Проба и выборка в чем разница

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА ТОВАРНЫХ ПАРТИЙ

Проба и выборка в чем разница Проба и выборка в чем разница Проба и выборка в чем разница Проба и выборка в чем разница

Проба и выборка в чем разница

Проба и выборка в чем разница

Приемка товаров по качеству осуществляется в торго­вых организациях партиями. Независимо от размера пар­тии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зави­сит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. Ранее уже указывалось, что товарная партия, состоящая из аналогичных, но неоди­наковых товарных единиц, характеризуется неоднороднос­тью. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже и низким качест­вом. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обла­дала с определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднороднос­тью. Для этого должны быть выполнены следующие требо­вания: оптимальность размера пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб.

Оптимальность размера пробыпредполагает, что она должна быть не ниже минимально допустимого предела, но и не излишне большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку.

Представительность пробы– ее способность с доста­точной достоверностью отражать действительную неодно­родность качества товарной партии.

Указанные требования могут быть выполнены, если раз­работаны и применяются единые правила отбора проб, оп­ределены основные термины и их понятия, которые обес­печивают единообразие операций по отбору проб. В этой связи необходимо определить термины «проба», «образец» и «выборка», так как в стандартах на правила отбора проб разных потребительских товаров отсутствует единообразие. Для одних товаров отбирают образцы, для других – пробы. Во многих случаях отсутствует опреде­ление самих понятий или они неточны и разноречивы. Ниже приводятся определения терминов «проба» и «вы­борка», предлагаемые автором.

Проба(образец) – минимально допустимая часть то­варной партии, отобранная из нее по установленным или заранее оговоренным правилам и предназначенная для оцен­ки (контроля, испытаний) качества.

Выборка– определенное минимально допустимое ко­личество упаковочных единиц, составляющих представи­тельную часть товарной партии и отобранных для состав­ления исходной пробы, предназначенной для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стан­дартами на методы испытаний или в разделе с аналогич­ным названием общетехнических условий стандартов на продукцию. При отсутствии в этих нормативных докумен­тах регламентированных правил отбора проб они должны быть заранее установлены в договорах купли-продажи или дополнительных соглашениях к ним. При проведении исследовательских испытаний прави­ла отбора проб определяются соответствующими руковод­ствами, методиками или инструкциями.

Правила отбора проб, регламентируемые нормативны­ми документами и договорами, носят обязательный харак­тер, а указанные в руководствах, методиках и т.п. – реко­мендательный. Несоблюдение правил обязательного харак­тера может привести к серьезным последствиям: призна­нию недействительными результатов оценки (испытаний) качества, отказу от принятия претензий торговой органи­зации по качеству, а также перерасчету стоимости партий пониженного качества.

Правилами отбора устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок с ука­занием места их изъятия, размера проб для разных испы­таний. Последовательность отбора проб и образцов из то­варных партий показана на рис. 1.

Проба и выборка в чем разница

Рис. 1. Последовательность отбора проб и образцов из товарных партий

разных способов размещения

Различают пробы точечные, объединенные и исходные.

Точечная проба – единичная проба определенного раз­мера, отбираемая из одного места товарной партии. Размер проб в зависимости от объекта и назначения колеб­лется от нескольких мг до кг. Так, для испытаний товаров сверхчувствительными методами (спектрографическим, хромотографическим и т.п.) проба может быть очень не­большой. Для оценки качества товарной партии размер пробы должен быть, как правило, достаточно большим. Так, точечная проба при оценке качества товарной пробы кар­тофеля – не менее 3 кг, а корнеплодов – не менее 1 кг. Точечные пробы отбирают из разных мест товарной пар­тии: сверху, из середины, снизу, сбоку и из центра. Для отбора точечных проб применяют различные приспособле­ния: щупы, отборники.

Проба и выборка в чем разница

Объединенная проба – совокупность точечных проб, отобранных от одной товарной партии. Размер объединен­ной пробы зависит от количества точечных проб, а пред­ставительность – от того, насколько установленные пра­вилами количество проб и места их отбора позволили сфор­мировать суммарный образец, отражающий действитель­ное качество всей партии с определенной степенью досто­верности (или в пределах допустимых погрешностей).

Порядок отбора точечных проб для разных товаров, а также для одних и тех же товаров, но в разной упаковке отличается большим разнообразием, и для обеспечения еди­нообразия необходима унификация. Требуются совместные усилия стандартизаторов, товароведов и математиков для того, чтобы в действующих стандартах были установлены правила отбора проб, обеспечивающие достоверность их оценки.

В качестве подтверждения несовершенства действующих правил приведем пример расчета объединенной пробы кар­тофеля от двух товарных партий по 100 т каждая, посту­пивших навалом (I) и в контейнерах массой по 700 кг (П).

Согласно ГОСТ 7194-81 «Картофель свежий. Правила приемки и методы определения качества» от первой пар­тии необходимо отобрать 30 точечных проб массой по 3 кг. Объединенная проба составит 90 кг. От второй партии, состоящей из 143 контейнеров (массой 100 т), следует ото­брать выборку из 9 контейнеров. Из каждого контейнера отбирают по 3 пробы массой по 3к г. Общий размер объ­единенной пробы составит 81 кг. Таким образом, разница между массами объединенных проб первой и второй то­варных партий составляет 10% и относится к грубой по­грешности.

Вопрос об оптимальном размере объединенной пробы непростой. Чем больше объединенная проба, тем она представительнее, а результаты оценки – достовернее. Однако для отбора и разбраковки большой объединенной пробы требуются значительные затраты труда и средств работников торговых организаций, что не всегда рацио­нально, так как повышенных гарантий достоверности вы­борочный метод не может дать из-за случайных погреш­ностей. С увеличением размера объединенных проб, кро­ме случайно попавших в точечную пробу объектов, воз­растают ошибки сортировщиков при оценке качества про­бы из-за того, что рассеивается внимание и повышается утомляемость. Этим объясняется то, что в стандартах объединенная проба возрастает с увеличением товарной про­бы не в арифметической прогрессии, а по определенным правилам.

Например, в зависимости от массы партии неупакован­ного в тару картофеля число точечных проб должно соста­вить:

Масса партии, тЧисло точечных проб
До 10 включительно
Свыше 10 до 20
Свыше 20 до 40
Свыше 40 до 70
Свыше 70 до 150
Свыше 150 тДополнительно 6 на каждые последующие полные или неполные 50 т

Иногда для уменьшения объединенной пробы без ущерба для ее представительности, определяемой в числе прочих факторов и количеством точечных проб, отбирают исход­ную пробу (образец).

Исходная проба (образец) – установленная часть объ­единенной пробы или совокупность выборок, предназна­ченная для оценки (испытаний) качества. Исходную пробу устанавливают в большинстве случаев в процентах от объ­единенной пробы. Для ее составления может быть исполь­зован метод квадратов, или квартования: все по­павшие в объединенную пробу объекты перемешивают, вы­сыпают на ровную поверхность, разравнивают в виде квадрата и делят по диагонали на 2 или 4 части. Одну часть берут для оценки качества или вновь делят, если исходная проба значительно превышает установленный размер. Такой метод применяют для единичных экземпля­ров товаров малых размеров (зерно, орехи и т.п.).

Наряду с методом квадратов может применяться ме­тод случайной выборки. В этом случае нужное коли­чество товаров отбирают при периодическом перемешива­нии и изъятии из общей массы единичных экземпляров «вслепую», чтобы избежать неосознанного субъективного подхода к отбору.

Выбор метода отбора исходной пробы обусловлен свой­ствами товаров, а также целью оценки и показателями качества, определяемыми при этом. Исходную пробу отбирают не только из объединенной пробы, но и из выборки. В этом случае растаривают упако­вочные единицы и перемешивают единичные экземпляры товаров, находящихся в них. После чего пользуются одним из вышеперечисленных методов.

Так, исходная проба яблок составляет 10% массы про­дукции, вошедшей в выборку упаковочных единиц. Для со­ставления исходного образца рыбных консервов из партии до 500 единиц упаковки отбирают 3% единиц, но не менее 5 единиц, а от партии свыше 500 единиц – 2%. Объединенную пробу или исходный образец подверга­ют испытаниям для оценки качества. Полученные резуль­таты распространяются на всю товарную партию, если про­ба или образец однородны. В случае неоднородности каче­ства образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом в качестве контрольного нор­матива приемочное и браковочное числа.

Приемочное число– максимально допустимое коли­чество забракованных единиц выборки или объединенной пробы, или исходного образца, позволяющее принять ре­шение о приемке товарной партии по качеству.

Браковочное число– минимально допустимое количе­ство забракованных единиц объединенной пробы или ис­ходного образца, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.

Партию принимают, если количество единиц, не от­вечающих требованиям НД, меньше или равно приемоч­ному числу, и бракуют, если оно больше или равно бра­ковочному числу. Приемочные и браковочные числа за­висят от массы нетто упаковочных единиц или их коли­чества. В качестве примера ниже приводятся приемочные и браковочные числа, применяемые при контроле массы нетто упаковочных единиц фасованных кондитерских изделий (табл. 1).

Таблица 1. – Приемочные и браковочные числа для фасованных кондитерских изделий

Масса нетто упаковочных еди­ниц, гОбъем выборки, шт.Приемоч­ное числоБраковоч­ное число
До 50 включительно
От 51 до 200 включительно
От 201 до 500 включительно
От 501 до 750 включительно
От 751 до 1000 включительно

Для непродовольственных товаров применяется еще один критерий принятия решения о приемке товарной партии по качеству – приемочный уровень дефектнос­ти (AQL – от англ. acceptable quantity level – допусти­мый качественный уровень).

Приемочный уровень дефектности– максимально допустимый или средний уровень дефектности, который определяется как приемлемый при приемке товарной пар­тии по качеству. Этот критерий устанавливается на осно­вании данных о количестве обнаруженных дефектов, полу­ченных регистрационным методом. Например, приемочный уровень дефектности для обуви при приемке в торговле составляет 4%.

Из объединенной пробы или исходного образца отбира­ют средние образцы, пробы, а из них – навески для прове­дения сертификационных, исследовательских или иных кон­трольных испытаний.

Средний образец– часть исходного образца, отобран­ная для проведения лабораторных испытаний. Средний об­разец отбирают из товарных партий, состоящих из отдель­ных упаковочных единиц. Например, для составления среднего образца из пище­вых консервированных продуктов, расфасованных в потре­бительскую тару, отбирают количество единиц упаковки, указанное в табл. 2.

Из среднего образца, состоящего из отдельных упако­вочных единиц, отбирают среднюю пробу, которую состав­ляют из отдельных точечных проб (выемок), отторгаемых от каждой упаковки среднего образца. Средний образец, который отправляют в лабораторию, находящуюся вне места осмотра, завертывают в бумагу и опечатывают или опломбировывают. Образцы сопровож­даются актом об их отборе и этикеткой, на которой указы­вают наименования предприятия-изготовителя или продавца товара (или продукции), его сорт, дату выработки, иденти­фикационный номер товарной партии (или ее размер, но­мер товарно-сопроводительного документа), дату отбора образца, фамилии и должности лиц, отобравших образец, номер стандарта или ТУ.

Если товарная партия состоит из крупногабаритных упаковочных единиц (бочек, цистерн, ящиков и т.п.), кото­рые не могут быть отобраны в средний образец, то из пар­тии отбирают сразу среднюю пробу. Среднюю пробу отби­рается так же, если партия состоит из отдельных неупако­ванных единичных экземпляров товаров.

Таблица 2. – Отбор средних образцов из консервированных пищевых продуктов

Вместимость тары, млКоличество отбираемых единиц упаковки для испытаний и оценки показателей, шт.
физико- хи­мическихбактерио­логическихорганолептическихвсего
До 50
От 50 до 100
От 100 до 200
От 200 до 300
От 300 до 1000
От 1000 до 3000*

* Примечание: Свыше 3000 мл отбирают дополнительно одну единицу упаковки.

Средняя проба– часть объединенной пробы или сред­него образца, выделенная и подготовленная соответствую­щим образом для проведения лабораторных испытаний.

Подготовка средней пробы может осуществляться пу­тем измельчения продуктов и тщательного перемешива­ния измельченной массы, встряхивания, в отдельных слу­чаях – консервирования спиртом, высушивания и т.п.

В ряде случаев предусматривается разделение средне­го образца или пробы на 2-3 части, одну из которых направляют на анализ в лабораторию, а две другие хранят в установленных условиях и в течение определенных сроков. В спорных случаях дополнительно выделяют арбитраж­ные средние образцы, срок и место хранения которых ус­танавливают по соглашению сторон. Например, срок хра­нения вина виноградного в бутылках, консервов в стеклян­ной, металлической и полимерной таре составляет не бо­лее 6 мес, пресервов – не более месяца.

Из средней пробы для определения конкретных пока­зателей качества выделяют навески.

Навеска– часть средней пробы, выделенная для опре­деления некоторых показателей качества товаров. Размер навески неодинаков для определения различ­ных показателей качества и устанавливается в соответст­вии с методикой определения этих показателей.

Для обеспечения надлежащего уровня контроля качест­ва на разных этапах товарной стадии должны быть обеспе­чены постоянная идентификация и прослеживаемость то­варных партий.

Источник

Контроль качества и количества товарных партий

Приемка товаров по качеству осуществляется в торговых организациях партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии, так как результаты оценки пробы переносятся на партию целиком.

Сложность отбора проб обусловлена единством и противоречиями целого и его частей. Ранее уже указывалось, что товарная партия, состоящая из аналогичных, но неодинаковых товарных единиц, характеризуется неоднородностью.

Проба и выборка в чем разница

В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним, а иногда даже и низким качеством. Соотношение таких товаров в каждой партии индивидуально и случайно. Поэтому так важно, чтобы проба обладала с определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией, из которой она отобрана, неоднородностью.

Для этого должны быть выполнены следующие требования: оптимальность размера пробы; представительность пробы; единообразие операций по отбору проб.

Оптимальность размера пробы предполагает, что она должна быть не ниже минимально допустимого предела, но и не излишне большой, так как при этом возрастают затраты на ее сортировку.

Представительность пробы — ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии.

Проба (образец) — минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным или заранее оговоренным правилам и предназначенная для оценки (контроля, испытаний) качества.

Выборка — определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенной для оценки (контроля, испытаний) качества по установленным или заранее оговоренным правилам.

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами на методы испытаний или в разделе с аналогичным названием общетехнических условий стандартов на продукцию.

Правилами отбора устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии, методика отбора проб и выборок с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний.

Источник

Контроль качества и количества товарной партии

Приемка товаров по качеству в торговой организации носит выборочный характер. Важнейшим элементом выборочного контроля является отбор проб. От его правильности зависит достоверность определения качества всей партии товаров. В любой партии есть единичные экземпляры с повышенным, средним или даже низким качеством – важно, чтобы проба обладала достоверностью.

Требования к отбору проб:

– оптимальность размера пробы

– единообразие операции по отбору проб

Оптимальность размера пробы – она не должна быть ниже минимально допустимого предела, но не излишне большой.

Представительность пробы – ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную неоднородность качества товарной партии.

Проба – минимально допустимая часть товарной партии, отобранная из нее по установленным правилам и предназначенная для оценки качества.

Выборка – определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц, составляющих представительную часть товарной партии и отобранных для составления исходной пробы, предназначенной для оценки качества.

Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами на методы испытаний. При отсутствии в этих нормативных документах правил отбора проб они должны быть заранее установлены в договорах купли-продажи.

Правилами отбора проб устанавливаются размер единичных и совокупных проб и выборок в зависимости от размера товарной партии. Методика отбора проб и выборок с указанием места их изъятия, размера проб для разных испытаний.

Различают пробы точечные, объединенные и исходные.

Точечные – единичная проба определенного размера, отбираемая из 1 места товарной партии.

Точечные пробы отбирают из разных мест товарной партии – сверху, из середины, снизу сбоку, из центра.

Для отбора точечных проб применяются различные приспособления: щупы, отборники.

Объединенная проба – совокупность точечных проб, отобранных из одной товарной партии.

Исходная проба – установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок, предназначенная для оценки качества.

Исходную пробу устанавливают в % от объединенной пробы.

Для ее составления может быть использован:

1. метод квадратов: все попавшие в объединенную пробу объекты перемешивают и высыпают на ровную поверхность, разравнивают в виде квадрата и делят по диагонали на 2-4 части. 1 часть берут и если проба превышает размер – снова делят. Такой метод применяется для единичных экземпляров товаров малых размеров (крупа, зерно, орехи)

2. метод случайной выборки – товар отбирают при периодическом перемешивании и изъятия из общей массы единичных экземпляров.

Исходную пробу отбирают не только из объединенной пробы, но и из выборки. В этом случае растаривают упаковочные единицы и перемешивают единичные экземпляры товаров, находящихся таре. После чего пользуются одним из выше перечисленных методов.

Для составления исходного образца рыбных консервов из партии до 500 ед. упаковки отбирают 3% ед., но не менее 5 ед. уп. от партии списывается 500 ед. – 2%.

Объединенную пробу или исходный образец подвергают испытаниям для оценки качества. Полученные результаты распространяются на всю товарную партию, если проба или образец однородные.

В случае неоднородности качества образца применяют контроль по альтернативному признаку, используя при этом в качестве контрольного норматива приемочное или браковочное числа.

Приемочное число – максимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы или исходного образца, позволяющее принять решение о приемке товарной партии по качеству.

Браковочное число – минимально допустимое количество забракованных единиц объединенной пробы или исходного образца, являющееся основанием для отказа от приемки товарной партии по качеству.

Партию принимают, если количество единиц, не отвечающих требованиям НД, меньше или равно приемочному числу и бракуют, если оно больше или равно браковочному числу.

Приемочные и браковочные числа зависят от массы нетто упаковочных единиц или их количества.

Из объединенной пробы отбирают средние образцы или пробы, а из них навески для проведения сертификационных или других испытаний.

Общность между этими показателями заключается в том, что они выступают в качестве оценочных критериев при приемке товарной партии. Различия между ними состоит в том, что приемочное число служит основанием для приемки товаров, а браковочное – для отказа от нее этим объединяется разница между ними ≈ 1.

Средний образец – часть исходного образца, отобранная для проведения лабораторных испытаний. Средний образец отбирают из товарной партии, состоящих из отдельных упаковочных единиц. (см табл.).

Из среднего образца, состоящего из отдельных упаковочных единиц, отбирают среднюю пробу, которую составляют из отдельных точечных проб.

Средний образец, которых отправляют в лабораторию, сопровождается актом об их отборе и этикеткой, на которой указывается наименование предприятия – изготовителя или продавца товаров, его сорт, дату выработки, идентификационный номер, дату отбора образца, фамилия и должность лиц, отобравших образцы, номер стандарта или ТУ.

Если товарная партия состоит из крупногабаритных упаковочных единиц (бочек, которые не могут, отобраны в средний образец, то из партии отбирают сразу среднюю пробу).

Вместимость тары, мл.Количество отбираемых единиц упаковки для испытаний и оценки показателей, шт.
Физико-химическихБактериологическихОрганолептическихВсего
До 50
От 50 до 100
От 100 до 200
От 200 до 300
От 300 до 1000
От 1000 до 3000*

* ПРИМЕЧАНИЕ. Свыше 5000 мл отбирают дополнительную одну ед.уп.

Средняя проба – часть объединенной пробы или среднего образца, выделенная и подготовленная соответствующим образом для проведения лабораторных испытаний.

Подготовка средней пробы может осуществляться путем измельчения продукта и тщательного перемешивания измельченной массы, в ряде случаев, предусматривающих разделение среднего образца или пробы на 2-3 части. Из средней пробы для определения конкретных показателей качества выделяют навески.

Навеска – часть средней пробы, выделенная для определения некоторых показателей качества товаров.

Идентификация и прослеживаемость товаров

Идентификация и прослеживаемость товарной партии особенно важна на этапах хранения и предреализационной подготовке товаров.

Один из видов идентификации – партионная.

Цель идентификации – обеспечение прослеживаемости местонахождения товарной партии и единичных экземпляров – для выявления возможных причин технологических или предреализационых дефектов.

Прослеживаемость – способность проследить использование объекта с помощью идентификации. Такая идентификация соответствующим образом регулируется.

Комплекс работ по идентификации и прослеживаемости включает следующие направления:

Технологическое обеспечение – предполагает внедрение технологии маркирования единичных экземпляров товаров или упаковочных единиц.

Маркирование представляет собой процесс нанесения на объект соответствующей информации в виде текста, рисунка или условных обозначений и т.д.

Наряду с индивидуальными признаками на товар наносят другие условные обозначения – дату, номер смены, срок годности (консервы, безалкогольные напитки, сыры, кондитерские изделия).

Маркирование товаров на этапе производства не должна ухудшать качество готовой продукции.

Информационное обеспечение. Носителем информации служит товарно-сопроводительные документы и иные носители информации.

Сопроводительная документация должна быть адресной, информационно-достаточной, преемственной, доступной и сохраняемой на всей технологической цепочке.

Адресность – заключается в четком и однозначном регламентировании источников и потребителей сопроводительных документов (фирм-получателей, их структурных подразделений).

Информационная достаточность – отражение всех характерных признаков объекта идентификации, которые обеспечивают его прослеживаемость на всех этапах товарной стадии.

Преемственность последующих и предыдущих сопроводительных документов обеспечивается переносом их одного документа в другой характерных идентифицирующих признаков, благодаря чему и осуществляется прослеживаемость.

Доступность сопроводительных документов достигается обеспечением свободного доступа ответственных лиц и персонала к ним, а также владением способами их оформления, учета и хранения на всех этапах товародвижения.

Сохраняемость сопроводительных документов заключается в обеспечении условий их сохранности по всех технологической цепочке и организации хранения документов в течение определенноговремени в специально отведенном для этого месте.

Организационное обеспечение идентификации и прослежваемости товарных партий предусматривает установление функциональных задач и ответственности структурных подразделений предприятий-изготовителей и продавцов, а также их должностных лиц.

При сдаче-приемке товарной партии контроль по качество и количеству проводится совместно с контролем за информацией в товарно-сопроводительных документах, при этом действительные значения количественных и качественных характеристик товарных партий сравнивается с документальными данными, а также характеристиками товарных партий на маркировке. Любое несоответствие основополагающей информации служит основанием для приостановления или отказа от приемки.

При хранении прослеживаемость достигается путем четкого складирования отдельных товарных партий с учетом очередности реализации.

При реализации товара товарная маркировка позволяет выявить принадлежность дефектной продукции к определенной партии.

Тема: Обеспечение качества и количества товаров

План:

Обеспечение качества и количества товаров — совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, направленных на формирование и сохранение установленных требований к качеству и заданному количеству товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *