Проект увечье 1613 что значит
«Нас еще наградят за патриотическое воспитание молодежи». Horus — о ядерной войне и переоценке ценностей
Рэперов, чей возраст перевалил за 30, но которые остались на слуху, в русском рэпе не так много. А если точнее — пересчитать по пальцам.
Horus (артист, прежде известный как Луперкаль) — как раз из таких. Одна из причин, почему его песни не теряют в злободневности с годами, — умение меняться и работать над собой. Только что вышедший альбом «Прометей роняет факел» идеально суммирует дух времени в России 2018-го. Раньше этот псевдоним он использовал для песен «про то, что внутри» (тогда как песни Луперкаля — «про то, что снаружи»), но в этот раз баланс внутреннего и внешнего получился почти идеальным. От того и такой эффект.
Интроверт, тролль, циник, гик, пессимист, мизантроп — какой Луперкаль на самом деле? Ответ мы попытались получить самым простым способом — поговорив с ним.
Презентация «Прометея» в Москве пройдет 4 мая (клуб Москва) и 5 мая в Петербурге (Гештальт). Остальные города смотри по ссылке.
— Вовремя альбом выходит! На нем есть песня о мире после ядерной войны. А в новостях говорят, что случится она может чуть ли не завтра.
— Живу с этим осознанием сколько себя помню. К сожалению, быть актуальным в наше время несложно. Просто пиши, что в мире все плохо, а завтра будет еще хуже. Все альбомы Проекта Увечье по этой схеме построены.
— Моделируем ситуацию. Поступают новости: на Россию летят ракеты. Твои действия?
— Немного подожду и пойду на балкон, любоваться на красивый огненный гриб на горизонте. Пока глазные яблоки не закипят.
— Молился когда-нибудь?
— Правда, что название прошлого альбома Horus пришло к тебе во сне?
— Так и было. Во сне кто-то спросил, как будет называться альбом, который я как раз писал. Не знаю, почему, ответил: “Дом тысячи сквозняков”, и сразу проснулся. Записал, чтоб не забыть. Долго обдумывал эту фразу, катал в уме, и уже в процессе работы приплел ее в первом треке. Ситуация понравилась своим сюрреализмом. Потому и захотелось релиз действительно так назвать. Кому рассказать — не поверят, скажут, что выдумал.
— Я точно не поверю, если и название “Прометей роняет факел” так снизошло.
— Не во сне, но тоже спонтанно. Как будто, я настраивался на волну и просто ее уловил. И мне показалось, что оно вполне подходит к уже написанному материалу. В пресс-релизе к первому альбому Horus использовалась фраза “Танатос и Эрос”. И если прошлый релиз был “Эрос”, но этот — да, “Танатос”. Все песни в той или иной степени о смерти. О смерти людей, идеалов, надежд, эпох, трендов.
— Насчет трендов. Судя по тексту “Рододендрона”, за новой школой ты следишь.
— “Рододендрон” всерьез воспринимать не стоит. Просто хотелось добавить хотя бы одно яркое пятно в это мрачное полотно. Эдакая пародия на современный рэп, где берется одно слово на хук и много раз повторяется.
Существую в том же информационном поле, что и все. Интересуюсь рэпом, пускай он сейчас так разросся, что за всеми не уследишь. Периодически ознакамливаюсь с новостями, чтоб более-менее быть в курсе. Правда, я больше за Западом слежу. Продукт местных фрешменов на иную целевую аудиторию больше рассчитан, хотя и у них время от времени бывают интересные треки. Например, у Thrill Pill cмогу по памяти пару куплетов процитировать. Из относительно новых имен могу выделить Заразу и Murda Killa.
— Расскажи побольше о Murda Killa. Его куплет — вышак.
— Исполнитель из Москвы. В свое время понравился его куплет на альбоме Саши Скула «1989». Послушал другие треки, попросил у Александра контакты. Списались, пообщались, записали. У него тоже в апреле выходит альбом, там будет еще один наш совместный трек, с которым произошел казус. Я в конце своего куплета процитировал группу Звери. Издающий лейбл попросил убрать эти строчки опасаясь возможных проблем с авторскими правами. Пришлось куплет урезать.
— О преходящести эпох, как в “Рододендроне”, рассуждают те, кто тщетно пытается себя вписать хоть в какую-то. К чему веду: концертов у тебя немного. Как ты себе объясняешь, почему?
— Недостаточно агрессивное промо, отсутствие клипов, музыка, не находящая отклик у широких масс. Как известно, именно молодежь самая преданная и фанатичная публика. Она ходит на концерты, она покупает альбомы. Поднимаемые мной темы и способ подачи ей вряд ли интересны. Ну и конечно же, главным образом влияет то, что я лентяй, разгильдяй и маркетолог не от бога.
— Ты когда-то пытался завязать с рэпом?
— Году в 2007-м, после переезда в Москву. Мне абсолютно не нравилось, то что получалось, отклика в людях это тоже не находило поэтому я со спокойной душой забил на рэп и занялся дизайном и иллюстрацией. А в 2011-м вернулся в музыку и с тех пор не вижу причин завязывать. Когда это все перестанет доставлять удовольствие — тогда и завяжу.
— Как старый слушатель воспринял первый релиз под именем Horus?
— Судя по комментариям в группе и сообщениям в личке, принял с неслабым скрипом. Часть слушателей пришла, часть ушла. Главным образом те, кому близки релизы Проекта Увечье. Кто-то писал: “Мы в тебя верили, а ты нас предал”. Женская часть аудитории увеличилась. Изначально было понятно, что так произойдет, поэтому удивления от такой реакции у меня не было.
— С появлением сайдпроекта возникло и понятное разделение: Луперкаль — это про то, что за окном, а Horus — про то, что внутри. Но на новом альбоме Horus социального стало больше.
— Я решил сильно не заморачиваться с этими разделениями. Пишется, как пишется. Слишком много сил занимает работа сразу под двумя именами. Опять же непонятно, что писать на афишах. Поэтому планирую впредь все выпускать как Horus. Если опять где-то сквозит «социалкой» — ну пусть будет так. Видимо, мне от этого не уйти, карма такая (смеется).
— Во времена Проекта Увечье ты выступал за активное противодействие системе, а на “Прометее” — уже за эскапизм. Как так?
— Надо учитывать, что я в 2018 году это уже не совсем тот человек, что я в 2010-м. И лирический герой соответственно тоже. На первых альбомах, вдохновленных творчеством Бухенвальд Флавы, было много угара, пафоса и бравады. При полной анонимности. С тех пор все несколько изменилось.
Тут и взросление, и переоценка ценностей и совсем другая среда вокруг. Во многом на написанное сиюминутное настроение влияет — иногда с утра тебе кажется что ты горы можешь свернуть, а к вечеру хочется просто заползти в какую-нибудь дыру и сдохнуть. Процесс во многом не контролируемый.
— Финальные две песни создают такую картину: если перед ликом беды общество не проявляет и намека на оппозиционность, беда обязательно придет.
— Ты это так понял. Хорошо, когда у слушателя остается простор для собственной интерпретации. Стоит мне озвучить свою версию, она тут же станет основной, и уничтожит пространство для иных трактовок.
— Вот “Очертя”. Странно слышать от тебя призыв: “Вокруг жопа, давайте танцевать”.
— Так трек-то не совсем про танцы. Вернее, совсем не про танцы. И вообще, хорошо, что я кого-то еще способен хоть чем-то удивить. Было бы гораздо хуже, если бы ознакомившись с альбомом, ты сказал: “Это я уже тысячу раз у него слышал”. А что касательно противоречий, как по мне, это творчеству только на пользу.
— Зачем ты копируешь ATL в “Очертя”?
— Ты первый, кто такое говорит.
— Это очень похоже на “Танцуйте”.
— Разве что прямой бочкой. Но под подобные биты я и раньше читал. Больше схожести не вижу. Возможно, тебе так показалось из-за того что у нас с ATL битмейкеры общие, Dark Faders. Либо я недостаточно внимательно «Танцуйте» слушал.
— К тебе на концерты приходили люди в форме?
— Один раз подошел человек в штатском, пожал руку и сказал: «Не надо думать, что все менты плохие”. Это было после того, как у меня вышел трек “A.C.A.B”, про котиков (в интерпретации Horus аббревиатура расшифровывается как “all cats are beautiful” — прим. The Flow). А так, чтобы за моими концертами велось наблюдение — нет, такого не было. Ну или было, но я не заметил (на сегодняшний день две песни Проекта Увечье внесены в реестр запрещенных материалов — прим. The Flow).
— Как ты относишься к тому, что рэперы у нас боятся о политике говорить?
— Наверное, это к лучшему. Мне кажется, сейчас в стране практически нет исполнителей, которые смогли бы сделать это остро, интересно и на достойном уровне. Все, скорее всего, слилось бы в зарифмованный пересказ прописных истин плюс новостей из тв и интернета. А для чрезмерно ретивых все закончилось бы возбуждением уголовных дел.
— Песня “Либерия”. Сатира там сквозит в каждой строчке, но кто-то же может и за чистую монету принять.
Пусть принимает. И по-своему он будет прав. Вот ты воспринял этот текст так, а переведи мы его жителю, например, Северной Кореи, у него бы совсем другие ассоциации возникли. Кстати, идея трека как раз и возникла, когда я листал северокорейские агитационные плакаты. Вся риторика про Великого Вождя это оттуда.
Это все к вопросу о пространстве для интерпретации. Текст, как кот Шредингера, находится в суперпозиции — одновременно являясь и агиткой и сатирой на нее. Слушатель сам решает какой из вариантов правильный.
Вчера как раз об этом ATL’у говорил: “Нас еще и грамотой наградят за вклад в патриотическое воспитание молодежи”.
— Я вижу здесь способ коснуться темы аккуратно, чтоб, не дай бог, не прилетело.
— В шестидесятые советская цензура боролась с аллюзиями, реминисценциями и прочими формами иносказаний. Существовал такой термин “неконтролируемый подтекст”. Это когда цензурировалось фактически не то, что было сказано, а то, что могли об этом подумать. Тут как раз подобный случай.
— Слышал, что Oxxxymiron во время работы над “Горгородом” просил тебя нарисовать карту этого места. Было?
— Это должно было стать частью оформления обложки. Но на тот момент нам банально не хватало времени. Это был горячий ноябрь 2015. У меня релиз выходил, у него готовился, и не было понятно, когда же выйдет. Отказался, потому что сделать что-то нормальное я бы уже не успел, а лепить на скорую руку не хотелось.
— У себя в твиттере ты часто пишешь про соседа. Как вы познакомились?
— После девятого класса я поступил в одно учебное учреждение. В группе со мной оказался и он. На тот момент я еще не знал, что мы живем в соседних домах. Тогда в Чебоксарах была популярна группа Белые Братья, они вели на радио передачу, через которую у местной молодежи интерес к рэпу и зарождался. Сосед тоже интересовался. А я был знаком тогда со многими рэперами, у меня был доступ к большой коллекции кассет. Сосед периодически ко мне заходил переписывать их, видео и аудио. Так все и тянется с тех пор. В твиттер я пишу о том, что вижу. Поскольку наблюдаю и соседа, то пишу и про него. Со временем пользователи стали просить рассказать, как там у него дела. Правда, он де-факто давно мне уже не сосед, но прозвище, благодаря твиттеру, прижилось.
— У человека с твоим уровнем знаний должны быть и определенные требования к собеседнику. Сосед явно им не соответствует. Зачем общаетесь?
— Почему бы и нет? Во-первых это уже вошло в привычку. Во-вторых, я не так уж часто его и вижу. А в-третьих, это яркий представитель нашего современного общества, каких, думаю, большинство. Фактически — соль земли. Лакмусовая бумажка, по которой можно довольно точно отследить, чем наш социум дышит.
— Всегда хотел узнать: когда ты писал строчку “Им придется завтра кусать то, чем сегодня танцуют” на релиз ATL, ты уже знал, что на нем будет L’One?
— Не знал. Первоначально она вообще должна была синглом выйти. Уже позже ATL решил забрать ее на “Центр циклона”. Получилась такая ирония судьбы. Но сама строчка скорее про явление в целом, а не про какого-то конкретного персонажа.
— У тебя был твит: “Все эти залепухи про то какая новая школа бездуховная и развратная, заставляют вспомнить середину 90-х и группу Мальчишник. Точно такой же старперский вой на тему «да как они смеют, чему они учат нашу молодежь».
— Как-то при раскопках в Вавилоне обнаружили горшок на котором было написано, что современная молодежь нерадива и растленна до глубины души. Что они никогда не будут походить на молодежь былых времен и не сумеют сохранить нашу культуру. И это за 3000 лет нашей эры.
Все тот же корневой конфликт отцов и детей, когда вчерашние бунтари и наркоманы взрослеют и превращаются в консерваторов, радеющих за традиционные ценности. И люди, которые смотрели “Кошмар на улице вязов” без всякого рейтингового ограничения, слушали Мальчишник, Красную Плесень и Коррозию Металла, по гаражам лазали и дрались, начинают ругать молодежь, растущую на песнях Face и Lizer, за разврат и бездуховность. Это поколение будет точно так же ругать следующее. Не думаю, что современная молодежь как-то кардинально хуже, чем молодежь из 80-х или 90-х. В некоторых моментах она даже лучше.
Проект увечье 1613 что значит
Имя Луперкаль на слуху не более трех лет. И все это время его обладатель был склонен скорее умалчивать и недоговаривать, чем светиться на переднем плане и давать подробные разъяснения. А читая Луперкаля в соцсетях, ты видел пессимиста, скорее разочарованного в людях, чем наоборот. В попытках сохранить анонимность, он, даже попадая в поле зрения камеры, всегда скрывал свое лицо, оставляя слушателя наедине с довольно горьким по содержанию рэпом, который кто-то называл «белым», кто-то «правым», а кто-то — «фашистским». Но важнее, как мне кажется, то, что никто не назвал бы этот рэп «некачественным» или «неумелым» — при всем желании.
У тебя нетипичная история. Была первоначальная известность десяток лет назад. Есть нынешняя известность с проектом, который с той первой группой вообще ничего не связывает. Чем, главным образом, ты занимался между этим?
Искал свое место в жизни.
В чем эти поиски заключались?
Менял места работы и проживания, разбирался с личной жизнью, обрастал новыми связями и знакомствами, прикидывал, в каком направлении собираюсь двигаться. Рэпом практически не занимался, так как мне абсолютно не нравилось то, что на тот момент из-под моего пера выходило.
Многие герои тех лет посдувались и выглядят смешно. Замечал такое?
Это сложно не заметить, если немного следишь за отечественным рэпом. Все старички, которых слушал в детстве, на сегодняшний день либо завязали с музыкой, либо выдают нечто маловразумительное. Слушать это абсолютно невозможно.
Как объяснить тогда, почему у тебя получается делать рэп, созвучный сегодняшнему дню?
Сложно сказать. Возможно, дело в том, что творчество проекта зиждется на сегодняшних российских реалиях. В основу большинства песен ложится то, что окружает меня каждый день, то что я вижу в новостях, мое отношение к процессам происходящим в нашей стране прямо здесь и сейчас.
Расскажи про армию. Я знаю, в какой ты части служил — так вот, когда я в армию попал, а это был 2001 год, город Владикавказ, нам для начала показали популярное видео, где военнослужащим этой части отрезают головы в Дагестане.
Нам тоже подобное видео показывали. Это что-то вроде местной армейской традиции, чтоб не оставалось никаких иллюзий по поводу возможного развития ситуации. Насмотреться за годы службы довелось всякого, СКВО — та еще Страна Чудес. Много жести всякой, много каких-то смешных моментов. Но особо заострять внимание на этом не хотелось бы. У вас все-таки сайт посвященный рэпу, а не онлайн-версия журнала «Братишка».
Я поскольку почти ничего о тебе как человеке не знаю, то домысливаю, что поездки в город-герой Грозный могли сильно поменять твои убеждения. А второй момент — и это тоже мои домыслы, но основанные на том, что видел сам — это дагестанцы в подразделениях российской армии, которые своим поведением любого Хемингуэя способны превратить в убежденного ксенофоба. Что из этого в твоем случае имело место?
Ну, тут сложно однозначно ответить. Хватало и первого, и второго. Несомненно, какой-то след на мне все это оставило. Но в то же время, я не могу сказать, что служба в армии и полученный там опыт, являются краеугольным камнем для моих убеждений. Скорее, это просто еще один этап в становлении меня как личности. Несомненно важный, но не более, чем все остальные.
А какими были другие важные этапы?
Да много всего за 30 лет произойти успело. Но я не особо люблю делиться подробностями своей личной жизни с посторонними людьми. Все, чем я счел нужным поделиться — есть в песнях. Остальное излишне.
В 2011-м году вышел первый альбом Проект Увечье «Тяжкие телесные». На тот момент это был дуэт, причем второй его участник оказался анекдотическим персонажем и мистификатором 80 левела, о котором написаны подробные расследования в ЖЖ и с которым связаны крылатые слова «уехать из Краснодара в сандалиях PLC».
В какой момент ты понял, что ты не Марк, не Катберт, а Луперкаль? Идиотская постановка вопроса, и все же.
Наверное, когда вышел первый альбом Проекта Увечье, и мне стало понятно, что им одним дело не ограничится и мы тут надолго. Примерно в это же время я решил, что больше не хочу работать с рэперами в качестве дизайнера. Так что пришлось вспомнить принцип Оккама и применить его на себя, посбривав сущности, уже отжившие свое.
Свой новый рэп ты сам как-то определяешь: белый, правый, националистический, патриотический?
Давно расстался с потребностью вешать на свое творчество ярлыки. Рано или поздно появляются песни, которые невозможно вписать в рамки какой-то одной парадигмы, и начинаешь понимать, что нет никакого смысла этим заморачиваться. Делаю что нравится, величайте как хотите.
Побочная сторона есть у любой популярности. Вот и тебе наверняка уже доводилось слышать, что “правый рэп” — это просто такая очень популярная тема в последнее время. За которую ты вовремя схватился.
Мне интересно, как вообще себе это люди представляют. Я нанял специалистов исследовать российский музыкальный рынок для выявления популярных трендов, провел глубокий анализ ситуации и принялся производить актуальный продукт согласно полученным результатам? Тогда спешу разочаровать, у нас не настолько продуманный подход. Просто пара ребят, вооружившись компьютером и дешевым usb-микрофоном, решила делать на дому такой рэп, который хотелось бы слушать им самим. На те темы, что их в тот момент волновали. Вот что первично. Все остальное, уже отсюда вытекает.
Понятно, что анализ рынка ты не делал. И не только потому, что его некому заказать. Просто и не нужны такие исследования — на тот момент уже стала популярной группа 25/17, уже набрала обороты группа Грот, ну и было понятно, что есть огромная неохваченная аудитория. Интересно, а на тебя лично эти группы как-то повлияли? Не обязательно их творчество, может быть, просто их пример, что можно писать музыку и только этим заниматься, а не горбатить на дядю в офисе.
Чтобы это стало понятно, нужно было хотя бы мало-мальски следить за всем этим. Я же в то время не особо интересовался русским рэпом. О 25/17 знал только по участию Анта в «Битве за респект», а у Грота слышал только «Алкотестер». Поэтому влияния на меня они никакого не оказали, с субжанром я знакомился совсем по другим, маргинальным группам. Например треш-коллектив «Бухенвальд Флава» или более серьезный и меланхоличный волгоградский «Околорэп», известный читателям вашего сайта, например, по совместке со Слимом. На дядю в офисе я к тому времени уже и так не горбатил, но достойный заработок, именно на своем рэпе, казался мне тогда чем-то из области ненаучной фантастики. Поэтому все делалось только ради собственного удовольствия. В принципе, с тех пор мало что изменилось.
Ну а может быть, это просто игра для тебя? Ты же комиксы любишь — вот и по примеру их героев придумал себе такую маску.
Что касается маски, то лирический герой, конечно же, имеет место быть. Я все-таки рэп пишу, а не документалистику. Но в моем случае, даже мне самому порой сложно сказать, где этот лирический герой заканчивается и где начинаюсь я. Слишком тесно все переплетено.
«Самое обломное и страшное, что там появляются вещи, круто сделанные. Проект Увечье, например. На меня веет холодом от этих записей, я очень расстроен, что это вообще существует, — говорит Noize MC в интервью популярному изданию “Афиша”. Прокомментируешь?
Я очень рад, что от моих записей веет холодом на подобных певцов. Обещаю приложить все усилия, чтобы от наших новых треков они мерзли еще сильней.
А что не так с Нойзом? Другими словами, почему ты рад, что именно ему треки не нравятся?
Мне не нравится Нойз. Ни как певец, ни как медийная личность. Поэтому данное его высказывание для меня — некий маркер, сигнализирующей о том, что мы идем своим, правильным путем. Не имеющим ничего общего с путями подобных персонажей.
Сталкивался ли ты до этого с критикой коллег? Сталкиваешься ли сейчас?
Иногда присылаю новые треки на зацен людям, чье мнение для меня важно. А кто там что в интернете пишет, не слежу особо.
Например, кому?
Имена этих людей вам все равно ничего не скажут. Просто мои старые друзья, чьему вкусу я привык доверять.
А когда вообще о Проекте Увечье заговорили? Мне казалось, после трека «Ультима Туле», или все же раньше?
До «Ультимы Туле» у нас уже был первый альбом и какая-то небольшая фан-база, преимущественно из людей, которые не слушают рэп вообще. Из-за «Ультима Туле» произошел большой приток именно рэп-слушателя.
А мог бы ты припомнить, как эта песня появилась?
Довольно прозаично все. Списались во «Вконтакте», пообщались и решили сделать что-то совместное.
В феврале 2012-го появился этот трек с участием Луперкаля, который вызвал ощутимый прирост его аудитории. Примерно тогда же вышел второй альбом Проект Увечье «Охлократия», о котором в положительном смысле отзывались, к примеру, Баста и Бледный.
Еще интересно, откуда ты узнал про Вадяру Блюза. Показалось, что это с твоей подачи о нем впервые заговорили.
В 2010-м я проводил конкурс в своей группе «Вконтакте». Участники присылали свои треки, я выбирал пару понравившихся и делал их авторам обложки. Одним из треков-победителей оказался «Блюз» от абсолютно мне тогда незнакомого Вадяры Блюза. Позже выяснилось, что сам Вадяра в это время проходил службу в армии, а трек прислали его друзья. Мне понравился его стиль, показалось что у его музыки может быть большое будущее. Уже позже, мы встретились в Москве, пообщались и решили сделать что-то совместное. Записали пару треков, которые позже незаметно переросли в целый EP «Элементарные частицы».
Вопрос, отчасти подытоживающий предыдущие — есть ли у тебя единомышленники в рэпе? Кто они, почему они?
Моими единомышленниками являются те, чей подход к делу мне нравится. Те, кто стараются сделать что-то новое и интересное, проявляют изобретательность и всерьез заморачиваются над всеми аспектами. То есть, ничтожно малый процент от общей массы отечественных рэп-исполнителей.
Что интереснее: рифмовать или рисовать? Очевидно, и то, и другое интересно, но все равно хочется, чтобы ты как-то сравнил эти занятия.
Принцип похож. В обоих случаях нужно воссоздать в реальности картину из своего воображения. Просто в одном случае ты пользуешься линиями и цветами, а в другом — словами и рифмами. Но лично для меня, рисование это скорее способ расслабиться, отключить сознание. Я так отдыхаю. При рифмовке же напротив, приходится напрягать мозг.
У группы Отрицательное Влияние была песня “Будь самим собой” со строчками “Ты не станешь чернокожим,/ даже если на пляже / проваляешься всё лето, / Будь белым! Цени это!” Она была про то, что рэперам в России не надо стараться быть похожими на рэперов в Америке, то есть содержала довольно невинный посыл. Но ее неожиданно стали слушать правые, которые в призыве “Будь белым” услышали то, что сами авторы не вкладывали. По идее, феномен “правого рэпа” стоит и отсчитывать с этого момента, поскольку прежде ситуация “скинхед слушает рэп” была каким-то сюром.
Я так долго подвожу к простому вопросу: когда ты читаешь “остаемся белыми”, ты какой смысл вкладываешь?
В общих чертах смысл тот же. Если уж совсем подробно расшифровывать, то выйдет что-то вроде: «Дорогой друг, ты несомненно обратил внимание на тот факт, что для творческой самореализации мы выбрали музыкальный стиль придуманный чернокожими. Мы признаем это, но в свою очередь спешим заметить, что позаимствовали у них лишь саму форму, создавая наполнение сугубо из отечественных реалий. Оставаясь белыми европейцами, мы ни в коей мере не собираемся копировать архетип чернокожих рэп-артистов, пародируя их моду, тексты, жаргон и культуру. Чего, собственно, и вам желаем».
Ну или, как говаривал рэпер Птаха: «Если честно, надо иметь свой стайл / А не копировать американский цветной кал, блядь».
Поначалу Луперкаль не афишировал тот факт, что некогда был участником чебоксарской рэп-группы Стимул, а позднее работал иллюстратором и сделал немало рэп-обложек под именем Cuthbert. Естественно, в то время он не показывал лица, не снимал клипов и не давал концертов. Осенью первые выступления Луперкаля прошли в Петербурге, Москве и Киеве. А этот клип снят командой cuts and scratches — точно так же, как клипы Оксимирона или видео с баттла Versus.
Жизнь в Москве и регионах в чем главным образом отличается? Может быть, есть какая-то история из твоего опыта, которая это различие иллюстрирует?
Уровнем этой самой жизни и открывающимися перспективами. Провинция всегда имеет некий потолок роста, достигнув которого, самые предприимчивые и талантливые вынуждены уезжать в крупные города. Историй у меня таких масса, очень много друзей и знакомых разъехалось по столицам, не сумев реализоваться по месту прописки.
Ты носишь с собой средства самозащиты?
У тебя есть иллюзии по поводу будущего страны Россия — ну, что однажды жизнь здесь ощутимо улучшится? Что ты думаешь о людях, которые здесь живут?
Тут двоякое ощущение. С одной стороны, конечно, полная безысходность без каких-либо просветов. Но с другой стороны, в истории нашей страны есть и куда более мрачные и страшные страницы. И их удавалось преодолеть. Без какой-то надежды жить тяжело, поэтому надеюсь на лучшее. Но готовлюсь к худшему. Люди здесь абсолютно разные живут. Соответственно, и отношение к ним разное.
Сейчас все говорят о Бирюлево. Тебе есть тут что сказать?
Ну а что тут нового скажешь? Это все звенья одной цепи — Кондопога, Сагра, Манежка, Бирюлево. Если проблема не решается властью сверху, то народ начинает решать ее снизу, доступными ему методами. Постепенно до людей доходит, что мирные митинги бесполезны, а погромы, напротив, имеют резонанс и вполне конкретный результат. Так происходит постепенная радикализация общества. А значит, следует ожидать новых убийств и погромов.