Прочитайте что это отметьте ответ галочкой
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » русский язык » Основа слова (упр 121-129) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Основа слова (упр 121-129) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Основа слова — это часть слова без окончания.
Ход ит по лес у хорёк —
Хищн ый маленьк ий зверёк.
Флот плыв ёт к родн ой земл е.
Флаг на кажд ом корабл е.
В словах пропущены окончания.
Прочитайте. Назовите сказку К. Чуковского.
А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет в Африке
Печальный Гиппопо.
Это сказка «Айболит»
Лимпопо — река в Южной Африке. Гиппопо — бегемот.
Африке — корень африк-, окончание [е]. Чёрной — корень чёрн-, окончание [ой]. Сидит — корень сид-, окончание [ит]. Плачет — корень плач-, окончание [ет]. Печальный — корень печаль-, суффикс /н\, окончание [ый].
Гиппопо ожидал Айболита.
Корень и окончание. Голова, земля, книга, парта, мама, озеро, стена.
Корень, суффикс и окончание. Доченька, стрелочка, берёзка, рыбка, машинист.
Приставка, корень, суффикс и окончание. Перестройка, подружка, отвёртка, поплавок, перекличка.
У гусенич—ного трактора гусениц—ы стальные. Они составлены из многих частей. Каждая такая часть называется трак. Теперь понятно, почему трактору дали такое имя. Стальная гусеница — это как бы дорожка без начала и без конца. Трактор сам для себя её расстилает и едет по ней на своих колёсах.
Гусеница — широкая цепь, надеваемая на колёса трактора.
Омоним: гусеница — личинка бабочки с несколькими парами ног.
Гусеничного и гусеницы.
До чего славные имена у лесных жителей! Пухляк, например. Пуховый шарик, вроде клубочка ниток. Дрозд-белобровник с белой бровью, синичка-хохлатка — с хохлом, горихвост — с ярким, как огонёк, хвостом. А жуки! Все эти усачи, скрипачи, листовёрты. Скакуны, щелкуны, карапузики.
Пухляк — он похож на пуховый шарик, вроде клубочка ниток.
Дрозд-белобровник с белой бровью.
Синичка-хохлатка — с хохлом.
Горихвост — с ярким, как огонёк, хвостом.
Усачи — жуки с длинными усами.
Скрипачи — издают скрипучие звуки.
Листовёртки — сворачивают листья деревьев в виде своеобразных пакетиков или трубочек.
Скакуны — обладают способностью быстро бегать
Щелкуны — издают щёлкающие звуки.
Карапузики — имеет круглое тело.
Морковка — корень морков-, суффикс /к\, [а].
Мудрецы — корень мудр-, суффикс /ец\, окончание [ы].
Дождливый — корень дожд-, суффикс /лив\, окончание [ый].
Подводный — корень вод-, приставка под|, суффикс /н\, окончание [ый].
Серебряный — корень серебр-, суффикс /ян\, окончание [ый].
Подберёзовик — корень берёз-, приставка под|, суффикс /ов\ и /ик\, окончание [ ].
Настенный — корень стен-, приставка на|, суффикс /н\, окончание [ый].
Журналисты — корень журнал-, суффикс /ист\, окончание [ы].
Приморский — корень мор-, приставка при|, суффикс /ск\, окончание [ий].
Тропинка — корень троп-, суффикс /инк\, окончание [а].
Указка — корень каз-, приставка у|, суффикс /к\, окончание [а].
Пододеяльник, красота, школьник, весёлые.
Пододеяльник — корень одеяль-, приставка под|, суффикс /ник\, окончание [ ].
Красота — корень крас-, суффикс /от\, окончание [а].
Школьник — корень школь-, суффикс /ник\, окончание [ ].
Весёлые — корень весёл-, окончание [ые].
Согласные звуки
Дек 16
Согласные звуки
Упражнение 105, с. 49
105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.
Сегодня мне приснился удивительный сон.
Упражнение 106, с. 49
106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую лису.
Упражнение 107, с. 50
107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Автор использовал слова с повторяющимися звуками, чтобы передать шуршание.
Упражнение 108, с. 50
108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.
О с а, г у с и, р о з а, г и р я.
Упражнение 109, с. 51
109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Буквой «и краткое» обозначается согласный звук [й’]. Буквой «и» обозначается гласный звук [и].
Слова для справок: гласный, согласный.
Упражнение 110, с. 51
110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.
Незнайка, шайка, чайка, случай, тройка, майка, мойка, лайка, стройка, муравей, муравейник, чайник.
Над морем кружилась белоснежная чайка.
Упражнение 111, с. 52
111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.
[край’] кра й [край’á] кра я
[л’э́й’ка] ле й ка [й’э́л’и] е ли
[трóй’ка] тро й ка [й’óлка] ё лка
[играй’ут] игра ю т [й’ýжный’] ю жный
В некоторых словах звуков больше, чем букв, потому что звук [й’] «прячется» в е, ё, ю, я.
Упражнение 112, с. 52
112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.
Упражнение 113, с. 52
113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.
Упражнение 114, с. 53
114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
Слова для справок: телеграмма, Анна, колонна.
Упражнение 115, с. 53
115. Прочитайте. Откуда эти строки?
Жил человек рассеянный
На улице Бассéйной.
Это строки из произведений Корнея Ивановича Чуковского «Айболит» и Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный».
Доктор Айболит прочитал телеграмму от больных зверей.
Упражнение 116, с. 54
116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.
Упражнение 117, с. 54
117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.
Слова для справок: ссора, аппетит, можжевельник, шоссе, Римма, коллекция.
Упражнение 118, с. 55
118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.
о-бла-ко скамей-ка су-ббота
об-лако скаме-йка суб-бота
Упражнение 119, с. 55
119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:
б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х
б) только твёрдый согласный звук:
в) только мягкий согласный звук:
Упражнение 120, с. 55
120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый звук, который обозначен пропущенной буквой.
Упражнение 121, с. 56
121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз.
Вот и кончен наш рассказ.
Вол Василий вёз целый воз с вазами.
Упражнение122, с. 56
122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.
Л ё н я и Л и л я л е д енцы д е л и л и.
Л ё н я ломом колол л ёд п е р ед домом.
Упражнение 123, с. 56
123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:
Упражнение 124, с. 57
124. Прочитайте.
Упражнение 125, с. 57
125. Прочитайте.
Ры с ь м е н ьше л ьва.
М ед в е д ь бо л ьше б ел к и.
Упражнение 126, с. 57
126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.
Белый медведь занесён в Красную книгу России.
Упражнение 127, с. 58
127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
Здравствуй, гостья-зима!
Упражнение 128, с. 58
мишка шишка
львёнок зайка
лиса мышка
петушок поезд
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Л.Н. Толстой “Лев и собачка”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Л.Н. Толстой “Лев и собачка”. Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
Подумайте, какая это история. Отметьте ответ галочкой или запишите свой.
История грустная и даже трагическая.
2. Точное слово
Какой была собачка? Как ее описал Толстой? Найдите в тексте ответ и запишите.
Собачка была игривой, о чем говорит ее поведение.
3. Поиск
Где происходили события? Найдите ответ и подчеркните.
События происходили в Лондоне, в зверинце, в клетке льва.
4. Проталинки
Перечитайте, впишите пропущенные слова. Как лев относился к собачке? Ответ подчеркните.
Лев заботился о собачке, кормил ее, спал с ней и даже играл с ней.
5. Точное слово
Какие слова говорят о переживаниях льва и его горе? Подчеркните.
Лев перестал есть, он трогал собачку, а когда понял, что она умерла, стал бросаться на стенки клетки.
6. Эрудит
Какой рассказ называют былью? Объясните.
Быль — рассказ о реальном событии. Так, история льва и собачки действительно происходила, а значит этот рассказ быль.
Тетрадь 1
Занятие 13. Секреты некоторых букв
Цель: уточнить представления детей о буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.
Оборудование: у учащихся — цветные карандаши, головоломка «танграм».
Сегодня, ребята, мы поговорим об особенных буквах русского языка. Послушайте стихотворение.
Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет.
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдёте шесть.
Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и твёрдый знак.
Нет такого звука [Ю].
То, что нету звука [Ё].
Заодно скажу, друзья,
Также нет и звука [Я].
И прошу поверить мне,
Нет на свете звука [Е].
Повторите, пожалуйста, каких звуков нет в русском языке. (Ъ, Ь, Ю, Ё, Я, Е).
Что вы можете сказать о буквах «мягкий знак» и «твёрдый знак»? (Они звуков не обозначают.)
Твёрдый знак — такая штука.
В общем, нет такого звука.
Буква есть, а звука нет.
Нет также звука «Мягкий знак».
Но без него нельзя никак,
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его роль очень похожа на роль разделительного мягкого знака. Но если разделительный мягкий знак, как правило (хотя бывают и исключения), стоит ближе к концу слова (например, листья, перья, бельё), то разделительный твёрдый знак никогда не встает в конец слова — только ближе к началу (съехал, съёжился, объёмный). Подробнее об этом вы узнаете в третьем классе.
Задание 1. Прочтите стихотворение. Подчеркните разделительный твёрдый знак в выделенных словах. Обратите внимание, какую позицию он занимает в слове. (Ближе к началу.)
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Стоит он в алфавите!
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ.
Задание 2. Вставьте разделительный твёрдый знак в следующие слова.
Въехал, отъехал, подъехал, въезжать, подъезжать, съезжать, въезд, отъезд, предъявить, съёмка, взъерошенный, подъёмный.
Задание 3. Закройте тетрадь. Вспомните и перечислите слова из предыдущего задания, в которых пишется разделительный твёрдый знак.
Буква «мягкий знак», служащая для смягчения, показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко в конце слова и между двумя согласными. Например, конь, деньки.
А вот разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Пишется разделительный мягкий знак перед буквами «Е», «Ё», «И», «Ю», «Я». Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й] (в квадратных скобках) в словах. Например, колья, ночью, здоровье.
Задание 4. Прочтите стихотворение. Подчеркните в выделенных словах мягкий знак для смягчения синим карандашом, а разделительный мягкий знак — красным.
Превратилась бы в мел,
Пожалуй, и УГОЛЬ бы
Он стал бы, он стал бы
Любой бы из нас ошибался тогда!
Ответ. Мягкий знак для смягчения в словах: ель, мель, уголь; разделительный мягкий знак в словах: елью, мелью.
Задание 5. В словах мягкий знак для смягчения закрасьте синим карандашом, а разделительный мягкий знак — красным.
Ответ. Мягкий знак для смягчения в словах: Ольга, кровать; разделительный мягкий знак в словах: жильё, деревья, осенью, оладьи, друзья, прутья, варенье.
Давайте отдохнём. Занимательный привал!
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля.
Выложите из деталей танграма цаплю.
Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:
— Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!
Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.
Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:
— Женщина, женщина, отдай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!
Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.
Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:
— Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!
Бабушка перепугалась и дала.
А потом они позвонили в милицию и всё рассказали.
Приехали в их квартиру милиционеры, открыли крышку пианино, а там.
Придумайте юмористическое окончание «страшилки».
Возвращаемся к теме занятия.
Как мы уже сказали в начале занятия, не бывает звуков «Ъ», «Ь», а также «Ю», «Ё», «Я», «Е». Буквы «Ю», «Ё», «Я», «Е» обозначают сразу два звука, если стоят в начале слова ([Й’][У]г, [Й’][О]лка, [Й’][А]ма, [Й’][Э]дёт) или (спо[Й’][О]м) после гласных.
Если же буквы «Ю», «Ё», «Я», «Е» стоят после мягких согласных, то они обозначают один звук: [У], [О], [А], [Э]. Например, воро[Б’][Э]й, к[Л’][О]н, к[Л’][У]ква, [М’][А]со.
Задание 6. Сделайте буквенную запись слов.
Задание 1. Как называется нестихотворная речь из двух предлогов? Подчеркните правильный ответ.
Рассказ проза басня загадка
Задание 2. О каком человеке говорят энергичный? Отметьте правильный ответ галочкой.
О том, кто проявляет быстроту, живость, решительность в действии.
О том, кто не склонен задумываться о своих делах и огорчаться неудачами.
О том, на которого можно положиться, кто постоянен в своих чувствах, взглядах.
Задание 3. Догадайтесь, части названий каких двух растений соединены в одном фантазийном слове. Запишите их.
Тесты по русскому языку для 4 класса
агурец, шоссе, улеца, карандаш, месяц, абед, вчера, жолтый
2. Подсчитай количество букв и звуков. Подчеркни правильный ответ.
а) зверь: б) ёлка в) фея
5 б., 4 зв. 4 б., 4 зв. 3 б., 3 зв.
4 б., 5 зв. 4 б., 5 зв. 2 б., 3 зв.
5 б.. 5 зв. 5 б., 5 зв. 3 б., 4 зв.
3.Укажи части слова.
прогулка, подросток, лужок, село, выезд, орёл
4. Определи часть речи. Соедини слово с ответом.
ум имя существительное тёмный
умница имя прилагательное темнеть
умнеть глагол темнота
5. Укажи стрелкой склонение имён существительных.
игра 1-е склонение гнездо
небо 2-е склонение дедушка
капель 3-е склонение собрание
6 . Соедини линией существительное и его падеж.
7.Выбери раздельные написания.
(на)мазать, (на)пне, (у)лететь, (на)крыльце, (по)думал, (по)морю
8. Подчеркни проверочное слово.
кр и чат сла д кий вес т ник
крикливый сладок весточка
9. Соедини слово с нужной буквой.
10.Укажи галочкой предложения, в которых главные члены предложения подчёркнуты неверно. Исправь ошибки.
2) Огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса.
чорный, помидор, ужин, праздник, адрис, герой, аллея, сталица
2. Подсчитай количество букв и звуков. Подчеркни правильный ответ.
4 б., 4 зв. 4 б., 5 зв. 2 б., 2 зв.
4б., 3 зв. 4 б., 4 зв. 1б., 2 зв.
3 б., 4 зв. 5 б., 4 зв. 2 б.. 3 зв.
3. Укажи части слова.
подбородок, приезд, орех, бережок, слово, лужок, промашка
4. Определи часть речи. Соедини слово с ответом.
дружба имя существительное встречный
дружный имя прилагательное встречать
дружить глагол встреча
5. Укажи стрелкой склонение имён существительных.
музыка 1-е склонение стекло
песня 2-е склонение юноша
дочь 3-е склонение пение
6. Соедини линией существительное и его падеж.
7.Выбери раздельные написания.
(из)учать, (в)тетради, (с)бежать, (на)листе, (по)читать, (на)дереве, (на)щла
8. Подчеркни проверочное слово.
пищат мягкий местность
писк мягко местечко
пискливый мягок место
9. Соедини слово с нужной буквой.
10.Укажи галочкой предложения, в которых главные члены предложения подчёркнуты неверно. Исправь ошибки.
1) Медведь спрятался в берлоге от зимних холодов.
2) Флаг гордо развевался над зданием школы.
3) Солнце медленно выплывало из-за туч.
1.Раздели текст на предложения. Поставь нужные знаки препинания.
Жара заставила нас войти в рощу я бросился под высокий куст орешника и лёг на спину вот стройный клён раскинул свои лёгкие ветки тихо шелестят в вышине листья я любуюсь их мирной игрой.
2.Вставь пропущенные буквы.
п…сок, месс…ц, р…сунок, ур…жай, яг…да, тракт…р, п…года, р…кета, т…варищ
раздол…е, жил…ё, кол…цо, молодёж…, вороб…и, мыш…, грач…, весел…е, ноч…ной
водитель, проводник, водит, водный
х о лодный сл е ды ска з ка
холод холода наследил след сказки сказочка
6. Над словом поставь номер так, чтобы слова стояли в алфавитном порядке.
осина, ветер, дорога, ива, шиповник, улица
7. Обведи кружочком номер предложения с однородными членами.
1) У огня под деревом отдыхают, греются лесорубы.
2) У старой сосны играют белки.
3) Белые пары тумана закрыли соседнее поле и дальнюю рощу.
8.Укажи стрелкой число звуков в слове.
1.Раздели текст на предложения. Поставь нужные знаки препинания
Я люблю бродить осенью по лесу в лесу тихо идёт мелкий дождь деревья давно сбросили листья мокрая листва не шуршит под ногами.
2.Вставь пропущенные буквы.
су….бота, …сина, т….пор, …вес, сев…р, ш…фёр, пом….дор, п…том, ов….щи
3. Вставь где нужно, Ь знак.
В….юга, Ол…га, пис…мо, пер…я, печ…ка, доч…, врач…,жил…цы, брош…
4. Подчеркни слова, которые не являются родственными.
чистота, чистить, чистый, числа
5. Соедини линией слово с проверочным.
св е тло ч е рновик ука з ка
светлеть свет чернота чёрный указки указочка
6. Над словом поставь номер так, чтобы слова стояли в алфавитном порядке
дерево, вьюн, Сима, шапка, уголь, погода
7. Обведи кружочком номер предложения с однородными членами.
1)Взлетают, кружатся осенние листья.
2) На лесной опушке берёза раскинула свои ветви.
8.Укажи стрелкой число звуков в слове.
1.Определи часть речи. Соедини стрелкой.
желток существительное служебный
желтеть прилагательное служба
жёлтый глагол служить
а)окончание : голубое; в) корень: плечистый;
б) суффикс : ледник; г) приставку: настольный
3.Вспомни правило правописания безударных гласных в корне слова. Исправь ошибки в словах.
менять, пищит, слидить, песатель, пилить, кормить, тинуть
4. Вспомни правило правописания парных согласных в корне слова. Исправь ошибки в словах.
ропкий, лапка, шабка, пробка, ошипка, стекляшка, подрушка
5. Вспомни правило проверки непроизносимых согласных в корне слова. Исправь ошибки в словах.
гиганцкий, чудесный, окресный, прелестный, прекрастный, грустный, яросный
6. Вспомни правило правописания разделительных Ъ, Ь знаков. Исправь ошибки в словах.
разьярённый, лисъи, въехал, обезьяна, обьедки, ученье, муравъи, пъёт
7. Вспомни правило правописания предлогов и приставок. Исправь ошибки в словах.
(на)поил, (к)лодке, (от)кинул, (по)грузил, (по)двору, (у)реки, (с)варил
8.Подчеркни слова, которые являются проверочными:
а) к слову завя з ка: вязка, связка, вязать, связывать;
б) к слову ус т ный: устно, уста, устье, устать;
в) к слову м о рской : моряк, приморье, морячок, море.
9.Подчеркни слова, в которых пропущена буква е.
ок…ан, пом…дор, ин…й, б…лет, д…ректор, инж…нер, уж…н
1.Определи часть речи. Соедини стрелкой.
чистота существительное спортивный
чистый прилагательное спортсмен
чистюля глагол соревнование
а)окончание : красное; в) корень: пятнистый;
б) суффикс: стражник; г) приставку : наземный.
3.Вспомни правило правописания безударных гласных в корне слова. Исправь ошибки в словах.
удержать, кречать, сажать, личить, шагать, брасать, дарить
4. Вспомни правило правописания парных согласных в корне слова. Исправь ошибки в словах.
книшка, рыбёшка, бумашка, рубашка, крожка, блиский, серёшки
5. Вспомни правило проверки непроизносимых согласных в корне слова. Исправь ошибки в словах.
ненасный, устный, ужасный, тросник, словесный, вкустный, хруснул
6. Вспомни правило правописания разделительных Ъ, Ь знаков. Исправь ошибки в словах.
объедение, птичъи, веселье, соловьи, сьёжился, отъехал, счастье, бъёт
7. Вспомни правило правописания предлогов и приставок. Исправь ошибки в словах.
(на)писал, (на)уроке, (при)ехал, (на)валил, (у)тащил, (у)рощи, (от)грязи
8.Подчеркни слова, которые являются проверочными:
а) к слову свис т нул : свистать, свист, свистнул, свистулька;
б) к слову в о дица: вода, водный, завод, водоросли;
в) к слову ре д кий: редкость, редко, редеть, реденький.
9.Подчеркни слова, в которых пропущена буква и.
ул…ца, вет…р, д…ван, уч…ник, т…традь, р…сунок, инт…ресный
Тест № 4. Имя существительное. Вариант 1.
1.Прочитайте. Подчеркни правильный ответ.
1) Имя существительное-это…
а) часть слова; б)часть речи; в) член предложения.
2)Имя существительное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает? что делать? б) какой? какая? какое? в) кто? что?
3) имя существительное обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета.
2. Прочитайте. Найдите и подчеркните одной линией имена существительные.
Вгустой дремучей чаще жила Метель. Её владения охранял старый ворон. Он зорко каждое утро осматривал местность. Однажды к Метели пришли гости. Они хотели взглянуть на её дочку Метелицу. Из чащи Метелица вышла в пушистой белой шапке и чудной шубке. Шубка была соткана из самых мягких снежинок.
Раз Метелица решила посмотреть город. Прилетела, пробежала по улицам, закружилась в волшебном танце. На солнышке вспыхнул и заискрился вихрь снежинок.
3.Прочитайте и поставьте имена существительные в нужном падеже.
Летучая мышь просыпается в (май) ___________. В (овраг) ____________ одиноко журчит серебряный ключ. От (деревня) ____________ мы отъехали на машине. В (степь) ______________ проходила железная дорога.
4.Выделите окончания имён существительных. Укажите над именами существительными род, число, падеж.
качались на качелях, шёл по шоссе, подкрался к кровати, по тропинке к даче, на ветке черёмухи, молодой человек, об интересном уроке
5.Разберите слова по составу.
корзинка, (по)кочкам, листочками, речка
6.Вставьте пропущенные буквы.
7.Прочитайте предложение. Проведите морфологический разбор слова семья.
Вечером за столом собирается большая. Дружная семья.
8.Укажите над именами существительными род, склонение.
небо, тучи, солнце, ветер, дождь, земля, трава
9.Допишите 2-3 словосочетания по образцу.
Р.п. (кого? чего?) брызги водопада _______________________________________________________________
Д.п. (кому? чему?) шёл по шоссе _______________________________________________________________
10.Допишите падежные окончания, определите падеж.
Тест № 4. Имя существительное.Вариант 2.
1.Прочитайте. Подчеркни правильный ответ.
1) Имя существительное в предложении являются:
а) сказуемым; б) подлежащим; в) второстепенным членом предложения.
2) Имя существительное:
а)изменяется по падежам; б)изменяется по числам; в)не изменяется; г) изменяется по временам.
2. Прочитайте. Найдите и подчеркните одной линией имена существительные.
Скоро выпали первый снег. Река всё ещё не поддавалась холоду. Всего опасней были ясные, звёздные ночи. Холод старался сковать её льдом сонную. Так и случилось. Бурливая горная река присмирела. Холод крепко обнял гордую красавицу и тонко прикрыл её зеркальным стеклом.
3.Выпишите словосочетания с именами существительными, определите и надпишите над ними род, число, падеж.
На лугу растут волшебные цветы.
4.Поставьте, где это необходимо, мягкий знак после шипящих.
ключ…, полноч…, карандаш…, чиж…, молодёж…, этаж…
5.Выпишите слова, одинаковые по составу, в 3 столбика
походка, жар, зима, винтик, пол, коврик, переделка, жара, дом, стульчик, стенка, заплатка
________________ _______________ _________________
________________ _______________ _________________
________________ _______________ _________________
________________ _______________ _________________
________________ _______________ _________________
6.Прочитайте предложение. Проведите морфологический разбор слова вьюга.
За окном бушует вьюга.
7.Подчеркните имена существительные 1-го склонения.
партизан, шалун, молодость, жалоба, колосок, машина, завязка, стена, молодёжь, весна
Р.п. ( кого? чего?) дрожал от холода _______________________________________________________________
Д.п. (кому? чему?) даю сестре _______________________________________________________________
9.Вставьте нужные по смыслу окончания. Определите у имён существительных род, число, падеж.
полосы зимней дорог…, на лесной вырубк…, пахло снежной сырост…, из лесной чащ…, звуки русской реч…, от огромной радост…
10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Вет…р н…сёт лист…я (по)кочкам, …врагам, лугам, п…лям. П…з…л…тили они все д…ро…ки и тр…пинки (в)л…су.
Н…ступила гр…бнаяп…ра. После д…ждя все устр….мились (в) лес. Де… Степан нёс б…льшую к…рзину. Он маст…р с…биратьгр…бы. Я б…ялся, что их (не)найду. Ведь гр…бы прятались (под)к…рнями, (в) тр…ве, (за)п…н…ками. (У)меня была мален…кая к…рзинка. Мы вышли (на)старую выру…ку. Пни были усыпаны …пятами.
1.Отметь правильный ответ.
1)Имя прилагательное – это…
а) часть речи; б) часть слова; в) член предложения
2) Имя прилагательное употребляется:
а) с глаголом; б) с именем существительным; в) с наречием
3)Имя прилагательное обозначает:
а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
2.Найдите и подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Выделите окончания. Определите и укажите над именами прилагательными род.
Гриб-боровик оказался очень красивым грибом. Вырос он в сосновом бору, вылез из влажного зелёного мха, стряхнул с себя жёлтые иглы и сухие листочки да таким красавцем стал- коренастый, крепкий. Лесной богатырь.
3. Укажите на пустых строчках имена прилагательные, противоположные по смыслу. Выделите основы, окончания.
4.Найдите в тексте и подчеркните волнистой линией прилагательные во множественном числе, выделите окончания. Укажите над прилагательными во множественном числе их падеж.
Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит главным образом об одном эпизоде жизни одного богатыря, и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства.
5.Отгадайте загадку. Запишите в скобках отгадку. Вставьте пропущенные окончания. Запишите словосочетания имя прилагательное + имя существительное на пустой строчке. Укажите в словосочетаниях над именами прилагательными род, число, падеж.
Я шарик пушист____
Белею в поле чист____.
Остался стебел_____. (___________________)
6.Прочитайте. Вставьте пропущенные окончания. Укажите над прилагательными род, падеж.
Разберите по составу слово расписной.
Лес, точно терем расписн____
Лилов____, золот____, багрян___
Весёл___, пестр___ стеной
Стоит над светл___ поляной.
Берёзы жёлт___ резьбой
Блестят в лазури голуб___. И.Бунин
7. Образуйте и запишите от данных слов имена прилагательные в мужском, женском и среднем роде.
С одним из слов составьте и запишите предложение.
8.Запишите словосочетания прилагательных с существительными. Используйте прилагательное в нужном падеже.
Речной вокзал – к ____________________________________________;
прекрасный город – по________ _____________________________________;
великий поэт – о ___________________________________________________;
новый магазин – к __________________________________________________.
9. Замените имена прилагательные близкими по смыслу.
10.Подберите к именам прилагательным имена существительные и запишите. Выделите окончания имён прилагательных. Укажите над именами прилагательными род.
Высокий _______________, высокая _________________, высокое _________________________,
Красивый _________________, красивая _______________, красивое _______________________,
Холодный __________________, холодная ________________, холодное ____________________,
Тёплый ____________________, тёплая _______________________, тёплое __________________,