Продуктом взаимодействия личностных и ситуационных факторов является что

Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.

Хотя большинство персонологов давали разные описания и объяснения поведения, они допускали, что внутренние задатки (или то, что иначе называется переменные человека)ответственны за поведение человека и могут адекватно объяснить его. Иначе говоря, главный тезис психологии личности заключается в том, что внешнее поведение отражает действие причинных факторов, лежащих в его основе, которые относительно стабильны во времени и ситуациях. Психодинамическая теория Фрейда является ярким воплощением этой точки зрения, ориентированной на человека.Более чем любая другая теоретическая позиция, представленная в этой книге, психодинамическое направление допускает, что поведение человека диктуется стойкими личностными характеристиками, которые берут начало из кризисов в детском возрасте. Диспозициональное направление, представленное здесь в лице трех таких наиболее выдающихся теоретиков, как Олпорт, Кеттел и Айзенк, также в большой степени опирается на положение, что поведение определяется факторами внутри человека. Эти три теоретика, несмотря на их несогласие по поводу природы и количества диспозициональных характеристик, разделяют важное положение о том, что они оказывают причинное влияние на поведение человека во многих ситуациях. В отношении Кеттела нужно отметить, что он не игнорировал влияния специфических ситуаций окружения на поведение. Как вы, вероятно, помните, Кеттел полагал, что каждая черта личности должна оцениваться по ее значимости в определенной ситуации. Тем не менее, концепция глубинных черт личности составляет наиболее важный конструкт в его теории.

В меньшей степени важность интрапсихических структур и процессов также видна в постфрейдовских теориях, таких как теория Юнга (психологические типы), теория Адлера (чувство неполноценности) и теория Хорни (базальная тревога). Эти теоретики, несмотря на различие их подходов, сходились во мнении, что личностные задатки имеют большое влияние на жизненный опыт человека. Келли в своей когнитивной теории концентрируется почти исключительно на переменных человека, его больше всего интересовало объяснение того, как уникальная конструктная система человека влияет на внешнее поведение. Также и феноменологическое направление Роджерса склоняется к трактовке переменных человека (стремление к самоактуализации, Я-концепция) как важнейшей движущей силы поведения. Все эти теоретики разделяют положение о том, что личность состоит из глобальных устойчивых задатков, которые определяют поведение в самых разных ситуациях.

Хотя ситуационно-ориентированная точка зрения,только что рассмотренная, может показаться обоснованной, возможно даже неоспоримой, большинство персонологов традиционно принижают роль ситуационных компонентов поведения в своих теориях и экспериментальных исследованиях (Gergen, 1982; Veroff, 1983). Однако не следует забывать: идея о том, что ситуационные переменные более важны для определения действий человека, чем личностные переменные, всегда представлялась несомненной социальным психологам. Тем не менее, факт, что направление исследований в современной персонологии постепенно меняется. А именно, все больше персонологов начинают признавать, что нужно понять влияние различных аспектов окружения на поведение (Blass, 1984; Bronfenbrenner, 1979; Schutte et al., 1985). Например, был предложен систематизированный подход к пониманию ситуаций, который привлек внимание персонологов. Его автор Моос считает, что в формировании поведения людей играют решающую роль шесть общих характеристик окружения (Moos, 1973, 1976). Эти характеристики: 1) экология, 2) поведенческое окружение, 3) организационная структура, 4) характеристики людей в ситуации, 5) осознанный социальный климат и 6) функциональные и подкрепляющие качества. Очевидно, возможны и многие другие системы, с помощью которых можно изучать поведение человека в связи с социальным и физическим окружением. Несомненно одно: интерес персонологов к тому, как окружение влияет на действия людей, значительно возрос в последние годы (Canton et al., 1982). В результате, мы знаем гораздо больше, чем когда-то, о том мощном влиянии, которое окружение оказывает на людей, живущих и действующих в нем.

Хотя любой жизнеспособный подход к изучению человека должен учитывать влияние ситуаций, сосуществующих одновременно вне его, следует также признать, что диспозициональные качества так или иначе присутствуют в объяснении поведения, претендующем на полноту. Иначе говоря, поведение определяется переменными человека, ситуацией и их взаимным влиянием друг на друга. Тезис о том, что поведение является функцией от взаимодействия человека и окружения, становится все более популярным в психологии личности (Houts et al., 1986; Pervin, 1978; Snyder, Ickes, 1985). Обычно описываемый как интеракционистский подход,он нигде так не очевиден, как в концепции Бандуры о взаимном детерминизме. В соответствии с версией интеракционизма у Бандуры, человек, ситуация и поведение входят в состав взаимозависимой и динамичной системы причин и следствий. В теории социального научения Роттера также предполагается, что объяснение поведения человека требует понимания взаимодействия людей со значимым для них окружением.

С позиций интеракционизма личность объясняется как гипотетический конструкт, который «относится к особым формам поведения (включая познание и эмоции), которые характеризуют адаптацию каждого индивида к ситуациям своей жизни» (Mischel, 1976, р. 2). Более того, переменные человека представляют собой весь прошлый опыт, закодированный в центральной нервной системе, который помогает индивиду эффективно справляться с требованиями современной жизни. Ситуационные переменные, с другой стороны, представляют собой условия окружения, в котором осуществляется поведение человека и которое ощутимо влияет на него. Последующая реакция может колебаться от мысли или эмоции до какого-то внешнего действия. С точки зрения интеракционистского направления, считается, что у человека имеется способность в значительной мере осуществить выбор того окружения, в которое он входит, и того поведения, которое он выстраивает. Этот динамический подход к пониманию того, как человек и окружение постоянно и обоюдно влияют друг на друга, дает объяснение сложности поведения, очень отличное от того, что предлагается подходами, ориентированными на человека или на ситуацию.

Существует много различных версий интеракционизма (Ozer, 1986). Тем не менее все больше исследователей соглашаются, что интеракциональная модель личности дает самую лучшую систему для адекватного объяснения поведения человека (Emmons et al., 1986; Endler, 1981). В частности, данный подход применим для определения того, в какой степени сложное поведение регулируется интеракциями, которые зависят и от ситуационных переменных, и от задатков. Интеракциональная модель как минимум представляет очень нужную поправку в области психологии, которая до этого сосредоточивалась на индивиде в целом, часто игнорируя взаимные связи между человеком и постоянно меняющимися условиями его жизни. Более того, интеракционистский подход должен расширить наши представления о том, в каких ситуациях решающую роль в выстраивании поведения играют личностные характеристики, а в каких они не играют никакой роли. И наконец, интеракционистское направление должно способствовать развитию теоретических конструктов, которые будут более адекватно характеризовать общую экологическую ситуацию человека, так, чтобы ее можно было принять во внимание в объяснении и прогнозе поведения (Bronfenbrenner, 1979; Jergen, 1982). Недавно, например, такие термины, как «ролевые задатки», «интерперсональные реактивные системы», «ситуационные прототипы» и «поведенческое окружение» прокрались в лексику персонологов.

Итак, мы полагаем, что в будущем направления психологических исследований, которые рассматривают человека и окружение, «придут к согласию» друг с другом через взаимный компромисс. Например, Мэри Джоунс будут рассматривать не только с позиций структуры ее Я-концепции и личностной динамики, как ее традиционно изучали в прошлом, но также как председателя комитета, потребителя товаров, отпускницу, школьного администратора и прихожанку. Вместо того, чтобы описывать ее как одного человека с множеством профессиональных и социальных ролей, ее будут изучать дома, на работе, на территории колледжа, в супермаркете и в церкви. Короче говоря, попытки понять Мэри Джоунс будут отражать признание того, что многие важные аспекты ее поведения не только влияют на то, как меняется ее жизненная ситуация, но также в большой степени зависят от обоюдных отношений или интеракций между ее уникальными личностными особенностями и ситуацией. Конечно, вопрос о том, как переменные человека и ситуационные факторы взаимодействуют в процессе выстраивания поведения, является спорным и требует привлечения новых исследовательских стратегий. Этому насущному эмпирическому вопросу, по всей вероятности, в следующие годы будет уделено значительное внимание.

Источник

Взаимодействие личностных и ситуационных факторов

В современной психологии мотивация поведения рассматривается как взаимодействие личностных и ситуационных переменных (см. обзор в [10]). Следует учесть, что ситуационные факторы в рамках этих представлений нельзя рассматривать упрощенно, как что-то внешнее, противостоящее внутреннему личностному, и как что-то, предшествующее по времени действию и являющееся стимулом, на который реагирует человек. И личностные диспозиции, и особенности ситуации в психологическом взаимодействии репрезентированы в сознании и в когнитивных схемах, которые непрестанно видоизменяются в циклических процессах, включающих действие и воспринимаемую обратную связь с его последствиями. Поскольку когнитивные схемы зависимы от возрастного развития и от различных аномалий психики, обусловливающих нарушения и особенности когнитивных процессов и смысловой оценки, необходимо в рамках личностных переменных учитывать возрастные особенности и психические расстройства человека. Основные элементы психологически адекватного понятия взаимодействия личности и ситуации сформулированы Д. Магнуссоном и Н. Эндлером:

Единство сознания и деятельности

Принцип развития

При таком понимании принципа развития системный подход в судебно-психологической экспертизе предстает не только как структурный, но и как структурно-динамический.

Таким образом, наиболее общими принципами психодиагностического исследования судебного эксперта-психолога являются системный структурно-динамический подход, учитывающий единство сознания и деятельности, а также тесное взаимодействие личностных и ситуационных факторов.

Источник

Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию

1. Ситуационные факторы – это посреднические переменные факторы, влияние которых либо порождает мотивацию, либо препятствует ей.

Такими ситуационными факторами являются:

В теории Герцберга такие моменты относятся к гигиеническим факторам.
Способ решения таких вопросов вызывал у индивида неудовлетворенное или нейтральное отношение, но не создавал мотивацию. В теории ожиданий факторы ситуации и внешней среды являются теми переменными, которые оценивают степень желательности цели и возможности ее достижения. Так, например, используемый на предприятии производственный метод может лишить работника возможности наиболее полного самовыражения, то есть ограничить удовлетворение такой его потребности.

С другой стороны, на мотивацию подчиненных и их достижения в работе и в значительной степени воздействуют поведение руководителя и его способ управления. Подчиненные делают выводы о том, какие достижения вознаграждаются, а какие – нет, и какие последствия следуют из их деятельности.

2. Ситуационные факторы зачастую лишают работника желаемого способа выполнения задания (например, отсутствие инструмента или собственного опыта), что препятствует достижению цели. Поэтому учет ситуативных факторов способствует усилению мотивации.

3. Личность работника влияет на мотивацию, если ясны причины успеха или его отсутствия. Недооценивающий себя человек причину неудачи ищет в себе, а другой – вне себя (в начальнике, руководстве или условиях труда). Представление работника о самом себе как личностная черта влияет на его опыт, ожидания и, наконец, мотивацию.

Способности и умение, ценности и потребности работника, а также ожидания, сформированные на основе его более раннего жизненного опыта, в целом мотивируют внутренние потребности либо более высокого уровня (в самовыражении и уважении), либо более низкого уровня (избежание неприятных переживаний, получение вознаграждения).

Источник

Организационное поведение МФПИ. поведение. Высшей формой организованной группы является

1 . Высшей формой организованной группы является

2. Организацию, созданную в области высоких технологий, в структуре которой формальности сведены к минимуму, с высокой степенью свободы работников, чувством общности в работе, высокой оценки компетентности работников, можно назвать … организацией

3. Общность людей, существующая в масштабах всего общества и выделенная на основе различных типов социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов, называется … группой

4. Процесс сопряжения целей компании и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих – это …

5. Если организация основана на добровольном объединении людей и ее характерными чертами являются изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников – можно сказать, что это … организация

6. Работник, планирующий свою карьеру, профессиональное развитие, рост квалификации с целью перемещения вверх по ступеням иерархии, проявляет… поведение

7.Большие группы – это …

*общности людей, существующие в масштабах всего общества и выделенные на основе различных типов социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов +

*группы, с которыми человек себя отождествляет, с членов которых берет пример, на которые ориентируется в своих симпатиях и антипатиях

*группы, создаваемые членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями и антипатиями, интересами, увлечениями, привычками

*группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся, но не отождествляют себя с ними, не считают мнение других членов группы значимым

8. Успешное вхождение человека в организацию зависит от процесса …

9. Группа целей, связанных с трудовыми обязанностями, называется … поведением

10.Устойчивость коллектива связана с …

с трудовой мобильностью

с высоким уровнем движения коллектива +

с динамичным развитием

11. Если учитывается некий порог действенности стимула, существенно различающийся в разных коллективах, можно сказать, что мы используем принцип…

12. Общая характеристика изменения положения работника в организации, требующая от сотрудника смены реального труда, называется … работника

13. Принцип стимулирования, соблюдение которого позволяет снизить уровень вознаграждения, – это принцип …

минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой +

14.Коллективизм (потребность быть в коллективе) характерен для …стиля управления персоналом

16.Используя индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников, мы учитываем принцип…

17.Одним из важнейших условий и способов поддержания существования корпоративной организации является …

*поддержание определенного стиля управления

*поддержание определенного состава рабочей группы

*постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов +

18. Если характерными чертами организации являются устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными, то такая организация называется …

19. Стремление человека решить практическую проблему с максимальным результатом определяется … поведением

20.С помощью условных рефлексов можно проводить обучение, формируя …

*новые связи между определенными стимулами и ответными реакциями +

*связи между процессом фрустрации и инсайта

*связи между предыдущим и нынешним опытом человека

21. Восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий – это … поведение

22. Личностное образование, которое определяет все поведение человека и проявляется в системе устойчивых мотивов, – это …

23. Видимые организационные структуры и процессы, такие как провозглашенные ценности, мифы, ритуалы, особенности взаимодействия, – это …

24.Систематическое обследование организации, планирование, реализация и поддержка непрерывных организационных изменений отражаются в концепции …

25.Организационное поведение является самостоятельным подвидом…поведения

26. Правила, выработанные и принятые группой, которые обязаны выполнять ее члены, называются групповыми …

28.В деловой сфере проявляется такая модификация поведения личности, как … поведение

29. Средство, обеспечивающее перемещение работников в соответствии с повышением их трудового потенциала и правильные пропорции между различными сферами занятости – это …

30. Определенное преднамеренное воздействие со стороны руководителя, являющееся решающим фактором управления людьми, называют …

31. К синтетическим формам организационной культуры относятся … обряды, обычаи, традиции и ритуалы правила внутреннего трудового распорядка индивидуальные формы поведения

32.Группа целей, связанных с трудовыми обязанностями, называется … функциональным трудовым целевым экономическим моделирующим организационным

33. Организация практически не способна повлиять на положительную сторону … мотивации

34. Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе … личности

35. … называют властью примера Власть вознаграждений Экспертную власть Харизматическую власть

36. Набор стандартов и критериев в отношении социальных явлений, которым человек следует в жизни, называются групповыми …

37. Совокупность или сообщество полуавтономных образований образуют … *коллектив *комитет *организацию

38. Коррекция или изменение поведения человека в процессе вхождения в организацию называется …

40. Необходимым условием успешного вхождения в организацию для любого работника является …

*знание ключевых норм и ценностей организации +

*его желание умение общаться

*среда прямого воздействия

42. Внешние факторы среды, такие как политические факторы, социальные факторы, научно-технический прогресс, – называются …

*факторами среды косвенного воздействия +

*факторами среды прямого воздействия

43. Внешние факторы среды, такие как поставщики, потребители, конкуренты, – называются …

*факторами среды прямого воздействия +

*факторами среды косвенного воздействия

44. Устойчивое объединение людей, преследующих общие групповые цели и удовлетворяющие интересы, потребности, связанные с их существованием, называется

45. Активность в деятельности – это …

*динамическое условие становления, реализации и видоизменения деятельности +

*сложное личностное образование, определяющее все поведение человека

*деятельности доминирующие потребности, интересы, убеждения, идеалы

46. Данному типу организации присуща высокая степень свободы в действиях работников … организации

47. Относительно обособленная общность людей (два и более человек), взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга, объединенных общими целями, интересами, деятельностью, рассматривающих себя как единое целое, называется …

48. Неформальные группы – это …

*группы, с которыми человек себя отождествляет, с членов которых берет пример, на которые ориентируется в своих симпатиях и антипатиях

*немногочисленные группы людей, объединенных на основе взаимных симпатий, общих интересов, увлечений и находящихся в непосредственном взаимодействии +

*группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся, но не отождествляют себя с ними, не считают мнение других членов группы значимым

*группы, созданные в структуре организации по решению руководства для решения определенных задач, функционирующие в соответствии с заранее установленными, утвержденными положениями, инструкциями, уставами

49. Сущность организационного поведения состоит в …

*в понимании, предвидении и управлении человеческим поведением в рамках организации +

*в изучении взаимоотношений работников и поведения групп работников

*в совокупности действий и поступков, в которых проявляются особенности характера деятельности, имеющей природные предпосылки

50. Оперантные реакции человека – это реакции …

*самопроизвольного или автоматического характера +

51. Фрустрационную теорию можно рассматривать …

*одновременно и как тормозящий аспект деятельности, и как провоцирующий на деятельность

*только как провоцирующий аспект, который заставляет человека задуматься о происходящих +

*вокруг него процессах только как тормозящий аспект деятельности

52. Сохранение постоянного состава работающих – это … трудового коллектива *мобильность +

53. В качестве основных этапов командообразования выделяют такие этапы, как …

*сближение, формирование, нормирование, функционирование, распад

*формирование, приспособление, нормирование, функционирование, расставание

*возникновение, взаимодействие, формирование рабочих отношений, действие, распад +

54. Наличие двойной морали поведения, в частности морали индивидуалистской и морали корпоративной, свойственно … организации

*как индивидуалистической, так и корпоративной +

55. Организация, представляющая собой совокупность или сообщество полуавтономных образований, – это … организация

56. Форма устойчивого объединения людей, преследующих общие групповые цели и удовлетворяющих интересы и потребности, связанные с их коллективным существованием, – это …

57. Матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций – это … стереотипы

58. Склонность руководителя к мелочной опеке, к излишне жесткой регламентации таких деталей работы исполнителей, которые не имеют отношения к их функциональным обязанностям, отражает авторитет …

59. Активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений определяется … поведением

60. Наиболее совершенной теорией научения человека является теория …

61. Принцип стимулирования, который основан на учащении выплаты вознаграждения и его четкой связи с результатом труда, – это принцип …

62. Характерным для … функции организационной культуры является то, что через ценности, принятые обществом, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание членов общества и их взаимодействие *

63. Для … организации формальности, как правило, нетипичны и сводятся до минимума

64. С позиций системного подхода организация представляет собой … систему

65. Власть, которая основана на том, что руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы, поскольку в его руках сосредоточены основные возможности распределения субъективно значимых для исполнителей стимулов, – это …

66. … – это свойство организационной культуры, характеризующееся тем, что внутри культуры может быть много локальных культур, отражающих дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам и т.п., называемым субкультурами

67. Устойчивое психическое состояние готовности личности к определенной оценке, реакции, действию – это …

68. Непосредственное влияние на организационное поведение работников и соблюдение дисциплины труда оказывают факторы … среды организации

69. Принцип стимулирования, при котором мы учитываем некий порог действенности стимула, существенно различающийся в разных коллективах, – это принцип …

70. Осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, – это …

71. Продуктом взаимодействия личностных и ситуационных факторов является …

72. … – это объединенная тесными деловыми и нравственными связями группа людей, имеющая общие цели, взаимодополняющие способности и выступающая как основа эффективной организации

73. Поставщики, государственные органы, потребители, конкуренты по отношению к организации относятся к факторам среды … воздействия

*одновременно и прямого, и косвенного

74. Стремление совладать с информационной перегрузкой за счет категоризации, в результате которой классифицируется все многообразие информации, определяется … поведением

75. Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий, называется …

76. Планирование организационного развития включает в себя … деятельность

*аналитическую и прогностическую +

77. Воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов, называется …

Этап развития эффективной команды, когда наблюдается переход к конструктивной работе, приспособлению и сотрудничеству друг с другом, всеми признается распределение ролей, возникает чувство товарищества, групповая сплоченность, общее представление о целях и задачах группы, – это этап …

Стремление человека решить практическую проблему с максимальным результатом – это … поведение Тип ответа: Одиночный выбор Статус: Новый автономное утилитарное исследовательское

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *