Принято считать что чистый воздух нужен только людям
Принято считать что чистый воздух нужен только людям
Объём изложения не менее 90 слов.
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
Основные языковые приемы компрессии исходного текста
NB ! Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА
• Чтение и понимание текста — это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем : важная информация обычно содержится
• В первом предложении абзаца;
• Б) Принято, считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве. Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица н е
• О братить внимание на 4-е, предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; продумать вариант с использованием только одного придаточного.
• (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
• (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией с деепричастным оборотом . (употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
(Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
(С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
(Принимая витамины не менее 4 месяцев в году’, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
• Запишите придаточное предложение предложно-падежной конструкцией..
• Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
• Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию .
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ
СПОСОБЫ СОКРАЩЕНИЯ ТЕКСТА
Новая форма итоговой аттестации в 9-м классе включает задания, призванные проверить, умеют ли учащиеся понимать прочитанный текст и использовать информацию, содержащуюся в нем, в качестве аргумента.
Как следует из «Методических рекомендаций для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом» (авторы Л.С. Степанова, И.П. Цыбулько), при разработке новой версии экзамена важно было обеспечить «преемственность контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственной аттестации выпускников 9-х классов». Этим и был обусловлен выбор видов работы с текстом – сжатое изложение (С1) и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (С2.1 и С2.2).
Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию» [1, с. 5].
Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.
Среди содержательных приемов компрессии текста основными являются:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
• замена сложноподчиненного предложения простым.
• исключение фрагмента предложения;
• исключение одного или нескольких синонимов.
• слияние нескольких предложений в одно.
Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлении тезисов, конспектировании.
Предлагаем варианты упражнений по информационной переработке текста, которые могут быть использованы на уроках русского языка.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА
Чтение и понимание текста – это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, мы должны учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Должны научиться разделять информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное. Напоминаем ученикам: важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.
Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Запись должна выглядеть так:
Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
(Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются).
Таков может быть окончательный вариант сокращения:
Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве. Обращаем внимание учеников на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста мы использовали и языковой прием: заменили сочетание чистый воздух местоимением, в первой части добавлена отрицательная частица не.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Учитель может обратить внимание некоторых учащихся на 4-е предложение: сложноподчиненное, с последовательным соединением придаточных; предложить продумать вариант с использованием только одного придаточного.
Примеры выполнения работы учащимися:
1. 1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова)
Мы видим использование приема исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приема слияния двух предложений – 2-го и 4-го, упрощение структуры этого предложения.
2. 1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. (23 слова)
В данном варианте исключается информация 3-го предложения исходного текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.
3. 1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)
Используется прием исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении исходного текста).
ЯЗЫКОВАЯ КОМПРЕССИЯ ТЕКСТА
а) Трансформация словосочетаний
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».
Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование – …; совершать вращение – …; проявлять интерес – …; выдвинуть предположения – …
Процесс реакции – реакция; свойство упругости – …; месяц март – …
б) Трансформация предложений
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить – …; для того чтобы соединить – …; для того чтобы распределить – …; для того чтобы рассмотреть – …
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).
Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).
Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).
Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).
Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении – понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.
Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70.
И.Н. ДОБРОТИНА,
Московский культурологический лицей № 1310
Как писать изложение и сочинение. Рабочая тетрадь для учеников 6-7 классов
Применяем на практике.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот “как без воздуха”, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Помните! При написании изложения вам необходимо проделать следующую работу:
1. ОТОБРАТЬ ВАЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
2. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АВТОРА.
3. СОХРАНИТЬ АВТОРСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ.
4. ПЕРЕДАТЬ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКУ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ.
5. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МИКРОТЕМЫ.
6. ОБОБЩИТЬ СОДЕРЖАНИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА.
Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот “как без воздуха”, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.
Упражнение 7. Исправьте текст, устраните повторы и однообразие, используя средства связи: сложные предложения (что, когда, который, как, а), однородные члены, причастные обороты;
В скобках указано, сколько предложений должно получиться в каждом абзаце
Усатый сразу проявил такую щедрость. Гаврик ахнул. Вместо воды с сиропом господин потребовал не больше, не меньше, как целую большую бутылку воды “Фиалка” за восемь копеек. Вода с сиропом стоила две копейки. (2 пр.)
Мальчик даже не поверил своим глазам. Будочник достал белую бутылку с фиолетовой наклейкой. Он раскрутил тоненькую проволоку. Проволокой была прикручена пробочка. (1 пр.)
Применяем на практике работы с текстом.
(1)У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает с особенным тщанием и которые наделяет особенной властью. (2) Таков, вне всякого сомнения, Байкал. (3) Не зря его называют жемчужиной Сибири. (4) Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. (5) Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.
Текст после обработки:
(6) Вспоминаю, как мы с товарищем моим, приехавшим ко мне в гости, долго шли и далеко ушли по берегу нашего моря по старой Кругобайкальской дороге, одной из самых красивых и ярких на южном Байкале. (7) Был август, лучшее благодатное время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветёт, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает вновь выпавший снег на дальних гольцах в Саянах; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит сыто, часто спокойно набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая – то малина, то смородина, красная и чёрная, то жимолость… (8) А тут ещё и день выдался редкостный: солнце, безветрие, тепло, воздух звенит, Байкал чист, тих, далеко в воде взблёскивают и переливаются красками камни, на дорогу то пахнёт нагретым и горчащим от поспевающего разнотравья воздухом с горы, то неосторожно донесёт прохладным и резким дыханием с моря.
Текст после обработки:
1. Внимательно слушаем или читаем текст. Определяем тип и стиль речи.
2. Определяем тему текста:
Тема текста может быть определена различными способами (если она не дана в заглавии):
– по ключевым словам;
– по ключевым эпизодам;
– по поступкам или размышлениям героев.
3. Отвечаем на вопрос: “Зачем автор его написал, какую мысль хотел выразить?”
Если перед нами текст рассуждение, то выделяем вступление (тезис), основную часть и заключение.
4. Определяем количество абзацев в тексте по большим интонационным паузам.
Сколько больших пауз, столько и абзацев. То есть микротем, которые мы определяем по ключевым словам и ключевым предложениям.
Готовимся к написанию сжатого изложения
Данный материал предназначен для обучения написанию сжатого изложения. Может использоваться и в других классах
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к написанию сжатого изложения»
Содержательные и языковые способы сокращения текста
Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме
В данной работе проверяются ваши умения:
Этот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.
Способы сокращения текста
Содержательные способы сокращения текста
Здесь важно хорошо понять текст, определить:
Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной
Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения
Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию
А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям , подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.
1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения.
2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое.
В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения
В данном варианте исключается информация 3-его предложения, фрагмент 1-ого предложения, подобран контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения.
3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения.
Используется приём исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении
Языковые способы сокращения текста
А) трансформация словосочетаний
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели) (
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели)
Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
(Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды)
Языковые способы сокращения текста
Б) трансформация предложений
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
(С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы)
Языковые способы сокращения текста
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом
Тренировочные упражнения по сжатию текста при подготовке к ОГЭ
Автор: Черноножкина Оксана Геннадьевна
Тренировочные упражнения по сжатию текста при подготовке к ОГЭ
Успешное выполнение первой части экзаменационной работы (написание сжатого изложения) представляется сложной задачей если подготовке не уделять должного внимания.
Образцовую работу можно описать так: если в ней передано без искажения содержание всего текста и каждой микротемы, грамотно использованы различные приемы сжатия текста, изложение логичное и последовательное, при этом отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые и фактические ошибки. К такому образцу следует стремиться.
Подготовительная работа для отработки приемов работы с текстом может быть разнообразной. Ученики должны научиться работать с текстом – выделять главную мысль, видеть второстепенную (необязательную) информацию, передать основное содержание, применяя различные приемы сжатия (компрессии) текста.
А) Многие вещества биологического прои_хождения, основой которых является вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, по_тверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из(за) пыли машины преждевременно изнашиваются.
Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1.Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.
2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.
Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.
2. Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.
3.Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.
4.Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода.
1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?
Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.
2 Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.
3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.
2) Пуганая ворона и куста боится.
3) Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)
4) Стал вспоминать. Деревня. Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы. (В.Шукшин)
4 Задание. Сократите предложения.
1) Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)
2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)
3) Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)
4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)
5) Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)
6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.
1) Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
2) В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.
6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.
1) На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья.
2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.
7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
2) Многие читатели хорошо знакомы с очерками Константина Георгиевича Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.
3) Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.
4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.
8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.
1) Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.
2) Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.
3) Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.
4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
5) Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.
9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.
1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.
2) Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.
3) Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.
4) Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.
5) Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.
10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.
11 Задание. Замените сложные предложения простыми.
В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.
Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.
Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.
Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.
Прочитайте предложения, рассказывающие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:
1) только значение крылатого выражения;
2) только информацию об истории происхождения этого выражения.
Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-разному в зависимости от температуры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.
Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил выражение, употребляемое сейчас в тех случаях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универсальный ключ к решению многих задач.
Выражение «цепная реакция», обозначающее сейчас любой процесс, над которым человек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного ряда чередующихся химических реакций.