Проект о чем молчат деревья подготовительная группа

Краткосрочный проект «О чем молчат деревья» для детей средней группы

Проект о чем молчат деревья подготовительная группа Мария Хохрякова
Краткосрочный проект «О чем молчат деревья» для детей средней группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕМИЦВЕТИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕЗСКИЙ РАЙОН»

Вид проекта: Краткосрочный проект

Название проекта: «О чем молчат деревья»

Хохрякова Мария Евгеньевна

воспитатель МБДОУ «Семицветик»

1 квалификационной категории

1. Пояснительная записка…. 3-4

3. План реализации проекта….7-12

4. Анализ результатов диагностики…13

6. Список литературы и интернет источников…. 15

Актуальность темы: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общаются с природой, а экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.В поселке и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Деревья окружают нас, но дети не обращают на них должного внимания, не воспринимают их как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они беспощадно уничтожают целые парки и рощи.

Так же дети плохо разбираются в деревьях. Их знания об особенностях роста и значении деревьев в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, о их взаимосвязи с окружающей средой минимальны. И возникает вопрос «Зачем нужны деревья, «О чем они молчат.

Ежедневные наблюдения и беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по- новому взглянуть на уже знакомые явления и добиться больших успехов в освоении знаний о деревьях. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Считаем, что данный проект даст детям новый объем знаний, позволит сформировать познавательный интерес к миру природы и ответственное отношение к окружающей среде.

Цель проекта: расширить и обобщить знания детей о деревьях, их строении, изменении в разные сезоны года, пользе для человека.

Задачи проекта:

1. Дать детям знания о видах деревьев, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.

2. Приобщать к наблюдению за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года.

3. Развивать умение детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

4. Расширять знания о пользе дерева для человека в разной сфере жизни.

5. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

6. Воспитывать любовь и доброе отношение к природе.

1. Расширить кругозор детей о деревьях.

2. Научить наблюдать за изменениями в жизни деревьев в разные сезоны года.

3. Научить пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

4. Расширить знания о пользе дерева для человека.

5. Вызвать желание отражать полученные знания в творческих работах.

6. Любить и беречь природу.

Продолжительность проекта: с сентября 2017 года по май 2018 года

Участники проекта: дети средней группы «Жемчужинка»

Методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые,практические:

— рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,

— чтение художественной литературы,

Паспорт проекта.

Вид проекта Познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта С сентября 2017 года по май 2018 года

Участники проекта Дети средней группы «Жемчужинка» (4 года, родители

Предмет исследования Деревья нашей местности

Актуальность темы Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее очень сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общаются с природой, а экологическое образование детей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.В поселке и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Деревья окружают нас, но дети не обращают на них должного внимания, не воспринимают их как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они беспощадно уничтожают целые парки и рощи.

Так же дети плохо разбираются в деревьях. Их знания об особенностях роста и значении деревьев в жизни человека (оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, о их взаимосвязи с окружающей средой минимальны. И возникает вопрос «Зачем нужны деревья, «О чем они молчат.

Ежедневные наблюдения и беседы помогут детям правильно строить свои отношения с природой, по- новому взглянуть на уже знакомые явления и добиться больших успехов в освоении знаний о деревьях. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, мы развиваем познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формируем навыки сотрудничества, практические умения. Считаем, что данный проект даст детям новый объем знаний, позволит сформировать познавательный интерес к миру природы и ответственное отношение к окружающей среде.

Цель проекта Расширить и обобщить знания детей о деревьях, их строении, изменении в разные сезоны года, пользе для человека.

Задачи проекта 1. Дать детям знания о видах деревьев, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.

2. Приобщать к наблюдению за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года.

3. Развивать умение детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

4. Расширять знания о пользе дерева для человека в разной сфере жизни.

5. Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.

6. Воспитывать любовь и доброе отношение к природе.

Предполагаемый результат 1. Расширить кругозор детей о деревьях.

2. Научить наблюдать за изменениями в жизни деревьев в разные сезоны года.

3. Научить пользоваться простейшими способами обследования деревьев.

4. Расширить знания о пользе дерева для человека.

5. Вызвать желание отражать полученные знания в творческих работах.

6. Любить и беречь природу.

Итог проекта Экологическая акция «Посади дерево»

План реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

1. Подготовительный этап проекта.

Задачи на данном этапе Формы работы Сроки

Диагностика знаний детей о деревьях

Чтение художественной литературы по теме, Рассмотрение иллюстраций, видеофильмов, презентаций о деревья в разные времена года, наблюдение за деревьями на территории детского сада, заучивание песен и стихов про деревья. сентябрь

2. Основной этап проекта.

Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями

Познавательно-исследовательский НОД «Здравствуй дерево», «Деревья – друзья наши», «Правила поведения в лесу», «Почему изменился цвет листочка?», «Какое дерево проснется первым»», «Сколько лет дереву», «Деревья которые лечат», «Чем дерево помогает в жизни человека».

Опыты с осенними листьями, с распусканием веток.

Рассмотрение альбомов «Деревья», «Деревья наших лесов», «Природа Кезского района», «Природа в разное время года», Энциклопедия для малышей в сказках.

Рассмотрение репродукций картин известных художников

Создание коллекций «Шишки хвойных пород», «Спилы деревьев», «Предметы и игрушки из дерева».

Наблюдение за деревьями на территории детского сада.

Просмотр видеофильмов о деревьях: «Изучаем виды деревьев», «Почему желтеют и падают листья», «Деревья», «Как зимуют деревья», «Как заготавливают древесину и что из нее делают», «О деревьях», «Анимация роста дерева».

Сбор листьев и веток для гербария.

Дидактические игры «Пересчитай листья»,

«Подбери листья к деревьям», «Узнай дерево по листочку», «Деревья»,

«Найди дерево»,

«Четвертый лишний», «Сравни», «Радуга», «Найди и обведи все деревья», «Чудо-дерево», «Строение дерева», «листья бывают разные»,

Игра-лабиринт «Дерево», «Зеленый город»

Пазлы «Деревья», «Мешок яблок», «Деревянные пазлы. Весна-Осень», «Деревянные пазлы. Лес-Поле», «Лес – дом для зверей» Папка-передвижка «Лес – наше богатство», «Что такое лес?», «Пушистая целительница», «Сезонные изменения в природе»

Речевая Беседы «Для чего дереву солнце, «Для чего деревьям воздух, «Как человек использует кору?», «Деревья – легкие нашей планеты».

НОД. «Такие разные деревья»,

Составление описательных рассказов по разным видам деревьев»

Составление рассказа «О чем молчат деревья»

Составление и отгадывание загадок о деревьях. Загадки о деревьях.

Речевые игры: «Покажи и назови части дерева», «Чей листик?», «Отгадай дерево по описанию», «Найди самый красивый листок», «Кому что нужно для работы», «Что сначала, что потом?», «Толще, выше», «Рассмотри и опиши», «Какой листок»

Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Осень», «Будем листья собирать», «Сделай сам», «Угадай», «Снегопад»,

Развитие речевого дыхания: «Сдуй листок со стола»,

Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Деревья»,

К. Ушинский «Спор деревьев»,

Н. Павлова «Деревья зимой»,

Каплан «Деревья в зимнем сне»,

Островский «Зимний лес», Деревья зимой»,

М. Пришвин «Осинкам холодно»,

Русская народная сказка «Сказка о молоденькой яблоне и живой воде»,

П. Соловьева «Рябина»

Консультация «Будем беречь природу»

Рекомендации родителям по подбору литературы для домашнего чтения по теме проекта.

Социально-коммуникативная Экскурсии по территории детского сада, с рассматриванием разных видов деревьев.

Экологические игры: «Найди свое дерево», «Если бы я был деревом…», «Что будет, если…», «Найди дерево по листочку», «Угадай, что в мешочке».

НОД.Ознакомление с профессиями связанными с темой: дворник, плотник, резчик по дереву.

Игры с макетом дерева «Дерево на каждый сезон».

Сюжетно-ролевая игра «Лесники», «Защитники леса», «Экспедиция в лес»,

Трудовая деятельность: «Собери букет из листьев», «Закидывать корни деревьев снегом», «Очистить землю от старой листвы», «Посадить дерево»

Организация выставки «Чудо-дерево»,

Изготовление макета деревьев

Продуктивная Рисование «Чудо-дерево», «Осенние деревья», Аппликация «Белая береза», Аппликация «Дерево в цветах», Лепка «Веточка вербы», Аппликация «Грачи прилетели»Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор», «Соедини точки чтобы получился листик», «Выложи листики из камней»

«Скрепляя листья веточкой, изготовить венок»

Участие в районном конкурсе. Изготовление удмуртской поделки с использованием веток деревьев «Обыда».

Конструирование из прищепок «Необычные деревья»

Создание выставки поделок из дерева «Деревянное царство»

Двигательная Подвижные игры «Листопад», «Поймай листок», «По ровненькой дорожке», «Дорожки», «Лес, болото, озеро», «Зайцы в лесу», «К названному дереву беги», «Бревнышко», «Такой листок, лети ко мне», «Найди листок какой покажу», «Путешествие», «Детки на ветке», «Эхо», «Сосна»

Развлечение «Волшебный клад», «Собери в корзинку дары леса»Развитие основных движений: «Перепрыгни дорожку из листиков», «Метание шишек в корзинку правой и левой рукой», «Допрыгни до листика», «Прыжки вокруг дерева на правой и на левой ноге», «Хождение по бревну».

Физкультминутка: «Листья», «Клён», «Во дворе стоит сосна», «Вот под елочкой»,

Рекомендовать сходить с детьми на прогулку в осенний лес.

Музыкальная Исполнение танца «Я с листочками хожу» на осеннем утреннике, исполнение песни «В сад осенний мы пойдем» на осеннем утреннике, «Ах какая ёлочка» на новогоднем празднике. Хоровод «Во поле береза стояла», «Ели на опушке»

Прослушивание «Голос леса», А. Вивальди и П. И. Чайковского из циклов «Времена года», Прослушивание песни “Березка” Коган Г.

3. Заключительный этап проекта.

Мероприятия Ожидаемый результат

Конспект итогового занятия «О чем молчат деревья Систематизировать и закрепить знания детей о деревьях

Экологическая акция «Посади дерево» Привлечение родителей совместно с детьми к благоустройству территории детского сада

Анализ результатов диагностики дошкольников

Начало проекта: сентябрь 2017 года

Конец проекта: май 2018 года

Диагностика проводилась по данной таблице.

Ребенок «Какие деревья ты знаешь «Из чего состоит дерево «Дерево – живое «Для чего дерево человеку? «О чем молчат деревья

№ Уровень знаний Начало проекта Конец проекта

1. Высокий 0 человек 14 человек 61%

2. Средний 11 человек 48% 8 человек 35%

3. Низкий 12 человек 52% 1 человек 4%

Вывод: По окончании проекта уровень знаний детей повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Кезского района, повышению познавательного интереса.

Проект о деревьях нашей местности положительно повлиял на познавательную активность детей. Дети познакомились с различными видами деревьев, их строении, изменении в разные сезоны года.

Посредством работы по проекту дети:

1. Расширили круг знаний о видах деревьев, понятие связи между средой обитания и особенностями строения;

2. Приобщились к наблюдению за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;

3. Научились пользоваться простейшими способами обследования деревьев;

4. Сформировали знания о пользе дерева для человека в разной сфере жизни;

5. Заинтересовались природой, в частности деревьями, что повлияло на желании отражать знания в творчестве;

6. Дети полюбили природу и стали бережнее к ней относится.

Таким образом, взаимодействия и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой,позволила добиться хороших результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, познавательной активности экологической направленности.

1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.

7. Новицкая В. А. Правила поведения в природе для дошкольников; с. 75

8. Павлова Л. Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – МОЗАИКА _ СИНТЕЗ, 2011. – 80с.

9. Удивительный мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия/ Пер. К. Молькова. – М. : Издательство Эксмо, 2006. – 176с. : ил.

Интернет ресурсы: http://rodnaya-tropinka.ru/derev-ya-kartinki-skazki-i-razvivayushhie-zadaniya-dlya-detej/#ixzz3kwyENo50

Конспект занятия для детей средней группы «Деревья» Конспект НОД для детей средней группы. Тема: «Деревья» Образовательная область: «Познавательное развитие». Воспитатель МАДОУ ДС №23 Галус.

Краткосрочный проект «Осень наступила» для детей старшей группы Краткосрочный проект «Осень наступила» (старшая группа) Исполнитель: воспитатель Федорченко М. Н. Вид проекта: информационно-творческий,.

Краткосрочный педагогический проект «В гостях у сказки» для детей средней группы Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам; развитие творческих способностей через игру-драматизацию; развитие.

Краткосрочный проект «Будь здоров!» для средней группы Авторы проекта: Ломова Жанна Николаевна Проблема: Незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей. Обоснование.

Краткосрочный проект для детей средней группы «Я выбираю ЗОЖ» Краткосрочный проект для детей средней группы «Я выбираю ЗОЖ» 1. Авторы проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В. 2. Руководители.

Краткосрочный проект «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках» с детьми второй младшей группы Краткосрочный проект «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках» ко «Дню Семьи, любви и верности» с детьми второй.

Краткосрочный проект «Сказка» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» комбинированного вида с. Сарыг-Сеп, Каа-Хемского.

Экологические игры к проекту «О чем молчат деревья?» Экологические игры «Слово на ладошке». Воспитатель (темп медленный): Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать.

Проекты по музыке в детском саду. Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Театр для всех!» Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Театр для всех!» Автор проекта: Орлова Ольга Петровна – музыкальный руководитель.

Источник

Проект «О чем молчат деревья?»

Проект о чем молчат деревья подготовительная группа

Проект «О чем молчат деревья?»

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья?».

Дать детям представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком при создании коллекции «Кора деревьев»; В ходе опытно-исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника; Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года; Привлечь родителей к оформлению гербария «Деревья нашего края» для воспитания экологической культуры в семье.

Содержание работы на этапе

Сроки реализации этапа

Рассматривание иллюстраций деревьев в разные времена года.

Наблюдения за деревьями на территории детского сада.

Заучивание стихотворений, песен.

Беседа с детьми: «Дерево живое?»

Беседы с родителями.

Разработка листов наблюдения для опытов.

Интеграция образовательных областей

Ознакомление с окружающим миром:

«Деревья – друзья наши», «Кора деревьев»,

«Какое дерево проснется первым?», «Почему побледнел листок?», «Художница-кора», «Сколько лет дереву»;

Оформление листов наблюдений;

«Кора деревьев», «Шишки хвойных пород».

Экскурсии в сквер «Солнечный»

Художественно – эстетическое развитие:

Аппликация «Деревья в цветах»;

Рисование «Деревья осенью».

Социально – коммуникативное развитие

«Слово на ладошке», «Похлопали – потопали», «Найди свое дерево», «Если бы я был деревом…», «Что будет, если…», «Найди дерево по листочку», «Угадай, что в мешочке»,

Игры с макетом «Дерево на каждый сезон».

«Как человек использует кору», «Красная книга», «Для чего дереву солнце», «Для чего деревьям воздух», «Деревья – легкие нашей планеты»;

«Если бы я был деревом»;

Работа с родителями:

«Здесь будет город-сад», «Живая елочка – зеленая иголочка»;

«Деревья нашего края»;

Оформление папки-передвижки для родителей: «Кора лечит»,

Праздник «День дерева».

Оформление выставки «О чем молчат деревья?» Презентация проекта.

1. Дети получили представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком.

2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформированы экологические знания, доступные пониманию детей.

3. Родителями оказана активная помощь в оформлении гербария «Деревья нашего края».

4. Оформлена выставка «О чем молчат деревья?».

Формирование у детей экологического мышления.

Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

1. Выбрать дерево, которое нравится больше всего. Узнать, как оно называется.

2. Подумать, на что (или на кого) похоже дерево, и подобрать для него подходящее «имя».

3. Узнать, кто посадил растение. Поинтересоваться, не связана ли с ним какая-нибудь интересная история.

4. Познакомиться со своим деревом (подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его теперь зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно прошелестит в ответ).

Практическая работа «Здравствуй, дерево!»

    Ведутся наблюдения за жизнью дерева (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают).

    Ранней весной начали наблюдения за почками, из которых развиваются листья. Отметили дату их появления. Ребята осторожно потрогали объект исследований. Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.) Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут?

Отметили время появления первых листьев. Измерили размеры листа в начале весны и в конце лета. Как он увеличился за лето?

    Выяснения, может ли тень дерева двигаться. Солнечным утром отметили контур тени (обвели его на земле палкой.) В течение дня следили за тем, как изменяется очертания тени, отмечали ее движение на земле. Обсудили с ребятами, почему тень движется.

Выяснили, где приятнее находиться в жаркий день. Постояли несколько минут на открытом месте, а потом спрятались в тени дерева. Обсуждение: Где жарче — под листвой или на открытом месте? Где больше солнечных лучей?

Летом отметили, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети просто протерли их пальцем и посмотрели, осталась ли на нем грязь. Обнаружили пыль, спросили у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?

    Проводятся разнообразные исследования (детально изучаются листья, кора и другие части дерева, почва под ним, ее обитатели). Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают растению помощь, создавая для него благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т. п.).
    Исследования листьев своего дерева. Предложили ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.) Предоставили возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? провели пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?

Комментарий. При выполнении этого задания листья не срывали. Пользовались листьями, которые сбивает ветер.

    Опыт. В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. (Дети только наблюдали!) Положили зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавили немного бензина и взболтали. Жидкость при этом разделилась на два слоя: более легкий бензин оказался сверху и остался зеленым, а более тяжелый спирт опустился в нижнюю часть емкости и стал желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски».

Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.

Нашли опавший листик и аккуратно растерли в руках его небольшой кусочек. Ребята определили, чем он пахнет.

Сравнили цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев.

Комментарий. Осенью для выполнения этого задания мы использовали опавшие листья, раскладывали их прямо на земле.

В осенний период обсудили с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытались отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложили детям рассортировать их по цвету и по степени «старости»: сначала — зеленый лист, потом — желтый или красный, потом — слегка почерневший, коричневый и т. д. Создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)

    Наблюдение: Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми. Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытались обнаружить их на дереве.

Предложили детям выбрать «самые красивые» листья нашего дерева и поставили их в групповой комнате в вазу.

Воспитатель: Как вы думаете, можно собирать берёзовый сок?

Дети: Можно. Мы видели, как это делают. Покупали в магазине банки с берёзовым соком.

Воспитатель: Значит, вы думаете, что можно собирать берёзовый сок? Я вот что по этому поводу скажу. В парках, в лесах самовольный сбор сока запрещён. Промышленная же его заготовка происходит в тех местах, где лет отведен под вырубку. Ведется заготовка сока по строгим правилам с помощью специальных приспособлений, так чтобы ущерб дереву был небольшой. А еще сок заготавливают из пней, оставшихся после вырубки деревьев. Как мы с вами можем помочь берёзке? (Забинтовать её ранку)

Воспитатель: А чем мы можем порадовать березку?

Дети водят вокруг берёзы хороводы «Во поле берёза стояла», читают стихотворения

П. Воронько. «Берёзка».

Воспитатель: Я думаю мы развеселили берёзку и порадовали её. А чтобы нашу берёзку не обижали, мы повесим вот такой запретный знак. (В круге нарисована перечеркнутая банка, в которую капают капли из надреза на коре.) О каком запрете этот знак?

Дети: Не повреждай кору деревьев, не собирай берёзовый сок. Помни: это вред дереву.

Появляются Лесовичок и медвежонок.

Медвежонок: Простите меня пожалуйста. Я больше не буду обижать деревья.

Лесовичок: Простим его ребята?

Лесовичок: Хорошо. Давайте ребята подарим медвежонку вашу книгу с правилами.

Медвежонок: Спасибо ребята! Я больше не буду допускать таких ошибок.

Лесовичок: До свидание ребята мне пора в лес.

Медвежонок: И мне пора уходить. А вот вам ребята угощение.

Медвежонок оставляет мед и уходит со Лесовичком.

Дети возвращаются в группу.

Дать представление о коре деревьев.

1. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

2.. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, птицами, животными.

3. Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

4. Учить моделировать кору из бумаги.

5. Воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним

1. Экскурсия по территории детского сада, с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратить внимание на возраст дерева, его породу, величину.

2. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал. Кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба.

Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

Дети: Оно дышит, питается, растет, размножается.

Воспитатель: Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете: что это?

Воспитатель: Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете?

Дети: Кора защищает дерево.

Воспитатель: А от чего она его может защищать?

Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. «Разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней?

Воспитатель: А какая сама кожица?

Дети: Тонкая, гибкая, мягкая.

Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Воспитатель: Найдите кору старого дерева. Объясните, почему. Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора?

Воспитатель: Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева?

Дети: Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

Воспитатель: А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых?

Чтобы узнать, что дерево болеет нужно посмотреть на листочки. (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют?

Дети: Поселились вредные насекомые.

Воспитатель: Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья?

Воспитатель: У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла?

Дети: Лесной доктор.

Воспитатель: От чего еще болеют деревья?

Дети: Кто-то порезал кору, сломал ветку.

Воспитатель: Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался?

Дети: Она пахнет смолой.

Игра «Слово на ладошке».

Воспитатель: Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями. Кто знает, как называется эта профессия?

Воспитатель: Он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен.

Включается магнитофон с голосами птиц (встревоженных).

Воспитатель: Что мы слышим? Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Воспитатель: По чему это видно?

Дети: Нет коры, нет листьев.

Воспитатель: Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала «оденем его». Как сделать кору, похожую на настоящую?

Дети: Смять бумагу, покрасить.

Воспитатель: Будем делать кору березы.

Дети делают листочки, воспитатель приклеивает их к стволу.

Воспитатель: Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева.

(Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер. )

Воспитатель (пишет на березовом листочке, изготовленном заранее, имя ребенка, приклеивает листочек к дереву). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют.

Дети: Радостно, весело. Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал?

Цель: Познакомить детей с основными лесообразующими породами, явлением листопада, научить смешивать основные краски, развивать любовь к живому.

Оборудование: Кисти, краски, бумага, лист полиэтилена или клеенки.

1. Игра «Приметы осени». Дети делятся на две группы, каждая группа поочередно называет приметы осени.

2. Поиск листьев. Каждая группа получает задание и выполняет его:

а) найдите три желтых листа, разных по форме,

б) найдите три красных листа, разных по форме,

в) найдите три зеленых листа, разных по форме

г) найдите три бурых листа, разных по форме,

д) найдите семя, умеющее летать,

е) найдите три любых семени,

ж) найдите дерево без листьев,

з) найдите самое зеленое дерево.

3. Определите, каким растениям принадлежат найденные вами листья. Для определения можно использовать гербарные листы и подсказки экскурсовода.

4. Обсуждение. Дети садятся в круг и обсуждают, почему осенью листья меняют окраску и опадают. Также выстраивается график, отражающий время наступления листопада у разных деревьев (какие деревья теряют листья раньше, какие позже).

5. «Радуга». Дети выкладывают все собранные листья на клеенку в порядке изменения цвета – от зеленого до коричневого. Представители от каждой команды называют цвета (желтый, темно-желтый, золотой, светло-коричневый, красный, бордовый и т. д.)

6. Занятие переносится в помещение, где дети получают цвета путем смешивания красок и рисуют осенние листья. Здесь же можно красочно оформить график

Цели: Дать представление о различии хвойных деревьев от лиственных.

Уточнить и расширить знания детей о сосне, о созревании шишек, значении этого дерева для человека. Словарь: древесина, «с натуры». С помощью скороговорки отработать произношение звука «с». Познакомить детей с загадкой и пословицами о сосне и о деревьях вообще. Закрепить понятие «слева направо». Формировать у детей экологическое мировоззрение, учить правильно вести себя во время прогулок в природу.

Рисунки сосновой и еловой ветвей, шишки молодые, зеленые и раскрывшиеся, фотографии, рамка для картины из сосновой древесины.

Сегодня мы с вами познакомимся поближе с хорошо знакомым вам деревом. Совсем недавно мы наблюдали за ним. Если бы деревья умели разговаривать, то это дерево представилось бы так: «У меня длинней иголки, чем у елки». Догадались ли вы, как зовут это дерево? (Ответы детей). Это сосна. Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна.

Взгляните на эти две картинки. На какой из них изображена ветка сосны? А на какой ветка ели? Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Вспомните легенду «Родник Святославы». Так и осталась бы наша Лысая гора навсегда лысой и заросшей сорной травой, если бы на помощь не пришли сосны. Взгляните на эту современную фотографию Лысой горы. Узнаете? Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, можем шишки собрать для поделок. Кто из вас был на лысой горе? Что вы там делали? (Ответы детей). Я надеюсь, вы вели себя там как в гостях у природы, не шумели, не мусорили, ничего не ломали. Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает». А еще говорят: «Для города каждое дерево дорого». Давайте подумаем, почему? Чистый ли в городе воздух? Чем он загрязняется? А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).

Я хочу предложить вам выучить и постараться как можно быстрее произнести вот такую скороговорку:

Сидел воробей на сосне.

Заснул – и свалился во сне.

(Дети разучивают скороговорку и пробуют произнести ее быстро. Воспитатель обращает внимание на четкое и правильное произношение звука «с»).

Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще пол года, и только тогда шишка раскроется. Взгляните на шишки у себя на столе и разложите их в порядке созревания. Какая шишка была сначала, какой стала потом. Напомню вам, что выкладывать нужно слева направо. (Дети выполняют задание).

Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Долго растет сосна.

Давайте поиграем. Игра «Сосна».

Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.

Мы посадим сосну – Все ходят по кругу вокруг «сосны».

Пускай наша сосна Медленно встать.

Вырастай ты, сосна, Поднять руки вверх.

Вырастай ты, сосна, Развести руки в стороны.

Вырастай ты, сосна, Делают «пружинку».

Потанцуй, Сережа (имя водящего), Хлопают в ладоши.

Покружись для нас! Ведущий танцует, кружится.

Шишки срывать будем. Приближаются к ведущему.

От нашего Сережи Стараются дотронуться до ведущего.

Убегать будем! Дети убегают, ведущий их ловит.

Вы то, конечно, не станете срывать шишки с дерева. А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

С давних времен использовали люди сосновую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли.

Давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня о сосне:

1. Как различить сосну и ель?

2. Как появляются на сосне шишки? Как вырастает новое дерево?

3. Чем одаривает сосна человека?

4. Чем одаривает сосна птиц и зверей?

5. Что делают из сосновой древесины сейчас и в старину?

6. Как нужно вести себя во время прогулок на природе?

7. Какие пословицы о сосне вы сегодня узнали? Как вы их понимаете?

Сейчас я предлагаю вам нарисовать сосновую ветку с натуры. «С натуры», это значит рисовать, глядя на настоящий предмет. Эту сосновую ветку, сломанную сильным ветром, мы с вами подобрали на нашей игровой площадке. Мы будем смотреть на эту сосновую ветку, и рисовать ее такой, какая она есть. Вот это и называется – рисовать с натуры. (Рисование)

Цель: Познакомить детей с характерными признаками деревьев, развивать любовь к живому.

Оборудование: Гербарные листы (мы заменяем их рисунками или ксерокопиями листьев), бумага, краски, карандаши.

Игра-разминка «Передача энергии». Возьмемся за руки и встанем в круг. Передаем друг другу энергию, потихоньку пожимая руку соседа, и это рукопожатие передается от человека к человеку по цепочке.

Игра «Похлопали – потопали». Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

«Найди свое дерево». Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т. д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

«Портрет дерева». Еще раз вернитесь к своему дереву и внимательно его рассмотрите, погладьте, послушайте. Если экскурсия проходит весной, можно послушать сердцебиение (сокодвижение) дерева с помощью стетоскопа или просто приложившись ухом к стволу. Обратите внимание на цвет и фактуру коры, крону, листья, цветки или плоды (если они есть). Спросите детей, смогут ли они сейчас найти свое дерево в другом месте. Предложите детям, вернувшись в помещение, нарисовать или склеить портрет дерева (можно для этого подобрать листья, сделать рисунок коры, наложив лист бумаги на кору и раскрасив его простым карандашом).

Воспитатель (темп быстрый): Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина. )

Игра «Похлопали – потопали».

Ведущий рассказывает о деревьях.

Если он говорит правду, дети хлопают, если нет – топают. Например,

– Деревья умеют ходить, бегать и прыгать.

– Они прочно удерживаются корнями, уходящими глубоко в землю.

– Зимой деревья одеты в зеленый наряд из листьев.

– Внутри деревьев течет сок.

– В лесу много разных деревьев.

– Если все деревья вырубить, то наша Земля будет красивее.

Дети делятся на пары. Один из играющих закрывает глаза (если есть возможность, то глаза закрываются повязкой), а второй подводит его к дереву и просит потрогать его. При этом он может задавать вопросы о структуре коры, наростах, предполагаемых размерах дерева, его возрасте и т. д. После нескольких минут знакомства «слепого» отводят от дерева, снимают повязку и просят найти свое дерево. Затем игроки меняются ролями.

«Если бы я был деревом. ».

Предложите участникам проекта изобразить своих новых друзей.

Игра «Что будет, если. ».

Педагог предлагает детям подумать и ответить, что случится с их деревом

если. (исчезнут птицы, дождевые черви, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т. п.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *