Примирись с братом своим прежде чем зайдет солнце

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 5:24

Свт. Василий Великий

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Свт. Иоанн Златоуст

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 16-я.

Не сказал: приготовь, принеси жертву, но: «примирись», и тогда принеси. Оставь ее, говорит, пусть она лежит, чтобы необходимость ее принесения заставила тебя невольно идти для примирения с гневающимся справедливо. По­смотри еще, как Он побуждает идти к оскорбившему нас, когда говорит: «прощайте» должникам вашим, «дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25). Не малую назначил он награду, но весьма много превышающую важность самого дела.

Беседа против непришедших в собрание.

Свт. Иустин (Полянский)

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Прп. Исидор Пелусиот

оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим, и тогда уже приходи, чтобы принести дар свой

Прп. Максим Исповедник

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Если желаешь не отпасть от любви Божественной; то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него: но иди, примирися с братом твоим, и, возвратясь с чистою совестью, принеси Христу дар любви в прилежной молитве.

Главы о любви.

Блаж. Августин

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

О нагорной проповеди Господа.

Блаж. Иероним Стридонский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Блаж. Феофилакт Болгарский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Евфимий Зигабен

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Евагрий Понтийский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Писание гласит: Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим; тогда, прийдя, будешь молиться невозмутимо. Ибо памятозлобие затемняет владычествующее начало души молящегося и омрачает молитвы его.

Главы о молитве.

Еп. Михаил (Лузин)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Помедли приносить дар, а сперва иди и примирись, и потом уже принеси жертву. Иудеи, и особенно фарисеи и книжники, привязаны были более к внешним делам Закона и мало ценили внутреннее расположение духа. Если кто исполнял строго внешние обряды Закона, его считали праведником, хотя бы в душе он исполнен был зависти, ненависти, мстительности и других пороков в отношении к ближним. Господь учит не так. Более необходимо и важно иметь правое сердце, чем исполнять только внешние обряды, последние без первого не имеют цены в очах Божиих, но важны и имеют силу пред Богом только при мире и любви к ближним. Конечно, когда нет возможности почему-либо лично примириться с ближним, надобно примириться по крайней мере в сердце (ср.: Мк. 11:25). «Бог отказывается от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь» (Феофилакт).

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Прот. Иоанн Бухарев

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Лопухин А.П.

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Троицкие листки

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Митр. Иларион (Алфеев)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Толкование на От Матфея 5:24

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 5:24 / Мф 5:24

Иоанн Златоуст (

оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Потому и Павел, другим образом побуждая нас к примирению, сказал: “Солнце да не зайдет во гневе вашем” (Еф. 4:26). Как Христос побуждает нас к примирению, указывая время жертвы, так и Павел увещевает нас к тому же самому, указывая на время дня. Он страшится ночи, опасаясь, чтобы она, застигши в уединении человека, терзаемого гневом, еще более не растравила его раны. В продолжение дня многие могут и отвлекать и отторгать нас от гнева, а ночью, когда человек остается один и вдается в думы, волны вздымаются сильнее и буря свирепствует с большею яростью. Предупреждая это, Павел и хочет, чтобы мы примирившись встречали ночь, чтобы дьявол не воспользовался нашим уединением, и не разжег сильнее пещь гнева. Подобным образом и Христос не терпит ни малейшего отлагательства, чтобы, по совершении жертвы, принесший ее не сделался беспечнее, и не стал бы отлагать примирения со дня на день. Он знал, что эту страсть надобно погашать как можно скорее. Как мудрый врач предлагает не только предохраняющие от болезни средства, но и служащие к ее изменению, так поступает и Христос. Запрещение называть другого безумным есть врачевство, предохраняющее от вражды; а повеление примириться с ближним служит к удалению болезней, возникающих после вражды. Смотри, с какою строгостью Он предписывает исполнять то и другое. Там угрожает геенною; а здесь прежде примирения не хочет принять и дара, и тем показывает, как велик гнев Его против враждующих. Таким образом Он исторгает и корень и плод его. Сперва говорит: “не гневайся”; а потом — не произноси ругательных слов, поскольку одно усиливается другим — от вражды возрастает ругательство, от ругательства вражда. Потому-то Он сперва истребляет корень, а потом и плод, не дает возникнуть злу в самом начале; если оно уже возрастает и приносит пагубный плод, то сжигает его совершенно.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Не сказал: приготовь, принеси жертву, но: «примирись», и тогда принеси. Оставь ее, говорит, пусть она лежит, чтобы необходимость ее принесения заставила тебя невольно идти для примирения с гневающимся справедливо. По­смотри еще, как Он побуждает идти к оскорбившему нас, когда говорит: «прощайте» должникам вашим, «дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25). Не малую назначил он награду, но весьма много превышающую важность самого дела.

Источник: Беседа против непришедших в собрание.

Максим Исповедник (580−662)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Если желаешь не отпасть от любви Божественной; то ни брата своего не допусти уснуть в огорчении на тебя, ни сам не усни в огорчении на него: но иди, примирися с братом твоим, и, возвратясь с чистою совестью, принеси Христу дар любви в прилежной молитве.

Источник: Главы о любви.

Августин (354−430)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Таким образом, под жертвенником, находящимся в глубине храма Божьего, мы можем духовно понимать саму веру, образом которой является видимый жертвенник. Ибо какой бы дар мы ни приносили Богу: пророчество ли, учение, молитву, гимн, псалом или какой-либо иной духовный дар, который представился душе, — он не может быть принят Богом, если не подкрепляется искренней верой и не утвержден в ней твердо и неколебимо, чтобы то, что мы произносим, могло бы быть чистым и безупречным.

Источник: О нагорной проповеди Господа.

Евагрий Понтийский

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Писание гласит: Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим; тогда, прийдя, будешь молиться невозмутимо. Ибо памятозлобие затемняет владычествующее начало души молящегося и омрачает молитвы его.

Источник: Главы о молитве.

Михаил (Лузин) (1830−1887)

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Помедли приносить дар, а сперва иди и примирись, и потом уже принеси жертву. Иудеи, и особенно фарисеи и книжники, привязаны были более к внешним делам Закона и мало ценили внутреннее расположение духа. Если кто исполнял строго внешние обряды Закона, его считали праведником, хотя бы в душе он исполнен был зависти, ненависти, мстительности и других пороков в отношении к ближним. Господь учит не так. Более необходимо и важно иметь правое сердце, чем исполнять только внешние обряды, последние без первого не имеют цены в очах Божиих, но важны и имеют силу пред Богом только при мире и любви к ближним. Конечно, когда нет возможности почему-либо лично примириться с ближним, надобно примириться по крайней мере в сердце (ср.: Мк. 11:25). «Бог отказывается от собственной чести, лишь бы мы хранили любовь» (Феофилакт).

Источник: Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой

Не говори: он причинил мне вред, а не я ему; он должен извиняться передо мною, а не я перед ним. Если Господь ради славы спасения твоего велит, чтобы ты заключил дружбу, то ты, претерпевая вред, тем более должен просить [о примирении], чтобы тебе достичь двойной славы: первая — потому, что тебе причинен вред, а вторая — что ты попросил [примирения] первым. Если же ты причинил вред кому-то и поэтому просил, то Бог простит тебе этот вред, ибо ты просил раньше, но награды иметь не будешь, так как просил, будучи виновным. А если кто- то тебя оскорбит и ты первым попросишь [примирения], то будешь иметь большую награду. Следовательно, торопись опередить своего недруга в дружбе, чтобы не получилось, если будешь медлить, что он первым попросит тебя примириться и таким образом вырвет из твоих рук награду благочестия. Ибо, если он причинил тебе вред и просит тебя о примирении, твоя дружба будет бесплодна. Какую правду ты сотворил пред Богом, если примирился, когда тебя об этом попросили? Но Бог велит тебе просить первому не для того, чтобы ты валялся в ногах у недруга, а желая подать тебе за смирение славу.

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 1-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака’, подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный’, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.

Праведность, которой мы призваны научиться у Христа, должна превзойти праведность книжников и фарисеев – иначе не войти нам в Царство Небесное. Христианин не только не должен допускать ничего плохого, что было у этих лицемеров, ищущих славы человеческой и ненавидящих Спасителя. Христианин должен превосходить их и в хорошем, которое они делали ради внешнего благочестия. Они думали только о внешнем, а мы должны обращать внимание на внутреннее состояние нашего сердца. Не человеком угождать, а Богу. И когда сделаем все, повеленное нам, считать себя ни на что негодными рабами, доверяясь лишь праведности Божией.

И Христос раскрывает истинный смысл древних ветхозаветных заповедей. Эти десять заповедей, данные Богом, не могут быть отменены. Так было сказано: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Закон Божий – закон жизни, стена и ограждение нашей жизни. Однако эту шестую заповедь иудеи воспринимали чисто внешне, как воспрещение убийства, но не как ограничение внутренних пожеланий, из которых и рождались подобные преступления. В этом и заключалась главное заблуждение иудеев – в учении, что Божественный Закон воспрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Христос же говорит, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, совершает в своем сердце убийство. Гнев – естественное человеческое чувство. Бывают обстоятельства, когда он законен и даже похвален. Но есть напрасный гнев, когда мы гневаемся без причины, без достаточной на то причины – по пустякам, по распущенности, по привычке. Христос знает, что такое человеческое сердце. Прежде чем обнаружиться в злом поступке – ненависть, презрение, инстинкт самоутверждения оскверняет внутреннее человека.

Святые отцы говорят, что даже если бы у нас вынимали глаз или отнимали жизнь, – наш гнев был бы напрасен. Единственное оправдание нашему гневу может быть, когда нас хотят отвести от заповеди Божией, от верности Христу. «Гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдет во гневе вашем». День да не закончится для вас вашей внутренней помраченностью, потому что, кто знает, может быть, этот день окажется последним, и «в чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу». И Солнце правды Христос да не зайдет во гневе вашем – вот единственный критерий праведного гнева.

Да, злые языки, как говорится, страшнее пистолета, и убивают медленно и неприметно. Потому так глубока молитва: «Избави мя от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя». Чтобы мы поняли, насколько страшен этот грех, Господь говорит, что совершающий его будет подвержен самому страшному наказанию, если не покается, – геенне огненной, вечным мукам.

Потому мы должны со всяческим тщанием хранить христианскую любовь и мир в Церкви, и, как только возникает угроза истинным отношениям с кем-либо из братьев наших, спешить к нему с примирением. Наши молитвы ко святому причащению предваряются словами: «первее примирися тя опечалившим». И если ты придешь на Божественную литургию, «если ты принесешь дар твой – сердце твое – к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси твой дар». Ты не можешь приступить без этого к святым тайнам, и ты не можешь ходить в храм. Бывает, некоторые перестают ходить в церковь, чтобы не встретить там тех, с кем они в ссоре, и тем самым согрешают вдвойне. Иди и мирись с братом твоим, потому что как не готов ты к причастию, так не готов ты и умереть.

Жизнь наша – путь, идя по которому мы должны примириться с Богом через Христа. Мирись с соперником твоим, пока ты еще на пути с ним. Праведный Бог – Соперник всем грешникам, которые не хотят покаяться. И Заступник всех неправедно обиженных. «То, что вы сделали другому, – говорит Он, – вы сделали Мне». Наша забота и наша мудрость – как можно скорее, примириться с нашими личными врагами, пока мы еще на пути. Пока мы живы, мы продолжаем идти. После смерти будет поздно это сделать. Кто упорствует во вражде с Богом, тот отвергает дар Его милосердия. Ад – темница, в которую будут ввергнуты все, кто уходит отсюда во вражде с Богом. «Истинно говорю тебе, – говорит Христос, – ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».

Источник

«Прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой»

Продолжая провозглашать истины Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Матф.5:23–24 ). Как нужно понимать эти слова?

Согласно представлениям еврейского народа, жертвы, которые человек преподносил Богу, должны были образно показать веру человека, приносящего свой дар Господу. Искренняя жертва обозначает также то, что человек через жертву Христову делается участником благодати и любви Божьей. У еврейского народа существовала целая система даров, преподносимых Богу. Например, жертва возлияния (вина на жертвенник) и хлебная жертва, являли Богу приятные плоды святости, выражали угодное Богу самопожертвование и были названы жертвами благоухания. Жертва за грех и жертва повинности были жертвами примирения, дающие возможность грешнику явиться перед Богом для прощения грехов. Жертва мирная, которой еврей, примирившись с Богом, выражал свою благодарность Богу и готовность приносить в дальнейшем свои жертвы, состояла из трех видов жертв. Жертва благодарности, выраженной человеком за полученное благословение Божие ( Лев.7:12 ). Жертва обета приносилась при какой-либо особенной нужде, сопровождаемая просьбой к Богу об избавлении от этой нужды ( Лев.7:16 ). И жертва усердия, которая представляла собой выражение благодарности Богу без какой-либо особой причины ( Лев.7:16 ). Все три вида мирных жертв проходили в торжественной обстановке, имели радостный характер и по своим условиям проведения отличались от жертв за грех и вину.

Рассмотрим четыре варианта этой ситуации.

Человек, преподносимый любой вид жертвы, предстает перед Богом и демонстрирует Всевышнему свою веру, в том числе и веру во всепрощающую любовь Божию. Но о какой же всепрощающей любви Божией можно говорить, если человек, приносящий жертву Богу, находится в ссоре с братом своим. Такой человек просто делает вид, что служит Богу, а на самом деле вера его не искренна. В этом случае человек должен оставить жертвоприношение на время и пойти примириться с братом своим, которого несправедливо обидел или незаслуженно причинил неприятность.

В другом случае брат обидел данного человека очень сильно и несправедливо, и этот человек в ответ на поступок брата тоже обидел брата, но в меньшей степени. Но и в этой ситуации даже небольшая обида, причиненная брату своему даже в виде ответа на несправедливый поступок брата, не снимает с человека ответственности и вины за неприятность, причиненную брату. И на тот момент, когда человек приходит к Богу со своими дарами, и вспомнит, что брат его обижен им и «имеет что-нибудь против тебя», то человек, искренне верующий в Бога, должен на время отложить свою молитву, разыскать брата, которого обидел и смиренно попросить у него прощение.

В третьем случае человек мог обидеть брата своего не в ответ на его оскорбление, а без всякого злого умысла, по небрежности или случайно. Например, высказать друзьям и знакомым брата своего нелестное суждение о своем брате, в последствии повредившее репутации брата. В таком случае человек перед тем, как приносить свой дар Богу, должен найти людей, с которыми говорил о брате своем нелестно, и забрать обратно свои слова, причинившие вред брату, а затем данный человек должен разыскать брата своего и извиниться перед ним за свою неправоту.

Бывает и такой случай, когда брат сердится на человека несправедливо. Как же нужно поступать в этой ситуации? Ответ на этот вопрос находится в Библии. Нужно просто повнимательнее прочесть слова Иисуса Христа, в которых говорится, что мириться с братом нужно в любом случае когда «брат твой имеет что-нибудь против тебя», даже тогда когда брат твой гневается на человека несправедливо. Ведь Иисус Христос не говорит о том, что нужно мириться только в том случае, когда человек сам сильно оскорбил брата своего. А Спаситель говорит о том, что нужно примириться в любом случае когда «брат имеет что-нибудь против тебя». Святой Иоанн Златоуст, комментируя это место писал: «и не сказал (Спаситель): когда ты гневаешься справедливо или не справедливо, но просто: что брат твой имеет что-нибудь против тебя, хотя бы даже гнев твой был справедлив». Перед принесением даров к Богу человек должен примириться с братом своим в любой ситуации (даже когда гнев брата на человека несправедлив) потому что сказано: «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 ).

Примириться с братом своим человек должен также и потому, что истинный христианин не испытывает ненависти к своим ближним и всеми силами показывает им свою любовь. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный ( Матф.6:14 ).

Примирение с братом должно произойти также потому, что любовь Христова, которая обитает в истинных христианах, как раз и проявляется в том, чтобы со всеми ближними жить в мире, и из врага сделать друга. Даже в той ситуации, когда брат несправедливо сердится на человека, истинный христианин найдет средство и возможности устранить несправедливый гнев брата своего, помириться с братом своим, а потом уже возносить дар Богу, потому что только такой способ жизни угоден Богу. Так как только при помощи мира, согласия и любви между людьми и можно победить вражду, ненависть и зло в мире.

Источник

«А кто скажет «безумный», подлежит гиенне огненной»

Продолжая Свои слова о человеке, гневающемся на брата своего, Иисус Христос провозгласил: «а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Матф.5:22 ).

У древних евреев слово «безумный» применялось не только для обозначения глупости, но этим словом называли прежде всего богоотступника, изменника или человека, сильно погрязшего в грехе. Наряду с этим, безумным называли человека нечестивого, бессовестного и безнравственного. Мудрым у древних евреев называли не столько просвещенного, сколько человека, ведущего благочестивый образ жизни. Это происходило потому, что проявлением ума древние евреи считали в первую очередь не наличие профессиональных знаний и образованности, а служение Богу через благочестивую жизнь.

Согласно древнееврейским представлениям, действия, противные Богу и есть безумие. Таким образом, безумными, евреи называли в первую очередь нечестивых, порочных и безнравственных людей, своей жизнью нарушающих заповеди Божьи. Упрек человека, выраженный в слове «безумный», заключал в себе религиозно-философский смысл и изобличал человека как грешника, ведущего порочную, безнравственную жизнь. Это было слишком серьезным обвинением, представляющим всю жизнь обвиняемого человека как цепь сплошных грехов. Потому Иисус Христос, запрещающий вообще обвинять людей, «не судите, да не судимы будете» ( Матф.7:1 ), особо выделяет и запрещает делать такое страшное обвинение, как негативная оценка всей жизни человека, выраженная словом «безумный». Даже Архангел Михаил «когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».» ( Иуд. 9 ). Если бы Архангел Михаил стал на позицию обвинителя, он бы уподобился бы сатане, орудием которого и есть обвинение. Однако Архангел Михаил, отказываясь от этого орудия, кротко говорит «Да запретит тебе Господь». Этот пример должен служить нам образцом в том, чтобы сдерживаться от обвинений, не отвечать на злые слова и не брать на себя роль изобличителя.

Последователи Иисуса Христа должны сдерживаться от употребления укоров и изобличений. Архангел Михаил при встрече с сатаной, источником зла, поступал так потому, что суд и вынесение приговора – это удел Бога. Так и мы, люди, должны уйти от осуждения не только злодеев, но не должны осуждать и брата своего. За обвинение брата своего в безумстве, то есть в не благочестивой жизни, нарушающей заповеди Божьи, по словам Иисуса Христа человек подлежит геенне огненной.

В древнееврейском государстве существовало страшное место, которое называлось геенной огненной. Этим местом сделалась долина Енномова, которая находилась с юго-западной стороны от Иерусалима, причем недалеко от этого города. В то далекое время, когда евреи занялись идолопоклонничеством, именно в этой долине они совершали свои отвратительные служения Молоху. «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху» ( Иер.32:35 ). Молох, это отвратительный идол огня, которому поклонялись сиро-финикийцы и аммонитяне. Он представлял собой языческое божество в виде медного идола с телячьей головой и протянутыми вперед руками. Евреи разжигали внутри этого идола огонь и когда идол раскалялся докрасна, бросали на протянутые руки идола живых детей, принося их в жертву. Для того, чтобы не были слышны стоны сжигаемых и мучающихся детей, евреи под сопровождение музыкальных инструментов сильно шумели и кричали.

Царь Иосия истребил идолопоклонничество и осквернил это место тем, что туда стали свозить городские отбросы. После того, когда евреи вернулись из плена Вавилонского, они отошли от идолопоклонничества и демонстрировали отвращение к прежнему месту своего идолослужения. Но чтобы усилить свое отвращение к этому месту, евреи стали вывозить в эту долину мусор, нечистоты и трупы оставшихся без погребения. В этой же долине евреи также проводили и смертные казни. От разложения, нечистот, мусора и трупов воздух в этой ужасной долине был таким скверным и зараженным, что для очищения его там постоянно горело пламя. Со временем это страшное и отвратительное место с вечно горящим огнем было прозвано долиной или геенной огненной, и стало жутким, символическим обозначением вечных мучений грешников. В дальнейшем, словосочетанием «геенна огненная» стали обозначать ад, преисподнюю, место постоянных мук и страданий грешников, в котором тоже постоянно пылает огонь неугасимый, место вечных мук, где «червь их не умирает и огонь не угасает» ( Марк 9:44 ).

В своих словах о суде, синедрионе и гиене огненной Иисус Христос показал три вида, три степени гнева, который человек проявляет на своего брата. Иисус Христос также указал на то, что все три степени гнева подлежат осуждению и показал разницу между всеми тремя степенями гнева на брата своего. Но прежде чем разбираться в степенях и оттенках гнева, необходимо уяснить, что суд, синедрион и гиена огненная символически обозначают различные последствия и наказания за разные виды гнева.

Так человек гневающийся на своего брата, но не показывающий своего гнева, уже грешен в том, что гневается и достоин осуждения, и будет нести ответственность за свой гнев перед Богом, как перед судьей.

Тот человек, который во время гнева выражает брату своему презрение в виде оскорбительного словословия «пустой человек», признавая ненужность, бесполезность жизни брата, тем самым, отрицая Божественное предназначение и целесообразность человеческой жизни вообще, такой человек совершает еще больший грех и подлежит большей ответственности, и отвечать уже будет не перед обычным судом, а перед синедрионом, центральным судилищем страны, рассматривающим особо важные дела в столице.

Если же человек, в припадке буйного бешеного гнева, очень сильно оскорбит брата своего тем, что назовет его «безумным», и этим самым, охарактеризовав всю его жизнь не благочестивой, то есть как служение греху, а не Богу, то такой человек совершит самый тяжкий грех, так как берется судить, причем не объективно, о жизни другого человека, хотя не имеет права этого делать, так как только Господь Бог есть наивысший Судия дел людских. За этот вид греха человека ждет серьезное наказание, которое можно сравнить с тем, что при жизни ему надлежит находиться в долине огненной, а в иной жизни постоянно пребывать в геенне огненной.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Иисус Христос, говоря о наказании за все виды гнева, осуждает проявление гнева вообще, призывая людей не гневаться на брата своего и жить в мире и согласии со всеми ближними, проявляя к ним любовь и кротость Христову.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *