Принтер печатает темные фотографии в чем проблема
Почему принтер распечатывает изображения темнее чем на мониторе
Современные модели принтеров хоть и обладают отличной надежностью и гарантиями, предоставляемыми производителями, но рано или поздно их владельцам приходится решать всевозможные проблемы. Одной из них является следующая: принтер печатает темные фотографии. Конечно, данная задача не является широко распространенной, но некоторые пользователи оргтехники ломают головы над ее решением.
Итак, если принтер печатает темнее чем на мониторе, то для начала в настройках драйвера устройства в разделе «Цветокоррекция» попробуйте немного убавить контраст. Если это не поможет, то возможной причиной появления подобного дефекта печати может являться необходимость линеаризации. Под данным процессом подразумевается выполнение специальной настройки оргтехники, отвечающей за подачу краски в определенном количестве. Благодаря линеаризации своего принтера проработка деталей в тенях станет лучше. Кроме того, после произведенной настройки вы получите и некоторые другие преимущества, которые заключаются в равномерной градиентной заливке, общем осветлении распечатываемых картинок и более точном профиле, который базируется на построении, состоящим из двух этапов. Также линеаризация поможет избавиться от т.н. перелива чернил во время печати на таких устройствах, как широкоформатные плоттеры.
Если темные фотографии по-прежнему появляются, когда на мониторе они представлены в более светлой окраске, то возможно, вам нужно профилирование принтера. Благодаря этому можно добиться правильного отображения цветов при распечатывании любых картинок – стоит отметить, что данная проблема является своего рода подводным камнем при подготовке цифровых изображений. Причиной этому является наличие особенных настроек передачи цвета на каждом печатающем устройстве.
Вообще, все современные принтеры обладают заводским профилем, который записан на диске с программным обеспечением, идущим в одном комплекте с устройством. Но не факт, что подобный профиль способен обеспечить при печати картинок действительно правильную передачу цвета. Причиной является то, что при применении заводского профиля не были приняты во внимание индивидуальные особенности конкретной модели принтера. Использовать сторонние пользовательские профили при этом не следует, т.к. это может еще больше усугубить неполадку. Тем более даже использование бумаги меньшей или большей плотности, чем это нужно может влиять на итоговый результат. Выходом из ситуации является создание нового профиля с учетом своих чернил и бумаги.
Для этого существует два способа.
Таким образом, если принтер печатает темные фотографии, то ознакомьтесь с вышеперечисленными рекомендациями. Но если они не помогут вам, то остается лишь один выход – обратиться за помощью к опытному и надежному мастеру. Если и он не поможет, то вам придется, либо довольствоваться тем, что есть, либо приобрести новый принтер.
Принтер печатает темные фотографии в чем проблема
Современные принтеры от проверенных производителей характеризуются качественной и надежной работой. Однако со временем даже самая дорогая оргтехника может начать доставлять всевозможные проблемы. Так, например, иногда владельцы принтеров сталкиваются с тем, что отпечатанные фотографии получаются заметно темнее, чем исходное изображение на мониторе. К счастью такого рода сбой работы техники зачастую можно исправить самостоятельно, некоторые советы от https://www.inksystem.com.by/.
Цветокоррекция
Первым делом необходимо попробовать устранить проблему через настройки драйвера. Для этого нужно убавить контраст в разделе «Цветокоррекция». Коррекция контраста является наиболее простым способом решения проблемы затемнения, поэтому и проводят ее в самом начале. Если после коррекции контрастности дефект печати остался, стоит прибегнуть к линеаризации.
Линеаризация
Линеаризация, это специальная настройка оргтехники, которая отвечает за подачу краски в необходимом количестве. Если правильно провести процедуру линеаризации, то качество печати станет лучше. Во-первых, такая настройка помогает избежать перелива чернил. Во-вторых, снизится плотность заливки, и изображения станут более светлыми. В-третьих, станет равномернее градиентная заливка. Кроме того, повысится степень проработки теней, и базирующийся на двухэтапном построении цветовой профиль станет более точным, что немаловажно как для черно-белых, так и для цветных изображений.
Следует принимать во внимание, что файл линеаризации эффективен только для работы в определенном режиме печати и для определенного типа бумаги. Если параметры печати меняются, то изменяется и цветовые координаты шкал линеаризации. А это означает, что персонально сгенерированные шкалы не универсальны, и при переходе на другой вариант печати, линеаризацию нужно проводить снова.
Профилирование
Во многих случаях линеаризация решает проблему. Если же она не помогла, нужно действовать дальше и осуществить профилирование техники. Каждый принтер обладает своими вариабельными характеристиками. Бумага и краски, в свою очередь, это инструменты, которые тоже имеют определенную переменность характеристик. Поэтому при смене вида бумаги или типа красок может возникнуть искажение цветопередачи. Исправить ситуацию можно при помощи профилирования, которое заключается в индивидуальной настройке графических редакторов еще на этапе подготовки изображений к печати.
Графические редакторы наделены системой управления цветом. Задача системы – обеспечить предсказуемое воспроизведение картинки с помощью цветовых профилей на различных устройствах. Цветовой профиль обладает всей необходимой информацией, чтобы выполнять нужную цветопередачу. Цель профилирования, это создание нового профиля, который обеспечит соответствие изображения на мониторе и на готовом печатном изделии.
Профилирование осуществляется двумя способами
1. Профиль можно создать при помощи сканера. Суть данного способа заключается в том, что изначально распечатывается и сканируется тестовая мишень. Полученный в результате сканирования файл загружается в Фотошоп, в плагин с названием «Pantone Colorvision Profilerplus». Плагин сгенерирует в полуавтоматическом режиме новый профиль для принтера.
2. Второй способ основан на том же принципе, но с использованием плагина «Color DarkRoom». В данном варианте берем и распечатываем всю тестовую шкалу поочередно. После этого необходимо вручную менять настройки кривых и каналов RGB. Цвета сравниваются «на глаз». Когда тестовая мишень будет отображать цифровой исходник максимально точно, процесс настройки можно считать завершенным.
Если профилирование не привело к улучшению качества печати, для возвращения настроек в исходное состояние используется записанный на диске с ПО заводской профиль. Диск прилагается к устройству производителем.
В тех случаях, когда приведенные выше рекомендации не помогли устранить проблему, и фотографии по-прежнему получаются слишком темными, нужно обратиться к хорошему мастеру. К сожалению, бывает и так, что привести в порядок качество работы принтера невозможно. Выход из подобной ситуации один – приобретение нового принтера.
Современные модели принтеров хоть и обладают отличной надежностью и гарантиями, предоставляемыми производителями, но рано или поздно их владельцам приходится решать всевозможные проблемы. Одной из них является следующая: принтер печатает темные фотографии. Конечно, данная задача не является широко распространенной, но некоторые пользователи оргтехники ломают головы над ее решением.
Итак, если принтер печатает темнее чем на мониторе, то для начала в настройках драйвера устройства в разделе «Цветокоррекция» попробуйте немного убавить контраст. Если это не поможет, то возможной причиной появления подобного дефекта печати может являться необходимость линеаризации. Под данным процессом подразумевается выполнение специальной настройки оргтехники, отвечающей за подачу краски в определенном количестве. Благодаря линеаризации своего принтера проработка деталей в тенях станет лучше. Кроме того, после произведенной настройки вы получите и некоторые другие преимущества, которые заключаются в равномерной градиентной заливке, общем осветлении распечатываемых картинок и более точном профиле, который базируется на построении, состоящим из двух этапов. Также линеаризация поможет избавиться от т.н. перелива чернил во время печати на таких устройствах, как широкоформатные плоттеры.
Если темные фотографии по-прежнему появляются, когда на мониторе они представлены в более светлой окраске, то возможно, вам нужно профилирование принтера. Благодаря этому можно добиться правильного отображения цветов при распечатывании любых картинок – стоит отметить, что данная проблема является своего рода подводным камнем при подготовке цифровых изображений. Причиной этому является наличие особенных настроек передачи цвета на каждом печатающем устройстве.
Вообще, все современные принтеры обладают заводским профилем, который записан на диске с программным обеспечением, идущим в одном комплекте с устройством. Но не факт, что подобный профиль способен обеспечить при печати картинок действительно правильную передачу цвета. Причиной является то, что при применении заводского профиля не были приняты во внимание индивидуальные особенности конкретной модели принтера. Использовать сторонние пользовательские профили при этом не следует, т.к. это может еще больше усугубить неполадку. Тем более даже использование бумаги меньшей или большей плотности, чем это нужно может влиять на итоговый результат. Выходом из ситуации является создание нового профиля с учетом своих чернил и бумаги.
Для этого существует два способа.
Таким образом, если принтер печатает темные фотографии, то ознакомьтесь с вышеперечисленными рекомендациями. Но если они не помогут вам, то остается лишь один выход – обратиться за помощью к опытному и надежному мастеру. Если и он не поможет, то вам придется, либо довольствоваться тем, что есть, либо приобрести новый принтер.
Прежде всего, не спешите винить во всех бедах фотолабораторию. Как правило, она тут не при чем, хотя это первое, что приходит в голову. Однако даже в лабораториях, где оборудование и процессы отстроены идеальным образом, вы все равно можете столкнуться (и наверняка столкнетесь) с проблемой тёмных фотографий. Тогда в чем же причина?
Для начала важно понять, что монитор светится изнутри, а в случае отпечатка мы имеем дело с отражённым светом. В силу различия физических процессов формирования изображения, добиться их одинакового отображения на мониторе и бумаге невозможно в принципе. Для максимального сближения ощущений, которые возникают при сравнении, требуется организация специального дорогостоящего просмотрового места с особым освещением. Но на самом деле, это нужно лишь для очень специфических задач в полиграфии, и совершенно не нужно обычным фотографам.
В реальной жизни мы никогда не сравниваем картинку на мониторе и бумаге одномоментно. Почти во всех случаях берем отпечаток в руки, не глядя на монитор. А к монитору мы подходим лишь в том случае, когда возникает недовольство бумажной версией. И основная причина такого недовольства именно ощущение темных фотографий.
Всегда, когда возникает задача сравнить фотографию на мониторе и бумаге, имеет смысл ориентироваться исключительно на последовательное (а не параллельное/одновременное) сравнение с паузой не менее 20 секунд на переадаптацию зрения. При этом отпечаток нужно смотреть в условиях нормального освещения. Только в этом случае можно более-менее уверенно сказать, насколько ощущения схожи или различаются.
Почему фотографии тёмные? Основные причины
Основные причин, по которым отпечатки выглядят темнее, чем фотография на экране, следующие:
1. Завышенная яркость белой точки на мониторе. Стандарт ISO 3664:2000 «Условия просмотра. Полиграфия и фотография» допускает установку яркости в пределах 80-120 Cd/m2. Если при калибровке монитора его яркость была завышена, то и фотографии на нём будут выглядеть избыточно яркими.
2. Недостаточные условия освещённости. Согласно пункту 4.3 указанного стандарта, условия потребительской оценки отпечатков предполагают освещённость просмотровой поверхности 500 lx +/- 125 lx. Это примерно соответствует освещённости при дневном рассеянном свете в облачную погоду. Для сравнения, освещенность жилых комнат при искусственном свете обычно составляет 50-80 lx, а в яркий солнечный день 10000-25000 lx в тени. Если смотреть на отпечаток в полутьме, то и выглядеть он будет полутёмным.
3. Присущее фотобумаге понятие контрастности. То есть сама по себе бумага в определенной степени повышает контраст изображения. Причем в первую очередь за счет теней, т.к. это выгодно с точки зрения восприятия человека и именно так реализован фотографический контраст в большинстве аналоговых и цифровых фотопроцессах. Иными словами, тени при печати всегда проваливаются больше, чем высветляются света. Практика показывает, что эта причина требует дополнительных пояснений.
4. Несовершенство CMS (Color Managment System, системы управления цветом), которая, собственно и должна решать в том числе проблему номер 3. Но, увы, по факту решает не в полной мере.
Подробнее про контраст бумаги
С появлением цифровых камер в процесс съемки и печати вклинился компьютер и обработка файлов. Цифровые фотографы обрабатывают снимки, глядя на монитор. Достигают при этом филигранного соответствия изображения своим представления о прекрасном. Этот процесс интерпретации изображения можно условно назвать «печатью на экран». При этом настраивается контраст изображения, различимость деталей в тенях и светах.
Далее тщательно настроенное («напечатанное на экран») изображение отправляется на печать еще раз, уже на бумагу. Однако все современные печатные процессы (принципы экспонирования, бумага, химия) исторически предназначены для работы с плёночной картинкой, то есть при этом неизбежно происходит повышение контраста. Производители (в первую очередь Kodak и Fuji) пытаются адаптировать современные фотобумаги под цифровую фотографию, но они все равно наследуют аналоговые принципы, поскольку иначе на печати будет получаться серая малоконтрастная картинка.
Вот и получается, что при работе с цифровой фотографией в случае отпечатка контраст повышается дважды — сначала самим пользователем («печать на экран»), а затем фотобумагой («печать на бумагу»). Напомню, в первую очередь за счет теней. Отсюда — тёмные фотографии и проваленные тени. Вы можете столкнуться (и наверняка сталкивались) с этим даже если у вас идеально калиброванный монитор и вы смотрите отпечатки в идеальных условиях освещения.
Знакомая проблема? Теперь поговорим о том, как с нею бороться.
Как избежать темных фотографий при печати?
В этом месте хочется закричать «какого черта проблему несогласованности контрастов не решают производители печатных машин, софта для них?» Но, поверьте, эта злость неэффективна. С этим нужно смириться и принять как данность — такова селяви.
Как я уже говорил, современная система управления цветом, используемая в печатных и калибровочных задачах, не совершенна. Чисто технические процессы soft proofing и конвертации с использованием ICC-профиля выводящего устройства, позволяют скорректировать цветовые особенности цветовоспроизведения печатных машин/бумаг, но не в полной мере способны скорректировать светлотно-контрастные. Это связано с тем, что используемая сейчас CMS была создана давно (международный консорциум по цвету ICC в 1993 году) и не в полной мере учитывает восприятие человека. Если вы не поняли этого абзаца, не расстраивайтесь, значит он вам и не нужен — просто переходите к следующему. Особо скурпулезные могут факультативно почитать, например, статью Алексея Шадрина и Андрея Френкеля «Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем». Хотя, на мой взгляд, для фотографов погружение во все эти сугубо технические дебри реальной пользы не принесет. Я погружался, но практика, увы, несколько расходится с теорией.
Итак, CMS не совершенна. Это касается в большей степени классической фотопечати (именно таким образом печатаются 99% всех современных фотографий 10х15), и чуть в меньшей струйной печати.
Бумаги для струйной печати изготавливют как бы для цифровой печати. Но проблема в том, что её производители уже 20 лет бьют себя пяткой в грудь — «наша бумага не уступает по свойствам классической фотобумаге, и даже превосходит её!» То есть, как ни крути, но ориентируются на аналоговые процессы и неизбежно их наследуют. Соответственно, наследуют те же проблемы, которые возникают при попытке поженить цифру на аналоге (при печати с пленки этих проблем нет).
Так что же делать бедным цифровым фотографам? Ответ очевиден — конечно, перейти на пленку и забыть про все эти проблемы, как про страшный сон. Если же вы пока не готовы к этому, остается следующее:
1) Забить на эту проблему и жить с темными фотографиями.
2) Не печатать слишком темные сюжеты и сюжеты с еле различмыми деталями в тенях. При печати светлых сюжетов эта проблема почти неактуальна.
3) Если же вам нужны детали в тенях и тёмные (но не слишком тёмные на печати) картинки, в этих случаях я рекомендую специальным образом подготовить файл для печати. А именно — после финальной обработки файла применить к изображению чисто техническую как бы обратную бумажной контрастную кривую.
Чтобы это сделать, нужно понимать, какой примерно форме кривой соответствует повышение контраста при печати. Это будет примерно S-образная кривая, которая проваливает тени сильнее, чем высветляет цвета. Примерно такая:
Рис. 1. Повышение контраста при печати на фотобумаге
Обратная кривая, которая примерно нейтрализует повышение контраста при печати, соответственно, будет иметь примерно такую форму:
Рис. 2. Обратная кривая
Я сознательно много раз употребил слово «примерно». Потому что точные характеристические кривые бумаги имеют более сложные формы. Но слава богу, нам не нужно их повторять точно. Более чем достаточно работать с упрощенной кривой, которая отображает саму суть происходящих при печати процессов.
Подобрать форму кривой более точно можно лишь на личной практике. Она будет зависить от настроек вашего монитора и выбранной вами лаборатории. Но в любом случае она будет примерно такой, как я показал. Смело можете начать с моей, вы получите почти гарантированное решение проблемы темных отпечатков. Далее вы сможете уточнять свою кривую по мере необходимости.
Рассмотрим конкретный пример. Нам нужно напечатать вот такой снимок, он достаточно тёмный и содержит еле различимые детали в тенях (нижняя часть снимка).
Рис. 2. Цифровая фотография для печати
Если мы отправим его на печать в таком виде, то в силу контрастности фотобумаги получим примерно такую по ощущениям картинку:
Рис. 3. Напечатанная картинка (примерные ощущения)
Для того, чтобы нейтрализовать повышение контраста на печати, применим обратную кривую (Рис. 2). При этом отправляемый на печать файл станет блёклым, малоконтрастным:
Рис. 5. Файл для печати
Теперь, после повышения контраста в процессе печати фотографии, мы получим примерно то, что и хотели изначально:
Рис. 6. Напечатанная после специальной подготовки картинка (примерные ощущения)
Epson печатает темные фотографии
Современные модели принтеров хоть и обладают отличной надежностью и гарантиями, предоставляемыми производителями, но рано или поздно их владельцам приходится решать всевозможные проблемы. Одной из них является следующая: принтер печатает темные фотографии. Конечно, данная задача не является широко распространенной, но некоторые пользователи оргтехники ломают головы над ее решением.
Итак, если принтер печатает темнее чем на мониторе, то для начала в настройках драйвера устройства в разделе «Цветокоррекция» попробуйте немного убавить контраст. Если это не поможет, то возможной причиной появления подобного дефекта печати может являться необходимость линеаризации. Под данным процессом подразумевается выполнение специальной настройки оргтехники, отвечающей за подачу краски в определенном количестве. Благодаря линеаризации своего принтера проработка деталей в тенях станет лучше. Кроме того, после произведенной настройки вы получите и некоторые другие преимущества, которые заключаются в равномерной градиентной заливке, общем осветлении распечатываемых картинок и более точном профиле, который базируется на построении, состоящим из двух этапов. Также линеаризация поможет избавиться от т.н. перелива чернил во время печати на таких устройствах, как широкоформатные плоттеры.
Если темные фотографии по-прежнему появляются, когда на мониторе они представлены в более светлой окраске, то возможно, вам нужно профилирование принтера. Благодаря этому можно добиться правильного отображения цветов при распечатывании любых картинок – стоит отметить, что данная проблема является своего рода подводным камнем при подготовке цифровых изображений. Причиной этому является наличие особенных настроек передачи цвета на каждом печатающем устройстве.
Вообще, все современные принтеры обладают заводским профилем, который записан на диске с программным обеспечением, идущим в одном комплекте с устройством. Но не факт, что подобный профиль способен обеспечить при печати картинок действительно правильную передачу цвета. Причиной является то, что при применении заводского профиля не были приняты во внимание индивидуальные особенности конкретной модели принтера. Использовать сторонние пользовательские профили при этом не следует, т.к. это может еще больше усугубить неполадку. Тем более даже использование бумаги меньшей или большей плотности, чем это нужно может влиять на итоговый результат. Выходом из ситуации является создание нового профиля с учетом своих чернил и бумаги.
Для этого существует два способа.
Таким образом, если принтер печатает темные фотографии, то ознакомьтесь с вышеперечисленными рекомендациями. Но если они не помогут вам, то остается лишь один выход – обратиться за помощью к опытному и надежному мастеру. Если и он не поможет, то вам придется, либо довольствоваться тем, что есть, либо приобрести новый принтер.
Современные принтеры от проверенных производителей характеризуются качественной и надежной работой. Однако со временем даже самая дорогая оргтехника может начать доставлять всевозможные проблемы. Так, например, иногда владельцы принтеров сталкиваются с тем, что отпечатанные фотографии получаются заметно темнее, чем исходное изображение на мониторе. К счастью такого рода сбой работы техники зачастую можно исправить самостоятельно, некоторые советы от https://www.inksystem.com.by/.
Цветокоррекция
Первым делом необходимо попробовать устранить проблему через настройки драйвера. Для этого нужно убавить контраст в разделе «Цветокоррекция». Коррекция контраста является наиболее простым способом решения проблемы затемнения, поэтому и проводят ее в самом начале. Если после коррекции контрастности дефект печати остался, стоит прибегнуть к линеаризации.
Линеаризация
Линеаризация, это специальная настройка оргтехники, которая отвечает за подачу краски в необходимом количестве. Если правильно провести процедуру линеаризации, то качество печати станет лучше. Во-первых, такая настройка помогает избежать перелива чернил. Во-вторых, снизится плотность заливки, и изображения станут более светлыми. В-третьих, станет равномернее градиентная заливка. Кроме того, повысится степень проработки теней, и базирующийся на двухэтапном построении цветовой профиль станет более точным, что немаловажно как для черно-белых, так и для цветных изображений.
Следует принимать во внимание, что файл линеаризации эффективен только для работы в определенном режиме печати и для определенного типа бумаги. Если параметры печати меняются, то изменяется и цветовые координаты шкал линеаризации. А это означает, что персонально сгенерированные шкалы не универсальны, и при переходе на другой вариант печати, линеаризацию нужно проводить снова.
Профилирование
Во многих случаях линеаризация решает проблему. Если же она не помогла, нужно действовать дальше и осуществить профилирование техники. Каждый принтер обладает своими вариабельными характеристиками. Бумага и краски, в свою очередь, это инструменты, которые тоже имеют определенную переменность характеристик. Поэтому при смене вида бумаги или типа красок может возникнуть искажение цветопередачи. Исправить ситуацию можно при помощи профилирования, которое заключается в индивидуальной настройке графических редакторов еще на этапе подготовки изображений к печати.
Графические редакторы наделены системой управления цветом. Задача системы – обеспечить предсказуемое воспроизведение картинки с помощью цветовых профилей на различных устройствах. Цветовой профиль обладает всей необходимой информацией, чтобы выполнять нужную цветопередачу. Цель профилирования, это создание нового профиля, который обеспечит соответствие изображения на мониторе и на готовом печатном изделии.
Профилирование осуществляется двумя способами
1. Профиль можно создать при помощи сканера. Суть данного способа заключается в том, что изначально распечатывается и сканируется тестовая мишень. Полученный в результате сканирования файл загружается в Фотошоп, в плагин с названием «Pantone Colorvision Profilerplus». Плагин сгенерирует в полуавтоматическом режиме новый профиль для принтера.
2. Второй способ основан на том же принципе, но с использованием плагина «Color DarkRoom». В данном варианте берем и распечатываем всю тестовую шкалу поочередно. После этого необходимо вручную менять настройки кривых и каналов RGB. Цвета сравниваются «на глаз». Когда тестовая мишень будет отображать цифровой исходник максимально точно, процесс настройки можно считать завершенным.
Если профилирование не привело к улучшению качества печати, для возвращения настроек в исходное состояние используется записанный на диске с ПО заводской профиль. Диск прилагается к устройству производителем.
В тех случаях, когда приведенные выше рекомендации не помогли устранить проблему, и фотографии по-прежнему получаются слишком темными, нужно обратиться к хорошему мастеру. К сожалению, бывает и так, что привести в порядок качество работы принтера невозможно. Выход из подобной ситуации один – приобретение нового принтера.
Прежде всего, не спешите винить во всех бедах фотолабораторию. Как правило, она тут не при чем, хотя это первое, что приходит в голову. Однако даже в лабораториях, где оборудование и процессы отстроены идеальным образом, вы все равно можете столкнуться (и наверняка столкнетесь) с проблемой тёмных фотографий. Тогда в чем же причина?
Для начала важно понять, что монитор светится изнутри, а в случае отпечатка мы имеем дело с отражённым светом. В силу различия физических процессов формирования изображения, добиться их одинакового отображения на мониторе и бумаге невозможно в принципе. Для максимального сближения ощущений, которые возникают при сравнении, требуется организация специального дорогостоящего просмотрового места с особым освещением. Но на самом деле, это нужно лишь для очень специфических задач в полиграфии, и совершенно не нужно обычным фотографам.
В реальной жизни мы никогда не сравниваем картинку на мониторе и бумаге одномоментно. Почти во всех случаях берем отпечаток в руки, не глядя на монитор. А к монитору мы подходим лишь в том случае, когда возникает недовольство бумажной версией. И основная причина такого недовольства именно ощущение темных фотографий.
Всегда, когда возникает задача сравнить фотографию на мониторе и бумаге, имеет смысл ориентироваться исключительно на последовательное (а не параллельное/одновременное) сравнение с паузой не менее 20 секунд на переадаптацию зрения. При этом отпечаток нужно смотреть в условиях нормального освещения. Только в этом случае можно более-менее уверенно сказать, насколько ощущения схожи или различаются.
Почему фотографии тёмные? Основные причины
Основные причин, по которым отпечатки выглядят темнее, чем фотография на экране, следующие:
1. Завышенная яркость белой точки на мониторе. Стандарт ISO 3664:2000 «Условия просмотра. Полиграфия и фотография» допускает установку яркости в пределах 80-120 Cd/m2. Если при калибровке монитора его яркость была завышена, то и фотографии на нём будут выглядеть избыточно яркими.
2. Недостаточные условия освещённости. Согласно пункту 4.3 указанного стандарта, условия потребительской оценки отпечатков предполагают освещённость просмотровой поверхности 500 lx +/- 125 lx. Это примерно соответствует освещённости при дневном рассеянном свете в облачную погоду. Для сравнения, освещенность жилых комнат при искусственном свете обычно составляет 50-80 lx, а в яркий солнечный день 10000-25000 lx в тени. Если смотреть на отпечаток в полутьме, то и выглядеть он будет полутёмным.
3. Присущее фотобумаге понятие контрастности. То есть сама по себе бумага в определенной степени повышает контраст изображения. Причем в первую очередь за счет теней, т.к. это выгодно с точки зрения восприятия человека и именно так реализован фотографический контраст в большинстве аналоговых и цифровых фотопроцессах. Иными словами, тени при печати всегда проваливаются больше, чем высветляются света. Практика показывает, что эта причина требует дополнительных пояснений.
4. Несовершенство CMS (Color Managment System, системы управления цветом), которая, собственно и должна решать в том числе проблему номер 3. Но, увы, по факту решает не в полной мере.
Подробнее про контраст бумаги
С появлением цифровых камер в процесс съемки и печати вклинился компьютер и обработка файлов. Цифровые фотографы обрабатывают снимки, глядя на монитор. Достигают при этом филигранного соответствия изображения своим представления о прекрасном. Этот процесс интерпретации изображения можно условно назвать «печатью на экран». При этом настраивается контраст изображения, различимость деталей в тенях и светах.
Далее тщательно настроенное («напечатанное на экран») изображение отправляется на печать еще раз, уже на бумагу. Однако все современные печатные процессы (принципы экспонирования, бумага, химия) исторически предназначены для работы с плёночной картинкой, то есть при этом неизбежно происходит повышение контраста. Производители (в первую очередь Kodak и Fuji) пытаются адаптировать современные фотобумаги под цифровую фотографию, но они все равно наследуют аналоговые принципы, поскольку иначе на печати будет получаться серая малоконтрастная картинка.
Вот и получается, что при работе с цифровой фотографией в случае отпечатка контраст повышается дважды — сначала самим пользователем («печать на экран»), а затем фотобумагой («печать на бумагу»). Напомню, в первую очередь за счет теней. Отсюда — тёмные фотографии и проваленные тени. Вы можете столкнуться (и наверняка сталкивались) с этим даже если у вас идеально калиброванный монитор и вы смотрите отпечатки в идеальных условиях освещения.
Знакомая проблема? Теперь поговорим о том, как с нею бороться.
Как избежать темных фотографий при печати?
В этом месте хочется закричать «какого черта проблему несогласованности контрастов не решают производители печатных машин, софта для них?» Но, поверьте, эта злость неэффективна. С этим нужно смириться и принять как данность — такова селяви.
Как я уже говорил, современная система управления цветом, используемая в печатных и калибровочных задачах, не совершенна. Чисто технические процессы soft proofing и конвертации с использованием ICC-профиля выводящего устройства, позволяют скорректировать цветовые особенности цветовоспроизведения печатных машин/бумаг, но не в полной мере способны скорректировать светлотно-контрастные. Это связано с тем, что используемая сейчас CMS была создана давно (международный консорциум по цвету ICC в 1993 году) и не в полной мере учитывает восприятие человека. Если вы не поняли этого абзаца, не расстраивайтесь, значит он вам и не нужен — просто переходите к следующему. Особо скурпулезные могут факультативно почитать, например, статью Алексея Шадрина и Андрея Френкеля «Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем». Хотя, на мой взгляд, для фотографов погружение во все эти сугубо технические дебри реальной пользы не принесет. Я погружался, но практика, увы, несколько расходится с теорией.
Итак, CMS не совершенна. Это касается в большей степени классической фотопечати (именно таким образом печатаются 99% всех современных фотографий 10х15), и чуть в меньшей струйной печати.
Бумаги для струйной печати изготавливют как бы для цифровой печати. Но проблема в том, что её производители уже 20 лет бьют себя пяткой в грудь — «наша бумага не уступает по свойствам классической фотобумаге, и даже превосходит её!» То есть, как ни крути, но ориентируются на аналоговые процессы и неизбежно их наследуют. Соответственно, наследуют те же проблемы, которые возникают при попытке поженить цифру на аналоге (при печати с пленки этих проблем нет).
Так что же делать бедным цифровым фотографам? Ответ очевиден — конечно, перейти на пленку и забыть про все эти проблемы, как про страшный сон. Если же вы пока не готовы к этому, остается следующее:
1) Забить на эту проблему и жить с темными фотографиями.
2) Не печатать слишком темные сюжеты и сюжеты с еле различмыми деталями в тенях. При печати светлых сюжетов эта проблема почти неактуальна.
3) Если же вам нужны детали в тенях и тёмные (но не слишком тёмные на печати) картинки, в этих случаях я рекомендую специальным образом подготовить файл для печати. А именно — после финальной обработки файла применить к изображению чисто техническую как бы обратную бумажной контрастную кривую.
Чтобы это сделать, нужно понимать, какой примерно форме кривой соответствует повышение контраста при печати. Это будет примерно S-образная кривая, которая проваливает тени сильнее, чем высветляет цвета. Примерно такая:
Рис. 1. Повышение контраста при печати на фотобумаге
Обратная кривая, которая примерно нейтрализует повышение контраста при печати, соответственно, будет иметь примерно такую форму:
Рис. 2. Обратная кривая
Я сознательно много раз употребил слово «примерно». Потому что точные характеристические кривые бумаги имеют более сложные формы. Но слава богу, нам не нужно их повторять точно. Более чем достаточно работать с упрощенной кривой, которая отображает саму суть происходящих при печати процессов.
Подобрать форму кривой более точно можно лишь на личной практике. Она будет зависить от настроек вашего монитора и выбранной вами лаборатории. Но в любом случае она будет примерно такой, как я показал. Смело можете начать с моей, вы получите почти гарантированное решение проблемы темных отпечатков. Далее вы сможете уточнять свою кривую по мере необходимости.
Рассмотрим конкретный пример. Нам нужно напечатать вот такой снимок, он достаточно тёмный и содержит еле различимые детали в тенях (нижняя часть снимка).
Рис. 2. Цифровая фотография для печати
Если мы отправим его на печать в таком виде, то в силу контрастности фотобумаги получим примерно такую по ощущениям картинку:
Рис. 3. Напечатанная картинка (примерные ощущения)
Для того, чтобы нейтрализовать повышение контраста на печати, применим обратную кривую (Рис. 2). При этом отправляемый на печать файл станет блёклым, малоконтрастным:
Рис. 5. Файл для печати
Теперь, после повышения контраста в процессе печати фотографии, мы получим примерно то, что и хотели изначально:
Рис. 6. Напечатанная после специальной подготовки картинка (примерные ощущения)