Примак что это значит
Примак: почему на Руси не уважали мужчин, живших в доме жены
Причин, по которым на Руси мужчина шёл жить в дом к родителям жены, или как презрительно называли это в давние времена «шёл в примаки», было несколько.
Существовал обычай, по которому самый младший ребёнок в семье оставался в родительском доме и ухаживал за престарелыми родителями, когда они становились немощными. В случае, если это была девушка, её муж часто переходил жить в дом к тестю и тёще, поддерживая своим трудом хозяйство и фактически становясь хозяином в доме.
Иногда такая мера была вынужденной, например, в семье не было других детей или из-за войны или эпидемии вообще не было молодёжи. Тогда старики были рады принять в дом молодого мужчину: мужа дочери, племянницы, внучки или даже вдовой невестки, потому что на кону стояло выживание семьи.
Нет хозяйства — иди в примаки
Мужчин идти в примаки могли заставить разные обстоятельства: бедность семьи, имущественное неравенство по сравнению с семьёй невесты (мужчина мог быть небедным, но семья жены могла быть еще богаче), и наконец, различные жизненные обстоятельства – война, пожар или народный бунт, при которых крестьянин мог полностью лишиться собственного двора и сбережений.
Главное – договор
По сложившийся традиции на Руси жена приходила в дом мужа и приносила с собой приданное, теряя право на собственность своей семьи, а её муж вообще ни при каких обстоятельствах не мог претендовать на отчий дом жены.
Но в случае примачества получалось наоборот – мужчина приобретал право на имущество семьи жены. Советский историк Вадим Александрович Александров в труде «Обычное право крепостной деревни России» указывал, что в этом случае семья жены тщательно оговаривала с мужчиной условия его вхождения в дом.
Ты – нам, мы – тебе
Очень часто договор заключался в письменной форме: подобные акты были распространены на Русском Севере, начиная с XVI века, и заключались между женихом и отцом невесты или её матерью.
Грамота некоего пожилого крестьянина Иева Михайлова из городка Ухтострова, который на старости лет остался один с 18-летней дочерью и боялся «пойти по миру», оговаривала, что его зять и дочь наследуют его дом и хозяйство, а за это обязаны внести на помин его души 4 гривны «попам и клиросу».
У поморских и холомгорских крестьян часто встречалось «договорное письмо», где оговаривалось, что зять обязан до смерти содержать родителей жены, а после их смерти вместе в ней наследовать всё имущество.
Договоры с примаками были подробнейшими, поскольку крестьянские семьи на Руси были сложными, составными: часто под одной крышей жили двоюродные братья, мужья дочерей, сестёр и племянниц, чужие люди.
В них оговаривалось, какое имущество примак приносил с собой, какое имущество ему доставалось и какие обязанности он должен был выполнять, и даже оговаривалось, что отец примака не имел право забирать его работать на своём поле.
Иногда тесть и тёща защищали зятя от возможных будущих притеснений со стороны собственных детей. В случае, если родные сыновья отбирали у зятя имущество, то они обязаны были заплатить ему по 100-150 рублей за каждый «отработанный» на семью жены год, что было неподъемной суммой.
Договор договору рознь
В одних случаях, по договору примак приобретал имущество только по прошествии определённого времени, которое он должен был «отработать». В других – сразу становился хозяином дома и хозяйства, а в некоторых случаях при женитьбе на дочери какого-нибудь особого скупого кулака, мог проработать много лет и остаться ни с чем.
Например, в 1735 году под Серпухховом крестьянин Ананий Акимов принял в семью мужа свояченицы крестьянина Семёна Фролова, который обязался быть у него « в послушании» 12 лет, после чего получал в собственность половину имущества и мог отделиться.
Если мужчина приходил жить в дом к вдове с малыми детьми, то между ним и женщиной тоже заключался договор, по которому он был обязан заботиться о её малолетних детях, а в случае смерти жены – каждому ребёнку отделить долю от имущества.
Поскольку расторжения брака в православной России практически не было, договорные грамоты о примачестве тоже считались вечными и не расторгались.
Примачество как способ сохранить хозяйство
Часто крестьяне, имевшие крупное хозяйство, прибегали к примачеству специально, чтобы не делить хозяйство, например, в поместье Орловых крестьянин Еремей Иванов принял примака, чтобы не делить хозяйство между детьми.
Иногда крестьяне отдавали в примаки сыновей, чтобы оставить хозяйство в наследство только одному из детей. Но чаще примачество было продиктовано необходимостью выживания.
Лучше в примаки, чем в рекруты
Бывали случаи, когда родня жены не просто приобретала помощника, но и сразу же зарабатывала на нём, заставляя семью примака отдать им часть доли, которая принадлежала мужчине. А бывало и наоборот – к примеру, в селе Сидоровском в 1788 году Фёдор Григорьев отпускал в семью к Тихону Егорову сына, но при этом Тихон обязался выкупить за примака рекрутскую очередь и заплатить за его отца оброк за два года.
К слову, в центральных регионах России примачеством многие мужчины спасались от службы в армии, это было распространено повсеместно.
Хорошо устроился?
К примакам на Руси относились не всегда положительно, считая, что «настоящий мужик» должен жить своим двором и приводить жену к себе.
Они могли и не подозревать, что мужчине приходилось работать до седьмого пота, поднимать чужих детей, терпеть дурной характер стариков и не иметь возможности уйти, потому что часто в договорных письмах оговаривалось, что ушедшие раньше срока примаки оставались ни с чем.
Примак
В словаре Даля:
Цитата:
зять, принятый в дом тестем, призяченный,влазень, животник.
В словаре Ушакова:
Цитата:
Человек, поселившийся после женитьбы в семье жены, принятый в семью жены.
У Даля, конечно, более архаичное толкование, в первую очередь, для патриархальных русских семей. Т.е. всегда было принято, что мужчина приводил жену в СВОЙ дом. А если он шел в дом жены (то есть своего дома просто нет) то он шел в дом к тестю, поскольку тесть являлся хозяином дома.
По сути этот термин и по сей день живой, только трансформировался.
Так вот, камрады. У многих сейчас ситуация после развода такова, что планируя возможный последующий брак (неважно, гражданский или законный), мы относимся к этому достаточно цинично, или по крайней мере, с большим практицизмом.
Конечно, неплохо, если у обоих «хорошо» материально. Т.е. «давай твою трешку сдадим в аренду, поживем в моей четырехкомнатной, а на деньги от аренды съездим, побродим пару недель по Парижу» Very Happy
Ваши мнения, камрады? Cool
2.Это когда молодые люди женятся и муж идет жить к жене. Вот и говорят, что пошел в «примаки».
Это значит этого лоха приняли в дом родителей жены жить, у него нету своего жилья куда бы он привел свою жену.
Этот статус примака ничего хорошего не сулит уважающему себя мужику. Зато бесхребетную тряпку устроит полностью, как бездомного бобика которому подогнали конуру и хавчек
Примак (обл. устар.). Человек, поселившийся после женитьбы в семье жены, принятый в семью жены.;
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.
К новому русскому приходит дочка и говорит:
— Папа, я выхожу замуж.
— Как?! За кого?
— За сокурсника…
— Че! Ты совсем сдурела?
— Ну любовь, папа… Понимаешь, сердцу не прикажешь…
— Ну ладно… ты хоть приведи его, познакомимся…
Приводит она молоденького студента, сидят они, кушают, выпивают. НР говорит:
— Слышь, зятек, вот дочка у меня шубки по 10000 зелени меняет каждый месяц. Как, мне интересно, вы жить то будете? Как ты ее содержать будешь…
— Бог поможет…
— А еще она у меня привыкла в Париж летать каждую неделю новую прическу делать.. Как теперь?
— Бог поможет…
— Да, и вот ездить она предпочитает на Феррари или Порше, каждые полгода новую модель берет…
Как ты себе представляешь совместную жизнь с ней?
— Бог поможет…
Ну посидели, ушел жених домой. Дочка и спрашивает:
— Ну как, пап, тебе мой жених?
— Ну как?… Лох лохом, но когда меня Богом называют, мне нравится!
Upd. В соседнем предложении в том же разговоре с той же ухмылкой было сказано: «да я получала почти как ты, а иногда и больше». Это сказал тот же человек, который, принеся больше денег, на мою напряженность этим долго-долго объяснял, что она не такая, прогрессивная, и что ничего тут такого нет.
Не идти жить примаком
Это правило не должно иметь исключений и компромиссов, даже если будет казаться что чуть отступить это очень выгодно и разумно. Очень много семей распалось именно из-за того что мужчина согласился хоть временно пожить с тещей у нее в доме или квартире, хотя и у своей матери тоже можно получить проблем не меньше. Среди «аргументов» ему могут привести следующие: экономия на съемном жилье, помощь родителей в ведении хозяйства или в воспитании ребенка, более удобное расположение родительского жилья или его лучшее качество, плохое самочувствие родителей и поэтому необходимость жить вместе, последнее часто является манипуляцией одиноких женщин потерявших вместе с уходом от них детей смысл жизни и стремящиеся любым способом вернуть их обратно. Здесь суть проблемы в том, что авторитет мужчины в глазах женщины быстро падает если он не контролирует ситуацию, а находясь не на своей территории он не может ее полностью контролировать в принципе, поэтому женщина на подсознательном уровне перестает воспринимать мужа как вожака и либо переключается на свою мать, либо начинает искать более доминантного мужчину на стороне, а может и просто начать создавать тяжелую психологическую атмосферу, оспаривая каждое решение мужа, отказывая ему в сексе и устраивая скандалы без всякой видимой причины, а причина в том, что ее муж больше не вожак и его надо либо изгнать, либо сильно понизить статус. Причем нельзя просто на время (например пока копятся деньги на собственную квартиру) потерять контроль над ситуацией, а потом восстановить, здесь обратного хода нет, потерянный авторитет мужчины в глазах женщины не восстанавливается.
«Шёл в примаки»: про каких мужчин так говорили на Руси
Причин, по которым на Руси мужчина шёл жить в дом к родителям жены, или как презрительно называли это в давние времена «шёл в примаки», было несколько.
Существовал обычай, по которому самый младший ребёнок в семье оставался в родительском доме и ухаживал за престарелыми родителями, когда они становились немощными. В случае, если это была девушка, её муж часто переходил жить в дом к тестю и тёще, поддерживая своим трудом хозяйство и фактически становясь хозяином в доме.
Иногда такая мера была вынужденной, например, в семье не было других детей или из-за войны или эпидемии вообще не было молодёжи. Тогда старики были рады принять в дом молодого мужчину: мужа дочери, племянницы, внучки или даже вдовой невестки, потому что на кону стояло выживание семьи.
Нет хозяйства — иди в примаки
Мужчин идти в примаки могли заставить разные обстоятельства: бедность семьи, имущественное неравенство по сравнению с семьёй невесты (мужчина мог быть небедным, но семья жены могла быть еще богаче), и наконец, различные жизненные обстоятельства – война, пожар или народный бунт, при которых крестьянин мог полностью лишиться собственного двора и сбережений.
Главное – договор
По сложившийся традиции на Руси жена приходила в дом мужа и приносила с собой приданное, теряя право на собственность своей семьи, а её муж вообще ни при каких обстоятельствах не мог претендовать на отчий дом жены.
Но в случае примачества получалось наоборот – мужчина приобретал право на имущество семьи жены. Советский историк Вадим Александрович Александров в труде «Обычное право крепостной деревни России» указывал, что в этом случае семья жены тщательно оговаривала с мужчиной условия его вхождения в дом.
Ты – нам, мы – тебе
Очень часто договор заключался в письменной форме: подобные акты были распространены на Русском Севере, начиная с XVI века, и заключались между женихом и отцом невесты или её матерью.
Грамота некоего пожилого крестьянина Иева Михайлова из городка Ухтострова, который на старости лет остался один с 18-летней дочерью и боялся «пойти по миру», оговаривала, что его зять и дочь наследуют его дом и хозяйство, а за это обязаны внести на помин его души 4 гривны «попам и клиросу».
У поморских и холомгорских крестьян часто встречалось «договорное письмо», где оговаривалось, что зять обязан до смерти содержать родителей жены, а после их смерти вместе в ней наследовать всё имущество.
Договоры с примаками были подробнейшими, поскольку крестьянские семьи на Руси были сложными, составными: часто под одной крышей жили двоюродные братья, мужья дочерей, сестёр и племянниц, чужие люди.
В них оговаривалось, какое имущество примак приносил с собой, какое имущество ему доставалось и какие обязанности он должен был выполнять, и даже оговаривалось, что отец примака не имел право забирать его работать на своём поле.
Иногда тесть и тёща защищали зятя от возможных будущих притеснений со стороны собственных детей. В случае, если родные сыновья отбирали у зятя имущество, то они обязаны были заплатить ему по 100-150 рублей за каждый «отработанный» на семью жены год, что было неподъемной суммой.
Договор договору рознь
В одних случаях, по договору примак приобретал имущество только по прошествии определённого времени, которое он должен был «отработать». В других – сразу становился хозяином дома и хозяйства, а в некоторых случаях при женитьбе на дочери какого-нибудь особого скупого кулака, мог проработать много лет и остаться ни с чем.
Например, в 1735 году под Серпухховом крестьянин Ананий Акимов принял в семью мужа свояченицы крестьянина Семёна Фролова, который обязался быть у него « в послушании» 12 лет, после чего получал в собственность половину имущества и мог отделиться.
Если мужчина приходил жить в дом к вдове с малыми детьми, то между ним и женщиной тоже заключался договор, по которому он был обязан заботиться о её малолетних детях, а в случае смерти жены – каждому ребёнку отделить долю от имущества.
Поскольку расторжения брака в православной России практически не было, договорные грамоты о примачестве тоже считались вечными и не расторгались.
Примачество как способ сохранить хозяйство
Часто крестьяне, имевшие крупное хозяйство, прибегали к примачеству специально, чтобы не делить хозяйство, например, в поместье Орловых крестьянин Еремей Иванов принял примака, чтобы не делить хозяйство между детьми.
Иногда крестьяне отдавали в примаки сыновей, чтобы оставить хозяйство в наследство только одному из детей. Но чаще примачество было продиктовано необходимостью выживания.
Лучше в примаки, чем в рекруты
Бывали случаи, когда родня жены не просто приобретала помощника, но и сразу же зарабатывала на нём, заставляя семью примака отдать им часть доли, которая принадлежала мужчине. А бывало и наоборот – к примеру, в селе Сидоровском в 1788 году Фёдор Григорьев отпускал в семью к Тихону Егорову сына, но при этом Тихон обязался выкупить за примака рекрутскую очередь и заплатить за его отца оброк за два года.
К слову, в центральных регионах России примачеством многие мужчины спасались от службы в армии, это было распространено повсеместно.
Хорошо устроился?
К примакам на Руси относились не всегда положительно, считая, что «настоящий мужик» должен жить своим двором и приводить жену к себе.
Они могли и не подозревать, что мужчине приходилось работать до седьмого пота, поднимать чужих детей, терпеть дурной характер стариков и не иметь возможности уйти, потому что часто в договорных письмах оговаривалось, что ушедшие раньше срока примаки оставались ни с чем.
Кто такой примак?
На Руси «примак» называли мужчину, пришедшего жить в дом жены. Таких в моем роду Коробейниковых было двое: Сидор Степанович женился на вдове, а его внук Арсентий, лишившись хозяйства, пошел во двор к тестю.
В старину такое считалось постыдным, в семье примака главой был не он сам, а тесть или вдовствующая теща. Потому в примаки шли редко, в основном из-за бедности, отсутствия своего хозяйства.
Традиционно, молодая приходила в дом мужа с приданным. На наследство своих родителей она уже не претендовала.
Семья оговаривала условия вхождения в дом молодого мужчины – примака. Варианты могли быть самыми разнообразными. Например, он должен досмотреть родителей супруги (актуально в случае отсутствия у них других живых детей рядом), а взамен получал оговоренное наследство. Или должен отработать определенное количество лет, не общаться/не помогать своим родителям, заниматься исключительно хозяйством тестя и т.п.
Читала я историю, как тесть через суд заставлял свекра платить неустойку за то, что примак, будучи в гостях, помогал отцу на пашне (примерно 1880год).
Все имущество, которое муж — примак принес с собой «описывалось» и считалось его личным.
Получить наследство можно было сразу, либо по прошествии оговоренного времени, которое он «отрабатывал», а мог и ничего не получить, если родитель отличался скупостью. А бывали случаи, когда примак просто не доживал до старости от тяжелых условий работы и жизни. (Читать подробнее статью про быт крестьян)
Иногда возникали споры с родными жены. Их можно понять – родные дети ущемлялись в правах ради чужака. Но у примака была своеобразная защита: за отобранное наследство шурина обязывали выплачивать компенсацию в размере 120 рублей, а это была практически неподъемная сумма для тех лет. Поэтому такие нарушения встречались крайне редко, и разногласия регулировались между членами семьи самостоятельно.
Что касается случаев, когда мужчина приходил в дом к вдове, то в случае ее смерти детям обязательно выделялась доля хозяйства.
Так, мой предок Коробейников Сидор сошел с родным сыном в соседнюю деревню после смерти жены, оставил двор пасынкам, а на свою часть обустроил новое хозяйство.
Примачество было еще и способом уклониться от службы в армии. Например, тесть выкупал рекрутскую повинность, а свекр отпускал в примаки своего сына. Например, если в семье одни девочки, и работать некому, то таким образом «покупался» работник.
Отношение к примакам было негативным, возможно, из зависти: хорошо устроился, получит наследство жены и т.п. Но мало кто задумывался, что приходилось терпеть стариков, родню жены, воспитывать чужих детей, усиленно работать и отказаться от заданий тестя никак нельзя.
Вам так же будет интересно прочитать другие мои статьи:
Значение слова «примак»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Примак, Артём Алексеевич (род. 1993) — российский легкоатлет, специализирующийся на прыжках в длину.
Примак, Максим Владимирович (род. 1981) — российский футболист.
Примак, Наталья Анатольевна (род. 1985) — российская киноактриса.
Примак, Николай Алексеевич (1925—1943) — советский военнослужащий, Герой Советского Союза.
Примак, Павел Александрович (1911—1943) — советский военнослужащий, Герой Советского Союза.
Примак, Степан Максимович (1927—2002) — советский передовик производства, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
ПРИМА’К, а́, и ПРИМА’КА, и, м. (обл. устар.). Человек, поселившийся после женитьбы в семье жены, принятый в семью жены.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прима́к
1. разг. муж, принятый в семью жены и живущий в её доме ◆ Артем неизвестно почему порвал свою трехлётнюю дружбу с красавицей Галей, дочерью каменотеса, работницей-портнихой, и пошёл «в примаки» к серенькой Стеше, в семью из пяти ртов, без единого работника. Н. А. Островский, «Как закалялась сталь», 1930-1934 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова огрублять (глагол), огрубляет: