Проект что означают наши имена
Проект «Что означают наши имена»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28
«Что означают наши имена?»
учащиеся 7А класса
учитель русского языка
II квалификационной категории
«Нет меж живущих людей,
Да и не может и быть безымянных.
В первый же миг по рождении каждый,
Имя, как сладостный дар
От родимых своих получает…»
С момента рождения и на протяжении всей жизни любому человеку присуща одна характеристика – его имя. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения. Исследование происхождения и значения имён, на наш взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения и значения своего имени, потому что с этого начинается понимание и знание истории своей страны. Как возникли имена? Когда родители выбирают имя своему ребёнку, хотят ли они, чтобы их дети обладали соответствующими качествами? Похожи ли люди с одинаковыми именами по характеру?
Интерес к изучению этих вопросов определил цель работы :
проследить историю возникновения имён и их существования в современном обществе, изучить литературу по теме исследования;
познакомиться с наукой антропонимикой;
проследить историю возникновения имён с древности до наших дней;
проанализировать имена по происхождению и по значению на примере имён учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 28;
выявить, как родители выбирают имена своим детям на примере родителей учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 28;
Предмет исследования: имена.
Объект исследования: учащиеся 7-х классов
Методы работы : метод анкетирования, поисковый, описательный, метод анализа и обобщения.
Существуют тысячи имён: старых и новых, живых и мёртвых, популярных и редких. К сожалению, наши познания своего имени очень скудные. Опрос учащихся показал, что не все дети знают происхождение своих имён. Надо ликвидировать этот пробел. Откуда пришли наши имена и что они обозначают?
Ситуация именования в классе не отличается от общей ситуации по России, и свобода именования в нашей стране ничем не ограничена. Большинство родителей учащихся 7-х классов дали имена своим детям по причине личного предпочтения и вкуса.
практическая значимость проекта:
Со знанием истории происхождения и значения своего имени начинается понимание и знание истории своей страны.
Каждый человек должен знать историю происхождения и значение своего имени.
Полученные результаты можно использовать на уроках русского языка, литературы, истории.
новизна проекта заключается в том, что как было уже отмечено, большинство детей не знают происхождения и значения своих имён. Через весь проект красной нитью проходит мысль о неразрывной связи истории развития общества и истории имя наречения. Мы попытались внести ясность в историю происхождения и значения небольшой группы имён, носителями которых являются ученики 7-х классов МБОУ СОШ №28. Созданный словарь имён поможет ученикам больше узнать об истории происхождения своего имени, а теоретический материал расскажет много нового об истории и культуре русского народа.
Глава I . История возникновения имён
В энциклопедии сказано, что имя – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы обращаться к человеку, а также говорить о нём с другими.
Имена возникли в глубокой древности. Наречение именем у многих народов было схожим. Именем могло стать любое слово языка. Можно выделить несколько групп имён в зависимости от значений слов, которыми они обозначены:
— имена по очередности рождения;
— имена по внешним качествам людей;
— имена по роду занятий;
— имена по месту жительства;
— имена-слова, обозначающие явления природы, названия животных и растений;
— имена-обереги от злых духов, недоброго сглаза;
— имена-слова, обозначающие добродетели, качества личности;
— имена, связанные с именами богов.
В процессе исследования мы выяснили, что и в нашей школе у учащихся 7 классов есть имена, возникшие в дохристианский период, а именно:
— Максим (величайший) – эпитет бога Зевса;
— Денис – посвящённый богу Дионису;
— Никита – посвящённый богине Нике.
А также имена слова, обозначающие качества личности, которые родители хотели видеть в продолжателе рода:
— Валерий(я) – добрый; добрая
— Антон – вступающий в бой.
1.2 Христианский период (с принятия христианства – до 1917 года)
С появлением христианства традиции наречения именем изменились. Впервые столетия новой эры в разных странах последователи учения Христа зачастую страдали и погибали за идеалы веры. Многие из них были причислены к лику святых. В 400 году Иоанн Златоуст, писал: «…Желательно имена этих святых не забывать, а давать их детям, чтобы, приобщаясь к религии, они знали в честь кого названы и брали пример для подражания со своих небесных заступников». Появляются церковные книги «минеи» с описанием жития святых, составленных по месяцам, в соответствии с днями церковью памяти каждого святого. В списке святых существовали разные имена: святые в византийских провинциях носили преимущественно греческие имена (Александр, Филипп), в римских – романские имена (Альфред, Эдвард), в странах Ближнего Востока – сирийские и еврейские имена (Давид, Иосиф, Савва). Таким образом, в одной книге оказались разные имена.
Славянских имён в святцах было крайне мало. Даже первые святые славянские князья (Владимир, Игорь и др.) были канонизированы под греческими именами.
Традиция наречения именем по святцам существовала на Руси до 1917 года.
К началу новой эры с развитием общества простые имена (Туман, Черныш, Хромой) вытесняются именами, которые не просто называют человека, а выражают надежду на его счастливое будущее. Именно такие имена попадают в святые книги.
Ещё можно предположить, что при крещении ребёнка, когда шёл выбор между именем святых, например Гидеон (хромой, обозначающее внешнее качество человека) и Андреем (мужественный, обозначающее добродетель) родители выбирали второе имя.
1.3 Новый период (с 1917 года до наших дней)
Новый период начался после Великой Октябрьской Социалистической Революции, когда церковь была отделена от государства, церковные традиции упразднены. В это время в обиход активно возвращаются старославянские имена.
Большую популярность приобретают новообразованные имена, отражающие события, происходящие в стране. Особенно много таких имён появляется в первые годы после революции 1917 года. В отрывных календарях на каждый день рекомендовались Луначары, Революции, Индустрии, Владлен (Владимир Ленин). Многие имена оказались чужды народу, например, Пятьвчет (пятилетка в четыре года) или Трактор.
Одновременно со стремительным развитием культурных, экономических и общественных связей между странами идет активное пополнение русского языка именами других народов (Эльдар, Ванда, Артур, Элеонора, Лолита, Жанна и др.).
В этот исторический период существует возможность придумывать имена самим.
Проектная работа «Что означают наши имена»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Героя Советского Союза К.А.Рябова города Вольска Саратовской области»
«Что означают наши имена»
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Понятие об именах
1.2. История происхождения имён
1.3. Дохристианский этап развития русских имён
1.4. Христианский этап развития русских имён
1.5. Новый этап развития русских имён
1.6. Интересные факты об именах
II. Практическая часть
2.1. Анализ анкетирования на тему: «Имена учеников нашего класса»
2.2. Дополнительный материал про имена (пословицы, поговорки, загадки)
2.3. Создание словаря личных имён
Заключение
Список литературы
Приложение
Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Я хотела узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён.
Так родился проект «Что означают наши имена».
I. Теоретическая часть
1.1. Понятие об именах
Имя человека возникло очень давно. Ещё древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаться к нему по имени. В древние времена имена скрывали от врагов.
«Имя» по-гречески – «онома», поэтому во всем мире наука об именах называется ономастика.
По токовому словарю С.Ожегова:
1. Личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
2. Фамилия, семейное название.
3. Личная известность; репутация.
4. Известный, знаменитый человек.
5. Название предмета, явления.
Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка.
Что такое имя? Этот вопрос я задала своим одноклассникам.
Однако многие из одноклассников не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить его значение. В самом деле, есть ли какой-то смысл в словах, которые являются нашими именами?
Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет.
Так до нас дошли имена известных людей:
Это одни из великих людей, которые внесли важнейший вклад в историю человечества.
А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут. Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом
1.2. История происхождения имён
Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как к оберегу, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и системы табу, связанные с именами.
Человеческое имя имеет смысл. У русских имён довольно сложная история, в которой можно выделить три основных этапа: дохристианский, когда использовались самобытные имена; период после введения на Руси христианства и новый этап, начавшийся после революции 1917 года.
1.3. Дохристианский этап развития русских имён.
До введения на Руси христианства личные имена были похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-то.
Древнерусские имена были разнообразны. Например, числовые имена: Первуша, Вторак, Третьяк, Четвертак, Последыш. [3]
Весьма популярны были также имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Беляк, Светлана, Кудряш. Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Малуша, Заяц, Губа, Беспалой.
Кроме имен, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения: Добрыня, Неупокой, Бессон. Крик, Забава, Несмеяна, Молчун, Прыгунок.
В некоторых именах отмечались желанность и нежеланность появления ребенка: Ждан, Богдан, Неждан, Любим, Голуба.
Были и другие имена, восходящие к древним поверьям. Это «плохие» имена, которые, якобы, способны были отвращать злых духов: Немил, Любава, Злоба, Нелюба, Ненаш.
Также давались имена по явлениям природы: Снегурочка, Метелица, Знойник. Большой интерес представляют имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Корова, Трава, Пырей. Это связано с верованием в божественность некоторых животных и растений.
1.4. Христианский этап развития русских имён.
Второй период развития русских имён наступил после введения христианства, вместе с которым вошли в практику календарные имена, которые соответствовали именам святых. Это был период, когда во время обряда крещения церковь стала давать имя по церковному календарю, из тех, которые распределялись по всем дням года.
Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил. [3]
Но некоторые имена стали мало известны или совсем забыты. Среди используемых по сей день имен можно назвать: Катерина, Даниил, Демьян, Анастасия, Зоя, Ирина.
1.5. Новый этап развития русских имён
Третий этап развития русских имён продолжается и в наши дни. В этот период встречаются имена, заимствованные у разных народов.
Рассмотрим имена:
1) Появляется много новых личных имён иноязычного происхождения, заимствованных через литературу, театр, кино: Альберт, Изабелла, Марат, Тимур.
2) Активизировались имена, которые числились в святцах, но редко употреблялись: Лариса, Маргарита.
3) Воскресли древнерусские имена, известные по древним летописям: Лада, Ростислав.
4) Появляются новые личные имена, рождённые новой эпохой: Майя, Ноябрина.
5) Усиливается приток иностранных имён, заимствованные у разных народов: Роберт, Рудольф, Жозефина, Эдуард, Эрик, Жанна и т.д.
А после 30-х годов новшества в образовании личных имён пошли на убыль. В эти годы в городах стали любимыми имена Владимир, Юрий, Галина, Тамара, а в деревне – Валентин, Нина.
В 40-50 годы детям стали давать старые, привычные имена. Среди мужских выделилось пять самых распространённых – Сергей, Александр, Владимир, Юрий, Андрей. К наиболее распространённым женским именам относились Елена, Марина, Ирина, Наталья, Татьяна, Светлана, Галина.
В течение этого периода исчезают имена Архип, Тихон, Устинья, Фёкла. Мода на имена существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Я очень удивился тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.[5]
Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена.
Давно прошли те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.
1.6. Интересные факты об именах.
Эскимосы Берингова пролива, чувствуя приближение старости, меняют имя и тем самым
пытаются продлить свою жизнь.
В США зафиксирован уникальный случай, когда из-за несогласия родителей ребенок на всю жизнь остался без имени. Родители понадеялись, что сын, когда вырастет, выберет себе имя сам, но он, повзрослев, так и не смог решить этот вопрос, оставшись с одной только фамилией – Гейтвурд.
В Китае ребенок при рождении получал детское домашнее имя, при поступлении в школу — школьное имя, а при достижении совершеннолетия — взрослое имя. Чиновники на службе имели особые служебные имена. Служанки тоже получали от своего господина новые имена.
Семья Джексонов из города Чикаго заклеймила своих пятерых деток, назвав их: Менингит, Ларингит, Аппендицит, Перитонит, Тонзиллит.
В Америке в 80-х годах шестеро разнополых детей в одной из семей были названы одним и тем же именем: Юджин Джером Дюпуа. Чтобы различить своих потомков, родители используют номера.
Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!
II. Практическая часть
2.1. Результаты исследования анкет
Выбор имени имеет большое значение. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 7 «а» класса, в количестве 21 человек.
Защита проекта «Что означают наши имена?»
Цель: отрабатывать навык самостоятельного отбора и анализа, обобщения и представления материала по теме «Наши имена».
Задачи: расширить кругозор детей по теме «Наши имена», отрабатывать навык работы на ПК с программой Microsoft Office Publisher; развивать исследовательские умения учащихся; воспитывать умение работать в команде над решением единой проблемы; предупреждать утомляемость через смену видов деятельности.
Оборудование: компьютерное обеспечение, проектор, проекты учащихся.
I. Вступительное слово учителя.
Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.
Славянские имена самые старые из тех. Что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав-святая слава, Владимир- владеющий миром, Людмила- людям милая.
Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами- назвали его Чернышем. Белокурую девочку- Беляной. Часто имя было связано сростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).
Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.
После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.
В нашей семье был обычай – не обижать святых и давать имена по святцам: какой святой приходился в день рождения – того и приглашали в покровители.
Таким образом отец мой получил имя Галактиона, его брат…щеголял редким именем Никтополион. Мои братья получили Юлиана и Иллариона, и родись я в день святого Псоя, быть мне Псоем Короленко. Счастью, я родился на Владимира.» Русский писатель В.Г.Короленко
II. Толкование имен.
-А знаете ли вы почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли его толкование?
Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной эту тему, не остались «безымянными».
— Какие пословицы и поговорки с именами знаете?
IV. Стихи. Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена.
Слово представляется группе учащихся, которые сделали подборку стихотворений.
Настенька, голубушка!
Выгляни в окно.
Там на небе солнышко
Вышло уж давно.
Там на небе пташечки
Малые поют.
Там на небе облачки
Синие плывут.
Там на небе радуга
Выгнулась дугой.
Настенька, голубушка!
Ты окно открой.
V. Частушки. Исполняет группа девочек.
Ставьте ушки на макушки,
Слушайте внимательно,
Пропоем мы вам частушки,
Очень замечательно!.
Горе горькое у Тани,
Всем Танюшу жалко –
Из дыры в ее кармане
Выпала шпаргалка.
Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример.
Петя с музыки сбежал,
На ботанику попал.
Был ответ его не плох:
До, ре, ми, фасоль, горох.
Сунул Леша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя — забыл помыть!
Эля с Женей на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать —
На уста кладут печать!
По-геройски Лена с ленью
Воевала целый день.
Но, к большому сожаленью,
Победила Лену лень.
Коля вышел отвечать,
Но не знал, с чего начать.
Час молчал, потом изрек:
«Анна Павловна, звонок».
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.
Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать —
Чистить, мыть или стирать.
Наш Илья — вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает — ну, хоть плачь!
Хоть оценки и не очень,
Наш Сережа знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили —
Так проступок небольшой!
В нашей школе всего 550 детей, имен женских-58, мужских 64.
Самые редкие т.е. с такими именами учатся по одному ребенку в школе:
Алсу | Инна | Лейла | Регина |
Ангелина | Лариса | Маргарита | Сабина |
Вера | Ленара | Наталия | Софья |
Жанна | Лиана | Равиля | Эльвира |
Замира | Лина | Раиса | Эльмира |
Богдан | Ринат | Радик |
Григорий | Айрат | Ильяс |
Ильназ | Анатолий | Мансур |
Исмаил | Георгий | Салават |
Камиль | Кирилл | Эдуард |
Рамиль | Святослав | Эльдар |
Рафис | Тимофей | Якуб |
Самые популярные имена:
Женские | Мужские | ||
Имя | Количество детей | Имя | Количество детей |
Александра | 10 | Денис | 10 |
Ирина | 12 | Максим | 11 |
Мария | 12 | Алексей | 12 |
Екатерина | 15 | Евгений | 14 |
Ольга | 15 | Дмитрий | 15 |
Юлия | 16 | Сергей | 18 |
Елена | 17 | Александр | 18 |
Татьяна | 18 | ||
Анастасия | 24 |
VII. Знаете ли вы, что… Группа детей представляет интересные сведения, связанные с именами.
VIII. Ребусы составлены группой детей. (Приложение 1)
IX. Представление буклетов выполненных 3 группами детей в программе Microsoft Office Publisher, содержащие информацию о значении имен авторов? Выполнявших буклеты и занимательный материал по тематике проекта.
X. Зрительная физминутка.
XI. Самостоятельная работа в программе Microsoft Office Publisher по созданию обложки для книги, которая состоит из материалов, собранных детьми в ходе работы над темой проекта.
XII. Демонстрация лучших работ, рекомендации по усовершенствованию для менее удачных работ.