Приписной храм что это юридически
Приписной храм что это юридически
Памятка для получения благословения Управляющего Московской епархией на получение храмовым зданием (храмом, молитвенным домом, часовней, колокольней и т.д.) статуса приписного.
Ответственное лицо направляет в канцелярию благочиния следующие документы (их заверенные ксерокопии):
1. рапорт на имя благочинного*, в рапорте следует отразить:
— наименование храма (часовни и т.д.);
— юридический статус здания храма (часовни и т.д.): принадлежность к памятникам истории и культуры, имущественно-правовая форма (собственность, пользование и т.д.), стадия оформления имущественных прав, наличие/отсутствие имущественных споров;
— юридический статус земельного участка под зданием храма (часовни и т.д.);
— возможность совершения богослужений;
— просьбу включить храм (часовню и т.д.) в каноническое и юридическое ведение прихода и поручить пастырское попечение о нем настоятелю этого прихода
( * на основании данных сведений благочинный будет формировать рапорт на имя Правящего Архиерея)
2. правоустанавливающие документы на здание (при наличии);
3. правоустанавливающие документы на земельный участок (при наличии);
4. планы БТИ и иные технические документы (при наличии);
6. ситуационный план земельного участка;
7. фотографии храма (часовни и т.д.) снаружи и изнутри.
Административно – территориальное устройство Русской Православной Церкви
Для того чтобы понять, на чем основаны принципы православного церковного этикета, необходимо иметь представление об организационной структуре Русской Православной Церкви.
А. Административная структура Русской Православной Церкви
Жизнь Русской Православной Церкви определяется ее Уставом. Действующий на сегодняшний день Устав включает такое понятие, как каноническое подразделение (п. 1.2). Каноническими подразделениями Русской Православной Церкви являются следующие образования:
– братства и сестричества;
– Духовные учебные заведения;
– миссии, представительства и подворья.
Русская Православная Церковь (другое официальное наименование – Московский Патриархат) имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви принадлежит Поместному Собору, состоящему из епархиальных и викарных архиереев, представителей клира, монашествующих, а также мирян. Решения на Соборе принимаются большинством голосов. Его прерогативой является избрание Предстоятеля Церкви. Помимо решения внутрицерковных вопросов, Поместный Собор определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством. В исключительных случаях такой Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, однако обычно сроки его созыва определяются Архиерейским Собором.
Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, т. е. епископов, осуществляющих управление отдельными епархиями. Членами Архиерейского Собора являются также викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора входит решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных, пастырских и имущественных вопросов, канонизация святых, поддержание отношений с Поместными Православными Церквами, контроль над деятельностью Синодальных учреждений, утверждение новых общецерковных наград, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Собор созывается Святейшим Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в чрезвычайных случаях.
Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Греческое слово Σύνοδος (синод) в переводе означает собрание вообще, но в основном употребляется в значении «малый, постоянный собор». Уже в древности при восточных Патриарших кафедрах образовывались такие синоды епископов, которые коллегиально участвовали в решении наиболее значимых общецерковных вопросов. Первым из них возник Синод Константинопольской Церкви (Σύνοδος ενδημούσα), состоявший из митрополитов и епископов, по делам своих епархий, порой подолгу пребывавших в столице Византийской империи.
В России такая система церковного управления появилась через двадцать лет после смерти десятого Патриарха Московского и всея Руси Адриана. Его преемником с титулом «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола» стал митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Принужденный пребывать близ российского самодержца в новой северной столице Санкт-Петербурге, митрополит Стефан в 1718 году подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами с прошением отпустить его из Петербурга в Москву, для более удобного управления Патриаршей областью. Резолюция императора Петра I на это прошение, содержащая ряд укоризненных замечаний, завершалась выводом: «Для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». Вскоре, в начале 1721 года, высочайшим повелением была образована Духовная Коллегия, впоследствии переименованная в Синод. Самостоятельность новой структуры управления Церковью ограничивалась назначаемым императором чиновником – обер–прокурором, который представлял интересы государства в Синоде и права которого постепенно расширялись вплоть до полного контроля за церковной жизнью (при К. П. Победоносцеве). Предстоятели Восточных Поместных Церквей признали Коллегию в качестве постоянного соборного органа, равного по власти Патриархам и потому получившего титул «Святейшего». Синод обладал правами высшей административной и судебной власти в Русской Церкви. Первоначально он состоял из нескольких архиереев, один из которых именовался «первенствующим», а также представителей черного и белого духовенства. Впоследствии состав Синода стал исключительно архиерейским.
Святейший Синод в качестве органа высшей церковной власти просуществовал почти двести лет. Лишь в 1917 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении на Руси Патриаршества. Тогда же было образовано два коллегиальных органа под председательством Патриарха для управления Церковью в период между Поместными Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет, впоследствии упраздненный. Положением об управлении Русской Православной Церковью, принятым на Поместном Соборе 1945 года, в число постоянных членов Священного Синода включались митрополиты Крутицкий, Киевский и Ленинградский. Архиерейский Собор 1961 года ввел в Синод на постоянной основе Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений.
В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в Священный Синод Русской Православной Церкви входят его Председатель – Патриарх Московский и всея Руси, семь постоянных и пять временных членов. Постоянными членами Синода являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдавии; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии, являющийся секретарем Священного Синода. Заседания Синода проходят в две сессии: летнюю – с марта по август, и зимнюю – с сентября по февраль. Временными членами Синода становятся епархиальные архиереи, которые вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии (времени возведения в епископский сан). Решения принимаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов, при равенстве которых голос Председателя является решающим.
В обязанности Священного Синода входит рассмотрение широкого круга внутрицерковных (вероучительных, канонических, дисциплинарных, финансовых и имущественных) вопросов, избрание, назначение и перемещение архиереев, образование и упразднение епархий, поддержание межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных контактов, формирование церковно – государственных отношений. Священный Синод может обращаться со специальными посланиями к пастве Русской Православной Церкви. Как орган управления Синод имеет штамп и круглую печать с надписью: «Московский Патриархат – Священный Синод».
Следует отметить, что деятельность Синодов иных Поместных Православных Церквей может строиться по другим принципам и они обладают разными полномочиями. Число членов Синода также бывает различно, однако в него всегда входит Первоиерарх Поместной Церкви, являющийся председателем этого коллегиального органа.
Священный Синод Константинопольского Патриархата имеет постоянный состав. Патриарх и члены Синода традиционно являются гражданами Турции, поэтому в Синоде не представлены другие епархии и диаспоры, входящие в юрисдикцию Патриархата, например, Американская, Австралийская и др. Синод имеет своего секретаря, но одновременно в него входит архиграмматевс (от греч. άρχι. – главный, γραμματεύς – секретарь) – Генеральный секретарь Константинопольской Патриархии, должность которого соответствует Управляющему делами Московской Патриархии.
Членами Священного Синода Александрийской Церкви являются все правящие епархиальные архиереи, имеющие сан митрополита (в настоящее время их пятнадцать), а Председателем Синода – Блаженнейший Патриарх. Синод собирается два раза в год.
Члены Священного Синода Иерусалимской Церкви, как и всё монашествующее духовенство Иерусалимского Патриархата, состоят в братстве Святого Гроба. Как правило, все они являются этническими греками. Помимо греческого подданства, многие из них имеют гражданство Иордании. В Синод входит от пятнадцати до семнадцати членов, большая часть из них архиереи, как правило, титулярные, а также несколько наиболее известных архимандритов, постоянно проживающих в Иерусалиме. Право избрания кандидата на Патриарший престол принадлежит Священному Синоду, однако избранник должен быть утвержден государственными властями Иордании, Израиля и Национальной Палестинской Автономии.
В Священный Синод Сербской Церкви, кроме Святейшего Патриарха, входят четыре архиерея. Членом Сербского Синода не могут быть викарные епископы. Через каждые два года происходит ротация двух епископов – «синодалов», которых сменяет следующая пара по старшинству хиротонии. Священный Архиерейский Собор составляют все епархиальные архиереи под председательством Патриарха, и его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствуют более половины епархиальных архиереев.
Священный Синод Румынской Церкви состоит из всех архиереев. В отсутствие Патриарха в Синоде его функции переходят к митрополиту наиболее крупной (после Валахии, которой управляет сам Патриарх) церковной области – Молдовы и Сучавы, в случае отсутствия Патриарха и всех митрополитов функции председателя осуществляет старейший по хиротонии епископ.
Священный Синод Иерархии Элладской Церкви, в который входят только епархиальные архиереи, является коллегиальным носителем высшей церковной власти. Если проводить аналогию со структурой Русской Православной Церкви, то Священный Собор Иерархии соответствует Архиерейскому Собору. Органом церковного управления является Постоянный Священный Синод, члены которого переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью участвуют в его работе. Постоянный Священный Синод состоит из двенадцати архиереев, его возглавляет Архиепископ Афинский. Функции и круг полномочий Постоянного Священного Синода идентичны полномочиям Священного Синода Русской Православной Церкви, однако его члены собираются гораздо чаще своих русских собратьев – два раза в месяц.
В Святейший Синод Албанской Церкви входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский.
Членами Церковного народного собрания Православной Церкви Финляндии являются все три ее архиерея, шесть клириков и шесть мирян.
Синоды Грузинской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской Церквей состоят из всех епархиальных архиереев, каждый из которых обладает правом решающего голоса.
В ведении Синода Русской Православной Церкви находится руководство Синодальными учреждениями. Каждое такое учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию, и координирует деятельность соответствующих учреждений в епархиях. В настоящее время Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: Отдел внешних церковных связей; Издательский Совет; Учебный комитет; Отдел катехизации и религиозного образования; Отдел благотворительности и социального служения; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдел по делам молодежи; Церковно–научный центр «Православная энциклопедия»; Комиссия по канонизации святых; Богословская комиссия; Комиссия по делам монастырей; Богослужебная комиссия; Библейская комиссия; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Синодальная библиотека. Возглавляют их лица, назначаемые Священным Синодом. В структуру Московского Патриархата на правах Синодального учреждения входит Управление делами Московской Патриархии. Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Они обладают правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в сферах своей деятельности.
Клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:
– епархиальный суд (первой инстанции), имеющий юрисдикцию только в пределах своей епархии;
– общецерковный суд (второй инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;
– суд Архиерейского Собора (высшей инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.
Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое. Членом епархиального суда может быть только пресвитер. Председатель суда является викарным архиереем или лицом в пресвитерском сане. Общецерковный суд состоит из Председателя и не менее чем четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года. Постановления общецерковного суда подлежат исполнению после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.
Б. Территориальная структура Русской Православной Церкви
В территориальном отношении Русская Православная Церковь подразделяется на Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и епархии.
Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых специальным Патриаршим Томосом (грамотой), издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви принимается Архиерейским Собором, им же определяются ее территориальные границы и наименование. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается ее Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Святейший Патриарх и Синод Русской Православной Церкви также утверждают Устав, которым руководствуется в своей внутренней жизни Самоуправляемая Церковь. На канонической территории Русской Православной Церкви их всего четыре – Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдавии, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь, которая является Самоуправляемой с правами широкой автономии.
Экзархат представляет собой объединение епархий по национально – региональному принципу. Такое объединение возглавляет Экзарх в сане архиепископа или митрополита, избираемый Священным Синодом и назначаемый Патриаршим Указом. Он поминается на Литургии во всех храмах Экзархата после Патриарха Московского и всея Руси. Экзарх возглавляет Синод Экзархата, которому принадлежит высшая церковная власть в Экзархате. До 1990 года в Русскую Православную Церковь входило несколько Экзархатов – Западно – Европейский (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария), Средне – Европейский (Австрия и Германия), Северной и Южной Америки (после предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке в 1970 года – Центральной и Южной Америки) и Восточно–Азиатский (до 1956 г.). На Архиерейском Соборе 1989 г. был создан Белорусский Экзархат Московского Патриархата, на Архиерейском Соборе 1990 года (30–31 января) – упразднены все существовавшие в то время зарубежные Экзархаты (входившие в них епархии были непосредственно подчинены Святейшему Патриарху и Священному Синоду Русской Православной Церкви). Наконец, на Архиерейском Соборе 1990 года (25–27 октября) в связи с предоставлением Украинской Церкви статуса Самоуправляемой в составе Московского Патриархата был также упразднен Украинский Экзархат. Таким образом, в настоящее время в Русскую Православную Церковь входит только один Экзархат – Белорусский, находящийся на территории Республики Беларусь.
Епархия является структурным подразделением Русской Православной Церкви, возглавляемым лицом в епископском сане. В нее входят приходы, епархиальные монастыри и монастырские подворья, епархиальные учреждения, духовные школы, братства, сестричества, миссии. Она разделяется на благочиннические округа во главе с назначаемыми епархиальным архиереем благочинными. Благочинным является священнослужитель в пресвитерском сане, настоятель одного из приходских храмов благочиния. В его обязанность входит надзор за исправным совершением богослужений, внутренним и внешним состоянием храмов и иных церковных построек, а также правильностью ведения приходских дел и церковного архива, забота о религиозно–нравственном состоянии верующих. Благочинный полностью подотчетен правящему архиерею.
Органом коллективного управления епархией является Епархиальное собрание, состоящее из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в ее состав. К ведению Епархиального собрания, на котором председательствует правящий архиерей, относится контроль над деятельностью всех структур епархии. Собрание также избирает делегатов на Поместный Собор.
К органам управления епархией относится Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем. Совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года. Председателем Совета является епархиальный архиерей. Совет рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины, а также подготавливает Епархиальные собрания.
Исполнительно–распорядительным органом епархии является Епархиальное управление, находящееся под непосредственным руководством епархиального архиерея. Епархиальное управление имеет канцелярию, бухгалтерию, архив и специальные отделы, обеспечивающие ведение миссионерской, издательской, социально–благотворительной, воспитательно–образовательной, реставрационно–строительной, хозяйственной деятельности.
Секретарем Епархиального управления является лицо, назначаемое правящим архиереем (как правило, в пресвитерском сане). Секретарь отвечает за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением.
Члены Русской Православной Церкви могут принадлежать к монашеской или приходской общине.
Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Монастыри подразделяются на ставропигиальные, находящиеся под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси, и епархиальные, каноническое управление которыми вверено епархиальным архиереям.
Во главе мужского монастыря стоит настоятель в сане иеромонаха, игумена или архимандрита. В крупных и древних монастырях лиц, имеющих такой сан, может быть несколько, но настоятелем является только один из них. Женские монастыри возглавляют настоятельницы, как правило, в сане игумении, привилегией которых является ношение наперсного священнического креста. Иногда настоятельницей женской обители бывает монахиня, которой также благословляется ношение наперсного креста по должности.
Кандидатуры настоятелей и настоятельниц епархиальных монастырей утверждаются Священным Синодом по представлению правящих архиереев. Ставропигиальным монастырем управляет наместник, «замещающий» настоятеля – Святейшего Патриарха, именуемого Священноархимандритом или Священноигуменом обители. По действующему Уставу Русской Православной Церкви в епархиальном монастыре исключить из состава монастырской общины ее члена или принять в нее нового инока (инокиню) можно только с согласия правящего архиерея.
Любой монастырь может иметь подворье – своего рода филиал монастыря, находящийся за его пределами. Обычно подворье представляет собой храм с прилегающими жилыми постройками и подсобным хозяйством. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и собственным Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносятся имена двух архиереев. Первым поминается епископ, правящий в епархии, где расположен сам монастырь, вторым – тот, в каноническом ведении которого находится территория нахождения подворья.
Приход является наименьшим территориальным каноническим подразделением Русской Православной Церкви. Он представляет собой общину православных христиан, состоящую из клира и мирян, объединенных при храме (дополнительно к основному церковному зданию приход может иметь приписные храмы и часовни в больницах, домах–интернатах, домах престарелых, воинских частях, тюрьмах, на кладбищах, а также в других местах). Клир храма состоит из священнослужителей: священника и диакона, именуемых клириками (в небольших приходах клир может состоять из одного священника, в крупных – из нескольких священников и диаконов). Церковнослужителями являются их помощники, участвующие в совершении богослужений – псаломщик, чтецы, певцы, алтарники. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей, вместе образующих причт прихода, принадлежит епархиальному архиерею (на практике церковнослужители назначаются настоятелями храмов по благословению архиерея).
Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель ответственен за уставное совершение богослужений и религиозно-нравственное воспитание членов прихода. Он также ведает хозяйственными и финансовыми вопросами деятельности приходской общины и учреждений, существующих при ней.
Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Приходское собрание – высший орган управления прихода, возглавляемый настоятелем. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания. В него входят председатель – церковный староста (по благословению епархиального архиерея председателем Приходского совета может быть избран настоятель), его помощник и казначей, ответственный за ведение финансовой отчетности. Состав совета избирается на три года из числа членов приходского собрания. Ревизионная комиссия, состоящая из трех выборных членов, контролирует финансово–хозяйственную деятельность прихода.
Средства Русской Православной Церкви формируются за счет отчислений епархий, ставропигиальных монастырей, приходов города Москвы, пожертвований физических и юридических лиц, доходов от распространения и реализации церковной утвари, литературы, аудиовидеозаписей, а также за счет отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими церковными подразделениями.
Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.
Доклад Епископа Майкопского и Адыгейского Тихона
ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
МАЙКОПСКОЙ И АДЫГЕЙСКОЙ ЕПАРХИИ
г. Майкоп ул. Дальняя, 1А 27 ноября 2012 г. 10.00 ч.
«Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно…» (Мф. 6; 22-23).
Ваши Высокопреподобия, преподобия, монашествующие, отцы, братия.
Досточтимое собрание.
Позвольте мне представить на Ваше рассмотрение отчет о деятельности Майкопской и Адыгейской Епархии в 2012 году.
На данный момент наша епархия состоит из:
5 благочиний, а именно:
Свято-Михайло-Афонский мужской монастырь, в котором несут послушание:
Постриженной братии – 13.
Общее количество храмов епархии, молитвенных помещений, часовен: 72
Зарегистрированных приходов – 51
Не имеющих регистрации – 2 (с. Сергиевское, п. Первомайский)
В колониях – 7 (1 храм, 6 молитвенных комнат)
В больницах – 2 (г. Майкоп, пос. Тульский)
Дом престарелых – 1 молитвенная комната.
Штатных священников – 73
Диаконов – 12
Заштатных и на покое – 2 (прот. Михаил ДЕНИСЕНКО – на покое, свящ. Максим ЛАКТИОНОВ – за штатом).
Запрещенных – 3 (священник Владимир МАЦИГУРА, священник Николай ПАЦКАН, священник Филипп СЕМЕНДЯЕВ).
В текущем году:
Рукоположено пятеро в сан священника (свящ. Сергий ЛАНКО, свящ. Шио МОВСЕСЯН, свящ. Иоанн ГОНЧАР, Свящ. Николай Юрков, Свящ. Виталий БЕЛЕНТЬЕВ) и двое в сан диакона (диакон Антоний ГРИЦАЕВ, диакон Андрей МАЦКЕВИЧ).
Почислены четверо священников за штат с правом перехода в другую Епархию Русской Православной Церкви – священник Иоанн ВОЛЧАЦКИЙ, протоиерей Константин МАКРЕНКО, священник Максим ВИШНЕВСКИЙ, священник Виталий ДЯТЛОВ.
В настоящее время Епархия насчитывает 14 Отделов, а именно:
1. Отдел религиозного образования и катехизации – руководитель иеромонах Дометиан (МАРКАРЯН).
2. Миссионерский Отдел – руководитель священник Сергий ЛАНКО.
3. Отдел по взаимодействию с органами исполнительной и законодательной власти и общественностью – руководитель протоиерей Александр АФОНИН.
4. Отдел по Социальному служению – руководитель священник Александр ЗВОНЧЕНКО.
5. Отдел реабилитации наркозависимых. – руководитель священник Роман МАЛИНКА.
6. Отдел по работе с воинскими частями – руководитель священник Георгий НЕХАЕВ.
7. Отдел по взаимодействию с МВД, УВД и МЧС России по Республике Адыгея – руководитель протоиерей Александр СТАРЧЕНКО.
8. Отдел по работе с казачеством – руководитель протоиерей Борис МАЛИНКА.
9. Отдел по работе с молодежью – руководитель иеромонах Лазарь (ТОКАРЕВ).
10. Отдел по канонизации святых – руководитель игумен Герасим (БУНЯЕВ).
11. Отдел по взаимодействию с прессой и ТВ – руководитель ШЕВЧЕНКО Наталья Ивановна.
12. Отдел по взаимодействию с УФСИН России по Республике Адыгея и работе в исправительно-трудовых учреждениях – руководитель протоиерей Александр СОБОЛЕВ.
14. Юридический отдел – руководитель иеромонах Даниил (ЧАДАЕВ).
Значительными событиями в жизни нашей епархии в этом году стали юбилейные даты:
130-летие Свято-Троицкому кафедральному собору г. Майкопа.
135-летие Свято-Михайло-Афонскому Закубанскому мужскому монастырю.
Текущий год стал знаменательным в жизни Майкопской и Адыгейской епархии. Он характеризуется тем, что в епархии отмечались две юбилейных даты – 130-летие со дня образования Свято-Троицкого собора г. Майкопа и 135-летие со дня основания Свято-Михайло-Афонского монастыря. Кроме праздничных богослужений были проведены и сопутствующие празднику мероприятия, которые способствовали большей вовлеченности общественности в проходящие торжества. Одним из наиболее значимых мероприятий стало выступление Кубанского казачьего хора в Концертном зале «НАЛЬМЭС» г. Майкопа. Более тысячи человек смогли посетить выступление легендарного хора, а программа и тематика способствовали укреплению духовно-нравственных ориентиров, базирующихся на историко-культурном наследии наших предков.
Несмотря на положительные результаты проведенных мероприятий, хотелось бы видеть в дальнейшем большее вовлечение приходов епархии в общеепархиальные мероприятия. Далеко не от всех приходов на концерте присутствовали прихожане, а ведь подобные мероприятия дают силы к более интенсивному служению во благо Церкви Христовой. Делясь впечатлениями с другими членами прихода от прошедшего мероприятия, люди дают еще один импульс к более активному участию в жизни прихода и другим, пока еще мало вовлеченным членам общины.
Надеюсь на то, что в дальнейшем, при непосредственном контроле благочинных, подобные акции будут проводиться с большим охватом территории и населения республики.
О ПРИПИСНЫХ ХРАМАХ И ОБ ОТКРЫТИИ ПРИХОДОВ.
Важным вопросом в жизни нашей епархии является вопрос строительства уже имеющихся храмов, открытие новых и окормление приписных приходов. В силу ряда причин, прежде всего материально-финансового плана, строительство храмов у нас развивается не столь успешно как того хотелось бы. Прежде всего, речь идет о возведении Соборного храма в Майкопе. Многочисленные заверения республиканских властей всех уровней ни к чему не приводят. Они остаются лишь декларациями добрых намерений. Изменение проектной и сметной документации в сторону уменьшения стоимости проекта почти в три раза, опять же, результатов не дали.
В строительном плане, «лучом света» является положение дел в Свято-Серафимовском приходе пос. Энем, медленно, но уверенно движется восстановление храма в ст. Дондуковской, огромная работа была проделана в пос. Вольном. Священник Геннадий ШУЛЬГА практически заново построил храм, который может служить украшением не только поселка, но и района. Осенью этого года было совершено освящение храма архиерейским чином. Активное строительство храма ведется и в пос. Натырбово. В ст. Гиагинской возводится колокольня. В отношении строительных работ также хочу выделить Адыгейское благочиние, за исключением Георгиевского прихода г. Адыгейск. На данный момент во втором кафедральном городе не ведется практически никакой работы по возведению храма. Продолжаться так больше не может. Настоятель иеромонах Петр (НИКОЛАЕВ) должен принять к сведению и исполнению вышеназванные замечания и начать более активное строительство. Многие, даже очень бедные приходы, изыскивают средства и, при поддержке других приходов ведут работу над составлением проектов, смет и прочей документации, которая в настоящее время стоит очень дорого. Возрождение и строительства монастыря продолжается. В строительном плане монастырь является самым стабильным подразделением епархии. В августе сего года на территории монастыря был освящен Успенский храм.
Несмотря на наличие приходов во всех крупных населенных пунктах республики и даже в некоторых аулах, существует необходимость открытия новых приходов, частью самостоятельных, частью приписных. Это касается города Майкопа, Тульского и Николаевского благочиний. Существующие приписные приходы необходимо упорядочить как в вопросе пастырского окормления, так и в отношении ведения документации. Некоторые приходы считаются приписными, но документального основания того, что они вообще существуют, нет. Данная ситуация неприемлема. Поэтому в кратчайшие сроки благочинным необходимо подготовить соответствующие материалы по уже существующим приходам и, готовящимся к открытию, для того, чтобы в дальнейшем они могли, в случае успешного развития, получить юридический статус.
Всем памятен случай, так сказать «окормления» прихода в ст. Дагестанской священником Игорем НЕЩЕРЕТ. Этот приход был заброшен и разрушен, а жители брошены на произвол судьбы. Храм, пусть и приспособленное помещение, вследствие такого вопиющего пренебрежения превратился в нечто ужасное. В этом здании, из-за халатности священника, не то что Божественную литургию нельзя было совершать, но и заходить в него страшно. Настоятелям приходов, несущих послушание по окормлению приписных приходов, нельзя сосредотачивать свое внимание только на одном храме, обделяя своей заботой верующих другого.
В данном аспекте необходимо помнить слова Святейшего патриарха о необходимости создания для верующих не только мест для совместной молитвы и требоисполнения, но, прежде всего, пространства, где единомышленники имели бы возможность общения и организации совместных мероприятий социальной, образовательной, культурной и миссионерской направленности. Эту установку нам необходимо помнить и строго ее придерживаться при реализации проектов, связанной с открытием новых приходов и окормлением приписных храмов. Только через организацию общины, как формы жизнедеятельности прихода, возможно успешное выполнение планов, намеченных и утвержденных Священным Синодом и Архиерейским Собором.
О ПРИХОДСКОЙ ЖИЗНИ.
Вопрос о морально-нравственном облике священнослужителя как всегда остается открытым и, как никогда актуальным. Массовая враждебная кампания, развязанная против Церкви в средствах массовой информации группами лиц, стремящимися извлечь политические дивиденды, а также нечистоплотность некоторых СМИ, заставляют верующих, а тем более священнослужителей, быть очень внимательными и осторожными. В своих мыслях (изложенных в сети интернет), словах и делах мы должны давать пример достойный подражания и, ни в коем случае, «не дать повода, ищущим повода». В связи с этим, с такой «прозрачностью» жизни священников и их семей, у нас уже нет времени откладывать исправление недостатков и устранение недочетов на будущее. Необходимо уже здесь и сейчас начинать новый этап в своей жизни, иначе мы можем стать камнем преткновения на пути спасения людей, которые еще не встретили Христа. «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят» (Лк. 17;1). Сознавая несовершенство мира и человека, мы, в то же самое время, должны стремиться к идеалу, о котором свидетельствует нам Евангелие, а наши несовершенства нельзя делать достоянием общественности и выносить на публику, в противном случае мы превращаемся из человека, имеющего личный грех, в проповедника и распространителя греха. Противодействие проповеди греха, аморального образа жизни является приоритетной задачей Церкви в современном мире и, мы должны являться борцами, достойными подражания в этой борьбе, а не слабым звеном, на которое будут указывать противники веры Христовой.
Сейчас часто можно слышать о так называемых антиклерикальных настроениях, и вы знаете, что во многом они связанны со случаями злоупотребления во внешнем жизни духовенства: на каком автомобиле передвигаются, какой марки часы носят, где отдыхают, как себя ведут и т.д. Поэтому жизнь и служение священника должны быть тесно связанны с разумным аскетическим воздержанием, руководствуясь при этом замечательным принципом апостола Павла: если что-то соблазняет окружающих меня, то не буду делать этого во веки. Поэтому что-то вполне естественное для мирского человека, может быть совершенно неприемлемым для священника, который, являясь прообразом Господа Иисуса Христа, должен быть умеренным во всем.
Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих.
Время, в которое нам приходится жить наполнено всевозможными соблазнами и искушениями. Среди этих соблазнов есть весьма жестокие, но явные; есть скрытые, но более коварные. Они существовали всегда, и нашему времени свойственны свои собственные соблазны. Искушения наши так разнообразны и нередко даже противоположны друг другу, что ни один из нас никогда не сможет чувствовать себя в безопасности от них.
Апостол Павел, автор трех пастырских посланий, предъявлял особые, повышенные требования к тем своим ученикам, кто нес священническое служение. Священнослужитель должен постоянно увещевать «со всякой властью» (Тит. 2;15), пребывать «в том, чему научен и что тебе вверено» (2Тим. 3;14), «наставлять в здравом учении, а противящихся обличать» (Тит. 1;9), «проповедуй сие и учи» (1Тим. 4;11), «занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4;13). Люди жаждут знаний, а в особенности того, что касается спасения души. Зачастую из-за молчания, бездействия священника, простые люди берут на себя миссию проповедовать и учить, что противоречит древним правилам и канонам Церкви. Отсюда и возникают различные апокалиптические, псевдо-духовные, одним словом – маргинальные общины внутри Церковной ограды.
Для того, чтобы исполнять достойно пастырские обязанности мы, в наше время, должны с еще большим усердием и требовательностью относится к себе и тем послушаниям, которые были на нас возложены. Наличие духовного образования является абсолютной необходимостью для всех священнослужителей епархии. Для тех, кто по причине возрастного ценза или иной другой уважительной не имеет этого образования – необходимо заниматься самообразованием. Необходимо постоянно совершенствоваться в условиях быстро развивающегося мира, для того, чтобы суметь дать ответ «всякому вопрошающему о уповании нашем».
На данный момент с получением духовного образования духовенства епархии сложилась следующая картина.
ПОСТУПИВШИЕ В ТЕКУЩЕМ ГОДУ В ДУХОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Священник Сергий ЛАНКО – Екатеринодарская Духовная Семинария
Священник Николай ЮРКОВ – Екатеринодарская Духовная Семинария
Священник Шои МОВСЕСЯН – Екатеринодарская Духовная Семинария
Диакон Антоний ГРИЦАЕВ – Екатеринодарская Духовная Семинария