Примеры проведения благотворительной акции
Самые необычные примеры благотворительных акций
Примеры благотворительных акций встречаются нам практически каждый день и уже не кажутся чем-то необычным. Многие люди стараются оказать безвозмездную помощь тем, кто в ней нуждается. Все мы знаем, что поддержка необходима детям с тяжелыми заболеваниями, пожилым людям и людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Увидев призыв оказать посильную помощь, мало кто с недоумением отвернется, потому что протянуть руку помощи – это нормально, это заложено в человеческой природе.
Однако мы знаем далеко не все категории людей, которые не могут обойтись без посторонней помощи. Чаще всего их проблемы становятся делом обычным, повседневным, примелькавшимся настолько, что как-то и не задумываешься о том, что и эта проблема решаема. А тем временем эти люди страдают изо дня в день. Но что было бы, если бы и к их бедам было привлечено всеобщее внимание? Возможно, тогда счастливых людей или просто людей, ведущих нормальную человеческую жизнь, на Земле стало бы гораздо больше.
Необычные благотворительные акции как раз направлены на то, чтобы озадачить общество проблемами этих нуждающихся. Такие мероприятия вызывают огромный интерес и вовлеченность наблюдающих, но и требуют от частных организаторов и благотворительных фондов порой идти на крайние меры – привлекать к акциям весь креатив, делая их яркими, необычными, нетривиальными. Поступки волонтеров, участвующих в них, порой могли бы быть занесены в Книгу рекордов Гиннесса, настолько они покоряют своим героизмом и самоотверженностью.
Благотворительные акции в поддержку детей
Самые известные благотворительные акции в поддержку детей с различными онкологическими заболеваниями или детей-инвалидов проходят по всему миру. Это марафоны, финансовая помощь детям с помощью смс, многочисленные концерты, фестивали, ярмарки и другие мероприятия.
Благотворительные акции для детей при этом не всегда проходят под эгидой здоровья. Существуют и другие группы ребятишек, которым так же требуется помощь. Необычные благотворительные акции в их поддержку, организованные не равнодушными людьми, не получают большую огласку, но так же вызывают море ярких незабываемых эмоций. Примеры таких акций немногочисленны, но настолько незабываемы, что пройти мимо них попросту невозможно.
Интерактивная выставка «Помогите вернуть маму!»
Приложение «Одно лицо»
На сайте благотворительного фонда Changeonelife.ru было запущено приложение, позволяющее пользователям найти в детских домах похожих на них детей-сирот. Девиз этой благотворительной акции в поддержку детям сиротам – «В детских домах есть дети, похожие на вас. Найдите друг друга». Таким образом, благотворительный фонд «Измени одну жизнь» помог многим брошенным детям найти максимально похожих на них родителей.
Социальная акция в поддержку детей «Not A Bug Splat»
Пытаясь защитить детей Пакистана от авиабомбардировок, Организация по борьбе за права человека разместила на территории этой страны гигантские портреты с лицами детей, которые жили на территории этой страны и каждый день могли погибнуть. Социальная акция в поддержку детей «Not A Bug Splat» (что в вольном переводе означает «Не соверши ошибку»), была нацелена на психологический фактор: если с высоты птичьего полета люди выглядели как точки, то, разглядев детские портреты, многие пилоты не выдерживали и разворачивались, так и не проведя обстрела. Часть из них уволилась из вооруженных сил навсегда.
Примеры благотворительных акций в поддержку наименее защищенных слоев населения
Благотворительные акции в поддержку детей проводятся довольно часто. Обычно они вызывают огромный резонанс. Но что делать людям, которые не относятся к известным категориям – дети, пожилые люди, люди с опасными заболеваниями? Их жизнь зачастую у всех как на ладони, но мало кто считает, что им тоже необходима помощь.
Необычные благотворительные акции в защиту женщин также неоднократно проводились. Примеры озадачили бы многих мужчин, которые с ними не столкнулись. Столкнувшимся же пришлось испытать на людях чувство стыда.
Известный пример благотворительной акции такого рода – «Беззащитный автомат». В крупнейших торговых центрах России были установлены вендинговые автоматы, которые провоцировали мужчин на применение грубой силы всего лишь тем, что товары в них застревали, вместо того чтобы напрямую попадать в руки покупателю. В итоге мужчина-покупатель вынужден был изо всей силы ударить по автомату, чтобы «выбить» из него купленный продукт. Эффект от такого удара был самый неожиданный: девушка на мониторе, до этого мило улыбающаяся, после сильного толчка по автомату начинала громко рыдать, привлекая осуждающие взгляды других посетителей торгового центра к незадачливому мужчине.
Проведение необычной благотворительной акции – порой задача не из легких и требует настоящего мужества. Яркий тому пример – преодоление 480 км на мотоцикле, управляемом без рук. Байкер Фил Комар решил таким нестандартным способом привлечь внимание общества к людям, страдающим болезнью Паркинсона. Все вырученные средства он передал в фонд, занимающийся исследованием этой болезни, после чего повторил свой путь дважды, каждый раз увеличивая расстояние.
*Примеров благотворительных акций очень много по всему миру. И как жаль, что порой организаторам приходится изощряться, чтобы достучаться до нашего общества, донести до каждого человека, что оказание посильной помощи необходимо тем, кто не в силах решить свои проблемы самостоятельно.
Проектная деятельность «Благотворительная акция «Подари свои лучики добра»»
Организаторы акции: Данная акция проводится по инициативе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) совместно с Тюменцевой Юлией Евгеньевной воспитателем I категории МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок» структурное подразделение «Солнышко», Агеевой Кристиной Сергеевной музыкальным руководителем, родителями.
Актуальность: Мы неоднократно говорим детям о доброте, отзывчивость, милосердии, сопереживании и уважении к другим людям. Но очень тяжелоэто сделать на словах, проще это показать на личном примере через поступки и дела. Ежедневно по телевидению мы видим передачи о детях, оставшихся без попечительства родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию, больных и одиноких людях, о всевозможных благотворительных акциях в их поддержку.
Согласно ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие предполагает среди прочего развитие положительных отношений детей дошкольного возраста к другим людям, ответственности за общее дело. Одной из форм социально-коммуникативного развития детей стало проведение благотворительных акцийсовместно с детьми и родителями. Однажды в разговоре о доброте ребята вспомнили слоган из рекламы «День добрых дел на пятом». Это стало темой нашей беседы о помощи одиноким людям и плавно перешло в настоящий детский проект. После долгих рассуждений, просмотров различных презентаций, видеофильмов по теме, большого количества мероприятий, посещения и общения с пожилыми людьми из клуба «Одиноких сердец» мы пришли к единому мнению о необходимости проведении акции «Подари свои лучики добра».
Благотворительная акция позволяет решить сразу две проблемы, с одной стороны дошкольникам с детства в игровой форме прививается чувство взаимопомощи, доброты, уважения к старшему поколению, а с другой позволяют нам оказывать материальную помощь ребятам, которые в ней нуждаются.
Цель акции: Формирование чувств отзывчивости и доброго отношения к людям, путем вовлечение их в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи.
Задачи:
Предполагаемые результаты: Организация и проведение благотворительного концерта с последующей передачей собранных подарков на нужды детей посещающих КЦСОН.
Ресурсное (материально-техническое) обеспечение проекта: ноутбук, музыкальный центр, интерактивная доска, демонстрационные картинки «Хорошо и плохо», «Добрые дела».
Основные этапы реализации проекта: Проект включал в себе три этапа: мотивационный, практический, заключительный. Воспитатель выступала в роли партнёра, а не руководителя, что позволило ненавязчиво вовлечь детей в работу над проектом. На первом этапе определились с темой, поставили перед собой цель, задачи. Изучили литературу, подобрали презентации по теме, выслушали пожелания и предложения воспитанников, разработали план реализации проекта по пяти образовательным областям.
Содержание образовательного проекта «Подари свои лучики добра» по областям
Рассматривание альбомов, иллюстраций на тему «Благотворительность», «Добрые поступки».
Беседы на темы «История создания благотворительности в России», «Уроки доброты», «Поговорим о доброте».
Беседа о качествах, которыми необходимо обладать добрым людям.
Просмотр и обсуждение презентаций на темы: «Подарите сердцу, люди, доброту», «В мире доброты», «Что такое доброта?», «От сердца к сердцу», «Дружеское тепло».
Беседа с дошкольниками о том, что в нашем селе живут одинокие бабушки, дети, оставшиеся без попечительства родителей, дети с ОВЗ, которые нуждаются в помощи и поддержке.
Просмотр мультфильмов по теме «Приключения кота Леопольда», «Уроки тётушки Совы», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Доктор Айболит».
Игры и беседы по установлению положительных контактов между детьми разных групп. Участие в различных акциях.
Составление описательных рассказов о добрых поступках, по серии сюжетных картин «Уроки доброты».
Рассказы детей из личного опыта добрых дел, помощи престарелым.
Знакомство с пословицами, поговорками о доброте и дружбе;
Восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная
Чтение и заучивание стихов о доброте, рассказов: Т. Лепихина «Искорка добра», В.А. Осеевой «Синие листья».
Организация выставки детских рисунков «Что такое доброта?».
Заучивание музыкального произведения (Песня о доброте) из м/ф «Приключения поросенка Фунтика».
Прослушали и обсудили пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы», М.П. Мусоргского «Баба-Яга (из цикла картинки с выставки)».
Изготовление ладошек трёх цветов (красный, синий, желтый).
Дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Ежедневная тематическая музыкально-ритмическая зарядка «Добрые слова». Тематические физминутки: «Добрые дела». Подвижная игра «Слепец и поводырь»
1 этап-мотивационный: В начале проекта, чтобы заинтересовать и активизировать внимание детей педагог подготовила конверт с изображение грустной бабушки, в котором лежало письмо. Оно пришло на адрес нашего детского сада от руководителя клуба «Одиноких сердец» с просьбой о помощи одиноким пожилым женщинам. В нём говорится о том, что прошедший праздник посвященный Дню Матери прошел в тихой и спокойной обстановке, женщины с грустью вспоминали свои молодые годы, шумный и веселый смех детей, как часто их приглашали в детские сады на тематические праздники, как давно это было. Эти разговоры навели руководителя клуба на мысль пригласить детей из детского сада и порадовать своих подопечных небольшим представлением, поделиться добрыми улыбками, веселым, задорным настроением. В процессе обсуждения воспитанники увлеклись предложением и с удовольствием его поддержали.
2 этап-практический: Началом работы стала беседа, в которой воспитатель говорит о пожилых одиноких бабушках, о тяжело больных детях, или детях оставшихся без попечительства родителей, о том, что им необходимо помогать. В процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в процессе организации различных видов детской деятельности педагоги объясняют, что такое благотворительность, непринужденно подводит детей к теме благотворительной акции. Ребята знакомились с пословицами, поговорками, стихами о доброте. На занятиях узнавали историю возникновения благотворительных акций, о первых её создателях. В ходе художественного творчества дошкольники придумывали и рисовали рисунки на тему «Что такое доброта?». Из тематических картин создавали выставки детского творчества. Просмотрели мультфильмы «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.д., после просмотров обсуждали их содержание, проводили дидактическую игру «Хорошо и плохо». В ходе музыкальной деятельности по выбору дети прослушали множество музыкальных произведений граничащих между добром и злом. Воспитанники так увлеклись проектом, что выразили свое желание помочь бабушкам и передать вырученные подарки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
На вопросы воспитателя о том, что мы можем сделать для бабушек? А как мы можем помочь детям? Дети предлагали различные идеи.
3 этап заключительный: Рефлексия. На заключительном этапе совместно решили: А что, если нам подготовить концерт, пригласить гостей и подарить всем зрителям на этом концерте свои добрые улыбки. Совместно с музыкальным руководителем и пожеланиями детей по выбору песен, танцев и стихов был составлен сценарий благотворительного концерта для посетителей клуба «Одиноких сердец» (приложение 1).
Во время проведения акции царила необыкновенная атмосфера доброты, тепла, поддержки: с утра слышны песни, стихи, притчи о добре; привлекали внимание высказывания и рисунки детей на соответствующую тему.
По окончании Проекта с ребятами, участниками акции проведена беседа с целью получения «обратной связи» о том, что они делали, зачем, какие чувства испытывают, понравилось ли им делать добрые дела.
Итоги проекта. В данном проекте мы осуществили нашу главную цель, решили все поставленные перед собой задачи. Дети стали более активными, сдержанными и сумели довести начатое дело до конца. У них появилось твёрдое желание и дальше помогать людям. Родители воспитанников с большим удовольствием помогали нам, охотно отзывались на любые просьбы, предложения (сопровождать группу на место проведения концерта, передачу подарков в КЦСОН, подготовить костюмы и атрибуты). Благодаря проекту расширились рамки общения между родителями-детьми-педагогами-гостями.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Собирательный креатив. Как придумать необычную акцию
Потенциальные доноры быстрее обратят внимание на фандрайзинг-акцию, если та будет необычной, сможет как-то выделиться на фоне всего происходящего вокруг. В этом смысле НКО, собирающие частные пожертвования, конкурируют не между собой. Они борются за внимание донора, состязаясь со всеми информационными поводами, ежеминутно врывающимися в сознание современного человека. И в этой ситуации необычность — не роскошь, а скорее необходимость.
Забег британских политиков с блинами. Фото с сайта supercoolpics.com
Об авторе
Сталкиваясь с креативным фандрайзинг-решением, задаетесь ли вы вопросом: «И как это они додумались до такого?» Если да, то вам будет полезна эта статья, в которой мы приведем два способа, как можно разработать идею эффективной креативной акции.
Как создать креативную фандрайзинг-акцию?
Первый способ – «Подсмотреть»
Суть этого подхода – «не изобретать велосипед». Вместо того, чтобы выдумывать акцию, скопируйте ее. Откройте интернет и посмотрите, как собирают средства ваши коллеги в других регионах, какие акции проводятся в других странах, как собирали средства в начале XX века. Возможно, вы найдете удачную идею, которую сможете повторить в своем городе, где она будет свежей и необычной. Такой способ, конечно, не самый творческий, но зато позволяет избежать лишних рисков и получить более предсказуемый результат.
Чтобы еще больше быть уверенным в исходе акции, можно выбрать идею, которую уже кто-то повторил и получил хороший результат. Более того, существуют акции, которые с успехом повторяются уже много десятков, если не сотен лет – например, «День белой ромашки» («Белый цветок»). В качестве яркого международного примера, пока еще свежего для России, можно привести акцию «Усабрь».
«Усабрь или Movember. Проводится в ноябре. Все принимающие участие мужчины отращивают усы и, привлекая своей усатостью внимание, собирают пожертвования на благотворительные цели. В России движение стартовало в 2011 году, собрав скромных 15 000 р. В 2012 году ряды русских усабристов пополнились, и было собрано почти 100 000 р.
Два основных способа сбора пожертвований. Во-первых, каждый собирал у своих друзей, знакомых, коллег на работе, даже у клиентов… потом все сдавалось в общую копилку. Во-вторых, было одно большое ключевое мероприятие, куда приглашали всех-всех: иучастников с усами, и группу поддержки без усов. В программе: музыка, конкурсы, фотосессии, ну и, конечно же, дополнительные сборы… В акции принимали участие и девушки с накладными усами :)»
Сергей Михайловский, «Пристань», Санкт-Петербург
А вот пример другой известной акции – «Миллион мелочью»:
«Из собственного опыта: провели акцию «Миллион мелочью», но в несколько ином формате, чем «Подари жизнь» и СБОР. В акции участвовали забрендованные двухлитровые банки, которые разъехались по офисам в количестве около 150 штук. В итоге за месяц собрали более 300 тыс.»
Марина Аксенова, Детский БФ «Солнечный город», Новосибирск
Второй способ – «Креативные компоненты»
Смысл этого способа заключается в работе с компонентами акции. Чтобы акция получилась необычной, необходимо сделать необычным один или несколько ее компонентов либо придумать необычное их сочетание. Для того чтобы проиллюстрировать этот метод, давайте выделим следующие компоненты: метод, цель, средства, время и место.
1. Метод: как проводится акция?
Метод — это то, что вы предлагаете сделать людям. Поиграть, подискутировать, потанцевать, попеть, поесть — почти любому методу можно придать благотворительный аспект. Если людям будет интересно само действо акции, это позволит вовлечь в нее больше участников, чем вскучную.
Вот иллюстрация креативного метода на примере акцииодной из участниц дистанционного курса «Привлечение частных пожертвований в НКО» (2013):
«На фестивале «Мир без наркотиков» были установлены гигантские весы с двумя чашами – «добро» и «зло». Кроме сбора пожертвований, целью также был выбор человеком добра либо зла. В чашу весов зла бросали шприцы, бутылки, а в добро – пожертвования и конфеты».
Евгения Колпакова, Руководитель отдела развития, фандрайзер Межрегионального фонда Центр реабилитации «Дом Надежды на Горе», Санкт-Петербург
2. Цель: для чего проводится акция?
Ответ на этот вопрос определит и то, в пользу когопроходит сбор средств, а также что собирается в рамках акции (деньги, вещи, какие-то предметы). Цель такжеявляется полем для творчества, ведь необычная цель выделит акцию из общего ряда.
3. Средства: при помощи чего проводится акция?
Чем необычнее используемые в акции артефакты, объекты, символы или даже люди, тем выше шансы привлечь внимание.
«У нас есть Большая Рыба из вогульских мифов – большой, шагающий на четырех ногах арт-объект с карманами для сбора желаний, которые пишутся на бересте. Большая Рыба – главный персонаж и символ нашего фестиваля-путешествия «Долгий путь Большой Рыбы реки Чусовой» по Чусовой, Каме, Волге до Астрахани (в Каспийском море, согласно мифам, страна предков, где все желания исполняются) с остановками во многих Волго-Камских городах. Иногда во время акций мы просим всех, кто играет в нашу Большую Рыбу, поблагодарить Рыбу за ее доброту, и люди охотно откликаются.Иногда в берестяной коробке мы обнаруживаем значительные суммы».
Надежда Окорокова, директор Фонда «Нанук», Пермь
4. Время: когда проводится акция?
Мероприятие, приуроченное к какому-то событию, ситуации или времени года уже является уникальным в силу этого события/времени, а также гарантированно привлечет внимание тех, кого это событие/время касается.
Примеры событийных сборов:
5. Место: где проводится акция?
Вот примеры акций с необычным местом проведения:
Сочетание компонентов
Кроме придания необычности отдельным компонентам, можно придумать необычное их сочетание.
Хорошим примером сочетания компонентов может служитьакция «Бег с блинами».
«…накануне Пепельной среды члены британского парламента и пэры временно отложили в сторону свои официальные обязанности и оставили политические разногласия, чтобы принять участие в ежегодном благотворительном беге с блинами… Эта благотворительная акция проходила перед зданиями парламента в Лондоне. В этих бегах ежегодно участвуют команды от палаты лордов и палаты общин. Кроме того, с ними соревнуются представители «галереи прессы», куда входят корреспонденты газет, освещающие работу парламента. Участники соревнований должны пробежать от старта до финиша, держа в руках сковородку, на которой лежит блин. При этом на бегу необходимо подбрасывать блин в воздух так, чтобы он переворачивался и падал обратно в сковороду. В прошлом году с блинами лучше бегали члены палаты общин. А в этом году первыми оказались британские лорды. Средства, вырученные от этого мероприятия, направлены в фонд благотворительной организации Rehab, которая оказывает помощь инвалидам и пожилым людям».
Давайте проанализируем эту акцию:
Если посмотреть в отдельности на каждый компонент, то мы не увидим ничего необычного, все они — весьма традиционные и не способны по отдельности вызвать сильный интерес. Вся уникальность акции заключается в следующих сочетаниях:
Таким образом, видно, что традиционное средство «блины» в сочетании с другими традиционными компонентами рождает очень свежий нестандартный формат акции — бег чиновников с блинами у здания парламента. Согласитесь, на это хочется посмотреть!
Итак, прежде чем изобретать что-то новое, посмотрите, не изобрел ли это уже кто-то другой. И если изобрел — скопируйте то, что вам понравится и покажется применимым в вашей ситуации. Если же вы хотите именно придумать нечто креативное, помните: необычной акцию могут сделать либо необычные компоненты, либо необычное их сочетание.
Однако не стоит забывать, что необычность в данном случае не является целью. Необычность ради необычности может привести к тому, что затраты организаторов превысят собранные средства. Нестандартность акции — лишь еще один компонент в уже более сложном механизме под названием «эффективная фандрайзинговая акция». Именно поэтому фандрайзеру стоит внимательно взвесить все возможные преимущества и риски, прежде чем окончательно принять решение о степени необычности предстоящей акции.
Электронный журнал о благотворительности
Филантроп
Как грамотно организовать и провести благотворительное мероприятие: советы юриста
Ярмарки, благотворительные концерты, вечеринки, аукционы, творческие встречи — все эти форматы мероприятий очень популярны среди НКО, это один из самых востребованных инструментов фандрайзинга. Однако в проведении каждого мероприятия есть свои юридические тонкости. Юрист группы компаний Philin Philgood Ольга Жарова рассказывает, что нужно учесть, чтобы сделать все законно и избежать проблем.
Фото-финалист конкурса «ОБЪЕКТИВная благотворительность», мероприятие фонда «ОМК-Участие»
1. Аукционы: почему и какой налог нужно будет заплатить?
Любой аукцион предполагает продажу товаров за деньги, поэтому законодательством это трактуется как коммерческая деятельность. Под категорию пожертвований полученные денежные средства не попадают, потому что не предусматривают безвозмездное участие — в случае аукциона всегда подразумевается, что жертвователь получает что-то взамен.
Коммерческая деятельность облагается налогом на прибыль, и здесь его тоже нужно заплатить. Налог должен быть оплачен с тех средств, которые будут выручены от реализации всех лотов аукциона. Его сумма зависит от того, какую систему налогообложения применяет некоммерческая организация. Чаще всего НКО находятся на упрощенной системе налогообложения и уплачивают 6%.
Чтобы мероприятие было законным, нужно корректно оформить его как коммерческую деятельность, причем именно как аукцион: должны быть все документы и положения, которые касаются принятия имущества на баланс организации и последующей его реализации.
К слову о балансе. Все лоты, которые реализуются на аукционе, должны быть записаны на организацию, иначе, если НКО не является собственником, у нее нет законных оснований его продавать.
С участниками, которые приобрели лоты, необходимо заключить договор купли-продажи, на основании которого будет произведена оплата и уплачен налог. Здесь есть интересный нюанс: если вы собираетесь выставить в качестве лота картину, которую, к примеру, вашему фонду пожертвовал известный художник, вам придется предварительно заплатить налог — использование пожертвованного имущества в коммерческой деятельности признается нецелевым использованием. Проще использовать вещи, которые вы приобрели, а не те, которые вам подарили.
Есть еще одно решение, как провести аукцион «безболезненно»: заручиться поддержкой бизнес-партнера, который возьмет на себя организационные вопросы и, как следствие, оплату налогов. На практике это может быть как компания, так и отдельный человек. Партнер берет на себя все обязательства по заключению договоров с теми, кто приобрел лоты, и с теми, кто передает предметы для аукциона. После этого он оплачивает налоги, а дальше все средства передаются НКО вместе с договором пожертвования.
Вывод: оформляйте документацию аукциона согласно требованиям и будьте готовы заплатить налоги или найти партнера, который возьмет их оплату на себя.
2. Благотворительные ярмарки: в каком случае распространение продукции фонда — коммерческая деятельность, а в каком нет?
Благотворительная ярмарка — тоже коммерческая деятельность, по итогам которой нужно заплатить налог, потому что на ней продаются товары за определенную сумму. Например, НКО могут продавать свою сувенирную продукцию: худи, футболки, чашки и т.д. Чтобы правильно все оформить, следует подготовить приказ директора и прописать, что на предстоящей ярмарке (важно указать ее название, дату и место проведения) будет реализована определенная продукция по определенной стоимости. Чтобы оформить продукцию внутри НКО достаточно счета, который оплатила организация, — договор на изготовление является необязательным. Но есть нюанс: при продаже нужно заранее оформить дополнительный приказ директора, где прописать, для чего НКО заказывает продукцию и на что пойдут вырученные средства. При оформлении заказа стоит объективно оценивать, сколько товаров вам удастся продать на ярмарке, чтобы не потратить больше, чем приобретете.
Существует также несколько форматов участия в ярмарках, которые не трактуются как коммерческая деятельность и не облагаются налогом.
Первый вариант — поставить на ярмарке ящик для сбора пожертвований с опознавательными символами НКО и за каждое добровольное пожертвование давать людям знаки отличия с целью популяризации уставной деятельности организации. Любой желающий может подойти к стойке НКО, узнать больше о ее деятельности и по своему усмотрению пожертвовать какую-то сумму. В качестве знаков отличия можно использовать браслеты с логотипом фонда или значки. Конкретные цены прописывать не стоит: «За пожертвование от 100 рублей человек получит браслет, а за пожертвование от 500 рублей — книгу». Это уже коммерческая деятельность, потому что установлены цены на определенные вещи, которые будут переданы донору в обмен на пожертвование. Перед использованием ящика для пожертвований важно будет обязательно обратиться к Федеральному закону «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» — в этом году были установлены законодательно правила использования ящиков.
Еще один формат — ярмарка, на которую НКО приглашает в качестве участника другая организация, например, школьная благотворительная ярмарка. В преддверии Нового года школа может организовать свою внутреннюю ярмарку, а все вырученные средства передать в пользу фонда. Здесь тоже есть несколько нюансов, которые нужно учесть.
Во-первых, стоит заранее оповестить родителей о том, что пройдет благотворительная ярмарка в пользу НКО, чтобы они понимали, на что участники ярмарки (возможно сами дети) смогут потратить деньги. Брать согласие у родителей на проведение такого мероприятия самой некоммерческой организации не обязательно — это остается на усмотрение школы.
Во-вторых, если с инициативой провести ярмарку приходит сам фонд, то со школой необходимо оформить договор или соглашение, чтобы предусмотреть условия нахождения НКО внутри образовательного учреждения. Кроме того, так как всю деятельность реализует сама школа, важно убедиться, что она сможет после ярмарки сделать пожертвование в адрес НКО — нужно заранее узнать ее организационно-правовую форму и, скорее всего, получить согласие учредителя или иного уполномоченного органа.
Наиболее яркий пример: государственные школы. Они являются учреждениями, а учредителем — государство. Все документы по ярмарке будут оформлены школой, а не НКО, потому что ярмарка — внутришкольное мероприятие, в котором НКО – не организатор, а планируемый благополучатель денежных средств. Фактически денежные средства должна будет собирать школа и в дальнейшем со своего счета перечислять НКО. Для государственных школ это сделать крайне проблематично, поэтому скорее всего государственная школа не согласится на такой формат проведения. Но, к примеру, НКО сможет разместить ящик для пожертвований на подобной ярмарке.
Важно также знать, что с 2019 года было введено новое правило: при осуществлении коммерческой деятельности среди физических лиц, им необходимо выдавать чеки. Конечно, это не касается пожертвований, но если человек платит деньги за какой-то товар или услугу, то ему должен быть выписан чек. Ярмарок это также касается.
Вывод: выбирая формат благотворительной ярмарки, четко определитесь, продаете вы продукцию или передаете сувенир в качестве благодарности за любое пожертвование — от этого зависит, является ваша деятельность коммерческой или некоммерческой.
3. Благотворительные отчисления: как перечислить процент от продаж в пользу благотворительности?
Часто НКО и различные коммерческие организации договариваются о проведении благотворительных акций. В рамках таких акций процент от продажи товаров/услуг/билетов на мероприятия коммерческой организации перечисляется в НКО в качестве пожертвования. Для этого нужно заключить договор пожертвования, содержащий специальные условия акции, но без указания точной суммы, так как заранее она не может быть известна.
После окончания акции стоит составить специальное приложение к договору, в котором организатор напишет, сколько всего было собрано средств, например, с концерта, а также какой процент от этой суммы уходит в НКО и фактическую сумму пожертвования. Без такого приложения договор не будет считаться заключенным — нужно обязательно прописать предмет договора. В данном случае предмет — это то, что жертвуется, то есть конкретная сумма денег.
Все организационные моменты и уплата налога на коммерческую деятельность лежат на доноре. Стоит отметить, что коммерческие организации могут делать пожертвования только из чистой прибыли. Любое пожертвование будет перечисляться после всех налоговых выплат.
Договор пожертвования лучше заключать до начала акции, чтобы сразу установить, какой процент будет перечислен. Часто это бывают длительные акции, которые идут несколько месяцев, и лишь после их окончания денежные средства уходят в НКО. Конечно, если взаимоотношения между НКО и организатором мероприятия строятся на доверии, то можно заключить и обычный договор пожертвования по факту проведения акции.
В этом же договоре важно прописать, что обе стороны могут использовать логотипы и наименования друг друга. Если это не предусмотреть, то использование НКО символики организатора акции могут расценить как рекламу. А это может повлечь за собой дополнительное налогообложение.
Вывод: пропишите в документах условия акции, в том числе, какой именно процент от суммы будет переведен в НКО и в какие сроки — это поможет обеим сторонам понимать договоренности и соблюдать их.
4. Подарки: можно ли дарить творческие поделки подопечных?
Когда фонды решают подарить рисунки своих подопечных амбассадорам и крупным жертвователям или продать их в качестве сувениров, могут возникнуть проблемы с авторскими правами.
Если вы дарите рисунки или любые иные поделки благополучателей, то можно просто взять у них согласие на то, что, к примеру, рисунок будет использован НКО для реализации уставной деятельности.
Договор заключают в случае, если идет продажа рисунка — тогда важно отметить, что благополучатели не возражают против коммерческой деятельности и не хотят никаких отчислений. В таком договоре следует конкретно прописать все нюансы: что автор рисунка не имеет ничего против его использования в уставной и коммерческой деятельности на протяжении неограниченного времени, а также не возражает, если фонд будет использует рисунок для нанесения на худи, открытки или другую сувенирную продукцию.
Можно также прописать пункт про территориальные ограничения. Например, что распространять рисунок можно только в России или, наоборот, без территориальных ограничений. Это будет полезно, если вы захотите отправить изображение донору из другой страны.
Если автору рисунка нет 18 лет, то договор заключается с родителями или с их согласия. Если ребенок воспитывается в детском доме, то необходимо согласие опекуна или попечителя. Им может быть кто-то из взрослых, сам детский дом или органы опеки.
Вывод: творческие поделки подопечных могут быть подарками, но предварительно нужно документально подтвердить права НКО на их использование.
5. Мероприятия: можно ли делать пожертвование оплатой за вход?
Часто НКО организовывают мероприятия с платным входом, позиционируя оплату как пожертвование. Это неверно, такая деятельность является коммерческой, а значит, должна облагаться налогом.
При организации офлайн-мероприятия лучше установить внутри помещения ящики для пожертвований или, например, арендовать в банке специальную онлайн-кассу для этих целей. В рамках онлайн-мероприятий также можно собирать пожертвования через специальных провайдеров и кнопку «пожертвовать». Однако само мероприятие стоит сделать открытым для всех желающих — сбор пожертвований корректнее осуществлять уже внутри и по желанию. Если же вход платный, то это коммерческая деятельность, и оформлять ее нужно соответствующе.
Вывод: не берите с посетителей плату за вход как пожертвование, лучше продумайте интересные форматы для пожертвований на самом мероприятии.