Природа это источник чего
Зачем человеку Природа?
Раньше человек думал, что природные ресурсы неисчерпаемы и можно брать от Природы всё, про этом в огромном количестве. Но, оказалось всё не так. Никто не задумывался, как можно столько брать, ничего не отдавая взамен? О, нет! Взамен Природа, конечно, получала горы мусора, ядовитые выбросы в атмосферу, воду и почву.
Сейчас человек начинает осознавать свои ошибки. Он начал понимать, что нужно заботиться о своём доме. Ведь многие поколения ещё ещё будут жить на этой Земле. Они должны будут дышать чистым воздухом, пить чистую воду и восхищаться окружающим миром.
Современный человек, особенно городской житель, на первый взгляд мало зависит от Природы. Его окружают добротные отапливаемые дома, заводы и фабрики; транспорт движется по асфальтовым мостовым, реки закованы в гранит, мало зелени. Даже в сельской местности к жилью подступают распаханные поля, а лес порой голубеет лишь на горизонте. Но это обманчивое впечатление.
Проходит ли это бесследно для Природы? Конечно нет. Девственная природа Земли давно и значительно изменена человеком. Человечество использует большие площади для размещения жилых и производственных построек, под различные пути сообщения и водохранилища.
Влияют на состояние природы и различные «побочные явления». Например, при добыче полезных ископаемых из шахт и карьеров на поверхность Земли поднимается много пустой породы, в два с лишним раза превосходящий объём добываемого угля, а при добыче руд на её долю приходится 3/5 объёма. Пустые породы часто идут «в отвал».
Наука, разум должны не оправдывать беды человечества плохим состоянием природы, а стремиться раскрыть ее законы и помочь использовать их в интересах и людей, и природы.
Большое спасибо за репосты
Из книги «Тропомания», «(Записки хронического непоседы)»
Copyright: Николай Трофимов.3 2019
Свидетельство о публикации № 219090100156
Урок по окружающему миру на тему «Природа»
I. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока. Учитель читает стихотворение.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверни ее святынь.
Учитель. Ребята, какая главная мысль этих строк? Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О природе.)
Учитель. Правильно, тема нашего урока “Природа”. Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и ее значение в жизни человека.
II. Работа по теме “Разнообразие природы и ее классификация”.
Учитель. Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
На экране высвечиваются картинки: машина, река, дождь, солнце, лиса, роза, береза, дом, книга, телевизор.
Учитель. Подумайте, что из увиденного можно отнести к природе, а что создано руками человека? (Убираются рукотворные объекты.)
– Прочитайте название оставшихся объектов природы (дождь, цветы, лиса и т.д.).
– На какие две группы их можно разделить? (На объекты живой и неживой природы.)
– Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера.
Живая природа | Неживая природа |
Учитель. Ребята, чем живые существа отличаются от предметов неживой природы? (Живые существа или организмы живут, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства, умирают.)
Учитель. Есть особая наука, которая изучает живую природу и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов “биос” – жизнь “лотос” – наука.
В природе все живое ученые биологи разделили на волшебные царства.
Растений | Животных | Грибов | ? |
Придумайте и назовите объекты данных царств. (Ответы детей.)
Но это еще не все. Как вы думаете, какое царство может еще существовать? (Выслушиваются ответы детей.)
Учитель. Крошечные организмы существуют везде и всюду. Огромнейшее количество их может быть в пище, в воздухе, на предметах. Это бактерии. Их можно разглядеть только с помощью микроскопа – увеличительного прибора, с которым вы будете работать в 5-м классе.
С целью закрепления материала ребята выполняют задание в рабочей тетради № 1, 2 стр. 4.
IV. Физкультминутка: “Живое и неживое”.
Учитель называет слово, если оно обозначает объект живой природы, то дети прыгают на месте, если называется объект неживой природы, то дети выполняют приседания и т.д.
V. Беседа “Значение природы для людей”.
Учитель. К живой или неживой природе относится человек? (Человек относится к живой природе.)
– А задумывались ли вы, ребята, над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес. мы видим таблички “Берегите лес!” (Ответы детей.).
– Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса-пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится нам, живущим на нашей планете. Почему? (Выслушиваются ответы детей.) Сделайте вывод. Природа – это источник чего? (Высвечивается схема.)
Прекрасен мир живой природы, а люди-часть его. Нам надо сообща беречь, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, ни жизни. Один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, а тысяча – пустыню.
Природа удивительно разнообразна. Ее делят на живую и неживую. Живую природу делят на царства: растений, животных, грибов, бактерий. В природе все взаимосвязано. Люди не могли бы жить без окружающей их природы.
VII. Домашнее задание. Прочитать в учебнике текст (стр. 4–9), ответить на вопросы, выполнить работу в тетради стр. 5.
Значение природы в жизни людей
Природа – это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором под природой подразумевают естественную среду обитания, т.е. все, что было создано без человеческого вмешательства. За все время своего существования люди часто становились виновниками изменений окружающей среды. Но роль природы в жизни людей тоже колоссальна, и ее нельзя недооценивать.
Среда обитания
Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально.
Главный источник потребительских благ
Предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность.
Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага.
Природа со своими ресурсами – это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении.
Зависимость человека от природных условий
Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природы лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки.
От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека. Например, городские жители после отдыха у реки отмечают улучшение физического и психологического состояния.
Города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Например, от количества и состояния природных ресурсов на территории государства зависит его экономика. Погодные условия определяют особенность построек населенного пункта и условия жизни. Такое разнообразие национальных кухонь возникло в результате климатических особенностей регионов, а также растительного и животного мира.
Эстетическое и научное значение
Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. Природа – играет важную роль в воспитании и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс.
Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм. Хотя духовная составляющая не является первой необходимостью для жизни населения, в жизни социума она играет важнейшую роль.
Природа это источник чего
Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.
По отношению к человеку она выполняет ряд функций, связанных с удовлетворением его потребностей: экологическую, экономическую, эстетическую, рекреационную, научную, культурную.
Содержание экологической функции определяется тем, что с учетом взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов в природе обеспечивается экологическое равновесие, включая экологический оптимум для человека. В ее рамках человек взаимодействует со средой своего естественного обитания. Отдельные элементы природы являются непосредственными источниками удовлетворения естественных физиологических потребностей человека – дыхания, утоления жажды, питания. О значении данной функции для человека свидетельствуют следующие данные: человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды – несколько дней, без пищи – около двух месяцев. Состояние природных ресурсов, прежде всего лесов вод, земель, определяет состояние климата и погодных условий, от которых также зависит человек и развиваемая им экономика.
Другая наиболее существенная функция природы– экономическая. Ее сущность предопределена тем, что природные ресурсы, которыми пользуется человек, обладают экономическими свойствами, экономическим потенциалом. Если экологическая функция является «вечной» по отношению к человеку, то экономическая появилась, когда человек начал создавать первые орудия труда, строить себе жилье, шить одежду. Природные богатства служат источником удовлетворения разнообразных, все возрастающих по мере развития человека его материальных потребностей.
Эстетическая, рекреационная, научная, культурная функции природы появились гораздо позже экономической, на достаточно высокой стадии развития человеческого общества. В процессе общения с природой человек удовлетворяет свои духовные и информационные потребности.
Природа Земли, формировавшаяся в течение миллиардов лет, – богатейший источник разнообразных знаний: о процессах и законах эволюции нашей планеты и ее экологических систем, о механизме функционирования природы, о том, почему появился человек, как он развивался и что его ожидает, если не будет резко ограничена его разрушительная по отношению к остальной природе деятельность. Чтобы строить корректные отношения с природой, человек заинтересован во всей этой информации, но получена она может быть только посредством организации и проведения научных исследований, а затем использована для создания механизмов, в том числе правовых, регулирования своего отношения к природе.
Вопрос о функциях природы по отношению к человеку является юридически значимым. Он положен в основу правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий человеческой деятельности. Так, чтобы поддержать экономическую функцию природы и предупредить истощение природных ресурсов, современное право окружающей среды устанавливает требования, касающиеся рационального использования земли, вод, лесов, других природных богатств; направленные на охрану природы от химического, физического и биологического загрязнения с целью обеспечения оптимальной возможности для реализации экологической функции природы. В рамках законодательства об особо охраняемых природных территориях регулируются отношения, связанные с удовлетворением эстетических, рекреационных, научных, культурных потребностей человека при его общении с природой.
Вопрос о функциях природы по отношению к человеку лежит также в основе понятия «благоприятная окружающая среда», право на которую в соответствии со ст. 42 Конституции России имеет каждый. Очевидно, что благоприятной является такая окружающая среда, которая способна удовлетворять экологические (физиологические), экономические, эстетические и иные потребности человека.
Взгляд на историю взаимоотношений человека и природы позволяет судить об истинном его отношении к своей прародительнице. История развития человеческого общества – это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиления ее эксплуатации. По результатам человеческой деятельности относительно природы можно судить о нравственности человека, уровне его цивилизованности, а также о его социальной ответственности перед будущими поколениями.
Нетрудно заметить, что воздействие людей на природу проявляется в процессе и в результате удовлетворения человеком своих потребностей. Потенциально и фактически масштабы таких воздействий зависят от видов удовлетворяемых потребностей. Конечно, наиболее значительными они оказываются вследствие удовлетворения материальных потребностей и связанного с этим развития промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и т.д.
Соответственно сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Общая часть
Читать: I. проблемы взаимодействия природы и общества
Читать: 1. природа – источник жизни, материального и духовного благополучия
Читать: 2. общая характеристика экологических проблем в мире и в россии
Читать: 3. концепции отношения общества к природе
Читать: 4. причины кризисного состояния окружающей среды
Читать: 5. пути решения экологических проблем
Читать: 6. законы развития природы
Читать: 7. декларация рио по окружающей среде и развитию
Читать: 8. понятийный аппарат права окружающей среды
Читать: Ii. право окружающей среды как комплексная отрасль российского права
Читать: 1. экологическая функция российского государства
Читать: 2. предмет права окружающей среды
Читать: 3. методы правового регулирования в праве окружающей среды
Читать: 4. понятие права окружающей среды как комплексной отрасли российского права
Читать: 5. история развития российского права окружающей среды
Читать: 6. проблемы интеграции и дифференциации в развитии права окружающей среды
Читать: 7. система права окружающей среды
Читать: 8. принципы права окружающей среды
Читать: 9. проблемы названия отрасли права
Читать: 10. право окружающей среды как отрасль правовой науки и учебная дисциплина
Читать: 11. проблемы развития права окружающей среды в условиях рынка
Читать: Iii. источники права окружающей среды
Читать: 1. понятие, особенности, классификация и система источников права окружающей среды
Читать: 2. конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. федератив3. международные договоры рф в области природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 4. закон как источник права окружающей среды
Читать: 5. закон рсфср «об охране окружающей природной среды»: общая характеристика и место в системе и6. законодательство об окружающей среде
Читать: 8. нормативные правовые акты президента рф, правительства рф, министерств и ведомств в системе 9. нормативные правовые акты субъектов российской федерации
Читать: 10. акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны11. роль судебной практики в регулировании экологических отношений
Читать: Iv. эколого-правовой статус человека
Читать: 1. понятие и виды экологических прав человека
Читать: 2. состояние правового регулирования экологических прав человека
Читать: 3. политическое и юридическое значение признания экологических прав
Читать: 4. право на благоприятную окружающую среду
Читать: 5. права общественных экологических формирований
Читать: 6. гарантии и защита экологических прав граждан
Читать: 7. обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам
Читать: V. право собственности на природные ресурсы
Читать: 1. природные ресурсы – общественное достояние
Читать: 2. понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы
Читать: 3. объекты права собственности на природные ресурсы
Читать: 4. субъекты права собственности на природные ресурсы
Читать: 5. право частной собственности на природные ресурсы
Читать: 6. право государственной собственности на природные ресурсы
Читать: 7. право муниципальной собственности на природные ресурсы
Читать: 8. основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы
Читать: 9. защита права собственности на природные ресурсы
Читать: Vi. право природопользования
Читать: 1. понятие права природопользования, его виды
Читать: 2. право общего природопользования
Читать: 3. право специального природопользования
Читать: 4. принципы права природопользования
Читать: 5. субъекты права природопользования, их правовой статус
Читать: 6. объекты права природопользования
Читать: 7. содержание права природопользования
Читать: Vii. правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 1. понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 2. принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды
Читать: 5. государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и Viii. правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. понятие и роль экологически значимой информации
Читать: 2. право граждан на экологически значимую информацию
Читать: 3. правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой 4. правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации
Читать: 5. источники экологически значимой информации
Читать: Ix. правовые основы экологического нормирования и стандартизации
Читать: 1. нормирование и стандартизация – основная правовая мера рационального природопользования и ох2. система экологических нормативов и стандартов
Читать: 3. нормативы качества окружающей среды
Читать: 4. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
Читать: 5. нормативы использования природных ресурсов
Читать: 6. экологические стандарты
Читать: 7. нормирование санитарных и защитных зон
Читать: X. правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
Читать: 1. понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружа2. цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду
Читать: 3. содержание оценки воздействия на окружающую среду
Читать: 4. декларация об экологических последствиях воздействия на окружающую среду
Читать: 5. участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
Читать: 6. понятие экологической экспертизы. ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды.
Читать: 7. виды и принципы экологической экспертизы
Читать: 8. развитие законодательства в области экологической экспертизы
Читать: 9. объекты государственной экологической экспертизы
Читать: 10. порядок проведения государственной экологической экспертизы
Читать: 11. заключение государственной экологической экспертизы
Читать: 12. общественная экологическая экспертиза
Читать: Xi. лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. лицензия и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружа2. нормативные правовые акты в области экологического лицензирования
Читать: 3. лицензируемые виды экологически значимой деятельности
Читать: 4. процесс экологического лицензирования
Читать: 5. особенности лицензионно-договорного регулирования пользования отдельными природными ресурсамXii. правовые основы экологической сертификации
Читать: 1. понятие и функции экологической сертификации
Читать: 2. нормативные акты в области экологической сертификации
Читать: 3. направления и объекты экологической сертификации
Читать: 4. органы экологической сертификации
Читать: 5. порядок проведения экологической сертификации
Читать: Xiii. правовые основы экологического аудита
Читать: 1. понятие и цели экологического аудита
Читать: 2. виды экологического аудита и порядок его проведения
Читать: Xiv. экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 1. понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны окружающей с2. нормативно-правовые основы регулирования экономических мер
Читать: 3. планирование природопользования и охраны окружающей среды
Читать: 4. финансирование охраны окружающей среды
Читать: 5. плата за природопользование
Читать: 6. экологическое страхование
Читать: 7. меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей средXv. правовые основы экологического контроля
Читать: 1. понятие, виды и задачи экологического контроля
Читать: 2. государственный экологический контроль
Читать: 3. ведомственный и производственный экологический контроль
Читать: 4. общественный экологический контроль
Читать: Xvi. юридическая ответственность за экологические правонарушения
Читать: 1. понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения
Читать: 2. понятие, виды и структура экологических правонарушений
Читать: 3. дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 4. материальная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 5. административная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 6. уголовная ответственность за экологические преступления
Читать: 7. гражданско-правовая ответственность за экологический вред
Читать: Особенная часть
Читать: Xvii. особенности правового режима природных ресурсов
Читать: 1. общие черты правового режима природных ресурсов
Читать: 2. особенности правового режима земель
Читать: 3. особенности правового режима недр
Читать: 4. особенности правового режима вод
Читать: 5. особенности правового режима атмосферного воздуха
Читать: 6. особенности правового режима лесов и растительного мира вне лесов
Читать: 7. особенности правового режима животного мира
Читать: Xviii. правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов
Читать: 1. особо охраняемые природные территории: история, цели образования, виды
Читать: 2. законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах
Читать: 3. правовой режим государственных природных заповедников
Читать: 4. правовой режим национальных и природных парков
Читать: 5. правовой режим государственных природных заказников
Читать: 6. правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов
Читать: 7. правовой режим лечебно-оздоровительных местностей, курортов и рекреационных зон
Читать: 8. правовой режим особо охраняемых природных объектов
Читать: Xix. правовой режим экологически неблагополучных территорий
Читать: 1. понятие и факторы создания экологически опасных ситуаций
Читать: 2. состояние законодательства о предупреждении и действиях в экологически опасных ситуациях
Читать: 3. правовые меры предупреждения экологически неблагоприятных ситуаций
Читать: 4. понятие и виды экологически неблагополучных территорий
Читать: 5. правовой режим экологически неблагополучной территории
Читать: Xx. право окружающей среды в зарубежных государствах
Читать: 1. право окружающей среды стран – членов снг и других государств центральной и восточной европы
Читать: 2. право окружающей среды в экономически развитых государствах*
Читать: Xxi. международное право окружающей среды
Читать: 1. факторы развития международного права окружающей среды
Читать: 2. понятие и источники международного права окружающей среды
Читать: 3. принципы международного права окружающей среды
Читать: 4. международные экологические организации
Читать: 5. международные конференции по окружающей среде
Читать: 6. природоохранительное сотрудничество стран – членов снг
Читать: 7. международная ответственность за экологические правонарушения
Читать: 8. международный экологический суд
Читать: Приложение 1 законы и иные нормативные правовые акты российской федерации в области природопольПриложение 2 рекомендуемая литература
Читать: Приложение 3 программа курса «экологическое право»