Проектная деятельность 10 класс это что такое

Проектная деятельность в школе. Виды проектов, этапы выполнения, примеры работ

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта — не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Источник

Статьи для р о дителей

Проектная деятельность 10 класс это что такое

Что еще за школьный проект и зачем он нужен

Чтобы получить итоговую аттестацию, в 10-м и 11-м классах школьникам нужно сдать индивидуальный школьный проект. Это аналог научной работы или реферата, в котором ребенок выбирает тему, выдвигает гипотезу и доказывает или опровергает ее.

Такое требование появилось несколько лет назад, чтобы дать возможность старшеклассникам самим разобраться в вопросах, которые их волнуют, и заодно научиться проектировать, планировать, работать с информацией, выступать на публике и демонстрировать свои успехи.

В чем польза проекта для школьника

Весь процесс проектной работы регулируют Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования. А каждая школа детализирует эти правила в своих документах: прописывает алгоритм подготовки проекта, определяет, по каким критериям оценивают работы, когда и в какой форме проходит защита. Например, в московской школе № 507 решили, что ученики защищают работы на школьной конференции «ЕНОТ» в январе и в апреле.

По ФГОС проект — обязательная часть образовательной программы, оценка за него идет в аттестат. Если ученик не сдает проект, то получает «неудовлетворительно» по соответствующему теме предмету и остается без аттестата.

На практике это происходит так: в начале 10-го класса школьникам говорят про проект, после этого они выбирают тему, руководителя, обсуждают с ним структуру и наполнение работы и начинают писать. Можно выбрать один проект или два. В первом случае ученик сдает промежуточный результат в 10-м классе, а итоговую работу — в 11-м. Во втором случае итоговая работа сдается в каждом году старшей школы.

И хотя индивидуальный проект стал обузой для многих школьников, получить удовольствие от этого дела все-таки можно. Рассказываем, как это сделать.

ФГОС среднего общего образования. Положение о проектах — в пункте 11 раздела II

Шаг 1. Выбрать тему, которая увлекает ребенка

Предложите ребенку накидать сферы, которые ему нравятся: робототехника, компьютеры, отношения с друзьями или видеоблогинг. После этого ему нужно прийти к компетентному в этой сфере научному руководителю, чтобы вместе «докрутить» конкретную тему. Например, если ребенка интересует машиностроение — он идет к учителю физики, а если рэп — к учителю литературы.

У меня был ученик, который увлекался электроникой, а еще его очень волновала проблема слабослышащих людей. Мы с ним сели и решили, что хотим визуализировать звук, чтобы люди могли играть на музыкальных инструментах. Играет нота «До», загорается зеленая лампочка, нота «Ре» — красная, и так далее. В итоге это вылилось в тему «Индикатор громкости звука определенного диапазона частот». Чтобы сформулировать тему, пришлось даже проконсультироваться со специалистом, который занимается со слабослышащими людьми.

Чтобы помочь ребенку нащупать то, что его действительно вдохновляет, приходите на бесплатный интерактивный фестиваль Smartfest 16 октября. 38 экспертов соберутся вместе, чтобы ответить на вопросы родителей об образовании и воспитании в диджитал-мире, проведут открытые уроки и мастер-классы по раскрытию талантов ваших детей. Всем участникам — полезные подарки от школы Skysmart и подборка материалов об образовании.

Шаг 2. Найти руководителя проекта, который вдохновляет

Формально для защиты проекта руководителем должен быть школьный учитель, но это не значит, что именно он должен работать с учеником над проектом. Можно найти своего научрука за пределами школы и договориться со школьным руководителем о том, что он лишь будет контролировать весь процесс, чтобы школа была уверена, что ребенок не бездельничает.

Если ребенок настроен серьезно, я советую родителям прийти в школу и пообщаться с классным руководителем на эту тему. Главное — дать понять, что вы ищете руководителя вне школы не потому, что считаете учителя некомпетентным, а потому что ребенок хочет углубиться в какой-то вопрос вместе с профессионалом именно этого дела.

Если руководитель — школьный учитель

Классный руководитель и завуч регулярно напоминают школьникам про выбор темы, и если ребенок не сделает этого сам — его директивно распределят к учителю, у которого мало подопечных. Например, если тема ближе к математике, то ребенка закрепят либо за его учителем математики, либо за тем, кто посвободнее в расписании.

Бывает и так, что ребенок решил поисследовать возникновение казачества в Якутии, но хочет писать работу не с историком, а с учителем физики, потому что с первым у них не сложилось. В принципе, прямого запрета на это нет — нужно поговорить с классным руководителем и с тем самым физиком и попробовать договориться.

Если не получилось — придется либо сменить тему по профилю любимого учителя, либо найти руководителя проекта за пределами школы.

Если руководитель — компетентный педагог вне школы

Найти его можно тремя способами: через знакомых, через университет и через сервисы поиска репетиторов.

Через знакомых в вузе. Если у вас такие есть — обращайтесь за помощью. Даже если ваш знакомый — социолог, а ребенок пишет проект по биологии, узнайте, есть ли в этом вузе смежная с темой проекта специальность, и попросите знакомого переговорить с профильными преподавателями о вашем очень увлеченном ребенке. Параллельно изучите раздел с преподавателями на сайте биофака, чтобы в принципе понять, есть ли среди них интересные ребенку кандидаты.

В университете. Здесь все работает точно так же, как и через знакомых, вот только придется самостоятельно связываться с подходящей кафедрой. И, скорее всего, вам откажут. Но если смелость и настойчивость — ваши ключевые качества, стоит все же попробовать.

На сайте по поиску репетиторов. Выбираем преподавателя вузовского уровня по нужному вам направлению. Например, если это электроника — преподаватель общей физики вам тоже поможет, но лучше поискать узкого специалиста. Обязательно уточните его ученую степень — студенты бакалавриата и магистратуры не подойдут. Начиная с аспирантов можно пробовать выбирать руководителя, но будьте осторожны: аспирант — еще не кандидат наук, преподавательского опыта у него немного. А вот доценты и профессора (они часто соответствуют званиям кандидатов и докторов наук) подходят с лихвой.

В первых двух вариантах можно выйти на некоммерческую основу, но я бы рекомендовала оплачивать такое руководство, как репетиторство. Так у руководителя будет больше мотивации помочь ребенку сделать качественную работу.

Если выбираете вариант с внешним руководителем проекта — лучше найти его до разговора со школой, чтобы прийти с конкретикой и обоснованиями, почему вам важен именно этот эксперт.

Шаг 3. Выступить на конференции

Защита работы — обязательная и финальная часть аттестации старшеклассников. В каждой школе она проходит по-разному: где-то школьник защищает работу перед классом, а где-то собирается комиссия из учителей, которые задают ученикам вопросы.

Неизменные константы в этом процессе — презентация на экране, речь ученика на 5–10 минут и вопросы от слушателей после выступления.

Если школьник готов перейти на следующий уровень этой научной игры — он может еще и выступить на конференции. Их организуют университеты и частные компании и дают всякие плюшки: сертификаты, подарки и даже дополнительные баллы для поступления в вуз.

Выступление на конференции похоже на защиту в школе, только тут все серьезнее: вместо школьных учителей — жюри, а вместо щадящих вопросов — каверзные. И хотя все не всегда так страшно, как кажется, лучше хорошенько разобраться в теме и быть готовым к любым вопросам. Даже к тем, на которые ответа может и не быть.

Технический нюанс: на внешних конференциях лучше указать в качестве руководителя того самого человека, который большую часть времени помогал ребенку с работой. В школе указываем исключительно закрепленного за вами учителя.

Источник

Рабочая программа «Основы проектной деятельности» (10 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 57» городского округа Самара

Программа рассмотрена на заседании

Протокол № ___от «__»_____20__г.

Зам. директора по УВР

(приказ № от 00.08.20__)

курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов

«Основы проектной деятельности»

Форма организации: внеурочное занятие

Срок реализации: 1 год

Программа составлена : Горобченко И. В., учителем географии и биологии МБОУ «Школы № 57»

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Среднее общее образование

«Основы проектной деятельности»

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Количество часов за уровень реализации

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Направление внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

Рабочая программа составлена на основе программы

С.В. Третьякова, «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа», Москва, «Просвещение», 2013.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Актуальность программы состоит в том, что она включает проектную деятельность, которая определена как одно из условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время личностно ориентированный, компетентностный, деятельностный подходы.

В процессе освоения курса предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:

1) умение достигать самостоятельно намеченной цели;

2) научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

3) умение работать с информацией, находить источники, из которых её можно почерпнуть;

4) умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

5 ) широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

6) способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

Ø понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Ø адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

Ø Иллюстрировать учебные работы с использованием средств ИКТ.

Регулятивные универсальные учебные действия

1) принимать и сохранять учебную задачу;

2) планировать свои действия;

3) осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

4) различать способ и результат действия;

5) вносить коррективы в действиях на основе оценки и учета сделанных ошибок;

6) выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø проявлять познавательную инициативу;

Ø самостоятельно учитывать ориентиры действия в незнакомом материале;

Ø преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Познавательные универсальные учебные действия

2) использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

3) владеть основами смыслового чтения текста;

4) проводить анализ, сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать; выделять главное, осуществлять синтез; устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте;

5) владеть понятиями: проблема, цель, задачи, анализ, эксперимент, библиография, курсовой проект, гипотеза исследования, моделирование, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, теория, факт, эксперимент;

6) планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

Ø фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

Ø осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Ø строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Ø оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

Ø использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1) допускать существование различных точек зрения;

2) учитывать разные мнения, стремиться к координации;

3) формулировать собственное мнение и позицию;

4) соблюдать корректность в высказываниях;

5) владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

Ø учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

Ø аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

Ø адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты освоения курса:

В результате изучения курса «Основы проектной деятельности» обучающиеся:

1) получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные знания по предмету;

2) получат знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

4) познакомятся с некоторыми способами изучения предмета, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;

5) получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить презентации, использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Ø об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;

Ø о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

Ø о правилах проведения исследования.

В результате освоения учебной дисциплины учащиеся должны знать:

· Принципы и структуру проекта.

· Правила написания исследовательских работ;

В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны уметь:

· Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.

· Разрабатывать гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

· Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

· Использовать средства ИКТ для подготовки проекта.

· Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.

· Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.

· Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и прочих информационных источников.

· Представлять информацию различными способами.

· Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Формы подведения итогов реализации программы

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений навыков в виде бесед, консультаций, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль – коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы; небольших самостоятельных работах проблемного характера.

Итоговый контроль – тестирование; семинар в виде деловой игры, цель которого организовать деятельность в проекте.

Критерии оценки знаний, умений и навыков:

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в дискуссиях, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об учебно-исследовательской деятельности.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию в практике.

Критериями считается по показателям:

Высокий уровень : 1) учащийся выполняет задания сам.

Средний уровень : учащийся выполняет задания с помощью учителя или товарищей.

Низкий уровень: учащийся не может выполнить задание ни с помощью учителя, ни с помощью товарищей.

Курс считается зачтенным при посещении учащимися не менее 65 % отведённых программой часов, и, правильное выполнение зачётной работы не менее 50 % объёма.

Формы организации учебного процесса:

Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини конференция, консультация.

Технологии, методики: уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая и поисковая деятельность; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел I – “Введение” (1 ч.)

Введение в учебный курс. Понятие «проект», «исследовательская деятельность». Проект как один из видов самостоятельной деятельности. Методы исследования. Проблемы исследования. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.

Раздел II – “Методология проектной и исследовательской деятельности” (5 ч.)

Типы, виды, классы проектов. Виды проектов: информационный, исследовательский, прикладной, игровой, творческий, социальный, инженерный.

Отличия, виды деятельности, примеры проектов.

Предметные области для создания проекта: русский язык и литература; иностранный язык; математика и информатика; общественно-научные предметы (обществознание, право, история, экономика); естественно-научные предметы (биология, химия, физика, экология); искусство (изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура); технология; физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; другие направления (психология, профориентация, социальная направленность).

Теоретические основы учебного проектирования. Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

Выбор темы проекта. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования – “поле” научных поисков.

Постановка проблемы. Цели и задачи проекта. Отличие цели от задач. Соответствие цели и задач теме исследования. Гипотеза. Процесс построения гипотезы. Значение в исследовательской работе.

Планирование работы над учебным проектом.

Основные стадии, этапы исследования. Планирование деятельности. Составление плана исследования. Этапы работы над проектом.

Структура содержания проекта (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы). Оформление титульного листа.

Исследовательская работа: структура, этапы работы. Оценка продукта проектной деятельности. Критерии оценки проекта. Самооценка.

Практическая работа № 1: «Составление сравнительной таблицы проектов».

Практическая работа № 2: «Составление плана учебного проекта».

Практическая работа № 3: «Определение цели и задач проекта».

Практическая работа № 4: «Формулирование гипотез к различным типам проектов. Доказательство и опровержение гипотезы «.

Практическая работа № 5: «Разработка алгоритма работы над проектом».

Раздел III . Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности (1 час)

Источник информации. Виды источников информации. Способы получения и переработки информации. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Виды справочной литературы. Поиск информации. Поиск литературы: учебной, справочно-информационной, научной. Работа со справочной литературой, словарями. Способы получения и переработки информации. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Виды справочной литературы. Поиск информации. Работа со справочной литературой, словарями.

Практическая работа № 6: «Оформление списка использованной литературы. Выписки из текста, цитирование текста, пометки в тексте».

Раздел IV. Опытно-экспериментальная часть исследовательской деятельности (1час)

Как мы познаем мир. Сбор материала для проекта. Работа на ПК: использование возможностей Интернета для поиска информации.

Исследовательский поиск. Опыты.

Практическая работа № 7: «Отработка методов поиска информации в Интернете»

Раздел V . Подготовка исследовательских работ к защите

Структурирование материала. Выбор формы представления деятельности.

Оформление проекта. Создание продукта проектной деятельности. Создание презентации, продукта проекта с использованием программ Word и Power Point. Правила оформления презентации.

Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению машинописных работ: выбор формата бумаги, оформление полей, знаков препинания, нумерация страниц, рубрикации текста, способы выделения отдельных частей текста).

Правила оформления титульного листа, содержания проекта. Оформление библиографического списка.

Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.

Подготовка к защите проекта. Культура выступления.

Оценка результатов и качества выполнения проекта.

VI . Итоговая диагностическая работа по теме «Теоретические основы учебного проектирования».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *