Признаки объекта что это
Признаки объектов
Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки: свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?».
Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города — численностью населения, реки — длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается её температура.
Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2 м.
В таблице 1 приведены объекты, их свойства, а также величины и значения величин, соответствующие этим свойствам.
Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы: «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).
Например, далматин бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл — переименовать, модифицировать, удалить и т. д.
Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту.
Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному.
Например, птицы, воздушные шары и вертолёты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами, мостами и тоннелями.
Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определённое сочетание всех или некоторых свойств этого объекта.
Например, под хорошей погодой человек может понимать определённую температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объём» (в литрах), «высота» (в метрах над Землёй) и «поврежденность» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объём. Во время полёта шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадёт, изменятся значения сразу всех трёх величин.
Объекты и множества — что это?свойства и совокупность
Объекты и множества — что это? свойства и совокупность
Мир, который нас окружает, — это мир предметов, явлений и процессов. С самого рождения человек познаёт окружающий его мир. Растения и животные, горы и реки, материки и страны, планеты и звёзды, полёт птицы или строительство дома – всё это становится для нас объектами познания.
Объект – это любая часть окружающей действительности, которую человек воспринимает как единое целое. Другими словами, объект – это то, на что обращено наше внимание: предметы, процессы и явления
Например, компьютерный стол, учебник, окно, попугай – это объекты-предметы; гроза, дождь, град, лунное затмение – объекты-явления; отпуск, прослушивание музыкальной композиции, высаживание рассады – это объекты-процессы.
Задание. Назовите предметы, явления и процессы, с которыми имеет дело человек, когда:
Совокупность объектов, объединённых каким-либо общим признаком, называется множеством, а каждый из этих объектов – элементом множества.
Вопрос. Если врач – это множество, то каковы элементы этого множества?
Множество может быть конечным и бесконечным (множество страниц книги и множество действительных чисел), упорядоченным и неупорядоченным (то есть элементы которого выстроены по какому-либо порядку или выстроены беспорядочно), пустым и непустым.
Пустое множество – множество, не содержащее ни одного элемента: например, множество сиамских кошек, множество решений уравнения x 2 – 5x + 6 = 0. Говорят, что пустое множество является своим подмножеством, но не является своим элементом.
Задание.Распределите данные примеры множеств таким образом, чтобы в каждой группе множеств находилось по два примера.
Конечное множество | Бесконечное множество | Непустое множество | Пустое множество |
Множество звёзд во Вселенной; множество двоечников в классе; множество букв английского алфавита; фруктовых деревьев; множество чисел, которые делятся на нуль; множество съедобных грибов; множество натуральных чисел; множество домашних животных.
Имена объектов
Человек может сообщить самые разнообразные сведения о том или ином объекте. Но чтобы сделать это, нужно сначала как-то обозначить, выделить объект из ряда других объектов – дать ему имя.
Имя объекта люди называют, отвечая на вопрос что это такое? или кто это такой? Например, так: это – град, это – тетрадь, это – труд и т. д. Но в разных ситуациях один и тот же объект мы обозначаем разными именами. Например, собаку можно назвать Тузиком, пёсиком, щенком, другом человека или просто животным. Чем отличаются эти имена и от чего зависит выбор имени объекта в каждом случае?
Прежде всего, существуют имена общие и единичные. Общее имя обозначает множество объектов (страна, прозвище, планета), а единичное имя обозначает один конкретный объект в некотором множестве объектов (столица России, Александр Сергеевич Пушкин).
Имена также могут быть собственными и нарицательными. Собственные имена даются объектам только некоторых видов, например, людям (Александр Сергеевич Пушкин), домашним животным (Пушок), географическим объектам (Москва), планетам (Юпитер) и т. д. Нарицательные имена используются для называния целой группы объектов, например, человек, книга, лицо, буква. Вспомните, что в соответствии с правилами русского языка собственные имена вы пишете с прописной (заглавной) буквы, а нарицательные – со строчной.
Задания
1. Какие из нижеперечисленных имён объектов относятся к собственным именам, какие – к нарицательным?
Дуб, Византия, Урал, река, колодец, улица Почтовая, мультфильм «В стране невыученных уроков», Мухтар, облако, информатика.
2. Выделите на помещённом ниже рисунке два множества объектов. Дайте общее имя каждому множеству и единичное имя каждому объекту. Какие из выбранных вами имён будут являться собственными?
Признаки объектов
Признаком любого объекта может быть его свойство, действие, поведение или состояние.
Свойства объекта помогают описать его характеристики и возможности, то есть назвать отличительные признаки этого объекта. Например, в сообщении о черёмухе, взятом из ботанической энциклопедии, сказано: «Черёмуха обыкновенная – дерево или крупный кустарник высотой 0,6-10 м; крона удлинённая, густая, кора матовая, чёрно-серая, с беловатыми чечевичками; молодые ветви оливковые или вишнёво-красные; листья простые, очерёдные, яйцевидно-ланцетные или продолговато-эллиптические, длиной 3-15 см, тонкие, на коротких черешках, заострённые; цветки белые (реже розоватые), собраны в длинные густые поникающие кисти длиной 8-12 см, с сильным запахом, на цветоножках». Такое подробное описание свойств объекта помогает отличить объект «черёмуха» от других деревьев и кустарников.
Каждое свойство определяется некоторой величиной и её значением. Например, в описании черёмухи обыкновенной присутствуют такие величины, как высота, длина, цвет и форма. Значениями данных величин будут являться: 0,6-10 м, чёрно-серая, розоватые, матовая, удлинённая, продолговато-эллиптические и др.
Признаки (свойства) могут быть существенными – необходимыми, крайне важными для выделения данного объекта из множества других, похожих на него. Так, существенными признаки, которые помогают отличить карликовую берёзу от других видов берёз, являются малая высота (до 1,2 м), маленький размер листьев (от 5 мм до 1,5 см), кустарниковая форма, стелящиеся по земле побеги.
В таблице приведены характеристики объектов и величины, которыми эти свойства могут быть обозначены:
Объект | Характеристика | Величина | Значение величины |
Стол | Деревянный | Материал | Дерево |
Стол | С тремя выдвижными ящиками | Количество выдвижных ящиков | 3 |
Человек | Темноволосый | Цвет волос | Тёмный (чёрный) |
Кошка | Породистая | Порода | Сиамская, египетская и т. д. |
Монитор | Широкоформатный, с диагональю 23″ | Диагональ экрана монитора (дюймов) | 23 дюйма |
Имена действий обозначают процессы, которые могут происходить с объектом: «самолёт летает», «мяч отскакивает», «в записной книжке можно хранить номера телефонов». Имена действий также помогают подробно описать какой-либо объект.
Задание
Попробуйте обозначить характеристики приведённых ниже объектов, воспользовавшись школьными учебниками:
Урок на тему: «Объекты и их имена. Признаки объектов.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Объекты и их имена.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Объекты и их имена
Объекты-предметы Здание Лист Собака
Объекты-процессы Рыбалка Листопад Прогулка
Объекты-явления Закат Молния Туман
Каждый объект имеет имя, отличающее его от других объектов. Фонтан «Самсон» «Римский фонтан»
Имена Общие Единичные Собственные
Общие имена обозначают множество объектов Город Европейский город Столичный город Мадрид Лондон
Единичные имена обозначают конкретный объект в некотором множестве
Собственные имена Александр Пушкин Михаил Лермонтов Николай Гоголь
Давайте обсудим Остров Мореплаватель Орфограмма Математический закон Формула Поэма Басня Назовите по одному объекту из следующих множеств:
Выбранный для просмотра документ Объекты_их_имена_признаки.docx
Информатика 5 класс Волик Н.Н.
создать условия для выработки у учащихся определенных умений и навыков, предусмотренных учебной программой.
умение обобщать представление об объектах, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока : урок изучения нового материала
Оборудование : ПК, ИД, проектор, презентация «Объекты их имена и признаки»
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
Проверка и актуализация знаний
Для того чтобы проверить, как вы усвоили предыдущую тему, ответьте на вопросы.
Что такое информатика?
Что такое компьютер?
Что такое информация?
Какие виды информации воспринимает человек?
Сообщение темы и постановка целей урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятиями объекты и их именами, а также признаками объектов, по которым мы можем отличить один объект от другого. Запишите в тетраде тему нашего урока: “ Объекты и их имена. Признаки объектов. ”
Изучение нового материала
Объект — это любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое.
Объекты делятся на 3 вида:
Объекты – предметы: телефон, стол, книга, кошка.
Объекты – явления: гроза, солнечное затмение, снегопад.
Объекты – процессы (действия, кот. мы с вами можем делать): каникулы, учеба, чтение, поездка, т.е. мы можем выделить свойства, кот. отличают один объект от другого.
Единичные имена — обозначают конкретный объект в некотором множестве. Например, учебник информатики — один из учебников, которые вы получили в библиотеке.
Собственные имена — собственное имя конкретного объекта. Например, если сказать — к доске идёт ученик 5 класса — вы поймёте, кому именно надо идти? А если ученик 5 класса, сидящий за партой? Продолжим — ученик 5 класса сидящий за партой в среднем ряду? Всё ещё требует уточнения? — Вот тут то нам и поможет собственное имя.
Дайте имена объектам:
выросшим на грядке
проживающем в Москве
посещающим детский сад
находящимся в школе
Дайте несколько возможных общих имён каждой группе объектов. Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте:
Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, комиссар Мегрэ
Москва, санкт-Петербург, Новосибирск
повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин», стихотворение «Туча»
Москва, Санкт-Петербург, Тула
Назовите по одному объекту из следующих множеств:
Как мы можем отличить один объект от другого, мы должны узнать его признаки: это свойство, действие, поведение, состояние.
Свойства объектов: отвечает на вопросы:
«чем один объект отличается от другого?»,
«что может измениться у объекта при выполнении действия?».
Например: воздушный шарик – от может отличаться объемом, цветом, размером.
У свойства есть такие параметры, как: величина и значение величины.
Величина: объем, цвет, размер.
Значение: 2 литра, синий, большой.
Действия объекта: отвечает на вопросы:
Все ли было понятно на уроке? Что вызвало трудности?
Какие понятия мы сегодня изучили?
Перечислите признаки объекта
Приведите примеры возможных активных и пассивных действий
для объектов «птица», «мяч», «велосипед».
Домашнее задание : выучить конспект.
Выбранный для просмотра документ Признаки объектов.ppt
Учитель информатики
Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
§ 1. Объекты окружающего мира
Информатика. 6 класса. Босова Л.Л. Оглавление
Объекты и множества
Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое. Объектами принято называть всё то, на что обращено внимание человека.
Так, телефон, стол, книга, кошка — примеры объектов-предметов. Каникулы, учёба, чтение, поездка — примеры объектов-процессов. Гроза, солнечное затмение, снегопад — примеры объектов-явлений.
Множество — это совокупность, набор, коллекция объектов. Объекты, составляющие некоторое множество, называются его элементами.
Множество может, в частности, состоять из трёх, двух, одного элемента или быть пустым (например, множество отличников в классе). Множество может быть конечным (например, множество цифр или множество букв русского алфавита). Множество может быть бесконечным (например, множество натуральных чисел).
Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов. Имя объекта человек называет, отвечая на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?».
Общаясь, люди передают друг другу самые разнообразные сведения о реальных и воображаемых объектах, обозначая объекты именами — словами языка. Но в различных ситуациях один и тот же объект может получать разные имена.
Например, собака — это объект реального мира. Собаку можно назвать Каштанкой, пёсиком, домашним животным или просто животным. Чем отличаются эти имена и от чего зависит выбор того или иного имени?
Имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве.
Например, городам Лондон, Манчестер и Ливерпуль можно дать такие общие имена: «город», «европейский город», «город в Англии». Наиболее точным в данном случае будет общее имя «город в Англии». А для городов Москва, Париж, Лондон и Мадрид наиболее точным будет общее имя «столичный европейский город». Все упоминавшиеся здесь города образуют множество с общим именем «европейский город».
При выборе имени для конкретного объекта некоторого множества — единичного имени объекта — нужно придерживаться следующего правила: у всех объектов множества имена должны быть разными.
Например, если во дворе растет одна берёза, то жильцы дома могут использовать единичное имя «берёза», потому что они рассматривают не множество всех растений в мире, а множество деревьев в своём дворе. Если во дворе две берёзы, на столе пять чашек, в книжном шкафу много книг, то будут использоваться более длинные единичные имена, например: «берёза у окна», «голубая чашка», «книга по истории, которая лежит на нижней полке шкафа» (рис. 1).
Чтобы обойтись без таких длинных обозначений, для некоторых видов объектов (людей, домашних животных, книг, журналов, кинофильмов, географических объектов, планет и т. д.) используются собственные имена. Например: Александр Сергеевич Пушкин, роман «Война и мир», Мухтар, Москва, Ангара, кинофильм «Ночной дозор», Луна.
Объекты изучения в информатике
Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Например, космические тела изучаются на уроках астрономии, земная поверхность — на уроках физической географии, растительный и животный мир — на уроках биологии, прошлое человечества — на уроках истории, принципы работы некоторых технических устройств — на уроках физики и технологии, пространственные формы и количественные отношения — на уроках математики.
Информатика — наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
Объектами изучения в информатике являются информация, информационный процесс, алгоритм, исполнитель, компьютер, включая его аппаратное и программное обеспечение, и т. д.
Признаки объектов
Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки: свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия? ».
Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города — численностью населения, реки — длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается её температура.
Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2 м.
В таблице 1 приведены объекты, их свойства, а также величины и значения величин, соответствующие этим свойствам.
Таблица 1
Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы: «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).
Например, далматин бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл — переименовать, модифицировать, удалить и т. д.
Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту.
Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному.
Например, птицы, воздушные шары и вертолёты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами, мостами и тоннелями.
Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определённое сочетание всех или некоторых свойств этого объекта.
Например, под хорошей погодой человек может понимать определённую температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объём» (в литрах), «высота» (в метрах над Землёй) и «поврежденность» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объём. Во время полёта шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадёт, изменятся значения сразу всех трёх величин.
Самое главное
Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Множество — это совокупность, набор, коллекция объектов.
Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов. Имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве.
В сообщении об объекте человек может описать его признаки — свойства, действия, поведение, состояние.
Объект преступления
Понятие объекта преступления
Термином «объект преступления» мы именуем как элемент состава, так и один из признаков. Таким образом, объект преступления как элемент состава преступления включает в себя три признака: один обязательный (объект преступления) и два факультативных (предмет преступления и потерпевший).
Так что же представляет собой объект как обязательный признак состава преступления? Опираясь на определение права, данное Р. Иерингом, немецкий криминалист Ф. Лист определил объект преступления как защищенный правом жизненный интерес. На такой же позиции стоял и Н.С. Таганцев. Так в конце XIX века возникла теория объекта преступления как правового блага или защищенного правом интереса. Согласно исследованиям О. Зателепина понятие об объекте преступления как об общественных отношениях встречалось уже у дореволюционных российских юристов: А.Ф. Кистяковского, П.П. Пусторослева, Н.С. Таганцева2. Далее указания на объект как общественные отношения встречаются в первых советских уголовно-правовых актах, затем в учебнике А.А. Пионтковского. Сходную позицию занимали и ученые, внесшие дальнейший вклад в становление и развитие учения об объекте и предмете преступления: М.А. Гельфер, В.К. Глистин, Н.И. Коржанский, С.Ф. Кравцов, Б.С. Никифоров, Е.А. Фролов и др.
В научной и учебной литературе имеются и иные позиции по данному вопросу. А.В. Наумов предлагает возвращение к теории объекта как правового блага3. Объект преступления определяют как «социальные интересы и блага, регулируемые нормами права, на которые посягает преступник, причиняя им реальный ущерб, предусмотренный уголовным законодательством»4.
Вместе с тем, представляется, что теория объекта преступления как общественных отношений не изжила себя в современном уголовном праве.
Не подвергается ревизии данная точка зрения в работах В.Н. Кудрявцева, Л.Д. Гаухмана, Н.Г. Кадникова и др.
Общественное отношение – это сложное социальное образование, включающее в себя ряд элементов. В.Н. Кудрявцев выделяет следующий комплекс элементов: а) фактические общественные отношения между людьми; б) их правовую форму или «оболочку»; в) материальные формы, условия и предпосылки существования указанных отношений4, к которым, прежде всего, следует отнести такие признаки состава преступления, как предмет и потерпевший. Как правило, преступление причиняет вред общественным отношениям опосредованно, путем причинения вреда его элементам.
Круг общественных отношений, охраняемых уголовным правом, изменяется в зависимости от конкретных исторических условий. В действующем УК РФ произошла переоценка ценности объектов уголовно-правовой охраны в сторону приоритета охраны прав и свобод личности. Объект преступления является признаком каждого преступления, раскрывающим его социальное содержание, характер общественной опасности. Таким образом, определим объект преступления как охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым в результате преступления причинен существенный вред или создавалась угроза причинения такого вреда.
Виды объектов преступления
С учетом структуры Особенной части действующего Уголовного кодекса, представляется обоснованной четырехступенчатая классификация объектов «по вертикали» на общий, родовой, видовой и непосредственный объекты.
Общий объект – совокупность всех охраняемых уголовным законом общественных отношений. В соответствии с ч. 1 ст. 2 УК РФ – это общественные отношения, охраняющие права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человечества.
Родовой объект можно определить как группу однородных общественных отношений, взятых под охрану совокупностью уголовно-правовых норм, объединенных в раздел Особенной части УК РФ. Родовой объект определяет деление Особенной части УК РФ на разделы, например: раздел VII – «Преступления против личности», раздел X – «Преступления против государственной власти» и т.д.
Видовой объект – это группа общественных отношений, объединенных по видовому признаку и поставленных под охрану совокупностью уголовно-правовых норм, объединенных в главу Особенной части УК РФ. Например, внутри раздела VII УК РФ деление на главы определяется по видовому объекту: жизнь и здоровье– глава 16, свобода, честь и достоинство– глава 17 и т.д.
Непосредственный объект – конкретное общественное отношение, на которое преступник непосредственно посягает, совершая конкретное преступление. Под непосредственным объектом преступления следует понимать, как общественные отношения, охраняемые уголовным законом в рамках того или иного состава преступления, так и общественные отношения, нарушенные в реальной действительности при совершении преступления, соответствующего данному составу. Родовой, видовой и непосредственный объекты различаются по объему, поэтому, как правило, они не совпадают, а соотносятся как часть и целое.
При конструировании отдельных составов преступлений в законе могут учитываться не один, а два объекта, например, разбой (ст. 162 УК РФ), либо много объектов (ст. 205 УК РФ). Такие составы называются соответственно двуобъектными и многообъектными. В этом случае можно рассмотреть деление объектов преступления на виды «по горизонтали». Законодатель из этих объектов выделяет один, который в решающей степени определяет направленность данного преступления, и по его признакам помещает данную норму в соответствующую главу и раздел. Такой объект называется основным непосредственным объектом. Второй объект также является обязательным признаком данного состава преступления; его наличие влияет на характер и степень общественной опасности преступления. Такой объект называется дополнительным.
В ряде случаев дополнительный объект по своей значимости может превосходить основной объект. Например, основным объектом разбоя (ст. 162 УК РФ) полагают отношения собственности, а дополнительным – общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека. Для таких составов обязательны как основной, так и дополнительный непосредственные объекты. Например, если посягательство нарушает отношения собственности, но не ставит под угрозу здоровье человека, то такое посягательство не может расцениваться как разбой (ст. 162 УК РФ).
Помимо основного и дополнительного объекта в некоторых составах существует еще и факультативный объект преступления. Факультативный объект не является обязательным признаком конкретного состава, его наличие (или отсутствие) не влияет на квалификацию. Так, основным непосредственным объектом угона («Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством» ст.166УК РФ) являются отношения собственности, однако при его совершении вред может быть причинен и общественным отношениям в сфере безопасности дорожного движения.
Вместе с тем, отсутствие нарушений безопасности дорожного движения не препятствует квалификации деяния по статье 166 УК РФ.
Предмет преступления и потерпевший как факультативные признаки объекта преступления
Предмет преступления – это признак объекта преступления, воздействуя на который, преступник причиняет вред общественным отношениям. Чаще всего это материальный предмет, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления), путем воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений. С учетом возрастающей роли информационных процессов допустимо считать предметом преступления информацию (например, сведения, содержащие государственную тайну или личную, семейную тайну и т.п.). Предметом преступления по ст. 272 УК РФ является, прежде всего, компьютерная информация, а не ее носители.
В специальной литературе ведутся споры о том, можно ли признать человека предметом преступления. Нам представляется предпочтительнее использовать термин «потерпевший». Для ряда составов наличие предусмотренного в законе потерпевшего обязательно, например, новорожденный (ст. 106 УК РФ), государственный или общественный деятель (ст. 277 УК РФ) и т.д.
Потерпевшим в уголовном праве признается лицо, которому преступлением причинен какой-либо вред. В отличие от уголовно-процессуального понятия потерпевшего, в уголовном праве потерпевший рассматривается с момента совершения преступления: «…правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением, но не формируется им»1. Исследованием личности потерпевшего от преступления занимается направление криминологии, называемое виктимологией.
Потерпевшего и предмет преступления не следует отождествлять с объектом преступления. Отметим основные различия.
1. Объект преступления понимается нами как общественные отношения, то есть данный признак состава нельзя наблюдать непосредственно, он доступен лишь нашему мысленному анализу.
2. Объект преступления – обязательный признак состава преступления, а предмет преступления и потерпевший – факультативные признаки для общего состава преступления. Например, в составе преступления, предусмотренного статьей 338 УК РФ «Дезертирство», такие признаки как предмет преступления и потерпевший отсутствуют.
Во многих случаях предмет признается необходимым признаком конкретных составов преступлений, например, при любом хищении, изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг, нарушении правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д. Такие деяния можно назвать предметными преступлениями.
Таким образом, предмет и потерпевший определяются нами как факультативные признаки состава преступления, но, не смотря на это, предмет и потерпевший имеют большое значение. Для широкого круга преступлений либо предмет, либо потерпевший выступают обязательными признаками того или иного состава преступления. Их свойства могут служить основанием для разграничения смежных составов преступлений, а также для отличия преступных деяний от непреступных. Так, например, кража охотничьего ружья является преступлением против общественной безопасности, кража телевизора – преступлением против собственности, а кража коробки конфет может рассматриваться как административное правонарушение – мелкое хищение.
Таким образом, в рамках данной темы мы выяснили, что учение об объекте преступления в современном уголовном праве продолжает развиваться. Уяснение вопросов о том, что является объектом преступления, каковы признаки предмета преступления, свойства потерпевшего, является необходимым этапом в работе судебно-следственных органов. Именно с разрешения этих вопросов начинается процесс квалификации преступления.