Проектно исследовательская деятельность обучающихся прежде всего направлена на формирование чего
Проектно-исследовательская деятельность учащихся, как условие повышения качества образования
Проектно-исследовательская деятельность учащихся,
как условие повышения качества образования
учитель математики МБОУ
Городищенская школа с углубленным
изучением отдельных предметов»
Для современного общества умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Организация проектно – исследовательской деятельности в школе способствует развитию познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, формированию мотивации обучения. Если ученик приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации учащихся перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе.
Занятие проектно-исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от природы потребности школьников в поиске решения возникающих задач, приобретают характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности, для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и умений.
Проект ( от лат. projectus, буквально — брошенный вперед), это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели.
Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Основные виды проектов
Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:
учебный проект носит творческий характер;
деятельность учащихся предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
используется метод сверхзадач.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Проектно-исследовательская деятельность — это деятельность по проектированию собственного исследования, включающая:
выделение целей и задач,
выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования,
определение ожидаемых результатов,
оценка реализуемости исследования,
определение необходимых ресурсов.
Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности
анализ актуальности работы;
формулировка цели и задач;
выбор средств и методов работы;
планирование, определение последовательности и сроков работы;
оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования ;
Различия проектной и исследовательской деятельности
Уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей
Выдвижение гипотез только в том случае, если в проекте есть исследование.
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
подготовка и защита презентации;
анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
постановка цели и конкретных задач исследования;
определение объекта и предмета исследования;
выбор метода (методики) проведения исследования;
описание процесса исследования;
обсуждение результатов исследования;
формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Задачи проектно-исследовательской деятельности
1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Функции проектно-исследовательской деятельности
воспитание познавательного интереса;
создание положительной мотивации учения и образования;
формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование умений и навыков самообразования;
развитие познавательной активности.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе
1. Рефлексивные : при оказании учителем консультативной помощи в ходе выполнения проектов и обозначаются проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлексия.
2. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
3. Поисковые (исследовательские) : находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
4. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
5. Информационные: систематизация информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
6. Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, работа в сотрудничестве, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, отвечать на незапланированные вопросы.
Преимущества проектно – исследовательской деятельности
побуждает учащихся к самостоятельной работе;
повышает их инициативу в познавательной деятельности;
развивает социальные и коммуникативные навыки;
даёт богатый опыт в творческой деятельности;
повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Благодаря использованию метода проектов повышается качество образования, творческое развитие учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Безусловно, вся эта деятельность – слишком большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная:
удовольствие от работы с мотивированными учениками;
радость новых открытий и достижений.
Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников!
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ, 2006.
Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. – сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009
Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС
В современной образовательной системе учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога к учащимся. Обучение выступает как сотрудничество — совместная работа учителя и учеников в ходе овладения учащимися знаниями и приобретения опыта решения проблем. Активной позиции учащегося в учении приводит к изменению представлений о характере взаимодействия ученика с педагогом и одноклассниками.
ФГОС нового поколения предусматривают формирование универсальных учебных действий (совокупность действий обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений).
Универсальные учебные действия (УУД) – это совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.
Требование ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, трудная для внедрения из всех нововведений ФГОС, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было.
Требование ФГОС обучать проектированию и исследованию пронизывает собой все ступени школьного образования. Основная трудность в том, что сами требования изложены так, будто всем совершено ясно, что такое учебное и истинное проектирование, что такое учебное и настоящее исследование, в чем их сходство и различие, каковы возрастные рамки и ограничения в понимании и применении проектировочных и исследовательских практик, и как быть, если сам учитель никогда в своей жизни ничего всерьез (не на уровне обыденного, житейского здравого смысла, а методически и технологически!) не проектировал и не исследовал.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Очень важно научить ребёнка умению самостоятельно работать с информацией. Чтобы развить эту способность нужны специальные педагогические технологии. Использование таких методик помогут обучающимся стать самостоятельным, повысить свою успеваемость, развить творческий потенциал – стать успешным. Когда ребёнок сам добывает информацию, а учитель лишь направляет его, то эти умения, способы действия и знания лучше усваиваются детьми. То, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Используя проектно-исследовательские и поисковые методы обучения, можно достичь таких результатов как:
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования возрастает актуальность применения педагогических средств, методов, технологий, которые позволяют формировать метапредметные и личностные образовательные результаты.
Целью проектной и исследовательской деятельности должно стать, создание условий для развития личности не только ученика, но и личности учителя, его профессиональных компетенций. А какие условия и как их создавать – вот это до сих пор вопрос, на который образовательная система не даёт однозначного ответа.
ФГОС нового поколения нацеливает Российскую школу на формирование у учащихся умения учиться. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное освоение предметных знаний и умений, но и развитие универсальных учебных действий. А ещё он предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Метод проектного обучения поможет педагогу в решении этих непростых задач, потому что он относится к личностно ориентированным технологиям, обеспечивающим проблемное обучение и системно-деятельностный подход. Проектная деятельность обеспечивает учащимся самостоятельность и относительную свободу действий, предоставляет возможность реализовать свои творческие замыслы. Использование проектной деятельности в педагогической практике позволяет целенаправленно решать задачи индивидуально ориентированного образования.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в современной школе должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса как в урочное время, так и составить значительную часть времени во внеурочное (в дополнительном образовании), перестроить деятельность обучающегося с репродуктивной (по объясненному образцу) на деятельность, требующую интеллектуально-творческого подхода, поиска, созидания, исследования. Совместной деятельность детей с педагогами и со сверстниками укрепит деловые и дружеские контакты внутри класса, между педагогическим коллективом школы и обучающимися; внесет в школьный коллектив элемент дружеского соперничества и конкуренции; создаст атмосферу сотрудничества, сотворчества учителей и обучающихся, уважительное партнерство и станет основой творческих объединений.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения
Шахмарова Роза Разиевна |
кандидат педагогических наук
доцент, Омский государственный педагогический университет (Филиал в г. Таре)
646536, Россия, Омская область, г. Тара, ул. Лобкова, 3
Shakhmarova Roza Razievna
Docent, the department of Pedagogy and Development of Education, Omsk State Pedagogical University (Tara Branch)
646536, Russia, Omsk Oblast, Tara, Lobkova Street 3
Просмотров статьи: 16885 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, проблемы исследовательской деятельности, проектная деятельность, исследовательская деятельность, исследовательская позиция, индивидуальный исследовательский проект, модели проектно-исследовательской деятельности, исследовательский стиль мышления, проектная культура, исследовательская культура
Abstract: In her article Shakhmarova proves the important role of project-research activity in terms of academic standards. The subject of the present research is the problems of arranging project-research activity and possible solutions of these problems. According to the academic standards requirements, project-research activity is aimed at developing the research and project activity skills of school students. A personal result of project-research activity is the development of a researcher’s position, i.e. specific personal trait defining active and initiative attitude of a school student to the learning process and knowledge. The research was carried out using both theoretical and practical methods, in particular, analysis of psychological and pedagogical sources on the matter, determination of models of project-research activity, and empirical methods such as observation, educational experiment, collection of data (survey and tests). As a result of her research, Shakhmarova defines the following problems faced by teachers and school students when conducting project-research activity and preparing a final research project: a teacher being not quite ready for arranging project-research activity of students, low research skills of teachers and children, insufficient facilities and equipment of educational establishments for conducting experiments. The results of the research can be useful for teachers who conduct project research activity at educational establishments.
research culture, project culture, research style of thinking, models of project-research activity, individual research project, researcher’s position, research activity, project activity, problems of research activity, project-research activity
Социально-экономическое развитие общества диктует новые требования к системе образования. Высокие темпы научного прогресса и многозадачность внешней среды предполагают, что современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями, но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с разнообразной и многочисленной информацией, проводить исследования и т.д. Все эти качества личности сегодня связывают со сформированностью проектно-исследовательского стиля мышления, который определяет образ жизни современного человека, действующего в условиях изменяющегося мира. В связи с этим, современное российское образование усиливает роль обучающихся как субъектов познавательной деятельности. Они проектируют индивидуальные образовательные траектории и свободны в выборе учебных действий. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [9] определяет возможность индивидуализации образовательной среды через выполнение индивидуального образовательного проекта. Проект в данном контексте — это процесс преобразования человеком действительности и одновременно форма самореализации, самовыражения и саморазвития.
В результате проведенного исследования были выявлены проблемы, с которыми столкнулись педагоги и обучающиеся при реализации проектно-исследовательской деятельности, в частности при выполнении индивидуального итогового проекта (исследовательского). Итоговый индивидуальный проект позволил понять степень готовности школ к его реализации. Следует отметить, что при опросе участвовали как педагоги, так и обучающиеся образовательных организаций севера Омской области.
Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что основная проблема – недостаточная готовность учителя быть постоянно в процессе организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Это объяснимо с точки зрения сложности изменения выработанной позиции педагога в системе образования. Годами сложившаяся образовательная практика большинства педагогов не в полной мере соответствует требованиям ФГОС как и НОО, так и ООО. В основе системно-деятельностного подхода – активная познавательная деятельность обучающихся, организованная учителем, в том числе и через организацию учебного исследования, выполнение проектов. Как показывает практика, преобладание репродуктивного метода в обучении с установкой обучающих на передачу, а обучающихся — на усвоение знаний в готовом виде, блокирует развитие исследовательских умений школьников. Если ранее, до введения ФГОС, проектно-исследовательская деятельность не носила массовый характер в системе образования основной школы для обучающихся, то сейчас это обязательное требование ко всем обучающимся, и итоговый индивидуальный проект является одной из форм аттестации выпускников основной школы как показатель сформированности метапредметных результатов.
Еще одной проблемой является шаблонность выбора тематики исследований и формальное представление его результатов – в виде рефератов, докладов, которые не являются по-настоящему творческими.
Нельзя не отметить и то, что на сегодняшний день в большинстве образовательных организаций формирование исследовательских умений происходит стихийно, без определенной структуры и логики их развития от одного уровня к другому, что безусловно отражается на результате. Как следствие выше обозначенной проблемы – недостаточное включение в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся из-за низкой мотивированности к выполнению проектно-исследовательской деятельности, недопонимание собственной роли и учебных действий, ожидаемых от них.
Как педагоги, так и обучающиеся выделили проблему недостаточности специальной литературы, информационных источников, слабую материально-техническую базу для проведения экспериментов в рамках проводимых исследований.
Для решения выявленных проблем необходимо выполнение ряда условий, таких как:
— повышение проектно-исследовательской культуры педагогов и обучающихся, выражающейся в психологической и мотивационной готовности к осуществлению совместной проектно-исследовательской деятельности, методической и функциональной грамотности;
— обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими и материально-техническим оборудованием.
Для повышения проектно-исследовательской культуры педагогов необходима целенаправленная и систематическая работа, включающая:
обобщение и тиражирование лучших образовательных практик проектно-исследовательской деятельности через организацию семинаров, конференций, мастер-классов;
курсовая подготовка педагогического состава по организации проектно-исследовательской деятельности;
обучающие семинары и индивидуальное научное консультирование педагогов с привлечением преподавателей вузов;
тематические педагогические советы (например: «Системно-деятельностный подход и проектно-исследовательская деятельность», «Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной дисциплины», «Совместное творчество педагогов и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время» и т.д.).
Урок является универсальным средством формирования исследовательских умений, так как дает всем детям одинаковые первоначальные возможности, все дети находятся в равных условиях для включения в этот абсолютно новый для многих из них вид учебной деятельности.
Возможны различные варианты «включения» обучающихся в учебное исследование. Вариант первый. Проблема ставится учителем, им же и намечается способ ее решения. Дети выполняют отдельные звенья исследования, делают заключительный вывод. Пример: Фрагмент весенней экскурсии в третьем классе. Во время экскурсии учитель обращает внимание детей на многочисленные сосульки, образовавшиеся на крышах домов. Проблемный вопрос: «Отчего и как возникают сосульки?». Обыкновенно детьми выдвигается следующее предположение (гипотеза): днем тепло, снег на крыше тает, вода стекает вниз; вечером становится холодно и вода замерзает. Однако здесь возникают вопросы, например, такой: будет ли капля воды, повисшая днем на краю крыши, дожидаться вечера? Далее учитель поступает следующим образом. Проблемный вопрос разбивается на частные вопросы, поиск ответов на которые и приводят к решению проблемы.
Вариант второй. Учитель организует деятельность в структуре полноценного учебного исследования: ставит проблему, совместно выдвигается гипотеза, выбирается способ ее решения, порядок оформления полученной информации; в реализации способа решения проблемы участвуют дети, дети же делают и вывод. При этом каждый этап исследования сопровождается формированием у школьников соответствующих умений.
Можно обозначить следующую последовательность усложнения поисково-исследовательской деятельности младших школьников:
1. Поисковая деятельность детей, включающая осознание поисковой задачи и умственные действия (анализ, сравнение, синтез и т.п.) по ее решению. Деятельность учителя здесь заключается в последовательном введении названных вопросов и задач в образовательный процесс (от репродуктивных вопросов, преобладающих при работе с дошкольниками и первоклассниками, к продуктивным и далее к открытым задачам при переходе с начальной ступени образования к основной – 4-5классы). Важным для учителя будет умение трансформировать преобладающие пока в учебниках и методических материалах продуктивные вопросы в открытые задачи.
2. Поисковая деятельность детей, включающая осознание школьниками поисковой задачи и поиск необходимой информации для ее решения. Такая деятельность предусмотрена требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НО, где записано: «самостоятельный поиск информации…». Здесь тоже есть своя последовательность усложнения: задания на поиск ответа из текста учебника – задания на поиск информации из внеучебных источников, указанных учителем, – задания на поиск информации «в открытом информационном пространстве».
Деятельность учителя здесь опять же состоит в последовательном введении названных заданий от указанного педагогом источника к самостоятельному поиску информации. В данном случае речь может идти лишь о школьниках, освоивших технику чтения на необходимом для этого уровне. Что касается поиска информации без предварительного указания на источник, такие задания будут типичными на рубеже перехода из начальной школы в основную и в последующем.
3. Поисковые действия в рамках исследования, организованного учителем, носящие частично-поисковый характер. Дети участвуют лишь в отдельных звеньях исследования. Здесь возможны два варианта: первый, связанный с наблюдениями или иным способом сбора готовой информации; второй, связанный с постановкой опытов. Деятельность учителя здесь заключается в последовательном переходе от иллюстративного уровня организации опытов к частично-поисковому. Здесь не упомянут еще один вариант, который не несет поисковой нагрузки. Речь идет о простейших, традиционно выполняемых опытах, описанных в учебнике с соответствующей картинкой, с готовым выводом. Появление в учебниках «опытнической работы» такого рода подталкивает учителя ограничиваться лишь этим вариантом.
4. Поисковые действия в рамках полноценного исследования, организованного учителем. Дети участвуют во всех звеньях исследования: выдвижении гипотез, выборе способа их проверки, действиях по сбору и обработке информации, сами делают вывод. Практика показывает, что исследовательские проекты нередко оформляются в структуре научного исследования: формулируется цель, определяется объект, предмет исследования, гипотеза и даже научная новизна и практическая значимость. Очевидно, что все эти определения делает учитель. Младшим школьникам это не под силу. Отсюда и оценить результативность представляемых проектов бывает очень трудно, поскольку почти невозможно разделить участие в проекте учителя и учеников.
Педагогу следует учитывать, что сложное, но интересное задание (проблема) будет вызывать положительные эмоции; а вот сложное, но неинтересное задание положительных эмоций вызывать не будет, поэтому проектно-исследовательская деятельность будет реализовываться с трудом, формально и неэффективно.
Проектно-исследовательская деятельностьпозволит повысить учебную мотивацию обучающихся при решении задач различного характера, развить творческие способности, сместить акценты от инструментального подхода в решении задач к технологическому, сформирует чувство ответственности, создаст условия для сотрудничества между педагогом и обучающимися.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в современной школе должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса как в урочное время, так и составить значительную часть времени во внеурочное (в дополнительном образовании), перестроить деятельность обучающегося с репродуктивной (по объясненному образцу) на деятельность, требующую интеллектуально-творческого подхода, поиска, созидания, исследования. Совместной деятельность детей с педагогами и со сверстниками укрепит деловые и дружеские контакты внутри класса, между педагогическим коллективом школы и обучающимися; внесет в школьный коллектив элемент дружеского соперничества и конкуренции; создаст атмосферу сотрудничества, сотворчества учителей и обучающихся, уважительное партнерство и станет основой творческих объединений.