При влажном копировании применяют пвх пленку смоченную чем
Влажное копирование.
В основе лежат явления переноса вещества в результате адсорбции, адгезии или диффузии на новый носитель, увлажненный растворителем.
Путем влажного копирования выявляются различия копирующих свойств материалов письма. При контакте с увлажненной растворителем поверхностью частицы красящих веществ переносятся на нее, локально окрашивают и оставляют на новом носителе зеркально расположенные цветные следы.
Метод используется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, установления дописки, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов.
Для копирования водорастворимых красящих веществ применяется увлажненный дистиллированной водой желатиновый слой отфиксированного фотоматериала или фильтровальная бумага. Фотобумагу или фотопленку предварительно обрабатывают при неактиничном свете в фиксаже, тщательно промывают в проточной воде и высушивают. Для копирования используют глянцевую фотобумагу, высушенную на глянцевателе, что дает возможность получить ровную поверхность желатинового слоя. Фотобумага увлажняется в воде в течение 3—5 мин, фотопленка — 1—2 мин.
Копирование красящих веществ, растворяющихся в органических растворителях, производят на поливинилхлоридную (ПВХ) пленку.
Рекомендуется применять ПВХ-пленку белого цвета для беловых товаров (ГОСТ 17-21—70), состав: ПВХ-С-70-100 в. ч., дибутилфталат — 46 в. ч., двуокись титана — 6 в. ч.; для галантерейных изделий (ГОСТ 99-98—74), состав: ПВХ-С-70-100 в. ч., дибутилфталат — 46 в. ч., двуокись титана — 20 в. ч., мел—20 в. ч., паста барийкадмиевая —4 в. ч.
Обе пленки выпускаются отечественной промышленностью и растворяются во многих органических растворителях, таких как диметилформамид, циклогексанон, тетрагидрофуран, бензиловый спирт, ацетон. К. этой группе растворителей активны многие материалы письма: пасты для шариковых ручек, красители машинописных лент, копировальных бумаг, типографская краска, некоторые чернила, штемпельная краска, красящее вещество рисовальных и копировальных карандашей.
В циклогексаноне, тетрагидрофуране и диметилформамиде пленка увлажняется в достаточной степени в течение 1—2 с, в бензиловом спирте и ацетоне для этого требуется 10—15 с. Пленка, заранее выбранного размера, увлажняется погружением в растворитель. Затем помещается между листами чистой бумаги (типа газетной) для удаления капель растворителя и приводится в контакт с исследуемым участком документа.
Время контакта и сила нажима зависят от растворимости исследуемого вещества, решаемой задачи, свойств бумаги документа и подбираются экспериментально. О копировальной способности вещества штрихов судят по результатам предварительных испытаний на периферийных участках документа. Следует учитывать, что при копировании, особенно длительном, возможно отслаивание бумаги документа, нарушение его целостности. Кроме того, в любом случае метод влажного копирования приводит к необратимым изменениям штрихов: уменьшает количество материала письма, изменяет его состав, цвет и др. Решение о применении метода должно быть согласовано с лицом, назначившим проведение исследования.
Техники наклеивания самоклеящейся пленки
Техники наклеивания самоклеящейся пленки
Метод нанесения выбирается в зависимости от опыта изготовителя, размеров и сложности виниловой графики.
Какая бы техника ни была выбрана, поверхность основы должна быть соответствующим образом подготовлена. Удаление всех механических и химических загрязнений является залогом долгосрочного и надежного приклеивания. Пыль затрудняет адгезию, крупные частицы, попавшие под пленку, могут быть очень заметными и могут испортить внешний вид аппликации. Наличие мусора провоцирует образование пузырей, радиально расходящихся складок, отклеивание пленки и ее разрывы. Следы растворителей, производственных смазок, возможно присутствующие воск и жир становятся не только причиной слабого приклеивания, но и вызывают химические реакции, разрушающие клей и деформирующие пленочный материал.
Для очищения слабо загрязненных основ используется неворсистая ткань, замша или салфетки, смоченные в водном растворе нейтрального средства для мытья посуды. Производить обработку обычным мылом или средствами гигиены не следует: мыло и шампуни могут содержать щелочи или жиры, негативно влияющие на качество и долговечность приклеивания. Ткань, которой производится обработка, должна увлажняться умеренно, в противном случае грязь будет только переноситься с места на место. После очищения поверхность необходимо тщательно вытереть, не допуская самопроизвольного высыхания очищающего средства. Завершить операцию можно изопропиловым спиртом, также вытирая поверхность насухо. Этот способ может использоваться в большинстве случаев, но обработку спиртом следует производить только с учетом особенностей материала-основы (акриловое стекло и спирт, например, – недопустимая комбинация).
Сухой метод предпочтителен при небольшом размере виниловой графики, когда нетрудно избежать дефектов. К этой технологии также целесообразно прибегать при работе на криволинейных поверхностях и угловых участках, где важна надежная фиксация пленки на основе на протяжении всей операции приклеивания.
После нанесения аппликационной пленки графика готова к переносу на рабочую поверхность. Сухой метод предусматривает как полное отделение подложки перед аппликацией (подложка удаляется с пленки, а не пленка с подложки!), так и частичное на начальной стадии. Во втором случае подложка отделяется от пленки настолько, чтобы обеспечить аккуратную и надежную начальную фиксацию. Отделение удобнее производить с того края графики, который имеет наименьшие линейные размеры или с любого верхнего угла (если графика имеет большую площадь). Далее подложка постепенно вытягивается из-под пленки по мере наклеивания виниловой пленки на поверхность. Процесс нанесения осуществляется ракелем. Завершить аппликацию можно прокаткой наклеенного изображения мягким резиновым валиком, уделяя особое внимание краям.
Техника мокрого наклеивания может быть рекомендована тем, у кого нет большого опыта. Но иногда этим способом рекомендуется воспользоваться и профессионалам. К таким случаям относятся:
— большие по площади фрагменты пленки;
— наэлектризованные и горячие основы;
— отсутствие аппликационной пленки;
— изготовление сложной многоцветной графики с максимальной точностью позиционирования;
— аппликация транслюцентных и витражных пленок;
— робота на улице в ветреную погоду.
Мокрый метод, в отличие от сухого, заключается в наклеивании пленки на влажную основу. Это удобно тем, что отсутствие прочного контакта пленки с поверхностью позволяет легко исправлять производственные погрешности. Для удаления образовавшихся пузырей и складок, компенсации смещений текста достаточно приподнять пленку с основы и нанести ее заново.
Смачивание рабочей поверхности и/или пленки со стороны клеевого слоя производится равномерным разбрызгиванием жидкости из пульверизатора, сопло которого установлено в режим «туман». Если в работе не используется аппликационный материал, для предотвращения механических повреждений незащищенной поверхности лицевую сторону виниловой пленки также следует смочить.
Излишнее обводнение нежелательно, так как оно может затруднить фиксацию пленки и продлить время окончательного приклеивания. Достаточно ничтожного количества жидкости, чтобы начальная адгезия была снижена. Для увлажнения используется раствор средства для мытья посуды в теплой воде в приблизительной пропорции: 10 мл средства на 1 л воды. Учитывая свойство литых пленок растягиваться, при работе с ними лучше применять резиновый валик вместо ракеля и холодную воду, которая, понизив эластичность материала, исключит риск размерных искажений.
При мокром методе подложка удаляется полностью. Клеевой слой смачивается постепенно в процессе ее отделения. Виниловая пленка, оставшаяся на аппликационном материале, должна плотно к нему прилегать. Если мыльный раствор попадает между ними, качественно осуществить аппликацию трудно из-за отделения аппликационной пленки (бумаги) от винила, их неравномерного скольжения относительно основы, в результате чего меняются межсимвольные расстояния.
Работа инструментом при мокром методе должна производится от центра графики к краям: таким образом раствор равномерно выдавливается из-под пленки по всей площади (оставшаяся влага окончательно испарится через паропроницаемый винил через 48 часов). Аппликационный материал следует удалять спустя 15 – 20 минут после завершения наклеивания, а через сутки повторно прокатать пленку валиком.
Пленочную аппликацию можно производить в достаточно широком диапазоне положительных температур (+4. 30 °С). Индивидуальные рекомендации указываются в технической документации каждого производителя. Для наилучших результатов необходимо, чтобы температура пленки и основы была приблизительно одинаковой.
Нанесение пленки не всегда производится в благоприятных условиях. Если пленка слишком нагрелась, ее необходимо охладить водой, спиртовым раствором или использовать мокрый метод нанесения. Как только пленка остыла необходимо как можно быстрее нанести ее на поверхность, не допуская повторного нагрева. На солнце все-таки производить работы не рекомендуется. Лучше натянуть тент или постараться выполнить аппликацию в помещении. При работе в уличных условиях холодные поверхности, наоборот, лучше держать на открытом месте. В холодное время года основу и пленку необходимо в процессе аппликации подвергать принудительному нагреву. Выполнять одновременно несколько операций одному человеку не под силу, поэтому такие внешние условия требуют участия нескольких человек.
В течение 24 часов после нанесения пленки лучше не подвергать аппликацию резким колебаниям температур. Если избежать этого не удается, следует дополнительно обработать графику феном.
Правила пользования феном
Осуществлять нагрев необходимо, постоянно перемещая фен по поверхности, не задерживаясь подолгу на одном месте. Держать фен следует на достаточном расстоянии, чтобы пленка излишне не нагревалась. Перегрев может привести к оплавлению, чернению или привариванию пленки к поверхности.
Для работы в помещении с постоянной комнатной температурой никаких особых предупреждений нет.
Стойкость пленки во многом зависит от основы, на которую она наклеивается. Низкая степень приклеивания, самопроизвольное отделение пленки, ее значительная усадка в короткие сроки, пузыри на поверхности – все это чаще всего связано не с пленкой, а с неподходящей основой или использованием агрессивного очистителя. Некоторые основы при любой обработке не подходят для пленочной аппликации из-за химической или физической несовместимости с виниловой пленкой. Примером могут служить ржавые поверхности, ворсистые ткани, неокрашенное дерево, фанера, ДСП, асбестовые плиты и свежеокрашенные поверхности.
Пленки лучше всего приклеиваются к гладким сухим поверхностям без загрязнений и не склонным к набуханию. Большинство материалов может использоваться в комбинации с ПВХ-пленками, но несколько исключений требуют предосторожностей. С особым вниманием необходимо отнестись к следующим материалам:
— ПВХ баннеру;
— необработанным полиолефинам (полиэтилену и полипропилену);
— поверхностям с выпотеванием конденсата (акриловому стеклу, поликарбонату);
— материалам, склонным выделять газы (полистиролу, стекловолокну, окрашенным и лакированным изделиям);
— поверхностям, состоящим из разных соединенных встык материалов.
В условиях, когда на рынке появляется все больше и больше разнообразных пластиков, лаков, красок и других покрывных средств, предварительное тестирование на совместимость, несомненно, будет оправдано. Ускорить испытание можно нагреванием опытного образца до температуры 60 – 70 °С в течение 24 часов. При полной совместимости основы и пленки никаких изменений наблюдаться не будет, любой проявившийся дефект станет показателем негативного воздействия основы на пленку.
Еще раз напомним, что каландрированные пленки могут быть нанесены только на ровные поверхности. Даже минимальный изгиб или «волна» поверхности через короткое время вызовут отклеивание пленки на криволинейном участке. Литые пленки требуют внимания в тех случаях, когда графика перекрывает две плоскости с нестабильным соединением. Их движение друг относительно друга неизбежно приведет к разрывам даже литой пленки. Предотвратить деформацию можно разрезанием изображения в месте соединения таким образом, чтобы на обеих плоскостях были размещены независимые участки графики.
Возможные эксплуатационные трудности
Татьяна Дементьева
инженер-технолог
При влажном копировании применяют пвх пленку смоченную чем
ПАМЯТКА
при работе с медальонами, их вкладышами
и иными документами и экспонатами при проведении поисковых работ
(доработанная)
Памятка разработана по инициативе Союза Поисковых Отрядов России Экспертно- криминалистическим отделом УВД СЗАО г. Москвы
на основе методик технико- криминалистической экспертизы документов МВД РФ
МОСКВА, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ
Каждый обнаруженный медальон является результатом тяжелой многодневной и кропотливой работы поисковиков, поэтому понятно желание увидеть плоды своей работы сразу же – на месте открыть медальон и самостоятельно его исследовать, хотя практика показывает, что нередко это приводит к безвозвратной утере данных о погибшем бойце. Данная памятка составлена с пожеланием: «Уважаемые поисковики, не дайте пропасть плодам Вашего труда, бережно обращайтесь с обнаруженными медальонами и документами, больно смотреть, когда на исследование приходят документы, по которым можно было установить личность бойца, но содержание безвозвратно утрачено по причине спешки прочитать или от незнания правил их сохранения».
При обнаружении медальона необходимо сразу же его упаковать в комок почвы, в которой он был обнаружен (для предотвращения высыхания вкладыша), т.к. закрученный медальон не обеспечивает полной герметичности и влага из него уходит. Данный комок должен покрывать медальон не менее чем на 2см с каждой стороны, затем он может быть упакован в два полиэтиленовых пакета или же в стеклянную емкость с сопроводительными надписями или соответствующим номером. После этого необходимо как можно скорее передать медальон на экспертизу, т.к. бывают случаи, когда на экспертизу приходит рассохшийся скрученный вкладыш, слои которого сцементировались и разделить их практически невозможно. Если до поступления на экспертизу медальону предстоит проделать долгий путь в неблагоприятных условиях (долгая тряска в рюкзаке или в транспорте), то можно поместить его в емкость, полностью заполненную желательно кипяченной водой (например – 0,3л пластиковая бутылка от кока-колы).
В последнее время часто стали поступать на исследование другие документы в кошельках, бумажниках и т.п., это очень ценные источники для идентификации личности бойца, т.к. в них часто находятся не только красноармейские книжки или комсомольские и партийные билеты, но и письма, различные квитанции, бланки. При обнаружении бумажников, планшетов, сложенных листков бумаги и пр. рекомендуется упаковывать их на жесткой подложке (фанера, металлическая пластинка) и в какой-нибудь контейнер (коробку) для избежания ломки, сдвига и прессования слоев бумаги внутри.
Примечание: данные рекомендации так же относятся к другим документам, обнаруженным в ходе поисковых работ.
Приложение № 1. Рекомендуемый бланк для идентификации найденных медальонов, личных вещей и останков. | |||
|
По вопросам производства исследований обращаться к старшему эксперту-криминалисту ЭКО УВД СЗАО г.Москвы Дорошенко Александру Викторовичу (095) 194-09-76, 450-14-50.
Поэтому хотим Вас ознакомить с некоторыми методами по работе с бланками медальонов, которые могут помочь на местах, а также рассказать о способах, используемых экспертно-криминалистическими службами. Также здесь использованы рекомендации Сергея Котилевского из ПЭ «Долина», дополненные нами из собственного опыта.
Если бланк разделился в виде фрагментов, то можно их наклеить на подложку: рекомендуется сложить их и наклеить на лист папиросной (конденсаторной бумаги), при этом клей наносится на бумагу, а не на вкладыш, затем на вкладыш кладется лист фильтровальной бумаги, прокатывается фото валиком или бутылкой и помещается под пресс на несколько суток. Так же можно просто поместить бланк между слоями жесткой подложки (картон и тп.) и так доставить для исследования. Для этого можно использовать клей «ПВА», клеящий карандаш или самодельный клей, состоящий из следующих компонентов:
Компоненты | Для плотной бумаги | Для тонкой бумаги |
Вода дистиллированная, см З | 1000 | 1000 |
Мука пшеничная высш.сорт, г | 133 | 75 |
Желатин фотографический, г | 4,5 | 5 |
Глицерин,г | 3,5 | 4 |
Этиловый спирт (96%), см З | 13,5 | 20 |
Клей варят на водяной бане до образования клееобразной устойчивой массы без комков. Желатин предварительно замачивают водой (четверть воды на общее количество желатина) в течение 24 часов. В готовый клей добавляют глицерин и спирт. Можно также увлажнить вкладыш 10-15% водным раствором глицерина (удобно использовать пульверизатор). Не следует наклеивать конденсаторную бумагу на лицевую сторону вкладыша, т.к. проводить исследование после этого очень трудно и результат намного хуже. Категорически запрещается применять клей типа «Момент», «Супермомент», силикатный клей, и другие, содержащие химический растворитель, т.к. они химически активны и могут полностью уничтожить краситель, которым выполнены записи. Запрещается склеивать вкладыш клеящей лентой типа «Скотч».
При наличии на вкладыше следов жизнедеятельности бактерий (плесень черного или белого цвета), для предотвращения дальнейшего разложения бумаги необходимо сначала ватным тампоном удалить налет плесени и затем увлажнить бланк ватным тампоном или при помощи пульверизатора, 5-10% водным раствором формалина (делать под тягой) и просушить при комнатной температуре. Лучше всего поместить бланк в герметичную емкость типа аквариума, туда же положить тряпочку, пропитанную формалином (из расчета 300 мл 20% раствора формалина на 1 куб.м камеры), закрыть крышкой и оставить на сутки в теплой комнате(нежилое помещение), затем проветрить документ в течение суток.
Для обеспечения сохранности документа не следует подвергать его воздействию прямых солнечных лучей, т.к. это быстро старит и разлагает бумагу. Следует оберегать документ от пыли и влаги. Заслуживает внимания метод покрытия поверхности документа различного рода пластическими пленками, широко применяющийся в архивной практике (особенно это касается ветхих документов). Наиболее простым и удобным способом покрытия документа пленкой является метод термосварки бумаги с пленкой под некоторым давлением (ламинирование). Покрытые пленкой тексты становятся более яркими, бумага не желтеет и не подвергается воздействию влаги. Ламинировать вкладыш нельзя до проведения полного исследования записей.
Частой находкой являются изделия из кожи: портмоне, ремни и т.д., которые после высыхания становятся непригодными для экспозиции. Хороших результатов можно достичь, если после обнаружения объект поместить в пакет с влажной землей (можно с травой, если ненадолго) и как можно скорее после промывания поместить в раствор глицерина, воды и этилового спирта в соотношении 0,5:1:1. Если объект высохший, то можно поместить его в раствор глицерина и спирта в соотношении 0,5:2. Емкость с раствором необходимо закрыть крышкой, что бы спирт не улетучился. Держать в растворе в зависимости от желаемого результата, проверяя кожу на изгиб. Если кожа толстая и высохшая, процесс может затянуться на несколько недель, тогда время от времени надо добавлять немного глицерина. Можно повторять процедуру несколько раз. После вынимания из раствора из объекта начнут быстро испаряться вода и спирт, его следует поместить под пресс или ( к примеру подсумок) вставить в полости формочки из негигроскопичного материала (например пластмасса) для придания необходимой формы. Если на коже имеются слады жизнедеятельности бактерий, то рекомендуется кистью нанести 3% раствор формалина в воде и поместить объект на сутки в полиэтиленовый пакет. Самые хорошие результаты дает вымачивание кожи в настое дубовой коры (продается а аптеках, рецепт приготовления – на коробке, он подойдет), кожа помещается в раствор на период от 30 минут до 8 часов – это зависит от толщины кожи и от ее состояния. Периодически кожа вынимается и слегка разминается для лучшего пропитывания. После всего этого кожу необходимо подвергнуть дополнительному жированию, т.к. жиры, введенные в кожу при промышленной обработке, со временем теряют нужные свойства. Необходимо восстановить легкость взаимного скольжения волокон коллагена (составляющей кожи) относительно друг друга. Чуть влажную кожу надо пропитать каким-нибудь жиром, например касторовым маслом, чтобы оно лучше впитывалось, можно добавить немного нашатырного спирта. Есть так же и народное средство – смешать и взбить 50г. касторового масла и белок одного яйца. Рыбий жир тоже хорош, но имеет неприятный запах. Другой рецепт: в 1л. кипящей воды растворить 1/4 куска хоз.мыла и, снова доведя до кипения, добавить рыбий жир (около 30-50гр.), размешав смесь, добавить 1-1,5 столовой ложки нашатырного спирта. Можно протирать кожу вазелином или яичным белком. Неплохо использовать эмульсию из сливочного масла с теплой водой, добавив туда небольшое количество нашатыря. Наносить жирующий состав можно мягкой кистью или матерчатым тампоном. Только прежде необходимо проверить на маленьком кусочке кожи, не останутся ли от этого на нем неровные масляные пятна. Если остаются, тогда лучше попробовать другой рецепт. Желательно избегать чрезмерного жирования, чтобы кожа не выглядела засаленной. После нанесения смеси надо тщательно снять излишки влажной материей.
Визуальное исследование при особых режимах освещения.
Исследование в косонаправленном свете – метод увеличения степени различимости деталей объекта при его освещении направленным пучком света с углом падения менее 90 град. При таком освещении, во-первых, улучшается видимость рельефных деталей (например следов давления пишущего прибора), не воспринимаемых при освещении документа рассеянным светом; во-вторых, выявляются элементы, обладающие различной способностью к отражению световых лучей (повышенный блеск штрихов). Для проведения исследования необходим осветитель, создающий концентрированный пучок света (например осветитель ОИ-19). Хорошие результаты дает простое исследование документа под различными углами зрения, штрихи видны контрастнее. Лучше всего иметь в своем распоряжении микроскоп типа МБС-10 с осветителями. Исследование проводится в затемненном помещении. Нежелательно прижимать документ стеклом, т.к. при этом наблюдаются значительные потери света и контраста в светотенях из-за неоднократного отражения лучей внутри стекла. Если документ помятый, его можно увлажнить и дать просохнуть под прессом. Угол между осью осветителя и поверхностью подбирается экспериментально. При изучении следов давления необходимо учитывать, что чем меньше этот угол, тем отчетливее тени от выявляемых рельефных следов. При этом усиливается мешающее воздействие неровностей, складок, волокон низкосортной бумаги документа, поэтому положение осветителя выбирается таким образом, чтобы выявляемые следы не маскировались помехами. Неплохо иметь микроскоп с приставкой для фотоаппарата – можно сфотографировать штрихи, применяя одностороннее, двустороннее или четырехстороннее освещение. При фотографировании тени от мешающих деталей (волокон, складок) можно ослабить, освещая документ поочередно с двух противоположных сторон Если освещать документ косонаправленным светом с одной или с двух противоположных сторон, то на фотоснимке получается изображение тени, образуемое в основном штрихами, перпендикулярными направлению лучей. Штрихи, расположенные параллельно ходу пучка лучей, теней не образуют. Поэтому для полного выявления деталей штрихов рекомендуется освещать документ с четырех сторон. При этом возможны два способа съемки. В первом случае экспонирование проводится четыре раза на один и тот же фотослой при различных направлениях освещения документа. Второй способ – получение четырех раздельных негативов, каждый из которых изготовлен при освещении документа с одной из сторон. Суммирование четырех изображений производят путем сложения негативов при проекционной печати (см. литературу по фотоделу). Аналогичные снимки можно получить при наличии цифровой камеры-приставки к микроскопу и соответствующего компьютерного обеспечения.
Визуальное исследование с применением светофильтра
(визуальное цветоразличение).
Данные методы применяются для выявления различий в цвете объектов. Часто один цветной объект (запись) невидим или слабовидим на окружающем фоне или среди других окрашенных объектов.
Цветовой круг. |
Усилить контраст между ними можно за счет преобразования спектральных различий в воспринимаемое зрением различие яркостей. По упрощенной схеме светофильтр можно подобрать на основе правила дополнительных цветов, используя цветовой круг.
Диффузно-копировальный метод.
Данный метод применим только к документам, в которых бумага имеет хорошую сохранность (ровная поверхность, без разрыхленных волокон бумаги). Используется свойство некоторых веществ диффундировать (внедряться) в фотоэмульсионный слой при контакте с фотоматериалами и, взаимодействуя с микрокристаллами бромистого серебра (которое содержится в фотоматериалах), вызывать расширение зоны спектральной чувствительности фотослоя (оптическая сенсибилизация), снижать его общую светочувствительность (оптическая десенсибилизация) или повышать вуалеобразующую способность. В результате получается скрытое изображение, соответствующее особенностям распределения откопировавшегося вещества. Применяется метод для восстановления слабовидимых записей. Процесс получения изображения диффузно-копировальным методом состоит из трех основных этапов: копирования, засветки и лабораторной обработки фотоматериала. Перед копированием несенсибилизированный фотоматериал (фотобумага «Унибром» тонкая, глянцевая, нормальная, диапозитивные пластинки или фототехническая пленка типа ФТ-ЗО) размачиваются при неактиничном оранжевом или красном освещении в ванночке с дистиллированной водой (t°=18—20° С) в течение 5—10 мин. Копирующая способность желатинового слоя повышается, если в воду добавить нашатырный спирт из расчета 32—15 капель на один литр воды (либо 2—3 капли аммиака). Тщательно расправленный документ плотно прижимают к эмульсионному слою фотоматериала и помещают под пресс между двумя ровными листами из негигроскопичного материала (оргстекло, металл и т. п.). Время контакта в зависимости от вида и состояния бумаги документа, особенностей объекта может составлять от нескольких секунд до нескольких десятков минут. Чем больше продолжительность копирования, тем больше опасность слипания бумаги документа с желатиновым слоем. В связи с этим предварительно необходимо провести испытания на свободных участках документа и определить условия копирования исследуемой записи. При длительном контакте для предотвращения прилипания документа к подсыхающей эмульсии его оборотную сторону можно увлажнить с помощью пропитанной водой фильтровальной бумаги. При использовании фотобумаги ее увлажняют таким же образом с неэмульсионной стороны. Засветка фотоматериала осуществляется либо неактиничным светом (для выявления участков, которые в результате контакта с исследуемым веществом получили добавочную спектральную чувствительность к оранжево-красным лучам), либо актиничным светом (для выявления десенсибилизирующих свойств исследуемого вещества). В первом случае при засветке фотоматериала фильтрованным светом (от 550 нм — светофильтр ОС-14), очувствленные к оранжево-красным лучам участки при проявлении темнеют, тогда как плотность фона остается без изменения. Во втором — свет обычной лампы накаливания или солнечный воздействует лишь на те участки фотослоя, которые не утратили светочувствительности. После проявления на темном фоне образуется менее плотное изображение. Для выбора оптимальной продолжительности засветки рекомендуется попеременно чередовать кратковременную (в течение 1—5 сек ) засветку с 5—10 сек проявлением, визуально контролируя появление изображения. Для выявления вуалирующего действия исследуемого вещества на фоточувствительный слой копирование и проявление проводится в темноте. В результате получают темное изображение на менее плотном фоне. Последующая лабораторная обработка фотоматериалов производится no обычной схеме. С полученного зеркального изображения делается репродукция для получения прямого. В практике известно еще несколько разновидностей диффузно-копировалыюго метода. Один из них, так называемый сухой, состоит в следующем: фотобумага в воде не размачивается, а после контакта эмульсионным слоем с документом она натирается, например, шерстяной тканью, войлоком. В результате действия сил злектростатического притяжения частицы вещества материалов письма внедряются в светочувствительный слой. Дальнейшие операции не отличаются от описанных выше. В другом случае копирование производится на засвеченную фотобумагу, размоченную в дистиллированной воде и подсушенную фильтровальной бумагой. Все процессы, связанные с получением изображения, происходят при белом свете. Фотобумагу с откопированным веществом обрабатывают щелочным раствором гидросульфита натрия, нанося его ватным тампоном на фотослой. Диффузно-копировальный метод применяется, как правило, после всех рекомендованных для решения конкретной задачи методов.
Влажное копирование.
В основе лежат явления переноса вещества в результате адсорбции, адгезии или диффузии на новый носитель, увлажненный растворителем. Путем влажного копирования выявляются различия копирующих свойств материалов письма. При контакте с увлажненной растворителем поверхностью частицы красящих веществ переносятся на нее, локально окрашивают и оставляют на новом носителе зеркально расположенные цветные следы. Метод используется для выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, установления дописки, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов. Для копирования водорастворимых красящих веществ применяется увлажненный дистиллированной водой желатиновый слой отфиксированного фотоматериала или фильтровальная бумага. Фотобумагу или фотопленку предварительно обрабатывают при неактиничном свете в фиксаже, тщательно промывают в проточной воде и высушивают. Для копирования используют глянцевую фотобумагу, высушенную на глянцевателе, что дает возможность получить ровную поверхность желатинового слоя. Фотобумага увлажняется в воде в течение 3—5 мин, фотопленка — 1—2 мин. Копирование красящих веществ, растворяющихся в органических растворителях, производят на поливинилхлоридную (ПВХ) пленку. Рекомендуется применять ПВХ-пленку белого цвета для беловых товаров (ГОСТ 17-21—70), состав: ПВХ-С-70-100 в. ч., дибутилфталат — 46 в. ч., двуокись титана — 6 в. ч.; для галантерейных изделий (ГОСТ 99-98—74), состав: ПВХ-С-70-100 в. ч., дибутилфталат — 46 в. ч., двуокись титана — 20 в. ч., мел—20 в. ч., паста барийкадмиевая —4 в. ч. Обе пленки выпускаются отечественной промышленностью и растворяются во многих органических растворителях, таких как диметилформамид, циклогексанон, тетрагидрофуран, бензиловый спирт, ацетон. К. этой группе растворителей активны многие материалы письма: пасты для шариковых ручек, красители машинописных лент, копировальных бумаг, типографская краска, некоторые чернила, штемпельная краска, красящее вещество рисовальных и копировальных карандашей. В циклогексаноне, тетрагидрофуране и диметилформамиде пленка увлажняется в достаточной степени в течение 1—2 с, в бензиловом спирте и ацетоне для этого требуется 10—15 с. Пленка, заранее выбранного размера, увлажняется погружением в растворитель. Затем помещается между листами чистой бумаги (типа газетной) для удаления капель растворителя и приводится в контакт с исследуемым участком документа. Время контакта и сила нажима зависят от растворимости исследуемого вещества, решаемой задачи, свойств бумаги документа и подбираются экспериментально. О копировальной способности вещества штрихов судят по результатам предварительных испытаний на периферийных участках документа. Следует учитывать, что при копировании, особенно длительном, возможно отслаивание бумаги документа, нарушение его целостности. Кроме того, в любом случае метод влажного копирования приводит к необратимым изменениям штрихов: уменьшает количество материала письма, изменяет его состав, цвет и др. Решение о применении метода должно быть согласовано с лицом, назначившим проведение исследования.
Адсорбционно-люминесцентный метод.
В основе метода лежит увеличение интенсивности люминесценции красящих веществ при адсорбировании их полимерной пленкой. Адсорбционно-люминесцентный метод применяется для дифференциации материалов письма с целью выявления залитых, замазанных, зачеркнутых текстов, определения последовательности выполнения пересекающихся штрихов. Копирование штрихов производится на поливинилхлоридную пленку по методике влажного копирования. Отпечаток облучают ультрафиолетовым светом и изучают его люминесценцию. Метод наиболее эффективен для дифференциации паст шариковых ручек. Одноцветные пасты, имеющие неодинаковый химический состав, различаются по цвету красящего вещества в оттиске и цвету его люминесценции. При определении последовательности выполнения пересекающихся штрихов эффективны наблюдение и фиксация люминесценции откопированных штрихов в видимой и дальней красной областях спектра.
Используемая литература:
А.А.Гусев и др. «Технико-криминалистическая экспертиза документов», ВСШ МВД СССР, Волгоград 1978.
Под ред. Проф. В.А. Снеткова. «Основные задачи технико-криминалистической экспертизы документов. Организация экспертных исследований», Учебное пособие, ВНИИ МВД СССР, Москва 1987.
Под ред. Проф. В.А. Снеткова. «Общие положения технико-криминалистической экспертизы документов», Учебное пособие, ВНИИ МВД СССР, Москва 1987.
Сборник «Сохранность документов», АН СССР, ЛКРД, Ленинград 1987.
Лихонин А.С. «Скорняжные и кожевенные работы» Нижний Новгород 2000г.