Принцип пропорциональности применяющийся для распределения косвенных затрат означает что
Расходы прямые и косвенные: разделяем без ошибок
Тем, кто пытается завысить свои расходы за счет манипуляций со списками прямых и косвенных расходов, как правило, это не удается или удается, но до поры до времени. Налоговая с особым вниманием относится к распределению расходов и легко выявляет нарушения. Поэтому лучше идти другим путем: стараться просто не допускать ошибок при разделении расходов на прямые и косвенные.
Зачем делить расходы на прямые и косвенные
При расчете налога на прибыль прямые и косвенные расходы уменьшают налоговую базу, но в разное время.
Поэтому делить расходы на прямые и косвенные нужно для того, чтобы не ошибиться с моментом признания затрат в составе расходов. То есть правильно определить налоговую базу и начислить налог.
Налоговую базу можно уменьшить на сумму прямых расходов только после реализации продукции, в расходах на производство которой они учтены. То есть их сумму за текущий месяц нужно распределить между незавершенным производством и изготовленной в течение месяца продукцией (выполненными работами, оказанными услугами).
Списать можно только ту часть прямых расходов, которая приходится на готовую, отгруженную и реализованную продукцию (ст. 318, 319 НК РФ).
Косвенные расходы списываются на уменьшение налоговой базы в том месяце, в котором они были понесены, то есть без привязки к реализации.
Поэтому иногда возникает искушение максимально расширить список косвенных расходов и сократить список прямых — чтобы платить меньше налога на прибыль. Однако лучше этого не делать, а стараться делить свои расходы на прямые и косвенные так, чтобы потом не пришлось платить больше.
Как безопасно разделять расходы на прямые и косвенные
Налоговики не придерутся, если в налоговом учете в качестве прямых расходов вы учитываете затраты, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в бухучете.
Список затрат, включаемых в себестоимость продукции в бухучете, может включать в себя только прямые затраты. То есть те расходы, которые непосредственно нужны для производства продукции. К ним относят затраты на сырье и материалы, зарплату производственного персонала, амортизацию производственного оборудования и т. д.
Только имейте в виду, что бухгалтерский перечень прямых расходов должен основываться на обычной, а не усеченной себестоимости готовой продукции. В основе формирования усеченной себестоимости лежит распределение затрат на переменные, которые зависят от объема выпускаемых изделий, и постоянные, которые не зависят от него. Получается, что к косвенным затратам относятся те, которые связаны с производством нескольких видов продукции, в том числе расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Такого подхода инспекция не пропустит (см., например письмо Минфина от 13 января 2014 г. № 03-03-06/1/218).
Прямые и косвенные расходы по НК
Однако не забывайте, что НК РФ для налогового учета тоже дает свои рекомендации.
Перечень рекомендуемых прямых расходов прямо установлен в пункте 1 статьи 318 НК РФ:
Расходы, которые напрямую с производством не связаны или согласно техническим регламентам в него не включены, относят к косвенным.
Например, зарплата управленческого персонала и страховые взносы на нее (см. письмо Минфина от 20 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/578). Это оплата труда директора, бухгалтерии, кадровой, экономической, финансовой службы.
Но косвенными удастся признать только такие расходы, которые невозможно отнести к прямым. Так, налоговики не примут в составе косвенных расходов затраты на:
Эти расходы связаны с производством, поэтому должны относиться к прямым.
Не забудьте закрепить списки прямых и косвенных расходов в учетной политике компании.
Амортизация
В любой организации имеются оргтехника, компьютеры, мебель, транспорт, предназначенные для управленческих нужд. В производстве продукции они не используются. Амортизацию по таким основным средствам можно смело признать косвенным расходом.
С помещениями не так — нередко и производственные, и непроизводственные располагаются в одном здании. Амортизацию делить нельзя. Поэтому относить ее к прямым или косвенным придется на основании расчетов, например, в зависимости от того, сколько процентов площади занято производственными помещениями, а сколько — непроизводственными.
Если производственные площади занимают меньше половины, то суммы амортизации по всему помещению можно признать косвенными расходами (см. определение ВАС от 16 августа 2012 г. № ВАС-9792/12).
Амортизационная премия
С амортизационной премией вообще ситуация особая.
Для амортизационной премии в налоговом учете действуют свои правила. В отличие от обычной амортизации, ее нужно учитывать как косвенный расход, включая также случаи, когда она применяется при модернизации, реконструкции, достройке (п. 3 ст. 272 НК РФ). Об этом говорится в письме Минфина от 20 августа 2014 г. № 03-03-06/1/41628.
Арендные платежи
При отнесении арендных платежей к прямым или косвенным расходам тоже нужно учитывать прямое назначение предмета аренды. Платежи за станки или компьютеры, которые используются в производстве, нужно отнести только к прямым расходам.
Плату за аренду помещения можно рассматривать с той же точки зрения. Если арендованные объекты задействованы непосредственно в производстве, то и арендные платежи нужно относить к прямым расходам.
Если в арендуемом здании располагаются и производственные, и непроизводственные помещения, то в учетной политике можно прописать способ определения расходов по их доле. Только нужно постоянно следить, чтобы пропорция была актуальной. Если налоговики обнаружат несоответствие, то будет пересчет налоговой базы и доначисление налога (см. Определение ВС РФ от 12 января 2015 г. № 305-КГ14-7150).
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.
Методы распределения затрат
Для определения эффективности работы БУ производят распределение затрат по центрам финансовой ответственности (ЦФО). Знать, сохраняют ли доходные центры рентабельность после распределения на них затрат вспомогательных служб, важно для оценки перспективности различных направлений деятельности. В целях решения указанной задачи в настоящей статье рассмотрены основные методы распределения затрат по ЦФО.
Выделение центров финансовой ответственности.
При распределении затрат все ЦФО классифицируются на основные подразделения (центры доходов) и вспомогательные подразделения (центры затрат). Не получающие самостоятельных доходов вспомогательные подразделения оказывают услуги основным подразделениям, тем самым увеличивая затраты доходных центров. В статье в качестве иллюстрации практического применения распределения затрат будут использоваться Методические рекомендации по распределению затрат медицинских организаций в условиях преимущественно одноканального финансирования через систему обязательного медицинского страхования и о предоставлении информации, утвержденные совместным Приказом министерства здравоохранения Свердловской области и ТФОМС Свердловской области от 29.03.2018 № 462-п, 115. В них регламентируются основные принципы, этапы, последовательность и методы распределения затрат медицинских организаций на обеспечение медицинской деятельности. В этих Методических рекомендациях подразделения разграничены следующим образом:
Профильные отделения стационара.
Отделения поликлиники, диагностического центра.
Отделение скорой медицинской помощи.
Общая врачебная практика.
Лечебно-диагностические (параклинические) отделения (лабораторные, лучевой и рентгенологической диагностики, функционально-инструментальной диагностики).
Отделение интенсивной терапии.
Отделение переливания крови
Этапы и последовательность распределения затрат.
Когда невозможно отнести расходы напрямую, стараются обнаружить причинно-следственные связи. Выбирают наиболее подходящий критерий (базу) и на его основе проводят разделение. База распределения – это количественная основа, которая наиболее точно увязывает затраты вспомогательных подразделений с затратами доходных центров. Недостаток данного метода распределения расходов заключается в том, что используется только один критерий, хотя затраты могут зависеть от нескольких. Например, для распределения клининговых услуг было бы логично учитывать не только количество коек, но и площадь помещения.
Если же невозможно отнести расходы прямо или исходить из логических связей, разделение производят условно. Чаще всего в этом случае в качестве базы фигурирует показатель «выручка» («размер субсидии»). Полученные в результате указанного разнесения данные не отличаются высокой точностью. Тем не менее, на такой шаг пользователи идут, поскольку базой распределения выступает легко проверяемый показатель. Так, Положением № 640, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 предусмотрено, что затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения, распределяются между основной и платной деятельности по критерию «доходы». Налицо использование условного подхода. Если бы применялся причинно-следственный подход, то в качестве базы фигурировала бы остаточная стоимость имущества.
Для достижения наиболее достоверной себестоимости лучше по возможности заменять условный подход причинно-следственным. В числе достоинств Методических рекомендаций – использование именно причинно-следственного подхода. Согласно Методическим рекомендациям распределение затрат вспомогательных подразделений между доходными центрами производится пропорционально объемам работ (услуг) (исследований, анализов, процедур, условных единиц труда (УЕТ), количеству койко-дней, числу хирургических операций, числу переведенных больных и т. п.), выполняемых ими для конкретных подразделений доходных центров. При условии, что заработная плата доходных центров занимает значительный удельный вес в затратах, в качестве базы распределения целесообразно использовать ее. Если же подходящий показатель не найден, то за базу распределения можно принять долю выручки от оказания услуг (долю субсидии).
При распределении затрат вспомогательных служб используется один из следующих методов:
В Методических рекомендациях применяется метод прямого распределения.
Метод прямого распределения.
Если вспомогательные подразделения не оказывают друг другу услуги, то можно воспользоваться методом прямого распределения. В этом случае затраты вспомогательного подразделения относятся на основные подразделения пропорционально выбранной базе распределения (например, доходам). Данный метод распределения затрат по праву считается самым простым: расходы по каждому вспомогательному подразделению относятся на основные подразделения напрямую, минуя прочие обслуживающие подразделения.
Пример 1
Вспомогательные подразделения – приемный покой и отделение переливания крови, основные подразделения – скорая помощь и стационар. Доля доходов скорой помощи – 30%, стационара – 70% (столбец 3 таблицы 1). База распределения – доходы.
На основе данных из столбца 2 таблицы 1 распределим затраты вспомогательных подразделений на основные.
Тема 3. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости
Цель
Цель изучения темы – формирование у студентов представления о теоретических основах калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и его методах.
Основные задачи:
Оглавление
3.1. Себестоимость продукции, ее состав и виды
Одной из основных задач управленческого учета является определение себестоимости производства единицы продукции (работ, услуг). Это обусловлено тем, что финансовый учет позволяет получить информацию об общей величине затрат (себестоимости) всей произведенной и реализованной продукции, величине финансового результата ее продажи, рентабельности производства в целом. Однако этой информации недостаточно для принятия управленческих решений о цене продажи конкретных видов продукции, номенклатуре производимой продукции, плановом объеме ее производства.
В основе принятия таких решений должна лежать информация о себестоимости единицы продукции, исчисление которой производится в управленческом учете.
В настоящее время определение понятия себестоимости нормативно не закреплено. Однако, согласно общепринятому определению, себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.
До 2002 г. определение себестоимости, перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли определялись в соответствии с Постановлением Правительства № 552 от 5 августа 1992 г.
При исчислении себестоимости рассматривают различные ее виды:
В зависимости от учитываемых в составе себестоимости статей затрат (см. 2.2) различают следующие ее виды:
Цеховая себестоимость включает в себя прямые и косвенные затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и управлением производством на уровне производственных подразделений (цехов).
Производственную себестоимость получают, прибавляя к цеховой себестоимости косвенные затраты по управлению и организации производства на предприятии в целом, т. е. производственная себестоимость равна сумме всех производственных затрат, осуществленных организацией при изготовлении продукции (работ, услуг).
Полная себестоимость реализованной продукции включает не только затраты, непосредственно связанные с производством, но и коммерческие расходы (расходы на продажу).
В зависимости от времени расчета различают себестоимость плановую, нормативную и отчетную (фактическую).
Определение плановой себестоимости производят до начала процесса производства на основе плановых норм расхода прямых материальных и трудовых затрат, а также косвенных управленческих расходов и расходов на продажу.
Фактическую себестоимость определяют после завершения процесса изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг по данным о фактически произведенных затратах.
Каждый из видов производственной себестоимости (плановая, нормативная, фактическая) в зависимости от принятой в организации системы учета затрат и формирования себестоимости может быть исчислен как полная или неполная (сокращенная, частичная) себестоимость.
Формирование полной производственной себестоимости (плановой, нормативной, фактической) основано на включении в нее всех как переменных, так и постоянных производственных затрат.
Формирование неполной себестоимости (плановой, нормативной, фактической) основано на включении в нее только переменных прямых и косвенных затрат. Постоянные косвенные затраты в неполную себестоимость не включаются.
Таким образом, по полноте включения производственных затрат в себестоимость различают полную и неполную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), которые соответствуют двум системам (концепциям) учета затрат и формирования себестоимости.
При использовании концепции полной производственной себестоимости финансовый результат определяют, вычитая из суммы, полученной за период выручки, величину полной производственной себестоимости и коммерческих расходов.
При использовании концепции неполной производственной себестоимости финансовый результат исчисляют в два этапа. Сначала определяют разницу между выручкой от реализации и неполной себестоимостью, т. е. маржинальную прибыль. Затем из маржинальной прибыли вычитают постоянные косвенные затраты и коммерческие расходы и получают прибыль от продаж.
В настоящее время, согласно нормативным документам по бухгалтерскому учету в РФ, учет затрат и формирование себестоимости могут быть организованы на предприятии в соответствии с одной из рассмотренных систем. Традиционной для отечественной практики является система формирования полной производственной себестоимости на основе учета всех переменных и постоянных, прямых и косвенных затрат. Использование концепции неполной себестоимости стало возможным впервые для малых предприятий начиная с 1992 г., когда был введен в действие утвержденный в ноябре 1991 г. План счетов бухгалтерского учета. Затем рядом нормативных документов это право было предоставлено всем предприятиям. В настоящее время возможность формирования как полной, так и сокращенной себестоимости отражена в том числе и в формах бухгалтерской финансовой отчетности, а именно в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Система формирования сокращенной себестоимости аналогична используемой в зарубежной практике системе «директ-костинг», предполагающей включение в себестоимость только переменных затрат.
Обратим внимание на порядок учета фактических производственных затрат на счетах при формировании полной и сокращенной производственной себестоимости.
3.2. Система «директ-костинг»
Традиционным для российского учета является вариант, при котором учет затрат направлен на получение данных о полной себестоимости продукции. При этом варианте в себестоимость продукции включаются все расходы предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные производственные и периодические. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, в течение месяца накапливаются на собирательно-распределительных счетах, а затем переносятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Однако при таком варианте не учитывается одно важное обстоятельство – себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажи, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска, себестоимость растет. В этих условиях становится необходимым и целесообразным применение системы «директ-костинг». Организация учета по системе «директ-костинг» является требованием сегодняшнего дня, т. к. ее применение способствует повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля аналитики и достоверности исчисляемых показателей, более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции. Кроме того, система «директ-костинг» является средством достижения конечной цели предприятия – получения чистой прибыли.
При описании системы «директ-костинг» в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин «учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости». Наиболее приемлемым названием этой системы в России является термин «маржинальный метод бухгалтерского учета». Это связано с тем, что основным показателем при системе «директ-костинг» служит маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т. д. В этих условиях термин «маржинальный метод» для отечественных специалистов, становится более понятным и значимым, чем «директ-костинг». Кроме того, за рубежом для характеристики данной системы основной акцент также делается именно на маржинальную направленность. В отечественную учетную теорию сам термин «директ-костинг» проник сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность. На первых этапах практического применения системы «директ-костинг» в себестоимость включались лишь прямые расходы, а все виды косвенных расходов списывались непосредственно на финансовые результаты. Об этом говорит и название системы – «direct costing system» (система учета прямых затрат). Позднее «директ-костинг» трансформировалась в такую учетную систему, когда себестоимость рассчитывается не только в части прямых переменных расходов, но и в части переменных косвенных затрат. Отсюда следует некоторая условность в названии. Современный «директ-костинг» подразделяется на два варианта:
Обобщенно сущность системы «директ-костинг» состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства, причем себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия. Определение финансового результата в системе «директ-костинг» ведут в несколько этапов. Если переменные затраты разделить на производственные и непроизводственные, то расчет будет состоять из трех этапов. На первом этапе рассчитывается производственный маржинальный доход в виде разницы между выручкой от реализации продукции и переменными производственными затратами. На втором этапе определяется совокупный маржинальный доход в целом по предприятию как разность между производственным маржинальным доходом и внепроизводственными переменными затратами. На третьем этапе исчисляют доход путем сопоставления совокупного маржинального дохода и суммы постоянных затрат. Далее число этапов расчета можно увеличить делением постоянных затрат на условно-постоянные и условно-переменные. В некоторых случаях этапы расчета могут предусматривать и другие признаки группировки затрат или доходов. Например, группировка постоянных затрат, имеющих прямое отношение к конкретным изделиям или группам изделий; подразделение постоянных затрат по территориям, сегментам сбыта или каналам распределения. В основе многоступенчатости составления отчета о доходах лежит отчет о маржинальном доходе. Примерный отчет о доходах и расходах при системе «директ-костинг» представлен в табл. 3.1.
Схема определения финансового результата по системе «директ-костинг»
Прямые и косвенные расходы: вечная проблема бухгалтера
В очередной раз прочитал на форуме очередной плач Ярославны: «Как не показать убытки в декларации по налогу на прибыль?». И поневоле пришел к выводу, что главный принцип большевиков: сначала создать себе трудности, а потом их героически преодолеть, до сих пор не забыт советским российским бухгалтером и успешно им применяется.
Ведь, пусть не половина, а треть организаций получают убытки для целей налогообложения прибыли из-за того, что косвенные расходы списывают ежемесячно, а реализация продукции (работ, услуг) происходит, зачастую, не каждый месяц, а то и не каждый квартал.
Хотя уже почти полтора десятка лет (с 2005 года) перечень прямых расходов, которые включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) открытый, и организация его определяет самостоятельно (п. 1 ст. 318 НК РФ).
И остальные расходы, которые организация сама для себя не признала прямыми, будут считаться косвенными.
Подозреваю (хотя могу и ошибаться), что до сих пор многие коллеги находятся в плену убеждения, что термины «прямые и косвенные расходы» имеют одно и то же толкование, что в регистрах бухгалтерского учета, что и для целей налогообложения прибыли.
Напомним, что в бухгалтерском учете (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94) под прямыми расходами понимаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), и включаемые в себестоимость единицы учета производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) на основании первичных учетных документов.
Если в этом первичном документе указаны только натуральные показатели (штуки, килограммы, метры и пр.), бухгалтеру дополнительно требуется еще и расценить данные ему показатели в денежном выражении — одеть штуки в рубли.
Косвенные затраты (расходы), которые организация несет в связи с одновременным производством нескольких видов продукции (работ, услуг), включаются в себестоимость каждого из них каким-либо расчетным путем, согласно выбранным организациям экономически обоснованных методов.
Данную точку зрения поддерживает, в частности и Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М. ИНФРА-М., 2011), согласно которому косвенные расходы — это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции, включаемые в их себестоимость не прямо, а косвенно, с помощью специальных расчетов, в соответствии с экономически обоснованными коэффициентами.
В Методических рекомендациях по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденных приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 так же сказано, что косвенные производственные затраты — это совокупность затрат, связанных с производством, которые нельзя (или экономически нецелесообразно) учесть и прямо отнести на конкретные виды продукции. Поэтому они учитываются на отдельных счетах и распределяются по видам продукции расчетным путем.
Таким образом, однозначного определения прямых и косвенных затрат (расходов) для всех организаций, вне зависимости от вида их деятельности, дать довольно затруднительно. Какие-то затраты, у одной организации можно признать прямыми, а у другой их уже следует считать однозначно косвенными.
Выбранный организацией вариант списания управленческих и коммерческих расходов должен быть закреплен в ее учетной политике.
И еще раз хотелось бы обратить внимание, что списывать ежемесячно организация может не все косвенные расходы, а только управленческие и коммерческие.
Но те же самые термины имеют абсолютно другой смысл.
Прямые расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ) включаются в себестоимость товаров (продукции, работ, услуг) и уменьшают налогооблагаемую прибыль по мере их реализации.
Косвенные — ежемесячно, вне зависимости от факта реализации, списываются на уменьшение налогооблагаемой прибыли (тот же п. 2 ст. 318 НК РФ).
Распределение расходов на прямые и косвенные организация производит самостоятельно, закрепив его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Таким образом, для целей налогообложения прибыли термины прямые и косвенные расходы означают момент отнесения их на уменьшение прибыли — при реализации (прямые) или ежемесячно (косвенные). Тогда как в регистрах бухгалтерского учета — метод включения в себестоимость, прямым путем или косвенным (расчетным).
А вот при выборе метода списания части косвенных расходов, то есть управленческих и коммерческих, необходимо подойти с большой аккуратностью.
На первый взгляд, ежемесячное списание управленческих расходов на уменьшение финансового результата более удобно и выгодно для организации.
Однако для большинства в нынешней очень непростой экономической ситуации стабильный рынок сбыта — мечта, далеко не всегда сбывающаяся.
Производимая продукция, особенно если срок ее производства не два-три дня, а поболее, еще неизвестно, когда будет продана, но все управленческие затраты списываются ежемесячно. Убытки, которые, вероятнее всего, возникнут в этом случае, могут привести, в частности, и к уменьшению чистых активов. Этого можно избежать, если выбрать вариант, при котором управленческие расходы включаются в себестоимость продукции. И в этом случае сумма убытков будет меньше.
То же самое касается и как выполнения работ, так и оказания услуг.
Для целей налогообложения прибыли перечень прямых расходов организация определяет самостоятельно. При этом следует обратить внимание, что некоторые из расходов, которые в регистрах бухгалтерского учета могут быть признаны косвенными (отчисления во внебюджетные фонды на зарплату основного производственного персонала, в частности), для целей налогообложения прибыли должны быть признаны прямыми (п. 1 ст. 318 НК РФ).
Перечень прямых расходов, равно как и косвенных открытый. При этом некоторые организации стремятся «запихнуть» в косвенные расходы максимум затрат, дабы экономить на уплате налога на прибыль.
Как Минфин России, так и налоговики постоянно указывают (письма Минфина России от 06.12.2018 № 03-03-06/1/88527, от 29.08.2019 № 03-03-06/1/66440, письма ФНС России от 24.02.11 № КЕ-4-3/2952@, от 12.07.2019 № КЧ-4-7/13613), что, действительно, перечень прямых и косвенных расходов организация определяет самостоятельно. Однако перечень косвенных расходов должен быть обоснован. Обоснованность эта должна заключаться в том, что косвенными не могут быть затраты, которые связаны с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). То есть алгоритм распределения затрат на прямые и косвенные расходы должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом. Признать затраты, связанные с производством продукции (работ, услуг), косвенными расходами можно только при отсутствии реальной возможности отнести их к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей.
Чиновники протестуют против признания максимума затрат косвенными расходами. Обратная ситуация, при которой затраты признаются прямыми расходами, такого протеста у них не вызывает.
Это во-первых.
Во-вторых, дабы не плодить еще больших разниц между бухгалтерским и налоговым учетом (их и без того более, чем достаточно), оптимально, по нашему мнению, признать прямыми расходами для целей налогообложения прибыли те затраты, которые в регистрах бухгалтерского учета включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг). И хоть они в регистрах бухгалтерского учета и будут косвенными (распределяться согласно каким-то расчетам), для целей налогообложения прибыли их следует признать прямыми, и точно по такому же алгоритму включать в себестоимость.
В-третьих, в современных нестабильных экономических условиях перечень косвенных расходов для целей налогообложения прибыли оптимально, по мнению автора, свести к минимуму. Ведь, как уже говорилось выше, твердой уверенности в регулярном получении доходов (реализации) у большинства компаний не наблюдается. И при «раздутых» косвенных расходах чаще всего организация будет нести убытки, которых можно было бы избежать, признав максимум их (а то и все) прямыми. А так получается, что организация вначале озабочена тем, чтобы доказать налоговикам, что максимум затрат нельзя отнести к прямым расходам с применением экономически обоснованных показателей. Затем бухгалтерия и руководство начинают ломать головы, как и куда спрятать убытки, так как такую декларацию инспекция (пусть и неофициально) отказывается принимать.
Этих проблем можно достаточно легко избежать, признав большинство управленческих расходов (и а то и все) в налоговом учете прямыми.
И тогда плач Ярославны: — Куда спрятать расходы на содержание аппарата организации при отсутствии реализации? Будут звучать гораздо реже.
Редакция «Клерка» получила информацию от источников в ФНС о том, что в 2022 году налоговики начнут массово снимать расходы компаний.
Чтобы подготовить вас к непростому 2022 году, «Клерк» оперативно разработал уникальный курс по защите при налоговых проверках. Записаться и получить подарок тут.