Профиль стойки стеллажа что это
5 видов стеллажей, которые можно сделать своими руками
В статье я рассмотрю типы стеллажей, распишу особенности каркаса из алюминиевого или металлического профиля, и его назначение. Расскажу, как его создать самостоятельно, какие для этого потребуются инструменты и материалы. Распишу инструкцию схемы сборки, монтажа конструкции этажерки из профиля.
Основные особенности стеллажа из профиля
Этажерка на основе профиля – многофункциональный вариант для организации хранения вещей. При конструировании стеллажа возможно прикрепить к нему дополнительные ящики, уровни, крюки.
Особенностью варианта из профиля является универсальность и компактность. Конструкция не занимает много места, ее возможно расширить, использовать не только для хранения чего-либо. Такой вариант устойчив, прочен, неприхотлив к влажным местам расположения.
Типы стеллажей
Различают их по объему конструкции, материалу изготовления. Приобретают прочные и долгосрочные варианты из дерева или металла. Иногда этажерки делают самостоятельно. Для начала подбирают тип модели.
Модульные
Модульные варианты используют на складских объектах, в промышленности, заменяют ими торговые прилавки в супер и гипермаркетах. Часто встречаются в архивах, библиотеках.
Конструкция основана на перфорированном профиле, с цельными полками. Металлические детали покупают комплектом, они резаны на части, при сборке их скрепляют болтами. Для долгого срока служения покрывают оцинковкой. Полки в основном из металла, дерева, ДСП, пластика.
Из алюминия
Этажерка на основе алюминия характерна легким весом. Конструкцию можно передвигать за счет имеющихся роликов с механической заглушкой. Не подвержены коррозии, компактны для объемных и малых помещений.
Используются в качестве стеллажей для продуктов в супермаркетах. Минус использования – не выдерживает большой вес, конструкция деформируется.
Алюминиевый
Из профильной трубы
Достоинство варианта из профильной трубы – высокая прочность, недостаток – межполочное пространство изменить нельзя. Ими оборудуют гаражи, мастерские. При монтаже крепят дополнительными болтами для увеличения устойчивости и баланса. Для самостоятельного конструирования понадобится сварка и болгарка.
Для эксплуатации в помещении с высокой влажностью этажерку покрывают краской, или оцинковкой.
Из профтрубы
Деревянные
Конструкция прочная, но не надежная. Самостоятельно можно сконструировать стеллаж любого уровня и конфигурации. Для монтажа используют бруски дерева с сечением 5 на 5 см.
Межполочное пространство корректируют при сборке, после установки изменить его нельзя. Полки либо делают самостоятельно из дерева или пластика, либо покупают готовый материал. Срок службы деревянной этажерки 5-7 лет.
Деревянный
Конструкции из профиля для гипсокартона
Материал для стеллажа дешевый, качественный, конструкция из гипсокартона получается прочной и легкой. Для устойчивости к большому весу монтируют диагональные распорки между полками.
Как сделать стеллаж своими руками
При выборе модели из профиля замеряют высоту стены, отмечают место расположения будущего стеллажа. Для самостоятельной сборки покупают готовый резанный на части профиль. К комплекту материала прилагают инструкцию, по которой без труда собирается этажерка.
Для моделей из дерева расчерчивают параметры самостоятельно.
Пример схемы стеллажа из дерева
Части профиля скрепляют болтами или сваркой. Делают разметку полок. Для стеллажа из профиля приобретают пластиковые, металлические полки. Их также крепят болтами к стойкам, дополняют крепление металлическими уголками. Для мобильности стеллажа к ножкам приваривают ролики.
Чтобы конструкция была устойчива к тяжелому весу, ее дополняют крестообразными распорками.
Необходимые материалы и инструменты
В работе понадобятся:
Для деревянных моделей, или моделей с пластиковыми полками:
Схема сборки
Учитывают то, что высота этажерки должна быть меньше высоты стены на 15-20 см. Рассчитывают максимальную массу веса для конструкции, и только потом приобретают нужные материалы для работы.
Стандартная высота полок 50 см, ширина до 80 см. Более широкие полочки либо крепят к низу конструкции, либо делают широкий вариант. Толщина полки не должна превышать 5 см.
Схему сборки делают самостоятельно по чертежам
Сначала собирают основной каркас. На момент сборки необходимо закрепить кронштейны для полок на профиле после того, как соберут каркас для полок. Стойки скрепляют либо болтами, либо сваркой. Для стеллажа в комнату используют болты, и заглушки.
Сначала собирают основной каркас Закрепляют профиль к стене на саморезы
Полки вставляют в каркас, затягивают кронштейн. По бокам приваривают крестообразные распорки. Необходимо контролировать уровень и кривизну стеллажа. Готовую конструкцию покрывают оцинковкой, грунтовкой, и краской.
Стеллаж из профиля – многофункциональный предмет мебели, который возможно разместить в любом углу комнаты, и задать определенную функциональность. В гостиной отдекорированный принтом и наполненный книгами комфортно вписывается в обстановку. Собрать его можно своими руками, предав конструкции желаемый вид. Потому как материал легкодоступен, и навыков профессионала не требуется.
Основные элементы конструкции полочных стеллажей
Полочные стеллажи используются для хранения грузов, не упакованных на паллеты: коробок, ящиков, штучных вещей, упаковок. Они имеют довольно простую конструкцию, но для того, чтобы выбрать оптимальную модель, рекомендуется знать особенности, которыми обладают основные элементы полочных стеллажей.
Стойки
Вертикальные элементы, которые выполняют роль опоры в конструкции стеллажа. Стойки в современных моделях стеллажей имеют перфорацию по всей длине, это позволяет установить полки на любой нужной высоте и любом расстоянии друг от друга, подгоняя параметры стеллажа под габариты груза.
Стойки могут быть выполнены из профиля разной формы: углового, П или О-образного. Стойки легких полочных стеллажей малой грузоподъемности обычно изготавливаются из L-образного профиля, который позволяет сохранить небольшой собственный вес конструкции, при этом обеспечивая достаточную устойчивость.
Для того, чтобы острые края металлических стоек не царапали поверхность пола, на стойки устанавливаются подпятники из пластика или металла.
Стойки определяют высоту стеллажа. Для того, чтобы конструкция сохраняла устойчивость и равновесие, верхняя и нижняя полки устанавливаются максимально близко к краям стоек.
Нагрузка на стойки определяет общую грузоподъемность стеллажной конструции.
Полки
Размер: длина и ширина полки определяют общие габариты стеллажа, стойки прибавляют несколько миллиметров к размерам, но в большей степени они зависят от полок;
Некоторые модели стеллажей поставляются без настила. Они удобны для хранения автомобильных шин, дисков и колес в сборе.
Дополнительные элементы
Для удобства и безопасности эксплуатации полочные стеллажи комплектуются дополнительными конструктивными элементами:
Фронтальные грузовые стеллажи
Вначале рассмотрим технологию хранения во фронтальных грузовых стеллажах. Фронтальные грузовые стелажи располагаются в складском помещении параллельными рядами, как правило одиночными вдоль стен и сдвоенными – в середине помещения. Глубина ячейки хранения стеллажа – одна паллета, таким образом обеспечивается свободный, независимый доступ к любой хранимой паллете (рис. 1). Обычно секция стеллажа содержит от 2 до 4 ячеек хранения (то есть от 2 до 4 паллет) на одном уровне хранения, этот параметр зависит от веса и габаритов паллет с грузом. Длина стеллажного ряда определяется количеством стеллажных секций. Высота стеллажей и количество уровней хранения могут быть различными. Для российских высотных складов (то есть с высотой верхнего уровня хранения выше 5 м) характерны высоты стеллажей от 9 до 12 м.
Типичная схема расположения фронтальных грузовых стеллажей
Размеры межстеллажных проездов (Picking Aisles) определяются подъемно-погрузочной техникой, которая применяется для обслуживания данных металлических сборных стеллажей. При небольших высотах верхнего уровня хранения (до 5–6 м) используются относительно дешевые электрические или дизельные погрузчики с габаритной базой (Fork Lift Truck). В этом случае ширина проезда составляет 3,5–3,7 м, причем она определяется по выступающим поверхностям паллет, хранимых в стеллажах. При высотах хранения от 7–8 м и выше используются более дорогие ричтраки (Reach Truck), имеющие базу меньших размеров. В этом случае размер проезда рекомендуется делать от 2,8 до 3,1 м. В обоих случаях подразумевается, что подъемно-погрузочная техника способна разворачиваться в проезде на 360° с достаточным зазором (порядка 100 мм), имея на вилах поддон с грузом.
Несколько отличается узкопроходная технология хранения (Very Narrow Aisle Technology). В этом случае ширина проезда составляет 1,5–1,7 м, а узкопроходный штабелер (Narrow Aisle Stacker) движется в проезде, не разворачиваясь, направляемый специальными рельсами, которые смонтированы на полу (рис. 2).
Использование узкопроходной технологии хранения
Обычно для хранения грузов в стеллажах применяются паллеты следующих типов:
Европаллета
Наиболее часто встречающиеся весовые и габаритные параметры паллет, хранимых во фронтальных грузовых стеллажах, лежат в следующих диапазонах:
Паллеты для хранения устанавливаются на стеллажные балки. Размещаться в стеллаже они могут как продольно, так и поперечно, в соответствии со схемами, приведенными на рис. 4 и 5.
Продольный вариант размещения паллет в стеллаже
Поперечный вариант размещения паллет в стеллаже
Решение о направлении расположения паллет принимается на этапе разработки внутрискладской логистики, поскольку этот параметр влияет на конструкцию стеллажей и технологию обработки грузов. В случае продольного размещения паллет (рис. 4) необходимо использование поперечных балок, что удорожает конструкцию, но позволяет более рационально использовать пространство при ограниченных складских площадях. Применение поперечных балок обусловлено недостаточной прочностью паллеты на изгиб относительно продольной оси. С инженерной точки зрения вариант с поперечным размещением паллет, безусловно, более выигрышный.
Самый нижний уровень паллет в стеллажах хранится непосредственно на полу склада. Исключения бывают в случае использования узкопроходной технологии хранения – тогда паллеты устанавливаются на балки на высоте 200–300 мм, чтобы обеспечить доступ к паллетам нижнего уровня вилами узкопроходного штабелера. Это связано с тем, что при узкопроходной технологии на полу располагаются направляющие рельсы в межстеллажных проездах. Правда, в складских зданиях, проектируемых специально под узкопроходную технологию хранения, может применяться особая конструкция полов под стеллажными рядами, позволяющая избежать использования направляющих рельсов и балок на нижнем уровне хранения.
Существуют определенные стандарты и нормы проектирования и эксплуатации стеллажей – как международные, так и местные. В большинстве европейских стран производители складского стеллажного оборудования руководствуются стандартами FEM, разработанными совместно ведущими компаниями на основании опыта, накопленного за несколько десятков лет работы. Несколько особняком стоят немецкие производители стеллажей, пользующиеся локальным стандартом. Основными документами FEM являются:
Отдельные документы FEM существуют также для каждого типа стеллажных систем хранения. Стандарты FEM содержат всю необходимую информацию о принципах проектирования, допусках, зазорах, правилах эксплуатации стеллажей.
Конструктивные особенности и проектирование
Основными элементами, определяющими размеры и несущую способность конструкции фронтального грузового стеллажа, являются стеллажные рамы (рис. 6) и балки. Стеллажная рама состоит из двух стоек (Uprights) и набора диагоналей и горизонталей, связывающих стойки. Количество и угол расположения диагоналей в раме зависит от нагрузки на раму в целом, расположения уровней хранения в стеллаже, прочностных характеристик металла, формы и размеров профиля стоек и диагоналей.
Рама фронтального грузового стеллажа
Рамы могут быть сборными (то есть стойки крепятся к диагоналям при помощи болтовых соединений), а также сварными. Очевидно, что сварная рама имеет недостатки: большой вес, невозможность транспортировки в разобранном виде, худшие прочностные показатели и пр. Сварные рамы обычно применяются в стеллажах небольшой высоты и подходят для тех случаев, когда дешевизна компенсирует недостаток качества. Профили, используемые для сварных рам, гораздо более металлоемки, чем профили сборных рам. При этом в первом случае используется металл с более низкими прочностными характеристиками. Профили стоек сборных рам имеют сложную форму сечения, обеспечивающую высокую несущую способность (рис. 7).
Профиль стойки сборных рам
Основные размеры профиля стойки зависят от расчетной нагрузки на стеллажную раму. У ведущих производителей существуют собственные ряды типоразмеров профилей, находящиеся в следующих диапазонах:
Ведущие производители стеллажей используют для изготовления стоек рам горячекатаный профиль из высококачественного листового металла с высоким пределом текучести. Сложная форма сечения профиля позволяет применять сталь небольшой толщины, что обеспечивает легкость конструкции и доступную стоимость. В профиле стойки выполняется перфорация для установки стеллажных балок с общепринятым шагом 50 мм (рис. 8), но с разной формой и порядком расположения отверстий у различных производителей, а также перфорация для крепления диагоналей и горизонталей.
Общепринятый шаг в перфорации стойки – 50 мм
Высота стеллажной рамы определяется высотой верхнего уровня хранения с необходимым технологическим запасом от 40 мм до 500 мм и более. Ведущие производители стеллажей выпускают цельные (без стыков) стойки рам длиной до 14 м. При необходимости получить раму большей высоты используются стыковые элементы (Splices), позволяющие наращивать длину стойки.
Глубина рамы определяется размером хранимых паллет с вычетом указанного в стандарте FEM свеса 50 мм. Таким образом, при поперечном хранении европаллет (1200 x 800 мм) в стеллаже глубина рамы будет равна 1200 – 50 x 2 = 1100 мм. У немецких производителей стеллажей в этом же случае глубина рамы равна 1200 – 75 x 2 = 1050 мм. В случае продольного расположения паллет глубина стеллажной рамы либо определяется свесом по FEM, либо равна размеру паллеты в зависимости от конструкции самой паллеты. У немецких производителей в этом же случае глубина рамы превышает размер паллеты на 50 мм. Поверхность элементов стеллажных рам либо окрашивается износостойкой краской методом горячего порошкового напыления, либо оцинковывается.
Балка (рис. 9) состоит из профиля с приваренными на концах коннекторами (Сonnectors). Профиль балки в большинстве случаев выполняется из профиля типа двутавр или имеет форму замкнутого прямоугольника. Во втором случае профиль составной из двух С-образных профилей. Использование профиля типа двутавр дешевле в технологическом отношении, но этот способ более металлоемок, то есть балка в этом случае имеет большую массу. Замкнутый профиль при меньшей массе обеспечивает высокую несущую способность, но он дороже в технологическом отношении. Тем не менее именно замкнутый профиль наиболее распространен у ведущих производителей оборудования.
Балки фронтальных грузовых стеллажей
Некоторые европейские производители стеллажей выбирают тип профиля балок в зависимости от объема поставки по конкретному заказу. При небольших объемах (ориентировочно до 1000 балок) применение двутаврового профиля оправдывает себя. При объемах поставки в несколько тысяч балок более выгодным становится использование замкнутого профиля.
Размеры профиля балки зависят от расчетной нагрузки на пару балок уровня хранения, количества и высот уровней хранения, длины балок. Для замкнутых профилей характерны следующие диапазоны размеров:
Коннектор (рис. 10), обеспечивающий крепление балок к стойкам стеллажных рам, – важнейший конструктивный элемент. По исполнению коннекторы бывают зацепные и болтовые. Последний вариант ведущими производителями не применяется по причине низкой технологичности, неудобства в монтаже и эксплуатации. Болтовое соединение может использоваться при необходимости как дополнение к зацепному соединению – для усиления критических точек в конкретной стеллажной конструкции. Зацепные коннекторы, как правило, имеют несколько вариантов типоразмеров и приварки относительно профиля балки. Количество зацепов на коннекторе в большинстве случаев – от 4 до 6. Выбор того или иного коннектора определяется нагрузкой на стеллаж. Для предотвращения случайного выбивания балки из зацепов при вертикальном ходе вил погрузочной техники, снимающей паллету с нижестоящего уровня хранения, применяются предохранительные штифты (Safety Pins).
Зацепный коннектор
На рис. 11 показаны основные параметры при проектировании фронтального грузового стеллажа. Необходимая длина балок, устанавливающая ширину стеллажной секции L и высоту расположения балок в стеллаже H (уровни хранения), определяются габаритами паллет с учетом свеса груза и минимальными допустимыми зазорами между паллетами, стойками и балками, регламентируемыми стандартом FEM. Минимальный допустимый горизонтальный зазор X = 75 мм. Например, для стеллажной секции, содержащей на уровне хранения 3 европаллеты (1200 x 800 мм) без свесов груза, расположенных поперек, длина секции L = 800 x 3 + 75 x 4 = 2700 мм. Минимальный вертикальный зазор Y между верхом паллеты и балкой вышестоящего уровня хранения зависит от высоты уровня хранения относительно пола H. При высоте H до 3000 мм минимальный зазор Y = 75 мм, при H = 3000 – 6000 мм зазор Y = 100 мм, при H = 6000 – 9000 мм зазор Y = 125 мм и т. д.
Параметры при проектировании стеллажной конструкции
Поверхность балок окрашивается износостойкой краской методом горячего порошкового напыления.Остальные элементы конструкции фронтального грузового стеллажа, дополнительные элементы и элементы безопасности изображены на рис. 12 и 13.
Элементы конструкции фронтального грузового стеллажа
Элементы безопасности фронтального грузового стеллажа
Опорные пятки рам (Base Plates) изготавливаются из листовой стали толщиной от 3,5 до 5 мм, по конструкции они могут быть гнутыми или сварными. Сварной вариант дороже, но более компактен, что бывает важно при определенной технологии работы с грузами. Опорные пятки крепятся к стойкам стеллажных рам при помощи болтовых соединений через отверстия перфорации.
Выравнивающие пластины (Levelling Plates) изготавливают из стали толщиной от 1 до 5 мм. Они служат для компенсирования неровностей пола величиной до 50 мм (подбирается необходимая толщина пакета). При неровностях пола, превышающих 50 мм, используются специальные винтовые выравнивающие опоры. В случае очень больших нагрузок на опорные пятки применяются дополнительные пластины, распределяющие нагрузку (Pressure Plates). Их толщина 5–6 мм. Опорные пятки рам, выравнивающие пластины и распределяющие нагрузку пластины, имеют ту же поверхностную обработку, что и стеллажные рамы, то есть они окрашиваются или оцинковываются.
Фронтальные грузовые стеллажи крепятся к полу склада при помощи анкеров сквозь отверстия в опорных пятках рам. Обычная схема анкерения – по 2 клиновых анкера диаметром 12 мм и длиной 140 мм на каждую опорную пятку. Схема анкерения может быть ослаблена или усилена в зависимости от конкретного случая нагрузки на стеллаж. Возможно использование анкеров диаметром от 10 до 16 мм, как клиновых, так и клеевых. К полу складского помещения предъявляются специальные требования. Так, необходимым условием является наличие бетонной стяжки толщиной не менее 175 мм, класс прочности бетона не должен быть ниже Б25.
Для обеспечения необходимой минимальной дистанции между сдвоенными рядами фронтальных грузовых стеллажей применяются соединители рядов (Spacers). Данные элементы не несут силовой нагрузки, их длина определяется минимальным допустимым зазором 100 мм между паллетами в сдвоенных рядах, установленным стандартом проектирования. Для стеллажей, проектируемых в соответствии с FEM, стандартная длина соединителя рядов равна 200 мм; для стеллажей немецких производителей – 250 мм. Соединители рядов имеют такую же поверхностную обработку, как и элементы стеллажных рам.
Дополнительными элементами стеллажей являются поперечные балки для поддержки продольно расположенных паллет, специальные кронштейны для установки в стеллаж цилиндрических грузов, элементы настила на стеллажные балки из стальных листовых панелей, ДСП или решетчатых панелей, кронштейны для крепления трубопроводов спринклерной системы пожаротушения на складе.
Особым дополнительным элементом фронтальных грузовых стеллажей являются консольные места. Они применяются чаще всего при узкопроходной технологии хранения. Необходимо отметить, что консольные места являются причиной существенной дополнительной нагрузки на стеллажный ряд в целом и являются серьезной проблемой с инженерной точки зрения. Их использование требует применения более мощных профилей стоек и балок в секциях стеллажного ряда, а также локального усиления конструкции в критических точках, что может привести к сильному удорожанию всей конструкции. Поэтому можно порекомендовать использовать консольные места хранения только в тех случаях, когда этого реально требует технология обработки паллетированных грузов на складе.
Для защиты фронтального грузового стеллажа от повреждений при контакте с подъемно-погрузочной техникой, работающей на складе, применяются торцевые отбойники рядов (Side Protectors), передние отбойники стоек (Front Protectors), угловые отбойники (Angle Protectors) и усилители стоек рам (Stiffners). Все виды защитных элементов достаточно дороги, поэтому выбирать вид защиты рекомендуется с учетом интенсивности движения транспорта на складе и квалификации персонала склада. На некоторых российских складах вместо дорогостоящих (примерно 10 евро за 1 шт.) усилителей стоек рам успешно используют деревянные бруски соответствующей длины и сечения, прикрепляемые к стойкам рам проволокой – решение эффективное и дешевое. Также на стеллажи могут устанавливаться защитные сетки, предотвращающие случайное падение груза с верхних уровней хранения.
Правила конструирования
Говоря о правилах конструирования фронтальных грузовых стеллажных систем, необходимо рассмотреть также принципы обеспечения жесткости конструкции стеллажа в направлении вдоль межстеллажного проезда (Down Aisle Direction) и поперек межстеллажного проезда (Cross Aisle Direction). Для второго случая существует единственный вариант решения – жесткость достигается за счет набора диагоналей и горизонталей стеллажной рамы (рис. 14).
Принцип обеспечения жесткости стеллажной конструкции в направлении поперек межстеллажного проезда
Для обеспечения жесткости в направлении вдоль проезда стандарт FEM предлагает два равноправных варианта конструктивного решения, а также их сочетание. В первом варианте жесткость обес-печивается соединением коннектора балки со стойкой стеллажной рамы (рис. 15).
Первый вариант обеспечения жесткости стеллажа в направлении вдоль проезда
Во втором варианте жесткость достигается за счет применения вертикальных (иногда и горизонтальных) перекрестных связей (рис. 16).
Второй вариант обеспечения жесткости стеллажа в направлении вдоль проезда
Первый вариант требует применения дорогих, высокопрочных материалов стоек и балок, а также инженерного подбора оптимального сочетания типов коннекторов для набора балок конкретного стеллажного ряда. Второй вариант более металлоемок и увеличивает габариты конструкции не менее чем на 50 мм для каждого ряда стеллажей, что может привести к потере некоторого количества паллето-мест на складе. Также при использовании вертикальных перекрестных связей возрастает трудоемкость монтажных работ. Тем не менее применение этого варианта в определенных случаях является обязательным и для стеллажей, основанных на принципе обеспечения жесткости при помощи коннекторов, – для коротких стеллажных рядов, состоящих из двух или одной секции, а также для стеллажей с высотой рам более 14 м.
Выводы и рекомендации
На основании рассмотренных принципов конструкции фронтальных грузовых стеллажей обобщим ключевые параметры, на которые следует обращать внимание. Оценка этих же ключевых параметров может быть успешно использована при выборе других стеллажных систем хранения паллетированных грузов – набивных блоков (Drive-In System), гравитационных стеллажей (Live Storage System) и пр.
Итак, качественной стеллажной конструкции присущи следующие признаки:
В качестве рекомендации при заказе фронтальных грузовых стеллажей можно посоветовать немного завышать массу и высоту паллеты с грузом, которые выдаются производителю оборудования как часть технического задания на проектирование. Нужно помнить простое правило эксплуатации фронтальных грузовых стеллажей. Установить балки в стеллажном ряду на уровни ниже, чем тот, который был заложен в конструкцию при проектировании, можно без проблем. А вот обратная задача, когда необходимо увеличить высоту стеллажных ячеек при той же массе хранимого груза, требует повторного прочностного расчета стеллажной конструкции и в некоторых случаях вообще не может быть выполнена.