Приписной храм что это
Приписной храм что это
Памятка для получения благословения Управляющего Московской епархией на получение храмовым зданием (храмом, молитвенным домом, часовней, колокольней и т.д.) статуса приписного.
Ответственное лицо направляет в канцелярию благочиния следующие документы (их заверенные ксерокопии):
1. рапорт на имя благочинного*, в рапорте следует отразить:
— наименование храма (часовни и т.д.);
— юридический статус здания храма (часовни и т.д.): принадлежность к памятникам истории и культуры, имущественно-правовая форма (собственность, пользование и т.д.), стадия оформления имущественных прав, наличие/отсутствие имущественных споров;
— юридический статус земельного участка под зданием храма (часовни и т.д.);
— возможность совершения богослужений;
— просьбу включить храм (часовню и т.д.) в каноническое и юридическое ведение прихода и поручить пастырское попечение о нем настоятелю этого прихода
( * на основании данных сведений благочинный будет формировать рапорт на имя Правящего Архиерея)
2. правоустанавливающие документы на здание (при наличии);
3. правоустанавливающие документы на земельный участок (при наличии);
4. планы БТИ и иные технические документы (при наличии);
6. ситуационный план земельного участка;
7. фотографии храма (часовни и т.д.) снаружи и изнутри.
Административно – территориальное устройство Русской Православной Церкви
Для того чтобы понять, на чем основаны принципы православного церковного этикета, необходимо иметь представление об организационной структуре Русской Православной Церкви.
А. Административная структура Русской Православной Церкви
Жизнь Русской Православной Церкви определяется ее Уставом. Действующий на сегодняшний день Устав включает такое понятие, как каноническое подразделение (п. 1.2). Каноническими подразделениями Русской Православной Церкви являются следующие образования:
– братства и сестричества;
– Духовные учебные заведения;
– миссии, представительства и подворья.
Русская Православная Церковь (другое официальное наименование – Московский Патриархат) имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви принадлежит Поместному Собору, состоящему из епархиальных и викарных архиереев, представителей клира, монашествующих, а также мирян. Решения на Соборе принимаются большинством голосов. Его прерогативой является избрание Предстоятеля Церкви. Помимо решения внутрицерковных вопросов, Поместный Собор определяет и корректирует принципы отношений между Церковью и государством. В исключительных случаях такой Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, однако обычно сроки его созыва определяются Архиерейским Собором.
Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, т. е. епископов, осуществляющих управление отдельными епархиями. Членами Архиерейского Собора являются также викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора входит решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных, пастырских и имущественных вопросов, канонизация святых, поддержание отношений с Поместными Православными Церквами, контроль над деятельностью Синодальных учреждений, утверждение новых общецерковных наград, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Собор созывается Святейшим Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в чрезвычайных случаях.
Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Греческое слово Σύνοδος (синод) в переводе означает собрание вообще, но в основном употребляется в значении «малый, постоянный собор». Уже в древности при восточных Патриарших кафедрах образовывались такие синоды епископов, которые коллегиально участвовали в решении наиболее значимых общецерковных вопросов. Первым из них возник Синод Константинопольской Церкви (Σύνοδος ενδημούσα), состоявший из митрополитов и епископов, по делам своих епархий, порой подолгу пребывавших в столице Византийской империи.
В России такая система церковного управления появилась через двадцать лет после смерти десятого Патриарха Московского и всея Руси Адриана. Его преемником с титулом «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола» стал митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Принужденный пребывать близ российского самодержца в новой северной столице Санкт-Петербурге, митрополит Стефан в 1718 году подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами с прошением отпустить его из Петербурга в Москву, для более удобного управления Патриаршей областью. Резолюция императора Петра I на это прошение, содержащая ряд укоризненных замечаний, завершалась выводом: «Для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». Вскоре, в начале 1721 года, высочайшим повелением была образована Духовная Коллегия, впоследствии переименованная в Синод. Самостоятельность новой структуры управления Церковью ограничивалась назначаемым императором чиновником – обер–прокурором, который представлял интересы государства в Синоде и права которого постепенно расширялись вплоть до полного контроля за церковной жизнью (при К. П. Победоносцеве). Предстоятели Восточных Поместных Церквей признали Коллегию в качестве постоянного соборного органа, равного по власти Патриархам и потому получившего титул «Святейшего». Синод обладал правами высшей административной и судебной власти в Русской Церкви. Первоначально он состоял из нескольких архиереев, один из которых именовался «первенствующим», а также представителей черного и белого духовенства. Впоследствии состав Синода стал исключительно архиерейским.
Святейший Синод в качестве органа высшей церковной власти просуществовал почти двести лет. Лишь в 1917 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении на Руси Патриаршества. Тогда же было образовано два коллегиальных органа под председательством Патриарха для управления Церковью в период между Поместными Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет, впоследствии упраздненный. Положением об управлении Русской Православной Церковью, принятым на Поместном Соборе 1945 года, в число постоянных членов Священного Синода включались митрополиты Крутицкий, Киевский и Ленинградский. Архиерейский Собор 1961 года ввел в Синод на постоянной основе Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений.
В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в Священный Синод Русской Православной Церкви входят его Председатель – Патриарх Московский и всея Руси, семь постоянных и пять временных членов. Постоянными членами Синода являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдавии; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии, являющийся секретарем Священного Синода. Заседания Синода проходят в две сессии: летнюю – с марта по август, и зимнюю – с сентября по февраль. Временными членами Синода становятся епархиальные архиереи, которые вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии (времени возведения в епископский сан). Решения принимаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов, при равенстве которых голос Председателя является решающим.
В обязанности Священного Синода входит рассмотрение широкого круга внутрицерковных (вероучительных, канонических, дисциплинарных, финансовых и имущественных) вопросов, избрание, назначение и перемещение архиереев, образование и упразднение епархий, поддержание межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных контактов, формирование церковно – государственных отношений. Священный Синод может обращаться со специальными посланиями к пастве Русской Православной Церкви. Как орган управления Синод имеет штамп и круглую печать с надписью: «Московский Патриархат – Священный Синод».
Следует отметить, что деятельность Синодов иных Поместных Православных Церквей может строиться по другим принципам и они обладают разными полномочиями. Число членов Синода также бывает различно, однако в него всегда входит Первоиерарх Поместной Церкви, являющийся председателем этого коллегиального органа.
Священный Синод Константинопольского Патриархата имеет постоянный состав. Патриарх и члены Синода традиционно являются гражданами Турции, поэтому в Синоде не представлены другие епархии и диаспоры, входящие в юрисдикцию Патриархата, например, Американская, Австралийская и др. Синод имеет своего секретаря, но одновременно в него входит архиграмматевс (от греч. άρχι. – главный, γραμματεύς – секретарь) – Генеральный секретарь Константинопольской Патриархии, должность которого соответствует Управляющему делами Московской Патриархии.
Членами Священного Синода Александрийской Церкви являются все правящие епархиальные архиереи, имеющие сан митрополита (в настоящее время их пятнадцать), а Председателем Синода – Блаженнейший Патриарх. Синод собирается два раза в год.
Члены Священного Синода Иерусалимской Церкви, как и всё монашествующее духовенство Иерусалимского Патриархата, состоят в братстве Святого Гроба. Как правило, все они являются этническими греками. Помимо греческого подданства, многие из них имеют гражданство Иордании. В Синод входит от пятнадцати до семнадцати членов, большая часть из них архиереи, как правило, титулярные, а также несколько наиболее известных архимандритов, постоянно проживающих в Иерусалиме. Право избрания кандидата на Патриарший престол принадлежит Священному Синоду, однако избранник должен быть утвержден государственными властями Иордании, Израиля и Национальной Палестинской Автономии.
В Священный Синод Сербской Церкви, кроме Святейшего Патриарха, входят четыре архиерея. Членом Сербского Синода не могут быть викарные епископы. Через каждые два года происходит ротация двух епископов – «синодалов», которых сменяет следующая пара по старшинству хиротонии. Священный Архиерейский Собор составляют все епархиальные архиереи под председательством Патриарха, и его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствуют более половины епархиальных архиереев.
Священный Синод Румынской Церкви состоит из всех архиереев. В отсутствие Патриарха в Синоде его функции переходят к митрополиту наиболее крупной (после Валахии, которой управляет сам Патриарх) церковной области – Молдовы и Сучавы, в случае отсутствия Патриарха и всех митрополитов функции председателя осуществляет старейший по хиротонии епископ.
Священный Синод Иерархии Элладской Церкви, в который входят только епархиальные архиереи, является коллегиальным носителем высшей церковной власти. Если проводить аналогию со структурой Русской Православной Церкви, то Священный Собор Иерархии соответствует Архиерейскому Собору. Органом церковного управления является Постоянный Священный Синод, члены которого переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью участвуют в его работе. Постоянный Священный Синод состоит из двенадцати архиереев, его возглавляет Архиепископ Афинский. Функции и круг полномочий Постоянного Священного Синода идентичны полномочиям Священного Синода Русской Православной Церкви, однако его члены собираются гораздо чаще своих русских собратьев – два раза в месяц.
В Святейший Синод Албанской Церкви входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский.
Членами Церковного народного собрания Православной Церкви Финляндии являются все три ее архиерея, шесть клириков и шесть мирян.
Синоды Грузинской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской Церквей состоят из всех епархиальных архиереев, каждый из которых обладает правом решающего голоса.
В ведении Синода Русской Православной Церкви находится руководство Синодальными учреждениями. Каждое такое учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию, и координирует деятельность соответствующих учреждений в епархиях. В настоящее время Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: Отдел внешних церковных связей; Издательский Совет; Учебный комитет; Отдел катехизации и религиозного образования; Отдел благотворительности и социального служения; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдел по делам молодежи; Церковно–научный центр «Православная энциклопедия»; Комиссия по канонизации святых; Богословская комиссия; Комиссия по делам монастырей; Богослужебная комиссия; Библейская комиссия; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Синодальная библиотека. Возглавляют их лица, назначаемые Священным Синодом. В структуру Московского Патриархата на правах Синодального учреждения входит Управление делами Московской Патриархии. Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Они обладают правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в сферах своей деятельности.
Клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:
– епархиальный суд (первой инстанции), имеющий юрисдикцию только в пределах своей епархии;
– общецерковный суд (второй инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;
– суд Архиерейского Собора (высшей инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.
Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое. Членом епархиального суда может быть только пресвитер. Председатель суда является викарным архиереем или лицом в пресвитерском сане. Общецерковный суд состоит из Председателя и не менее чем четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года. Постановления общецерковного суда подлежат исполнению после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.
Б. Территориальная структура Русской Православной Церкви
В территориальном отношении Русская Православная Церковь подразделяется на Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и епархии.
Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых специальным Патриаршим Томосом (грамотой), издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви принимается Архиерейским Собором, им же определяются ее территориальные границы и наименование. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается ее Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Святейший Патриарх и Синод Русской Православной Церкви также утверждают Устав, которым руководствуется в своей внутренней жизни Самоуправляемая Церковь. На канонической территории Русской Православной Церкви их всего четыре – Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдавии, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь, которая является Самоуправляемой с правами широкой автономии.
Экзархат представляет собой объединение епархий по национально – региональному принципу. Такое объединение возглавляет Экзарх в сане архиепископа или митрополита, избираемый Священным Синодом и назначаемый Патриаршим Указом. Он поминается на Литургии во всех храмах Экзархата после Патриарха Московского и всея Руси. Экзарх возглавляет Синод Экзархата, которому принадлежит высшая церковная власть в Экзархате. До 1990 года в Русскую Православную Церковь входило несколько Экзархатов – Западно – Европейский (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария), Средне – Европейский (Австрия и Германия), Северной и Южной Америки (после предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке в 1970 года – Центральной и Южной Америки) и Восточно–Азиатский (до 1956 г.). На Архиерейском Соборе 1989 г. был создан Белорусский Экзархат Московского Патриархата, на Архиерейском Соборе 1990 года (30–31 января) – упразднены все существовавшие в то время зарубежные Экзархаты (входившие в них епархии были непосредственно подчинены Святейшему Патриарху и Священному Синоду Русской Православной Церкви). Наконец, на Архиерейском Соборе 1990 года (25–27 октября) в связи с предоставлением Украинской Церкви статуса Самоуправляемой в составе Московского Патриархата был также упразднен Украинский Экзархат. Таким образом, в настоящее время в Русскую Православную Церковь входит только один Экзархат – Белорусский, находящийся на территории Республики Беларусь.
Епархия является структурным подразделением Русской Православной Церкви, возглавляемым лицом в епископском сане. В нее входят приходы, епархиальные монастыри и монастырские подворья, епархиальные учреждения, духовные школы, братства, сестричества, миссии. Она разделяется на благочиннические округа во главе с назначаемыми епархиальным архиереем благочинными. Благочинным является священнослужитель в пресвитерском сане, настоятель одного из приходских храмов благочиния. В его обязанность входит надзор за исправным совершением богослужений, внутренним и внешним состоянием храмов и иных церковных построек, а также правильностью ведения приходских дел и церковного архива, забота о религиозно–нравственном состоянии верующих. Благочинный полностью подотчетен правящему архиерею.
Органом коллективного управления епархией является Епархиальное собрание, состоящее из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в ее состав. К ведению Епархиального собрания, на котором председательствует правящий архиерей, относится контроль над деятельностью всех структур епархии. Собрание также избирает делегатов на Поместный Собор.
К органам управления епархией относится Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем. Совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года. Председателем Совета является епархиальный архиерей. Совет рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины, а также подготавливает Епархиальные собрания.
Исполнительно–распорядительным органом епархии является Епархиальное управление, находящееся под непосредственным руководством епархиального архиерея. Епархиальное управление имеет канцелярию, бухгалтерию, архив и специальные отделы, обеспечивающие ведение миссионерской, издательской, социально–благотворительной, воспитательно–образовательной, реставрационно–строительной, хозяйственной деятельности.
Секретарем Епархиального управления является лицо, назначаемое правящим архиереем (как правило, в пресвитерском сане). Секретарь отвечает за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением.
Члены Русской Православной Церкви могут принадлежать к монашеской или приходской общине.
Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Монастыри подразделяются на ставропигиальные, находящиеся под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси, и епархиальные, каноническое управление которыми вверено епархиальным архиереям.
Во главе мужского монастыря стоит настоятель в сане иеромонаха, игумена или архимандрита. В крупных и древних монастырях лиц, имеющих такой сан, может быть несколько, но настоятелем является только один из них. Женские монастыри возглавляют настоятельницы, как правило, в сане игумении, привилегией которых является ношение наперсного священнического креста. Иногда настоятельницей женской обители бывает монахиня, которой также благословляется ношение наперсного креста по должности.
Кандидатуры настоятелей и настоятельниц епархиальных монастырей утверждаются Священным Синодом по представлению правящих архиереев. Ставропигиальным монастырем управляет наместник, «замещающий» настоятеля – Святейшего Патриарха, именуемого Священноархимандритом или Священноигуменом обители. По действующему Уставу Русской Православной Церкви в епархиальном монастыре исключить из состава монастырской общины ее члена или принять в нее нового инока (инокиню) можно только с согласия правящего архиерея.
Любой монастырь может иметь подворье – своего рода филиал монастыря, находящийся за его пределами. Обычно подворье представляет собой храм с прилегающими жилыми постройками и подсобным хозяйством. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и собственным Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносятся имена двух архиереев. Первым поминается епископ, правящий в епархии, где расположен сам монастырь, вторым – тот, в каноническом ведении которого находится территория нахождения подворья.
Приход является наименьшим территориальным каноническим подразделением Русской Православной Церкви. Он представляет собой общину православных христиан, состоящую из клира и мирян, объединенных при храме (дополнительно к основному церковному зданию приход может иметь приписные храмы и часовни в больницах, домах–интернатах, домах престарелых, воинских частях, тюрьмах, на кладбищах, а также в других местах). Клир храма состоит из священнослужителей: священника и диакона, именуемых клириками (в небольших приходах клир может состоять из одного священника, в крупных – из нескольких священников и диаконов). Церковнослужителями являются их помощники, участвующие в совершении богослужений – псаломщик, чтецы, певцы, алтарники. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей, вместе образующих причт прихода, принадлежит епархиальному архиерею (на практике церковнослужители назначаются настоятелями храмов по благословению архиерея).
Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель ответственен за уставное совершение богослужений и религиозно-нравственное воспитание членов прихода. Он также ведает хозяйственными и финансовыми вопросами деятельности приходской общины и учреждений, существующих при ней.
Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Приходское собрание – высший орган управления прихода, возглавляемый настоятелем. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания. В него входят председатель – церковный староста (по благословению епархиального архиерея председателем Приходского совета может быть избран настоятель), его помощник и казначей, ответственный за ведение финансовой отчетности. Состав совета избирается на три года из числа членов приходского собрания. Ревизионная комиссия, состоящая из трех выборных членов, контролирует финансово–хозяйственную деятельность прихода.
Средства Русской Православной Церкви формируются за счет отчислений епархий, ставропигиальных монастырей, приходов города Москвы, пожертвований физических и юридических лиц, доходов от распространения и реализации церковной утвари, литературы, аудиовидеозаписей, а также за счет отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими церковными подразделениями.
Источник: [Головков] Марк, еп. Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.
Озёрский благочиннический округ Троицкий храм г. Озёры
Озёрский благочиннический округ Коломенская епархия Московская митрополия РПЦ
Альманах «Дорога к храму»
Вышла в свет книга «Храмы над Окой»
История Никольского храма села Комарёво
История Никольского храма села Комарёво
Успенский храм села Белые Колодези
Военно-патриотическая игра «Тропа разведчика»
Фильм о воскресной школе Троицкого храма
Сергиевский храм села Горы
Фильм «Летопись Троицкого храма»
Фильм о Вознесенском храме
фильм о Покровском храме (Сосновка)
Смотреть (нажать на изображение)
Сенницы — жемчужина Озерского района
Смотреть (нажать на изображение)
Икона дня
Православный календарь
Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.
Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI).
Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Сатурнина, первого еп. Тулузского (III). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.). Свт. Мардария (1935) (Серб.).
Сщмч. Сергия Кочурова пресвитера (1941).
Утр. – Ев. 3-е,Мк., 71 зач., XVI, 9–20.Лит. –Еф., 224 зач., IV, 1–6.Лк., 71 зач., XIII, 10–17.
Мобильное приложение «Православная библиотека для всех»
Московские епархиальные ведомости
Приписные храмы
Храм святителя и чудотворца Николая в Комарёво
В Озерском крае зазвонили колокола нового храма в честь святителя и чудотворца Николая в селе Комарево. 24 апреля 2010 года его Великое освящение совершил архиепископ Можайский Григорий. В этот день необычайно красиво пел церковный хор, божественная литургия прошла незаметно, как будто на одном дыхании, торжественный крестный ход завораживал белыми облачениями священников, а лица взрослых и детей были озарены нескончаемой радостью…
История храма-часовни
Первое упоминание о Комареве встречается в 1389 году в завещании святого великого благоверного князя Димитрия Донского. В селении была деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1864 году местные священнослужители отец Михаил Сперанский, диакон Иван Аретинский, пономарь Пахомий Никольский, а также церковный староста и прихожане обращаются к высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову) с прошением благословить их на построение в Комареве новой каменной церкви. Сооружение церкви святителя Николая и ее отделку приняли на свое иждивение и полную ответственность крестьяне деревни Болотово (которая, как и Тарбушево, входила в приход Комаревской церкви) Илларион, Георгий и Алексей Митрофановичи Волковы.
Строительство храма окончилось в 1868 году. В ближайшем колодце постоянно освящали воду, и он получил название «Святой колодец».
В 1941 году началась война, а в 1942 году церковь взорвали под предлогом добычи кирпича для постройки школы. Кирпичные стены, намертво скрепленные известью, разобрать не удалось.
В 2001 году по благословению Управляющего Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия рядом с местом разрушенного храма построена деревянная храм-часовня в честь святителя Николая Чудотворца. 22 июня 2002 года на храм был водружен купол, начато строительство алтарной части. В 2010 году Никольский храм благоустроен в самые короткие сроки.
Слово архиепископа
В день Великого освящения к прихожанам обратился архиепископ Можайский Григорий. Он отметил, что подмосковный храм, построенный на святом источнике, будет привлекать много богомольцев:
— Мы собрались здесь сегодня, чтобы помолиться о близких, о нуждающихся в сердечной молитве. Новый храм сблизил православный народ. Если раньше людям приходилось далеко добираться до церкви, у них не было возможности молиться, то сейчас, наоборот, храмы приближаются к верующим. Наше Подмосковье – тому пример: Дома Божьи не только реставрируются, но и строятся новые. На сегодняшний день в Московской области построено более трехсот новых храмов. Все мы вносим свой вклад в созидательный процесс: кто-то непосредственно участвует трудом рук своих, кто-то помогает материально, а кто-то усердно молится, что также достойно похвалы. Давайте поблагодарим всех участников созидания и, прежде всего, Господа Бога, за то время, в которое мы живем, за то, что мы не являемся разрушителями, а, наоборот, строим и благоукрашаем церковные святыни.
Как отметил архиепископ, Никольский храм небольшой, но очень красивый и уютный. Это – заслуга отца Павла, во всем чувствуется его любовь и пастырская забота. Владыка Григорий поблагодарил благочинного церквей Озерского округа священника Геннадия:
— Если душа и сердце, вложенные в строительство церквей, возрождают храмы в небольшом благочинии на Озерской земле, значит, что эта любовь и забота возрождают все Подмосковье.
Архиепископ Можайский поздравил озерчан с двойной радостью — пасхальной, дающей надежду на вечную жизнь, с великим событием освящения нового храма и передал прихожанам горячее приветствие и сердечное благопожелание от владыки митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
Награды за труды во имя Церкви
Знаки церковного внимания были принесены тем, кто особенно потрудился в святом деле созидания церкви в честь святителя Николая с. Комарево. Медалью Московской епархии «За усердное служение первой степени» награжден настоятель Никольского храма протоиерей Павел Бырлэдяну; медалью Московской Епархии «За жертвенные труды первой степени» — депутат Государственной Думы Федерального собрания РФ Кира Александровна Лукьянова; медалью Московской Епархии «За жертвенные труды 3 степени» — благотворитель Никольского храма Вячеслав Владимирович Гуреев; благодарственной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – директор ООО «Тепло – Озеры» Алексей Михайлович Кодинцев; благодарственной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – сотрудник фирмы «Двери-Лэнд» — Роман Александрович Баязитов; благословенной грамотой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия – казначей Никольского храма Нина Витальевна Давыдова.
Благочинный церквей Озерского округа иерей Геннадий Бырлэдяну обратился к присутствующим:
— Все, что мы делаем – во славу Божью. Святой храм собирает вместе и священников, и молящихся. Это говорит о том, что вера и любовь всех объединяет. А труды во имя Святой Церкви – это путь ко спасению.
Отец Геннадий сердечно поблагодарил тех, кто принял активное участие в благоустроительстве нового храма.
Значение события
Краевед С.М. Рогов знает не понаслышке, как поражают своей красотой и глубиной иконы, разобранные местными жителями в 1937 году, когда церковь была закрыта. Сергей Михайлович родился и вырос в селе Комарево. Он знает историю Никольской церкви от отца и деда и для него открытие вновь возрожденного храма – не пустое событие, а великая радость:
— С этой церковью связана жизнь наших предков: здесь их крестили, венчали, отпевали… Мы, окрестные жители очень рады, что в нашем селе вновь зазвонили колокола.
Храм-часовня Всех Святых
Судьба этой скромной кладбищенской церкви, что находилась когда-то на западной окраине села Озёры, была похожа на судьбы многих храмов, осквернённых и стёртых с лица земли воинствующими безбожниками. Читать полностью…
Фоторепортаж об освящении нового храма во имя Всех Святых
23 октября 2011 года наконец-то состоялось долгожданное событие – Великое освящение новой церкви, построенной в честь Всех Святых на озёрском кладбище. Читать полностью…
Больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона
Пантелеимоновский домовый больничный храм действовал с 2010 года и представлял собой специально оборудованную комнату в помещении хирургического отделения Озёрской ЦРБ. Читать полностью…
Храм Димитрия Солунского в д. Паткино, приписной к Успенскому храму с. Белые Колодези
1 июля 2008 года архиепископ Можайский Григорий прибыл в Озерское благочиние, для того чтобы совершить чин великого освящения воинского храма в честь великомученика Димитрия Солунского, и посетить православный военно-патриотический лагерь «Защитник» Видновского благочиния, который так же проходил в этой воинской части.
Впервые священнослужители Озерского благочиния начали принимать участие в жизни воинской части в 1999 году, когда после встречи священника Михаила Егорова с командиром части полковником В.В. Терещенко, военнослужащих стал окормлять настоятель Успенской церкви села Белые Колодези священник Дмитрий Князев. Священник стал желанным гостем не только на всех праздничных мероприятиях, но и в повседневной жизни части. Раз в неделю жители поселка, свободные от заданий военнослужащие собирались на молитву в местном клубе. Но желание иметь свой храм было велико и сам командир части неоднократно прикладывал усилия, ходатайствуя о разрешении строительства.
Наконец на входе в воинскую часть был воздвигнут небольшой деревянный храм в честь великомученика Димитрия Солунского, который стал украшением всего военного городка.
На освящении воинского храма присуствовали: священник Геннадий Бырлэдяну, глава Озерского района А.Ю. Почукаев, командир воинской части, сотрудники администрации района, жители Озёрского района.
Чин великого освящения и Божественную литургию Владыка Григорий совершил в сослужении благочинного церквей Озерского округа священника Геннадия Бырлэдяну, благочинного церквей Видновского округа протоиерея Михаила Егорова, а также духовенства Озерского благочиния.
После окончания богослужения архиепископ Григорий передал всем собравшимся архипастырское благословение митрополита Ювеналия и поблагодарил всех, чьими трудами был воздвигнут этот уютный храм. Особо были отмечены труды командира части полковника В.В. Терещенко, который был награжден Святейшим Патриархом орденом благоверного князя Димитрия Донского III степени, настоятеля освященного храма священника Димитрия Князева (орден преподобного Сергия Радонежского III степени), а также майора Н.А. Курта (медаль благоверного князя Даниила Московского).
Настоятель храма-часовни Димитрия Солунского — протоиерей Димитрий Князев.
Троицкий храм в СНТ «Дворики», приписной к Преображенскому храму с. Бояркино
Храм Святой Троицы приписан к Преображенскому храму
с. Бояркино Озерского района. Настоятель — священник Алексий Иванов.
Строительство деревянной церкви началось в 2008 году. Первое богослужение совершено в июне 2011 года.
История Преображенского храма неразрывно связана с селом Бояркино и уходит своими корнями во времена царя и великого князя московского Иоанна IV Васильевича Грозного, при котором в 1577-1578 гг. проводилась очередная хозяйственная перепись Московского царства, и в Писцовой книге Коломенского уезда, в описи Большого Микулинского стана появилась следующая запись: «… с. Бояркино, вверх рчк. Коломенки, а в нем церковь Преображенья Спасова, древена, клецки: пашни церковные сер. земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сена по дуброве 15 коп…». В то время Бояркинский приход находился в составе Коломенской и Каширской епархии, управляемой еп. Давидом. Несомненно, сёла в древности не возникали вдруг – на пустом месте – а значит и история Бояркино и Преображенского храма древнее времени их первого упоминания в официальных документах, но насколько древнее – определить представляется затруднительным. Поэтому будем вести счет нашей истории с даты первого упоминания, дошедшего до нас, – с 1578 г. от Рождества Христова, или, по счёту того времени, с 7086 г. от Сотворения мира. Как выглядел этот храм, какого он был размера – судить по скупому упоминанию Писцовой книги, увы, невозможно. Шли годы, и село ещё не раз попадало в Писцовые книги, но о состоянии храма в них, к сожалению, ничего не упоминалось. И лишь спустя, почти, полтора века под 1715 г. (Коломенская и Каширская епархия управлялась тогда архиеп. Антонием (Одиновичем)) Переписная книга Коломенского уезда сообщает о деревянной церкви Преображения Господня (год её постройки /перестройки/ не известен, но маловероятно, что это была церковь, упоминавшаяся в 1578 г.) и её тогдашнем настоятеле «попе Андрее Игнатьеве». Прошло ещё полвека, и этот храм по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия (Крайского), наложенному 4 апреля 1762 г. на прошение премьер-майора Алексея Лаврентьевича Барыкова, был исправлен и перестроен. Тогда же впервые упоминаются приделы пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца, которые по причине не готовности в них иконостасов оставались неосвященными. По-видимому, исправление и перестройка 1762 г. носили характер косметический и не смогли решить проблем ветшающего деревянного храма. И спустя десять лет, при следующем епископе Коломенском и Каширском – Феодосии (Михайловском), в 1771 г. на месте старой деревянной церкви – была построена новая, так же деревянная, но на каменном цоколе и крытая железом, церковь с тремя престолами – Преображения Господня, Пророка Илии и великомученика Георгия.2 Эта новая церковь была внушительных размеров: длина её, вместе с колокольней, составляла 19 сажень (40,5384 метров), ширина – 7 сажень 2 аршина (16,3576 метров), высота «до верха карниза» – 5 сажень (10,668 метров). Трехъярусная колокольня высотой «до верха карниза» 12 сажень (25,6032 метров). Верх храма украшали три главы – одна большая и две малых. Снаружи церковь была обшита тесом и частью железом, и окрашена масляной краской. Внутри храм был оштукатурен и, в законченном своем виде имел три иконостаса: главный – высотой 5 сажень (10,668 метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров); и два боковых (придельных) иконостаса высотой 1 1 /2 сажени (3,2004метров), шириной 4 сажени (8,5344 метров). Каждый из трёх престолов (престольных праздников) был закреплён за жителями конкретных деревень: Преображения Господня – с. Бояркино, д. Холмы; Великомученика Георгия – д. Б. Уварово, д. Кудрявцево; Пророка Илии – д. Паткино, д. Сенцово. Постепенно и эта деревянная церковь ветшала, кровля требовала обновления железного покрытия и покраски. Особые опасения вызывала деревянная колокольня, которая к началу 20-х годов XIX столетия настолько пришла в ветхость, что стало опасным содержать на ней колокола, т.к. возникла угроза к их падению, разрушению и другим непредвиденным последствиям. И в 1824 г. ряд жителей с. Бояркино, в частности, помещица титулярная советница Барыкова Вера Михайловна и церковный староста Евсей Назарин, а также жительница сельца Большое Уварово действительная тайная советница Куракина Екатерина Дмитриевна, крестьяне того же сельца Куприянов и Цепеляева, жители д. Сенцово Сергеева, Михайлова, помещик д. Паткино Дмитрий Александрович (фамилия не указана) обратились с «Всепокорнейшим прошением»: в Святейший Правительствующий Синод, в Комиссию Духовных училищ, к Высокопреосвященному Филарету (Дроздову) Московскому и Коломенскому, архиепископу Московской епархии. В «Прошении» они излагали возникшие проблемы деревянной церкви с. Бояркино и испрашивали позволения перекрыть и покрасить всю церковь, и построить новую колокольню. Их «Прошение» было изучено губернским секретарем Казанским и, вскоре, в Московской духовной консистории был составлен Указ за №625 (подписан 18 февраля 1825 г. трёхсвятительским протоиереем Петровым и Губернским секретарём (подпись неразборчива)) от имени Его Императорского Величества Николая I, который был послан в Коломенское духовное правление, в святейший Правительственный синод, комиссию духовных училищ, а так же Высокопреосвященному Филарету, Архиепископу Московскому и Коломенскому, в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Архимандриту и разных орденов Кавалеру. Копия указа была направлена в с. Бояркино на имя помещицы Барыковой В.М.3 В этом Указе говорилось: 1. Церковь в с. Бояркино перекрыть и покрасить. 2. Колокольню разобрать, т.к. её перестройка законом не позволена, а колокола подвесить на столбах рядом с церковью. 3. Прихожанам составить новое Прошение в Московскую духовную консисторию о необходимости строительства каменной церкви в с. Бояркино. Согласно Указу деревянная церковь была перекрыта и покрашена, а колокола подвешены на столбах возле церкви. Видимо означенная реконструкция была столь впечатляющей, что в 1828 г. местные жители обратились к епархиальным властям с прошением об освящении двух приделов. Каков был дан ход этому прошению неизвестно. Однако спустя десять лет (в 1838 г.) вопрос об устроении приделов поднимался вновь. Под 1836 г. сообщается о постройке деревянной колокольни. Что это была за колокольня, увы, не ясно, ибо прежде речь шла об устроении примитивной звонницы «на столбах». Сомнительно чтобы колокола провисели на аварийной колокольне 11 лет, прежде чем был исполнен Указ от 18 февраля 1825 г. Можно предположить, что бояркинцы всё-таки реконструировали или перестроили заново аварийную колокольню над храмом. Либо же как-то облагородили наземную звонницу. К концу 70-х годов XIX столетия деревянная церковь в с. Бояркино вновь сильно обветшала. В 1880 году местные жители, живущие в Москве, просили у митрополита Московского Макария (Булгакова) разрешения построить в деревне Холмы бояркинского прихода каменную часовню, а митрополит предложил им вместо того построить каменный храм в самом селе. Поэтому, согласно 3-му пункту Указа от 18 февраля 1825 г. в Правительственный синод, к Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Архимандриту от имени жителей деревень Бояркинской волости было составлено новое прошение о дозволении строительства каменного храма в с. Бояркино Коломенского уезда. Его составил в ноябре 1881 г. строитель из д. Холмы Сидоров Василий Сидорович. К Прошению прилагался план будущего храма, который имел так же три придела. Главный – во имя Преображения Господня и два других – во имя Великомученика Георгия и Пророка Илии. Прошение было подписано 5 декабря 1881 г.: 1. Сидоровым Семеном Сидоровичем (д. Холмы) 2. Комиссаровым Иваном Васильевичем (д. Холмы) 3. Гороховым Филиппом Ивановичем (д. Холмы) 4. Крюковым Тимофеем Никифоровичем (д. Холмы) 5. Веревкиным Михаилом Петровичем – петербуржским купцом (д. Холмы) 6. Комиссаровым Василием Алексеевичем (д. Холмы) 7. Сумароковым Илларионом Алексеевичем (д. Б. Уварово) 8. Столбовым Матвеем Евстафьевичем (д. Б. Уварово)4 9. Артамоновым Анисимом Борисовичем (с. Бояркино) 10. Ильиным Егором Осяновичем – церковным старостой (с. Бояркино) 11. Сидоровым Василием Сидоровичем – главным строителем (д. Холмы). В строительном отделении Московского Губернского правления был обнаружен ряд недочётов в предложенном плане строительства храма в с. Бояркино (не было расчётов по устойчивости и прочности сводов куполов всех приделов храма, и другие недостатки). План необходимо было доработать и исправить. В январе 1882 г. продолжилась переписка прихожан Бояркинской церкви с Московской Духовной Консисторией и строительным отделением Московского Губернского правления. Главный строитель В. С. Сидоров указывал, что прихожане — жители д. Холмы, сельца Б. Уварово и с. Бояркино ручаются в оказании любой помощи в процессе строительства нового каменного храма, и что прежняя деревянная церковь будет сохранена, и в ней будет продолжаться богослужение. Строительство храма предполагалось на средства, собранные прихожанами в качестве пожертвований. В частности указывалось, что госпожа Данилова Прасковья Сергеевна (с. Бояркино) жертвует одну десятину земли для производства кирпича и ещё полдесятины — для складирования материалов, необходимых для строительства храма, и три десятины леса для обжига кирпича с условием, что по окончании строительства земля будет ей возвращена в собственность. Отмечалось, что церковь в то время имела в наличии 1 744 руб. 80 коп. Переписка о необходимости возведения каменного храма в с. Бояркино продолжалась в течение всей зимы и весны 1882 г. Подключились к ней и служители Бояркинской церкви: священник Петр Невский, дьякон Григорий Рождественский, псаломщики Иван Смирнов и Егор Некрасов, жители с. Бояркино Иван Быстров, Сергей Поляков, Евдоким Савостьянов, сельский староста Антон Фомич Ребров, а также жители д. Паткино, д. Сенцово, Б. Уварово, с. Васильевское, д. Холмы, в т.ч. сельский староста д. Холмы, волостной старшина Степан Агапович Лебедев, инженер-строитель Семен Сидорович Сидоров и др. Наконец, 15 апреля 1882 года из строительного отделения Московского губернского правления в Московскую Духовную Консисторию был направлен доработанный проект на постройку в с. Бояркино Коломенского уезда, в память мученической кончины Государя императора Александра II, нового каменного храма вместо существующего деревянного. 21 апреля 1882 г коломенский коллежский секретарь Березкин направил Докладной реестр с проектом строительства нового храма в с. Бояркино его строителям Семену и Василию Сидоровым, в котором говорилось, что будущий каменный храм будет иметь три придела: главный (холодный) – Преображения Господня и ещё два теплых: левый – во имя Великомученика Георгия и правый – во имя Пророка Божьего5 Илии. В реестре также отмечалось, что строительство храма будет осуществляться на церковную и жертвенную суммы. 29 апреля 1882г. Семен Сидорович Сидоров получил на одном листе проект строительства храма. Указ о строительстве нового храма в с. Бояркино был направлен также протоирею с. Васильевское Михаилу Спасскому. Получив проект и разрешение на строительство нового храма, прихожане Бояркинской волости на приходском собрании постановили: — Новый храм будут строить крестьяне д. Холмы и сельца Б. Уварово под руководством инженеров-строителей Василия и Семена Сидоровых. — Прежний деревянный храм из уважения к его древности после завершения строительства нового будет неприкосновенен, хотя он и не имеет большого исторического значения. — Новый храм после постройки должен быть освящён. Строительство нового храма продолжалось около четырёх лет. 23 августа 1886 г. производились выписки из дела с указанием завершения строительства каменного церковного храма в с. Бояркино. Храм был построен тщанием прихожан: крестьян деревни Холмы Семена Исидоровича Сидорова, Тимофея Никифоровича Крюкова, Ивана Васильевича Комиссарова и сельца Большого Уварова Иллариона Алексеевича Сумарокова. Храм получился, поистине, грандиозный – страховая опись отзывалась о нем так: «строение очень прочное… оштукатурен внутри и снаружи, снаружи окрашен клеевой краской, а внутри – масляной и расписан внутри живописью и орнаментом; крыт железом, выкрашенным медянкою. Длина храма, считая колокольню 20 сажень (42,672 метра), наибольшая ширина 10 сажень 2 1 /4 аршина (22,9362 метра), высота до верха карниза 10 сажень (21,336 метра). На церкви имеется 5 глав: одна большая, посредине, и четыре малых; больших окон 16 штук и малых, в средней главе, 8 штук; дверей наружных створчатых 7 штук, из них три железных с просветом и 4 штуки деревянных (вязанных), из них две наполовину со стеклами, а одна обита войлоком с клеенкой; внутренних дверей – двустворчатых 3 штуки, – одностворчатых 2 штуки. Храм отапливается духовыми печами… Колокольня в пять ярусов, – общей высотой до верха карниза 20 сажень (42,672 метра)». Внутреннее убранство храма также поражает воображение: «иконостас, вызолоченный сплошь на полимент с резьбой длиной (три иконостаса вряд) 9 сажень 2 аршина 4 вершка (20, 8026 метра); высотой: главный – 5 сажень (10,668 метра), а придельные по 73/4 аршин (5,5118 метра)». Шестнадцать резных золоченых киотов украшали алтарь, клиросы и сам храм. Согласно страховой оценке 1910 г. храм был оценен в 40 тыс. рублей.6 В этом же году, 8 ноября, нововозведенный храм с приделами пророка Илии и вмч. Георгия Победоносца, по благословению митр. Московского Иоанникия (Руднева), был освящён викарным епископом Дмитровским Мисаилом (Крыловым). Однако же, со строительством нового пятиглавого каменного храма, не был забыт и прежний деревянный храм – прослуживший селу сто с лишним лет. В 1895 году, при митрополите Московском Сергии (Ляпидевском), старая деревянная церковь была возобновлена церковным старостой сельца Большого Уварова Илларионом Алексеевичем Сумароковым при участии жены действительного статского советника Зинаиды Ивановны Даниловой. Но недолго судил Бог прослужить этим храмам… Все они без следа погибли в огне безбожной ненависти, захватившей власть на просторах Руси в XX веке. В 1937 г., после ареста последнего настоятеля (прот. Димитрия Русинова), храмы в с. Бояркино были закрыты, а после и вовсе прекратили своё существование (были разрушены). Почти на столетие умолкла церковная молитва. Лишь немногие сельчане сохранили верность Богу. Но «не стоит село без праведника», и их тихие потаённые воздыхания охранили село от участи многих, отступивших от Бога, русских сел и деревень – село не вымерло, не исчезло в истории. А со временем пробились на свет и ростки Веры – поруганной, но не уничтоженной. 17 декабря 1996 г. жители с. Бояркино на сельском сходе постановили ходатайствовать об открытии в их селе прихода Русской Православной Церкви. Делу был дан ход, и спустя три года, в 1999 г. в селе была открыта небольшая кирпичная церковь, на базе восстановленного прихожанами из руин одного из бывших корпусов Бояркинской сельской больницы. Она действует и по настоящее время.
Храм преподобного Серафима Саровского в д. Бабурино, приписной к Сергиевскому храму с. Горы
По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Метрополита Крутицкого и Коломенского в 2010 году благочинным церквей Озёрского района священником Евгением Кочетковым был совершён чин освящения закладного камня в основание Храма во имя прп. Серафима Саровского в д. Бабурино Озёрского района. В настоящее время продолжается строительство. В храме идут богослужения.
Настоятель храма — священник Сергий Смольянинов.