и «Сонара», но с вами в течение недели никто не связался, вы можете обратиться на горячую линию 8 800 333-33-50 (с 19 до 21 ч.) или электронную почту [email protected]
Обращаем внимание, что по вышеуказанным контактам запись в члены УИК не производится. Для тех, кто хочет стать членом комиссии необходимо заполнить анкету до конца октября.
Основы нахождения члена комиссии с правом совещательного голоса на участке
ПСГ – член комиссии с правом совещательного голоса
ПРГ – член комиссии с правом решающего голоса
1. Права члена комиссии ПСГ такие же как и ПРГ
Вы как член комиссии являетесь должностным лицом, которое назначено избирательным объединием или кандидатам и в своих правах равны с членами комиссии с правом решающего голоса.кроме следующих прав:
22. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права:
а) выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;
б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней;
в) составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума;
г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях.
Права ПСГ возникают с момента подписания избирательным объединением или кандидатам направления на избирательный участок. Когда вы предъявляете направление, то у вас появляются полномочия.
2. Удаление ПСГ из помещения только по решению суда
Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.
3. Получение заверенной копии документов ПСГ
На основании п. г) ч. 23 ст. 29 ФЗ-67 и ч. 22 ст. 29 ФЗ-67 член комиссии с правом совещательного голоса
вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке (ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,) требовать заверения указанных копий;
Внимание! Обязанность изготовления копии лежит на УИК.
4. Съемка на участке фото-видео, членов избирательной комиссии (СНИМАТЬ МОЖНО. )
1. Статья 30 67-ФЗ Гласность в работе избирательных комиссий
2. пункт 11 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, референдума, вправе.
г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
Пункт 38 приложения 2 части второй Рабочего блокнота участковой избирательной комиссии (одобрен протоколом заседания ЦИК от 14.09.2011 № 32−1−6)
Вправе ли наблюдатель вести видеосъемку процесса подсчета голосов?
Наблюдатели и иные лица, которые в соответствии с нормами федерального избирательного законодательства имеют право присутствовать при подсчете голосов, вправе открыто вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием гражданина Российской Федерации в выборах. Изображение гражданина не должно занимать большую часть снимка (экрана). Запрещается производить фото- и видеосъемку мест, предназначенных для заполнения бюллетеней, заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов. При проведении фото- и видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных», должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей. Проведение фото- и видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании.
Часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
пункт 8 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования
Статья 152.1. ГК РФ Охрана изображения гражданина
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. [. ] Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Как можно видеть из процитированного текста, во-первых, ограничения касаются не съемки, а лишь последующего распространения снимков, а во-вторых, к съемке на избирательном участке и это ограничение неприменимо; ограничения тут действуют лишь на распространение «портретной» съемки.
Снимать членов комиссии можно только при исполнении ими своих служебных обязанностей, на основании ст. 30 67-ФЗ. Не стоит снимать их при употреблении пищи, при посещении уборной и при других процессах, которые могут быть отнесены к событиям частной жизни.
5. Свободное перемещение по участку
п. 22 ст. 29 67-ФЗ прямо декларирует, что член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса, за исключением нескольких конкретных ограничений, среди которых ограничений на перемещение нет.
Кроме того, п. 8 ст. 30 :?-ФЗ гласит, что не допускается установление каких-либо иных ограничений, касающихся наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, участников референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
6. Немедленное рассмотрение жалоб в день голосования
В соответствии с п. 4 ст. 20-67-ФЗ
7. Коллегиальность (каждое решение комиссии принимается на заседании путем голосования. )
В соответствии с ч. 1 ст. ст. 27 67-ФЗ
Деятельность комиссий осуществляется коллегиально
В соответствии с п.п. 15-12 ст. 28 «67-ФЗ»
Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Председатель не может раздавать распоряжения участникам избирательного процесса, она равный с вами член комиссии
8. Правило заверение документов
Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
Ничего не понятно, но что-то про член.
Третий раз прокомментируете, будет про трехчлен.
Подменный участковый избирком. Новое слово в выборных махинациях
В сентябре в России в целом и в Санкт-Петербурге в частности прошли выборы. По итогам глава ЦИК Элла Памфилова устроила разнос Петербургу за массовые нарушения: кандидаты в депутаты рулили избирательными комиссиями; сами комиссии то прятались от камер, то сбегали с бюллетенями, то меняли данные в протоколах; в центре множились Вишневские и меняли внешность. Тут ничего нового, не в первый раз. Но
В центре города, на острове Декабристов, был подменён участковый избирком: роли членов комиссии отыгрывали нанятые артисты. Провели кастинг, написали, кому кого отыгрывать, рассказали сюжет
Репортёры Фонтанки актёров-любителей нашли, в эпоху соцсетей это возможно:
Итог ожидаемый: 25% надомного голосования и победа единоросса. И подписи массовиков-затейников на итоговом протоколе.
Разбор полётов доставляет.
В Горизбиркоме заявили, что провели проверку, и «данная информация не подтвердилась». На вопрос, как именно комиссия искала ряженых, уточнили: у комиссии «отсутствуют полномочия проводить следственно-оперативные мероприятия». Этим термином названы проверка удостоверений членов и идентификация личностей по документам.
Пересмотр или отмена итогов голосования в УИК № 177 проблематичны, следует из ответа избиркома. Оспаривание возможно только через суд, но лишь в том случае, если сведения из статьи «Фонтанки» о фейковом участке признают достоверными правоохранительные органы. Заявление, утверждает избирком, подано.
Правоохранительные органы сказали своё веское слово: главное следственное управление Следственного комитета по Петербургу не нашло оснований для регистрации в качестве сообщения о преступлении, так как «признаков преступлений, подследственных следователям СК РФ, в настоящее время не усматривается».
Без рейтинга. Страна должна знать своих героев и свои геморрои.
Смена избирательного участка
Москва. На Госуслугах поменял избирательный участок.
Сегодня пришёл голосовать и мне выдали только партийный список. Список депутатов моего района мне не дали, аргументировав, что смена избирательного участка лишает права голосовать за районных депутатов.
Мать ходила в наш районный участок и сказала, что там я вычеркнут из списка.
В интернете не смог найти информацию о лишении права голоса при смене участка. Да и как-то не конституционно это звучит.
Как смена избирательного участка может лишить права голоса?
И что теперь станет с моим бюллетенем, кто по нему проголосует?
Вячеслав Ермолин, 17 сентября.
Немного хаотичных и обрывочных наблюдений по текущим выборам. Без анализа, фото и конкретики. Касается отдельного избирательного участка. Все цифры, имена и примеры абстрактные ( но на основе реальности).
Наблюдение 1: подготовка ТИК (главные в области по выборам).
Они рулят всем процессом в области (выше их ЦИК). Учат, формируют УИКи, выдают бюллетени для голосования (главное материальное измерение выборного процесса), наблюдают ход и получают результаты с УИК (избирательные участки) и передают эти результаты наверх.
Все! можно закрывать в сейф, отдать под охрану Росгвардии или Полиции и идти спать (если осталось для этого время). А нет!
Наблюдение 2: оплата работы членов УИК
Наблюдение 3: три вместо одного.
Три дня голосования, видимо, понравилось Кремлю. Подняло на какие-то проценты явку избирателей. Хотят оставить надолго. А может расширить до недели:)
Условный Вася Пукин, который снял свою кандидатуру с выборов будет в аду (депутаты и кандидаты туда попадут с большей вероятностью чем маркетологи и агенты недвижимости) вечно вычеркивать свою ФИО и биографию из избирательного бюллетеня. Не делайте так.
Памятка для участника наблюдения за голосованием
КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ОТДЕЛ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
ПАМЯТКА
участника наблюдения в УИК
на общероссийском голосовании по вопросу одобрения
изменений в Конституцию Российской Федерации
1 июля 2020 г.
Памятка участника наблюдения в УИК
на общероссийском голосовании по поправке к Конституции РФ
1 июля 2020 г. (для УИК без КОИБ)
Подготовил: Н.Ю. Волков, зам. зав. Отделом ЦК КПРФ
Отв. за выпуск: С.П. Обухов, Секретарь ЦК КПРФ, член Президиума ЦК
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России
Данное общероссийское голосование кардинально отличается от голосования на выборах. Это голосование не регулируется 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и другими законами и нормативными актами, регламентирующими порядок проведения выборов и референдумов в РФ. Основу нормативно-правовой базы по проведению общероссийского голосования составляют Постановление ЦИК от 02 июня 2020 г. «О внесении изменения в Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» (изложен в действующей версии) http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/46339/ (далее – «Порядок») и Постановление ЦИК от 02 июня 2020 г. «О внесении изменения в Инструкцию по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» http://www.cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/46346/ (далее – Инструкция).
Голосование (как в помещении УИК, так и на дому, а во многих регионах также – на придомовых территориях и в иных пригодных местах) будет проходить 7 дней: с 25 июня по 1 июля.
На этом голосовании в работе участковых избирательных комиссий не будут принимать участие члены УИК с правом совещательного голоса, а правом выдвижения наблюдателей обладают только Общественные палаты субъектов РФ. Это означает, что КПРФ может осуществлять контроль честности голосования только силами своих членов УИК с правом решающего голоса, а также силами своих представителей в ТИК и других вышестоящих комиссиях.
В связи с этим, задача полного контроля всех аспектов голосования является для многих избирательных участков принципиально нерешаемой. Однако, участие членов УИК от КПРФ с правом решающего голоса, а также участие всех представителей КПРФ в вышестоящих комиссиях в этом голосовании является необходимым и политически и технологически.
Основные тактические цели участия КПРФ в контроле процедуры общероссийского голосования:
Основные стратегические цели участия КПРФ в контроле процедуры общероссийского голосования:
Сокращения и обозначения
УИК – участковая избирательная комиссияТИК – территориальная избирательная комиссияЦИК – Центральная избирательная комиссия РФ | ФЗ-67 – Федеральный закон 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» |
ПРГ – член комиссии с правом решающегоголоса | УФП – увеличенная форма протокола |
Участник наблюдения – ПРГ, наблюдатель, член ТИК или представитель СМИ, участвующий с целью обеспечения честных выборов. | Сейф-пакет – специальный пакет для хранения бюллетеней избирателей, голосующих 25-30 июня |
Порядок – Постановление ЦИК, регламентирующее процедуру общероссийского голосования | КОИБ – комплекс обработки избирательных бюллетеней |
Инструкция – Инструкция ЦИК РФ по составлению списков участников общероссийского голосования | «Мобильный избиратель» — механизм голосования не по месту прописки, путём прикрепления к другому УИК и открепления от своего УИК |
Право присутствия в УИК в любой день во время голосования, упаковки бюллетеней, а также при подведении итогов, в т.ч. право присутствия во время голосования вне помещения для голосования (на дому), либо на придомовой территории имеют:
Фактически, это означает, что КПРФ может вести контроль на данном УИК силами:
2) ПРГ вышестоящего ТИК;
3) ПСГ вышестоящего ТИК от КПРФ;
4)ПСГ вышестоящего ТИК от депутатов-одномандатников, избранных на этой территории;
5) союзных нам ПРГ УИК от других оппозиционных партий (там, где такие имеются);
6) силами активистов-наблюдателей, если кто-то из них пройдёт сквозь сито Общественной палаты;
7) силами депутатов-коммунистов различного уровня (ГД, региональное Заксобрание, муниципалитеты), но только днём в ходе голосования. На подсчёт голосов и на голосование на дому депутаты не имеют доступа.
Понятно, что члены ТИК и депутаты не имеют возможности постоянно присутствовать на избирательном участке. Однако, на тех УИК, где ставится задача качественного контроля, их присутствие в какие-то дни (в интервале с 25 по 30 июня) может быть решающим.
В силу этого перед партийными организациями стоит задача максимально использовать все возможности назначения в ТИКи от КПРФ и её депутатов. Напоминаем, что ПСГ ТИК от партии или от действующего депутата могут быть заменены на другого 5 раз за пятилетний избирательный цикл.
Это регулируется п. 24, 26, 27 статьи 29 ФЗ-67.
Взаимодействуя с наблюдателями, следует учитывать, что большинство наблюдателей, назначенных Общественными палатами, административно или материально заинтересованы и, как правило, не имеют мотивации на реальный контроль честности голосования.
Данная памятка адресована, в первую очередь, ПРГ УИК от КПРФ, а также независимым от администрации членам УИК с правом решающего голоса.
Данная памятка не освещает вопросы, связанные с Дистанционным электронным голосованием (применяется только в Москве и Нижегородской области).
При назначении Вас членом УИК сразу заполните данные о Вашей УИК и о руководителях нашей системы контроля в районе.
№ УИК | Председатель УИК |
Адрес места голосования | ФИО |
моб. тел. | |
Ответственный за контроль в районе | ПРГ ТИК от КПРФ |
ФИО | ФИО |
моб. тел. | моб. тел. |
Депутат от КПРФ, курирующий территорию | ПСГ ТИК от КПРФ |
ФИО | ФИО |
моб. тел. | моб. тел. |
Дежурство в комиссиях до 25 июня
Участковые избирательные комиссии начали работу 16 июня. С этого дня члены УИК дежурят в помещении УИК (поочерёдно по графику). Распланируйте Ваше время так, чтобы побывать в вашей УИК максимально возможное для вас количество раз до дня голосования в наиболее важные дни (но не менее 2 раз).
Приоритеты по присутствию в УИК:
Во время дежурства Вы как член комиссии будете:
Помимо этого, во время дежурств обязательно ознакомьтесь с:
Согласно ФЗ-67, статья 29, п. 23, пп. «г», член комиссии имеет право знакомиться с любыми документами комиссии и брать в комиссии заверенные копии документов, не содержащих конфиденциальных сведений.
Выборочно обзвоните избирателей из реестра заявок на голосование вне помещения для голосования и проверьте, подавали ли они (или по их просьбе) такую заявку. Если заявка подана без ведома избирателя – комиссия должна вычеркнуть его из реестра заявок. В нормальной ситуации на 30 июня число заявок в реестре не должно превышать 50-80 штук. Особое внимание обратите на избирателей, заявки на голосование которых переданы социальной службой.
Обсудите с председателем УИК оборудование, которое будет на избирательном участке: КОИБ – Комплекс обработки избирательных бюллетеней(?), число переносных и стационарных ящиков для голосования видеокамеры для наблюдения за урнами, ноутбук, ксерокс, сейф. Когда это оборудование поступит? Когда УИК будет получать избирательные бюллетени?
Обратите внимание на установку видеокамер. Они, фактически, указывают на место, где будут расположены стационарные урны.
Крайне важно убедить комиссию принять график проведения голосования на 25-30 июня (на основании графика работы УИК, предписанного вышестоящей ТИК). Если в вашем регионе (районе) будет проводиться голосование на придомовых территориях (п. 10.6 Порядка), обязательно заранее узнайте, в какие часы оно будет проводиться. Это возможно лишь вне времени работы УИК, но не позднее 20.00.
В случае непорядка в документах УИК, неудобного расположения видеокамер, отказе руководства УИК предоставить Вам документы УИК на ознакомление подайте председателю УИК жалобу и сообщите о ситуации члену ТИК от КПРФ.
Возможные требования перед работой в избирательной комиссии пройти тест на наличие коронавирусной инфекции без соответствующего предписания главного санитарного врача региона и решения Избирательной комиссии субъекта РФ, основанного на таком предписании, являются исключительно рекомендательными.
Контроль данных о голосовании избирателей
по месту нахождения, 22-24 июня
Избиратель может проголосовать на любом избирательном участке страны. Для открепления от своего избирательного участка (по месту прописки) и прикрепления к другому избирательному участку (по месту нахождения), где он желает проголосовать, достаточно подать заявление.
Заявление подаётся в срок с 16 по 21 июня одним из нескольких способов:
* кроме избирательных комиссий, находящихся на судах, полярных станциях и т.п…
В заявлении избиратель указывает, к какому избирательному участку (номер, адрес) он прикрепляется, т.е., где он планирует голосовать и свой адрес прописки, что позволяет выявить УИК, от которого он открепляется. Избиратель, подавший заявление, получает отрывной талон, подтверждающий это. Заявления, поданные любым из указанных способов, собираются в специальной базе данных в системе ГАС-выборы. При подаче избирателем нескольких таких заявлений, действительным считается заявление, поданное первым. Декларируется, что ГАС-выборы аннулируют дублирующие друг друга заявления (поступившие от одного избирателя) и заявления лиц, не имеющих права голоса.
Для проверки факта подачи избирателем заявления по механизму «мобильный избиратель» можно использовать сервис ЦИК РФ http://cikrf.ru/digital-services/mobilnyy-izbiratel/ (если известен номер паспорта гражданина).
Прикрепиться к временным УИК, образованным в больницах и следственных изоляторах, можно только подав заявление в данный УИК. Другими способами прикрепиться к этим УИК нельзя.
Не позднее 14.00 22го июня (понедельник), система ГАС-выборы формирует для каждого УИК список участников голосования, подлежащих включению в список данного УИК (прикрепившихся к нему) и реестр участников голосования, подавших неучтенные заявления о включении в список голосующих (т.е. реестр избирателей, заявления которых о голосовании на данном УИКе аннулированы). Список прикрепившихся к УИК избирателей оформляется в ТИК в виде специальной дополнительной книги списка участников голосования.
Реестр участников голосования, подлежащих исключению из списка избирателей данного УИК (открепившихся от него) не формируется. В основном списке участников голосования (формируемом при помощи системы ГАС-Выборы) избиратели, открепившиеся от УИК по месту своей прописки, отображаются в режиме зачёркивания.
Основной список участников голосования, дополнительный список прикрепившихся к УИК и реестр участников голосования, чьи заявления о прикреплении к этому УИК аннулированы, не позднее среды 24 июня передаются в соответствующий УИК на бумажном носителе.
Это регулируется п. 2.1.7, 2.1.8, 2.3.18 и 2.3.19 Инструкции
Подробно порядок составления основного списка участников голосования определяется п.2.1, а порядок включения в список участников голосования по месту нахождения определяется п.2.3 Инструкции.
Необходимо проверить, что дополнительный список участников голосования, прикрепившихся к Вашему УИК, который поступил к Вам на избирательный участок, соответствует данным системы ГАС-Выборы. Такая проверка нужна, чтобы исключить возможность подмены этого документа в районной администрации и выдачу в УИК поддельного дополнительного списка, позволяющего проголосовать избирателям, не имеющим на это права.
Для этого Вы 22-24 июня получаете данные о дополнительном списке участников голосования и реестре тех, чьи заявки не учтены через сайт ЦИК РФ (www.cikrf.ru/ — эти данные размещаются там в разрезе каждого УИК с 22 июня), либо через представителя КПРФ в ТИК Вашего района. Он может получить эту информацию непосредственно в системе ГАС-Выборы. Находитесь в эти дни на связи и будьте готовы получить от представителя КПРФ в ТИК информацию об избирателях, прикрепившихся к Вашему УИК. Для обмена этой информацией используйте мессенджеры Telegram, Whatsapp, Viber, электронную почту.
В случае расхождений указанных данных, следует добиться приведения дополнительного списка в соответствие с данными, полученными из ТИК и составить жалобу на данное нарушение.
Обратите внимание на избирателей, вычеркнутых из списков участников голосования. Они прикрепились к другим УИК и голосовать на вашем УИК не должны. Если такой избиратель прибудет на Ваш УИК (по месту своей прописки), он может голосовать только после проверки, что он не голосовал в УИКе, к которому прикрепился. Также производится проверка, что в УИКе, к которому он был прикреплён, он удалён из дополнительного списка голосующих в связи с голосованием на Вашем УИК.
Проверка списков голосующих и бюллетеней
22-24 июня, помимо проверки правильности составления дополнительного списка голосующих в Вашем УИК, нужно проверить также основной список голосующих, бюллетени комиссии, получить заверенные копии актов об их передаче в УИК, проверить расстановку мебели.
Получите заверенные копии следующих документов:
Документ | Зафиксировать числа | Заполнить! |
Акт о передаче из ТИК в УИК списка участников голосования | Число избирателей | |
Число листов в списках | ||
Акты о передаче из ТИК в УИК доп. списка участников голосования, прикрепившихся к Вашему УИК и реестра участников голосования, чьи заявления не были учтены | Число избирателей в доп. списке | |
Листов в доп. списке | ||
Число избирателей, чьи заявки не учтены | ||
Акты о передаче бюллетеней из ТИК в УИК | Число бюллетеней | |
Решение (распоряжение) директора школы (учреждения) о предоставлении помещений для работы УИК | Номера закреплённых за УИК помещений |
Согласно ФЗ-67, статья 29, п. 23, пп. «г», член комиссии имеет право знакомиться с любыми документами комиссии и брать в комиссии заверенные копии документов, не содержащих конфиденциальных сведений.
Эти документы помогут контролировать бюллетени и списки участников голосования. Строго обязательным является получение копий упомянутых в таблице актов. Также обязательно нужно узнать список домов, относящихся к данному УИК (с адресами). Эта информация публиковалась в официальной газете района или муниципального округа, также она может присутствовать в документах УИК.
Ознакомьтесь с основным и дополнительным списками участников голосования. (Это разрешено п. 5.3. Инструкции).
Проверьте в списках участников голосования:
Проверьте, что количество бюллетеней соответствует числу бюллетеней в акте.
Расстановка мебели и оборудования в помещении для голосования:
Оборудование | Идеальное размещение | Недопустимые варианты |
Ящики для голосования (стационарные или переносные) | Все урны рядом, вокруг них 2 метра свободного пространства | В углу, за занавеской, за пальмой, за колонной, две урны в разных углах |
Места длянаблюдателей | Сбоку от урн,в 2-3 метрах от них | В дальнем от урн конце зала,за ленточкой |
Кабинкидля голосования | В 2-5 метрах от урн | Непосредственно у урн,загораживая их |
Сейф комиссии | В зале для голосования | На другом этаже, через коридор |
Компьютер секретаря | В зале для голосования | На другом этаже, через коридор |
Ноутбук или компьютер | В зале для голосования | На другом этаже, через коридор |
Все ящики для голосования (урны), как стационарные, так и переносные, должны быть полупрозрачными. Толщина щели для опускания бюллетеней в стационарной урне должна составлять 3-5 мм.
Ручки в кабинках для голосования – обычные (шариковые). Необходимо исключить возможность использования ручек с исчезающими (проявляющимися) чернилами.
Если вы не можете быть в комиссии и сделать эту работу 24 июня или ранее, сделайте это 25го или 26го июня (как можно раньше!).
В случае непорядка в документах УИК, отказа руководства УИК предоставить Вам документы УИК на ознакомление, расстановке урн, препятствующей наблюдению за голосованием – подайте председателю УИК жалобу и сообщите о ситуации члену ТИК от КПРФ. При необходимости попросите приехать в Ваш УИК члена ТИК от КПРФ и оказать вам помочь в реализации требований закона.
Голосование 25-30 июня
Голосование будет проходить 7 дней: с 25 июня по 1 июля. Это касается всех форм голосования: голосование избирателя в УИК по месту прописки, в УИК по месту нахождения, голосование на дому (вне помещения для голосования). Также во многих регионах будет проводиться голосование на придомовых территориях.
1-го июля ожидается максимальная явка: именно этот день обозначен как День голосования и объявлен выходным. В этот день голосование будет проходить в традиционных формах: голосование в УИК и на дому по стандартным процедурам. Также именно 1-го июля и в ночь на 2-е июля будет осуществляться подсчёт всех голосов, в т.ч. поданных 25-30 июня и подведение итогов. Поэтому, безусловным приоритетом является Ваша работа в УИК 1 июля и при подведении итогов голосования в ночь на 2-е июля.
Изучите расписание голосования в Вашем УИКе 25-30 июня. Если у Вас есть возможность принять участие в работе комиссии в течение дня в один из этих дней, то приоритетными являются следующие действия:
Отметим, что голосование на придомовой территории может проводиться во время работы УИК или вне этого времени, а голосование на дому проводится исключительно во время работы УИК. Общий принцип – нужно находиться там, где ожидается голосование большего числа избирателей.
Указанные далее процедуры регулируются п. 10.5 и 10.6 Порядка.
Возможные варианты организации голосования:
Точки контроля при голосовании в УИК 25-30 июня:
Для контроля того, что голосование осуществляется гражданином из списка участников голосования, член УИК с ПРГ имеет право знакомиться с его паспортом (наравне с членом УИК, выдающим бюллетень гражданину).
Наблюдать за голосованием избирателя в урну удобно сбоку, с расстояния 2-3 метра. Не стоит приближаться ближе вытянутой руки, чтобы не было обвинений в воспрепятствованию голосованию. С большего же расстояния, чем 3 метра, не всегда можно увидеть, сколько бюллетеней опустил избиратель в урну.
Если по окончанию каждого дня (25-30 июня) бюллетени, опущенные избирателями, будут храниться в ящиках, в которые они были опущены, то после завершения голосования вечером прорезь каждого ящика опечатывается. В этом случае следующий день голосования начинается с проверки неповреждённости опечатанных в предыдущие дни ящиков и сохранности бюллетеней в них.
Переносные и стационарные ящики для голосования, в которые проходило голосование 25-30 июня, не используются при проведении голосования в день голосования. По завершении работы с каждым переносным или стационарным ящиком для голосования, который использовался 25-30 июня, составляется акт с указанием количества избирателей, получивших бюллетени при голосовании в этот ящик, дата (даты) и время их голосования, сведения о ПРГ УИК, проводивших голосование, и других лицах, присутствовавших при голосовании.
Это регулируется п. 10.7, 10.8 Порядка.
В случае принятия решения об использовании сейф-пакетов, после завершения голосования вечером каждого дня (25-30 июня) комиссия помещает бюллетени, опущенные в этот день избирателями в ящики для голосования, в сейф-пакеты. Каждый сейф-пакет имеет свой номер, опечатывается печатью и хранится в сейфе комиссии. Для каждого сейф-пакета составляется отдельный акт о числе бюллетеней, помещённых в него. Сейф-пакеты не вскрываются до начала подсчета голосов участников голосования (п. 10.8 Порядка).
Голосование на придомовых территориях, в сельских поселениях, где нет УИК, на предприятиях, в иных местах, пригодных для организации голосования, может проводиться 25-30 июня только по решению ТИК. Избиратели, получая бюллетени, расписываются в списке участников голосования или выписке из него.
Основные точки контроля при голосовании на придомовых территориях, в сельских поселениях, на предприятиях:
Независимо от того, были ли Вы в УИК в течение дня, постарайтесь вечером прибыть в УИК, узнать, какими способами проходило голосование и сколько избирателей проголосовало различными способами, ознакомьтесь с документами, подтверждающими это, получите заверенные копии сводки для ТИК о числе проголосовавших в этот день разными способами. Этот документ является главным итогом вашей работы в соответствующий день.
Согласно ФЗ-67, статья 29, п. 23, пп. «г», член комиссии имеет право знакомиться с любыми документами комиссии и брать в комиссии заверенные копии документов, не содержащих конфиденциальных сведений.
Голосование вне помещения для голосования
Голосование вне помещения для голосования (на дому) будет проходить 7 дней: с 25 июня по 1 июля. Единственное отличие голосования на дому 25-30 июня и голосования на дому 1-го июля состоит в том, что 1 июля для такого голосования будут использоваться пустые переносные ящики, в то время как для голосования на дому 25-30 июня могут использоваться ящики, в которые ранее уже голосовали избиратели.
Голосование на дому регулируется п. 9 Порядка.
25-30 июня стоит участвовать в проведении выездного голосования, если планируется посещение 20 и более избирателей. На малые выезды ездить нецелесообразно.
1 июля участвовать в проведении выездного голосования категорически не нужно. Ваш отъезд из УИК может привести к вбросам в урны сотен незаконно заполненных бюллетеней.
Любое требование к Вам выехать с УИК в составе выездной группы не может рассматриваться всерьёз без письменного решения комиссии (принятого голосованием УИК) о распределении обязанностей, где за Вами закреплено поручение по организации выездного голосования.
Даже при наличии такого решения, если ваш отъезд с УИК «оголит» избирательный участок, оставив его без наших представителей – то он недопустим.
Не позднее, чем за 30 минут до выезда на голосование на дому, председатель УИК должен вслух объявить об этом. Число бюллетеней, которое берёт с собой выездная группа может превышать число полученных к моменту выезда (выхода) членов УИК заявлений, по которым будет проводиться голосование избирателей не более, чем на 2 штуки или 5%. Проверьте, что перед отъездом выездной группы члены комиссии проставили в списках участников голосования напротив избирателей, чьи фамилии присутствуют в выписке из реестра отметки «Голосует на дому».
Если голосование на дому проходит 1 июля, убедитесь, что выездная группа едет с пустым и опечатанным ящиком для голосования. Если (при голосовании 25-30 июня) в переносном ящике для голосования на дому перед выездом уже есть бюллетени, узнайте, каково их число, в какие дни и сколько избирателей голосовали в этот ящик.
По возвращении выездной группы узнайте у выездной группы, сколько избирателей реально проголосовало, проследите за сдачей ими в комиссию неиспользованных бюллетеней. Проверьте, что проголосовавшим на дому избирателям сразу после возвращения выездной группы напротив их фамилий в списках участников голосования ставится отметка «Проголосовал».
Проследите, чтобы после возвращения выездной группы была опечатана щель переносного ящика, в который проголосовали на дому избиратели, а сам ящик находился на виду членов УИК.
В случае, если комиссия использует для хранения бюллетеней сейф-пакеты, проследите за помещением бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет, зафиксируйте номер пакета и число бюллетеней, помещённых в него, и получите заверенную копию акта о помещении бюллетеней в сейф-пакет.
К сожалению, Порядок не предусматривает наличие у выездной группы выписки из реестра (реестр) заявок на голосование вне помещения для голосования, на основании которого происходит голосование вне помещения для голосования в ходе выборов. Также в Порядке отсутствует норма о составлении по итогам голосования вне помещения для голосования протокола или акта об итогах такого голосования. Поэтому ключевыми параметрами, которые позволяют контролировать число голосующих вне помещения для голосования, являются:
А) реестр заявок для голосования вне помещения для голосования (в п. 9.12 Порядка позволяет выдавать бюллетень только тем, кто включён в этот реестр);
Б) число бюллетеней, которые берёт с собой выездная группа (может превышать число полученных к моменту выезда (выхода) членов УИК заявлений, по которым будет проводиться голосование избирателей не более, чем на 2 штуки или 5%, согласно п. 9.6 Порядка);
В) число отметок в списках участников голосования о проведении голосования на дому (делается, согласно п. 9.13 Порядка).
Голосование в День голосования 1 июля
Членам УИК нужно прибыть в УИК к 7.00. Возможно, Вам придётся пробыть на участке до утра следующего дня.
Необходимо взять с собой на избирательный участок:
Что взять | Обязательно | Желательно |
Документы | Паспорт, удостоверение члена УИК, копии документов, ранее полученные в УИК | Любые «корочки» повышающие Ваш статус |
Справочные материалы | Порядок, ФЗ-67,данная Памятка | «Дорожная карта» |
Письменные принадлежности | Бумага А4 чистые листы, ручки 2 шт., бумага-шахматка в клетку | Копирка, бланки жалоб, калькулятор, ручной счётчик |
Средства связи | Мобильный телефонс зарядкой | Мобильный интернет, Telegram, Whatsapp, Viber для связи с нашими представителями в ТИК |
Паёк | Шоколад, вода или чай | Сухой паёк на 1 сутки |
Устройства | Фонарик | Видеокамера, фотоаппарат,диктофон |
Право присутствия в УИК закреплено п. 3.1. и 3.3. Порядка.
Прибыв в УИК, осмотрите бюллетени и пересчитайте их (обычно они разложены по стопочкам), проверяя, что все бюллетени (их общее число указано в акте о передаче бюллетеней из ТИКа в УИК) на месте (но не обязательно проверяя до 1 штуки).
Проверьте списки участников голосования ещё раз (см. выше) на предмет того, не вносились ли ночью в списки незаконные отметки и не расшивались ли книги. Проверьте также дополнительный список (прикрепившихся к этому УИК). Проверьте реестр заявок на голосование вне помещения, он не должен был вырасти за ночь.
Опечатывание пустых урн (стационарных и переносных) производится непосредственно перед 8.00. В день голосования не используются урны, в которых есть бюллетени ранее голосовавших избирателей. Переносные и стационарные урны с бюллетенями избирателей, голосовавших 25-30 июня, либо сейф-пакеты, содержащие эти бюллетени, перед началом голосования предъявляются всем присутствующим (п. 8.3 Порядка).
Перед началом голосования председатель УИК выдаёт членам УИК с ПРГ, находящимися за столами, бюллетени для выдачи избирателям под роспись (составляются ведомости). В дальнейшем, при выдаче членам УИК с ПРГ новых бюллетеней для выдачи избирателям, они так же расписываются в ведомости. Член УИК с ПСГ от КПРФ должен брать копии этих ведомостей в комиссии или фотографировать их в течение всего дня.
Право копирования документов, не содержащих персональных данных, закреплено в ФЗ-67, ст. 29, п. 23, пп. «г».
Контроль хода голосования
Голосование избирателей в УИК регламентируется п. 8.4-8.12 Порядка.
Если поток избирателей большой – постоянно контролируйте стационарные ящики для голосования (чтобы не было вброса!). По возможности выборочно подходите к столам, проверяя обоснованность получения избирателями бюллетеней.
Наблюдать за голосованием избирателя в урну удобно сбоку, с расстояния 2-3 метра. Не стоит приближаться ближе вытянутой руки, чтобы не было обвинений в воспрепятствованию голосованию. С большего же расстояния, чем 3 метра, не всегда можно увидеть, сколько бюллетеней опустил избиратель в урну.
При приближении к стационарным урнам подозрительного избирателя (пьяного, с пачкой листов, напоминающих бюллетени, не получавшего бюллетени на УИК) приблизьтесь к урне и окликните его. При попытке вброса нескольких бюллетеней заградите руками щель в урне. В случае совершения вброса нужно громким голосом оповестить окружающих: «Вброс!». Вне зависимости от того, удался вброс или нет, требуйте от полиции задержать вбросчика и установить его личность.
В любых конфликтных ситуациях нельзя ни на минуту прекращать контроль за стационарными урнами.
Наблюдая за голосованием избирателей, фиксируйте на бумаге в клетку или при помощи специального счётчика явку избирателей и сверяйте с официальной явкой, озвученной комиссией. При расхождении явки, надо уведомить об этом председателя УИК, а при расхождении более чем на 5 человек – наших представителей в ТИК. Это косвенный признак готовящегося или совершённого вброса.
Когда поток избирателей менее плотный, либо когда за голосованием в урны наблюдают другие наши представители, подходите к столам для выдачи бюллетеней и проверяйте обоснованность выдачи бюллетеней избирателям. В отсутствие избирателей члены УИК не имеют права делать записи в книгах.
Контроль того, что избиратель голосует за себя, разрешён п. 5.4 и 5.5 Инструкции.
В случае незаконного вписывания членом УИК в книгу паспортных данных отсутствующего избирателя или подделки его подписи, фиксируйте книгу (чтобы не захлопнули), приглашайте полицию и руководство УИК убедиться в совершении нарушения и требуйте отстранить от выдачи бюллетеней члена УИК, нарушившего закон.
Порядок выдачи бюллетеней избирателям регламентирован п.8.5, 8.6 Порядка и п. 5.4 и 5.5. Инструкции.
При выдаче председателем новых порций бюллетеней членам УИК с ПРГ старайтесь фотографировать ведомости выдачи бюллетеней (они не содержат конфиденциальных сведений).
Расхождение числа бюллетеней в сейфе с тем, которое должно быть, любые другие численные и фактические расхождения, а также доказанные нарушения фиксируются актом. К подписанию акта привлекайте максимальное число свидетелей и должностных лиц. Затем составляется жалоба, где, помимо фиксации произошедшего, выдвигаются требования по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности. В жалобе укажите контактные данные составителя и свидетелей.
Приём заявок на голосование вне помещения (выездное, на дому) завершается в 17.00. Зафиксируйте общее число заявок на голосование вне помещения на это время и потребуйте от комиссии закрытия реестра этих заявок (закрывается крупным знаком Z под списком).
Рекомендуется вести фото-видеосъемку. Очень важно вести видеосъемку конфликтных ситуаций и процесса подсчёта голосов от начала до конца (сохранить запас батареек!).
При попытках нарушений приоритетным и самым срочным является их предотвращение и (если возможно) исправление последствий. Сразу зафиксируйте время (часы и минуты), когда совершено нарушение. Это может помочь при анализе видеоданных с УИК. Жалобы на совершённые нарушения можно написать чуть позже, сначала надо добиться минимизации ущерба от нарушения и придания нарушению огласки, в т.ч. через оповещение представителей КПРФ в ТИК и через публикации в сети Интернет.
Выход наших представителей из зала для голосования – только в случае острой необходимости и на короткое время. Бороться с нарушениями за пределами избирательного участка («карусели», подкуп) имеет смысл, лишь при наличии на УИК не менее трёх наших представителей. Нельзя оголять участок.
В любых ситуациях сохраняйте самообладание и выдержку. Будьте вежливы в общении даже с теми, кто провоцирует Вас на конфликт. При этом твердо и непреклонно требуйте соблюдения закона.
Подведение итогов голосования.
Голосование заканчивается в 20.00. После окончания времени голосования право присутствовать в УИК имеют члены УИК, наблюдатели, представители СМИ, члены вышестоящих комиссий и сотрудники их аппарата (п. 3.1 и 3.3 Порядка). По прибытии такого лица его должны пропускать на участок.
Подведение итогов голосования после завершения голосования проводится без перерывов до подписания итоговых протоколов УИК. Порядок действий определён п.11.3-11.18 Порядка:
1. Погашение неиспользованных бюллетеней.
2. Подсчёт числа проголосовавших по спискам участников голосования (по книгам).
3. Вскрытие урн и подсчёт голосов.
Не допускайте изменения этого порядка, одновременного совершения этих действий или пропуска этапа 2 и подмены данных предварительными сведениями комиссии (явка) о числе проголосовавших.
При совершении этапов продолжайте визуальный контроль за урнами, чтобы исключить вброс бюллетеней в них после окончания голосования. При погашении неиспользованных бюллетеней они пересчитываются, проверьте правильность этого подсчёта. Составляется акт о числе погашенных бюллетеней, получите его заверенную копию.
Члены УИК с ПРГ осуществляют подсчёт по книгам числа избирателей, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования, и числа бюллетеней, выданных избирателям. Добейтесь проверки этих цифр по всем книгам! Эти цифры часто искажаются (это косвенный признак вбросов). Не поддавайтесь на уговоры комиссии «завершить всё побыстрее». Настаивайте на возможности представителей нашей команды проверить подсчёт по всем книгам. После завершения подсчёта по книгам списки участников голосования помещаются в сейф. Не допускайте, чтобы комиссия правила данные в книгах после завершения этапа 2. Данные об общем числе избирателей и о количестве выданных бюллетеней заносятся в УФП.
Вскрытие урн. Проверьте, что столы, на которых будет вестись подсчёт бюллетеней, не имеют выдвижных ящиков, тумб, других ёмкостей, откуда можно вбросить дополнительные бюллетени на стол. Все пространство вокруг столов должно просматриваться.
Перед вскрытием стационарных и переносных урн, сейф-пакетов проверяется и демонстрируется неповреждённость пломб, опечатывающих их.
В первую очередь производится подсчет бюллетеней для голосования, находящихся в переносных или стационарных ящиках для голосования, в которые производилось голосование 25-30 июня, в переносных ящиках, в которые производилось голосование 1 июля и в сейф-пакетах, в случае их использования. Подсчитывается количество бюллетеней в каждом ящике или сейф-пакете. Если количество бюллетеней в ящике превысит число избирателей, проголосовавших в этот ящик, либо число бюллетеней в сейф-пакете превысит число, указанное в акте об их хранении, то все бюллетени из этого ящика или сейф-пакета признаются недействительными и гасятся по акту (п. 11.8 Порядка).
Далее вскрываются стационарные ящики, в которые производилось голосование 1 июля и проводится совместный подсчёт всех бюллетеней. При подсчёте по каждому виду выборов сначала отделяются недействительные бюллетени и бюллетени неуставной формы. Недействительными считаются бюллетени, не содержащие отметок напротив «ДА» и «НЕТ», или содержащие более одной такой отметки. Бюллетени неуставной формы – это бюллетени, не изготовленные официально, бюллетени иного УИК, или бюллетени, не заверенные печатью и подписями членов данного УИК.
После этого все действительные бюллетени складываются в одну пачку и один член УИК с ПРГ поочерёдно предъявляет присутствующим бюллетени и оглашает отметки в них. Оглашая отметки в бюллетенях, он раскладывает бюллетени по пачкам «ДА» и «НЕТ». После раскладки бюллетеней по пачкам, члены УИК с ПРГ считают число бюллетеней в пачке за каждый вариант ответа. Бюллетени считаются путём перекладывания их по одному. Одновременный подсчёт бюллетеней из нескольких пачек не допускается (п. 11.10 Порядка).
Членам комиссии, кроме председателя (либо заместителя председателя, либо секретаря комиссии), находящимся у столов, где производится подсчёт, запрещено иметь в руках письменные принадлежности.
Настаивайте на том, чтобы данный порядок соблюдался и бюллетени оглашались строго поочерёдно, не одновременно. Проверяйте правильность оглашения, глядя в предъявляемые бюллетени и не допускайте их оглашения в темпе, когда это невозможно проконтролировать. После официального завершения подсчёта голосов, все члены УИК и наблюдатели имеют право ознакомиться с пачками бюллетеней и проверить правильность подсчёта (п.11.4 Порядка).
После подсчёта голосов комиссия проверяет выполнение контрольных соотношений. Главным является следующее соотношение: число бюллетеней, выданных участникам голосования (строка 2), больше или равно числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3). Если указанное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней для голосования. Если в результате дополнительного подсчета указанное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указываются причины несовпадения и который прилагается к протоколу участковой комиссии. Вышестоящая территориальная комиссия обязана рассмотреть указанный акт вместе с протоколом данной участковой комиссии об итогах голосования, по результатам которого вправе признать итоги голосования на таком участке для голосования недействительными. В случае, если не выполнены другие контрольные соотношения, производитсяповторный пересчёт по отдельным строкам протокола, в т.ч. пересчёт бюллетеней. Это регулируется п. 11.5 Порядка.
При установлении итогов голосования они немедленно заносятся в УФП. Сфотографируйте полностью заполненную УФП и передайте данные об итогах голосования представителю КПРФ в ТИК. Это можно сделать, переслав фотографию через Telegram, Whatsapp, Viber, отправив результаты всех кандидатов SMS-сообщением, или продиктовав их по телефону. Более предпочтительной является оправка фотографии или SMS. Заранее согласуйте с членом ТИК от КПРФ формат обмена данными.
Получение заверенной копии итогового протокола УИК
После подведения итогов голосования, УИК проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и утверждается итоговый протокол УИК. Не допускайте затяжки с оформлением итоговых протоколов. Итоговые протоколы, содержащие QR-код (с зашифрованными данными протокола) распечатываются со специального ноутбука или компьютера. Копии итоговых протоколов могут изготовляться путём ксерокопирования их оригиналов и заверения копий, либо путём распечатки копий таким же образом как оригинал и заверения этих документов как копий. Во втором случае не обязательно проставление на заверенных копиях протоколов ФИО и подписей всех членов УИК с решающим голосом (достаточно подписей заверяющих лиц и печати УИК).
ПРГ УИК от КПРФ, подписывая итоговый протокол, делает в нём дополнительную отметку «с особым мнением» и прилагает к нему своё Особое мнение члена УИК (это право закреплено в п. 11.16 Порядка).
В особом мнении нужно изложить факты, изначально определяющие низкую легитимность данного голосования, наиболее крупные нарушения и вывод: данные протокола общероссийского голосования не позволяют установить истинное волеизъявление граждан по поводу поддержки поправки к Конституции. (Образец Особого мнения прилагается).
Подписывайте итоговый протокол УИК только после того, как убедитесь в готовности председателя УИК выдать всем лицам, присутствующим при голосовании, заверенные копии итогового протокола, и удостоверитесь, что технические средства, которые будут при этом использоваться (ксерокс, ноутбук, принтер) – находятся в полной исправности. Заверенные копии итогового протокола выдаются незамедлительно после их составления и строго до отъезда в ТИК председателя УИК (п. 11.17 Порядка).
Заверенная копия протокола должна содержать номер копии, отметку «Верно», или «Копия верна», фамилию, инициалы и подпись лица, заверившего протокол (председателя УИК, его заместителя или секретаря), дату и время заверения копии и печать УИК. Если копия протокола составлена на нескольких разъёмных листах, каждый лист заверяется указанными выше атрибутами отдельно. Проследите за датой подписания каждого протокола и заверения его копии. Если время – после полуночи, должна стоять дата 2 июля. Каждая выданная копия заносится в специальный реестр и получившие лица расписываются в её получении.
Представители КПРФ в УИК, получив заверенные копии итоговых протоколов, при наличии у них смартфонов отправляют представителю КПРФ в ТИК фотографии заверенных копий и, по возможности, доставляют представителю КПРФ в ТИК сами заверенные копии. При этом нужно быть готовыми принять участие в повторном заседании УИК и получить заверенные копии повторных итоговых протоколов, если ТИК не примет итоговые протоколы УИК.
Внимание, ответственность, дисциплина –
залог успеха в нашей работе!
В участковую избирательную комиссию №_______
от члена УИК № _____ с правом решающего голоса
контактный телефон ___________________________________
Заявление (требование)
о выдаче копии итогового протокола
В соответствии с п. 11.17 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации прошу выдать мне заверенную копию итогового протокола (а также протоколов, составленных повторно, если таковые будут составляться) немедленно после их подписания. Данная копия (копии) должны быть заверены в соответствии с требованиями п. 11.17 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации:
• должны содержать в правом верхнем углу слова «Копия №» и номер копии по реестру выданных копий протокола;
• после всех строк и записей протокола должны содержать слова «Верно» или «Копия верна», должность, подпись, инициалы и фамилию заверившего копию лица (председателя, заместителя председателя или секретаря комиссии), дату и время (часы и минуты) заверения копии и быть заверены печатью УИК;
• должны быть внесены в реестр выданных копий и выданы мне под расписку в этом реестре.
Одновременно информирую участковую избирательную комиссию о том, что мною будет производиться аудио-, фото- и видеосъемка в помещении для голосования с соблюдением норм действующего законодательства.
Подпись, дата, время
Таблица для подсчёта голосов.
В каждой клетке можно отметить до 10 голосов,
— один голос, — два, — три, — четыре, — пять,
— шесть, — семь, — восемь, — девять, — десять.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
ДА | ||||||||||||||
НЕТ |
Особое мнение члена УИК №_______
с правом решающего голоса
к итоговому протоколу УИК №_______
по вопросу одобрения изменений
в Конституцию Российской Федерации
Считаю, что способ изменения Конституции Российской Федерации, осуществляемый президентом РФ, является политически и юридически неверным, а в условиях продолжения во многих регионах коронавирусной инфекции Ковид-19 – опасным для здоровья граждан.
Хочу отметить следующие принципиальные позиции:
Таким образом, любые цифры в итоговом протоколе УИК №_______ не отражают реального мнения граждан по поводу предложенных изменений в Конституцию.
В соответствии с п. 11.16 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации прошу приложить данное заявление к Итоговому протоколу УИК №_____ и сделать об этом соответствующую запись в Итоговом протоколе.
Подпись, дата, время
В участковую избирательную комиссию №_______
от члена УИК № ______ с правом решающего голоса
контактный телефон ________________________________
В нарушение ________________________________________________________________________
(указать нарушенную норму закона, Порядка или Инструкции)
(описать действия или бездействие УИК или отдельных лиц)
хотя закон требует
Прошу комиссию принять следующие меры:
В соответствии с п. 2.10 и 11.16 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить обращение и решение к протоколу об итогах голосования
Подпись, дата, времяВложения
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.