Проект во что играли наши предки
Исследовательская работа «Во что и как играли наши предки». Направление историческое.
Выбранный для просмотра документ Исследовательская работа.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 имени Б.Ф. Сафонова
«Во что и как играли наши предки».
Выполнил: ученик 3 класса «Б»
МБОУ СОШ №10 им Б.Ф. Сафонова
Руководитель: Деньга Л.В
Учитель начальных классов
1.Детская игрушка и её история…………………………….4
1.1. Из каких материалов изготавливали
2. Практическая часть
2.1. Социологическое исследование………………………. 5
Даная тема выбрана мной не случайно. В современном мире появилось много игрушек разной направленности и назначения, которые не всегда несут положительную функцию воспитания. А с какими игрушками играли дети в прошлом? Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают!
В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Я думаю, что народная игрушка незаслуженно забыта.
Я поставил цель : узнать с какими игрушками играли наши предки.
Найти и изучить информацию по исследуемой теме.
Познакомиться с видами игрушек и игр.
Провести опрос среди учащихся 3 класса по данной теме.
Провести опрос среди родителей одноклассников.
Выяснить зачем нужны игрушки.
Оформить отобранные материалы.
Гипотеза: Предполагаю, что игрушки наших предков отличались от современных игрушек не только внешним видом, но и предназначением.
Объект исследования : игрушка
Предмет исследования : игрушки моих предков.
Предполагаемый результат. Игрушки наших предков отличаются от игрушек, в которые играют современные дети.
Свою работу я начал с изучения литературы. В результате работы над темой, мне удалось выяснить следующее.
1.Детская игрушка и её история
1.1. Откуда же появились первые игрушки?
Познание мира начинается с игры. мы, маленькие, еще в неосознанном возрасте, уже играем, чтобы познать мир.
Умные, мудрые игрушки существуют издревле: все детские потешки и балушки на Руси были развивающими.
Правда, игрушки эти очень отличались от тех, в которые играют современные малыши. Впрочем, не исключено, что и избалованные гаджетами современные дети с превеликим удовольствием взяли бы в руки шаркунки или тряпичницу.
Наши предки были не менее прозорливы и умны, чем мы сейчас. Они хорошо чувствовали природу развития ребенка и давали ему такую игрушку, которая бы не столько развлекала, сколько обучала, подготавливая малыша к будущей взрослой жизни.
1.2. Из каких материалов изготавливали игрушки в старину
Для совсем маленьких делали шаркунки, то есть погремушки. Их мастерили из сушеных маковых коробочек с семенами, из лоскутков ткани с пришитыми колокольчиками. Существовали также погремушки из бересты, которые были наполнены семенами или мелкими камушками, потому имели приятное слуху малыша звучание.
Дети постарше играли в погремушки, сделанные из мочевых пузырей коров, овец и других домашних животных. Для этого пузырь тщательно промывался, очищался от жира при помощи золы, затем в него клали немного сушеного гороха и надували через обыкновенную соломинку.
Со временем изготовление игрушек совершенствовалось. Наши прапрабабушки и прапрадедушки стали делать игрушки из таких материалов как: солома, лён, пряжа, дерева, глины, кости, камня, металла. Рассмотрим часть игрушек. Это трещетки, плясуны, кузнецы, соловей, ревуны.
Значение игрушки для детей в старину
Ребенок не только играл, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству — к одному из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол: их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов; из крапивы даже пряли нитки на кукольное приданое.
Чтобы определить место игрушки в современном воспитании ребенка, достаточно зайти в любую детскую комнату и понять, что места в ней для самого ребенка практически не осталось. Все жизненное пространство заполнили куклы, плюшевые звери, различные конструкторы, солдатики… Но надо быть справедливыми к современным родителям: сегодня уже недостаточно вручить своему наследнику милую игрушку – на первый план выходят ее развивающие качества. Хотя этими игрушками чаще занимаются дети дошкольного возраста, а, становясь школьниками, место развивающих игр занимают гаджеты.
2. Практическая часть
2.1. Социологическое исследование
В-третьем классе я провёл опрос и выяснил, что самая любимая игрушка разделилась плюшевую и компьютер.(приложение №1)
Давайте рассмотрим результаты опроса детей по некоторым вопросам в презентации
В процессе работы, я узнал, что многие дети предпочитают играть современными игрушками. До своего исследования, я, возможно, тоже отдал предпочтение более новым игрушкам. Но когда за каждой куклой, машинкой, неваляшкой следует история человека, по-другому смотришь на эту игрушку. У нее есть прошлое, своя жизнь.
По результату исследования получается, что дети отдают предпочтения к компьютерным играм, а у родителей нет однозначного мнения, чем лучше играть
И зучая материалы книг по истории, словарей, я открыл для себя удивительный мир старинной игрушки.
В ходе работы выяснил, какие игрушки существовали в старину на Руси.
Многие считали, что в конце второго тысячелетия человечество попрощается со своим наивным и тёплым детством. И на смену куклам и плюшевым мишкам придёт мир серьёзных, холодных и требовательных электронных игрушек. Но мы видим, что дети продолжают играть в игрушки, у них есть любимые игрушки.
Новые времена третьего тысячелетия – новые игрушки, новые игры, часто посредством общения не с живыми сверстниками или родителями, а с компьютером, новые отношения между детьми. Хуже они стали или лучше – ответа нет.
В ходе нашего исследования, мы доказали гипотезу. Современные игрушки интереснее, разнообразнее своих предков. Дети отдают предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим сказочным персонажам.
Цель, поставленная мною в начале работы, достигнута.
Во-первых, я узнал, какие игрушки были у наших предков, во- вторых, выяснил, что роль у игрушек старины огромна. И это наше культурное наследие, о котором мы не должны забывать.
С сожалением понимаю, что роботы, трансформеры и компьютерные игры не смогут мальчишек сделать отважными и мужественными, а винксы, барби и летающие феи не научат девчонок быть заботливыми хозяйками.
Но у нас эти качества заложены природой. Некоторые игрушки обрели новую жизнь в наше время, незначительно изменившись внешне. Осталось лишь правильно выбрать игрушки, а лучше сделать их самим.
А ещё, мне хочется обратиться к взрослым: «Если не хотите, чтобы ваши дети просиживали за компьютерами и другими гаджетами, не приучайте их к этому с детства, сделав такие подарки!»
Ганзикова Г.С. История игрушек/Г.С. Ганзикова, Н.Р. Мавлютова//Мир библиографии. – 2000г.
Русская игрушка. : Советская Россия 1987.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Авт. Сост. Н. Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999
Проект во что играли наши предки
Введение
«Перемена, перемена!» — Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает за порог.Вылетает за порог — Семерых сбивает с ног…Он за пять минут успелПеределать кучу дел:Он поставил три подножки(Ваське, Кольке и Серёжке),Прокатился кувырком,На перила сел верхом,Лихо шлёпнулся с перил,Подзатыльник получил,С ходу дал кому-то сдачи,Попросил списать задачи, — Словом,Сделал всё, что мог!Ну, а тут — опять звонок.
Так описывает школьную переменку Борис Заходер. В нашей школе часто можно увидеть подобную картину. Учителя предлагают поиграть нам на перемене в такие игры, как «Море волнуется», «Ручеек», «Булавочка». Но играть в эти игры многим ребятам не хочется.
На уроке «Окружающего мира» по теме «Правила поведения в школе» учительница говорила нам о том, что на перемене нужно отдыхать активно. Активный отдых помогает быть на следующем уроке более внимательным, меньше отвлекаться. Всем известно, что бегать на перемене нельзя. Игры, предлагаемые учителем, неинтересны, быстро надоедают. Многие из нас на перемене играют в телефон. Наша учительница Людмила Валериевна предложила выяснить, в какие игры играли наши предки – родители, бабушки и дедушки. Узнав названия игр, нам захотелось попробовать в них поиграть. Так и родился вопрос: «В какие игры наших предков можно и интересно играть в школе?»
Целью моей исследовательскойработа стало изучение игр наших предков с целью организовать детский отдых на перемене.
Задачи, которые помогут достичь поставленной цели:
Изучить литературу и другие информационные источники об истории возникновения игр и их влиянии на развитие личности ребенка.
Провести анкетирование учащихся начальных классов.
Выяснить в какие игры играли наши родители, бабушки, дедушки.
Научиться играть в игры наших предков, научить других ребят понравившимся играм.
Создать сборник игр для учащихся 1-4 классов, подходящих для игры на перемене.
Объектом исследования являются учащиеся 1-4 классов МБОУ «СОШ № 30» п. Малиновка.
Предметом исследования являются игры наших предков.
Методы исследования:
— анализ данных, полученных при изучении литературных источников, интернет-ресурсов;
— анализ и обобщение собранной информации.
Гипотеза: если учащихся начальных классов познакомить с играми наших предков, то они станут для большинства основным видом занятости на перемене.
В поисках литературы для теоретической части исследовательской работы были посещены школьная библиотека и Модельная библиотека семейного чтения. В работе использовались толковые словари, энциклопедии, детские журналы и методическая литература для воспитателей детских садов.
История возникновения игр
Слово ИГРА очень часто употребляется в речи каждого человека. Долгие годы многие ученые пытались разгадать тайну происхождения игры. Из энциклопедии я узнала, что первые игры появились у животных, задолго до появления человека [1].
Еще с древних времен игра составляла неотъемлемую часть в жизни человека. Возникновение игры связано с трудом. Г. В. Плеханов утверждал: «Ребенок после рождения начинает подражать деятельности родителей. В жизни отдельного ребенка игра, конечно, старше труда, но в жизни общества труд предшествует игре, т. е. труд — старше игры» [6]. Мысли Г. В. Плеханова получили развитие в трудах других ученых.
Именно в игре, где имеются реальные жизненные условия, формируются личностные качества человека, проявляются творческие способности. Поэтому игра направлена на совершенствование самого человека, его взаимодействие с окружающим миром, физическим и психологическим развитием.
1.2 Виды игр и их влияние на развитие личности ребенка
Очень большое влияние на развитие ребенка оказывает игра. При помощи игры ребёнок учится общаться со сверстниками, развивать свое воображение, память, сообразительность, находчивость, физические силы, учится справляться со своими страхами и многое другое.
Игры подразделяют на несколько видов[5]:
Все эти игры в той или иной степени играют важную роль в развитии личности ребенка.
В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят то, что они видят и что происходит вокруг них, подражая взрослым. Через игру формируется личность ребенка, умение общаться, развиваются творческие способности, воображение.
Дидактические игры больше направлены на обучение. У ребенка развиваются познавательные, умственные способности, сосредоточенность, умение работать в коллективе, настойчивость.
Древнегреческий мыслитель Аристотель сказал: «Движение — это жизнь!» Его философия не имеет прямого отношения к детскому движению, но, именно, дети с раннего детства любят прыгать, бегать, прятаться. Подвижные и спортивные игры влияют на физическое развитие ребенка, а также формируют дисциплинированность, целеустремленность, умение играть в команде и по правилам.
Настольные игры развивают внимание, логику, образное мышление, зрительную память, сообразительность, воображение. Для игры в настольные игры не требуется не игровых площадок, не специального оборудования, в них можно играть в любую погоду, как большой компанией, так и вдвоем.
В нашем современном мире компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь и влияние их на развитие личности ребенка разное. С одной стороны, увлекающийся ребенок, который постоянно играет в компьютере, проводит мало времени на свежем воздухе, мало общается со сверстниками, читает, забывает про домашние задания. С другой стороны, компьютерные игры развивают внимание, логику, умение планировать свои действия и принимать решения.
2.1 Результаты анкетирования и наблюдения
Чтобы изучить занятость учащихся 1-4 классов на перемене, до обучения играм наших предков было проведено анонимное анкетирование. Для анкеты были подготовлены следующие вопросы:
Как ты проводишь перемены в школе?
а) играю в планшет, телефон;
б) играю в игры с другими ребятами;
г) общаюсь с ребятами или учителем;
д) другое занятие (укажи какое)
В какие игры ты любишь играть?
Как ты считаешь, необходимо ли направить детскую энергию в игры, веселые задания?
Хотел(а) бы ты разучить новые игры?
В анкетировании приняли участие 124 учащихся с 1 по 4 класс: 40 человек – учащиеся 1 класса, 23 человека – учащиеся 2 класса, 42 человека – учащиеся 3 класса и 19 человек – учащиеся 4 класса.
После того, как анкетирование проведено, результаты были обработаны и представлены в таблице (приложение 1).
На второй вопрос анкеты «В какие игры ты любишь играть?» 53 учащихся утверждают, что любят играть в подвижные игры, 33 учащихся любят компьютерные игры, 19 человек – спортивные, 16 человек – настольные и 3 человека – ролевые.
Таким образом, около половины опрошенных предпочитают подвижные игры, на втором месте по популярности – компьютерные игры, на третьем месте – спортивные и настольные. Играми, которые пользуются наименьшей популярностью, оказались ролевые.
Ответы на третий вопрос анкеты «Как ты считаешь, необходимо ли направить детскую энергию в игры, веселые задания?» убедили нас в том, что большинство детей считает, что детскую энергию необходимо направить в правильное направление – игры и веселые задания.
Ответы на четвертый вопрос «Хотел(а) бы ты разучить новые игры?» убедили нас в том, что практически все дети готовы познакомиться с новыми играми.
Проанализировав результаты, мы были удивлены тем, что только 14 человек из 124 опрошенных учащихся сознались, что бегают на перемене. Результаты анкетирования не совпали с реальностью жизни. Почему многие ребята не сознались в том, что бегают на перемене? Предполагаем, что учащиеся либо не смогли признаться в том, что нарушают правила поведения в школе, либо игры в «Догоняшки» считают приемлемыми играми на перемене. Кроме этого, мы сделали вывод том, что в новые игры ребята будут учиться с удовольствием, и больше всего им нравятся подвижные игры.
На основании несоответствия анкетирования и реальности мы решили провести дополнительное исследование – наблюдение. В течение 2-х недель мною проводилось наблюдение за учащимися моего класса, целью которого было выяснить, какими видами деятельности занимаются учащиеся на переменах. Результаты наблюдений отражены в таблице (приложение 2).
На основе полученных наблюдений были сделаны следующие выводы.
На первом месте по популярности среди видов занятости на перемене – это бег, так как 9 учащихся предпочитают бегать из 19 человек, подвергшихся наблюдению. На втором месте – пассивный вид отдыха – сидят или ходят. Так проводят время 7 человек из 19 наблюдаемых. Считаем, что результаты наблюдений подтверждают реальную картину на перемене.
На основании вышеизложенного считаем, что обучение учащихся новым подвижным играм необходимо для увеличения количества детей, занятых активными и допустимыми видами отдыха на перемене.
2.2 Игры, в которые играли наши предки
После проведения анкетирования и наблюдения мы приступили к сбору информации об играх наших предков. На этом этапе мне помогли одноклассники. Ребята с удовольствием узнавали от мам, пап, бабушек и дедушек об играх, в которые они играли в детстве. А мамы и папы, бабушки и дедушки с особым трепетом вспоминали свои детские игры. Так, нами был составлен список игр и правилами к ним.
Познакомившись с правилами игр, мы заметили, что в большинство игр наших предков играют на улице, так как необходимо много свободного пространства. Поэтому не все игры подошли для игры в школе. В нашем списке представлены все игры, о которых мы узнали от наших предков (приложение 3). Жирным шрифтом отмечены игры, в которые, на наш взгляд, можно играть в школе на перемене.
После знакомства с правилами игр приступили к самому интересному –стали учиться играть в них на перемене. Сначала играли только со своими одноклассниками, потом к нам стали проситься ребята из других классов. Мы с удовольствием принимали их в наши новые игры. Играя, мы заметили, что в некоторые игры не получается играть из-за шума на перемене. Таким образом, из нашего списка еще от нескольких игр пришлось отказаться. Поэтому в таблице «Список игр наших предков» отмечены причины, по которым, на наш взгляд, нельзя или невозможно играть в некоторые игры.
Вскоре у нас появились любимые игры, в которые мы играли чаще всего. Это «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Летел лебедь», «Рыбалка», «Тише едешь, дальше будешь» (приложения 4, 5).
Некоторые игры подошли для игры на уроке физкультуры. Это «Кошки-мышки», «Третий лишний», «Цепи кованые» (приложение 6).
Нами было замечено, что с помощью игры мы стали более ловкими и выносливыми. Во время игры научились переживать и поддерживать друг друга, старались не обижать товарищей. С помощью игр смогли лучше узнать друг друга, стали дружнее. Поэтому мы так полюбили новые «старые» игры!
В процессе работы над исследованием, мы смогли научиться играть только в некоторые игры из нашего списка. Для того, чтобы не утерять остальные игры, был составлен сборник игр наших предков, в который вошли все собранные игры.
Заключение
В процессе исследовательской работы все поставленные нами задачи были выполнены. Мы узнали об истории возникновения игр, их видах и влиянии на развитие личности ребенка.
Самым интересным в исследовательской работе стали сбор информации от наших предков и обучение играм. В процессе знакомства с играми мы сделали вывод о том, что, к сожалению, не все детские игры родителей и бабушек подошли для игры на перемене. У нас появились любимые игры, в которые мы с удовольствием играем на переменах.
В настоящее время количество играющих учащихся в подвижные игры увеличилось, а количество бегающих детей заметно уменьшилось. Для этого не было необходимости проводить контрольные исследования. Гипотеза о том, что подвижные игры стали основным видом занятости для большинства учащихся на перемене подтвердилась.
Для того, чтобы забытые игры наших предков не ушли снова в прошлое, был создан сборник игр «Игры наших предков», в который вошли все игры, о которых мы узнали от наших родственников. Надеемся, что наш сборник будет интересен ребятам следующих поколений.
Список использованных источников и литературы
Игра// Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0%98%D0%B3%D1%80%D0%B0/. – Загл. с экрана.
Спортивные игры как высший этап развития народных игр// Спортивные игры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stadiumgame.blogspot.ru/2012/06/blog-post_8223.html /. – Загл. с экрана.
Юрина, Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Н.Г.Юрина. –М.: ООО «Фирма «Издательство» АСТ», ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. – 496 с.
Приложение 1
Результаты анкетирования учащихся 1- 4 классов МБОУ «СОШ № 30»
Всего
Как ты проводишь перемены в школе?
Проект по краеведению «Игры предков»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Осиновская основная общеобразовательная школа»
Игры наших предков
(секция «Река времен»)
Выполнила: Покотило Муза Викторовна, 2004г.р.
обучающаяся 7 класса
Щукина Татьяна Вениаминовна,
место работы: МБОУ «Осиновская ООШ»
должность: заместитель директора по УВР
Глава 1 Русские народные игры ……………………………………………..5
Глава3 Опрос жителей старшего поколения поселка Левобережный Никольского района…………………………………………………………..10
Я, Покотило Муза, обучающаяся 7 класса Осиновской основной общеобразовательной школы.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
К сожалению, многие игры забыты. Мы решили расспросить своих родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, рассказать о них другим детям, научиться играть самим и научить других и весело в них поиграть.
Тема: «Игры наших предков».
Цель исследования: Изучение и пропаганда национальной культуры.
Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.
Выяснить влияние научно-технического прогресса на развитие игр.
Выяснить влияние игры на развитие ребёнка
Предмет исследования: русские народные игры.
Гипотеза: Мы думаем, что игры наших бабушек отличались от современных.
Подбор и изучение материала по теме.
Опрос в форме анкетирования бабушек.
Опрос в форме анкетирования учащихся 3-7 классов .
Предполагаемый результат. Игры наших бабушек отличаются от игр, в которые играют современные дети.
Русские народные игры.
Мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках и в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубины старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Чтобы выяснить, во что играли наши бабушки, мы провели анкетирование. В анкетировании участвовало 26 человек (бабушки и дедушки). Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на спортплощадке, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта.
Исследовательский проект «Во что играли наши предки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 63» города Магнитогорска
Фестиваль проектной деятельности
Тип проекта: Исследовательский
Тема: Во что играли наши предки?
учитель начальных классов
Летягина Олеся Григорьевна
Магнитогорск, 2020 г.
В этом году мы учимся уже в третьем классе, повзрослели, и поэтому учительница поручила каждому из нас выбрать тему и написать проект. Мне нужно будет приготовить план своего проекта, разработать анкету для бабушек и дедушек, чтобы узнать во что они играли в детстве.
Я вначале захотел узнать во что играют мои одноклассники. Оказалось, все мои сверстники играют в игры на планшете и компьютере, телефоне.
У наших предков не было компьютеров, мобильных телефонов и планшетов. Я задался вопросом: Во что они тогда играли?
Тема проектной работы : исследовательский
Цель проекта : Исследовать во что играли наши бабушки и дедушки.
1. Изучить информацию в сети Интернет какие игры были в старину.
2. Изучить игры родителей, бабушек и дедушек.
3.Создать буклет с играми наших предков.
Гипотеза: Я думаю, что игры наших бабушек и дедушек отличались от современных.
О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует её богатая и древняя история.
Среди археологических находок, характеризующих быт и культуру русского средневековья, встречаются предметы, свидетельствующие о существовании разных игр. К ним относятся разнообразного вида шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, доски с расчерченным игровым полем, кожаные мячи.
В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось ещё пять дней.
Для воплощения изощрённости восточного ума знаменитый китайский император Яо придумал игру «Вейчи», в которой участвуют сотни фигур, чтобы отточить ум и полководческие таланты своего сына.
В греческой мифологии существует предание о возникновении азартных игр. Покровительница азартных игр родилась у богини судьбы Тихо и бога Зевса. Она придумывала различные игры, где исход решал только случай. Богиня находила удовольствие в наблюдении за тем, как возникали распри между игроками. Отчаяние проигравших приводило ее в восторг.
В развалинах Помпеи из пепла были извлечены игральные кости и доски для игры в нарды и шашки.
Русские народные игры также имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины.
Передаваясь из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. С давних пор игра на Руси была не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, и на всех гуляньях непременно входила в «культурную программу». И стар, и млад водили хороводы, пели песни, играли в «Горелки», «Салочки», «Лапту», «Прятки», «Городки», «Штандер», состязались в ловкости, силе, сообразительности и смекалке.
Удивительно, насколько народные игры оказались живучими. Может быть оттого, что при всей своей непритязательности они радуют душу и развивают ум?
Почти все игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны. Испокон веков игры отражали отношения человека и Природы, повседневные занятия и быт наших предков имели религиозно-культовую основу. Они были просты, понятны и не требовали специальных навыков и подготовки. Использовались обычные палки, камешки, верёвочки, кости. Все это можно было найти в любой избе и в любом хозяйстве.
Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом общения и проведения свободного времени.
Детские игры отличались от молодёжных, а девичьи от мужских. Игры же стариков были не похожи на игры женщин и мужчин. Почти всегда игры сопровождались различными текстами: выкриками, рифмовками, считалками, зазывалками, песенками и всё это придавало им особый колорит ». Популярными были игры, как «Лапта», «Жмурки», «Каравай», «Зиночка с корзиночкой»; «Колечко-колечко», «Ручеёк».
Я провел опрос своих родителей, бабушек и дедушек про игры в которые они любили играть. В анкетировании участвовали не только мои бабушки и дедушки, но и подружки и друзья дедушки и бабушки и родители- 10 человек.
Вопрос: «В какие игры играли во дворе бабушки и дедушки, когда были подростками?».
С этим же вопросом я обратился к маме. Она с удовольствием вспомнила своё детство: Практически все свободное время (если оно оставалось после уроков и помощи по дому) дети стремились провести во дворе, где было много друзей. Играли в «Резиночку», «Скакалки», «Классики», «Вышибалы», в «Секретики» и «Краски». Всем вместе было весело, все были дружны, поэтому двор притягивал к себе, манил.
Выяснили, что игры у наших бабушек были самыми разнообразными. Играли они дома, во дворе, на улице, в лесу. Любимая игра наших бабушек в детстве, это лапта и казаки – разбойники.
Любимая игра (кол-во чел.)
На данном этапе я обратился к Интернету прочитал много статей о забытых играх.
Провел опрос своих бабушек и дедушек, их друзей и своих родителей.
Я собрал описания игр, в которые еще не так давно играли наши родители, бабушки и дедушки.
Чтобы не забыть различные правила игр, считалки, которые надо читать перед игрой, слова «сюжета игры», я записал их в буклет.
Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась не полностью.
Игры, в которые играли наши бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождалась закличками, песнями, танцами.
С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры)
1. В ходе исследования узнал новые для себя игры.
2. Оформил буклет с играми.
Узнал, что есть много интересных игр, и мы не будем отказываться от них попробуем поиграть с друзьями. В мире компьютеризации оставим место настоящей игре.
Подвижные игры укрепляют наше здоровье.
Список используемой литературы.
Буклет с правилами игры.
Дети образовывают двое ворот из 4 участников. Остальные становятся друг за другом взявшись за руки. Все идут под воротами и поют:
Первый раз прощается, второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ворота закрываются и из двух пойманных возникают третьи ворота.
«Петух»
Все играющие встают в круг и берутся за руки. Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Тух – тух
Ту – ру – рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку – ка – ре – ку!
Все разбегаются, петух ловит детей,
Пойманный становится петухом.
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:
Мы, весёлые ребята,
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй нас поймать!
После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении.
После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.
Для игры выбираются два человека: один – кошка, другой –мышка. В некоторых случаях количество кошек и мышек может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – ворота. Задача кошки догнать (дотронуться рукой) мышку. При этом мышка и кошка могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют мышке и чем могут помогают ей. Например, пропустив через ворота мышку в круг, они могут закрыть их для кошки. Или если мышка выбегает из дома, то кошку можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Игра эта непроста, особенно для кошки. Пусть кошка проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда кошка поймает мышку, из числа играющих выбирается новая пара.
Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих: один убегает, второй – догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.
Правила игры «12 палочек»
Перед началом игры выбирается водящий — он будет искать игроков. В начале игры дощечка кладётся на камень или кирпич таким образом, чтобы получилась своеобразная «катапульта», на один конец которой укладываются все палочки. Один из игроков топает по противоположному концу дощечки, палочки разлетаются, а игроки разбегаются в разные стороны и прячутся. Водящий как можно быстрее собирает разлетевшиеся палочки, укладывает их на дощечку и после этого начинает поиск спрятавшихся игроков.
Как только он находит какого-нибудь игрока, они бегут наперегонки к дощечке, как в прятках, чтобы «застукаться». Но здесь задача другая: если найденный игрок первым успевает «запустить» палочки в воздух, игра повторяется с тем же водящим. Если же «запустить» палочки успеет водящий — то водящим становится найденный игрок.
Водящий принимается собирать палочки на дощечку, а все остальные игроки перепрятываются.
В ещё одном варианте игры число палочек — по количестову участников (минус водящий). Тогда, найдя очередного игрока, водящий кладёт палочку на дощечку, ведя своеобразный счёт найденным.
В более сложном варианте водящий должен найти всех игроков и никому не дать «запустить» палочки. Тогда водящий заменяется на последнего найденного. Игроки же, естественно, стараются незаметно для водящего добраться до дощечки и «запустить» палочки, пока их не нашли.
Правила игры Вышибалы
На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.
· «Пуля» — самый обычный бросок
· «Свечка» (лова) — свечкой считается мяч, не успевший ударится о землю (потолок или неактивного игрока) и пойманный игроком. Свечка — это лишняя жизнь. Ее игрок может оставить себе про запас. Свечка сгорает, если в игрока попадает мяч, но при этом он остается в игре. Свечку можно подарить выбитым товарищам и вернуть их в игру. При неудавшейся попытке поймать свечку игрок выбывает.
· «Картошка» — вышибала кричит картошка! и отправляет мяч катиться по земле (как в кегельбане). Все кто в центре, должны выстроиться в шеренгу, расставив ноги «воротцами» Мяч должен прокатиться через все воротца. Тот, под кем мяч не прокатился, выбывает. Иногда этот вариант ещё называется «Ручеёк». Есть ещё вариант «ручеёк гнилой» — его, напротив, нельзя пропускать в вортца.
· «Речка» — как «ручеёк», только мяч не прочто катится, а ещё и прыгает
· «Бомба» — вышибала кричит «Бомба!» и бросает мяч вверх. Игроки в центре должны сесть на корточкии, накрыв голову руками и не двигаться с места. Тот, кого заденет мячом, выбывает.
· «Граната» — вышибала кричит «Граната!» и бросает мяч как обычно. Игроки при этом не могут двигать ногами.
· «Салют» — как «бомба», только игроки должные не присаживаться, а поднять руки и закричать «Ура!»
· «Торпеда» — как «картошка», только надо встать к мячу боком, одну ногу согнуть в колене, а другую вытянуть назад. В такие воротца и надо пропустить мяч.
· «Камень» — вышибала кладет мяч рядом с линией и кричит «Камень!». все игроки должны быстро обежать вокруг мяча. когда последний игрок обежит мяч, вышибала хватает мяч и кидает. Обычно он попадает в спину последнему убегающему 🙂
· «Куропатка» — похожий на камень вариант: водящий присаживается и помещает голову между колен — чтобы никого не видеть. А игроки должны обежать его и убежать. И опять мяч достаётся последнему
· «Макарончики» — вышибала кричит «Макарончики!» и бросает мяч. Игроки услышав эту команду встают, руки по швам и начинают раскачиваться волной. двигаться с места нельзя. Тот, в кого попал мяч, выбывает.
· «Солдатики» — при этой команде все игроки встают неподвижно как солдаты — руки-ноги вместе, мяч катится по земле, как в «картошке». Тот, кого мяч задел, выбывает.