Проект цифровая образовательная среда в школе что это
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»
С 1 сентября 2020 года в России планировалось начать эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. ЦОС — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Как будет работать проект ЦОС в школах?
Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.
ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.
Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:
Возможные проблемы ЦОС
Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.
Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.
Проблема | Решение |
---|---|
Увеличение финансовой нагрузки школ | Проведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы. |
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОС | Необходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации. |
Нет цифровых методов обучения | Этот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы. |
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологии | Необходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий. |
Риск технических неполадок и сбоев | Наличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки. |
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой» | Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде). Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению. Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России: Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды». Введут ли в России дистанционное обучение?С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию. Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей. Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение. Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах. В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении. Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется. Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном годуС 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется. При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020. ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕВ связи с запуском с 1 сентября 2020 года в ряде регионов России глобального эксперимента в школах и колледжах по внедрению «Цифровой образовательной среды», попытаемся разобраться, что такое «цифровая образовательная среда» и как она может повлиять на наше образование? Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: Задачи проекта «Цифровая образовательная среда»:создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.Главные задачи проекта (к 2024 году):Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей Споры в обществеБольшой заочный диалог между сторонниками и противниками цифоровизации общества получился у главного популяризатора этой идеи Германом Грефом и Никитой Михалковым. Значительная часть профессионального образовательного сообщества считает, что включение значительной доли дистанционной составляющей в образовательный процесс может привести к негативным последствиям не только в образовательной, но и в социальной сфере. Вызвать значительное снижение уровня знаний среди учеников и усилить социальное расслоение граждан. Более того, Сергей Комков заявил, что академическое сообщество выскажет пожелание, чтобы Греф больше не приближался к Министерству просвещения, если он продолжит продвигать свою линию сегрегации отечественного образования, при помощи внедрения цифровой образовательной среды.В заключениеНельзя не отметить, что увеличение доли дистанционных предметов в школах создаст дополнительную нагрузку на родителей школьников, которые будут вынуждены сокращать свое рабочее время ради помощи в дистанционном обучении детей. Большую проблему это может вызвать в семьях с одним родителем или с несколькими детьми. Как это все предполагается решать не совсем понятно. Даже учитывая бесплатную раздачу дешевых китайских планшетов, проводимую Министерством образования, это не может полностью решить проблему необходимого оборудования для дистанционного образования детей. При поступлении новой информации будем сообщать дополнительно. Проект «Цифровая образовательная среда в школе»Проект «Цифровая образовательная среда» Цель и задачи проекта Цель: создание в образовательной организации современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней . 1. Разработать концепцию информационного обеспечения образовательного процесса, 2. Обновить информационно-коммуникационную инфраструктуру образовательной организации 2. Обеспечить комплексный электронный мониторинг качества образования в условиях школы 3. Стандартизировать и актуализировать информационное наполнение сайта образовательной организации; 4. Создать систему получения репрезентативных данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования; 5. Обновить образовательные программы по предметной области «Основы безопасности и жизнедеятельности» в части включения вопросов кибербезопасности и «кибергигиены» для обеспечения защищенности от девиантных и деликвентных влияний детей в сети Интернет, а также создание инструмента, обеспечивающего безопасное использование обучающимися сети Интернет, сохраняя собственную идентичность. 6. Обеспечить подготовку высококвалифицированных административно-управленческих и педагогических кадров, обладающих метапредметными компетенциями, в том числе в области цифровизации образования; 7. Создать и обеспечить функционирование единой информационной системы «Цифровая школа» с использованием технологий «больших данных», «облачного» хранения данных и искусственного интеллекта для обеспечения электронного документооборота деятельности образовательной организации, в т.ч.: ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности; обеспечения учебного и воспитательного процесса («Электронные дневники», «Электронный журнал», «Электронный кабинет учителя», «Электронное портфолио обучающегося», «Онлайн образование» и т.д.); 8. Создать специальные условия (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей, обучающихся на дому, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ. План мероприятий по реализации проекта обеспечения образовательного процесса Создание творческой инициативной группы для реализации проекта «Цифровая образовательная среда» обеспечения образовательного процесса, разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения процессов функционирования и развития школы творческая инициативная группа Использование цифровых технологий для решения задач управления школой Доработка и усовершенствование АСИОУ В течение всего периода Создание единой цифровой платформы для педагогических работников школы Развитие информационной инфраструктуры школы Оборудование рабочих мест учебно- вспомогательного персонала школы в соответствии с современными требованиями и с набором лицензионных программ и продуктов, выходом в Интернет Обновление и оснащение новым оборудованием кабинетов (проектор, интерактивная доска, документ камера, МФУ и т.д.); Обновление программного и технического обеспечения компьютерного класса Оснащение интерактивным оборудованием и специализированным аудиоцентром кабинетов иностранного языка Оснащение интерактивным оборудованием кабинета лингвистики (для устного собеседования) и центра дистанционного образования Оснащение цифровым лабораторным и компьютерным оборудованием кабинетов биологии, химии, физики Оснащение цифровым лабораторным и компьютерным оборудованием начальной школы Развитие библиотеки как центра (пополнение книгами на электронных носителях, оборудование современной техникой) Медиацентр Формирование цифровых компетентностей учащихся Развитие системы участия учащихся в дистанционных викторинах, конкурсах и олимпиадах Формирование сообщества школьников, использующих информационно-консультационные и образовательные сервисы в сети Интернет Создание информационных продуктов с применением цифровых технологий и компьютерной техники в рамках проектной деятельности Обновление образовательных программ по предметной области «Основы безопасности и жизнедеятельности» в части включения вопросов кибербезопасности и «кибергигиены» Введение обязательного тестирования «Цифровые технологии» для обучающихся 8-9 классов Использование цифровых технологий в учебном процессе Обеспечение обучения на уровне среднего общего образования по индивидуальным образовательным траекториям (в том числе с использованием дистанционных технологий) Расширение программ внеурочной деятельности по направлениям информационно-технологической деятельности в начальной и основной школе Внедрение дистанционного обучения по основным и дополнительным программам для детей, получающих образование на дому и детей с ОВЗ Создание специальных условий (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ Обеспечение электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса Развитие сайта школы как источника информации для всех участников образовательного процесса (соответствие требованиям законодательства, создание электронной библиотеки методических ресурсов, регулярное информирование о мероприятиях и их итогах и т.д.) Включение электронной почты в систему взаимодействия между участниками образовательных отношений (учитель-родитель, администратор-родитель) Формирование корпоративного портала Организация работы школьной команды учащихся, учителей и родителей в Интернет-сообществах Развитие сайтов учителей, организация сетевого взаимодействия учителей и обучающихся Создание системы электронного документооборота Введение в деятельность учреждения электронного календаря делопроизводства в электронном виде Усовершенствование работы с электронным журналом и электронными дневниками С оздание условий для использования педагогическими работниками «Электронного кабинета учителя» Внедрение системы использования «Электронного портфолио обучающегося» Разработка электронной базы мониторинга деятельности классного руководителя, учителя-предметника Профессиональное развитие педагогов в области цифровых технологий Осуществление переподготовки кадрового состава с целью обеспечения актуализации знаний, умений и навыков в части внедрения и использования технологий цифровизации образования Проведение открытых уроков и м астер – классов для педагогов по овладению цифровыми технологиями Организация круглого стола «Анализ освоения ЦОР. Проблемы и перспективы. Управление цифровой трансформацией ОО Информационная грамотность (работа с большим объемом информации и данными); Коммуникация и сотрудничество (обмен информацией с помощью ЦТ, этикет в сети); Создание цифрового контента (авторские права и лицензии, интегрирование и переработка контента); Кибер-безопасность (защита цифрового контента); Определение пробелов в цифровой компетентности. Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию обучающихся Обновление информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательной организации Обеспечение функционирования единой информационной системы «Цифровая школа» Создание системы получения репрезентативных данных, в том числе обратной связи от родителей обучающихся, актуальной для прогнозирования развития школьной системы образования; Повышение уровня учебной мотивации и образовательных результатов обучающихся Создание специальных условий (в части программного обеспечения и цифровых ресурсов) для детей, обучающихся на дому, детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ. Переподготовка кадрового состава с целью обеспечения актуализации знаний, умений и навыков в части внедрения и использования технологий цифровизации образования Осторожно, фейк!
МИФ 1: «Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована». Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант. Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе. Всегда был и будет небольшой процент детей, которые вынуждены (чаще всего по состоянию здоровья) учиться удаленно. Инструменты ЦОС им помогут. Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Никто не может заменить педагога и живое общение в школе. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью качественных видеоматериалов, интерактивных заданий и т.п. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми. МИФ 5: «Цифровизация снижает уровень знаний детей». Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит 5 пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв. Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания). Современные методы помогут повысить интерес школьников к знаниям, повысить эффективность обучения. МИФ 6: «Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант». МИФ 7: «Мы учились по учебникам, а не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна». МИФ 8: «В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно». Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы. Удаленки.net
Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах. МИФ 1Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница. МИФ 2Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе. МИФ 3«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована» Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант. МИФ 4Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми. МИФ 5«Цифровизация снижает уровень знаний детей» Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв. Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания). МИФ 6«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант» МИФ 7«Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна» Раньше все пользовались дисковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться. МИФ 8«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно» Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы. Ноу-хау из портфеля
|