Полоса торможения и разгона что это

Полосы разгона и торможения в ПДД

Полоса торможения и разгона что это

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про дополнительные полосы, предназначенные для разгона и торможения транспортных средств. Такие полосы можно встретить довольно часто, однако далеко не все водители понимают, как правильно ими пользоваться.

Рассмотрим правила, регламентирующие движение по переходно-скоростным полосам:

Как обозначаются полосы разгона и торможения?

Полоса торможения и разгона что этоКонец полосы разгона.
Полоса торможения и разгона что этоНачало полосы торможения.
Полоса торможения и разгона что этоГраница между полосой разгона или торможения и основной полосой. Толщина разметки в 2 раза больше, чем у обычной прерывистой линии.

ПДД для полосы торможения

8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

В данном случае все довольно просто. Если на дороге есть полоса торможения, то в первую очередь нужно перестроиться на неё, а лишь затем начинать тормозить.

ПДД для полосы разгона

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Что касается полосы разгона, то она предназначена для набора скорости. То есть водитель должен сначала набрать скорость потока (60 км/ч) на полосе разгона и лишь затем перестроиться.

Полоса торможения и разгона что это

Обратите внимание на розовый автомобиль. В данном случае ему остается только перестроиться, однако места для разгона водитель себе не оставил. Поэтому выполнить маневр будет довольно сложно.

Существует другой вариант, который позволяет грамотно использовать преимущества разгонной полосы:

Полоса торможения и разгона что это

Розовый автомобиль выехал на полосу разгона и сразу же остановился. После этого водитель смотрит в левое зеркало заднего вида и ждет, пока в потоке будет достаточно места для перестроения. Как только место появилось, водитель нажимает на газ, разгоняется по выделенной полосе и перестраивается на свободное место.

Штраф за неправильное использование полос разгона и торможения

В настоящее время КоАП не предусматривает наказаний за неправильный разгон или торможение.

Например, если водитель будет тормозить на основной полосе, а лишь затем перестроится на полосу торможения, то штраф на него наложен не будет.

В противном случае штраф будет наложен по части 3 статьи 12.14 КоАП и составит 500 рублей. Вместо штрафа может быть наложено и предупреждение.

В завершение хочу отметить, что переходно-скоростные полосы делают жизнь водителей гораздо удобнее, поэтому нужно пользоваться всеми их преимуществами.

Источник

У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение

Полоса торможения и разгона что это

Полоса торможения и разгона что это

Полоса торможения и разгона что это

Полоса торможения и разгона что это

Полоса торможения и разгона что это

Несмотря на то, что ПДД достаточно категорично и чётко расписывают приоритеты при движении, всё же почти всегда возникают спорные ситуации на дорогах, потому что множественная организация улично-дорожной сети может быть очень разнообразной. А иногда и противоречивой. В этой статье мы разберём ситуации на полосах разгона и торможения. Самое главное, что мы выясним – кто кому уступает дорогу при перестроении и движении по этому ряду и выясним, что не всегда знак «Уступи дорогу» действует по всей длины полосы разгона. Также разберём, можно ли обгонять и опережать транспортные средства на ней, разрешена ли Правилами в 2021 году остановка и стоянка, а также правильное перестроение и съезд со всеми приоритетами.

Есть ли вообще полосы разгона и торможения в ПДД 2021 года?

Хотя, такие схемы обустройства дорожного движения широко применяют на развязках в городах и вне населённых пунктов, всё же ПДД очень и очень поверхностно устанавливают правила движения по таким полосам.

Так, непосредственно в определениях в пункте 1.2 вы не найдёте ни термина «полоса разгона», ни словосочетания «полоса торможения». Но значит ли это, что по сути они являются обычными полосами и фактически регулируются исключительно дорожными знаками и разметкой? А таковыми их называют исключительно в простонародье?

Вовсе нет! Общие правила для них установлены. Но сначала давайте выясним, как вообще определить, что вы находитесь в такой схеме дорожного движения.

Определяем такие полосы по разметке!

Во всём официальном тексте ПДД вы лишь трижды найдёте упоминания таких полос. И одно из них кроется в описании разметки 1.8.

Именно линия разметки 1.8 непременно должна сопровождать полосу разгона или торможения. И именно она в 2021 году является единственным неотъемлемым атрибутом таких организаций дорожного движения.

Она отделяет разгонные или тормозные полосы от основной проезжей части дороги, так говорится в описании 1.8.

А выглядит она следующим образом:

Полоса торможения и разгона что это
Разметка 1.8 имеет чёткие параметры: длина штриха – 1 метр, расстояние между штрихами – 3 метра, а ширина – 20 см для всех дорог, кроме автомагистрали (на последней – 40 сантиметров).

Кто кому уступает дорогу при выезде с полосы разгона?

Итак, теперь давайте рассмотрим различные ситуации от простых к сложным и разъясним, как правильно двигаться по Правилам по полосе для разгона и торможения в контексте дальнейшего перестроения на целевую дорогу.

Как правильно выезжать из полосы на общую дорогу?

Здесь у большинства водителей, получивших водительское удостоверение честным образом, не должно возникать вопросов. При выезде из полосы разгона в соседние ряды основной дороги вы обязаны уступить дорогу всем, кто по этой целевой дороге движется.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Однако, вряд ли вы пришли в данную статью за выяснением именно этого вопроса. Поэтому давайте перейдём к более сложным ситуациям.

Тонкость зоны действия дорожного знака Уступи дорогу

Обратите внимание, что почти всегда для подкрепления обязанности уступить дорогу на выезде с таких перекрёстков вешают соответствующий дорожный знак 2.4. И здесь кроется главная тонкость.

Дело в том, что речь идёт о знаке приоритета, и в соответствующем разделе ПДД говорится, что они устанавливают очерёдность проезда в границе перекрёстка. То есть за пределами перекрёстка они уже не действуют. Не работает в таких местах и знак «Уступи дорогу».

Что всё это означает? А то, что большинство полос разгона сконструированы таким образом, что они находятся уже вне пределов перекрёстка. Согласно пункта 1.2 ПДД, его границы определяются началом закруглений проезжих частей пересекающихся дорог. Между тем, даже в ГОСТе полосы разгона бывают двух основных видов и изображаются следующим образом:

Полоса торможения и разгона что это

Ну а, если вы видите полосу разгона (размеченную линией 1.8) без знака Уступи дорогу, то руководствуемся исключительно пунктом 8.10 ПДД. Но и не забываем, что полоса может быть отделена вначале сплошной разметкой, и уже потом будет прерывистая 1.8. Начинать перестроение можно только после окончания сплошной, разумеется.

Действует ли помеха справа при съезде с полосы разгона?

Увы и ах, но небольшой процент водителей до сих пор считают, что действие «правила помехи справа» действует при перестроении на выезде с полосы разгона.

На практике в 2021 году, конечно же, остальным водителям следовало бы действовать по правилу «трёх Д» (дай дорогу дураку). Тем не менее, очевидно, кто будет виновен в случае ДТП с такими автолюбителями, считающими помеху справа универсальной и наиболее приоритетной концепцией ПДД.

А при взаимном перестроении?

Ещё сложнее выглядит ситуация, когда ставится вопрос о том, кому нужно уступать и как выезжать из полосы разгона в том случае, если соседний (правый) ряд свободен, но по левому движется ещё один автомобиль, который может (или собирается) перестроиться в правую – ту же – полосу.

Полоса торможения и разгона что это

И здесь, как правило, даже эксперты могут разделиться на два лагеря:

На самом деле, правы вторые, но не совсем потому что 8.10 – более частная норма для разгонной полосы на развязках. Дело в том, что в этом пункте ПДД говорится об обязанности уступить дорогу всем транспортным средствам двигающимся по дороге, на которую вы перестраиваетесь. То есть речь идёт не о перестроении в соседнюю полосу, а о перестроении на всю соседнюю дорогу.

Здесь, однако, также есть тонкость с границами перекрёстка и местом примыкания дороги. Так как в 8.10 речь идёт не о перестроении, то, значит, должен быть перекрёсток в месте примыкания. Однако, его нет – он был и закончился раньше. То есть «лагерь», сетующий всё же на перестроение, не лишён права быть правым.

Таким образом, здесь как раз та ситуация, когда правоту любой стороны можно доказать. Практическая цель этого может быть только в случае ДТП. Соответственно, чей юрист будет сильнее, за тем и правда, как бы печально это ни звучало (ну и тот, кто убедит судью)!

Впрочем, мы рассматриваем конкретную приведённую выше схему. Выше мы уже выяснили, что это не зависит от наличия знака «Уступи дорогу». Однако, есть ещё целый ряд факторов, один из которых может стать решающим в разборе в ГИБДД или в суде таких ДТП. Например, сплошная линия разметки, через которую пытался выехать с полосы разгона на дорогу водитель зелёного автомобиля.

Если произошло ДТП: Верховный суд о нарушителях, не имеющих преимущества

К слову о суде и сплошных линиях и иже с ними нюансов таких ДТП.

До совсем недавних пор судебная практика по нашей обстановке с полосами разгона и торможения обстояла таким образом, что виноватыми в ДТП оказывались преимущественно те, кто совершал манёвр. При этом, не учитывались нарушения водителей прямолинейно двигавшихся автомобилей.

Но Верховный суд вынес важное Постановление Пленума в 2019 году, где указал, что так делать нельзя. Объясним подробнее!

Полоса торможения и разгона что это

Считаете, что данное мнение притянуто за уши? Не исключено. Тем не менее, это не мнение автора нашей статьи, а постановление целого собрания судей. Именно так трактуется пункт 14 Постановления Пленума Верховного суда №20 от 25.06.2019 г.

Отсюда следует, что далеко не всегда виноватым и вообще нарушителем может быть тот водитель, кто выезжает с полосы разгона или перестраивается на полосу торможения.

И снова примеры из схемы выше с оранжевым и зелёным автомобилем.

На самом деле, таких примеров может быть ещё целая масса. Просто вспомните об этом важном мнении Верховного суда при таких ситуациях. Но лучше в них, конечно же, не попадать.

И есть ещё одна из очень распространённых ситуаций на дорогах России, где далеко не каждый автолюбитель способен разглядеть этот принцип, подтверждённый ВС РФ.

Речь идёт о разворотах на трассах вне населённых пунктов (а иногда и внутри населённых) на трассах с полосой для разгона. И есть два важных требования ПДД:

Так вот представьте ситуацию, когда вы выехали на полосу для разгона, которая расположена слева от основной дороги и собираетесь перестроиться вправо. Но там по левой полосе едет автомобиль при свободных правых. В этом случае у того приоритета нет, так как нет права на движение в намеченном направлении. И у вас обязанности уступать ему не возникает.

Однако, здесь перспективы выиграть суд при ДТП с такой машиной немного меньше. Дело в том, что, хотя принцип здесь работает тот же утверждённый Верховным судом, однако, среди перечисленного ВС нет как примера именно движения по левой полосе. Поэтому нижестоящий судья рассматривающий конкретное дело, может посчитать иначе.

Да и в целом, данная обстановка в принципе может существовать чаще всего при умышленном вами перестроении на дорогу с полосы разгона, когда вы видите там машину, но считаете, что у неё нет права на движение, поэтому подрезаете её. Помните, что если будет доказан ваш умысел, то виновным будете уже вы (в причинно-следственную связь с аварией уже ляжет нарушение вами пункта 1.5 ПДД как непосредственная причина столкновения).

Но если вы не увидели в зеркало эту машину, то доказать свою правоту уже вполне реально. Тем не менее, следует настроить зеркала, чтобы не допустить подобного при отсутствии у другого водителя подобного нарушения.

Полоса торможения и разгона что это

У кого преимущество на полосе торможения?

Не забываем также указанную практику Верховного суда и на полосах торможения. Хотя, здесь ситуаций, когда нарушитель не имеет преимущества, может быть гораздо меньше.

При съезде с дороги, если там уже движется автомобиль

Да, здесь будете виноваты вы, если вы перестроились в машину, которая уже находится здесь. И в данном случае здесь действует уже пункт 8.4 Правил.

Совсем другой случай, если вы перестроились гораздо раньше даже начала полосы торможения (например, когда ширина левой обочины позволяет поместиться целому автомобилю), а другое авто – без нарушения правил. Тогда уже вы не имели права на движение в намеченном направлении.

Если заехали на полосу торможения, но передумали

Обязанность, предписанная пунктом 8.10 ПДД, относится исключительно к полосе разгона. Однако, на полосе для торможения действует пункт 8.4. Если вы движетесь по ней, и вам хочется выехать обратно на основную дорогу, то никакой пункт не запрещает вам этого сделать (кроме сплошной линии при её наличии справа от вас). Однако, в таком случае уступаем дорогу всем, кто едет по соседней полосе.

Источник

Полоса разгона и полоса торможения

Последнее обновление: 04.06.2020
Комментариев нет

Известно, что дороги общего пользования подразделяются на категории, точнее, каждая дорога соответствует определенной категории. Соответственно, в зависимости от категории, организация движения на дорогах может отличаться. Чем выше категория дороги, тем «удобнее» и комфортнее движение по ней.

Например на одних дорогах можно встретить разные формы нерегулируемых перекрестков. На других допускаются сквозные перекрестки только со светофорным регулированием, или же допускается только примыкание второстепенной дороги в одном уровне. На самых лучших дорогах мы не увидим ни одного пересечения в одном уровне — там есть дорожные развязки.

Все это многообразие — разная организация движения, но сейчас речь не о категориях дорог, а об одной возможности, которая есть на хороших дорогах: это полоса для разгона и торможения в местах примыкания второстепенных дорог.

Что такое полоса торможения, что такое полоса разгона, и для чего эти полосы нужны.

Полоса торможения

Что такое полоса торможения? — это дополнительная полоса на проезжей части дороги, предназначенная для снижения скорости перед поворотом (съездом) на примыкающую дорогу или прилегающую к дороге территорию. Полоса торможения отделяется от основной проезжей части широкой прерывистой разметкой 1.8, и перед ее началом устанавливается знак 5.15.3 «Начало полосы». Пример на фото ниже.

Полоса торможения и разгона что это

Полоса торможения и разгона что это

Если имеется полоса торможения, то водитель, намеревающийся повернуть на примыкающую дорогу или территорию, должен сначала перестроиться на эту полосу, и снижать скорость только на ней (на эти действия прямо указывает пункт 8.10 ПДД).

Полоса разгона

Что такое полоса разгона? — это дополнительная полоса в месте примыкания второстепенной дороги (прилегающей территории), предназначенная для набора скорости перед тем, как перестроиться в общий поток машин. Полоса разгона также, как и полоса для торможения, отделяется от основной проезжей части широкой прерывистой разметкой 1.8, но в месте окончания этой полосы устанавливают знак 5.15.5 «Конец полосы». Пример на фото ниже.

Полоса торможения и разгона что это

Полоса торможения и разгона что это

Если в месте въезда на дорогу имеется полоса разгона, водитель, после поворота, должен сначала двигаться по ней, затем, набрав скорость, перестроиться на соседнюю полосу (на основную проезжую часть), уступая, при этом, дорогу транспортным средствам, которые движутся по этой дороге (эти действия предписывает тот же пункт 8.10 ПДД).

Таким образом, при наличии полосы торможения перед примыканием другой дороги, следует сначала перестроиться на нее, и уже на этой полосе снижать скорость (тормозить) для последующего поворота. При наличии полосы разгона следует сначала повернуть на нее, набрать скорость (разогнаться), и после чего перестроиться на соседнюю полосу (правую полосу основной дороги), уступая движущимся по ней машинам.

Для чего нужна полоса для разгона и торможения

Если в общих чертах, такие полосы организуют с целью поддержания скоростного режима и пропускной способности дорог. А по большому счету, это просто удобно для всех: и тем, кто продолжает ехать дальше прямо, и для тех, кто поворачивает (съезжает или заезжает).

Чтобы безопасно повернуть, перед поворотом всегда нужно снижать скорость. Когда на большой скорости идет плотный поток машин, то снижение скорости в «общей» правой полосе может затормозить общее движение. Едущим сзади придется перестраиваться на соседнюю полосу с целью опережения того, кто снижает скорость для поворота. Это создает лишнюю напряженность.

А когда на дороге есть полоса торможения, тогда те, кому нужно повернуть на примыкающую дорогу или съехать на территорию, например АЗС, как на рисунке, перестраиваются на эту полосу и тормозят уже на ней, не мешая движению основного потока машин.

Также дело обстоит и с полосой разгона. Водитель с примыкающей дороги поворачивает на небольшой скорости в полосу для разгона, разгоняется по этой полосе до скорости потока, и, уступив дорогу попутчикам, перестраивается в общий поток машин, таким образом, не мешая общему движению.

Полосы для разгона и торможения бывают довольно длинными. Это объясняется особенностью участка дороги и его пропускной способностью. На этих полосах на не особо оживленных участках, на которых отсутствует обочина, нередко можно увидеть стоящий по разным (чаще всего, вынужденным) причинам транспорт.

Остановка на полосах для разгона и торможения в нашей стране прямо не запрещена ПДД, но делать это крайне не рекомендуется, поскольку данные полосы предназначены для других целей. На автомагистралях и дорогах, обозначенных знаком 5.3 «Дорога для автомобилей», вообще запрещена остановка вне специально отведенных для этого мест.

Если, все-таки, настала вынужденная необходимость остановиться на одной из этих полос, когда отсутствует пригодная для остановки обочина, то лучше подобрать наиболее безопасное место: на полосе торможения — в самом начале полосы, на полосе разгона — ближе к ее концу. В таком случае ваш автомобиль остается виден другим участникам движения и его не придется внезапно объезжать.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 04.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник

Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы

Последнее обновление: 04.06.2020
Комментариев нет

Когда на трассе в месте примыкания другой дороги, выезда с территории, с развязки и пр. имеется полоса разгона или дополнительная полоса движения, то это очень удобно. Перед тем, как встроиться в транспортный поток, автомобиль после поворота сначала движется по полосе разгона или дополнительной полосе после перекрестка (развязки), а затем перестраивается в общий поток машин.

В статье Полоса разгона и полоса торможения описаны правила для этих участков, здесь более подробно остановимся на технике выезда с полосы разгона или дополнительной полосы.

Выезд с полосы разгона

В общих чертах автомобиль поворачивает на полосу разгона, набирает скорость (разгоняется) и перестраивается влево, на основную проезжую часть. При этом, осуществляя перестроение, водитель обязан уступить дорогу машинам (транспортным средствам), которые уже движутся по основной дороге (пункт 8.4, 8.10 ПДД).

Выезд с полосы разгона — это, по сути, процесс перестроения одновременно с набором скорости. И когда в этом процессе необходимо уступить дорогу попутчикам, едущим по трассе, вот тут и возникают сложности для выезда.

Рассмотрим одну из ситуаций. Автомобиль движется по полосе разгона, набирает скорость и готовится к тому, чтобы перестроиться на основную проезжую часть.

Рядом, по основной дороге движется поток машин. Это могут быть всего несколько машин, но они движутся в правой полосе таким образом, что нет возможности безопасно встроиться в этот ряд.

Тем временем, наш автомобиль движется, полоса ускорения заканчивается, но перестроиться ему так и не удается — водитель вынужден остановиться, потому что дальше ехать некуда, полоса закончилась. В противном случае, если предпринять попытку нагло перестроиться на основную дорогу, вполне возможно ДТП на слиянии полос.

Полоса торможения и разгона что это

Теперь водителю придется стоять в конце полосы, и ждать «окно», чтобы безопасно выехать на основную проезжую часть. Но в таком случае потом придется разгоняться очень интенсивно сразу после перестроения, что не всегда удобно.

Иногда бывает так, что такой автомобиль начинает потихоньку «высовывать нос» на правую полосу трассы в надежде, что у кого-то из едущих сзади сдадут нервы и он, опасаясь столкновения с «вылезающим» остановится и пропустит его. В такой ситуации возможны «варианты»: либо соберется пробка, либо произойдет столкновение.

Как избежать попадания в такую ситуацию на выезде с полосы разгона?

На полосе для разгона всегда приходится действовать по тем обстоятельствам, которые диктует правая полоса дороги. Если правая полоса свободна, то можно сразу перейти в разгон с одновременным перестроением, а если по ней едет поток машин, то спешить не нужно, надо подождать пока появится возможность встроиться.

Поэтому, еще на стадии поворота на полосу ускорения (разгона) необходимо оценить обстановку слева на трассе, на подъезде к месту слияния дорог: сколько движется машин, как они далеко, как быстро приближаются. Если машин много, едут быстро, то спешить некуда.

Поворачиваете на полосу разгона, и медленно продвигаетесь вперед, включив указатель левого поворота. При этом постоянно наблюдаете в зеркало заднего вида обстановку на трассе сзади машины. Вслед за вами на выезд может двигаться другой автомобиль, и не один, их может быть много, вас это не должно тревожить.

Не лишним будет быстро повернуть голову и посмотреть на трассу влево-назад. Ловите момент, за кем из едущих можно будет встроиться в поток машин.

Если чувствуете, что не сможете перестроиться безопасно, возможно, машины едут на короткой дистанции друг от дружки, тогда есть смысл остановиться примерно посередине полосы разгона (по обстоятельствам, еще ведь, потребуется место для собственного разгона), и подождать, пока появится «окно». Смотрите назад, на дорогу.

Когда определитесь, за какой машиной можно будет перестроиться, стартуете, затем, следует интенсивный разгон и перестроение. Выключаете указатель левого поворота. Выезд с полосы разгона завершен.

Выезд с дополнительной полосы

Намного чаще в местах примыкания других дорог встречаются участки с дополнительными полосами вместо полосы разгона и полосы торможения. Дополнительные полосы отделяются прерывистой разметкой 1.5, обозначаются знаками 5.15.3 «Начало полосы» и 5.15.5 «Конец полосы», и выполняют, по большому счету, те же функции, что полосы разгона и торможения — это полосы для съезда и въезда.

Но в отличие от полос разгона и торможения, требования к водителям на дополнительной полосе предъявляются как при движении по обычной полосе. Пункт 8.10 ПДД, на дополнительные полосы не распространяется. На доп.полосах действует пункт 8.4 ПДД (правило перестроения).

Техника выезда с дополнительной полосы и перестроения в основной транспортный поток точно такая же, как при движении по полосе разгона. Все, что было описано выше по технике движения по полосе разгона справедливо и для дополнительной полосы в местах примыкания или пересечения второстепенных дорог.

Полоса торможения и разгона что это

Штраф за то, что не уступил дорогу на выезде с полосы разгона или дополнительной полосы ТС, имеющим преимущество в движении, определяется статьей 12.14 ч.3 КоАП, и составляет 500 р. (или предупреждение, если это первое нарушение) на дату публикации.

Теперь, несколько слов о проезде по трассе мимо участков с полосой разгона либо с дополнительной полосой. Бывалый водитель знает, что когда он проезжает мимо участка с полосой торможения, то за ним через некоторое расстояние последует полоса разгона.

Поэтому, если есть возможность, он всегда перестроится левее, чтобы облегчить другим водителям выезд с полосы разгона. Тем более, если видно, что с прилегающей дороги на трассу пытается въехать другая машина.

Смысл такого решения в том, что нужно освободить правую полосу — перестроиться левее. В результате свободного места на правой полосе становится больше, а общая скорость потока не изменяется. Машины с полосы ускорения или дополнительной полосы беспрепятственно разгоняются и выезжают на основную проезжую часть.

Это обычная водительская взаимовежливость, в результате которой выигрывают все. Аналогично ситуации с движением в пробках, описанного в статье В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 04.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *