Продюсирование и культурная политика что это
Отделение продюсирования и культурной политики
Отделение продюсирования и культурной политики реализует:
программы подготовки бакалавриата по направлению «Журналистика», профили:
«Продюсирование и культурная политика»
«Экспертная журналистика, критика и обозрение»
программы подготовки специалитета по направлению «Продюсирование» специальность:
«Продюсер мультимедиа»
«Продюсер кино и телевидения»
программу подготовки магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управления»
«Продвижение и управление брендами».
Наши выпускники будут придумывать, продвигать и воплощать социальные, общественно-политические, государственные, культурные проекты. По сути речь идет о коммуникации власти и общества, социальном творчестве и формировании культурной перспективы.
Слово «проект» имеет латинские корни и буквально означает «брошенный вперед». Людей, ориентированных в будущее, готовых добиваться задуманных целей, способных реализовывать самые дерзкие идеи на благо общества, будет готовить Отделение продюсирования и культурной политики.
Мастера курсов – журналист, медиа-менеджер, руководитель проекта «Жди меня» Юлия Будинас и публицист, продюсер Павел Сурков.
Сотрудничество:
С нами работают известные российские журналисты и продюсеры: Светлана Миронюк, Александр Любимов, Игорь Степанов, Екатерина Жилякова, Софья Чмух, Сергей Брилев, Елена Гликман и другие.
Телефоны: (499) 956-98-32, (916) 191-54-34, (916) 534-13-55, (996) 970-91-09, (977) 387-55-06
Продюсирование и культурная политика
Описание
Именно такого специалиста – способного придумать и реализовать значимые для общества проекты, пройти путь от генерирования идеи до ее воплощения – готовит программа «Продюсирование и культурная политика».
Выпускники программы будут решать задачи коммуникации власти и общества, социального творчества и формирования культурной перспективы.
Мы научим разрабатывать, реализовывать и продвигать политические, социально-культурные и медийные продюсерские проекты; управлять коллективами креативных организаций; инициировать и поддерживать социально-значимые проекты и программы, способствующие развитию современного общества; оценивать коммерческий потенциал проектов.
Прием проводится на базе среднего общего образования на основании оцениваемых по стобалльной шкале результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых Академией самостоятельно. На базе среднего профессионального или высшего образования – по результатам вступительных испытаний.
Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по следующим предметам: русский язык, обществознание. Дополнительно на факультете проводится творческий экзамен (эссе на заданную тему и тест).
Кем будут наши выпускники?
И все это на базе широкого гуманитарного образования.
Где сможет работать выпускник?
«Продюсирование и культурная политика» – новый профиль на рынке медиа, коммуникаций и рекламы
Представляем программу бакалавриата «Продюсирование и культурная политика», которую реализует Отделение продюсирования и культурной политики ИГСУ РАНХиГС.
Здесь готовят специалистов, способных разрабатывать, воплощать и продвигать политические, социально-культурные и медийные продюсерские проекты.
– Чем уникальна программа?
– Программа предполагает участие студентов в достаточно крупных социальных проектах, направленных на улучшение жизни общества – она, можно сказать, такая идейная, концептуальная. Работа идет так: студенты сканируют общественное пространство, выявляя в нем различные лакуны, и придумывают, как можно их восполнить. А дальше мы стараемся системно встроить эти решения в общий тренд развития общества – на уровне государственных программ, программ гражданского общества. Самые яркие и понятные примеры социального продюсирования – это «Бессмертный полк», работа портала «Такие дела», деятельность различных фондов, помогающих людям.
Здесь очень важна практика, и это наш козырь – мы обеспечиваем наших студентов местами практики на 100%. Например, несколько ребят в этом году пошли работать на Первый канал в программы «Время» и «Доброе утро», другие – в пресс-службу российской телерадиосети «Останкино», портал «Такие дела», помогать координаторам ЛизаАлерт, в фонд Вознесенского, в театры, музыкальные компании-продакнш, ивент-компании – охват достаточно широк.
– Чему конкретно меня на ней научат?
– Программа реализуется по направлению «Журналистика» и фактически обеспечивает два образования: ребята получают широкую гуманитарную подготовку журналиста и управленческие навыки продюсирования. Они научатся понимать социальный заказ, набирать эффективные команды и управлять ими, составлять сметы и рассчитывать экономику проекта, выстраивать связи с государственными органами и организовывать информационную поддержку проектов. Согласитесь, это достойный набор знаний и умений для профессионального старта.
– Как будет называться специальность в дипломе?
– Выпускники получат диплом бакалавра журналистики по профилю «Продюсирование и культурная политика».
– Кто преподаватели? Как построено обучение? Есть ли предметы на иностранном языке?
– Можно с гордостью говорить о наших преподавателях – мы собирали команду, можно сказать, в «ручном режиме». И достигли главного: учиться у нас интересно, хотя и непросто.
Мастер курса первого набора Юлия Будинас – известный журналист и редактор. За ее плечами – работа в ведущих федеральных изданиях на руководящих должностях, последние 15 лет работала главным редактором и продюсером программы «Жди меня» (типичный пример совмещения журналистики и социального проекта).
Мастер 2 курса Павел Сурков – человек необычайно разносторонний: журналист, продюсер, композитор, режиссер, создатель виртуального театра, автор множества книг о музыке, и при этом юрист по первому образованию. В период самоизоляции, когда мы не могли отправлять студентов на практику из стен Академии, они проходили практику у Павла Владимировича, который в это время снимал полнометражный художественный фильм по рассказу Конан Дойля «Когда земля вскрикнула». Фильм занял II место на фестивале в Швеции, I место на фестивалях в Великобритании и в Индии, и участие в нем стало выдающимся успехом для первокурсников. Сейчас наши студенты работают в очередном проекте Павла Суркова.
Из «звезд» также отметим «поэта и гражданина» Дмитрия Быкова (Дмитрий Львович читает курсы теории литературы и истории отечественной литературы); молодого, но очень талантливого преподавателя Киру Мясникову; выдающегося преподавателя стилистики русского языка Анастасию Николаеву, чей учебник «Стилистика интернет-общения» выиграл конкурс Роспечати и рекомендован как лучший учебник для факультетов журналистики.
Дисциплину «Основы журналистской деятельности» читает Сергей Давыдов, в разные годы бывший заместителем председателя ВГТРК (награжден за огромный вклад в эту работу медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени), руководителем радиокомпании «Москва», одним из создателей «Радио России».
Теорию коммуникации преподает Екатерина Жилякова, которая 20 лет проработала главным редактором журнала «Муниципальная власть», входила в состав Советов по развитию МСУ при председателе Госдумы РФ и председателе Совета Федерации.
Режиссер, сценарист, редактор, публицист, переводчик, колумнист Газета.Ru Юлия Меламед ведет профессиональные творческие студии.
Даже в самые сложные теоретические вопросы наши преподаватели встраивают практические кейсы, рассматривают их с нестандартной точки зрения. Например, в рамках курса «Современное государство» профессор Светлана Бошно может предложить студентам найти правовые основы в известных романах-антиутопиях, а Юлия Будинас – пригласить ребят стать участниками своего проекта, документального сериала «Неспокойные ночи» для закрепления знаний по журналистике и продюсированию.
– Где я смогу работать и сколько буду зарабатывать?
– Выпускники смогут работать журналистами, пиарщиками, специалистами по связям с органами власти. В самих органах власти – в департаментах внутренней политики или в отделах по связям с общественностью – смогут вписаться в команды, обеспечивающие подготовку выборов. Открыт для них путь и в креативные индустрии.
– Как поступить на программу?
– Для поступления на программу надо до 13 августа подать документы, иметь достойные результаты ЕГЭ по русскому языку и обществознанию и пройти дополнительное вступительное испытание – тест, посвященный азам профессии и пониманию сегодняшней общественной повестки.
Всю дополнительную информацию можно найти на сайте Академии и на странице программы.
Школа молодого продюсера
Отделение продюсирования и культурной политики ИГСУ РАНХиГС приглашает абитуриентов программы бакалавриата «Продюсирование и культурная политика» и всех интересующихся развитием своих креативных компетенций (soft skills) в управлении проектами в области социальной, культурной и гуманитарной деятельности
Школа сочетает в себе три направления работы:
Школа молодого продюсера состоит из теоретических уроков, каждый из которых дополняется соответствующим практическим (творческим) заданием, который обсуждается на следующих уроках совместно преподавателем и учащимися.
Занятия проводятся раз в месяц по субботам в 13.00.
Расписание занятий. Сезон 2
Занятие 1. Введение в профессию (октябрь 2021)
Что такое продюсирование? Где продюсер может реализовать себя? Что такое продюсерские проекты?
Практическое задание: формулировка продюсерской идеи
Занятие 2. Тестирование идеи (ноябрь 2021)
Как работать с идеей? Как формулировать тест-запрос? Как проверить идею на жизнеспособность?
Практическое задание: проведение теста идеи
Занятие 3. Продюсерские кейсы (декабрь 2021)
Самые яркие продюсерские кейсы из разных областей. Анализ основных продюсерских инструментов.
Мастер-класс: продюсерский кейс
Практическое задание: рефлексия применения инструментов в рамках собственной идеи
Занятие 4. Партнерство в продюсировании (февраль 2022)
Понятие партнерства. Установление партнерских связей. Управление ресурсами.
Мастер-класс: партнерский кейс
Практическое задание: тестирование партнерства в рамках реализации собственной продюсерской идеи
Занятие 6. Коммуникация в продюсировании (апрель 2022)
Как коммуницировать с потенциальными партнерами. Анализ разных типов взаимодействия. Внутренняя и внешняя коммуникация.
Финальный питчинг идей в рамках школы
Игорь Барциц: Мы должны показать нашим детям преимущества России
Интервью с директором Института государственной службы и управления РАНХиГС, доктором наук, профессором Игорем Барцицем
С будущего года на факультете журналистики Института государственной службы и управления (ИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) начнут обучение по нескольким новым направлениям. Про одно из них — «Продюсирование и культурная политика» — «Собеседник» расспросил директора Института, доктора юридических наук, профессора Игоря Барцица.
Предугадываем новые специальности
— Новые направления — это и новые профессии?
— По большому счету, да. Образование переживает очень интересный этап развития. В современном мире профессии становятся дробными, более частными. И сегодня уже нельзя выпускать просто управленцев, юристов или экономистов. Уже со студенческой скамьи человек должен постоянно конкретизировать свой выбор. Сложность в том, что, с одной стороны, эта конкретизация не должна перекрыть возможность дальнейшей смены профессии, с другой, нельзя объять необъятное, необходимо с самого начала выбрать свои жизненный приоритет. Поэтому все ведущие университеты находятся в постоянном поиске новых направлений и профилей, в уже казалось бы устоявшихся специальностях, найти пути углубления и профессионализации. Это — попытка отреагировать на происходящие в обществе и экономике процессы. Если угодно, попытка предвидения, какие специальности потребуются обществу лет через 5-10-15… При этом нельзя терять классических основ образования, все-таки образование должно быть в хорошем смысле консервативным.
— Что такое продюсирование и культурная политика с точки зрения ИГСУ?
— Речь не идет о широкораспространенном заблуждении, что продюсировать можно и нужно талантливых или безголосых певиц, театральные постановки или кинофильмы. Эта стезя в стране худо-бедно, но налажена. В Президентской академии мы говорим о другом — о продвижении социальных, общественно-политических, государственных, культурных проектов. По сути речь идет о коммуникации власти и общества, социальном творчестве и формировании культурной перспективы. Мы должны спродюсировать и утвердить привлекательный образ нашей страны и главное, привлекательный образ жизни в нашей стране. Причем, привлекательный прежде всего для ее граждан.
— Можете ли назвать программы, которые требуют такого продвижения?
— Мы все живем в мире этих проектов, их можно по-разному называть, общественные инициативы или социальные стартапы, тематические акции или юбилейные и политические мероприятия. Возьмем один из ярких примеров — «Бессмертный полк». Ведь это кто-то (группа журналистов из Томска в 2011 году) придумал, кто-то оценил, кто-то обеспечил идейной и финансовой поддержкой. От момента идеи до многотысячного шествия по Тверской улице проект пережил много этапов своей подготовки, в итоге — социальное явление. Томичи могли бы сколько угодно радоваться своей замечательной задумке в одиночестве, если бы не появилась общественная (или даже государственная) задача продвижения этого проекта. А на выходе мы получили «Бессмертный полк» не только по всей России, но и в Нью-Йорке, Париже, Ханое.
— Вообще-то эту идею томского журналиста сначала поддержали люди.
— Да, но прежде, чем они его поддержали, возник вопрос продвижения проекта.
Перечислять можно бесконечно: год театра, искусства, экологии, перекрестные годы образования и науки с зарубежными странами, международные проекты типа форума гражданских обществ России и Германии «Петербургский диалог» или форума «Трианонский Диалог» России и Франции и т. д. Все они нуждаются в продвижении — от задумки до реализации.
Приведу пример из другой сферы. Вспомните эпизод из фильма «Дъявол носит Prada», когда редактор модного журнала говорит своему ассистенту: «Вы подходите к шкафу и выбираете. мешковатый голубой свитер. Но. Вы не знаете о том, что этот свитер — не просто голубой, не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что в 2002 году Оскар Де Ла Рента создал коллекцию платьев небесно-голубого цвета. Ив Сен-Лоран — коллекцию небесно-голубых френчей. И вскоре другие дизайнеры ввели небесно-голубой цвет в свою палитру. Затем он просочился в крупные магазины одежды, а потом спустился еще ниже, достиг какого-нибудь магазина уцененных товаров, где вы его и выудили. Однако ради появления этого оттенка были затрачены миллионы долларов и огромный труд. »
Извините, что так овеществлённо, но очень наглядно. То же самое и в мире социальных идей и социальных проектов. Мы можем пренебрежительно относиться к продвижению социальных явлений и культурных проектов, утверждать, что сами себя сделали, но это не так. Эти проекты формируют нашу жизнь и наш образ мышления. А за ними — огромный и профессиональный труд людей.
Сегодня все меньше спонтанных происшествий
— Все это прекрасно. Но какое отношение это имеет к журналистике? Вы готовите людей, которые сделают эти проекты интересными для прессы?
— Не только и не столько. Речь идет о подготовке людей, которые смогут пройти все этапы — от генерирования идеи, ее организации, продвижения до приведения к какому-то результату. Современная журналистика все больше и больше становится производством событий и фактов. Первые планируются и прогнозируются, вторые — это то, что случилось. В сегодняшнем информационном пространстве все больше планируемых мероприятий, меньше спонтанных происшествий. И наша задача не придумывать то, чего нет. Наша задача — придумать некое социально-общественное явление, которое будет продвигаться. И которое должно привести к тем или иным результатам.
По сути это уже не журналистика в привычном нам понимании — если определять ее как описание того, что произошло и к чему корреспондент не имеет никакого отношения, он просто фиксирует факт, пытаясь найти в нем что-то интересное, злободневное или полезное для того слоя людей, которые читают его издание. Мы же понимаем, что это разные интересанты — те, кто читает, допустим, «The Financial Times», «Washington Post», «Ведомости», «Московский комсомолец» или «Новую газету».
Современная журналистика — это продвижение, если угодно, социальных ценностей. И эти вещи должны придумываться, продумываться, реализовываться.
Пенсионная реформа — тоже проект
— То есть вы будете учить студентов создавать такие проекты?
— По сути, да. Это — сочетание навыков управления, реализации проектов и понимания вектора культурной политики. В том числе навыков описания проектов привлекательным для общества языком.
Я считаю, что одна из главных проблем взаимоотношений общества и власти в том, что власть зачастую не доводит до конкретного гражданина цели и задачи той политики, которую она реализует. И очень много позитивных идей остаются не доведенными до граждан, в поддержке которых эти идеи нуждаются.
— Так в чем же дело? На примере пенсионной реформы мы видели, что это не является для власти большой проблемой.
— В современном мире власть не может эффективно работать без поддержки и доверия общества. Возможно, несколько позже стран западной демократии, но Россия оказалась в уникальной (такого в нашей истории еще не было). ситуации: сегодня власть нуждается в поддержке народа, в его доверии. Извините за высокопарность. Ну представьте, чтобы Петр Первый или Иосиф Сталин переживали: строить или нет Петербург или Беломорканал? Не случайно сегодня столь велико внимание ко всевозможным опросам общественного мнения, рейтингам доверия к государственным институтам и конкретным политикам.
— При принятии пенсионной реформы почему-то никого не заботил ни падающий рейтинг доверия, ни протесты граждан.
— Нет, это не так. И инициаторы реформы, и управленческие круги понимают значимость общественной поддержки. Но в том-то и проблема, что методы коммуникации власти и общества очень несовершенны. На мой взгляд, не была выстроена правильная система коммуникации — не агитации и пропаганды, а разъяснения и продвижения идеи реформы — с конкретными группами населения.
— Почему вы так уверены, что реформа была правильной? Многие серьезные экономисты были не согласны с этим тезисом, который власть приняла за аксиому. То есть та точка зрения, которую власть в итоге жестко продавила (а по вашей схеме, могла бы продавить более мягко), отнюдь не была единственно верной.
— В любом случае тема пенсионной реформы — это тема для коммуникации практически во всех развитых обществах. Не обсуждать ее не получится.
Проект «Пенсионная реформа» нужно продюсировать (в хорошем смысле) — с разъяснениями, с элементами агитации и реализации в фокусных группах. С пояснениями — каждому человеку — к чему это приведет.
Задача: продавить?
— Тут важен посыл: с задачей непременно принять или найти наиболее удобную модель?
— Если властью поставлена задача «принять», значит, нужно довести до людей именно эту позицию и разъяснить ее. Но при этом иметь обратную связь. Как потом и произошло — вспомните, что в закон начали вноситься коррективы.
— То есть мы говорим в конце концов не об объективности, а о лояльности?
— Что такое объективность? Я скептически отношусь к этому термину. Современный мир субъективен. На мой взгляд, жить в XXI веке по пенсионным нормативам 1930-х годов — и непозволительная роскошь, и модель, несоответствующая современному образу жизни. Это моя субъективная позиция. Если ей нужны объективные подтверждения, то они есть: это и продолжительность жизни, и производительность труда, и пенсионная нагрузка, и соотношение работающих и пенсионеров.
— Но если мы говорим о пенсионной реформе, как о проекте, который непременно надо продавить.
— Не продавить, а разъяснить и начать в обществе дискуссию: на какие механизмы мы можем и вынуждены пойти, а от каких придется отказаться. И эта дискуссия должна быть отрежиссирована, спрогнозирована — с постановкой задач (которые, не исключено, в ее ходе могут и меняться).
Но мы с вами согласились: в любом развитом обществе пенсионная тема актуальна. Так же, как и тема здравоохранения и так далее.
— Можно согласиться с актуальностью темы. Но как согласиться с методикой ее исполнения?
— А вот дальше вопрос взаимодействия людей, продвигающих проект, с обществом — то, что мы называем уже культурной политикой. Ведь не стоит задача — продавить через колено. Задача — сделать так, чтобы общество размышляло и приходило к каким-то выводам.
— Дается ли при этом слово тем, кто против?
— Конечно. И даже тем, кто сомневается. Вопрос общественного доверия — это вопрос открытости и честности. Подходя к теме доверия общества власти, я задаю студентам вопрос: что нужно чтобы понравиться — другому человеку, работодателю, профессору? А надо быть открытым и искренним. И в общении власти и общества это имеет огромное значение. Неслучайно все управленческие системы, которые на том или ином этапе переживают этап реформирования, прежде всего ставят вопрос открытости. Первая серия английского сериала начала 1980-х так и называлась «Открытое правительство». Спустя пару-тройку десятилетий, формат «открытого правительства» широко обсуждался и в России.
Доверие сегодня можно рассматривать и как экономическую категорию, и как правовую. Для современного управления — это вообще ключевая категория. Это — ценность современного общества. Если есть доверие, дальше можно уже говорить о ведении бизнеса, о совместном ведении проектов, об эффективном государственном управлении.
А вопрос формирования культуры доверия возможен только в условиях честной дискуссии. Образцом общественной дискуссии и продвижения ценностных вещей можно было бы назвать процесс, который так организован, чтобы можно было выслушать все стороны, понять, в чем доводы власти безальтернативны, а чем можно поступиться. Согласитесь, что это сложнее, чем спродюсировать театральную постановку.
Продвигать свои ценности
— Все это больше похоже на политтехнологов, чем на продюсеров.
— Я бы не стал это так называть.
Вот следующий пласт задач. Мы говорим о том, что у нас сложно строятся отношения с миром. Думаю, тут тоже надо выстраивать линию по продвижению наших ценностей. У любого государства есть свои задачи, каждое старается определить свою ценностную модель (другое дело, что каждая из них нуждается в дискуссии). Называйте это агитацией, пропагандой, но если у нас есть свое видение культурной перспективы и свои ценности, почему мы не имеем права их продвигать и обосновывать?
— Как я понимаю, сегодня любая такая наша попытка в мире не сильно приветствуется.
— Это вопрос навыков и умения. Мы, к примеру, во Франции ежегодно проводим конференции по сотрудничеству в области образования. Наша задача — привлечь как можно больше французских ученых, чтобы обсудить с ними ситуацию в образовании и представить свое видение, а не в том, чтобы вывезти своих профессоров за границу. И это самое сложное. И тоже требует профессионального подхода. И здесь должна быть очень большая совокупность знаний, умений, организации, фантазии. Чтобы люди пришли по профессиональному и человеческому интересу. Думаю, мы еще только в начале пути по профессиональному продвижению своего образа жизни, своих ценностей, своего представления о правильном и красивом в новом мире.
Молодое поколение более цинично и конкретно. На Западе есть вполне конкретный интерес к России. Причем весьма позитивный, как это вам ни покажется странным. При всех наших сложностях и санкциях они видят в России динамичное общество, страну, которая предлагает варианты для бизнес-развития. И это их привлекает.
Приведу пример из нашей академической жизни. В РАНХиГС приезжал государственный секретарь Франции по внешней торговле и туризму. На встречу со студентами (которых набралось около полутысячи) пришли и обучающиеся в Академии французы. Один из них вдруг задает вопрос: «Г-н министр, вы отдаете себе отчет, что ваша политика санкций приводит к негативным взаимоотношениям с Россией? Я здесь учусь и вижу, что та политика, которую вы реализуете, неверно подает интересы Франции». Я даже неловко себя почувствовал: как бы не заподозрили, что это — подготовленный вопрос. Но ведь французу нельзя сказать: вот тебе вопрос, прочти его. Это не срежиссировать. И госсекретарь это понял.
Образовательная линия — это тоже общественные проекты, их тоже нужно продвигать. В конце концов все правительства пользуются специальными службами, агентствами, которые занимаются продвижением различных проектов. Мы должны продюсировать и продвигать свое образование, свое университеты. В этом тоже государственная политика.
— В общем, вы нацелены на воспитание поколения новых комиссаров.
— Ничего плохого в этом слове нет. Да, это будут управленцы, которые начнут реализовывать в гуманитарной сфере наше понимание ценностей.
Причем такое продвижение гораздо более важно внутри страны, чем за рубежом (хотя и там это надо делать) — мы должны показать нашим детям преимущества своей Родины, сделать жизнь в России достойной и привлекательной для граждан.
Материал вышел в издании «Собеседник» №10-2019.