Прибалтика это где находится что за страна
Страны Прибалтики
С распадом Советского Союза было интересно наблюдать, как суверенные государства прокладывают самостоятельный курс к благополучию. Особенно интриговали страны Прибалтики, так как они уходили, громко хлопнув дверью.
В адрес РФ на протяжении последних 30 лет постоянно сыпались многочисленные претензии и угрозы. Прибалтийцы считают, что имеют на это право, хотя желание отделиться подавлялось армией СССР. В результате пресечения сепаратизма в Литве погибло 15 мирных жителей.
Состав региона
Традиционно Прибалтику причисляют к странам Восточной Европы. Это связано с тем, что данный альянс был образован из освобождённых государств после Второй мировой войны.
Некоторые геополитики с этим не согласны и считают Прибалтику самостоятельным регионом, в который вошли:
Все три государства омываются Балтийским морем. Наименьшую площадь имеет Эстония, количество жителей — около 1,3 млн человек. Следом идёт Латвия, где проживает 2 млн граждан. Замыкает тройку Литва, население которой — 2,9 млн.
На основании небольшого количества жителей прибалтийские государства заняли нишу среди малочисленных стран Европейского Союза. Состав региона многонационален. Помимо коренных народов, здесь проживают русские, украинцы, белорусы, поляки и финны.
Большинство русскоязычных сконцентрировано в Латвии и Эстонии, около 28–30 % населения. Самой «консервативной» является Литва, где проживает 82 % коренных литовцев.
Национальный состав населения в странах Прибалтики
Для справки. Хотя страны Прибалтики испытывают высокий отток трудоспособного населения, они не спешат заселять свободные территории вынужденными переселенцами из Африки и Ближнего Востока. Руководители балтийских республик стараются искать различные поводы для уклонения от обязательств перед ЕС по расселению беженцев.
Политический курс
Даже находясь в составе СССР, Прибалтика значительно отличалась от других советских регионов в лучшую сторону. Здесь была идеальная чистота, красивое архитектурное наследие и интересное население, схожее с европейским.
Центральная улица Риги – улица Бривибас, 1981 г.
Желание стать частью Европы у Балтийского региона было всегда. Примером служила Финляндия, стремительно развивающееся государство, отстоявшее независимость от Советов в 1917 году.
Шанс на отсоединение от СССР появился во второй половине восьмидесятых годов, когда вместе с перестройкой, пришли демократия и гласность. Эта возможность не была упущена, и в республиках начали открыто говорить о сепаратизме. Эстония стала пионером в движении за независимость, и в 1987 году здесь вспыхнули массовые акции протеста.
Под натиском электората ВС ЭССР издал Декларацию о суверенитете. В то же время Латвия и Литва последовали примеру соседа, и в 1990 году уже все три республики получили автономию.
Весной 1991 года на референдумах в странах Прибалтики была поставлена точка в отношениях с СССР. Осенью этого же года страны Прибалтики вошли в состав ООН.
Балтийские республики охотно переняли курс Запада и Европы по экономическому и политическому развитию. Советское достояние было предано порицанию. Отношения с РФ окончательно охладели.
Русские, проживающие в странах Балтии, были ограничены в правах. Через 13 лет независимости Прибалтийские державы вступили в Евросоюз и военный блок НАТО.
Экономический курс
После обретения суверенитета экономика Прибалтики претерпела существенные изменения. На место развитой индустрии в сфере промышленности пришли отрасли по оказанию услуг. Выросло значение сельского хозяйства и пищевого производства.
К современным отраслям промышленности можно отнести:
Советское наследие по производству транспортных средств: автомобилей и электропоездов — полностью утрачено.
Очевидно, что промышленность Прибалтики не является сильной стороной в постсоветское время. Основной доход этим странам приносит транзитная отрасль.
После обретения независимости все производственные и транзитные мощности СССР достались республикам даром. Российская сторона не предъявляла претензий, пользовалась услугами и платила за грузооборот около 1 млрд долл. в год. Ежегодно сумма за транзит росла, так как экономика РФ наращивала темп, повышался грузооборот.
Для справки. Российская компания «Кузбассразрезуголь» отгружала своим покупателям через порты Прибалтики больше 4,5 млн тонн угля в год.
Советское наследие
Особое внимание стоит уделить монополии Прибалтики на транзит российской нефти. В своё время силами СССР на прибалтийском побережье был возведён крупнейший по тем временам нефтеналивной терминал Вентспилс. К нему был проведён трубопровод, единственный в регионе. Эта грандиозная система даром досталась Латвии.
Маршруты газопровода Россия-Европа
Благодаря построенной индустриальной инфраструктуре РФ перекачивала через Латвию от 30 млн тонн нефти ежегодно. За каждый баррель Россия отдавала 0,7 долл. в качестве услуг за логистику. Доход республики уверенно рос по мере увеличения нефтяного экспорта.
Чувство самосохранения у транзитёра притупилось, что сыграет одну из ключевых ролей в стагнации экономики после кризиса 2008 года.
Работа прибалтийских портов обеспечивалась в том числе перевалкой контейнеров морского назначения (TEU). После модернизации портовых терминалов Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги трафик через Прибалтику сократился до 7,1 % всего российского грузооборота.
Тем не менее за один год с учётом спада логистики данные услуги продолжают приносить трём республикам около 170 млн долл. в год. Эта сумма была в несколько раз выше до 2014 года.
На заметку. Несмотря на плохую экономическую ситуацию в РФ, к настоящему времени на её территории построено много транспортных терминалов. Это позволило значительно сократить нужду в транзитно-транспортном коридоре Прибалтики.
Неожиданное сокращение транзитного грузооборота негативно отразилось на прибалтийской экономике. Как следствие, в портах регулярно проходят массовые сокращения рабочих, которые насчитывают тысячи человек. Одновременно «под нож» пошли перевозки на ж/д транспорте, грузовые и пассажирские, приносящие стабильные убытки.
Политика транзитного государства и открытость для западных инвесторов привела к повышению уровня безработицы во всех отраслях. Люди уезжают в более развитые страны на заработки и остаются там жить.
Несмотря на ухудшения, уровень доходов в Прибалтике остаётся значительно выше, чем в остальных постсоветских республиках.
Юрмала потеряла доход
Камнем в огород экономики Латвии стал скандал 2015 года в шоу-бизнесе. Некоторым популярным певцам из РФ латвийскими политиками был запрещён въезд на территорию страны. Как следствие, фестиваль «Новая волна» теперь проводится в Сочи.
Пляж Юрмалы, осень 2018.
Кроме того, программа КВН отказалась проводить выступление команд в Юрмале. В результате туриндустрия потеряла большие деньги.
После этого русские стали меньше покупать в странах Балтии жилую недвижимость. Люди боятся, что можно попасть под политические жернова.
Различия между прибалтийскими державами
Каждая республика Балтии является индивидуальной, со своими национальными особенностями. Литва, несмотря на высокий уровень коренного населения, имеет внушительную польскую общину. Это обусловлено близким соседством с Польшей.
В Эстонии и Латвии самыми крупными общинами являются русские. Примечательно, что Литва предоставила гражданство всем жителям после независимости, а Латвия и Эстония этого не сделали. Гражданство было получено только этническим населением или репатриантами.
Расположение Эстонского государства на севере региона делает его сильно ориентированным на Северную Европу, где находятся такие страны, как Финляндия, Швеция, Норвегия. Даже эстонский и финский языки между собой очень схожи. А что касается всех трёх прибалтийских диалектов, то они совсем разные.
Правила въезда в регион
Все страны Прибалтики являются членами Европейского Союза, подписавшими Шенгенское соглашение. Чтобы въехать на территорию любой балтийской страны, посетителям необходимо оформить шенгенскую визу.
Исключение сделано для жителей Молдовы (БЕЗВИЗОВЫЕ СТРАНЫ ДЛЯ МОЛДОВЫ). Украинцам также не нужна виза для въезда в страны ЕС.
Примечательно, что несмотря на Балтийское побережье, морской пассажирский транспорт здесь развит слабо. А вот автомобильное сообщение довольно хорошо налажено. Кроме того, курсируют ежедневные прямые рейсы поездов, один из которых следует в Калининград.
Заключение
Вопреки трудным временам: это и череда экономических кризисов с 2008 года, и отказ РФ от транзитной логистики — Прибалтика уверенно себя чувствует на геополитической и экономической арене. Нордический характер и пунктуальность прибалтийцев не дают поводов странам Западной Европы упрекнуть регион в каких-либо нарушениях. Надежда на то, что отношения России и стран Прибалтики наладятся в ближайшее время, ничтожно мала.
Где находится Прибалтика? Какие столицы Прибалтийских государств?
Содержание:
Современную Прибалтику ранее называли приморской территорией. Она богата песками и соснами. Несмотря на обилие пляжей, они часто пустуют. Регион омывает Балтийское море. Для жителей характерно соблюдение традиций, спокойная жизнь, гостеприимство. Учитывая природные зоны, где находится Прибалтика, здесь есть потрясающие оздоровительные курорты. Мягкие климатические условия способствуют приятному, размеренному отдыху. Летом прибалтийские страны, список которых состоит всего из трех государств, встречают множество туристов. Здесь не жарко, комфортно, нет сильных ветров и дождей. Зимой холодно в меру. Регион угощает гостей потрясающими блюдами национальной кухни, приглашает полюбоваться уникальной архитектурой и достопримечательностями.
Прибалтика это где
Место расположения комплекса стран – Северная Европа, юго-восточная часть берега на Балтийском море. Под тремя государствами находится Польская низменность и Европейская равнина. Восточная граница региона – Российская Федерация. На юге находится Беларусь. Западная соседка – Польша.
Прибалтикой регион называют условно, так как все три страны находятся на берегу Балтийского моря. Общая площадь составляет более ста семидесяти пяти квадратных километров. Численность населения региона почти семь с половиной миллионов человек.
Что касается экономико-географического расположения, следует отметить транспортные связи с бывшими советскими республиками. Помехой для сотрудничества является обилие невыгодных, сложных таможенных и пограничных условий.
Страны Прибалтики, список которых невелик, не имеют больших запасов природных богатств. Только в северо-восточных районах Эстонии ведется добыча горючих сланцев. В северной части есть месторождения фосфоритов.
Страны Прибалтики и их столицы – Эстония
Эстония занимает небольшую площадь в северо-восточной части европейского континента. Ее соседями являются Российская Федерация и Латвия. На севере страны ее омывают два крупнейших залива – Рижский и Финский. В состав государства входит большое количество островных территорий Балтийского моря. Республика Эстония небольшая. Население не превышает одного миллиона и трехсот тысяч человек, но численность постоянно сокращается ввиду миграции.
Доля эстонцев здесь составляет почти семьдесят процентов. Еще двадцать пять приходится на русских. Большое значение для государства имеет промышленность, хотя также развита отрасль туризма. Многие граждане ведут сельское хозяйство – условия крайне благоприятны.
Страна находится в зоне умеренного климата, который переходит к морскому. На берегу зона умеренно континентального климата. В летний период столбик термометра редко поднимается выше семнадцати градусов. В зимнее время температура едва достигает восьми градусов мороза.
Рельеф равнинный, в юго-восточных областях есть немного возвышенностей. Третью часть земель государства покрывает зона лесов. Есть множество полноводных, но небольших речных систем. На территории страны более полутора тысяч озер. Столица государства – Таллин.
Столицы прибалтийских государств – Литва и Латвия
Как и все страны Прибалтики, Латвия расположилась на европейском континенте, на северо-востоке. Она занимает почти шестьдесят пять тысяч квадратных километров. Западные регионы омывает Балтийское море. Крупными соседями являются Литва, Беларусь, Эстония, РФ. В стране проживает более двух с половиной миллионов граждан. Наиболее густонаселенный регион – столица Рига. На долю коренных латышей приходится шестьдесят процентов жителей.
Большая часть страны – это низменности, равнины. В некоторых регионах встречаются возвышенности, холмы. Латвия богата речными системами. Здесь протекает более 12 000 рек. Погодные условия лояльные. Морской климат мягко переходит в континентальный. Зимой столбик термометра редко опускается ниже нуля. Минимальная температура – два градуса со знаком плюс. В летний период достаточно тепло – до восемнадцати градусов тепла.
Третье государство Прибалтики – Литва. Ее месторасположение – Восточная Европа. Ближайшие соседи – Польша, Беларусь, Российская Федерация, Латвия. Территория составляет более шестидесяти пяти тысяч квадратных километров. Другие факты:
Страны Балтии – список интересных фактов
Прибалтика состоит из трех стран, каждая из которых чем-либо особенная:
Прибалтика
Содержание
Прибалтика находится в Восточной Европе и включает в себя три страны на побережье Балтийского моря к югу от Финского залива. С древнейших времён Прибалтика находилась на стыке интересов более крупных и могущественных соседей — России, Германии, Швеции и Польши, внёсших немалый, порой противоречивый вклад в развитие и становление этого региона. Национальные прибалтийские государства возникли только в XX веке, успев побывать при этом в составе СССР, но решительно сбежав оттуда в сторону Евросоюза при первой же возможности.
Путешественники едут в Прибалтику за природными и историческими достопримечательностями. Здесь много интересных и хорошо сохранившихся или аккуратно восстановленных замков, церквей, дворцов, ансамблей, включая отмеченные ЮНЕСКО средневековые центры прибалтийских столиц — Таллина, Вильнюса и Риги. Природа в Прибалтике довольно камерная, но разнообразная, а бесконечные пляжи Балтийского побережья являются излюбленным местом летнего отдыха. Для жителей России Прибалтика — это ещё и самая близкая заграница, где пока что понимают русский язык, однако почти во всём чувствуется европейское влияние.
На юге Прибалтика граничит с российским эксклавом — Калининградской областью, которая близка к прибалтийским странам географически, но не исторически и уж тем более не культурно.
Понять [ править ]
Многие думают, что Прибалтика — это три похожие друг на друга европейские страны, которые долгое время находились в сфере российского влияния, после революции объявили о своей независимости, в 1940 году были присоединены к СССР (что внутри этих стран принято называть «советской оккупацией»), а при распаде Союза первыми объявили о своей независимости и взяли решительный курс на евроинтеграцию, приведший к тому, что 20 с небольшим лет спустя эти страны стали частью Евросоюза, вошли в Шенгенскую зону и НАТО, упразднили внутренние границы и отказались от национальной валюты в пользу евро. Впрочем, этим (и ещё, конечно, географическим расположением) фундаментальные сходства между прибалтийскими странами ограничиваются. При ближайшем рассмотрении оказывается, что исторически и культурно три страны похожи друг на друга не больше, чем на ту же Белоруссию или любые другие части Восточной Европы. Латвийский и литовский языки родственны (и больше ни на один язык не похожи), а вот эстонский близок разве что к финскому и не имеет ни малейшего отношения к двум другим. В Эстонии распространено лютеранство и в меньшей степени православие, Литва — страна сугубо католическая, а в Латвии встречаются все три религии. В Эстонии и особенно в Латвии до XX века даже близко не было никакого национального государства, а Литва в Средние века являлась самостоятельной политической силой и оставила зримый след на территории современных Белоруссии и Украины — например, храмы в стиле виленского барокко, которые внутри Литвы встречаются даже реже, чем за её пределами.
Природа Прибалтики не сводится к стереотипу про «сосны на морском берегу». Хороший песчаный пляж действительно тянется здесь на сотни километров, и его хватает всем желающим, однако в той же Эстонии вы увидите высокие обрывы, каменистые берега с зарослями шиповника и даже можжевельника — местами это почти тундра. В глубине материка пейзаж тоже бывает самый разный. Суровая эстонская природа с глухими, сильно заболоченными лесами напоминает русский Север, на востоке Латвии много озёр, встречаются красивые речные долины и даже песчаниковые скалы. Природа Литвы наиболее похожа на среднерусскую. В состав Эстонии кроме материковой части входят острова Моондзунского архипелага и ещё десятки, если не сотни мелких островов, разбросанных вдоль всего побережья. Латвии с Литвой островов не досталось, зато Литва делит с Россией редкий природный памятник — многокилометровую Куршскую косу.
В чём прибалтийские страны похожи, так это в общем жизненном укладе, сформировавшемся после приобретения/восстановления независимости. Для них характерны высокая потребительская активность, повсеместное наличие крупных торговых центров и работающих допоздна супермаркетов с одновременным сохранением крестьянских рынков и самых примитивных барахолок, повсеместная возможность оплаты кредитной картой, традиция питаться не фаст-фудом, а полноценной горячей едой, варить кофе в аппарате, раздавать везде, где только можно, бесплатный Wi-Fi и предоставлять дешёвый мобильный интернет всем желающим. Освоившись в одной из прибалтийских стран, вы легко сориентируетесь в двух других: тем не менее, это совершенно не значит, что их нужно посещать за один раз. К тому же, во всех трёх странах, несмотря на их относительно малый размер, есть существенные региональные различия: например, Даугавпилс сильно отличается от Лиепаи, а Нарва и Тарту настолько непохожи, что находятся, кажется, в разных странах. И в Латвии, и в Эстонии, и в Литве вы легко придумаете себе интересную программу на 2-3 недели: пожалуй, это оптимальный срок для того, чтобы узнать и понять каждую из этих стран, а не просто составить представление об их столицах.
Регионы [ править ]
Города [ править ]
Другие места назначения [ править ]
Язык [ править ]
Каждая из прибалтийских стран имеет собственный язык, и только этот язык является государственным. Для местного русского населения родным языком является, разумеется, русский, а вот среди остальных русский и английский распространены в примерно равной пропорции: многие в той или иной степени владеют обоими языками, кто-то всё ещё помнит русский, а кто-то, напротив, совсем его не знает, отлично владея английским. В целом, при минимальном знании английского вы в Прибалтике не пропадёте: найти здесь человека, не владеющего ни русским, ни английским — само по себе большая удача.
Надписи обычно дублированы на английском, реже на русском. Сайты с расписаниями, таблички в музеях, меню в ресторанах и кафе чаще всего выполнены на двух или трёх языках. Тем не менее, бывают случаи, когда перевод не предусмотрен: это написанное от руки меню в столовых, расписания на большинстве остановок, объявления в транспорте. Без словаря вы их не поймёте, так как ни один из прибалтийских языков на русский не похож.
Как добраться [ править ]
Визы и въездные ограничения [ править ]
Страны Прибалтики входят в Шенгенскую зону. Гражданам всех стран бывшего СССР за исключением Молдавии и Украины понадобится виза. Помните также о таможенных ограничениях: на территорию Евросоюза запрещено ввозить мясные и молочные продукты, сигареты — не больше 2 пачек, алкоголь — не больше полулитра на человека.
На самолёте [ править ]
В Прибалтику быстрее и удобнее всего добираться по воздуху. Крупнейший аэропорт находится в Риге, куда вас легко, хотя и без большого комфорта доставит авиакомпания Air Baltic, предлагающая также стыковочные рейсы в Таллин, Вильнюс и Палангу. Air Baltic работает по принципу не очень дешёвого лоу-коста, то есть берёт деньги за всё, что можно, хотя при этом сами по себе билеты имеют заметную стоимость. Эстония и Литва неоднократно пытались создавать собственные национальные авиакомпании, но эти инициативы не имели большого успеха. Таллин имеет несколько лучшее авиасообщение, чем Вильнюс, зато в Вильнюс проще доехать по земле.
Из России рейсы в Прибалтику выполняются только из Москвы и Петербурга. Во все три столицы летает Аэрофлот, а из европейских авиакомпаний в Прибалтику систематически летают Lufthansa, SAS, LOT, Finnair. Лоу-косты Ryanair и EasyJet традиционно выполняют по нескольку не очень регулярных рейсов в каждый из основных прибалтийских аэропортов. Недавно Прибалтику охватил и один азиатский перевозчик — Turkish Airlines.
Маленькие аэропорты работают за пределами столиц: в Паланге, Тарту и некоторых других городах, но их транспортное значение минимально за исключением эстонских островов, куда летают внутренние рейсы. Единственное исключение — Каунас, который, в отличие от Вильнюса, стал базовым литовским аэропортом для Ryanair.
На поезде [ править ]
Железнодорожное сообщение с Прибалтикой сократилось до минимума. Поезд российского формирования Москва–Таллин ходит через Санкт-Петербург по не очень удобному графику. В Ригу остались латвийские поезда из Москвы и Минска. Попасть в Вильнюс гораздо проще, поскольку через Литву проходят все российские поезда в Калининград, а кроме того Вильнюс связан несколькими дневными поездами с Минском. Билеты продаются по довольно хитрым международным тарифам: на поезда российского формирования дешевле, на латвийские и литовские поезда дороже. Ехать до Вильнюса дешевле по билету до Калининграда (в этом случае действует внутренний российский тариф), но с таким билетом вас могут, теоретически, не выпустить в Вильнюсе.
Хотя некоторые прибалтийские поезда обслуживаются местными компаниями, билеты на них продают в большинстве российских железнодорожных касс, а также через интернет на сайте РЖД. Внутри Прибалтики дело обстоит хуже: скорее всего, вам понадобится действующая железнодорожная касса на одном из крупных вокзалов.
Со стороны Польши один раз в день ходит поезд Варшава—Шестокай. В литовском Шестокае заканчивается европейская колея и начинается российская, по которой, в принципе, должны ходить внутрилитовские поезда в Вильнюс или Каунас, но с 2013 года они этого не делают и неясно, начнут ли снова.
На автобусе [ править ]
Прибалтика неплохо встроена в общую сеть внутриевропейских автобусных маршрутов. Из всех трёх прибалтийских столиц можно уехать в Берлин или Варшаву: впрочем, из той же Эстонии это займёт больше суток. Со стороны России автобусное сообщение с Петербургом (чаще) и Москвой (реже). Цены на билеты — ниже, чем для других видов транспорта, однако и уровень комфорта соответствующий. Ехать придётся по узким двухполосным дорогам с асфальтом разного, подчас не лучшего качества.
На автомобиле [ править ]
Поездка в Прибалтику на машине не составит никакого труда. Со стороны Польши ведёт автомобильная дорога в Каунас. Впрочем, если вы едете откуда-нибудь из Германии и направляетесь в Эстонию или Латвию, можно воспользоваться паромом: это недёшево, однако экономит кучу времени и километров на транзит через Польшу и Литву. Со стороны России и Белоруссии к вашим услугам множество пограничных переходов. В большинстве своём они не загружены. Исключение составляет переход в Ивангороде/Нарве, где традиционно большой поток машин из Санкт-Петербурга, и необходимо бронировать время пересечения границы (со стороны Эстонии эта система действует на всех пропускных пунктах, в других прибалтийских странах такой системы нет).
На корабле [ править ]
Хотя прибалтийские страны обращены к морю, водный транспорт развит здесь мало. Наиболее регулярны и востребованы паромы в Стокгольм и Хельсинки из Риги и Таллина. Почти каждый сколько-нибудь значимый прибалтийский порт (Палдиски, Клайпеда, Вентспилс) принимает паромы из Швеции, Финляндии или Германии, однако пользуются ими в основном автомобилисты. Среди пеших путешественников водный транспорт востребован мало, поскольку за те же деньги можно быстрее и с бо́льшим комфортом пересечь Балтийское море на самолёте.
Транспорт [ править ]
На самолёте [ править ]
Хотя со стороны Прибалтика кажется маленькой, поездка из Эстонии в Литву отнимет у вас целый день, поэтому тем, кто спешит, есть смысл воспользоваться самолётом. Билеты из Вильнюса в Таллин стоят от €50 при пересадке в Риге и от €80-90 на прямые рейсы, что довольно дорого, но и выигрыш во времени велик. Перелёты из Риги в две другие прибалтийские столицы рассчитаны в основном на транзитных пассажиров. Автобусом тут ехать всего 4-5 ч, а цена билета будет при этом в разы ниже чем самолётом.
Внутренние рейсы есть только в Эстонии и предназначены для связи с многочисленными островами. Благодаря государственным субсидиям, билеты на эти рейсы недороги.
На поезде [ править ]
Железнодорожное сообщение в Прибалтике заметно сократилось после распада Советского Союза и с тех пор в полной мере не восстановлено. Достаточно сказать, что прямых поездов между прибалтийскими столицами нет, и если из Таллина в Ригу ещё можно доехать за целых 8 ч с пересадкой, то между Ригой и Вильнюсом поезда не ходят совсем. Проекты строительства скоростной магистрали Rail Baltica существуют пока в основном на бумаге: в ближайшие годы рассчитывать на изменение транспортной ситуации не приходится.
Внутри каждой из трёх прибалтийских стран поезда ходят всего по нескольким направлениям, но выполняют при этом важную транспортную функцию. Лучшая ситуация в Эстонии и Литве, где и рельсы, и вагоны прошли полную модернизацию, достигнув скоростей и комфорта, сопоставимого с Западной Европой. Латвийские поезда пока мало отличаются от российских (привычые для России электрички разработаны как раз в Риге), да и маршрутная сеть оставляет желать лучшего: западнее Риги пассажирское сообщение практически отсутствует. Стоимость билетов остаётся довольно низкой, не больше €15 за трёх-четырёхчасовую поездку через всю страну. Билеты почти всюду продают кондукторы, покупать их заранее в кассе не нужно.
Сайты железных дорог:
На автобусе [ править ]
Автобусы остаются в Прибалтике главным средством передвижения. Маршрутная сеть завязана на конкретные страны, и лишь изредка местные автобусы пересекают границу. Между Эстонией и Латвией ходят почти исключительно автобусы Таллин-Рига (в среднем каждые 2 ч) и ещё изредка проходящие петербургские через Тарту (минуя, соответственно, Таллин). Сообщение Латвии с Литвой более разнообразно: из Риги можно уехать хоть в Вильнюс, хоть в Каунас, хоть в Клайпеду, хоть в Шяуляй, но лишь в Вильнюс автобусы ходят действительно часто. Международные автобусы почти все современные, оборудованы туалетом и кондиционером, имеют Wi-Fi. Между столицами работают в основном EcoLines и LuxExpress, другие маршруты нередко обслуживают местные перевозчики.
На внутренних маршрутах ситуация может быть самой разной: от хороших современных автобусов до старых потрёпанных машин. Расписания почти всегда можно найти в интернете. Билеты также продаются в интернете, но не всегда. Во всех трёх прибалтийских странах есть разделение маршрутов на междугородные и пригородные. Последние могут быть плохо отражены в интернете. Полуофициальные маршрутки сохранились только в Латвии (из Риги в окрестные города), но и там они, кажется, приобретают всё более цивилизованный облик.
Кассы на автостанциях занимаются предварительной продажей. Если автобус уже стоит на платформе, билет можно и нужно покупать у водителя.
На машине [ править ]
В Прибалтике хорошие и не очень загруженные дороги. В основном это двухполосные шоссе, местами спрямлённые, но нередко весьма извилистые. Ограничение скорости: 90 км/ч, в населённых пунктах: 50 км/ч. Четырёхполосные автострады с более либеральным ограничением скорости в 110 км/ч есть только в Литве и вокруг Таллина, в Латвии изредка разрешают ехать 100 км/ч вместо 90 км/ч. В Эстонии и Литве качество покрытия в основном хорошее, в Латвии — среднее, но всё равно заметно лучше, чем в России. Впрочем, дороги местного значения зачастую не имеют асфальтового покрытия и представляют собой хорошо укатанные, однако в сухую погоду очень пыльные грейдеры. Покупая карту автодорог, обратите внимание, отмечен ли там тип покрытия: это здорово сэкономит время и силы тем, кто планирует путешествовать в сельской местности.
За исключением нескольких крупных городов стоянка машин в Прибалтике бесплатна, поиск места для парковки не представляет никаких сложностей. На основных трассах скорость контролируется камерами, бывают также засады дорожной полиции для проверки скорости и/или на алкоголь, но в целом полицию вы увидите редко и, скорее всего, избежите личного общения с ней, если, конечно, не будете ничего нарушать. Впрочем, полиция может остановить и иногда останавливает машины с иностранными (не из ЕС) номерами для проверки документов у всех пассажиров: это контроль визового режима.
Автомобильные заправки многочисленны, продают бензин 95-й, 98-й и дизельное топливо. Многие АЗС с самообслуживанием (оплата по кредитной карте), в других случаях нужно сначала заправляться, а потом платить. Цена бензина примерно одинакова во всех трёх странах, на 20-30% дешевле, чем в Западной Европе, но примерно вдвое дороже, чем в России. Газовые заправки распространены в Латвии и почти отсутствуют в Литве и Эстонии. Последняя активно продвигает электромобили, для которых даже в очень глухой провинции оборудованы пункты подзарядки. Впрочем, это всё равно экзотика, и даже прокат электромобиля будет стоить заметно дороже, чем обычной машины с бензиновым двигателем.
Прокат автомобилей очень распространён и сравнительно недорог. Вообще, машина — это самый удобный способ путешествовать по Прибалтике.
На корабле [ править ]
Внутренний водный транспорт есть в Эстонии: это паромы на многочисленные острова. Никакого водного транспорта между прибалтийскими странами, разумеется, нет: ехать по суше гораздо быстрее.
Достопримечательности [ править ]
Чем заняться [ править ]
Маршруты [ править ]
Еда [ править ]
В первом приближении еда в Прибалтике похожа на русскую: практически всюду вы найдёте блины, пельмени, мясо с картошкой и другие столь же привычные блюда. Впрочем, и различия между прибалтийскими странами имеются: с севера на юг снижается роль гречки и возрастает роль картошки, литовская кухня эксплуатирует её ничуть не меньше чем соседняя белорусская. Традиционная эстонская еда, напротив — самая простая и грубая, поскольку базируется на минимуме доступных внутри страны ингредиентов. Во всех трёх прибалтийских странах огромную роль играет хлеб, который пекут в самых разных видах, причём чёрный ничуть не меньше, а в Эстонии или Латвии даже больше, чем белый.
В Прибалтике принято питаться горячей едой, поэтому почти всюду, где это вообще может быть востребовано, вы найдёте столовую или кафетерий с супами и вторыми блюдами. Фаст-фуд если и существует, то в крупных городах, а иные разновидности фаст-фуда вроде пиццы и бургеров в Прибалтике переиначили настолько, что они стали полноценной, неуличной едой. Кафе и рестораны открыты весь день, не делая перерыва между обедом и ужином.
Из безалкогольных напитков в Прибалтике очень распространены соки (исключительно местного производства) и кефир. Кофе почти исключительно заварной и обычно неплохого качества. Вино в Прибалтике (за редкими исключениями) не делают, зато в больших количествах варят пиво — тоже очень неплохое и притом довольно разнообразное. Из крепких напитков распространены водка и ликёры, в том числе Vana Tallinn и Рижский бальзам, ставшие брендами Эстонии и Латвии соответственно.
Меры предосторожности [ править ]
Прибалтика безопасна для путешественника. Спальные районы столиц и некоторые не очень благополучные города (Нарва, Даугавпилс) содержат повышенную концентрацию алкоголиков и прочего праздно шатающегося местного населения, которое, впрочем, большой опасности не представляет: чаще хотят просто поговорить или надеются выпросить мелочь. В туристических местах известны случаи лёгкого мошенничества — работающие без счётчика таксисты, завышенные цены в барах, однако за пределами столиц вы ни с чем подобным не столкнётесь. Вопреки расхожему мнению, отношение к русским в Прибалтике спокойное: у кого-то слегка настороженное, у кого-то, напротив, открытое и радостное.
Главной природной опасностью являются клещи, которые могут быть заражены, в том числе, энцефалитом. Делать перед поездкой в Прибалтику прививки как-то не принято, однако если вы собираетесь в лес — будьте предельно внимательны: риск заболеть здесь никак не ниже, чем в Центральной России. Диких животных довольно много, они могут внезапно выскочить на дорогу перед машиной, но никакой другой угрозы не представляют.