Природа это неисчерпаемая кладовая ресурсов природа это все что окружает человека
Что такое мораль
У р о к 26
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения, не закрепленной в законах.
Учащиеся должны знать, что:
1) мораль связана с проявлением человечности, гуманизма в действиях людей;
2) мораль дает человеку идеал, образец совершенства;
3) мораль дает человеку определенные, конкретные, четкие нормы поведения: как надо поступать и как не надо;
4) мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми;
5) Наиболее точным определением сути морали является «золотое правило» морали: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
Учащиеся должны понимать, что такое:
6) моральная ответственность;
7) общечеловеческие ценности;
8) идеалы, нравственные принципы личности.
Учащиеся должны уметь:
2) высказывать собственное мнение о морали;
3) доказывать, что моральные ценности и идеалы очень близки.
Тип урока – комбинированный.
I. Проверка домашнего задания.
1. а) Человек – существо биологическое и социальное.
б) Человек – существо биосоциальное.
4) неверны оба суждения.
2. Какое высказывание верно?
а) Все люди от природы обладают одинаковыми способностями.
б) Некоторые люди от природы обладают одинаковыми способностями.
3. Какое из суждений более точно отражает соотношение природы и общества?
а) Общество – часть природы.
б) Природа – часть общества.
в) Общество и природа во взаимосвязи образуют единый реальный мир.
г) Общество, создав культуру, потеряло связь с природой.
4. Найдите ошибку в суждениях.
а) Природа – это неисчерпаемая кладовая ресурсов.
б) Природа – это все, что окружает человека.
(а) – ошибка неисчерпаемая; б) – человека окружает и творение его рук – культура.)
5. Какие из перечисленных характеристик и свойств человека, а также особенностей его жизни можно отнести к биологическим заданным, а какие – к социально обусловленным?
а) членораздельная речь;
б) конечность существования;
в) предрасположенность к определенным заболеваниям;
г) способность мыслить логически;
в) чувственное восприятие мира;
е) объединение в большие и малые группы;
ж) индивидуальная продолжительность жизни.
(биологические – б), в), д);
социальные – а), г), е), ж).)
II. Изучение нового материала.
Вопрос сегодня стоит так:
или люди научатся жить
по законам добра и гуманности,
или они не будут жить вовсе.
1. Нравственность, мораль, этика.
2. Моральная ответственность.
3. Общечеловеческие ценности и идеалы.
1. При объяснении первого вопроса плана используется прием «корзина идей» по методике критического мышления.
Запишите слова или предложения к понятиям «нравственность», «мораль», «этика», «человечность».
Рассмотрим определения, выделим ключевые слова.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.
Нравственность – это сама жизнь, то есть та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми.
Мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.
Этика – философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Этика – совокупность норм поведения.
Человечность – отзывчивость, гуманность.
Человечность – моральное качество, выражающее принципы гуманизма применительно к повседневным отношениям людей.
– Зачем человеку мораль? (Учащиеся отвечают на вопрос.)
Слово «мораль» пришло к нам из французского языка (morale – нравственность), а во Францию это слово пришло из Древнего Рима (лат. mоralis – нравственный), но само понятие о морали, то есть определенные правила поведения человека среди людей, существовало задолго до появления слова «мораль». Мораль определяется еще как общепринятое понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Нравы общества и понятия о нравственном поведении формируются в каждом обществе по-своему.
З а д а н и е 1. Прочитайте христианские заповеди. Чему учат заповеди?
«Почитай отца твоего и мать твою.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома твоего: не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ничего, что у ближнего твоего».
Во многих религиях мира есть общие принципы и системы нравственных ценностей. Какие выводы можно сделать из анализа универсальных принципов?
Буддизм: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».
Иудаизм: «Что ненавистно тебе, не делай другому».
Индуизм: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
Даосизм: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю – своей потерей».
Ислам: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре и брату своему того же, чего желает себе».
Есть ученые, которые считают, что нравственность бывает добрая и злая, так же как и нравы бывают добрые и злые.
Приведите примеры (пословицы и поговорки), где показана добрая и злая нравственность.
Прочитайте фрагмент текста ( Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности) и ответьте на вопросы:
1) Согласны ли вы с автором этой сказки?
2) С какими положениями вы не согласны?
3) Существует ли различие между моралью и нравственностью?
Культура подобна старому покрою одежды. Чудной покрой держится только потому, что большинство людей относится к нему серьезно.
Если бы морали не было, ее следовало бы выдумать. Это не самое гуманное изобретение, но управление массой и нормальная социальная жизнь иначе невозможны. В моральных нормах есть, как правило, глубокий смысл, они выверены столетиями, и даже у абсурдных установок есть непререкаемое достоинство – они работают. Воинственно рушить мораль так же опасно, как подкапывать гору, которая может на тебя же и свалиться.
Но становиться ее рабом?!
Ребенка надо учить морали. Но бездумное следование морали для духовно и душевно развитого человека – уже безнравственно.
Мораль и нравственность употребляются как синонимы только в дурных философских словарях. Мораль – это принятые каким-то кругом для себя или другого круга людей готовые мнения о том, как людям жить надо. Нравственность же – это другое. В нравственности нет готовых формул. Это поиск, это путь, где известно только направление: забота о людях, об их здоровье и счастье.
(Прочтите это еще раз – есть разница?)
Как нетрудно догадаться, я – глубоко аморальная личность. Действительно, если вдруг интересы человека и морали столкнутся, я буду поступать не морально, а человечно. Мы должны проснуться и жить нравственно, с ясными глазами, понимая осмысленность выполняемых нравственных норм и аккуратно отбрасывая ненужное.
Среди разнообразных вариантов, которые я встречал у других, мне показался интересным и ответственным следующий – компромиссный: «Я еще некоторое время мораль буду носить. Мне надо привыкнуть и осмотреться, чтобы не наделать глупостей».
В реальности же у меня с моралью – благожелательный нейтралитет: пока она не наглеет, я демонстрирую ей свое уважение». (Козлов, Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. – М., 1994. – С. 173–174.)
В о п р о с ы и з а д а н и я:
1. Согласны ли вы с автором этой сказки? Свое мнение аргументируйте.
2. С какими положениями вы не согласны?
3. Воспользовавшись словарем, объясните, существует ли различие между моралью и нравственностью?
4. Чем, по вашему мнению, объясняется у многих людей «благожелательного нейтралитета» по отношению к морали? К каким последствиям приводит такое положение?
2. Моральная ответственность.
– Что вы понимаете под моральной ответственностью?
– Какое наказание вы назначите человеку за нарушение моральных норм?
Все наши поступки имеют определенные последствия. Но человек, прежде чем что-то предпринять, подумает, взвесит все возможные последствия своего поведения.
Человек ответственен за свои действия. Он предвидит общественные последствия своих поступков и умеет отвечать за них.
3. Общечеловеческие ценности и идеалы.
а) Дать определение понятий «ценности», «идеалы».
б) Записать на лепестках ромашки общечеловеческие ценности:
в) Идеал – то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений.
Записать на лепестках ромашки свои идеалы:
Что представляет собой моральный идеал?
Докажите, что моральные ценности и идеалы очень близки. В чем состоит их высший смысл?
З а д а н и е: написать пятиминутное сочинение-эссе: «Пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь» () или «…Если сам стал хуже, то все ему хуже кажется» ().
III. Подведение итогов.
Мораль – это система нравственных норм, основанная на принципах добра и справедливости. Моральные нормы регулируют поведение и управляют сознанием человека во всех сферах общественной жизни – в экономике и политике, в науке и образовании, в семье и в отношениях между индивидами. Принципы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, составляя ценностную основу общества, культуру межчеловеческих отношений.
Мораль как регулятивная система появилась в первобытном обществе и в процессе развития не только приобрела исторически конкретный, но и сохранила общечеловеческий характер. Нормы морали формируются в рамках человеческого общежития и воспроизводятся ежедневно. Принуждает к исполнению моральных норм «совокупное давление окружающих», то есть сила общественного мнения.
Нормы морали довольно стабильны и объективно выражаются в общих представлениях. Люди приобретают знания о нормах нравственности в результате воспитания, общения, чтения лучших образцов научной и художественной литературы. Таким образом:
1. Нормы морали, передаваемые из поколения в поколение, не санкционируются государством и не фиксируются в законах и других документах юридического характера.
2. Моральные нормы выражают общественное мнение.
3. Моральные нормы не обязательны для исполнения. Их выполнение обеспечивается не силой государственного принуждения, а внутренним мотивом – совестью. Критерием нравственного поведения служит его оценка с точки зрения общественного мнения.
4. Моральные нормы распространяют свое влияние на более широкую сферу общественных отношений. Здесь на первый план выходят такие этические категории, как добро, зло, справедливость.
5. Моральные нормы более расплывчаты и неопределенны по содержанию и дают широкий простор для их интерпретации
1. Прочитайте текст-пояснение. В каких сферах общественной жизни мораль регулирует поведение человека?
Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, политике, семейных, личных, внутригрупповых отношениях, отношениях межклассовых и международных.
В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, то основное и изначальное, что дает возможность моральным требованиям составить ценностный базис общества и взаимоотношений между людьми. Они поддерживают определенные общественные устои, строй жизни, способы общения.
Из словаря по этике
2. Какие общечеловеческие моральные нормы нашли отражение в приведенных ниже фрагментах?
а) Центральным понятием морали является «жэнь» (гуманность), что характеризует закон отношений людей в обществе и цель нравственного самосовершенствования. В соответствии с этим отношения людей должны определяться мудростью, верностью долгу, платой добром за добро и справедливостью за зло.
б) В человеке не заложено от природы греховных, преступных или вредных желаний и наклонностей. В человеке заложены альтруизм, стремление трудиться и помогать друг другу, солидарность и гармония человеческих интересов, единства.
в) Ответ на вопрос о смысле жизни можно получить, опираясь на разум и совесть. Назначение человека – служение всем, всем людям, а не такое служение одним, при котором неизбежно делание зла другим.
И не может не быть ясно, что единственное, самое простое и легкое спасение от всего… есть сознание основного начала жизни всех людей – любви – этого начала, которое неизбежно, без всякого усилия заменяет величайшее зло величайшим благом.
3. С каким высказыванием вы согласны?
О нравственных качествах нужно судить:
а) не по отдельным поступкам, а по повседневной жизни;
б) и по отдельным поступкам, и по повседневной жизни.
4) оба суждения неверны.
4. С каким продолжением фразы вы согласны?
«Золотое правило» нравственности гласит:
а) поступай по отношению к другому так, как он поступает по отношению к тебе;
б) не делай другому того, чего не хочешь себе.
а) общепринятое в обществе представление о том, что хорошо, а что дурно;
б) внушения, которые делают вам учителя и родители, стремясь научить тому, что хорошо, а что дурно.
6. Простые нормы нравственности – это:
а) общеизвестные и признаваемые всеми правила поведения;
б) нормы, которые понятны всем без разъяснения.
7. С каким высказыванием вы согласны?
а) Нравственные качества человека проявляются в связи с его намерениями.
б) Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.
Домашнее задание: § 49; ответить на вопросы 1, 2, 5.
Промежуточная аттестация по обществознанию за 7 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Промежуточная аттестация по обществознанию. 7 класс Вариант 1
Ф.И. ___________________________________________________ класс ______
1. Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
а) индивида б) личность в) гражданина г) сына
а) закон б) аксиома в) порядок г) мораль
а) способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью;
б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;
в) “Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем;
г) совокупность общечеловеческих ценностей
4.В чём проявляется свобода человека?
а) право каждого поступать так, как ему хочется
б) возможность пользоваться своими правами
в) строгое соблюдение законов в обществе всеми гражданами
г) обучение в юридическом институте
5. Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека:
а) философия; б) обществознание;
в) экономика; г) история.
6.Сознательная дисциплина или самодисциплина:
а) общеобязательная б) специальная в) внутренняя г) внешняя
7. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений:
а) с 12 лет б) с 14 лет в) с 16 лет г) с 18 лет
8. Стремление извлечь из покупки максимальную пользу:
а) предпринимательство б) рациональное решение
в) покупка в кредит г) эмоциональный мотив
9. Какие признаки характерны только для межличностных отношений?
а) взаимный характер б) устойчивость
в) непосредственный контакт г) эмоциональность
А) природа – это неисчерпаемая кладовая ресурсов.
Б) природа – это все, что окружает человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба не верны.
11.Какое утверждение является правильным?
2) Милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественного порядка.
а) верно только1 б) верно только 2 в)верно 1и 2 г) нет верного ответа
12.Правильным утверждением о заработной плате будет:
1)Она бывает сдельной и повременной.
2)Это трудовое денежное вознаграждение.
а) верно только1 б) верно только 2 в) верно 1и 2 г) нет верного ответа
13. Количество предметов труда, произведённых за определённое время:
а) экономика; б) производительность труда;
в) стоимость; г) затраты производства.
14. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.
Б. Завершение конфликта всегда связано с его полным разрешением.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Прибыль предприятия можно определить:
1) разницей между доходами и расходами
2)умножение цены на количество
а) верно только1 б) верно только 2 в)верно 1и 2 г) нет верного ответа
16. Что из перечисленного относится к понятию деньги:
1) товар-посредник, выступающий в форме эквивалента
2)возможность быть обмененным на любой товар
а) верно только1 б) верно только 2 в) верно 1и 2 г) нет верного ответа
17. Установите соответствия, ответ запишите в таблицу:
а) внешние формы поведения человека
б) устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям
в) взаимные деловые и дружеские отношения людей.
г) столкновение противоположных интересов, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
д) чувство неприязни, нерасположения
е) живая оболочка Земли.
18. Запишите слово, которое является общим для всех перечисленных:
Внешняя, оптовая, внутренняя, розничная_________________________
19. Вспомни и сформулируй 3 правила экологической морали: _________________________
20. Прочитайте текст и выполните задания:
Конвенция о правах ребенка
Государства-участники настоящей Конвенции … согласились о нижеследующем:
Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.
1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка
1. В семье Сидоровых трое детей: шестилетний Антон, двадцатилетняя Татьяна и Сергей, которому двадцать два года. Кто из них попадает под защиту Конвенции о правах ребенка? Объясните, почему? _______________________________________________________________________________
2. Какие права ребенка защищает Конвенция о правах ребенка. Назовите не менее 3 прав.
Промежуточная аттестация по обществознанию. 7 класс Вариант 2
Ф.И. ___________________________________________________ класс ______
1 Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
а) индивида б) личность в) ученика г) товарища
а) познание б) свобода в) творчество г) общение
а) способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью;
б) ценности и идеалы, усвоенные индивидом;
в) осуществление контроля за собственными действиями;
г) оценка поведения окружающих.
4. Основной закон государства — это:
а) Конституция, б) Уголовный кодекс,
в) Семейный кодекс, г) Конвенция о правах ребенка
5 “Золотое правило морали” провозглашает принцип:
а) разумного эгоизма
в) поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой
г) поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой
6 Что является основным вопросом экономики:
а) что, для кого, как б) что, сколько, какого качества
в) где, когда, сколько в) что, где, когда
7. Какое учреждение призвано осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами?
а) суд б) нотариат в) прокуратура г) адвокатура
8. Какое проявление экономики приведено: «На заводе было решено подарить ветеранам несколько новых легковых автомобилей»?
а) производство б) распределение в) обмен г) реклама.
9. Какие признаки характерны только для межличностных отношений?
а) взаимный характер б) устойчивость
в) непосредственный контакт г) эмоциональность
А) природа – это неисчерпаемая кладовая ресурсов.
Б) природа – это все, что окружает человека.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба не верны.
11.Какое утверждение является правильным?
2) Милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественного порядка.
а) верно только1 б) верно только 2 в) верно 1и 2 г) нет верного ответа
А) Свобода человека ограничена правами других людей.
Б) Свобода человека заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому человеку
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
13. Что из перечисленного характеризует высококвалифицированный труд?
1)специальные знания, умения, навыки, опыт;
2)высокая заработная плата, нормированный рабочий день, отсутствие ответственности.
а) верно только 1; б) верно только 2;
14. Кого называют меценатами?
1)бизнесмена, оказывающего помощь учреждениям культуры, образования, здравоохранения;
2)людей, занимающихся благотворительностью.
а) верно только 1; б) верно только2;
в) верно и 1,и 2; г) нет верного ответа.
15. Несовершеннолетний будет привлечён к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления:
2) подделка документов, изготовление фальшивых денег
а) верно только1 б) верно только 2 в) верно 1и 2 г) нет верного ответа
16. Что из перечисленного относится к понятию деньги:
1) товар-посредник, выступающий в форме эквивалента
2) возможность быть обмененным на любой товар
17. Установите соответствия, ответ запишите в таблицу:
а) внешние формы поведения человека
б) устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям
в) взаимные деловые и дружеские отношения людей.
г) столкновение противоположных интересов, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Учебник. Обществознание. 8 класс. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, Н.И. Городецкая. § 2.Человек, общество, природа. (ТЕЗИСЫ).
§ 2.Человек, общество, природа. (ТЕЗИСЫ).
«Природа — единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех её страницах». И. В. Гёте (1749—1832),немецкий поэт, философ, учёный. |
Давайте вспомним.
Что такое экологический кризис?
Экологический кризис — особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее выживание.
Последствия экологического кризиса:
Черты современного экологического мирового кризиса:
Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым?
Все природные ресурсы нашей планеты по виду исчерпаемости разделяют на неисчерпаемые и исчерпаемые.
Неисчерпаемые – это ресурсы, которые человечество не сможет их полностью расходовать.
Исчерпаемые – ресурсы, сокращающиеся по мере их использования.
Большинство видов природных ресурсов относится к исчерпаемым природным ресурсам, которые подразделяются на возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы:
Каким должно быть отношение человека к природе?
Человек должен относиться к природе бережно.
Нужно не только любить, но и защищать, охранять природу. Ведь природа – наш дом, без неё не будет и человека.
Если человек будет пагубно воздействовать на природу, его ждут проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, оказывающие воздействие на здоровье человека и на его жизнедеятельность.
Необходимо защищать природу каждому человеку в отдельности и обществу в целом как на государственном, так и на мировом уровне.
Способность ценить окружающую среду и беречь ее – важное качество человека. Необходимо с детства воспитывать бережное отношение к природе.
Подумаем.
Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем?
На человека влияет среда, в которой он живёт, всё то, что окружает его. Конечно, изменения могут произойти.
Перечислим некоторые:
Возможно, что-то ещё изменится, время покажет.
Природа и её значение в жизни человека.
Природа в широком смысле – это:
Природа в узком смысле – это естественная среда обитания человека, биосфера.
Биосфера нашей планеты — земная оболочка, охваченная жизнью.
Выделяют:
Природа — это огромная кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь — всё это активно используется людьми.
Ноосфера – область планеты, охваченная разумной деятельностью человека.
Таким образом, природа служит естественной основой жизнедеятельности человеческого общества.
Связь человека с природой.
Человек связан природой.
Эти связи легко разрушить, что может необратимым последствиям это может привести. Об этом всегда должен помнить человек, активно вторгающийся в природу.
Необходимо так организовать общественную жизнь, производство, чтобы обеспечить гармонию природы и общества.
Человек — венец природы?
Какое место занял человек в мире природы?
Человек — царь природы, её венец. Так сами люди определили своё место под солнцем. И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Почему именно так?
Вершина пирамиды или звено в цепи?
Есть и другая точка зрения, согласно которой человек лишь звено в долгой цепи развития природы, которая не имеет направленного движения от простого к сложному, и на смену человеку могут прийти иные организмы.
Какие же аргументы в защиту этой точки зрения выдвигают её сторонники?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Взаимодействие общества и природы.
ПРИРОДА. | ОБЩЕСТВО. |
Положительное влияние. | |
Является средой, где живёт человек. | Охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, истощения, разрушения природы. |
Природа — это источник средств жизни (тепло, продукты, одежда и т.д.) | Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера. |
Источник средств производства (металл, уголь, нефть и т.д.) | Создание энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д. |
Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается. | Охрана животного и растительного мира (« Красная книга»). |
Отрицательное влияние. | |
Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.) | Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами. |
Разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха). | Истощение природных богатств, недр. |
Уничтожение растительного и животного мира, вырубка лесов, часто именно человек является причиной лесных пожаров. | |
Применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы. |
Вывод: влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения, необходимо бережно относиться к природе – нашему общему дому.
Правовая защита природы.
1. На международном уровне.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
На государственном уровне:
Статья 42.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.