Проект что такое дождь
Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»
Надежда Богданова
Детский исследовательский проект «Почему идет дождь»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
Копейского городского округа
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:
«Почему идет дождь?»
Участник проекта:
Шполянская Екатерина – 5 лет
Руководители проекта:
Богданова Надежда Геннадьевна-воспитатель
Шполянская Ирина Валерьевна– мама
Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь?
Цель исследования:
Выяснить, как образуется дождь.
Задачи исследования:
Объяснить, что такое дождь, и почему он идет?
Найти рассказы о дожде, о природных явлениях.
Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя.
Какие бывают дожди.
Объектом исследования: является дождь
Предметом исследования: образование дождя.
Гипотеза исследовательской работы.
Гипотеза моего исследования: что будет если не будет дождя?
Методы исследования:
2. Проведение опытов.
Оборудование: для опытов вода, стакан для воды, блюдце, вата.
На основе проведенных опытов я узнала,что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар. Из горячей воды образуется водяной пар, который поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, собирается в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём.
Исследуя данное природное явление, я пришла к выводу, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч, и одно из удивительных явлений, которое существует в природе.
Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.
После наблюдении и опытов моя гипотеза подтвердилась если не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, и всё живое бы погибло.
Детский исследовательский проект «Мой родной Нижневартовск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №61 «СОЛОВУШКА» Название номинации:.
Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: • собрать и проанализировать.
Детский исследовательский проект «Почему море не замерзает?» (старшая группа) Однажды я была свидетелем беседы мамы с сыном когда они собирались идти домой из сада. Речь шла о прогулке по берегу моря для того чтоб.
Исследовательский проект «Почему снег белый?» Исследование на тему: «Почему снег белый?» Введение Наступила зима. На улице стало холодно. Белым пушистым одеялом покрылась вся земля,.
Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь цветным карандашом.
Конспект занятия по рисованию карандашами во второй младшей группе «Идет дождь» Программные задачи: 1. Образовательная часть: Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Учить изображать тучу и дождь.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?» Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть. Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер? Цель урока: сообщение новых знаний.
Детский исследовательский проект «Птицы — помощники и друзья» Аннотация. В современном мире проблема защиты живых существ приобрела первостепенное значение. С каждым годом количество проблем только.
Занятие по рисованию на тему: «Идет дождь» Цель: учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться.
Исследовательская работа «Почему идет дождь.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Урская средняя общеобразовательная школа»
Автор: Казанцева Анастасия,
учитель начальных классов
Глава 1 Первоисточник о дожде.
1.1. Что думали о дожде наши предки………………. 3
1.3 Что такое дождь ……………………………….4
1.6 Интересные факты о дожде ……………………. 6
1.7 Значение дождя для природы. Нужен ли дождь. 7
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
Покуда он идет. ( дождь )
На уроках «Окружающего мира» нам рассказывали о разных явлениях природы. Объектом внимания моей работы стало одно из природных явлений – дождь. Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя.
Мы подумали – не навредит ли он природе?
Цель : выяснение значения погодного явления дождь
Задачи:
— найти рассказы о дожде, о природных явлениях;
— прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
— пронаблюдать образование дождя;
— провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;
— записать интересные факты о дожде.
Объект исследования: дождь
Предмет исследования: процесс образования дождя
Изучение познавательной литературы по выбранной теме.
Проведение исследовательского эксперимента.
Отбор фотографий, материалов по теме.
Обобщение результатов и выводы
Гипотеза : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.
Практический результат: умение самим добывать информацию по нужной теме, возможность использовать данные опыты на уроках окружающего мира.
Глава 1. Первоисточник о дожде
1. 1.Что думали о дожде наши предки.
Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.
1.2. Что такое дождь?
Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.
Дождь – это, прежде всего вода. В словаре Ожегова сказано, что «Дождь – это атмосферные осадки в виде водных капель, струй». А в словаре Даля, что «Дождь – это вода в каплях или струями из облаков».
1.3. Как образуется дождь?
На земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер, прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется, т.е. становится прозрачным и невидимым паром. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.
Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Т уда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. Так они и снуют над землей вверх-вниз, пока не сольются в крупные капли. Эти капельки образуют облака. Облака плывут над землей, пока тяжелые капли, не в силах больше удерживаться, не прольются на землю дождем.
Прошел дождь. Еще недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилось в пар, чтобы высоко в небе образовывать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
Вывод: Если бы круговорот воды прекратился, не стало бы атмосферных осадков, пересохли бы реки и озера, иссякли подземные источники.
1. 4. Какие бывают дожди
Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Дожди бывают разные
Грибной дождь — мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца
Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца;
Грозовой дождь (дождь с грозой);
Снежный дождь (дождь со снегом);
Ливень (проливной дождь)
Затяжной (обложной) дождь;
1. 5 Интересные факты о дожде
1. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.
2. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.
3. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду
1.6. Значение дождя для природы. Нужен ли дождь?
А что, если бы никогда не было дождя?
Не было бы дождя – высохли бы реки, моря и озера, сгорели бы травы и деревья. Значит, не было бы рыб, птиц, животных и человека
Чтобы наблюдать образование дождя, я провела такой опыт в домашних условиях:
1. Налей воды в кастрюльку, попроси взрослых поставить её на плиту.
— В природе нагревает воду солнце.
На крышке образовались капли воды. Потряси крышку, и попадают капли «дождя».
… что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.
Вывод: Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.
( В природе :Когда капелек набирается много, туча становится тяжелой, капельки не могут удержаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.)
Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой ( приложение1 ). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце ( приложение1.).
Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать ( рис. ). Идет дождь.
Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.
Также мы провели опрос учащихся 1б класса.
Был задан следующий вопрос: « Почему идет дождь?»
2 вариант ответа – дождик идёт из тучи; бывает разный – грибной, ливень.
3 вариант ответа – вода испаряется, поднимается вверх, образуется туча и идёт дождь
На основании анализа изученной литературы и проведённого опыта, мы увидели, что вода проходит два состояния: жидкость, водяной пар. Водяной пар поднимаясь вверх, соприкасается с холодным воздухом, конденсируется в мелкие и лёгкие капельки влаги, из которых получается облако. То есть, облако состоит из воды. Количество капелек увеличивается, они превращаются в большие и тяжёлые капли, которые и проливаются дождём.
Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.
Я поняла, что дождь – одно из удивительных явлений, которое существует в природе и, что дождь очень нужен нашей планете.
Исследованиями поделилась с учащимися своего класса. Считаю, что они заинтересовались моей темой, им было интересно слушать мой материал.
Мне бы хотелось еще узнать, какой вред могут нанести дожди для жизни.
1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.
3. Карагод С.«Энциклопедия явлений природы»
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М., 1997
Исследовательская работа «ЧТО ТАКОЕ ДОЖДЬ?»
Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №19» го Саранск
Овчинникова Людмила Васильевна
1. Что думали о дожде наши предки………………. 3
Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.
Объект исследования: дождь
Предмет исследования: процесс образования дождя
Цель исследования: выяснить, как образуется дождь
Задачи исследования:
— найти рассказы о дожде, о природных явлениях;
— прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
— пронаблюдать образование дождя;
— провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;
— записать интересные факты о дожде.
Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:
Изучение познавательной литературы по выбранной теме.
Проведение исследовательского эксперимента.
Отбор фотографий, материалов по теме.
Обобщение результатов и выводы.
На основе наблюдений я выдвинула гипотезу: дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.
1. Что думали о дожде наши предки.
Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.
Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.
Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.
3. Как образуется дождь.
От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.
Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.
Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.
4. Почему идёт дождь.
Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.
5. Подробнее о дожде
Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».
6. Какие бывают дожди
Грибной дождь — мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца
Слепой дождь — дождь, идущий при свете солнца;
Грозовой дождь (дождь с грозой);
Снежный дождь (дождь со снегом);
Купальный (окатный) дождь
Ливень (проливной дождь)
Моросящий дождь (изморось)
Полосовой дождь (идущий полосами)
Косой дождь, косохлёст;
Ситный дождь — мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь сито»;
Затяжной (обложной) дождь;
Когда дым, без ветра, бьет к земле, то это к снегу (летом к дождю).
1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.
4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».
5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни Сахара, Калахари, Аравия, а также значительные территории Ирана, Австралии, западные территории Северной и Южной Америки.
6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу Чёрного моря и на Кавказе (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье Каспийского моря (менее 20 см в год), и островах Северного Ледовитого океана
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (дождь)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
Покуда он идет. (дождь)
Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.
Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).
Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.
Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).
Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.
Проект по экологии «Что такое дождь?»
Министерство образования Республики Казахстан
«Отдел образования, физической культуры и спорта»
Общеобразовательная средняя школа № 24
учащиеся 3«б «класса
Абрамова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Аталған ғылыми жоба табиғат көрінісі жаңбыр туралы айтылған. Бұл жұмыста жаңбырдың түрлері көрсетілген және қоршаған ортаны қорғау сияқты экологиялық тақырып қозғалған.
This research project presents issues related to the phenomenon of nature, like rain. In the work described species rains, signs, touched on environmental content related to environmental pollution.
1. Значение слова «дождь»
2. Как получается дождь?
4. Какие бывают дожди?
5. Дожди, которых не должно быть.
6. Результаты анкетирования
IV. Список литературы.
Однажды мы задумались, а почему одни люди любят дождь, а другие нет? Зачем нужны какие бывают дожди?
ЦЕЛЬ: узнать, какие бывают дожди.
ЗАДАЧИ: узнать значение слова «дождь»,понаблюдать за дождями; найти любопытные названия дождей; узнать, какие бывают дожди.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, чтение художественной и научной литературы, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет, анкетирование.
Основная часть: Значение слова
Древнерусское значение слова дождь – «даждь», что следует понимать как «дающий жизнь и надежду».
В толковом словаре В.И. Даля даётся следующее пояснение слова дождь: «Дождь, дождик, дожж, дожжик – вода в каплях или струями из облаков».
Как получается дождь?
В воздухе постоянно находится водяной пар, только мы его никогда не видим. Этот водяной пар поднимается очень высоко вверх, туда, где всегда холодно. Поднявшись, теплый пар охлаждается и падает вниз в виде дождевых капелек.
Если быть наблюдательным человеком, то и без прогноза погоды можно предсказать будет ли дождик, т.к. с дождями связано много примет.
Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, не вовремя голосят петухи по дворам, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги, говорят, что «в воздухе пахнет дождём». Его приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Если во время дождя на лужах схватываются большие дождевые пузыри, то это верная примета того, что дождь продлится очень долго.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
После Казанской, дождь пойдет, все лунки нальет. На Казанскую дождь лунки нальет, зиму приведет (22 октября).
Дождик может быть и вестником счастья. Если во время свадьбы начинается дождь, то это предвещает долгую и счастливую жизнь («Дождь на молодых – счастье»).
А ещё есть «окатный» дождик. Говорят, что он самый полезный всему живому. Окатным его зовут за то, что он «окатывает» землю как в душе, равномерно и не очень сильными струями. После окатных дождей хорошо растут опята.
Ситничек – самый мелкий дождь.
Ливень – проливной, самый сильный дождь.
Косохлёст, подстёга – косой дождь, по направлению сильного ветра.
Грозный дождь – с грозою.
Мокрые дожди – осенние, продолжительное ненастье.
Сеногной – дожди во время покоса.
Морось, бус – мельчайший дождь, ещё мельче ситника.
Дожди, которых не должно быть.
За любое вторжение в природу приходится платить. Но, к сожалению, не всегда тому, кто виноват.
Мы обогреваем свои дома, сжигая в топках огромное количество каменного угля, мазута и других нефтепродуктов, газа. При этом в атмосферу выбрасывается множество разных вредных веществ: угольная пыль, углекислота, соединения серы, азота, хлора. В роли такой же «химической лаборатории», отравляющей воздух, выступают и заводские трубы.
А лесные пожары, а дымящиеся свалки?! Даже когда дыма в небе вроде бы и не видно, последствия такого промышленного «курения» сказываются самым неожиданным образом. Все вредные примеси способны соединяться с водяными парами, содержащимися в воздухе, и проливаться нам на головы в виде кислотного дождя.
Попадая на землю, кислотные дожди постепенно подкисляют водоемы, почву, что приводит к гибели водных организмов, высыханию лесов, истреблению растений, которые дают нам возможность дышать полной грудью кислородом и служат кормом не только травоядным животным, но и самому человеку.
Для того, чтобы выяснить нравятся ли нашим одноклассникам дожди и всё, что с ними связано мы провели анкетирование.
1. Любишь ли ты дождь? За что ты его любишь больше всего?
2. Как ты думаешь, что бы стало с землёй, если бы не было дождя?
3. Ходил(а) ли ты когда-нибудь босиком по лужам? Опиши свои ощущения.
4. Что ты испытываешь, когда смотришь на радугу? Хочется дотронуться до неё рукой?
5. Как ты думаешь, улыбается ли небо после дождя? Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
Было проанкетировано 15 человек.
Почти все ответили на первый вопрос положительно (8 чел.). А на вторую часть первого вопроса все отвечали по-разному, дождь любят за то, что: он помогает природе (1чел.), доставляет удовольствие от прогулки под зонтом (2 чел.), можно побегать по лужам (2 чел.), приятно послушать шум дождя (2 чел.).
На вопрос «Что бы стало с землёй, если бы не было дождя?» все однозначно ответили, что всё живое на земле погибло бы от нехватки влаги.
С вопросом о лужах у наших друзей возникли затруднения, так как в наших условиях по лужам особо не побродишь. И всё же 1 человек ответил, что такое ощущение, будто переходишь реку;хотелось упасть в воду (1 чел.); гуляли и по лужам и ощущали холод два человека; а вот ещё двое никогда по лужам не бродили, но очень этого хотят, т.к. думают, что это- здорово.
Все 15 человек сказали, что глядя на радугу, испытывают восторг и восхищение, хочется дотронуться до неё рукой. А также по результатам анкетирования смело можно утверждать, что небо улыбается после дождя, и эта улыбка – радуга!
Всё это только малая часть того, можно рассказать о дождике. Если идёт дождь – «даждь», значит, продолжается жизнь, даря нам бессмертие на все времена. Ведь именно дождь – вечный источник вдохновения для художников, писателей, композиторов. Можно бесконечно перечислять живописные полотна с изображением дождя, нет числа музыкальным произведениям, в которых отчётливо слышится то тихий шелест тёплого грибного дождика, то безысходная печаль осенних обложных дождей, а то и радостное буйство оживляющего всё вокруг долгожданного ливня, пришедшего на смену засухе. О дожде написаны тысячи стихотворений и песен.
Работая над своим исследованием, мы узнали много интересного, а также нам удалось увлечь своих одноклассников этой темой. В дальнейшем мы хотим продолжить эту работу, т.к. теперь нас волнуют другие вопросы: «А где же рождается дождик? С любой ли тучи может пролиться дождь?» и многие другие.
2. «Кислотный дождь» Л. Хорват. Москва Стройиздат 1990. с 79
3. Словарь Даля, словарь Ожегова
4. «Лес и атмосфера» Уильям Х. Смит. Москва. «Прогресс» 1985. с 428
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Министерство образования Республики Казахстан
«Отдел образования, физической культуры и спорта»
Общеобразовательная средняя школа № 24
Тема: «Что такое дождь?»
Сычёва Валерия,
Шаповалова Екатерина,
учащиеся 3«б «класса
Абрамова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Аталған ғылыми жоба табиғат көрінісі жаңбыр туралы айтылған. Бұл жұмыста жаңбырдың түрлері көрсетілген және қоршаған ортаны қорғау сияқты экологиялық тақырып қозғалған.
This research project presents issues related to the phenomenon of nature, like rain. In the work described species rains, signs, touched on environmental content related to environmental pollution.
Содержание
1. Значение слова «дождь»
2. Как получается дождь?
4. Какие бывают дожди?
5. Дожди, которых не должно быть.
6. Результаты анкетирования
IV. Список литературы.
Введение:
Однажды мы задумались, а почему одни люди любят дождь, а другие нет? Зачем нужны какие бывают дожди?
ЦЕЛЬ: узнать, какие бывают дожди.
ЗАДАЧИ: узнать значение слова «дождь»,понаблюдать за дождями; найти любопытные названия дождей; узнать, какие бывают дожди.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: наблюдение, чтение художественной и научной литературы, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет, анкетирование.
Основная часть: Значение слова
Древнерусское значение слова дождь – «даждь», что следует понимать как «дающий жизнь и надежду».
В толковом словаре В.И. Даля даётся следующее пояснение слова дождь: «Дождь, дождик, дожж, дожжик – вода в каплях или струями из облаков».
Как получается дождь?
В воздухе постоянно находится водяной пар, только мы его никогда не видим. Этот водяной пар поднимается очень высоко вверх, туда, где всегда холодно. Поднявшись, теплый пар охлаждается и падает вниз в виде дождевых капелек.
Приметы дождя.
Если быть наблюдательным человеком, то и без прогноза погоды можно предсказать будет ли дождик, т.к. с дождями связано много примет.
Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, не вовремя голосят петухи по дворам, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги, говорят, что «в воздухе пахнет дождём». Его приносит оттуда, где дожди уже пролились.
Если во время дождя на лужах схватываются большие дождевые пузыри, то это верная примета того, что дождь продлится очень долго.
Как в мае дождь, так будет и рожь.
После Казанской, дождь пойдет, все лунки нальет. На Казанскую дождь лунки нальет, зиму приведет (22 октября).
Дождик может быть и вестником счастья. Если во время свадьбы начинается дождь, то это предвещает долгую и счастливую жизнь («Дождь на молодых – счастье»).
Какие бывают дожди?
А ещё есть «окатный» дождик. Говорят, что он самый полезный всему живому. Окатным его зовут за то, что он «окатывает» землю как в душе, равномерно и не очень сильными струями. После окатных дождей хорошо растут опята.
Ситничек – самый мелкий дождь.
Ливень – проливной, самый сильный дождь.
Косохлёст, подстёга – косой дождь, по направлению сильного ветра.
Грозный дождь – с грозою.
Мокрые дожди – осенние, продолжительное ненастье.
Сеногной – дожди во время покоса.
Морось, бус – мельчайший дождь, ещё мельче ситника.
Дожди, которых не должно быть.
За любое вторжение в природу приходится платить. Но, к сожалению, не всегда тому, кто виноват.
Мы обогреваем свои дома, сжигая в топках огромное количество каменного угля, мазута и других нефтепродуктов, газа. При этом в атмосферу выбрасывается множество разных вредных веществ: угольная пыль, углекислота, соединения серы, азота, хлора. В роли такой же «химической лаборатории», отравляющей воздух, выступают и заводские трубы.
А лесные пожары, а дымящиеся свалки?! Даже когда дыма в небе вроде бы и не видно, последствия такого промышленного «курения» сказываются самым неожиданным образом. Все вредные примеси способны соединяться с водяными парами, содержащимися в воздухе, и проливаться нам на головы в виде кислотного дождя.
Попадая на землю, кислотные дожди постепенно подкисляют водоемы, почву, что приводит к гибели водных организмов, высыханию лесов, истреблению растений, которые дают нам возможность дышать полной грудью кислородом и служат кормом не только травоядным животным, но и самому человеку.
Результаты анкетирования
Для того, чтобы выяснить нравятся ли нашим одноклассникам дожди и всё, что с ними связано мы провели анкетирование.
1. Любишь ли ты дождь? За что ты его любишь больше всего?
2. Как ты думаешь, что бы стало с землёй, если бы не было дождя?
3. Ходил(а) ли ты когда-нибудь босиком по лужам? Опиши свои ощущения.
4. Что ты испытываешь, когда смотришь на радугу? Хочется дотронуться до неё рукой?
5. Как ты думаешь, улыбается ли небо после дождя? Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
Было проанкетировано 15 человек.
Почти все ответили на первый вопрос положительно (8 чел.). А на вторую часть первого вопроса все отвечали по-разному, дождь любят за то, что: он помогает природе (1чел.), доставляет удовольствие от прогулки под зонтом (2 чел.), можно побегать по лужам (2 чел.), приятно послушать шум дождя (2 чел.).
На вопрос «Что бы стало с землёй, если бы не было дождя?» все однозначно ответили, что всё живое на земле погибло бы от нехватки влаги.
С вопросом о лужах у наших друзей возникли затруднения, так как в наших условиях по лужам особо не побродишь. И всё же 1 человек ответил, что такое ощущение, будто переходишь реку;хотелось упасть в воду (1 чел.); гуляли и по лужам и ощущали холод два человека; а вот ещё двое никогда по лужам не бродили, но очень этого хотят, т.к. думают, что это- здорово.
Все 15 человек сказали, что глядя на радугу, испытывают восторг и восхищение, хочется дотронуться до неё рукой. А также по результатам анкетирования смело можно утверждать, что небо улыбается после дождя, и эта улыбка – радуга!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всё это только малая часть того, можно рассказать о дождике. Если идёт дождь – «даждь», значит, продолжается жизнь, даря нам бессмертие на все времена. Ведь именно дождь – вечный источник вдохновения для художников, писателей, композиторов. Можно бесконечно перечислять живописные полотна с изображением дождя, нет числа музыкальным произведениям, в которых отчётливо слышится то тихий шелест тёплого грибного дождика, то безысходная печаль осенних обложных дождей, а то и радостное буйство оживляющего всё вокруг долгожданного ливня, пришедшего на смену засухе. О дожде написаны тысячи стихотворений и песен.
Работая над своим исследованием, мы узнали много интересного, а также нам удалось увлечь своих одноклассников этой темой. В дальнейшем мы хотим продолжить эту работу, т.к. теперь нас волнуют другие вопросы: «А где же рождается дождик? С любой ли тучи может пролиться дождь?» и многие другие.
Список литературы.
2. «Кислотный дождь» Л. Хорват. Москва Стройиздат 1990. с 79
3. Словарь Даля, словарь Ожегова
4. «Лес и атмосфера» Уильям Х. Смит. Москва. «Прогресс» 1985. с 428