Призма что такое для дошкольников

Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»

Призма что такое для дошкольников Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»

Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Возрастная группа: 4-5 лет,средняя группа Тема: «Призма и пирамида«Основные цели: 1)сформировать представления о призме и пирамиде на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Исследовать, из каких фигур состоят их поверхности;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;

4)воспитывать интерес к математике.Дидактические материалы:Демонстрационный:

1) набор геометрических тел;

2)развивающий мультик «Учим объемные геометрические фигуры с паровозиком чух-чухом».

Раздаточный: 1)коробки разной конфигурации к заданию 2.1;

2)карточки с предметными картинками к заданию 2.1:

3)набор простых карандашей;

4)набор геометрических тел;

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о призме и пирамиде, об их строении.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.

— Отмечаете ли вы дома праздники?

— Какие праздники вы отмечаете?

— С кем отмечаете праздники?

— Какой праздник самый любимый?

— Сколько раз в год вы отмечаете день рождение?

— Что вам дарят на день рождение?

1)актуализировать знания детей об изученных объемных телах; 1)тренировать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.

Дети подходят к столу, на котором находятся коробки разной формы (цилиндра, конуса, призмы и пирамиды). Предложены карточки с предметными картинками.

— Ребята, вам нужно подарки распределить по коробкам. Посмотрите внимательно, на какую объемную фигуру напоминают коробки и найти карточки с предметными картинками, похожие на них и сложить в коробку.

— Какие коробки вам знакомы?

— Что положили в коробку, похожую на цилиндр?

— Что положили в коробку, похожую на конус?

— Куда нужно распределить оставшееся подарки?

3. Затруднение в игровой ситуации.

1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о призме и пирамиде;

2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

— Смогли вы все подарки распределить по коробкам?

4. Открытие нового знания (способа действия)

4.1. Игра «Угадай?» (продолжение).

Дидактические задачи: 1)сформировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом;

2)сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение и обобщение, развивать память речь, логическое мышление, творческие способности.

— Я вам предлагаю внимательно рассмотреть оставшееся пустые коробки.

— На что вам напоминает эта коробка? (на крышу дома, чайный пакетик и т. д.)

— Покажите коробку, которая осталась пустая?

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать воображение, мелкие мышцы рук.

— Такая пирамида называется квадратная.

— Теперь сфотографируйте призму.

— Такая призма называется треугольная.

— Я вам предлагаю разместить фотографии на выставку.

5.2.Игра: «Путешествие паровоза».

Дидактические задачи: 1)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление.

Перед детьми набор геометрических тел.

— Любите играть в компьютерные игры. Даша тоже любит играть в компьютерные игры и хочет вместе с вами поиграть.

— Садитесь все удобно на стульчики. Посмотрите, Даша машинист. Она сейчас поедет по станциям и на каждой станции будет грузит в вагон какое-то геометрическое тело. Вам нужно угадать какое геометрическое тело погрузила Даша.

— Какое геометрическое тело погрузило Даша? (конус)

— Как узнали? (аналогично с другими геометрическими телами: пирамида, призма, цилиндр)

6. Осмысление.Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

— Кому вы сегодня помогли?

-Что вам понравилось больше всего?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников); Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (демонстрационный материал, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (раздаточный материал).

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Возрастная группа: старшая (5-6). Тема: «Царство грибов» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: Цветы Основные цели: 1).сформировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Советы Лесовика» Образовательная область: » Социально – коммуникативное развитие » Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная к школе группа) Тема: «Советы.

Образовательная ситуация с дошкольниками «В лес за грибами» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Возрастная группа: средняя. Тема: «В лес за грибами». Основная цель:.

Источник

Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Призма что такое для дошкольников Чукур Людмила Васильевна
Геометрические фигуры. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ

ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Подготовила: ст. воспитатель Чукур Л. В.

1. Понятие «геометрическая фигура». Особенности развития представлений о форме предметов у детей дошкольного возраста

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах.

Наблюдая за предметами окружающего мира, люди заметили, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой. Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек; обобщенное абстрактное понятие.

Само определение понятия геометрической фигуры дали древние греки. Они определили, что геометрической фигурой является внутренняя область, ограниченная замкнутой линией на плоскости. Активно это понятие применял в своей работе Евклид. Древние греки классифицировали все геометрические фигуры и дали им названия.

Упоминание о первых геометрических фигурах встречается и у древних египтян и древних шумеров. Учеными-археологами был найден папирусный свиток с геометрическими задачами, в которых упоминались геометрические фигуры. И каждая из них называлась каким-то определенным словом.

Таким образом, представление о геометрии и изучаемых этой наукой фигурах имели люди с давних времен, но название, «геометрическая фигура» и названия всем геометрическим фигурам дали древнегреческие ученые.

В наше время знакомство с геометрическими фигурами начинается с раннего детства и продолжается на всём пути обучения. Дошкольники, познавая окружающий мир, сталкиваются с разнообразием форм предметов, учатся называть и различать их, а затем знакомятся и со свойствами геометрических фигур.

Форма – это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно.

Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В исследованиях Л. А. Венгера выясняется, возможно ли различение формы предметов детьми, у которых еще не сформировался акт хватания. В качестве индикатора он использовал ориентировочную реакцию ребенка в возрасте 3-4 месяцев.

Л. А. Венгер заметил также, что что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение, как и на новой геометрической фигуре.

Исследования М. Денисовой и Н. Фигурина показали, что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку, соску, материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с 5 месяцев. При этом индикатором различения являются движения рук, корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его (при пищевом подкреплении).

В других исследованиях выявлено, что, если предметы отличаются цветом, то ребенок 3-х лет выделяет их форму только в том случае, если предмет знаком ребенку из практического опыта (опыт манипуляций, действий).

Это доказывает и тот факт, что ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения (может рассматривать и понимать знакомые картинки, держа книжку «вверх ногами», предметы, окрашенные в несвойственные цвета (черное яблоко, но квадрат, повернутый на угол, т. е. в виде ромба, не узнает, так как исчезает непосредственное сходство формы предмета, которого нет в опыте.

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Восприятие помогает отличить один предмет от другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям. Действия детей с предметами на разных этапах различны.

Исследования психолога С. Н. Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы, имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм. У дошкольника происходит обратное явление.

В 4-5 лет ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом: про квадрат говорит «это как платочек».

В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник, учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета, в их речи появляются слова «квадрат», «круг», «квадратный», «круглый» и т. п.

Проблему знакомства детей с геометрическими фигурамии их свойствами следует рассматривать в двух аспектах:

• в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов;

• в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных свя-зей и закономерностей в их построении, т. е. собственно геометри-ческого материала.

Контур предмета это общее начало, которое является исходным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Однако вопрос о роли контура в восприятии формы и формировании целостного образа требует еще дальнейшей разработки.

Первичное овладение формой предмета осуществляется в действиях с ним. Форма предмета, как таковая, не воспринимается отдельно от предмета, она является его неотъемлемым признаком. Специфические зрительные реакции прослеживания контура предмета появляются в конце второго года жизни и начинают предшествовать практическим действиям.

Уже на втором году жизни дети свободно выбирают фигурупо образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры осуществляют дети пятого и шестого года жизни.

Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом.

Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

3. Особенности обследования и этапы обучения обследованию детьми дошкольного возраста формы предметов и геометрических фигур

Известно, что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование, опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л. Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка.

По исследованиям С. Якобсон, В. Зинченко, А. Рузской дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме, когда предлагалось сначала ощупать предмет, а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно.

Исследования Т. Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме. Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания.

В 3-4 года – движения исполнительные (катают, стучат, возят). Движения немногочисленны, внутри фигуры, иногда (однократно) по осевой линии, много ошибочных ответов, смешение разных фигур. В 4-5 лет – движения установочные (зажимают в руке). Количество движений увеличивается в два раза; судя по траектории, ориентированы на размер и площадь; крупные, размашистые, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций, относящихся к наиболее характерным признакам фигуры; дают более высокие результаты. В 5-6лет – движения обследовательские (прослеживание контура, проверка на упругость). Появляются движения, прослеживающие контур, однако они охватывают наиболее характерную часть контура, другие части оказываются необследованными; движения внутри контура, количество то же, высокие результаты; как и в предыдущий период, наблюдается смешение близких фигур. В 6-7 лет – движения по контуру, пересечение поля фигуры, причем движения сосредотачиваются на наиболее информативных признаках, наблюдаются отличные результаты не только при узнавании, но и при воспроизведении.

Таким образом, для того, чтобы ребенок выделил существенные признаки геометрических фигур, необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить.

Этапы обучения обследованию

Второй этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

«Геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и про-странственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности упражнений развивают пространственные представления и начала геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Источник

Конспект открытого занятия по математике в средней группе по теме «Призма и пирамида»

Призма что такое для дошкольников Ирина Кононова
Конспект открытого занятия по математике в средней группе по теме «Призма и пирамида»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по математике

Тема: «Призма и пирамида»

Воспитатель Кононова И. В.

п. Ханымей – 2013 год

Тема: «Призма и пирамида».

Цель: сформировать представление о призме и пирамиде, умение распозновать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке, закрепить счет до 8, представления о числе и цифре 8.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: цилиндры и конусы разного размера, призмы и пирамиды, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный: полоски одинаковой ширины, призмы и пирамиды с «паспортами».

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций о Египте,

Ход НОД:

Ребята к нам вчера пришло письмо от Карандашкина он собирается путешествовать по Египту и приглашает нас в это путешествие, но эта страна от нас очень далеко, как вы думаете на чём быстрее можно добраться туда.

Воспитатель: Ну что отправимся путешествовать?

(стук в дверь, появляется Карандашкин).

Карандашкин: Здравствуйте ребята, вы письмо получили от меня?

Карандашкин: а я боялся опоздать, ну что готовим свои самолёты, и впе-ред за приключениями.

Воспитатель: встаём друг за другом включаем свои моторы, расправляем крылья, а чтобы было веселее нам лететь, мы расскажем стихотворение

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Воспитатель: можно приземляться. Ребята обратите внимание. Что за странные фигуры здесь в Египте, Карандашкин расскажи нам что – это.

Карандашкин: ребята это знаменитая фигура Египта (показ иллюстрации) она называется «пирамида». Давайте их рассмотрим, на какую фигуру они похожи?

Дети: конус, треугольник.

Воспитатель: Ребята присаживайтесь за столы, у вас на столе такие же фигуры которые мы видели на картине кто запомнил как она называется?

Дети: пирамида.

Воспитатель: правильно, возьмите в руки фигуры и посмотрите, с каждой сторо-ны есть треугольные боковые поверхности, которые, на вершине постройки обра-зуют острый угол, покажите острый угол, на какую фигуру похожи?

Воспитатель: правильно если со всех сторон посмотреть на пирамиду мы будем видеть треугольник.

Давайте пальчиком покажем боковые грани, сколько их? Посчитаем.

Карандашкин: посмотрите ребята я нашёл ёще одну интересную фигуру она на-зывается «призма». Как вы думаете на какую фигуру она похожа?

Воспитатель: правильно, у вас на столе есть такие фигуры?

Воспитатель: возьмите в руки фигуру и посмотрите её боковые грани на какую фигуру похожи?

Воспитатель: правильно, все боковые грани соединяются в единую поверхность, боковые грани еще можно назвать боковые ребра, проведите по ним пальчиком, ребята если я покачу призму она будет быстро катится?

Воспитатель: а что ей мешает?

Дети: боковые грани.

Карандашкин: ребята я сфотографировал фигуры и теперь не могу разобраться где чья фотография вы мне поможете?

Игра «Найди фотографию»

Воспитатель: молодцы справились.

Молодцы. Ребята а вы считать умеете?

Воспитатель: я вам буду показывать цифры а вы будете считать (показ цифр).

А теперь Мила посчитай сколько конусов? Найди цифру.

Дима посчитай сколько пирамид? Найди цифру.

Полина посчитай сколько цилиндров? Найди цифру.

Настя посчитай сколько призм? Найди цифру.

Карандашкин: молодцы, пора нам возвращаться. А на чем можно ещё путе-шествовать.

Карандашкин: правильно цепляйте садитесь в свои вагоны (выстроить числовой ряд) и отправляемся в путь, а чтоб нам было весело споем песню.

Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И, хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди!

Скатертью, скатертью дальний путь стелется,

И упирается прямо в небосклон.

Каждому, каждому в лучшее верится,

Катится, катится голубой вагон.»

Воспитатель: вот и приехали мы домой ребята а кто эту песенку поет (ответы де-тей).

Вам понравилось наше путешествие?

С кем мы путешествовали и куда?

Что мы нового узнали?

Ещё чем мы там занимались? (ответы детей).

Призма что такое для дошкольниковВиды пирамид ВИДЫ ПИРАМИД 1. Пирамида «КАРТИНА ПРИРОДЫ» используется для закрепления знаний о живой и неживой природе, местах обитания животных (кто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *