Про что можно написать статью начинающему журналисту
В журналистику не через журфак: как начать путь в профессию и не сойти с ума
План действий для начинающих
У тебя в руках диплом, но чувства удовлетворения нет. После четырех лет университета ты понимаешь, что профессия, которой тебя обучали четыре года тебя совсем не привлекает, и на самом деле ты хочешь стать журналистом и писать о быте африканских племен, психологии отношений или новейших открытиях в области астрономии. Этот план поможет сдвинуться с мертвой точки и начать писать.
О чем писать статьи, чтобы их читали?
Решение стать журналистом принято, но через пару секунд ты в недоумении зависаешь перед пустой страницей Word, беспомощно думая: «И с чего же мне начать?». Написание текстов приносит много удовольствия, но основная задача состоит в том, чтобы найти своего читателя. Для этого в первую очередь стоит найти нишу, которая сделает твой контент узнаваемым. Определиться поможет универсальная формула «хочу-могу-надо». Ответь на следующие вопросы:
1) О чем ты хочешь писать? То, о чем ты пишешь, должно приносить тебе удовольствие. Нет смысла писать о путешествиях, если ты домосед, и за дверь выходишь только за продуктами. Вспомни, на какие темы ты можешь говорить часами, какие вопросы вызывают самые жаркие споры. Это именно то, о чем тебе стоит начать писать. Если же ты выберешь тему, которая тебя нисколько не заботит, то скорость написания статьи будет пара предложений в день. К тому же читатель не глуп, он почувствует, если текст написан холодно, без страсти.
2) О чем ты можешь писать? Любить свою тему недостаточно. Если ты не будешь разбираться в своей нише, то твои статьи так и останутся на уровне мыслеизлияний и предположений. Развивайся в своей теме: читай книги, лекции, смотри видео на YouTube и проходи курсы. И не забывай о своем образовании! Ты уже специалист в какой-то области. Даже если ты не хочешь работать по профессии, ты всегда можешь начать писать о ней. Главное, чтобы это не противоречило пункту под номером 1.
3) О чем нужно писать? Проигнорировав этот пункт ты рискуешь не найти своего читателя. Твои статьи должны быть информативны и полезны. Проанализируй ситуацию: какие статьи больше всего привлекают внимание читателей, какие блоги находят больше всего откликов и вызывают дискуссии в комментариях.
Держи свои ответы в памяти, они помогут тебе перестать «распыляться» и начать развиваться в своей теме.
Где и как публиковать первые статьи?
Идеальная ниша найдена, и может показаться, что теперь можно начать писать первую статью. Однако не стоит так сразу бросаться в омут. Может произойти так, что ты напишешь текст, вложишь в него много времени и сил, а желающих опубликовать ее так и не найдется. Поэтому для начала реши, где ты хочешь публиковаться и составь базу релевантных СМИ со ссылками на сайт, именами редакторов и их контактами.
Вот некоторые универсальные онлайн-ресурсы, куда ты можешь отправить запрос:
• Моноклер — наука, психология, культура;
• Porusski.me — все о России: путешествиях, культуре, жизни;
• Colta — кино, литература, музыка, общество;
• Сигма — психология, философия, искусство.
Что же написать редактору, чтобы тебе ответили? Расскажи немного о себе: кто ты, какая у тебя специальность, почему хочешь писать статьи именно для этого издания. Затем предложи пару-тройку тем, которые будут соответствовать специфике этого портала. Если даже у тебя нет пока никаких идей — не отчаивайся и все равно отправляй письма. Честно признайся, что никак не можешь найти интересную тему для статьи, и попроси помочь тебе. Это правда работает: бывает так, что редактору пришла какая-то идея, но ни времени, ни авторов нет, чтобы ее написать. А тут такой амбициозный, желающий получить опыт начинающий автор!
Вот пара хитростей, чтобы повысить свои шансы на обратную связь:
• Прежде чем писать на общую почту сайта, поищи контакты конкретных редакторов именно тех рубрик, тематика которых тебе подходит;
• Найди страницы редакторов в соцсетях, особенно в Facebook, именно там происходит профессиональное общение представителей СМИ;
• Подружись с ними, задавай вопросы в комментариях, в общем — создай шум, чтобы тебя заметили.
Наконец, тебе пришел долгожданный ответ и вы с редактором обсудили все условия. «Теперь можно приступить к самому интересному — написанию статьи?». Нет! Теперь необходимо составить план статьи и отправить его на согласование редактору. План должен включать в себя название; введение, в котором нужно коротко дать понять, о чем будет статья; ключевые тезисы статьи; заключение. План позволит редактору внести правки по содержанию еще до начала непосредственной работы над статьей и исключит возможность того, что тебе придется ее переписывать.
В конце концов можно приступать к написанию статьи. Здесь все просто, ты уже знаешь, о чем писать, осталось только разобраться, как писать. Чтобы редактор тебя не проклял еще до прочтения, постарайся облегчить ему жизнь. Вот как это сделать:
• Заранее узнай о редакционной политике издания. Какова манера общения автора с читателем; как строятся отношения между автором и редакцией: дедлайны, редактирование, сроки публикации; язык текстов: какими должны быть кавычки, списки нумерованные или маркированные, ставятся ли точки над «ё». Все это и не только нужно узнать до начала работы над текстом. Посмотри, как строятся тексты в издании или запроси у редактора редполитику и постарайся эти правила соблюдать. Редактор скажет тебе спасибо.
• Пиши в Google Docs. Там редакторы могут без проблем править текст и без пересохранений отправлять его на доработку.
• Используй программы для анализа текста. Все правки, касающиеся грамотности, читабельности, уникальности статьи можно избежать, используя специальные программы: text.ru, главред, fresh eye (дополнение для Google Docs) и так далее.
Самое сложное позади. Осталось только терпеливо отвечать на комментарии редактора, вносить правки и ждать публикации.
Как создать портфолио, которое заинтересует потенциального работодателя?
Вне зависимости от того, хочешь ли ты стать журналистом-фрилансером или начать карьеру в каком-то печатном издании, тебе необходимо портфолио, которое продемонстрирует твой профессионализм. Эти советы помогут тем, кто только начинает создавать свое портфолио:
• Пиши много. Каждый день посвящай хотя бы час своего времени на написание текстов. Это не обязательно должны быть статьи в какие-то СМИ, но публикации в соцсети, рецензии на недавно прочитанные книги, посты в личном блоге. Конечно, не стоит включать буквально каждый, написанный текст в портфолио, но такая ежедневная тренировка поможет набить руку.
• Проходи онлайн-курсы. Благодаря интернету можно освоить много профессий не выходя из дома. Практически каждая платформа для онлайн-обучения имеет курсы по журналистике. Вот некоторые из них: открытое образование, универсариум, coursera, futurelearn, Edx.
• Изучай смежные специальности. Фотография, SEO, SMM, диктор. Попробуй самостоятельно сделать фотографии для одной из своих статей, запиши подкаст, пройди курс по SMM и SEO. Это улучшит мнение потенциального работодателя о тебе.
• Оформи портфолио правильно. «Я творческий, способный интересно преподнести любую идею человек», — читает работодатель в резюме, а открыв документ с гордым названием «портфолио», видит список ссылок на публикации. Портфолио нужно оформить так, чтобы его вид не вызывал желания закрыть и больше никогда не открывать. Конечно, можно аккуратно оформить презентацию, со всеми своими достижениями, но лучшим вариантом будет создать свой собственный сайт-портфолио. Такой сайт сразу покажет твой профессионализм и серьезный настрой. Это не так сложно, как может показаться: существует множество сервисов для создания сайта-портфолио. Один из самых удобных конструкторов сайта — myportfolio. Он бесплатный, если у тебя есть подписка на Adobe Creative Cloud. Также могут помочь простые в использовании wix и squarespace.
Теперь ты знаешь, какие шаги стоит предпринять в первую очередь, чтобы начать свой путь в журналистике. Главное, будь активным: не стесняйся писать редакторам, предлагать свои идеи; заводи новые интересные знакомства; читай как можно больше, пиши как можно чаще и в конце концов увидишь свое имя под статьей в журнале, который читает весь мир.
Как написать хороший текст начинающему журналисту или профессиональное взросление
Избавляемся от страхов, находим цель и читаем правильные книжки
Предыстория
Маленький городок с населением сорок тысяч человек, летние каникулы, беззаботная прогулка среди исторических зданий. Взгляд останавливается на двухэтажном аккуратном белом особнячке. Кажется, я слышала, что там находится редакция детской газеты. Но таблички нет.
Это был 2005 год, я перешла в десятый класс. В этом возрасте кажется, что ты уже взрослая, но детское любопытство и доверие миру еще как у ребенка. Поэтому я тяну тяжелую старую дверь и захожу. Меня встречает просторная светлая прихожая, много цветов и лестница, ведущая на второй этаж. Поднимаюсь. Большой зал, все так же залито солнечным теплом, посередине длинный стол для переговоров, составленный из нескольких обычных письменных. Никого нет. Чувствую, что дом гостеприимно приглашает пройти дальше. По скрипучему деревянному полу я иду. Следующая комнатка — поменьше, переоборудована в мини-офис. Несколько компьютеров и стопка с газетами необычного формата — как альбомный лист.
— Здравствуйте, а что здесь такое?
— Здравствуй. Это детская газета, — ответила мне женщина в очках с добрыми глазами. Это была Татьяна Николаевна Кузнецова, которая в то время была главным редактором. Школьники получают задания, пишут материалы, приносят заметки из дома, мы их обсуждаем и публикуем.
Не помню точно, как дальше развивался разговор, но в итоге на первое занятие я принесла два или три материала на обсуждение и стала юнкором. Это была «ТиН-газета» города Кышытма Челябинской области. «ТиН» — потому что твоя и наша, а еще потому что ее выпускают тинейджеры.
Занятия по журналистике вели Светлана Александровна Устинова, которая и сейчас преподает детям и является главным редактором. И, ныне покойный, Виктор Маркович Рискин — журналист газеты «Челябинский рабочий».
Я два года проходила на эти занятия, писала и выпускала свои материалы, а потом поступила на факультет журналистики. После окончания меня взяли на местное телевидение, через полтора года я переехала в Москву — здесь работала на федеральных телеканалах. Сейчас я все также придерживаюсь пути, который был выбран мною тогда. Работаю автором документальных проектов на международном телевидении. Этим летом впервые за многие годы я посетила ту самую детскую редакцию — она теперь находится в другом здании. Нашла свои старые записи и вспомнила заветы, которые давал Виктор Маркович.
«Пушкин тоже кушал и в туалет ходил, но людям интересно то, что он умел кроме этого» — ищи необычное в человеке. «А где ты в этом тексте?» — не забывай про авторскую позицию. «Лузгать семечки» — а что значит слово «лузгать» и почему не сказать «грызть» или «щелкать»?» — лови тонкие смыслы.
Сейчас мне самой хочется поделиться своими наработками с теми, кому это важно. Рассказать, как я решала проблемы, с которыми сталкивалась на пути профессионального взросления.
Где брать темы
Идеи приходят либо из окружающей среды, либо благодаря внутреннему любопытству. Сразу скажу — бояться того, что тема может быть никому не интересна, не стоит. Главное, что она будоражит вас, а значит, вы сможете рассказать увлекательно. Стоит написать о ней в любом случае, а потом найти издание, которое ее примет и напечатает, либо опубликовать текст в своем блоге.
Мой первый сюжет для студенческого телевидения появился как раз из любопытства. Я шла по улице и увидела в одном из дворов частного сектора несколько припаркованных ретроавтомобилей. Оказалось, что это клуб старинных антикварных автомобилей — про них-то я и сняла свою первую историю. С развитием интернета стало еще проще — не нужно стучать в незнакомые двери, можно погуглить и позвонить практически кому угодно. Пользуйтесь этой возможностью.
Зачем это все
Пишите, даже если не можете — вот мой совет любому, кто берется за перо. Но перед работой стоит задать себе вопросы: что читатель (или зритель) сделает после того, как прочтет (увидит) материал или что вы хотите от читателя? Подсказка: ответ должен содержать глагол. Недавно я выступала с лекцией в Челябинском государственном университете, где когда-то училась, и студенты отвечали: «Мы пишем для того, чтобы информировать». Но этот глагол не подходит, потому что он отвечает на вопрос «что хочет сделать журналист?».
Как и что писать журналисту, чтобы опубликовать статью в СМИ
С чего начать заход в СМИ, рассказала читателям Pressfeed генеральный директор PR бюро Done Media Эльвира Галимова.
Что писать редактору, чтобы он ответил? Что предлагать, ведь так велика конкуренция? Типичные вопросы, которые задают себе начинающие PR-специалисты. Да и у опытных пиарщиков иногда возникает ступор: почему редактор не отвечает, что не так…
Основная ошибка в том, что «хочется всё и сразу», а никакой стратегической работы не проделано. А ведь часто на подготовку к «заходу в СМИ» тратится больше сил и времени, чем на написание материала или комментария. Итак, с чего же начать общение с журналистами, чтобы в итоге получить публикации в СМИ.
1. Изучаем издание
В первую очередь начинайте с изучения СМИ, в которое планируете предложить материал. Вы должны открыть сайт, пролистать журнал.
Задача — понять специфический «код» издания. Посмотрите, кто входит в число авторов, героев, какие темы в приоритете. Когда сформировалось понимание, можно идти дальше.
2. Ищем контакты
Найдите контакты редакторов. Если на сайте издания указан только адрес электронной почты типа «info@», то не надейтесь, что оттуда последует ответ. Это происходит, но крайне редко. Проявите смекалку. ФИО редакторов, как правило, указаны на сайте издания или в печатной версии. Поищите их в социальных сетях, например.
Попробуйте позвонить в редакцию, уточните, кому можно направить информацию.
Есть ещё один лайфхак. Бывает, что на сайтах издательских домов точечно указаны e-mail (например, менеджера по рекламе, бренд директора). Как известно, для коммерческих запросов издания всегда открыты. Так вот, как правило, логика формирования электронных адресов очень простая: буква фамилии и имени, доменное имя. Чисто интуитивным путём можно подобрать адрес электронной почты нужного редактора, если указаны его фамилия и имя.
3. Темы материалов и описание героя
Подготовьте конкретное предложение. Не следует писать абстрактности типа: «Давайте сделаем отличную статью от психолога». Не нужно, чтобы редактор думал за вас, у него есть свои приоритетные задачи.
Расскажите коротко о герое, которого предлагаете. Далее предложите список тем материалов в виде маркированного списка.
Письмо от пиарщика должно читаться на одном дыхании и быть предметным. Предлагайте интересные темы, чтобы за них цеплялся взгляд. Для закрепления результата приведите пример уже опубликованного материала на сайте или в печатной версии издания, предложите альтернативу. Как правило, именно такие письма получают отклик. Идеальный ответ такой: «Добрый день! Приятно познакомиться. Спасибо. Давайте возьмём тему №5».
4. Предлагайте альтернативы
Если редактор ответил, но темы не заинтересовали, то предложите альтернативные. Подумайте, что в тренде, полистайте социальные сети.
Случай из практики. Мы с коллегами занимались продвижением стилиста. Один из менеджеров команды предложил редактору глянцевого СМИ тему: «Летние образы: тренды нового сезона». Редактор ответил вежливо, но холодно. Ответ был примерно такой: «Спасибо. Но не заинтересовало». Тогда менеджер стал искать инсайты, начал листать социальные сети. Эврика! Тема была предложена уже иначе. А именно: «Летние образы и бодипозитив. Что надеть девушкам плюс сайз». Это было уже совсем по-другому, свежо и ново.
Тему приняли, статью выпустили в рекордно короткий срок. А стилиста попросили принять участие ещё в одном проекте глянцевого СМИ: пригласили на прямой эфир в социальную сеть.
5. Соблюдать дедлайны
Не нарушайте данное обещание. Берите время с запасом. Если есть неуверенность в том, что материал будет готов быстро – лучше возьмите неделю на подготовку.
Поверьте, гораздо лучше отправить материал раньше, чем позже. Редакторы непременно оценят оперативность, запомнят. Это важно. Вы не просто оправдываете ожидания, вы работаете на опережение. Вы ведь это любите?
6. Благодарить
Не забывайте благодарить. Когда материал вышел, напишите пару строк редактору. Предложите дальнейшее сотрудничество.
Действие из серии: «Материал вышел, клиент доволен, а там хоть трава не расти» абсурдно. Задача – вырастить лояльную базу СМИ. А чтобы это сделать, нужно выстраивать коммуникацию на человеческом уровне.
7. Использовать нестандартные подходы
А что же делать, если не отвечают вовсе. Бывает и такое. Здесь, как правило, работает приём нестандартного подхода.
Один из менеджеров моей команды пытался достучаться до редактора новостного издания. Менеджер был уверен в ценности своего предложения, занимался продвижением олимпийского призёра. Но редактор молчал, не отвечая месяцами.
Тогда в ход пошёл креатив. Так совпало, что имена PR-менеджер и редактора – восточные. И член моей команды решил сыграть на этом, написав редактору примерно так: «Ренат. Понимаю, что вы получаете сотни писем, которые похожи на мои сообщения. Но я уверена, что мы, как истинные потомки Чингисхана, должны прийти к диалогу». Ответ от редактора пришёл через пять минут, знакомство состоялось.
Чтобы начать сотрудничество со СМИ нужно
Вот, пожалуй, основные моменты, на которые следует обратить внимание при работе со СМИ. Удачи!
ЖУРНАЛИСТ ИЩЕТ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ СТАТЕЙ.
Елена! Интересной можно сделать любую тему. 🙂 А вот какое направление Вас интересует? На какую аудиторию Вы ориентируетесь?
ИСКУССТВО: ВСЕ ВИДЫ, ОТ ЮВЕЛИРНОГО ДО МУЗЫКИ,
ЛЮБЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ.
НОВАЦИИ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ.
ВИП-ПЕРСОНЫ.
ЛЮДИ С ИНТЕРЕСНЫМИ СУДЬБАМИ.
Любые виды искуства: от вышивки до рок музыки.
Новации в медицине и биологии.
Вип персоны.
Люди с интересными судьбами
Нет. Вы неправы. Еще Анна Ахматова писала:
«Когда б вы знали из какого сора
Растут стихи,неведая стыда».
Так и темы очень часто появляются неисповедимыми путями.
А разве этот сайт создан не для любопытствующего отношения к жизни?
Просто вам самой лень сделать то, что делаю я или просто в голову не приходило.
Как на счёт «Подарков из разных стран», Елена?
Есть много готового материала > http://gift-country.info
готовые материалы меня не интересуют
Можем и написать. Впрочем, судя по комментариям, тема праздников и подарков вас мало интересует.
это реклама. это печатается только за деньги.30000 руб за страницу
«. ЛЮДИ С ИНТЕРЕСНЫМИ СУДЬБАМИ. »
В общем то это понятие растяжимое :))) Например моя судьба интересна даже мне! :))) Хотел быть политиком, приехал в монастырь взять благословение на выборы, а стал священником! :))) Интересная судьба, как думаете. :)))
Да очень.
мой скайп elenarose11
Я тоже об этом подумал.
Сколько в ней злобы. Прости ее господи!
В Москве практикуется найм людей для исполнения работы, на которую принят человек с постоянной пропиской. Москвич с должностью получает зарплату, часть ее отдает тому, кто за него работает. Прежде нанимали иностранцы, затем подтянулись москвичи. Дворники, сторожа, продавцы, операторы, сценаристы, журналисты. Все, чье лицо можно не предъявлять заказчику, чью работу можно выдать за свою. Либо Е. Зевельт неверно сформулировала свое предложение для сообщества, либо это черт знает что.
А готовые материалы не интересуют? Я сотрудничала с местными глянцевыми изданиями.
нет,не интересуют, увы
А кто это? Я знаю только писательницу Наталью Трухину.
как мне кажется тут нет ничего в этом предложении и если я не ошибаюсь, то журналист это как раз тот человек который ищет везде и в кремле, и в канализации, а уж тем более на таком сайте где собрались профи для обмена опытом!
Я с вами вполне согласна. Но девушки здесь собрались девушки какие-то не слишком доброжелательные и ничего не понимают в моих объяснениях и у нас получился разговор слепого с глухим. Заранее извиняюсь перел вами