Принцип консультативного альянса предполагает что
Принцип консультативного альянса предполагает что
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия.
Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимости от характера конкретных психологических проблем.
1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем.
2. Консультативный альянс — высокий уровень открытости и доверия.
3. Проблемная диагностика — это процесс выявления характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы.
4. Условие эффективности: а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает; б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента; в) ориентация на установки клиента; г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоятельному решению» (Р. Мэй); д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов; е) формирование доверительных отношений всеми возможными способами; ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече; формулирование нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации;
Принципы консультационного взаимодействия
Исходя из этой логики, можно выделить ряд принципов взаимодействия консультанта и клиента. На некоторые из них указывает E.Benz, который отмечает, что «в идеале консультирование связано с рядом условий.
Во-первых, консультирование носит принципиально добровольный характер, который распространяется как на консультанта, так и на консультируемого.
Во-вторых, оба субъекта взаимодействия являются независимыми. Поэтому ситуация консультирования должна быть свободна от давления извне… Клиент сам определяет предмет консультирования, исходя из собственных потребностей, и обладает свободой выбора альтернативных решений» (10, 21). Как отмечает автор, этим консультирование отличается от манипуляции, управления, обучения.
С этими положениями перекликаются характеристики процесса консультирования, сформулированные Р.Кочюносом:
1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3. Консультирование способствует развитию личности.
4. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом (5, 8).
В этом же ключе C.Rogers выделил три основных принципа консультирования:
· каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
· каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
· каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Остановимся на принципах консультационного взаимодействия более подробно.
Принцип добровольности предполагает, что клиент сам решает вопрос о необходимости обращения к консультанту, выбирает специалиста, форму и продолжительность консультирования, а также определяет, в какой мере полученные им рекомендации могут быть использованы в реальных ситуациях профессиональной деятельности.
Принцип равноправия сторон предполагает равную ответственность клиента и консультанта за успех консультационного процесса. Последний не должен брать на себя всю ответственность за результаты консультирования, так как основная задача, которую решает консультант, «состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию». В связи с этим клиенту отводится равноценная роль в консультировании наряду с консультантом. Как указывает В.И.Алешникова, «сведение участия хотя бы одной из сторон к нулю означает прекращение процесса консультирования» (1, 114). Консультант призван создать условия, стимулирующие клиента к принятию самостоятельных решений, в то время как клиент должен быть способен эффективно взаимодействовать с консультантом в процессе и после осуществления консультационного проекта.
Консультирование призвано актуализировать творческий потенциал личности клиента, побудить его к самоанализу, к принятию ответственности за решение профессиональной проблемы с помощью советов и подсказок.
Принцип вариативности предполагает, что консультирование носит ситуативно меняющийся характер, существенно ограничивающий возможность выделения универсальных способов решения проблем клиента, пригодных для всех ситуаций. Педагогические ситуации являются чрезвычайно разнообразными и динамичными. Действительность образования представляет собой живую ткань, которая не вписывается в жесткие рамки и не позволяет предлагать клиенту стандартные рецепты профессионального поведения. Практика консультирования не может быть сведена к разработке готовых рецептов, а побуждает специалистов к самостоятельному анализу и постоянной рефлексивной деятельности, ибо не может быть одинаковых клиентов, одинаковых проблем и ситуаций консультирования, а значит, и одинаковых консультационных услуг.
Консультационная услуга имеет не только инструментальные, но и процессуальные характеристики. Последнее обусловлено меняющейся ситуацией взаимодействия консультанта и клиента, которая во многом обусловлена профессионально-личностными особенностями субъектов процесса консультирования, их опытом, отношением к решаемой проблеме, статусом в профессиональной среде.
Принцип профессиональной этики рассматривает в качестве условия эффективного консультирования соблюдение этических норм, исключающих манипулирование клиентом, саморекламу консультанта, навязывание консультируемому субъективных профессиональных позиций и оценок.
Принцип независимости консультанта исходит из того, что в процессе консультирования педагог-консультант должен абстрагироваться от других социальных ролей, которые он выполняет (классного руководителя, воспитателя, администратора и т.д.). Например, анализируя конфликтную ситуацию между учителем и учеником, консультант, являющийся директором школы, рекомендует учителю на определенное время ограничить общение с ребенком, используя педагогический прием «мнимое безразличие». Такая рекомендация находится в определенном противоречии с ролевой позицией директора, который как администратор заинтересован в постоянном общении (как формальном, так и неформальном) педагогов и учащихся.
Рассматриваемый принцип исключает возможность консультирования по поручению, ибо такой процесс игнорирует субъектную позицию участников консультационного взаимодействия, а по своему характеру напоминает коалиционное манипулирование, о котором речь пойдет ниже.
Принцип конфиденциальности провозглашает недопустимость разглашения доверительной информации, полученной консультантом в процессе взаимодействия с клиентом.
Принцип кооперации предполагает, что консультант при столкновении со сложной и многоаспектной проблемой консультируемого должен адекватно оценивать границы собственной компетентности и в случае необходимости использовать возможности более опытного консультанта-супервизора или консультационного консилиума, в котором может быть представлены специалисты различных профилей (педагоги, врачи, юристы, психологи и т.д.).
Построение консультативного альянса
Консультативный альянс — это специфическая форма конструктивного общения в психологическом пространстве «консультант—клиент», организуемая для эффективной работы с проблемами клиента. Первые упоминания о необходимости строить такой союз встречаются в работах 3. Фрейда. Сегодня понятие консультативного альянса используется в двух смыслах. В первом случае оно рассматривается как широкое дескриптивное понятие, включающее в себя разнообразные приемы и факторы, направленные не только на организацию конструктивного и эмоционального контакта с клиентом, но также и на то, чтобы клиент, проникнувшись атмосферой доброжелательного доверия, в дальнейшем не остановился в решении своей проблемы, не оставил стараний по ее преодолению, не избегал трудностей и не «скатывался в бо лезнь» под воздействием неудач, а, наоборот, прилагал значитель ные личностные усилия в достижении поставленных целей. Bi втором случае консультативный альянс рассматривается как бо лее узкое понятие, связанное с осознанием клиентом своего со стояния и с его сознательным и бессознательным стремление предпринять необходимые меры для его облегчения в эмоцио нально-когнитивном взаимодействии с консультантом.
Условия построения консультативного альянса.
На всем протяжении консультации клиент и психолог находятся в своеобразном телесном контакте и этим влияют друг на друга («эффект заражения»). Чтобы помочь клиенту расслабиться, консультант должен продемонстрировать ему открытую, ненапряженную позу и минимум жестикуляции. Не стоит также нарушать личностного пространства клиента, придвигаясь к нему слишком близко или чаще, чем нужно, дотрагиваясь до него, пристально вглядываясь в его лицо. Такие действия излишне инти-мизируют контакт и создают у клиента ощущение давления, вторжения в его «privacy» (приватное пространство, личную жизнь).
Построению взаимоотношений способствуют контакт глаз (консультанту небесполезно время от времени взглядывать на клиента, встречаться с ним глазами), поддержание на лице выражения доброжелательного внимания и понимания (выражение лица стоит поначалу специально контролировать, чтобы научиться «чувствовать» его), спокойные реакции на малейшие нюансы рассказывания (вербальные и невербальные), особенно если консультант чувствует, что клиент ожидает этих реакций.
Независимо от ситуации голос консультанта должен быть спокойным, интонации ровными. Они не должны выдавать его смятения, неуверенности, напряжения, отрицательных эмоций, даже если они и появились. Громкость голоса и чеканность интонаций обычно увеличивают межличностную дистанцию, поэтому консультанту рекомендуется говорить разборчиво и неторопливо, используя чуть приглушенные интонации. Поддерживая нейтральный тон собственного голоса, консультант обязан обращать внимание на интонации клиента, изменение темпа и громкости речи, отчетливости произношения. Так, внезапное снижение громкости, шепот, «проглатывание» окончаний слов, неотчетливое завершение фразы могут свидетельствовать о сильном волнении, переживаемом клиентом, о высокой значимости произносимого. Если контакт установлен, то клиент начинает говорить в одном интонационно-голосовом диапазоне с консультантом.
Все вместе эти приемы работают на то, чтобы клиент поверил, что в том, что и как он рассказывает, нет ничего предосудительного или из ряда вон выходящего и с его обстоятельствами можно справиться.
Если консультант владеет собой и не погружен в собственные ощущения, то он больше сосредоточен на содержании разговора, и ему легче наблюдать и отслеживать изменения в невербальных реакциях клиента, свидетельствующие об изменении его эмоционального состояния. Так, замедленное реагирование клиента на слова и вопросы консультанта может означать то, что он обдумывает сказанное, что оно для него важно. Время, которое клиент уделяет определенным темам, — также значимый признак: например, болезненные темы могут «пробегаться» быстрее, клиент как бы «уводит» консультанта от них, или же имеет место «зацикливание» на определенных вопросах. Наблюдательность и внимательное слушание помогают консультанту догадываться о приоритетных темах клиента — именно к ним он неоднократно возвращается, именно в их отношении он спонтанно строит более развернутые, детальные, эмоционально насыщенные тексты.
Поглядывая на клиента, консультант должен обращать внимание на его ответные реакции. Например, упорное смотрение вниз или по сторонам, отвод глаз, частота ответных взглядываний, прищур, пристальное рассматривание консультанта, возбужденное сверкание глаз, «глаза, полные слез», косвенно помогают разобраться в отношении клиента к обсуждаемой проблеме, процедуре консультирования, выстроить ряд предположений о его индивидуальных особенностях и привычных коммуникативных паттернах.
Соматические реакции (покраснение, бледность, потливость, «гусиная кожа», сухость в горле, периодическое почесывание или потирание разных частей лица и т.д.) также могут интерпретироваться как показатели эмоционального состояния клиента. Ана лиз семантики поз, движений рук и ног клиента могут говорить о нервозности (покусывание губ, переплетение пальцев, обхватывание себя руками, закрывание лица или горла ладонями и пр.), неуверенности (например, много мелких суетливых движений тела — клиент постоянно двигается, елозит в кресле, перекладывает с места на место руки, переставляет ноги, притоптывает или постукивает ими, поворачивает голову, «ломает» пальцы, отбрасывает «мешающие» пряди волос), самозащите (обхватывает себя руками, сдвигает колени) или самоободрении (обхватывает одной рукой другую) и т.д. Беспокойство часто проявляется в том, что он дотрагивается до своего лица, почесывается, прикусывает губы, барабанит пальцами, хрустит суставами пальцев, крутит пуговицы, грызет дужки очков, скручивает в жгут платок и пр.
Выражение лица — один из отчетливых показателей переживаемых эмоциональных состояний: несложно понять, что означают лицо-маска, сдвинутые брови, сжатая линия губ и т.д.
Рассказывание клиенты часто сопровождают различными жестами и мимикой, свидетельствующими о стремлении привлечь внимание консультанта к определенным моментам повествования (поднятый вверх палец, разведение рук, пожимание плечами) и об их отношении к содержанию и персонажам текста. Иногда клиенты дотрагиваются до консультанта, что может быть как выражением симпатии, так и внутренней характеристикой общих коммуникативных моделей клиента (в основе которых могут лежать экстраверсия, эмпатия и т.д.).
Владение паузой — также один из профессиональных навыков консультанта. Пауза делегирует инициативу в разговоре клиенту, стимулирует монолог, создает ощущение продуманности реплик консультанта, поэтому психологам не рекомендуется торопиться задавать вопросы или формулировать комментарии, едва клиент остановился в разговоре. Неплохой тактикой может стать выдерживание небольшой паузы после каждого высказывания клиента, с тем чтобы он мог что-то добавить, уточнить или продолжить рассказывать дальше. Но и слишком затягивать паузы не нужно, чтобы не создать у клиента ощущение ожидания или впечатление, что консультант невнимателен.
На вербальную активность психолога консультирование накладывает ряд ограничений.
Во-первых, стоит помнить, что по большей части говорить должен клиент, а реплики, замечания, интерпретации и интервенции консультанта должны быть по возможности компактными, краткими и редкими. Такое требование обусловлено: 1) краткостью консультативной сессии и необходимостью в ограниченный объем времени побольше узнать о клиенте; 2) терапевтическим эффектом от выговаривания при активном слушании консультанта; 3) активизацией процессов самопознания и самопонимания в рассказывании о себе (клиент погружается в реалии собственного внутреннего мира, взаимодействует с «Я для самого себя»); 4) особым вниманием, пристрастностью клиента к высказываниям психолога: для консультанта всегда есть риск сказать что-то лишнее или быть неправильно понятым даже в случае нейтральных высказываний.
Во-вторых, речь психолога должна быть по возможности приближена к естественной речи клиента. Стоит исключать слова и выражения, которые могут быть не поняты или истолкованы неправильно, и тем более — специальные психологические термины.
В-третьих, психологам рекомендуется подмечать характерные слова и формы построения высказываний клиента и использовать их в собственной речи, придерживаться словарного запаса клиента.
В-четвертых, консультанту не стоит излишне заботиться о красоте собственной речи, выражаясь витиевато, метафорично, с использованием многочисленных сложноподчиненных и сложносочиненных предложений, полных причастных и деепричастных оборотов. Есть риск, что клиент, озабоченный своей проблемой и своими переживаниями, просто не дослушает фразу до конца и не уяснит, что же ему хочет сказать психолог. Лучше высказываться просто, кратко, точно и содержательно. Но сказанное не означает, что нужно специально «рубить» свою речь для клиента, говорить упрощенно, объяснять «на пальцах» или спрашивать клиента, все ли ему понятно.
В-пятых, организуя диалог, нужно использовать законы дискурса: избегать длительных объяснений в отношении обоснованности задаваемых вопросов и высказываний (если контакт есть, многое и так воспринимается с полуслова); опускать слова, которые так или иначе понятны обоим собеседникам из предыдущего контекста (т.е. использовать сокращенные грамматические конструкции типа: «А он знал. », «И что же. », «Так ведь как раз тогда. »); не добиваться от клиента документальной точности даже при ответах на прямые вопросы, оперируя проективными формами, например: «Вы встретились. и что?», «По-вашему, он этого не знает. а почему?», «Вы так решили. а дальше. »).
В-шестых, на консультации нужно говорить о действительно важных для клиента вещах, не сбиваясь на общие темы и рассуждения «по поводу». В том, что рассказывает клиент, условно выделяются два плана: 1) оправдания, объяснения, логически выстроенная и словесно «обкатанная» версия рассказа (обычно этот план содержит элементы социальной желательности, стремление «сохранить лицо», «подать» себя с выгодной стороны); 2) эмоции, чувства, переживания, связанные с описываемой ситуацией и отношениями клиента, с его представлениями о себе. Эмоциональный план обычно оказывается более значимым и информативным для анализа: рационализации и объяснения своих поступков могут быть разными, но пережитые при этом чувства остаются живой непосредственной реальностью клиента независимо от того, понял ли, объяснил ли он их для себя и для других.
Дата добавления: 2015-10-13 ; просмотров: 1001 | Нарушение авторских прав
Структура консультативного процесса
В современных теориях психологической помощи представлено большое количество достаточно разнообразных моделей построения консультативного процесса (К. Роджерс, Р. Мэй, А. Блазер, Р. Кочюнас, В.Ю. Меновщиков, А.И. Луньков, В.К. Лосева, Г.С. Абрамова и др.). Одной из наиболее эвристичных моделей является модель структуры процесса проблемно-ориентированного консультирования, предложенная швейцарским психологом А. Блазером.
I. Установление консультативного альянса
II. Субъективное изложение жалобы
III. Анализ проблемы клиента
IV. Формулировка проблемы
V. Проработка проблемы
VI. Завершение консультативного процесса
Рис. 1. Шестишаговая модель консультативного процесса А. Блазера
Данная модель, которая охватывает шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные особенности психологического консультирования и может быть использована психологами, придерживающимися различных теоретических ориентаций.
I этап – установление консультативного альянса (рапорта). Качество консультативного альянса, во многом определяющее успех всего процесса консультирования зависит от двух основных факторов: обстановки, в которой проходит взаимодействие психолога и клиента (терапевтического климата) и навыков ведения беседы (вербальных и невербальных), которыми обладает консультант.
Доверительное отношение клиента к консультанту и самому процессу консультирования в значительной степени зависит от грамотного структурирования консультативного пространства. Консультативные сессии должны проходить в правильно оборудованном кабинете, который должен быть не очень большим, желательно, звуконепроницаемым, хорошо вентилируемым и освещенным, содержать минимум мебели. Важный вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, это расположение консультанта и клиента. Наиболее комфортным обычно считается расположение друг против друга, возможно под небольшим углом, на дистанции, достаточной для сохранения каждым участником процесса его личного пространства. Слишком близкая дистанция может повысить тревожность клиента, усилить его скрытность, что не позволит клиенту перейти к волнующей его проблеме.
На первом этапе консультативного процесса и именно на первой встрече с клиентом необходимо проинформировать клиента о продолжительности каждой сессии. При это нужно имеет в виду, что первая встреча должна длиться столько же, сколько и последующие. Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится 50 минут. Этих временных рамок стоит придерживаться достаточно строго, так как они структурируют поведение клиента, мотивируют его на продуктивную работу, а, кроме того, предохраняют и клиента, и консультанта от трансферентных реакций. Продолжительность каждой сессии консультант определяет в начале первой встречи, так как клиент должен четко знать, каким временем он располагает для обсуждения проблем, приведших его на консультирование.
В начале консультирования следует ориентировочно определить общее количество консультативных сессий, а также частоту встреч. Традиционным в консультировании являются встречи один раз в неделю.
Укреплению консультативного альянса способствует вербальное и невербальное присоединение консультанта к клиенту. Среди невербальных приемов выделяют поддержку глазного контакта, присоединение к позе клиента («отзеркаливание») с постепенным переходом от закрытой к более открытой позе, легкий наклон тела в сторону клиента (время от времени). Вербальное присоединение предполагает целенаправленное приближение разговорной речи консультанта к языку клиента.
На первом этапе консультирования необходимо использовать специализированные вербальные и невербальные приемы поддержания консультативного контакта.
Эффективной стратегией работы психолога на II и III этапах консультативного процесса является задавание вопросов. Они помогают получить необходимый для формулирования гипотез материал, побуждают клиента к самораскрытию и самоанализу и структурируют процесс консультативной беседы. Вопросы должны тщательно составляться консультантом таким образом, чтобы помочь клиенту посмотреть на его ситуацию более объективно, не прибегая к защите. На втором и, особенно, на третьем этапах консультирования психолог использует различные приемы отражения содержания речи клиента и отражения чувств клиента. Среди них выделяют повтор, поддержку (ободрение), парафраз, резюмирование.
IV этап – формулировка проблемы. Формулировка (определение) проблемы содержит ее гипотетическое объяснение и одновременно предполагает определение конкретной стратегии дальнейшей консультативной работы. Исходный материал для формулировки проблемы дает ее предшествовавший анализ. Оптимальным считается такой случай, когда удается подвести пациента к самостоятельной формулировке проблемы, а консультант лишь вносит в нее поправки с учетом требований консультативного процесса. Итоговая формулировка проблемы должна быть дана клиентом от первого лица, включать различные аспекты проблемы и конкретные пожелания к результату последующего консультативного взаимодействия (приложение 3).
V этап – проработка проблемы. При проработке проблемы используются специализированные методы и техники, разработанные в рамках различных теоретических направлений в психологии (психоаналитическое, экзистенциально-гуманистическое, гештальттерапевтическое, когнитивное, бихевиоральное и другие). Комментарии по использованию некоторых технических процедур даны во второй части пособия. Важным аспектом V этапа является перенос клиентом тех изменений, которых удалось добиться в ходе проработки проблемы, в реальную жизнь, за рамки консультирования.
VI этап – завершение консультативного процесса. Завершение консультативной работы должно проводиться последовательно и постепенно. Разговор о предстоящем процессе расставания консультанта и клиента нельзя откладывать на заключительную сессию. Завершение консультирования обычно становится главной темой двух-трех последних сессий, при этом предварительно необходимо обговорить ориентировочное время завершения работы еще на начальных этапах консультативного взаимодействия. VI этап предполагает подведение итогов всей консультативной работы, резюмирование достигнутых результатов: положительных изменений в жизни и внутреннем мироощущении клиента, а также пока не решенных им проблем и трудностей.