Проектно исследовательская деятельность обучающихся это что
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
Проектно-исследовательская деятельность учащихся
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно-технических обществ нередко сводилась к реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно-исследовательских институтов. Главными целями этой деятельности являлись подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, связанным с общими принципами проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знаний.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа. Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции, и они неприменимы в образовательном процессе.
Представление исследований. Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Проектно-исследовательская школа и инновационная сеть исследовательской деятельности учащихся. В Москве сложился относительно постоянный круг организаций (это школы, учреждения дополнительного образования детей, детские коллективы при научных учреждениях и др.), в которых установлены традиции и культура исследовательской работы со школьниками.
Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся. При этом для руководителя образовательного учреждения важно понимать:
— Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения?
— Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?
Как научить учителей руководить работой учащихся?
— Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности?
— Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?
Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности?
Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации?
Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения?
Учителю необходимо разобраться в следующих вопросах и знать:
— Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование?
Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП?
— Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности?
— Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
— Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
— Как разработать учебный проект или исследование?
— Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
— Как осуществить учебный проект или исследование? Какие формы образовательной деятельности применять?
— проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
— целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
— самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
— представление результатов своей деятельности и хода работы;
— презентации в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео-, аудио- и сценических представлений и др.);
— поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
— практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
— выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Для обучающихся в начальной школе.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Для обучающихся в основной школе.
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектную или исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Для обучающихся в старшей школе.
Формирование надлежащего уровня компетентности в проектной и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования) должно достигаться к концу 10 класса.
Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини- групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований в 11 (выпускном) классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.
Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.
Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и прочего), формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредмегные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы над проектом или исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Следующие элементы проектной и исследовательской деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или исследованием и вне ее:
— мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
— презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
— коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
— поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов;
— информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
— проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
— степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
— степень включенности в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
— практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
— количество новой информации, использованной для выполнения проекта;
— степень осмысления использованной информации;
— уровень сложности и степень владения использованными методиками;
— оригинальность идеи, способа решения проблемы;
— осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
— уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
— творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
— социальное и прикладное значение полученных результатов.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в контексте ФГОС: проблемы и пути решения
Шахмарова Роза Разиевна |
кандидат педагогических наук
доцент, Омский государственный педагогический университет (Филиал в г. Таре)
646536, Россия, Омская область, г. Тара, ул. Лобкова, 3
Shakhmarova Roza Razievna
Docent, the department of Pedagogy and Development of Education, Omsk State Pedagogical University (Tara Branch)
646536, Russia, Omsk Oblast, Tara, Lobkova Street 3
Просмотров статьи: 16886 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, проблемы исследовательской деятельности, проектная деятельность, исследовательская деятельность, исследовательская позиция, индивидуальный исследовательский проект, модели проектно-исследовательской деятельности, исследовательский стиль мышления, проектная культура, исследовательская культура
Abstract: In her article Shakhmarova proves the important role of project-research activity in terms of academic standards. The subject of the present research is the problems of arranging project-research activity and possible solutions of these problems. According to the academic standards requirements, project-research activity is aimed at developing the research and project activity skills of school students. A personal result of project-research activity is the development of a researcher’s position, i.e. specific personal trait defining active and initiative attitude of a school student to the learning process and knowledge. The research was carried out using both theoretical and practical methods, in particular, analysis of psychological and pedagogical sources on the matter, determination of models of project-research activity, and empirical methods such as observation, educational experiment, collection of data (survey and tests). As a result of her research, Shakhmarova defines the following problems faced by teachers and school students when conducting project-research activity and preparing a final research project: a teacher being not quite ready for arranging project-research activity of students, low research skills of teachers and children, insufficient facilities and equipment of educational establishments for conducting experiments. The results of the research can be useful for teachers who conduct project research activity at educational establishments.
research culture, project culture, research style of thinking, models of project-research activity, individual research project, researcher’s position, research activity, project activity, problems of research activity, project-research activity
Социально-экономическое развитие общества диктует новые требования к системе образования. Высокие темпы научного прогресса и многозадачность внешней среды предполагают, что современный ученик должен обладать не только предметными знаниями и умениями, но и такими важными качествами личности, как умение решать проблемы, взаимодействовать и сотрудничать, работать с разнообразной и многочисленной информацией, проводить исследования и т.д. Все эти качества личности сегодня связывают со сформированностью проектно-исследовательского стиля мышления, который определяет образ жизни современного человека, действующего в условиях изменяющегося мира. В связи с этим, современное российское образование усиливает роль обучающихся как субъектов познавательной деятельности. Они проектируют индивидуальные образовательные траектории и свободны в выборе учебных действий. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [9] определяет возможность индивидуализации образовательной среды через выполнение индивидуального образовательного проекта. Проект в данном контексте — это процесс преобразования человеком действительности и одновременно форма самореализации, самовыражения и саморазвития.
В результате проведенного исследования были выявлены проблемы, с которыми столкнулись педагоги и обучающиеся при реализации проектно-исследовательской деятельности, в частности при выполнении индивидуального итогового проекта (исследовательского). Итоговый индивидуальный проект позволил понять степень готовности школ к его реализации. Следует отметить, что при опросе участвовали как педагоги, так и обучающиеся образовательных организаций севера Омской области.
Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что основная проблема – недостаточная готовность учителя быть постоянно в процессе организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Это объяснимо с точки зрения сложности изменения выработанной позиции педагога в системе образования. Годами сложившаяся образовательная практика большинства педагогов не в полной мере соответствует требованиям ФГОС как и НОО, так и ООО. В основе системно-деятельностного подхода – активная познавательная деятельность обучающихся, организованная учителем, в том числе и через организацию учебного исследования, выполнение проектов. Как показывает практика, преобладание репродуктивного метода в обучении с установкой обучающих на передачу, а обучающихся — на усвоение знаний в готовом виде, блокирует развитие исследовательских умений школьников. Если ранее, до введения ФГОС, проектно-исследовательская деятельность не носила массовый характер в системе образования основной школы для обучающихся, то сейчас это обязательное требование ко всем обучающимся, и итоговый индивидуальный проект является одной из форм аттестации выпускников основной школы как показатель сформированности метапредметных результатов.
Еще одной проблемой является шаблонность выбора тематики исследований и формальное представление его результатов – в виде рефератов, докладов, которые не являются по-настоящему творческими.
Нельзя не отметить и то, что на сегодняшний день в большинстве образовательных организаций формирование исследовательских умений происходит стихийно, без определенной структуры и логики их развития от одного уровня к другому, что безусловно отражается на результате. Как следствие выше обозначенной проблемы – недостаточное включение в проектно-исследовательскую деятельность обучающихся из-за низкой мотивированности к выполнению проектно-исследовательской деятельности, недопонимание собственной роли и учебных действий, ожидаемых от них.
Как педагоги, так и обучающиеся выделили проблему недостаточности специальной литературы, информационных источников, слабую материально-техническую базу для проведения экспериментов в рамках проводимых исследований.
Для решения выявленных проблем необходимо выполнение ряда условий, таких как:
— повышение проектно-исследовательской культуры педагогов и обучающихся, выражающейся в психологической и мотивационной готовности к осуществлению совместной проектно-исследовательской деятельности, методической и функциональной грамотности;
— обеспечение образовательных учреждений учебно-методическими и материально-техническим оборудованием.
Для повышения проектно-исследовательской культуры педагогов необходима целенаправленная и систематическая работа, включающая:
обобщение и тиражирование лучших образовательных практик проектно-исследовательской деятельности через организацию семинаров, конференций, мастер-классов;
курсовая подготовка педагогического состава по организации проектно-исследовательской деятельности;
обучающие семинары и индивидуальное научное консультирование педагогов с привлечением преподавателей вузов;
тематические педагогические советы (например: «Системно-деятельностный подход и проектно-исследовательская деятельность», «Проектная и исследовательская деятельность в рамках учебной дисциплины», «Совместное творчество педагогов и обучающихся в проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время» и т.д.).
Урок является универсальным средством формирования исследовательских умений, так как дает всем детям одинаковые первоначальные возможности, все дети находятся в равных условиях для включения в этот абсолютно новый для многих из них вид учебной деятельности.
Возможны различные варианты «включения» обучающихся в учебное исследование. Вариант первый. Проблема ставится учителем, им же и намечается способ ее решения. Дети выполняют отдельные звенья исследования, делают заключительный вывод. Пример: Фрагмент весенней экскурсии в третьем классе. Во время экскурсии учитель обращает внимание детей на многочисленные сосульки, образовавшиеся на крышах домов. Проблемный вопрос: «Отчего и как возникают сосульки?». Обыкновенно детьми выдвигается следующее предположение (гипотеза): днем тепло, снег на крыше тает, вода стекает вниз; вечером становится холодно и вода замерзает. Однако здесь возникают вопросы, например, такой: будет ли капля воды, повисшая днем на краю крыши, дожидаться вечера? Далее учитель поступает следующим образом. Проблемный вопрос разбивается на частные вопросы, поиск ответов на которые и приводят к решению проблемы.
Вариант второй. Учитель организует деятельность в структуре полноценного учебного исследования: ставит проблему, совместно выдвигается гипотеза, выбирается способ ее решения, порядок оформления полученной информации; в реализации способа решения проблемы участвуют дети, дети же делают и вывод. При этом каждый этап исследования сопровождается формированием у школьников соответствующих умений.
Можно обозначить следующую последовательность усложнения поисково-исследовательской деятельности младших школьников:
1. Поисковая деятельность детей, включающая осознание поисковой задачи и умственные действия (анализ, сравнение, синтез и т.п.) по ее решению. Деятельность учителя здесь заключается в последовательном введении названных вопросов и задач в образовательный процесс (от репродуктивных вопросов, преобладающих при работе с дошкольниками и первоклассниками, к продуктивным и далее к открытым задачам при переходе с начальной ступени образования к основной – 4-5классы). Важным для учителя будет умение трансформировать преобладающие пока в учебниках и методических материалах продуктивные вопросы в открытые задачи.
2. Поисковая деятельность детей, включающая осознание школьниками поисковой задачи и поиск необходимой информации для ее решения. Такая деятельность предусмотрена требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НО, где записано: «самостоятельный поиск информации…». Здесь тоже есть своя последовательность усложнения: задания на поиск ответа из текста учебника – задания на поиск информации из внеучебных источников, указанных учителем, – задания на поиск информации «в открытом информационном пространстве».
Деятельность учителя здесь опять же состоит в последовательном введении названных заданий от указанного педагогом источника к самостоятельному поиску информации. В данном случае речь может идти лишь о школьниках, освоивших технику чтения на необходимом для этого уровне. Что касается поиска информации без предварительного указания на источник, такие задания будут типичными на рубеже перехода из начальной школы в основную и в последующем.
3. Поисковые действия в рамках исследования, организованного учителем, носящие частично-поисковый характер. Дети участвуют лишь в отдельных звеньях исследования. Здесь возможны два варианта: первый, связанный с наблюдениями или иным способом сбора готовой информации; второй, связанный с постановкой опытов. Деятельность учителя здесь заключается в последовательном переходе от иллюстративного уровня организации опытов к частично-поисковому. Здесь не упомянут еще один вариант, который не несет поисковой нагрузки. Речь идет о простейших, традиционно выполняемых опытах, описанных в учебнике с соответствующей картинкой, с готовым выводом. Появление в учебниках «опытнической работы» такого рода подталкивает учителя ограничиваться лишь этим вариантом.
4. Поисковые действия в рамках полноценного исследования, организованного учителем. Дети участвуют во всех звеньях исследования: выдвижении гипотез, выборе способа их проверки, действиях по сбору и обработке информации, сами делают вывод. Практика показывает, что исследовательские проекты нередко оформляются в структуре научного исследования: формулируется цель, определяется объект, предмет исследования, гипотеза и даже научная новизна и практическая значимость. Очевидно, что все эти определения делает учитель. Младшим школьникам это не под силу. Отсюда и оценить результативность представляемых проектов бывает очень трудно, поскольку почти невозможно разделить участие в проекте учителя и учеников.
Педагогу следует учитывать, что сложное, но интересное задание (проблема) будет вызывать положительные эмоции; а вот сложное, но неинтересное задание положительных эмоций вызывать не будет, поэтому проектно-исследовательская деятельность будет реализовываться с трудом, формально и неэффективно.
Проектно-исследовательская деятельностьпозволит повысить учебную мотивацию обучающихся при решении задач различного характера, развить творческие способности, сместить акценты от инструментального подхода в решении задач к технологическому, сформирует чувство ответственности, создаст условия для сотрудничества между педагогом и обучающимися.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в современной школе должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса как в урочное время, так и составить значительную часть времени во внеурочное (в дополнительном образовании), перестроить деятельность обучающегося с репродуктивной (по объясненному образцу) на деятельность, требующую интеллектуально-творческого подхода, поиска, созидания, исследования. Совместной деятельность детей с педагогами и со сверстниками укрепит деловые и дружеские контакты внутри класса, между педагогическим коллективом школы и обучающимися; внесет в школьный коллектив элемент дружеского соперничества и конкуренции; создаст атмосферу сотрудничества, сотворчества учителей и обучающихся, уважительное партнерство и станет основой творческих объединений.