Принято считать что самолюбие свойство почти отрицательное сочинение

О самолюбии и чувстве собственного достоинства

Принято считать, что самолюбие – свойство почти отрицательное; во всяком случае, оно должно быть умеренным. А уж ребенку самолюбие положено и вовсе в гомеопатических дозах: «не задирай нос», «не считай себя лучше других», «не выступай», «не задавайся» – список всем известных фраз-наставлений можно продолжить.
Но за всей этой «педагогической мудростью» стоит одно: ребенок еще «ничего из себя не представляет»; дескать, вот когда станешь «кем-то», тогда и будешь демонстрировать самолюбие, а пока потерпи.
Ситуация, чреватая опасностью. Достоинство взрослого человека охраняется нормами поведения, социальным статусом; стоит только нарушить первое или покуситься на второе, ответ последует незамедлительно:
«Как вы со мной разговариваете?»
Достоинство ребенка – если говорить всерьез – не охраняется ничем; он на то и ребенок, чтобы выслушивать поучения, получать наказания, и не дай бог ему выказать несогласие, тем самым показав, что сомневается в справедливости взрослых: за это подозрение, высказанное явно или неявно, наказание возрастет многократно.
Оттого детское самолюбие, как правило, не производная от эгоизма и самолюбования, а реакция постоянно задеваемого человеческого достоинства; достоинства, которое никак не получается охранить в неприкосновенности, и остается только показывать, что оно – есть.
«Несправедливость меня ожесточила: дети самолюбивы не менее взрослых, обиженное самолюбие требует мщения, и я решился отмстить».
Пусть не смущает читателя романтически-романный слог; пусть мщение выглядит фарсом, возрастной карикатурой – прикрепить досаждающему воспитателю на спину бумажку с надписью «пьяница», – здесь важнее само слово – «месть».
У ребенка – таковы установки поведения, общения и по сей день – практически нет легальной возможности восстановить, возместить оскорбленное взрослыми достоинство. Он не может призвать обидчика к ответу, не может «потребовать сатисфакции» в любой форме.
Он должен либо «проглотить» оскорбление – а против этого и так уже оскорбленное достоинство протестует со всей силой, – либо отомстить, показать, что он не пустое место.
Но месть, какой бы она ни была, всегда экстремальный способ восстановления достоинства; в ней самой как в поступке достоинства либо мало, либо вовсе нет.
Так, задевая самолюбие ребенка, заведомо слабейшего по отношению к ним, взрослые провоцируют его на неадекватные поступки, поскольку возможности поступить адекватно, так, как это дело решилось бы между взрослыми людьми, он лишен.
Иногда – и чаще всего – ситуация оканчивается неосуществленными намерениями; прожить что-то в мысли уже само по себе терапевтично. Но парадокс в том, что тот ребенок, в котором крепче, чем у других, установились представления о справедливости, в котором наиболее развито внутреннее «Я», – не стерпит. И тут же окажется в состоянии войны с взрослым миром.
«Первая моя шалость не сделала меня шалуном в самом деле, но я был уже негодяем в мнении моих начальников». И дальше развернутся «боевые действия» с переменным успехом, где и воспитательные действия взрослых, и ответы ребенка будут все менее адекватными.
Но самое печальное в том, что когда достоинство ребенка раз за разом терпит урон, уничтожается, разрушается (полностью или частично) та преграда, которая не позволяет человеку совершать по-настоящему дурные поступки. Эта преграда и есть достоинство человека.

Источник

К чему может привести человека болезненное самолюбие? (Итоговое сочинение (декабрьское))

Как понять, что представляет собой самолюбие? В одних проявлениях эта черта характера может считаться положительной, а в других случаях излишне самолюбивый человек только отталкивает от себя окружающих.

Самолюбие помогает человеку самоутвердиться, оно порождает самоуважение и любовь к себе как к личности. Самолюбивый человек не даст себя в обиду. Ущемленное самолюбие вызывает протест и желание доказать обидчику, что ты лучше, умнее и всегда можешь постоять за себя.

Если эта черта характера проявляется в разумных пределах, самолюбие можно расценивать как положительное качество. Такой человек, уважая себя, стремится к знаниям, учится грамотно общаться с окружающими его людьми, стараясь завоевать авторитет и уважение других.

Однако встречаются люди с завышенной самооценкой. У таких личностей самолюбие просто зашкаливает. Задеть за живое такого самовлюбленного павлина довольно рискованно. Эти люди способны даже на подлую месть в ответ на самую невинную шутку. В определенном смысле самолюбие можно рассматривать как один из человеческих комплексов.

Эта черта характера проявляется у тех, кто подсознательно нуждается в самоутверждении своей личности в социуме, акцентируя внимание окружающих на собственной значительной персоне. Самолюбие в какой-то степени сродни эгоизму. Эгоистичный человек видит и ценит только себя и свои заслуги. Других он ни во что не ставит, унижая их. При любом удобном случае эгоист старается подчеркнуть значимость собственной персоны за счет других. Так самовлюбленный человек стремится поддержать у окружающих иллюзию собственного превосходства. Однако слишком зацикленный на себе, он перестает замечать, что достигает совершенно противоположного результата. Вместо уважения и восхищения он получает презрение и отчужденность.

Как вывод можно сказать, что самолюбие можно расценивать двояко. Все зависит от того, в какой степени эта черта проявляется в человеке. В любом случае хороша «золотая середина». Тогда самолюбие можно считать положительной чертой характера человека.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Хорошо или плохо быть самолюбивым человеком?

Сочинение на тему

Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо любовь к людям распространяется на самого человека, любящего людей. Нужно одинаково любить себя и других.

Самолюбие. Самолюбивый человек. Хорошо это или плохо? «Конечно, хорошо!» — скажете вы. «Несомненно, плохо!» — тут же возразят вам. По-моему, правы и те и другие, все дело в том, какой смысл мы вкладываем в это понятие.

Самолюбие — это любовь к себе. А значит — самоуважение, чувство собственного достоинства, осознание собственной полноценности, собственной значимости, целостности своей личности, независимости и твердости своего характера, наличие собственных убеждений, целей, идеалов. Кто сможет сказать, что это плохо? Думаю, таких найдется не много.

У каждого из нас имеется некий идеал. Можем ли мы полюбить человека, который далек от этого идеала? Вряд ли. Значит, если человек любит самого себя, то он чувствует, что близок к собственному идеалу. Стремясь повысить самооценку, стремясь полюбить себя еще больше, искореняет свои недостатки и умножает свои достоинства. От этого выигрывает не только сам человек, но и окружающие, и все общество. «Эгоист», — говорят о человеке, который заботится только о себе, о собственном благе. » Самолюбивый «, — обвиняют его. Но дело здесь, на мой взгляд, не в самом самолюбии, а в том, до какого предела доходит в человеке любовь к себе.

Еще Аристотель утверждал, что «эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви». То есть когда в безмерной самовлюбленности человек забывает обо всем, кроме соблюдения собственных интересов, удовлетворения своих личных потребностей и желаний, ничего, кроме порицания, это вызвать не может.

Плохо, когда самолюбие перерастает в своекорыстие, когда для достижения собственных целей человек «идет по головам», наносит вред окружающим. Но проблема в этом случае намного глубже. Речь идет уже не о самолюбии как одной из составляющих человеческой личности, а о самой этой личности в целом. Ведь разумный, благородный, достойный человек никогда не преступит границ. Он не станет попирать интересы других людей в угоду собственным, он будет стремиться к достижению своих целей другим путем.

Философ Д. Юм писал: «Самолюбие. порождает правила справедливости и является первым мотивом соблюдения последних».

Ларошфуко утверждал, что самолюбие одновременно приводит в действие все добродетели и все пороки. То есть любовь к себе в какой-то степени вскрывает все глубинное в человеке, раскрывает его истинную натуру. Может ли человек оставаться человеком, утратив чувство личности? Думаю, не может.

Без любви к самому себе человек превращается в раба. Без осознания ценности своей личности человек не стремится к независимости, не делает ничего, чтобы достичь благосостояния или отстоять, защитить свои права, свои интересы. Какая цель может быть у такого человека? Что для него имеет ценность в жизни, если даже собственная личность для него не имеет значения? Что может побуждать такого человека в какой бы то ни было деятельности? Все эти вопросы, вероятно, обречены остаться без ответа, сам же человек, совершенно лишенный самолюбия, а значит, и чувства собственного достоинства, не вызовет у нас ничего, кроме жалости и сожаления.

Ведь не зря в Японии говорят: «Сам себя не уважаешь — и другие не будут уважать». «Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали», — вторят англичане. А разве не эту же мысль высказывал Н. В. Гоголь, когда писал: «Позаботься прежде о себе, а потом о других: стань прежде сам чище душою, а потом уже старайся, чтобы другие были чище». Мне кажется, никто не станет оспаривать эти мудрые слова, подкрепленные наблюдениями и житейским опытом.

Осознанное, здоровое самолюбие — это положительная черта. Другое дело, если человек слепо влюблен в себя, не понимая, а за что, собственно, можно его любить, ценить, уважать, или если его самолюбие болезненное, когда стремление к первенству становится манией. Такие проявления самолюбия говорят либо о дикости, невежественности, ограниченности, либо являются проявлением высшего эгоизма и своекорыстия, в то время как самолюбие развитой, мыслящей личности — благородно. Оно заставляет человека стремиться к науке, искусству, к широкой и насыщенной жизни. Оно воспитывает любовь к ближнему, любовь ко всем окружающим.

Любовь к себе, самоуважение, чувство собственного достоинства — все это возвышает человека, придает его деятельности, его стремлениям, его мечтам высшее благородство и смысл. Любой человек должен уважать себя и считать себя достойным наилучшего. Ведь только тот, кто может любить себя, кто уважает и ценит в себе личность, может до конца осознать свое истинное предназначение и с гордостью повторить слова И. Фихте: «. мое существование не тщетно и не бесцельно, я — необходимое звено великой цепи, которая тянется от развития у первого человека сознания его бытия — в вечность».

Я уверена, что быть самолюбивым человеком — хорошо, если при этом ты остаешься достойным, умным, честным, справедливым, одним словом, настоящим человеком. Если, любя себя самого, ты не забываешь о других людях, об их нуждах, об их стремлениях, о том, что каждый из них — личность, каждый из них имеет право на чувство собственного достоинства, на право любить себя.

Быть самолюбивым человеком хорошо, если ты не переступаешь границы, за которой самолюбие превращается в эгоизм, а человек теряет уважение к самому себе и начинает любить не столько себя как личность, сколько свои потребности, свои амбиции, свой надуманный, далекий от реальности образ.

В заключение мне хотелось бы пожелать, чтобы все люди любили себя, ко помнили при этом слова Л. Фейербаха: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным самолюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и самолюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим».

Источник

Принято считать что самолюбие свойство почти отрицательное сочинение

Форма входа

Главное меню

Изложения (тренинги)

Сейчас на сайте

Сейчас 52539 гостей и 2 зарегистрированных пользователей на сайте

Новости сайта

79. (Черта характера) О самолюбии

Способствует ли самолюбие успеху и счастью человека в жизни? Вот проблема, над которой рассуждает Е.А. Пермяк.

Автор текста свои рассуждения о самолюбии облекает в интересную форму: рассказывает о вороне, которая мечтала быть знаменитой. Чего только не делала самолюбивая птица! Но, «применяя себя в жизни не по своим способностям и возможностям», ворона у окружающих вызывала только смех. С иронией Е.Пермяк говорит о том, что птица добилась пика славы, став белой вороной после визита в парикмахерскую. Но слава, о которой она всю жизнь мечтала, сделала ее жизнь невыносимой…

Авторская позиция ясна: «Ложное самолюбие порождает больное самомнение», которое приводит человека не к успеху, а к крушению его мечты.

Я полностью согласна с мнением писателя: в большинстве случаев самолюбие губит людей, делая их эгоистичными и амбициозными.

Об этом говорил еще Аристотель, утверждая, что «эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви». То есть когда в безмерной самовлюбленности человек забывает обо всем, кроме соблюдения собственных интересов, удовлетворения своих личных потребностей и желаний, ничего, кроме порицания, это вызвать не может.

Чувством любви к самому себе царя Дмитрия проникнута трагедия Александра Петровича Сумарокова «Димитрий Самозванец». По задумке автора, главный герой творит все злодеяния из-за того, что он считает себя превыше всех остальных. Дмитрий думает, что он вправе повелевать всеми, как он этого хочет: убивать невинных, нарушать законы. Его амбиции превышают все возможные пределы, он забывает не только об официальных законах, но и о моральных ценностях. Именно самолюбие стало причиной трагедии этого человека.

Таким образом, могу сделать вывод, что самолюбие не лучшая черта человека, которая не приведет его к успеху, не принесет счастья в жизни.

P.S. По сборнику Н.А.Сениной 2012 года, стр.357-359

Поделись с другом в социальной сети

Источник

Самолюбие (ЕГЭ по русскому)

Самолюбие — это чувство собственного достоинства, большая любовь к своей персоне и желание того, чтобы окружающие люди видели в тебе только хорошее. Но как быть, если самолюбие оказалось ложным? И к каким последствиям это может привести? Как раз этот вопрос и рассматривает Е. А. Пермяк в своём тексте.

Размышляя над темой, автор решает рассказать нам о вороне, которая решила выделиться среди других. Она пробовала и петь, и танцевать, и летать так же хорошо, как это делают ласточки. Но все только посмеялись, даже не объяснив ей, что нужно применять себя в жизни по своим способностям и возможностям.

Далее Евгений Андреевич рассказывает о том, как ворона, не сумев разобраться в себе и в своей природе, решила перекраситься в белый цвет. После этого её жизнь в корни изменилась: все говорили о ней, замечать.

Но счастье было не долгим. Ворону решили поймать и держать в неволе. И именно тогда она поняла, прячась от страха в кустах, что её самолюбие оказалось опасно.

Автор считает, что «ложное самолюбие порождает больное самомнение, которое приводит к самым неожиданным результатам» и чаще всего печальным.

Я согласна с позицией Евгения Андреевича. Люди должны уметь показывать себя в этой жизни, но они должны делать это так, чтобы их поступки в дальнейшем не приводили к неисправимым последствиям. Например, самолюбивый образ жизни главного героя в романе «Евгений Онегин» привёл его в конце концов к безответной любви, над которой он сам когда-то насмехался. Если бы Онегин вовремя понял, что ему не стоило изображать из себя неприступную крепость, то его судьба сложилась бы по-другому.

Проанализировав проблему, можно сделать вывод, что быть самолюбивым не всегда бывает полезно. Лучше всего ценить то малое, с чем ты можешь справиться без проблем, чем браться за что-то большое, что ты в конце концов не сможешь осилить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *