Прибалтика экономика что дальше

Прибалтика обсуждает возможность увеличения поставок российской электроэнергии

Страны Прибалтики рассматривают возможность предоставления более широкого доступа электроэнергии из России и Белоруссии на свои рынки, пишет err.ee. Но даже в случае увеличения импорта электроэнергии с востока это не приведет к значительному снижению нынешних, крайне высоких цен на электричество.

Чуть больше года назад Литва остановила закупку электроэнергии в Белоруссии, поскольку объявила находящуюся там АЭС «небезопасной». В результате этого шага максимальная пропускная способность для электричества из России и Белоруссии снизилась в Прибалтике примерно на одну пятую.

Эстония и Латвия пошли навстречу требованиям Литвы и сократили объем закупок электричества в России, а также начали требовать сертификаты на закупаемую в РФ электроэнергию, подтверждающие, что она поступает не с атомной электростанции в Белоруссии. Однако в нынешней ситуации три страны Прибалтики начали переговоры об увеличении доли электроэнергии, получаемой из России и Белоруссии.

«Сейчас мы можем подтвердить, что вчера мы действительно контактировали с нашими, прежде всего литовскими, коллегами. И эти контакты, безусловно, будут довольно интенсивно продолжаться в течение ближайших дней», — сказал руководитель по коммуникации эстонского системного оператора Elering Айн Кёстер.

Кёстер напомнил, что Эстония и Латвия сократили импорт электроэнергии из России прежде всего исходя из пожеланий Литвы. Однако потом страны едва не пришли к конфликту из-за этого вопроса.

«И теперь действительно пришла пора обсудить, можно ли этот, образно выражаясь, кран снова приоткрыть немного побольше. Но на данный момент мы не можем назвать никаких точных цифр, дискуссии по этому вопросу продолжаются», — добавил Кёстер.

По словам представителя Elering, соглашение может быть достигнуто в ближайшие дни, но точную дату он не назвал.

И Айн Кёстер, и вице-канцлер по вопросам энергетики эстонского Министерства экономики и коммуникаций Тимо Татар подчеркнули, что, даже если поставки российской электроэнергии на местный рынок вырастут, это не будет означать падения цен.

«Одно дело — предоставление коммерческой мощности доступа на границу, то есть открытие крана. Но последуют ли за этим реальные поставки российского электричества — это уже другой вопрос. Это определенно не то решение, которое могло бы значительно снизить цены», — сказал Татар.

По словам вице-канцлера, цена на рынке электроэнергии в настоящее время очень высока повсюду, но особенно в Прибалтике и в Финляндии.

«Только лишь небольшое увеличение поставок электроэнергии из третьих стран не поможет смягчить ситуацию. Этот фактор, безусловно, позволит немного увеличить предложение на рынке… Но я не осмеливаюсь предположить, что это даст возможность быстро нормализовать цены. Причинами нынешних высоких тарифов в действительности являются морозная погода, малые объемы производства возобновляемой энергии, высокие цены на ископаемые виды топлива, а также рекордная стоимость квот на СО₂, то есть совпало сразу несколько факторов. Небольшое увеличение поставок из третьих стран, по всей вероятности, не сможет радикально изменить сложившуюся ситуацию», — резюмировал Тимо Татар.

Источник

Когда Прибалтика станет нищей

Евросоюз начал консультации по новому финансовому бюджету на 2021-2027 годы. В связи с выходом из союза донора — Великобритании — и перераспределением бюджета на оборонные нужды и миграцию помощь странам Прибалтики из фондов ЕС сильно сократится. Смогут ли сидевшие на игле пособий прибалтийские экономики выжить, не прибегая к помощи России?

Прибалтика экономика что дальше

Где взять деньги «на мост из Крыма в ЮАР»?

Заметим, что, по данным «Евростата», примерно семь процентов населения мира живет в ЕС, но европейцы получают 50 процентов социальных пособий в мире. При этом сумма все время растет в связи с ростом затрат на содержание стареющего населения. В то же время экономика еврозоны так и не восстановилась после кризиса и имеет скромный экономический рост (2,2 процента в 2017 году), у многих стран огромные долги, которые препятствуют выполнению социальных обязательств.

Перспективы не очень радужные. Доходная часть бюджета будет уменьшаться после Brexit и торговых войн с Трампом, а расходная — расти. Такое развитие не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Понятно, что назрело сокращение дотаций, пособий, грантов, выделяемых по различным фондам слабым членам Евросоюза, то есть тем, у которых ВВП на душу не дотягивает до 75 процентов от среднего показателя. Для Прибалтики это будет означать сокращение финансовой помощи от шести до сорока процентов, согласно их собственным оценкам.

Как сказал «Правде.Ру» профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), руководитель программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич, субсидирование стран Прибалтики из фондов ЕС «снизится процентов на 25-30». Но для Прибалтики это «существенные деньги». «Если у вас реализуется проект отсоединения от электрических сетей России стоимостью один-два миллиарда евро, то он не может быть выполнен наполовину, невозможно построить половину дороги «Роял-Балтика» и обеспечить европейскую ширину колеи, соединяющую Таллин с Каунасом и Каунас с Польшей, — заметил эксперт «Правды.Ру». — А в масштабах Эстонии, миллиард евро — это не то, чтобы Крымский мост, это мост из Крыма в ЮАР».

Когда политики управляют экономикой

По предыдущему финансовому плану на 2014-2020 годы, Латвия, Литва и Эстония из европейских структурных фондов получат за семь лет, соответственно, 4,4, семь и 4,4 миллиарда евро, что составляет 7-11 процентов от доходов бюджета и обеспечивает увеличение ВВП на три процента. Привычка жить на субсидии настолько укоренилась, что предприниматели не хотят на сто процентов финансировать свои проекты, надеясь на помощь из фондов ЕС.

Как говорил еще в 2012 году тогдашний президент Банка Латвии Ильмар Римшевичюс, ситуация после 2020 года в регионе будет напоминать ситуацию, возникшую после распада СССР, когда за несколько лет экономика Эстонии сократилась на 35 процентов, Литвы — на 49 процентов и Латвии — на 52 процента. Банкир предсказывал, что усилия Брюсселя заложить основы для независимого функционирования экономик Прибалтики не увенчаются успехом, поскольку заработная плата в странах Балтии растет быстрее, чем производительность труда, а эмиграция и нехватка квалифицированного персонала усугубляют ситуацию. Римшевичус в этой ситуации призывал к поиску сотрудничества с соседями, то есть с Россией. Но этого сделано не было, наоборот, страны Прибалтики по политическим мотивам свернули всякое сотрудничество с Москвой.

Как отметил в интервью «Правде.Ру» Николай Межевич, после снижения финансирования из ЕС наиболее пострадает реализация инфраструктурных проектов, доля внешних субсидий в них очень высока — от 50 процентов за последние десять лет в Эстонии, до 70 процентов — в Латвии. Причем эти расходы невозможно будет пополнить из госбюджета. Тяжелая судьба ждет фермеров, которые финансируются из фондов ЕС на 70 процентов, а также мелкий и средний бизнес с финансированием ЕС на 85-90 процентов.

Как помириться дьяволу с Михаилом Архангелом?

В такой ситуации воинственная риторика прибалтийских государств в отношении России должна бы резко снизиться, как и наладиться экономические связи. В самом деле, только россияне могут потреблять продукцию прибалтийских фермеров и рыбозаводов, пользоваться логистикой Латвии, Литвы и Эстонии. Только через Россию Прибалтика может получить выход на восточные рынки. Но успеют ли русофобы перестроиться за два года, извиниться и попросить взаимовыгодного сотрудничества с Россией? Вот ведь Болгария это уже делает.

«Представьте себе раскаявшегося дьявола, который обращается к Михаилу Архангелу с просьбой организовать встречу с Господом Богом на предмет извинения, восстановления дружеских отношений? Это практически исключено. Если вы своему соседу 25 лет говорите, что он дурак, враг, то резкое изменение тональности он не поймет и не поверит», — прокомментировал эту возможность «Правде.Ру» Николай Межевич. По мнению эксперта «Правды.Ру», страны региона ждет окончательный вывод российского транзита из региона.

«Отношения с Россией — это 18 процентов от ВВП Эстонии, Латвии и Литвы, — заметил Николай Межевич в интервью «Правде.Ру». — Если Россия уберет транзит, то железные дороги, идущие в направлении России, порты Прибалтики станут экономически нерентабельными».

Если не с Россией, то с кем?

Читайте по теме:

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Отключение от сети стран Балтии: Почему меняется экономический подход России (Russia Matters, США)

Российский подход к прибалтийским государствам временами представляется как неминуемый территориальный захват.

Подобная точка зрения стала особенно заметной после аннексии Россией Крыма в 2014 году, когда другие соседние страны стали проявлять обеспокоенность по поводу того, что и они могут попасть в поле зрения России. В действительности, Россия вряд ли заинтересована во территориальном захвате стран Балтии, и не в последнюю очередь это объясняется тем, что подобные шаги могут привести в действие Статью 5 Устава НАТО, ее принцип коллективной обороны.

Следует учитывать и то, Россия вряд ли сможет победить в конфликте с союзниками по НАТО. Кроме того, как показывают некоторые опросы общественного мнения, конфликт вблизи собственных российских границ может и не получить полной поддержки со стороны населения России. Так, например, данные проведенного в 2017 году независимым Левада-Центром, занимающимся изучением общественного мнения свидетельствуют о сокращении поддержки участия России в других пограничных конфликтах, включая конфликт на востоке Украины. Однако результаты недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показывают, что 71% респондентов поддерживают предложенную поправку к Конституции, в которой говорится о том, что российское руководство несет ответственность за защиту соотечественников за рубежом.

Однако у России имеется в распоряжении много других инструментов, более эффективных, чем скрытая или открытая военная агрессия, для оказания влияния на прибалтийские государства. Значительное часть населения этих стран, состоящая из этнических русских, а также продолжающаяся зависимость от российских энергоносителей позволяет Москве поддерживать свой статус наиболее влиятельного регионального держателя акций.

Русские только идут, или они уже пришли?

Конечно, существует еще измерение в области безопасности в российском подходе к прибалтийским государствам. Россия считает их важным местом для сбора разведывательной информации, необходимой для понимания существующих там возможностей НАТО, и обмены шпионами с обеих сторон происходят там довольно часто, что свидетельствует о проводимых разведывательных операциях.

Есть также данные о том, что Западный военный округ провел модернизацию некоторых своих тактических возможностей, а также восстановил 1-ю гвардейскую танковую армию в этом регионе, которая имеет в своем распоряжении основные боевые танки и является первой новой российской танковой армией, сформированной после 1991 года. Кроме того, штаб-квартира российского Балтийский флота находится в Калининградской области, граничащей с прибалтийскими государствами. Этот флот проводит учения, а также довольно часто использует в качестве тренировки военные игры. Последняя из этих игр была проведены в июне 2020 года, и она совпала по времени с собственными маневрами НАТО BALTOPS.

Россия тоже проводит масштабные маневры вместе с Белоруссией (в 2017 году было проведены учения под названием «Запад»), часть из которых проходила на территории самой Белоруссии, что вызывало озабоченность в соседней Литве. Россия, в свою очередь, выразила недовольство присутствием НАТО в Прибалтике, и ее самолеты постоянно приближаются к самолетам и кораблям НАТО для измерения времени их ответной реакции.

Контекст

Прибалтика экономика что дальше

Марко Михкельсон: план Путина представляет опасность для стран Балтии (Postimees)

Delfi: страны Балтии и Польша вместе будут сопротивляться попыткам РФ переписать историю

Польские читатели: если Россия против Балтийского канала, то он точно должен появиться (WP)

Это экономика, придурок

Несомненно, кремлевские стратеги считают статус России как важного торгового партнера всех трех прибалтийских государств еще одним надежным инструментом в своем наборе средств для сохранения влияния в этом регионе. Хотя поставки Эстонии в Россию сократились на 63 миллиона евро в 2019 году, для Латвии Россия остается важным экспортным направлением, которое в стоимостном выражении составило 9,2% для ее рынка в 2019 году. Что касается Литвы, то Россия также является для нее одним из главных экспортных партнеров, а ее доля на рынке составляет 13,4%. Общий объем торговли прибалтийских стран с Россией сократился в период с 2013 года по 2019 год. По данным Международного валютного фонда, в 2013 году общий объем торговли России с Латвией составил 11,2 миллиарда долларов (19-е место в списке торговых партнеров России). В 2019 году объем торговли сократился более чем в два раза и составил 5,4 миллиарда долларов, и Латвия в результате откатилась на 25 место в списке торговых партнеров России. В тот же период Литва опустилась в этом списке с 25 места на 34 среди торговых партнеров России (общий объем торговли 4,1 миллиард долларов), тогда как Эстония опустилась с 30-го места на 40-е (2,9 миллиарда долларов).

Поставки энергоносителей составляют значительную часть в торговле России с прибалтийскими странами. Что касается нефти, то в первой половине 2019 года Эстония и Литва импортировали более 75% нефти из России, тогда как Литва импортировала значительно меньшее количество нефти из России — всего 25% ее импорта нефти пришлось на долю Москвы. Кроме того, прибалтийские страны раньше импортировали из России большую часть потребляемого ими природного газа. Так, например, в первой половине2019 года Эстония и Латвия закупили более 75% природного газа у России, тогда как этот показатель для Литвы составил 50-75%. Помимо продажи природного газа российской компании Газпрому в 2013 году принадлежали значительные пакеты акций главных газовых компаний прибалтийских государств- 37% литовской компании Lietuvos Dujos, 47% эстонской компании Eesti Gaas и 50% латвийской компании Latvijas Gaze. Это давало Газпрому, а, следовательно, и России, существенное право голоса при определении политики в области природного газа прибалтийских государств.

Однако в последние годы пакеты акций Газпрома в местных газовых компаниях сократились. В 2016 году эстонская компания Trilini Energy выкупила долю Газпрома в компании Eesti Gaas, а доля Газпрома в компании Latvijas Gaze сократилась до 34% и, кроме того, в 2014 году были проданы компании Lietuvos Dujos после споров относительно соответствия антитрастовому законодательству. Кроме того, Газпром больше не является единственным российским игроком на региональном энергетическом рынке — так, например, эстонская компания Eesti Energia покупает природный газ у «Новатэк», российской частной газовой компании, а доставляется он через Литовский порт Клайпеда, что означает, что участие России в этом секторе все еще приветствуется.

Помимо сокращения влияния Газпрома в этом регионе, прибалтийские государства также пытаются снизить свою зависимость от поставок российского электричества — это пережиток времен существования Советского Союза, когда Москва управляла центральной энергетической системой — Единой энергетической системой страны. Их зависимость от электрического кольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва) продолжает сохраняться, хотя прибалтийские государства утверждают, что их зависимость от поставок российской электроэнергии представляет угрозу для их национальной безопасности. Прибалтика обеспокоена тем, что Россия может отключить их от сети, изолировав таким образом их собственные электрические сети. В качестве примера они приводят эпизод, произошедший в мае 2019 года, когда Россия на короткое время обесточила линии электропередач, связывающие Калининград и Литву в рамках запланированного трехдневного тестирования. Однако до этого Россия не отключала прибалтийские страны от электрической сети, и, хотя Россия в прошлом временно прекращала поставку природного газа некоторым странам в ответ на политические разногласия, она никогда не использовала в этих целях поставки электроэнергии. А это означает, что беспокойство прибалтийских государств по этому поводу может быть в определенной мере преувеличено.

Статьи по теме

Прибалтика экономика что дальше

Svenska Dagbladet: вопрос защиты Прибалтики так и не решен

Hokkaido: Калининград — передовая новой гонки вооружений

Bloomberg: Россия может спровоцировать ядерную войну в Прибалтике

Россия сокращает свою собственную зависимость от стран Балтии

Изменение экономических отношений России с прибалтийскими странами, судя по всему, является в определенной мере отражением ее собственной озабоченности по поводу своей собственной экономической безопасности. Россия стремится избежать зависимости в торговле от тех стран, которые являются членами НАТО, и ее не устраивает зависимость от прибалтийских портов в процессе осуществления грузовых перевозок. Поскольку цены на нефть, от которых во многом зависят котировки рубля, продолжает оставаться на низком уровне, а предполагаемый экономический рост в 2021 году составит всего 1,8%, Россия все более неохотно платит странам Балтии за использование их портов для экспорта своей нефти.

Этот сдвиг начался после аннексии Крыма, когда Россия стала отдавать предпочтение направлению грузовых потоков через свои собственные порты, что заставляет такие страны как Белоруссия также использовать российские порты. Сокращение российского экспорта нефти и перевалки угля через почти все прибалтийские порты оказало значительное воздействие на прибалтийские государства, поскольку они потеряли доходы от транзита. Грузооборот всех прибалтийских портов снизился. В первой половине 2019 года транзит российских грузов через порты прибалтийских государств сократился на 12,4%, но одновременно он увеличился через российские порты, расположенные в Финском заливе и в других местах Балтийского региона. В 2020 году через российские порты в этом регионе была осуществлена транспортировка 110,9 миллиона тонн грузов. Железнодорожные сети стран Балтии тоже ощутили на себе влияние этих перемен, поскольку они, как правило, зависели от российских грузоперевозок.

Россия, похоже, настроена решительно и будет добиваться изменения своих торговых маршрутов, вкладывая в это дело значительные средства. В настоящее время ведется строительство нового нефтяного терминала в Приморске, расположенном в Ленинградской области, и, в соответствии с имеющимися планами, он начнет свою работу в 2020 году. Через этот порт будут осуществляться все перевозки, которые раньше шли через порты прибалтийских государств, и там будет образован крупный российский экспортный терминал, который будет заниматься также перевалкой угля и зерна. Кроме того, Россия может использовать уже существующий порт в Усть-Луге. Он расположен в Финском заливе и является одним из самых глубоководных в Балтийском регионе. Порт в Усть-Луге способен обрабатывать в год 180 миллионов тонн грузов, однако в период с января по ноябрь 2019 года его грузооборот составил всего 95,3 миллиона тонн, а это означает, что он пока используется не на полную мощность.

Строительство портов, особенно глубоководных, является дорогостоящим делом, и эти инвестиции, согласно прогнозам, составят 90 миллиардов рублей, а это означает, что Россия считает этот проект долгосрочным. Однако существующее давление на государственный бюджет, а также отсутствие частных инвестиций в систему российских портов могут привести к тому, что реализация этого проекта будет отложена.

Россия по-прежнему в игре

Прибалтийские страны, несомненно, добились значительного прогресса в диверсификации своей торговли, в том числе в области импорта энергоносителей, и отодвинулись в этом отношении от России. Москва тоже предприняла шаги, направленные на сокращение своей собственной зависимости от стран Балтии в области транзита своего энергетического экспорта и других видов товаров. Несмотря на все эти усилия, направленные на сокращение взаимозависимости, Россия продолжает сохранять значительное влияние в Балтийском регионе — она продолжает оставаться ключевым поставщиком энергоносителей и главным торговым партнером.

Пока будет сохраняться это основанное на многочисленных факторах влияние (к этому следует еще добавить членство прибалтийских государств в НАТО), будет оставаться низкой вероятность того, что Россия решит использовать в этом регионе интервенцию в стиле истории с Крымом. Хотя Россия хочет сохранить свое влияние в прибалтийском регионе, она может получить больше, если будет использовать для этого невоенные методы. Поэтому можно считать маловероятным такой сценарий, при котором страны Балтии станут еще одной горячей точкой в американо-российских отношениях, как это произошло с конфликтом на Украине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Профессор Ерёмина: Экономика Прибалтики всецело зависит от вливаний ЕС

Прибалтика экономика что дальше

Финансирование проектов в странах Прибалтики в новом бюджетном периоде ЕС: долгосрочные и новые вызовы — важная и интересная тема. Насколько сильно данные государства зависят от внешних вливаний? Какое значение для их экономик имеют «привозные деньги». Каковы перспективы такого донорства, затянувшегося уже на два десятилетия? Обо всём этом в беседе с EADaily рассказывает Наталья Ерёмина — доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор СПбГУ, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, эксперт Российского совета по международным делам.

— Каким образом страны Прибалтики включились в ЕС, насколько для них данные процессы оказались позитивными?

— Здесь надо отдавать отчет в некоторых очевидных вещах, я бы даже сказала — в аксиомах интеграции. Дело в том, что интеграционный процесс несёт с собой как позитивные, так и негативные аспекты. То есть, мы не можем расценивать любое явление исключительно как положительное и не содержащее никаких негативных моментов. Такого в принципе не бывает. Среди позитивных аспектов интеграции назовём образование новых торговых и финансовых потоков, снижение издержек производства, рост межрегиональных связей и другие… Однако не стоит забывать, что слабые экономики, вступая в интеграционный союз, оказываются в жёсткой зависимости от других, более сильных экономик. В условиях интеграции из слабых экономических систем всегда происходит отток разнообразных ресурсов в сторону сильных экономик, оказывающихся в роли некоторого магнита для сил. Ведь прежде всего в слабых экономиках закрываются производства. Слабые экономики находятся в зависимости от программ перераспределения финансов в интеграционном блоке. При этом существующие экономические диспропорции не просто сохраняются, но постепенно углубляются. В этих условиях слабые экономики часто прибегают к институту лоббизма. И именно страны Прибалтики хорошо демонстрируют как позитивные, так и негативные аспекты интеграционного процесса. Думаю, что процесс адаптации к общему рынку там постоянно сопровождается процессом адаптации к политическим задачам, продиктованным в том числе взаимодействием с НАТО.

С самого начала Эстония, Латвия и Литва столкнулись с негативными аспектами интеграционного движения. Так, Брюссель выдвинул множество условий для вступления прибалтийских государств в ЕС. Например, по его требованию была остановлена Игналинская АЭС в Литве; в Латвии были закрыты заводы по производству сахара; во всех странах начали умирать наукоёмкие производства; практически уничтожена была рыболовная отрасль; произошло сокращение сельскохозяйственного производства, что привело к изменениям в структурах экономик. Особенно негативные последствия оказала необходимость закупать электроэнергию у других стран. И если Эстонии длительное время удавалось справляться с решением вопросов энергетики и сохранять звание лидера в этой сфере среди прибалтийских государств, то теперь, в условиях перехода к «зеленой энергетике», к чему принудил Брюссель, Таллин вынужден постепенно закрывать сланцевое производство. Нельзя не отметить и переток рабочих рук в другие страны ЕС. После вступления в Евросоюз страны Прибалтики покинул каждый пятый житель. К этим проблемам добавляются текущие задачи борьбы с пандемией короновируса.

— Постойте, но ведь страны Прибалтики постоянно говорят о своих успехах в ЕС?

— Да, действительно. Сами страны Прибалтики в своих отчетах свидетельствуют об успехах интеграции. Однако текущие условия экономического развития и короновирус, который сам по себе его серьёзно замедлил, показывает, что даже относительный небольшой рост ВВП не решает проблему дефицита бюджетов Латвии, Литвы и Эстонии. Кстати, забавно и показательно одновременно, что страны Прибалтики ссылаются на своё «неудобное соседство» с Россией, объясняя экономические проблемы. Даже сейчас, в условиях короновируса, политики зачастую объясняют распространение Covid-19 «колхозным советским менталитетом».

— Да. Решение сохраняющихся экономических проблем осуществляется благодаря субсидиям структурных фондов. Страны Прибалтики получают дотации по различным программам в рамках политики сплочения (региональной политики). Причём софинансирование проектов со стороны ЕС составляет 70%, а иногда и 90% от их стоимости. На эту тему опубликовано уже множество научных статей. Программы региональной политики формируются на период семь лет, т. е. являются многолетними (бюджет ЕС также принимают на семилетний период). Они остаются основным финансовым каналом для получения поддержки из коммунитарного бюджета. И этот канал очень важен — если судить по размерам субсидий, которые получают Латвия, Литва, Эстония.

Данные государства стали частью ЕС в 2004 году и сразу стали получить субсидии, прежде всего, по программам региональной поддержки благодаря структурным фондам. Так, они получили финансовую поддержку на период до 2006 г. в следующих объемах (многолетний период с 2000 по 2006 гг.): Латвия — более 1 млрд, Литва — свыше 5 млрд, Эстония — 698 млн. Эти первые цифры были небольшими — что связано с тем, что страны получили субсидии только на два года, так как вступили в ЕС уже на финале действия многолетних программ, финансируемых из коммунитарного бюджета. Но вот с этого времени субсидии только растут, а зависимость от них постоянно усугубляется. Так, в бюджетный период 2007—2013 гг. Латвия получила 6,8 млрд, Литва — более 7 млрд, Эстония — 3,4 млрд. На следующем этапе с 2014 по 2020 гг. Латвии предоставили 7 млрд, Литве — около 7 млрд, Эстонии — 5,8 млрд.

Однако многолетние планы 2014−2020 гг. закончились, а с 2021 года начал действовать уже новый бюджет. 21 июля 2020 г. он был согласован в размере 1,074 трлн (многолетние финансовые планы) на следующие семь лет. В бюджете также был создан фонд возмещения в размере 750 млрд — для поддержки восстановления государств-членов ЕС от экономических последствий Covid-19. Именно по этой причине те страны, которые должны были недополучить средства в размере как минимум 1−1,5 млрд, все-таки получат даже чуть большие средства на следующий бюджетный период. При этом отметим масштабное лоббирование интересов стран Прибалтики и Польши, которые стремились добиться сохранения финансирования своих экономик — с учётом ухудшения положения сельскохозяйственных работников и роста безработицы в связи с короновирусом. Также в качестве обоснования необходимости поддержки данные государства снова сослались на якобы неблагоприятное соседство с Россией и на то, что они ограничены в торгово-экономических возможностях из-за неких негативных влияний со стороны РФ. Очевидно, что Россия, уводя свои грузы из прибалтийских портов, влияет таким образом на сокращение объема ВВП стран Прибалтики. Однако Россия здесь просто следует своим экономическим интересам.

— Да, а ведь теперь, в условиях перевода и белорусских товаров в российские порты, эти страны вновь недополучат серьёзные средства.

— Так оно и есть. Дело в том, что экономика позитивно развивалась в условиях, с одной стороны того, что эти государства пользовались своим транзитным статусом, а с другой — получали стабильную финансовую поддержку ЕС. И это всё на стабильном фоне в сфере энергетики. Однако волатильность в этой сфере сейчас, тот факт, что страны Прибалтики поставили телегу впереди лошади (т. е. политику перед экономикой) ограничивает их возможности, которые сейчас нельзя перекрыть стабильными доходами и уверенными темпами экономического роста, которые были до 2008 года и тем более в докоронокризисный период. Именно по этой причине страны Прибалтики лоббируют дополнительные механизмы при перечислении помощи ЕС.

Принципы распределения средств на период 2021—2027 гг. по-прежнему основаны на показателях ВВП на душу населения. Но добавлены и новые критерии (безработица среди молодежи, низкий уровень образования, изменение климата, а также приём и интеграция мигрантов). Самые отдаленные регионы будут по-прежнему пользоваться особой поддержкой ЕС. Также к программам поддержки в рамках региональной политики добавляются суммы из фонда восстановления экономики от влияния короновируса. Эти суммы фактически являются неиспользованными в рамках программ региональной политики предшествующего этапа. Поэтому государства будут их получать в виде займов и с учетом неизрасходованных ими средств в предшествующий период.

Благодаря этому Эстония получит поддержку в рамках региональных программ в объеме 6,8 млрд. Однако перед правительством была поставлена задача сократить софинансирование со стороны ЕС на реализацию инфраструктурных проектов до 30%. Также Эстония рассчитывает на возврат суммы в размере 1,5 млрд из фонда восстановления экономики. В целом страна планирует получение субсидий ЕС в размере 8,3 млрд.

Латвия на период 2021—2027 гг. получит около 10,5 млрд — с учётом суммы из Фонда восстановления экономики, что явно говорит об успешном лоббировании позиций страны внутри ЕС. Но Латвии также необходимо сократить предлагаемое снижение доли софинансирования ЕС с 85% до 70%.

Совет ЕС утвердил бюджет Литвы на период 2021—2027 гг. в размере 6,2 миллиарда — по программам региональной политики (политики сплочения) и поддержки фермеров. Дополнительно к этой сумме Литва получит в виде займов из фонда восстановления экономики около 3 млрд, так что в целом страна гарантированно обеспечена поддержкой от ЕС в размере более 9 млрд.

— Вы хотите сказать, что из-за коронокризиса страны Прибалтики получат даже еще большие средства, нежели раньше?

— Да. Именно так. Им удалось пролоббировать свои интересы. Поэтому государства Прибалтики в общем смогли сохранить прежние объемы финансирования и немного их увеличить (на сумму около 2 и более 2 млрд в случае Латвии) — благодаря фонду восстановления экономики. Более того, мы учитываем только важнейшие программы поддержки ЕС, через которые поступают основные и наибольшие объемы субсидий. Но стоит отметить, что работают и другие проекты, на основании которых страны Прибалтики как получали, так и получают и будут получать финансирование. И очень важно, что эти возможности обеспечиваются благодаря активному лоббированию интересов этих государств на уровне ЕС. Ведь известны расчёты 2018 и 2019 гг., которые гарантированно показывали сокращения коммунитарного бюджета и уменьшение поддержки экономик стран-членов на уровне не менее 1 млрд. При этом данная «недостача» должна была с течением времени увеличиваться.

— Как вы считаете, о каких тенденциях (позитивных или негативных) свидетельствуют эти цифры?

— Я полагаю, что утверждённые объемы поддержки свидетельствуют о том, что экономики данных стран не способны к самостоятельному развитию. Они зависят от постоянных финансовых дотаций, не готовы к их уменьшению — и тамошние политики проявляют чудеса изворотливости для их сохранения. А основные финансовые тяготы в очередной раз понесут граждане ФРГ, Франции, Нидерландов, Австрии, Швеции (которые вводили более легкие ограничения и сохранили экономику) и некоторых других стран. Очевидно, что данные цифры с учетом роста инфляции и различных издержек, однако, будут уже направлены скорее на поддержание экономики, но не на её развитие. Все крупные инфраструктурные проекты Эстонии, Латвии и Литвы по-прежнему зависят от субсидий ЕС. Возьмем хотя бы в качестве примера железнодорожный проект Rail Baltica, на который постоянно требуются всё большие и большие суммы из ЕС. Но куда пропадают эти деньги в результате? И данная зависимость дорого стоит не только с точки зрения сокращения потенциала экономического роста самих прибалтийских государств. Она очень дорого обходится налогоплательщикам других стран ЕС. Поэтому пока политики стран Прибалтики радуются тому, что на каждый вложенный в коммунитарный бюджет один евро они получают почти четыре и даже более, политики Австрии и Нидерландов негодуют. Эти словесные перепалки между политиками разных стран мы будем ещё наблюдать. И уже известная всем русофобия прибалтийских государств мешает им налаживать диалог и получать экономическую выгоду от сотрудничества с Россией. Отсутствие диалога с Россией не позволит этим странам встраиваться и в глобальные проекты, например, во взаимодействие с Китаем. Впрочем, они и не будут выступать в нём самостоятельно — но только как часть ЕС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *