Прикладной бакалавриат что это
Краткое описание
В системе высшего образования была проведена реформа, по итогам которой бакалавриат разделили на прикладную и академическую форму. У первого варианта более узкая целенаправленность, так как основной упор сделан на практические навыки. А вот во втором случае речь касается традиционного высшего образования, так как никакие особые нововведения в этом направлении не были введены.
После получения долгожданного диплома выпускники высших учебных заведений могут убедиться в том, что потенциальные работодатели чаще всего ищут тех специалистов, которые закончили программы прикладного бакалавриата. По сути, это те же теоретики. Основное преимущество таких выпускников — наличие высокой практической подготовки.
Те, кто выберет прикладную форму бакалавриата, смогут воспользоваться следующими преимуществами:
Крупные организации предпочитают взаимодействовать с университетами, так как это помогает подготовить определённых специалистов, которые в будущем легко справятся с поставленной задачей. Такое предприятие будет использоваться в качестве стартовой площадки, благодаря которой студенты смогут отработать полученные навыки.
Абитуриентам следует обратить внимание на то, чем отличается академический бакалавриат от прикладного:
Первые этапы программы обучения в обоих случаях абсолютно одинаковые. Это позволяет студенту сделать окончательный выбор.
Особенности прикладного бакалавриата
Наличие высшего образования является обязательным условием успешного трудоустройства на высокооплачиваемую должность. Международный опыт показал, что максимальную результативность бакалавриат показывает в том случае, когда речь касается обучения менеджменту, экономике. Дипломный проект разрабатывается с учётом того, что студент должен в сжатые сроки решить практическую задачу для крупной компании.
Сегодня эксперимент по бакалавриату успешно стартовал более чем в 45 университетах Москвы, Санкт-Петербурга, а также в других регионах России. Специалисты планируют, что в 2020 году около 35% учащихся остановят свой выбор на бакалавриате прикладного типа. На это повлияет то, что на академическую форму обучения будут установлены более высокие проходные баллы, из-за чего поступление в вуз будет проблематичным.
Академическая форма обучения
Программа подготовки дипломированных специалистов направлена на создание прочного теоретического фундамента по многочисленным дисциплинам. Практика в этом случае практически отсутствует, так как изначально предполагается, что все необходимые навыки молодой специалист получит на работе. Эта форма обучения рассчитана на 4 года.
Академический бакалавриат успешно продолжает соблюдать установленные десятилетиями традиции, из-за чего его можно назвать классическим. На первых двух курсах изучают профильные и общеобразовательные предметы, но только уже на более высоком уровне.
Функционирующая сегодня система высшего образования имеет 2 ступени. Первая — достижение студентом уровня бакалавра, вторая — обучение в магистратуре. В некоторых университетах можно выучиться на специалиста. Этот уровень является промежуточным между бакалавром и магистром.
Направление подготовки
Существует около 60 направлений, выбрав одно из которых, студент проходит необходимо обучение и получает официальный диплом бакалавра. Основной процент всех заявленных специальностей — технические. Например, абитуриентам доступны специализации в нефтегазовом деле, кораблестроении, ядерной физике, а также в радиотехнике. Но чаще всего студенты выбирают управление, юриспруденцию, рекламу, туризм, а также информационные технологии и связи с общественностью. Высшие учебные заведения также предлагают абитуриентам и менее известные профессии. Например, техносферная безопасность, лесное дело.
Собранные данные показали, что с 2015 года абитуриенты активно использовали программы прикладного бакалавриата по направлению «сестринское дело». Но в 2018 году Министерство образования решило отказаться от этой специализации. Это связано с тем, что существует большой дефицит студентов, которые сразу после получения диплома готовы приступить к своей профессиональной деятельности.
Статистические данные за последние несколько лет подтвердили, что техникумы, колледжи и другие высшие учебные заведения принимают активное участие в поддержке именно прикладного бакалавриата.
Преимущества и недостатки
Поступить на бакалавриат можно после окончания школы либо колледжа. В наличии должен быть аттестат о среднем общем образовании. Абитуриенты должны понимать, что магистратура и бакалавриат являются абсолютно разными понятиями. После получения диплома бакалавра студенты могут поступить в магистратуру, чтобы повысить уровень своих знаний по выбранной специальности. Но целесообразность такого поступка нужно тщательно обдумать. Если студент планирует заняться научно-исследовательской либо преподавательской деятельностью, то такое обучение необходимо.
Среди основных положительных характеристик бакалавриата можно выделить:
Среди недостатков бакалавриата можно выделить то, что разработка соответствующих обучающих программ подразумевает большие финансовые растраты со стороны Министерства образования и университета. Студентам сложно совмещать работу и обучение, так как для изучения большого объёма информации нужно тратить всё своё свободное время.
Получение диплома
После окончания университета студенты получают диплом бакалавра. Этот документ является официальным подтверждением того, что человек получил высшее профессиональное образование. Такие правила действуют в академическом и прикладном бакалавриате. Эти два направления были разработаны специалистами для того, чтобы с помощью учебного процесса можно было решить наиболее распространённые вопросы:
Диплом прикладного бакалавриата можно получить только по итогам защиты проекта и сдачи всех выпускных экзаменов. Единственный минус — сегодня ещё нет единых разработанных стандартов. В связи с этим на официальном документе прикладной бакалавриат больше похож на академический, а также на другие подобные виды обучения.
Основные нюансы
Бакалавриат подразумевает углублённое изучение выбранной специальности, получение отличных теоретических знаний. Если был выбран академ вариант, то практические знания будут получены, но это будет минимальный уровень. В дипломе о высшем образовании у студента-бакалавра будет присутствовать соответствующая надпись. Например, «Прикладная информатика». Всё зависит от выбранной квалификации.
Отличие прикладного бакалавриата от академического состоит в том, что по окончании учёбы студент получает огромную практическую базу, а также высшее образование с последующим трудоустройством. Ещё в процессе обучения формируется представление о трудовых условиях.
Если студент решил получить педагогическое образование, тогда благодаря используемым программам можно будет овладеть широким перечнем навыков в таких отраслях, как культура, образование, социальная сфера. На финальном этапе молодой специалист будет разбираться в исследовательской, педагогической и культурно-просветительской деятельности.
В соответствии с действующим законодательством, есть несколько уровней высшего образования:
В чем разница?
В соответствии с федеральными госстандартами высшего образования, которые начали действовать с сентября 2014 года, у бакалавра теперь есть возможность получить квалификацию академического или же прикладного бакалавра. Таким образом, помимо традиционной до недавнего времени квалификации академического появился также так называемый прикладной бакалавриат, в связи с чем многие люди до сегодняшнего дня не знают о том, что это за квалификация, и в чем заключаются основные различия между ними.
Особенности академической формы обучения
Еще недавно многие сомневались в том, что, поступая на форму обучения «бакалавриат», можно в принципе получить интересующий диплом о высшем образовании. На сегодняшний день уже многие задаются другим вопросом: «Что выбрать – бакалавриат академический или прикладной бакалавриат?» Но в первую очередь стоит рассмотреть то, для чего вообще существует данная форма обучения.
История
Бакалавриат представляет собой форму получения высшего образования, которая традиционно существовала на территории Европы, а также США и других развитых стран. В передовых странах Азии ее приняли только в конце прошлого века, в то время как Россия приняла решение присоединиться к Болонской конвенции, а также взять на себя обязательства по полному переходу на эту систему образования в 2003 году. Именно по этой причине с 2011 года более традиционная для нашей страны форма образования типа «специалитет» практически была заменена новой, и перечень профессий, где она остается, постоянно сокращается.
Понятие
Сам по себе вопрос о том, что значит прикладной бакалавриат, начал появляться относительно недавно, когда в 2009 году было выпущено постановление, чтобы начать проведение эксперимента, направленного на формирование подобной формы обучения в различных образовательных учреждениях.
Данная форма обучения имеет базу в виде различных образовательных программ высшего образования, которые ориентируются в первую очередь на получение предельно серьезной теоретической подготовки в комплексе с программами среднего специального образования, направленными уже на предоставление учащимся практических навыков непосредственно на производстве. Однако с 2014 года с введением новой формы обучения многие задались вопросом о том, что значит прикладной и академический бакалавриат.
Кто такой бакалавр?
Бакалавр представляет собой выпускника вуза широкого профиля, то есть ему предоставляется полная база всех навыков и знаний, которые должен иметь человек с высшим образованием, включая как фундаментальную подготовку, так и различные гуманитарные дисциплины.
Однако некоторые узкоспециальные предметы, преподаваемые специалистам исключительно на пятом курсе, бакалавр и вовсе не будет изучать, потому что все эти навыки и знания он сможет уже получить непосредственно на предприятии, то есть работая на конкретной должности. Далеко не секрет, что специфическая подготовка, которая предлагается на старших курсах современных вузов, часто не соответствует тем запросам, которые выдвигаются работодателями, вследствие чего в преимущественном большинстве случаев приходится проводить повторное обучение на новом оборудовании или же технологических линиях. С этой точки зрения и появляется разница между прикладным и академическим бакалавриатом, ведь в первом случае предоставляется гораздо больше практических знаний каждому ученику.
При этом в соответствии с базовым смыслом академической формы иногда лучше получить универсальную подготовку и тщательно освоить азы перед тем как начинать работать.
Как это помогает в будущем?
Бакалавры, у которых за плечами есть хорошая фундаментальная подготовка, могут успешно работать практически на любых инженерных или же экономических областях, вследствие чего уже получают более узкое специальное образование в соответствии с потребностями конкретного предприятия или организации.
Новая уровневая система подготовки, присутствующая в современных вузах, позволяет каждому человеку выбрать наиболее оптимальную для него личную образовательную траекторию в соответствии с собственной жизненной ситуацией, а также интеллектуальными и финансовыми возможностями или же определенными профессиональными интересами. Не стоит забывать о том, что после того как человек получает диплом о высшем образовании, а также приобретает квалификацию «бакалавр», у него есть возможность продолжить обучение в магистратуре.
Как он работает?
В соответствии с требованиями Министерства науки и образования, более 50% общей трудоемкости образовательной программы в данном случае составляют исключительно практические занятия, что существенно больше по сравнению с тем, как ведется программа академического бакалавриата. В связи с данным фактом определенно нельзя сказать, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, так как у них есть свои плюсы и минусы.
Ориентированность на практику в данном случае выражается дополнительно в том, что бакалавров подготавливают для определенных предприятий тех или иных отраслей, вследствие чего в процессе составления и дальнейшей реализации образовательной программы будут учитываться также пожелания конкретных работодателей. Программа, использующаяся в бакалавриате прикладного типа, имеет нормативный срок освоения четыре года, на протяжении которых учащимся предоставляется профессиональная подготовка, ориентированная на практику и характерная для различных учебных заведений среднего специального образования. В то же время предоставляется и профессиональная теоретическая подготовка, которой и славится академический бакалавриат. Таким образом, рассматривая, что лучше – прикладной или академический бакалавриат, в первую очередь стоит отталкиваться от целей учащегося, а также интересующей его сферы деятельности.
Зачем это нужно?
Некоторые профессии за последние несколько лет стали гораздо сложнее, и если раньше от специалистов среднего звена было принято требовать исключительно технические навыки, то в наше время нужно обладать еще и значительной теоретической базой. В преимущественном большинстве случаев всевозможные колледжи или же техникумы не дают возможности обеспечить подготовку специалистов на этом уровне, в то время как выпускники вузов, которые на протяжении нескольких лет получили неплохую академическую базу, отличаются малым опытом в реальных производственных условиях. Именно поэтому, раздумывая над тем, что лучше – бакалавриат или прикладной бакалавриат, многие выбирают именно второй вариант, так как его ввели в виде нового качественного уровня действующего высшего образования.
Создан он был с той целью, чтобы объединить в себе усилия средней профессиональной и высшей школы, перенимая только наиболее важные формы теоретической и практической подготовки. Продолжаем рассматривать прикладной бакалавриат и бакалавриат. Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме вместе с дипломом о высшем образовании ученик получает максимум навыков и знаний, которые требуются для начала работы по специальности без необходимости проведения каких-либо дополнительных стажировок.
Как это происходит?
Точно так же, как и в случае со стандартной формой обучения, после проведенного обучения выпускнику предоставляются диплом и квалификация «бакалавр». В чем еще не похожи прикладной бакалавриат и бакалавриат? Отличия их заключаются в том, что в прикладной форме ученику обеспечивается определенный квалификационный разряд по какой-либо конкретной или же нескольким разным профессиям.
В чем преимущества?
По сегодняшний день многие не понимают, что представляют собой бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между ними, было описано выше, а далее следует рассмотреть преимущества прикладной формы.
Именно в таких специалистах сегодня заинтересованы все работодатели, которые осуществляют активное участие в процессе разработки учебных планов. Это также различает бакалавриат и прикладной бакалавриат. В чем разница между этим формами, можно выразить еще и в том, что в последнем случае специалист подготавливается под определенное рабочее место по востребованным технологиям и практически гарантированно имеет место трудоустройства сразу же после окончания вуза.
Таким образом, для конкретного работодателя является крайне важным наличие подобной формы обучения, если он готов принимать участие в подготовке специалистов, знает о том, какие работники ему нужны на данный момент, а какие могут понадобиться в долгосрочной перспективе.
Что с наукой?
В первую очередь научные сотрудники часто задумываются над тем, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. В данном случае также предусматривается возможность дальнейшего обучения, то есть при желании выпускник может поступить в дальнейшем в магистратуру. Однако главным отличием с этой точки зрения является то, что прикладник в обязательном порядке в первую очередь должен идти на то производство, на которое его подготавливали, а не в науку.
Другие отличия
Также стоит отметить и несколько других фактов того, чем отличается прикладной бакалавриат от бакалавриата. Прикладная форма обучения полностью устраняет социальный разрыв, который образовался между рабочими профессиями, а также присущим выпускникам высших учебных учреждений повышенным социальным статусом. Ориентировочно к 2018 году уже более 30% студентов вузов будут заниматься по программам прикладного бакалавриата, и при этом в них могут преобразоваться около 50% программ среднего специального образования, существующих на сегодняшний день.
Что значит прикладной бакалавриат для современного студента? Это прекрасная перспектива для учащихся, которые собираются в дальнейшем работать в прикладных областях.
Поиск
Обзор:
Мешают ли учебе мобильные телефоны? | Добавлено 10.12.2021
Лучшие вузы России по направлению “Психология” | Добавлено 10.12.2021
Контроль контрольных? | Добавлено 02.12.2021
Современный учитель. Какой он? | Добавлено 02.12.2021
Как защитить школы от нападения | Добавлено 26.11.2021
Что представляет из себя программа прикладного бакалавриата и каковы особенности ее реализации?
Что представляет из себя программа прикладного бакалавриата и каковы особенности ее реализации?
Все чаще нам приходится слышать о программах «Прикладного бакалавриата» и в то же время о полном отсутствии понимания данного термина.
Данный вопрос отлично освещается в интервью директора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко (газета Известия).
«Прикладной бакалавриат» — так называется программа обучения для студентов средних специальных и высших учебных заведений, стартующая в этом году.
Предполагается, что учащиеся, проучившись четыре года по этой программе, станут хорошими практиками и в то же время будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. То есть создается некий гибрид техникума и института, в котором за четыре года студенты станут полноценными специалистами. Что представляет собой эта программа, рассказывает директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.
Известия: Игорь Михайлович, сейчас начинается эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Расскажите, что это такое и откуда появилась сама идея?
Игорь Реморенко: Идея эксперимента появилась лет пять назад. Предпосылок было несколько. Во-первых, порядка 70% ребят, заканчивающих средние специальные учебные заведения, потом поступают в вуз, стремясь получить высшее образование. Порой они это делают даже не из-за потребности в дополнительном образовании, а из-за статуса. Получается, что вначале они четыре года учатся в среднем специальном учебном заведении, а потом еще три-четыре года, а то и пять лет, если говорить о двухуровневом образовании,— в вузе. При этом, скажем, в некоторых регионах выпускники педагогических училищ котируются выше, нежели выпускники педагогических же вузов. В то время как первые вместо того, чтобы работать и строить карьеру, следуя за модой, вынуждены получать высшее образование. Получается, что для достаточно большой категории людей неоправданно увеличивается срок обучения, и все из-за формального статуса специалиста с высшим образованием.
Второе — некоторые профессии последние годы значительно усложнились. И если раньше хватало технических навыков, то сейчас необходимо еще знать и теоретическую базу, основополагающие принципы. Например, в металлургии усложняется технологический процесс, из-за чего надо не только уметь производить конкретные действия на каждом его этапе, но и понимать, как устроен весь процесс, чтобы в нужный момент сделать правильный выбор между тем или иным действием. И поскольку специальности усложняются, подготовка специалистов приближается к уровню высшего образования. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента. Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность учащимся получить полноценное, подчеркиваю, высшее образование. Все это делается при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.
И: Какие именно специальности были отнесены к высокотехнологичным?
Реморенко: Металлургия, машиностроение, материалообработка, причем в данных учебных курсах появляются элементы нанотехнологий, что делает предметы еще сложнее. Затем информатика и вычислительная техника, где надо понимать тенденции программирования, новые направления. Далее экономика и управление, где необходимо уметь заниматься финансовым планированием, а не просто быть бухгалтером. Энергетика, педагогика и ряд других специальностей также включены в этот список. То есть специалисты, выпускаемые в рамках программы прикладного бакалавриата, должны обладать не только компетенцией в конкретной области, но и быть способными руководить технологическими процессами и разбираться в бизнес-процессах.
При отборе направлений, по которым пойдет эксперимент, мы, во-первых, смотрели, какие отрасли и соответствующие им направления подготовки зарекомендовали себя как высокотехнологичные. Во-вторых, ведомства направляли нам свои предложения, объясняя, в каких именно специальностях они заинтересованы. И, в-третьих, переход на новые образовательные стандарты позволяет увидеть, какого рода компетенции нужны ученикам и как они соотносятся с тем, что способны дать учебные заведения. Важно, чтобы эти новые компетенции соотносились именно с высшим образованием.
И: По какому принципу отбирались учебные учреждения для участия в программе?
Реморенко: Был объявлен конкурс среди учебных заведений, желающих принять участие в программе. Каждое из учреждений оформило программу эксперимента, обосновало свои действия и намерения. После экспертного анализа программ конкурсная комиссия отобрала тридцать учреждений, сейчас, возможно, к ним прибавится еще девятнадцать. В течение четырех лет будет проходить эксперимент. Студенты, участвующие в нем, получат высшее образование с квалификацией бакалавра.
И: А когда начнется эксперимент?
Реморенко: Можно сказать, что он уже начался. Поступать абитуриенты будут этим летом. Сейчас мы готовим документы, рекомендации, готовим вопросы и ответы для образовательных учреждений. Разъясняем, например, что поступающих в образовательное учреждение нужно ставить в известность о начале эксперимента по такой-то образовательной программе.
И: После обычного бакалавриата многие продолжают учиться дальше, поступая в магистратуру. Для учащихся по программе прикладного бакалавриата с этим трудностей не возникнет?
Реморенко: Программы прикладного бакалавриата строятся исходя в первую очередь из потребностей практической деятельности на производстве, нежели из нужд исследовательской работы. Поэтому он, собственно, и прикладной. Но надо сказать, что и магистратура не всегда исследовательская. Есть магистратуры, где человек просто осваивает какие-то серьезные технологии для практического их применения. Например, юриспруденция в сфере недвижимости, где очень подробно изучается узкий сегмент. Очень прикладная вещь. И в таком вот смысле каких-либо ограничений у бакалавров при поступлении в магистратуру не будет.
И: А для тех, кто решит заняться исследовательской работой?
Реморенко: И это вполне возможно. После окончания бакалавриата необходимо будет сдать экзамен для обучения по магистерской программе.
И: В чем заключается специфика прикладного бакалавриата? Больше практических занятий предполагает, по идее, что студент должен очень значительную часть времени уделять знакомству с производственным процессом. А где он будет это делать? На предприятиях?
Реморенко: По-разному. Разумеется, освоение технологий имеет здесь большее значение, нежели в обычных программах бакалавриата. Сейчас часто на базе самих образовательных учреждений существуют так называемые «учебные полигоны», где можно изучить ту или иную практическую деятельность. К тому же в продвинутых технических учебных заведениях, как правило, довольно велика доля приезжающих с предприятий. Они получают новую специальность, высшее образование, повышают квалификацию. И у них есть возможность быстро освоить современное оборудование у себя на производстве. Если же полигона нет, а учащиеся пришли «с улицы», то будут заключаться договоры с предприятиями.
И: Прикладной бакалавриат будет бесплатным?
Реморенко: Мы проводим этот эксперимент за бюджетные средства, и он никак не связан с количеством мест для бюджетников на других отделениях учебных заведений.
И: А какой результат, по вашему мнению, будет означать, что эксперимент удался?
Реморенко: Во-первых, это оценка качества подготовки работодателем. Предполагается, что они будут участвовать в экспертных и экзаменационных комиссиях, оценивая, насколько подходят им новые специалисты. Во-вторых, будем оценивать, насколько такие программы можно реализовать во всей сети колледжей, а не только в нескольких десятках специально отобранных. Может быть, окажется, что из отобранных 30–40 учебных заведений десять способны давать хорошее образование в рамках этой программы, а остальные — нет. Но если большинство окажется способно, работодатели будут довольны, а студентам станет интересно и перспективно учиться по таким программам, то у прикладного бакалавриата большое будущее.
И: И какое это будущее?
Реморенко: По сегодняшним данным, 15–20% учебных заведений среднего профессионального образования России сможет давать диплом о высшем образовании по итогам обучения по программам прикладного бакалавриата.
И: Что дает самим учебным заведениям участие в эксперименте?
Реморенко: Дает статус участника эксперимента, что позволяет использовать некие дополнительные возможности при позиционировании своих программ потребителю. Проще говоря, учебное учреждение может прибавлять к своему списку преподаваемых специальностей еще и прикладной бакалавриат. Ведь, как правило, каждое хорошее учреждение стремится сейчас выйти на рынок и найти работодателя, который бы размещал у него заказы на повышение квалификации своих специалистов, особенно это касается среднего профобразования. Кризис это показал. Довольно много организаций повышало квалификацию своих сварщиков, строителей и т. д. Участие в эксперименте — дополнительный фактор, позитивно работающий на имидж образовательного учреждения.
И: В России традиционно гордятся хорошим и обширным базовым образованием, опираясь на которое человек может выбирать разные направления деятельности. Не получится ли так, что прикладной бакалавриат с его прикладной направленностью значительно сузит рамки обучения?
Реморенко: Во всем мире идет процесс сокращения числа направлений подготовки. То же самое и у нас. Образование становится, наоборот, более универсальным. Скажем, данные ЕГЭ показывают, что чем масштабнее и общо звучит название специальности, тем больше ребят с высокими баллами ЕГЭ туда поступает. То есть, скажем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования привлечет меньше абитуриентов, нежели технологии машиностроения. Ведь во втором случае у ребят больше возможностей найти что-то по душе среди большого набора профилей. За последние годы из пятисот направлений подготовки мы сделали триста. А ряд направлений подготовки перешли в профили. Допустим, обработка металлов давлением. То есть давлением он будет уметь обрабатывать, а по-иному — нет. Такое направление переходит в профиль, а ребята поступают на более общую обработку металлов, начиная специализироваться с третьего курса.
И: Останутся ли в прикладном бакалавриате предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной специальности, но позволяющие заложить фундаментальное образование?
Реморенко: Такие предметы, безусловно, появляются. Их будут добавлять к программам среднего специального образования, чтобы такое образование являлось полноценным высшим образованием. Но какие дисциплины и в каком количестве — это предстоит выяснить в ходе эксперимента. Будут создаваться экспериментальные образовательные программы.
И: Будут ли созданы какие-то общественные комиссии, следящие за проведением эксперимента?
Реморенко: Создана конкурсная комиссия по отбору учебных заведений, она и будет следить. Туда входят представители Общественной палаты, регионов, объединений работодателей и других организаций.