Продуктом науки являются не только знания в чем
§11. Наука в современном обществе
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;
искусство — художественное освоение мира;
наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;
право — совокупность норм, поддерживаемых государством;
образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).
Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.
Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.
Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений.
Долг — внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. Долгом может называться обязательство субъекта или группы субъектов перед другим субъектом или субъектами (например, людьми или Богом). Чаще всего в качестве долга рассматривается моральное обязательство (моральный долг, нравственный долг) — добровольное моральное обязательство индивида перед другими людьми.
Честь – общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.
В современном обществе наука представляет сложное, со многими звеньями, глубоко внутренне расчлененное духовное образование. Своей вопрошающей, постигающей, испытывающей, исследующей стороной она обращена ко всему сущему. Когда-то было сказано об искусстве, что оно «не брезгливо», ему до всего есть дело. К науке это можно отнести в еще большей степени. Нет той стороны, грани, аспекта мироздания, которые не могли бы стать объектом научного исследования. Его возможности и границы определены возможностями и границами научной социальной практики (понимаемой в самом широком смысле слова). В конечном счете наука, будучи всеобщим продуктом деятельности, характеризует реальный уровень и возможности самой практики.
Наука — это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла, наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, ещё в далёкой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке.
Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания.
В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтверждённые наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний — методы наблюдений, экспериментов, расчётов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники.
Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык — формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия — условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Пользование искусственным языком позволяет отвлечься от несущественных признаков изучаемых объектов и сосредоточиться на наиболее важном и общем. Вы произносите слово «прилагательное», и все, кто знаком с грамматикой, понимают, что имеется в виду одна из частей речи, обозначающая признаки предмета. Так же как в истории, слово «источник» означает не водный объект, а основу получения исторических сведений.
Наука, в отличие от мифологии или обыденного знания, предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами — от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.
Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности учёных, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. Учёными принято называть людей, профессионально занятых научной деятельностью, «производством» научного знания. Конечно, в сфере науки заняты не только собственно учёные. Им помогают, их обслуживают лаборанты, администраторы, инженеры и т. п. Люди многих профессий непосредственно связаны с этим особым видом производства.
Современную науку невозможно представить себе без научных журналов, альманахов, справочников и т. п., которые редактируются, издаются, оформляются рисунками, схемами, чертежами. Важную роль в развитии современной науки играют СМИ, которые популяризируют её достижения, освещают научные проблемы и т. д. Тем не менее сфера науки без учёных не может существовать и развиваться.
Современная наука выходит за рамки отдельных государств, и объединения учёных нередко включают специалистов определённой области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Учёные, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них — Нобелевская премия.
Настоящими учёными являются не просто образованные и талантливые люди, добившиеся успехов в научных исследованиях. Большинство из них — люди с высокими моральными принципами.
Во все времена сообщество учёных отвергало плагиат — присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование истине, честность перед самими собой и другими отличают настоящих учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. История и современность дают немало примеров преданности учёных своей науке, готовности жертвовать ради истины комфортом, свободным временем, а нередко здоровьем и самой жизнью. Честное имя в науке ценится ничуть не меньше результата исследования.
Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, — проблема последствий их работы. Неоднократно известные учёные делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.
С конца XX в. наука выступает в качестве общественной силы. Наука во многом оказывает влияние на самого человека. Она даёт человеку картину мира, постоянно дополняя и уточняя её детали. Эта картина не раз менялась на протяжении веков.
Кроме того, наука вооружила современного человека особым способом познания. Такой способ называют рациональным, что подчёркивает роль разума в процессе постижения истины. Данные науки сегодня активно используются не только для организации производства, но и при разработке прогнозов развития общества.
Наука играет всё более важную роль в обществе ещё и благодаря тому, что люди науки — учёные — являются существенной частью социально активного населения. Достаточно вспомнить академика А. Д. Сахарова, чьё имя отождествляется не только со смелыми научными открытиями, но и со столь же смелыми выступлениями против произвола и несправедливости. Гражданская позиция авторитетных для научного сообщества людей существенно влияет на общественное мнение.
Я согласен с писателем. Очень многое для нас делают ученые. Они облегчают нам жизнь. Без науки мы бы не могли жить, так же как и сейчас. Наука продвигает нас вперед.
Иван Петрович Павлов (14 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Всю совокупность рефлексов разделил на две группы: условные и безусловные.
1990-е гг. — победа над СПИДом; создание роботов-сиделок, способных обслужить пожилых и лежачих больных;
2001—2010-е гг. — преобладание электронных газет среди информационных изданий; применение пишущих машинок, воспринимающих человеческий голос; умение остановить рост раковых клеток и превратить их в нормальные; начало туристических экспедиций в космос;
2010—2020-е гг. — создание автомобиля на водородном топливе, понимание механизмов памяти и старения, создание искусственного глаза.
Какие прогнозы сбылись? Какие науки развивались наиболее быстро?
2001 — 2010 — е гг. — начало туристических экспедиций в космос;
2010 — 2020 — е гг. Создание автомобиля на водородном топливе; понимание механизмов памяти и старения — уже близки; создание искусственного глаза — только сетчатки.
Остальное — не сбылось.
Инновационный центр «Сколково» (в 2010—2011 гг. часто описывался как «Российская Кремниевая долина»)) — строящийся в Москве современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград, а также территория (отдельная площадка), представляющая собой протуберанец за МКАДом, и городской микрорайон Москвы, часть так называемой Новой Москвы.
В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, биомедицинские технологии, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.
Проект создания Инновационного Центра реализуется Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фондом «Сколково»).
Результатом деятельности Фонда «Сколково» должна стать самоуправляющаяся и саморазвивающаяся Экосистема, благоприятная для развития предпринимательства и исследований, способствующая созданию компаний, успешных на глобальном рынке.
Проектом предусмотрено, что к 2020 году на площади 2,5 млн м² будут жить и работать более 25 тысяч человек. Первое здание «Гиперкуб» уже готово. Вводятся в эксплуатацию объекты первой очереди «иннограда».
1. Какие три значения подразумевают в настоящее время под словом «наука»? Выпиши их.
Наука- особая система знаний.
Наука- особая сфера деятельности.
Наука- система организаций и учреждений.
2. Что свойственно научному знанию?
3. Заполни пробелы в схеме, выполни задания и ответь на вопросы. Что означает понятие система? (В случае необходимости воспользуйся словарём).
Совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений.
Объясни, почему научное знание является системой.
Потому что научное знание разделено на отдельные элементы и каждый из них изучает определенную область науки.
4. Какую роль в развитии науки играют средства массовой информации?
СМИ популяризируют её достижения, освещают научные проблемы и т.д.
Назови несколько современных научно- популярных журналов. (В случае необходимости обратись в школьную библиотеку, к материалам Интернета.)
«Вокруг света», «Наука и жизнь», «В мире науки»
5. Прочитай текст и выполни задания.
1) Каков, по-твоему, истинный смысл данной премии?
Высмеять учёных, которые сделали смешные открытия, привлечение внимания к научным работам.
2) Предположи, почему в присуждении премии принимают участие серьёзные учёные, нобелевские лауреаты.
Чтобы нобелевские лауреаты могли показать свои открытия, на них стоит равняться.
3) Нарисуй свой вариант эмблемы данной премии или эскиз возможного приза лауреатам.
6. Объясни смысл высказываний.
Это значит, что наука изучает то, что раньше было неизвестно человеку.
2) «Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться нашим знанием как следует». ( В. О. Ключевский 1841-1911, русский историк).
Наука учит пользоваться тем, что изучает, что открывается.
7. В чём сущность проблемы социальной ответственности учёных?
На учёных возлагается большая ответственность в развитии новой техники, общество развивается благодаря учёным и их открытиям.
§ 1. Естествознание как познавательная деятельность
Лучше подвергнуть долгому испытанию
однажды открытую истину, чем допустить
легкомысленное признание всего, что
создается пылким воображением человека.
Ж.-Б. Ламарк
В чем состоят особенности естествознания? Чем отличается научное знание от других видов знания?
Естествознание как познавательная деятельность. Естествознание прошло длительный путь развития. В XVI—XVII вв. оно обрело научную форму. Поэтому, прежде чем говорить об особенностях познания природы, необходимо выяснить, что же такое наука и каковы характерные черты научного метода.
Рафаэль Санти. Афинская школа (фрагмент)
В центре этой фрески изображены греческие философы — Платон, держащий в одной руке рукопись своего диалога «Тимей», а другой указывающий на небо, и Аристотель, держащий свой трактат об этике и указывающий на землю. Как вы думаете, о чем они спорят?
Существует множество разных определений понятия «наука». Все они сходятся на том, что наука — это особый вид человеческой деятельности, главным приоритетом которого является получение нового знания.
Науку интересуют самые разнообразные предметы и явления. Она изучает природу, человека, общество, культуру и даже самое себя. Но это не значит, что наука берется за решение любых вопросов. На каждом этапе своего развития наука задается определенным набором вопросов, тогда как другие остаются вне ее поля зрения и рассматриваются как запрещенные. К примеру, вопрос о том, как связаны между собой сила тока, идущего по проводнику, напряжение и сопротивление, является (по крайней мере так было с конца XVIII в.) вполне осмысленным научным вопросом. Ответ на него, как вы знаете, дает закон Ома, но вопрос «Зачем существует закон Ома?» не является научным.
Разумеется, человек получает знания о мире не только в результате научных исследований. Многое мы узнаем из произведений литературы и искусства, философских трактатов, а также из обыденной жизни. Вопреки широко распространенному мнению, «истинное» и «научное» — совсем не одно и то же. С одной стороны, вы можете иметь истинное знание, но оно не обязательно будет научным (например, знание о том, что ваш приятель прогулял урок по естествознанию). С другой стороны, далеко не каждое научное утверждение является истинным. История науки знает немало случаев, когда некоторая теория в течение долгого времени принималась научным сообществом как истинная, активно и плодотворно использовалась, приводя к важным и, как потом выяснялось, истинным выводам, но тем не менее в итоге сама она оказывалась ложной. Типичный пример — теория теплорода.
В XVII — начале XIX в. широкое распространение получило представление о тепле как об особой тонкой материи («флюиде») Эта материя, переносящая тепло, была названа теплородом. И хотя к середине девятнадцатого столетия теплородная теория стала фактом истории науки, с ее помощью, пока она господствовала, удалось добиться многих важных результатов. Например, в рамках этой теории началось изучение тепловых явлений при химических реакциях, что привело к становлению научной термохимии, открытию закона Гесса и развитию других научных направлений.
Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует (В. Ключевский)
Я соглашусь с автором данного высказывания, так как считаю его логичным. Обучение для получения знаний является трудоемким процессом. Желание овладеть определенными навыками требует не только умственных, но и физических способностей. Научные открытия были сделаны не только благодаря интеллектуальным способностям различных учёных, но и терпению и настойчивости. Одаренность и получение знаний являются первым этапом на пути к научным достижениям. Очень важно умение применить полученные навыки в повседневной жизни.
Я думаю, что каждый уважающий себя человек обязан развивать природный интеллект для становления в обществе. Прогрессивное развитие социальных институтов стало возможным в результате осознания людьми необходимости внедрения научных открытий во все сферы жизнедеятельности. Если бы наши предки не осознавали данную необходимость, мы бы до сих пор жили без электричества и всего того, что нас окружает. Долгое время люди боялись новизны из-за отсутствия осознания необходимости использования природных явлений во благо. Важным было не только научное открытие, но и способность его использования для достижения экономического прогресса. Создание научно-исследовательских лабораторий позволило проводить изучение и испытание инновационных технологий.
Я считаю, что наука любит точность и не терпит приблизительности. Допущение погрешности в вычислениях не освобождает учёных от ответственности за внедрение их достижений. Можно быть гениальным теоретиком, но неумение воспользоваться собственными открытиями делает научные трактаты менее значимыми. Обоснованность и осознанная необходимость внедрения во все сферы жизнедеятельности инноваций позволяет признать авторитетность научного деятеля. Теоретическое обоснование без серии испытаний не даёт право быть признанным любому феномену.
Научные споры и дискуссии, позволяющие признать открытия в науке значимыми для общества, должны сознательно подходить к оценке и утверждению. Открытие только тогда имеет значимость, когда оно может быть использовано для прогресса в экономике с целью улучшения материального благосостояния населения. Каждое внедрение должно быть оправдано, поэтому осторожность в обоснованности науки не должна переплетаться с корыстью. Целью науки являются не только научные инновации, но и прилагаемые рекомендации по их использованию.
Исследование позитивного и негативного влияния на окружающую среду обязательно должно быть оговорено. Многие достижения представляют экологическую угрозу и не могут быть использованы. Осознанность того, что данное научное открытие может привести к мировой экологической катастрофе должна сопровождать деятельность любого ученого. Это означает, что наука должна служить на благо обществу, а инновационные технологии использоваться в мирных целях. Примером может быть исследование атома и открытие атомной энергии.
Изобретение атомной бомбы привело к экологической катастрофе, что неоправданно. Желание превосходства над миром привело к негативным последствиям использования энергии атома. Самоуничтожение цивилизации происходит именно благодаря негативным сторонам открытий. Неосознанность последствий при использовании энергии атома привела к отрицательному воздействию радиационного излучения на живые организмы.
Неосознанные действия учёных в области биологических исследований поставили под угрозу жизнь и здоровье миллионов людей. Останки древних цивилизаций указывают на то, что человечество всегда стремилось к господству и самоуничтожению. Одни учёные пытаются спасти мир, а другие его разрушить. Такова цена бессознательных научных открытий, а именно жизнь людей, которая ставится под угрозу из-за амбиций и минутной славы.
§ 6. Познавательная и коммуникативная деятельность (продолжение)
Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.
Вместе с тем, помимо достоверного знания, в науке могут встречаться разновидности проблемного знания (гипотезы ведь не истинны и не ложны). Знает наука и заблуждения, которые преодолеваются дальнейшим развитием познавательной деятельности учёных. Иногда встречается и ложное знание, которое охотно рядится в научные одежды.
В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются прежде всего тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта, выраженной специальным научным языком.
Содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физические процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними. На теоретическом уровне содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки.
Эмпирический и теоретический уровни различаются и по методам исследования, которые также делятся на эмпирические и теоретические. К эмпирическим относятся наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, с помощью которых происходит накопление и фиксация опытных данных. К теоретическим — аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация (т. е. мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности) и другие методы, с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.
Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных сторонах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.)
Сказанное относится к изучению как природных объектов, так и общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.
Социальные и гуманитарные знания
Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социальнодемографическими и профессиональными группами и т. д.
Социальное знание имеет и свои специфические особенности.
Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.
К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Вот как об этом писал выдающийся отечественный учёный М. М. Бахтин (1895—1975): «Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создаёт текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.). Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир. »
Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно, только если рассматривать текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру.
Понимание текста не может быть таким же строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны такие толкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но имеют право на существование, тем более что пьесы А. П. Чехова или У. Шекспира сегодня наполняются иным смыслом, чем в момент их создания. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки.
Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое знание, обращённое к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.
Многообразие человеческого знания
При всём уважении к научному познанию и знанию и признании их значимости было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации потребность в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях явлений природы, социальных отношений и многообразных проявлений человека. В мифах, представлявших собой повествование о происхождении и существовании мира и его отдельных частей, находили отражение самые разные сведения, в том числе и близкие к истине. Однако мифология не объясняла, как устроен мир. Её назначение — давать целостную картину, в которой есть и прошлое, и современное состояние. Итальянский философ Д. Вико (1668—1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Это была своего рода «живая память», сохранявшая всю совокупность знаний, умений, опыта народов.
Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.
Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рождённое опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мастером, владеющим необходимыми приёмами.
Немало полезных сведений о мире таит в себе народная мудрость. В ней не только запечатлён практический опыт, но и отражён здравый смысл. Народная мудрость, как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. Здравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взгляды людей на окружающую действительность и на самих себя. Здравый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и даже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу иногда можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий.
Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несёт в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.
Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от греч. para — возле, при, около). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos — ложь), т. е. лженаучным, языком.
Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени точного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения. (Подумайте, к каким видам знания вы отнесли бы астрономию и астрологию.)