Притча что побеждает читать
Поучительные притчи с моралью о жизни
Поучительные притчи с моралью о жизни
Поучительные притчи с моралью о жизни, заставляющие задуматься над ошибками общества.
Притча от бабушки
У нас один рот и два уха, значит мы должны больше слушать чем говорить.
Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам.
Над всем этим есть мозг, поэтому мы должны сначала думать, прежде чем увидев отрывок или услышав слухи, выливать всё через рот.
Притча про орла и кролика
Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.
Маленький кролик увидел орла и спросил:
— “А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?”
— “Конечно, почему нет”, — ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.
Мораль:
Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.
Притча про деньги
Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.
Таксист:
— Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.
— Ну так что вы хотите: у него папа — миллионер, а я — сирота.
Мораль:
Только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Притча про начальника
Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».
Мораль:
Всегда давай шефу высказываться первым.
Притча «Чёрная точка»
Поучительная притча о притча о черной точке на белом листе бумаги
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую чёрную точку. Он спросил их:
– Что вы видите?
Все хором ответили, что чёрную точку. Ответ был не верным. Мудрец сказал:
– А разве вы не видите этот белый лист бумаги – он так огромен, больше, чем эта чёрная точка! Вот так и в жизни – мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
Притча о достоинстве
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Короткая притча про добро и зло — Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча Сократа «Самое важное»
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.
— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.
—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что
счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.
Поучительные притчи с моралью о жизни
Притча про школу
Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.
— Ты кто? — спрашивает Гусь.
— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница
Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.
— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.
— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.
— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?
— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.
— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.
Они помолчали. Потом Гусь сказал:
— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.
Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.
— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.
Так говорил Гусь. Он был силён в теории.
Из-под капусты высунулась чья-то голова:
— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.
— Ты что — тоже Гусеница?
— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.
— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…
Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.
— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.
Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.
И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.
— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?
— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?
Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.
— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.
Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.
— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе.
Притча о недовольстве
Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.
Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:
– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.
Притча «Осел и колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Поучительные притчи с моралью о жизни
Притча «Ничего такого, что было бы неправдой…»
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой «Я слепой, пожалуйста помогите!».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил ее слепому человеку и ушел.
Днем он вернулся и увидел, что шляпа полна монет и денег. Слепой узнал его по шагам и спросил не он ли был тот человек, что переписал табличку. Он также хотел узнать, что именно он написал.
Тот ответил: «Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал ее немного по-другому». Он улыбнулся и ушел.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».
Прошлое, настоящее или будущее?
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:
— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.
— Не согласен! — воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.
— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдете в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом.
Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!
Притча «Что побеждает» (6+)
Притча «Что побеждает»
Не хлебом единым … Притчи и христианские легенды / Сост. Н. Астахова. – М.: Белый город, 2012. – 127с.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над словами деда.
Старик улыбнулся и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите притчу вслух.
Задание 2. Кто главные герои притчи? (Старик и Внук)
Задание 3. Что представляет собой каждый волк? (Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность)
Задание 4. С чем сравнивает Старик внутренний мир человека? (С борьбой двух волков)
Задание 5. Как вы понимаете слова зависть, ревность, эгоизм, ложь?
Задание 6. Как вы понимаете слова мир, любовь, надежда, доброта, верность?
Задание 7. Подберите антоним к слову ложь, добро, верность, мир. ( Ложь – правда, добро – зло, верность – предательство, мир- война)
Задание 8. Какие пословицы вы знаете про добро и зло? ( Добро помни, а зло забывай, От добра добра не ищут. Мир не без добрых людей, Тому тяжело, кто помнит зло.)
Задание 9. Вставьте пропущенные слова:
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную_____.
— В каждом человеке идет_______, очень похожая на борьбу двух ______. Один волк представляет _____ — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет _______ — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Внук задумался над _______деда.
Старик __________ и ответил:
— Побеждает тот волк, которого ты ________.
Пропущенные слова: борьба, волков, зло, добро, словами, улыбнулся, кормишь.
Задание 10. Найдите в тексте имена существительные ( Существительные: старик, внуку, истину, человеке, борьба, волков, зло, зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, добро, мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, словами деда, конце, он)
Задание 11. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: старик, добро, мир, волк, побеждает
Задание 12. Чему учит притча? (Эта притча заставляет задуматься: какой я – добрый или злой? Она учит нас воспитывать в себе добро)
Л.Н. Толстой. Басня «Лгун»
Толстой, Л.Н. Детям / Л.Н. Толстой. – М.: Росмэн пресс, 2011. – С. 132.
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочтите басню вслух.
Задание 2. Почему мужики в четвёртый раз не прибежали на помощь?
Задание 3. Какие пословицы вы знаете со словом «ложь»? ( Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Ложь человека не красит. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Кто любит лгать, того нельзя за друга принять)
Задание 4. Найдите в тексте имена существительные и глаголы. ( Существительные – мальчик, овец, волк, мужики, неправда, он, просторе, стадо;
Глаголы – стерег, стал, видят, сделал, случилось, набежал, кричать, подумали, обманывает, не послушали)
Задание 5. Подберите синонимы к словам мальчик, звать, помогите, прибежал, подумали, обманывает, видит, перерезал ( мальчик – парень, пацан, хлопчик; звать – кричать, говорить, голосить; прибежал – прискакал, примчался; подумали – поразмышляли, помыслили, порассуждали; обманывает – лжёт, врет, лукавит; видит – смотрит, глядит, лицезреет)
Задание 6. Вставьте пропущенные слова:
Мальчик ______ овец и, будто увидав волка, стал ______: «Помогите, волк! волк!» _______ прибежали и видят: неправда. Так ______он так и два и три раза, случилось — и вправду набежал ____. Мальчик стал ______: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики ________, что опять по-всегдашнему обманывает, — не _______ его.
Волк видит, _______ нечего: на просторе _________ все стадо.
Пропущенные слова: стерёг, звать, мужики, сделал, волк, кричать, подумали, послушали, бояться, перерезал.
Задание 7. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: волк, стадо, мужики
Задание 8. Какие выводы из басни можно сделать? ( Один раз обманешь – другой раз не поверят. Очень легко потерять доверие окружающих людей, и очень трудно завоевать его опять)
Евгений Дубравный. Стихотворение «Ёжик»
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый старательный ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой…
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с лисой.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой…
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Навсегда подружился с лисой.
Творческий разбор текста, используя методику В. А. Бородиной
Задание 1. Прочитайте стихотворение вслух.
Задание 2. Где живут ёжики? ( в саду, в лесу)
Задание 3. Чем питаются ёжики? ( мелкими грызунами, растениями)
Задание 4. Чем питается лиса? ( мелкими млекопитающими, мелкими грызунами)
Задание 5. Почему Ёжик не может с ней подружиться? ( Лиса питается зайцами и может его съесть)
Задание 6. Охарактеризуйте ёжика. Какой он? ( Застенчивый, мудрый, старательный, маленький)
Задание 7. Вставьте в текст пропущенные слова:
Когда ночь ______ всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду…
Это мудрый ____________ёжик
Добывает усердно еду.
Лишь одна Патрикеевна знает
Как ________ ежонку вода,
И нередко его __________
То у речки, а то у пруда.
Всех застенчивее _______-
По росе ходит босой…
Ёжик _____всех до дрожи,
Только вот никак не может
Подружиться он с _______.
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком _______ и росой…
Мы хотим, чтобы ________ ежик
Навсегда подружился с лисой.
(Пропущенные слова: отдыхать, старательный, опасна, поджидает, ёжик, любит, лисой, угостим, маленький)
Задание 8. Восстановите разрушенный текст:
Мы ежонку охотно поможем –
Молочком угостим и росой …
Мы хотим, чтобы маленький ежик
Лишь одна Патрикеевна знает
Как опасна ежонку вода,
И нередко его поджидает
То у речки, а то у пруда. (2)
Когда ночь отдыхать всех уложит,
Вдруг послышится шорох в саду …
Это мудрый старательный ёжик
Всех застенчивее ёжик-
По росе ходит босой …
Ёжик любит всех до дрожи,
Только вот никак не может
Задание 9. Подчеркните рифмующиеся слова.
Задание 10. Шифрограмма. Найдите среди букв слова из текста.
Ответ: вода, ёжик, ночь, шорох
Задание 11. Найдите к началу строк их окончания:
Когда ночь отдыхать старательный ёжик (3)
Вдруг послышится знает (5)
Это мудрый всех уложит, (1)
Добывает усердно поджидает (7)
Лишь одна Патрикеевна шорох в саду… (2)
И нередко его ежонку вода, (6)
То у речки, а то ёжик- (9)
Всех застенчивее у пруда. (8)
По росе ходит не может (12)
Ёжик любит всех босой… (10)
Только вот никак поможем – (14)
Подружиться он до дрожи, (11)
Мы ежонку охотно с лисой. (13)
Молочком угостим ежик (16)
Мы хотим, чтобы маленький с лисой. (17)
Навсегда подружился и росой… (15)
Задание 12. Какие ещё стихи, рассказы или сказки вы читали о еже и лисе? ( Русские народные сказки «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Лиса и дрозд», С. Козлов «Ежик в тумане», А. Усачев «Жили – были ежики», Л.Н. Толстой «Еж и заяц» и др.)
Путь к себе: короткие притчи о главном
Вкус воздуха
Однажды Учитель спросил меня:
— Чувствуешь ли ты вкус воздуха?
Я принюхался к лесному воздуху и назвал несколько запахов.
— Да, нюх у тебя неплохой. Но как насчет вкуса?
Я по-собачьи высунул несколько раз язык, но остался в недоумении.
— Хорошо,- Учитель улыбнулся и, подскочив сзади, схватил меня и зажал рот и нос.
Я понял, что сопротивление бесполезно, но через минуту инстинкт самосохранения заставил меня дрыгать конечностями и извиваться. Тогда Учитель отпустил меня и я вдохнул полной грудью Жизнь.
— Вкус жизни,- сказал я, чуть отдышавшись.
— Верно. Этот вкус ты должен чувствовать всегда. Этот вкус есть также в воде, в еде и во многом другом. Не ешь то, в чем нет главного вкуса. Не говори с тем, кто душевно мертв. Пей из Чаши жизни с удовольствием, но не торопись, ведь можно опустошить ее раньше времени, а можно и вовсе расплескать.
О двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Про морскую звезду
Однажды человек шёл по берегу, на который приливом выбросило тысячи морских звёзд. Пытаясь ступать между ними, он приблизился к мальчику, который поднимал звезду и с размаху выбрасывал её в море.
— Зачем ты делаешь это, мальчик? — спросил человек.
— Выбрасываю в море звёзды, иначе они умрут, когда взойдёт солнце.
Человек горько рассмеялся и сказал:
— Но их здесь тысячи! Сотни тысяч! Твои старания ничего не изменят!
— Нет — сказал мальчик, поднимая ещё одну — мои старания изменят всё — для этой звезды.
О мудром старике
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?» Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?» — «Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда».— «Здесь ты встретишь точно таких же», ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?»
Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?» — «О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться».— «Ты найдешь таких же и здесь»,— ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»
«Сын мой,— говорит старик,— каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.»
Вопросы и ответы. Суфийская притча.
Мудрец спросил ученика: «В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?»
«Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы?» — сказал ученик.
«Нет»,— ответил мудрец,— «В том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы.»
***
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
— Вставай!
— А на следующий раз?
— Снова вставай!
— И сколько это может продолжаться — все падать и подниматься?
— Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
Как плыть?
В поисках ответа на вопрос, как жить, юноша обратился к известному революционеру-реформатору:
— Скажи, как мне плыть по этой реке жизни? Что правильно?
— Не будь, как все,— ответил тот.
— Не плыви по течению в общей толпе серых и безразличных. Плыви наперекор всему! Жизнь — борьба. Рассекай волны! Стремись! Добивайся! Преодолевай трудности ради всеобщего блага и совершенствования мира!
Юноша кивнул и пошел за советом к святому отшельнику.
— Как плыть мне по реке жизни? — Спросил он.— Стоит ли сопротивляться течению?
— Нет,— ответил отшельник.
— В этом нет смысла. Река нашей жизни есть Дао. Сопротивляться ему — значит входить в конфликт со Вселенной. Отдайся ему, растворись в нем, плыви по его течению — и ты познаешь истину единства с мирозданием.
Поблагодарил юноша, и отправился к мудрецу.
— Скажи, мудрец, как мне жить? Плыть ли против течения, борясь и побеждая? Или по течению, растворяясь в потоке мира?
— Эх,— вздохнул мудрец,— насоветовали тебе много. Но суть заключается в том, чтобы плыть не по течению и не против, а туда, куда тебе нужно. В этом мудрость и разум твой должен быть твоим рулем, а душа — парусом.
Эти слова пришлись юноше по душе. Обрадовался он обретению мудрости, и пошел домой. А на обратном пути повстречался ему Мастер. Разве может помешать лишний совет, особенно, когда мудрость уже есть?
— Скажи, Мастер, как мне жить? Плыть по течению? Или против течения? Или под руководством разума плыть куда мне нужно?
— Течение? — Удивился Мастер.— Какое течение? Извини, я не заметил его. Мне просто нравится плавание.
О дружбе
По длинной, дикой, утомительной дороге шел человек с собакой.
Шел он себе, шел, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним — оазис! Прекрасные ворота, за оградой — музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
— Что это такое? — спросил путешественник у привратника.
— Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
— А есть там вода?
— Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны…
— А поесть дадут?
— Все, что захочешь.
— Но со мной собака.
— Сожалею сэр, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошел мимо. Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
— Я хочу пить,— попросил путешественник.
— Заходи, во дворе есть колодец.
— А моя собака?
— Возле колодца увидишь поилку.
— А поесть?
— Могу угостить тебя ужином.
— А собаке?
— Найдется косточка.
— А что это за место?
— Это рай.
— Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай — там.
— Врет он все. Там ад.
— Как же вы, в раю, это терпите?
— Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей.
О колодце
На мосту.
Человек, стоявший на высоком мосту, был очень молод. Он многое хотел свершить в этой жизни, но почти ничего не успел. Любимая девушка от него отвернулись, все его предали, никому он был не нужен. Все в его молодой короткой жизни пошло наперекосяк, и не было сил начать сначала. Он сжег за собой все мосты. И теперь, чтобы свести счеты с этой никчемной жизнью, ему осталось сделать всего лишь один шаг…
Ссутулившись, он стоял на самом краю пропасти, разверзшейся под его ногами, и в последний раз глядел вниз на мельтешение городских огней. Молодой человек тяжело вздохнул и подался вперед, как вдруг…
— Добрый вечер,— неожиданно прозвучал надтреснутый старческий голос.— Помоги, чем сможешь, сынок!
Молодой человек невольно отшатнулся назад от пропасти и растерянно похлопал себя по карманам. Достал бумажник, вынул из него все деньги, которые теперь были ему не нужны, и протянул старику.
— Это не мне, сынок,— ответил старик.— Тут совсем рядом живут две девочки, они сироты. Голодают, заброшенные и неухоженные. Отнеси им деньги, помоги, сынок.
Он стоял на высоком мосту, молодой, растерянный, минуту назад готовый совершить тяжкий грех самоубийства, и не знал, что ему делать.
— Хорошо,— неожиданно для самого себя согласился он,— давай адрес, я отнесу. «Эти деньги,— подумал он,— могут стать спасеньем для несчастных детей, а потом… потом я снова вернусь сюда».
И чем дальше молодой человек уходил от моста, тем меньше решимости свести счеты с жизнью у него оставалось. Плечи его распрямлялись, шаг становился увереннее. Он понял вдруг, что не вернется больше на этот мост, потому что всегда можно найти людей, которым будешь нужен ты и твоя помощь.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены.
2. Освободите свое сердце от волнений — большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.