при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Код-шеринг Аэрофлота и «Победы»: как это работает

Рассказываем, что такое код-шеринг и почему вы можете купить билет на Аэрофлот, а полететь «Победой».

Что такое код-шеринг

Каждый наверняка хоть раз летал на совмещённом рейсе нескольких авиакомпаний. Вспомните табло информации в аэропорту ‒ физически рейс один, но авиакомпаний указано несколько. Их может быть и две, и три, и даже больше. Это значит, что эти перевозчики заключили код-шеринговое, или, проще говоря, партнёрское соглашение между собой, позволяющее использовать рейс совместно.

В первую очередь это нужно авиакомпаниям для расширения маршрутной сети, которую они могут предложить пассажирам. Например, авиакомпания А летает из Мадрида в Париж, а B ‒ из Парижа в Осло. Если между ними заключено соглашение, то и A, и B могут продавать билеты Мадрид-Париж-Осло. На первом отрезке маршрута пассажир полетит на самолёте А, на втором ‒ на самолёте B.

Та авиакомпания, которая предоставляет самолёт и выполняет рейс называется оператором, другая ‒ маркетинговым партнёром.

Летает «Победа», код ‒ Аэрофлота

А причём здесь код? Дело в том, что у каждой авиакомпании есть свой буквенный код IATA. У Аэрофлота это SU, у «Победы» ‒ DP. Так вот, партнёры по код-шерингу, независимо от того, какая авиакомпания будет выполнять рейс, могут продавать билеты под собственным кодом. Отсюда и большое число букв и цифр на табло аэропортов для одного рейса.

Аэрофлот уже давно «делится» рейсами с «Россией», Air France, KLM, air Baltic, Air Serbia и другими авиакомпаниями. А объединённые рейсы с лоукостером «Победа» были запущены в июле этого года. Поэтому теперь можно купить билет у Аэрофлота, но полететь «Победой», и пассажиры должны быть внимательны при путешествии и учесть все тонкости и правила перевозки.

Направления код-шеринговых рейсов Аэрофлота и «Победы»

Совмещённые рейсы «Победы» и Аэрофлота выполняются по маршрутам из Москвы (Шереметьево) в Барнаул, Махачкалу, Уфу, Ульяновск, Владикавказ, Минеральные Воды, Чебоксары, Горно-Алтайск, Петрозаводск, Нальчик, Пермь и обратно. Соответственно, можно, например, улететь из Новосибирска (или любого другого города, куда летает Аэрофлот) во Владикавказ с пересадкой в Москве. В таком случае первый рейс будет выполняться Аэрофлотом, второй ‒ «Победой», но будет иметь коды обеих авиакомпаний.

Сотрудничество с авиакомпанией «Победа» создаёт дополнительные возможности для пассажиров за счёт снижения средних тарифов на перелёты по России и удобства стыковок в аэропорту Шереметьево с рейсами Аэрофлота. Программа совместных авиаперевозок с лоукостером «Победа» реализуется в рамках стратегии Группы Аэрофлот, которая направлена на развитие авиамобильности населения за счёт повышения доступности перевозок и расширения маршрутной сети.

Багаж и ручная кладь

Все мы знаем, что у «Победы» как у лоукостера нетипичные правила провоза багажа и ручной клади. Какие же нормы применяются, если купили билет на совмещённый рейс «Победы» и Аэрофлота? На самом деле всё просто!

Багаж ‒ купили билет у Аэрофлота, значит, применяются правила Аэрофлота. На обоих сегментах полёта, независимо от того, какая авиакомпания выполняет рейс.

Ручная кладь ‒ здесь всё зависит от класса, которым вы летите:

Эти правила при перелёте с пересадкой на совместные рейсы Аэрофлота и «Победы» применяются на обоих сегментах.

Многие привыкли покупать самые дешёвые билеты Аэрофлота ‒ безбагажные ‒ и летят с полноценным чемоданом для ручной клади. Однако обратите внимание, если у вас билет экономического класса, на сегменте «Победы» вам придётся сдать ручную кладь в багаж за дополнительную плату, если он не пройдёт “победные” габариты ‒ 36х30х27 см.

Бизнес-класс

На всех рейсах «Победы» нет бизнес-класса, кроме того, на борту отсутствует питание для пассажиров с билетами любого класса. Однако купить билеты в Бизнес-класс на стыковочные рейсы Аэрофлота и «Победы» всё же можно. Тогда на «плече» авиакомпании «Победа» пассажиры смогут разместиться на местах повышенной комфортности.

Пассажирам с билетами класса Бизнес, а также для участников программы «Аэрофлот Бонус» золотого и платинового уровней доступны залы ожидания повышенной комфортности.

Мили Аэрофлота

Если вы участвуете в программе лояльности Аэрофлота и копите мили, то получите бонусы и за полёт на «Победе» в рамках код-шерингового соглашения между авиакомпаниями.

А пассажиру что?

Пассажир от код-шеринга авиакомпаний получает разнообразные маршруты перелётов, удобные стыковки и сниженную стоимость по сравнению с тем, если покупать эти же билеты раздельно. Кроме того, при едином билете авиакомпания несёт ответственность в случае задержки одного из рейсов, а при раздельных билетах ‒ ответственность несёт сам пассажир.

Источник

Код-шеринг: некоторые вопросы правового регулирования

В современной гражданской авиации широко распространена практика код-шеринга. Такие соглашения позволяют авиакомпаниям расширять маршрутную сеть и снижать издержки.

Код-шеринг – это соглашение авиакомпаний о совместной коммерческой эксплуатации рейса, так, одна авиакомпания выступает оператором, то есть фактически осуществляет перевозку по данному направлению, тогда как компания-партнер выступает маркетинговым оператором, то есть продает билеты от своего имени. Оператор и маркетинговые партнеры продают места на один и тот же рейс от своего имени, поэтому у каждого перевозчика этот рейс имеет свой код ИАТА, номер, авиакомпании также самостоятельно устанавливают тарифы. Рейс компаний-партнеров в расписании будет иметь столько кодов, сколько перевозчиков заключили между собой соглашение о код-шеринге. Таким образом, фактически выполняет рейс по маршруту только один самолет компании-оператора, а право продавать билеты на данный рейс имеют также и другие компании-партнеры по соглашению код-шеринга.

Код-шеринг представляет собой коммерческий механизм, позволяющий авиакомпаниям-партнерам значительно расширить свою маршрутную сеть за счет «виртуальных сегментов», на которых авиакомпания сама непосредственно не осуществляет перевозку пассажиров и груза. Таким образом, у авиакомпаний нет необходимости выполнять все рейсы самостоятельно, часть рейсов осуществляется компаниями-партнерами. В современной практике, наиболее часто встречающимся случаем код-шеринга является перевозка трансферных пассажиров (осуществляющих перелет с пересадкой в одном или более пункте). Так, авиакомпания 1 продает билет из пункта А в пункт Б с посадкой в пункте С, хотя фактически осуществляет перевозку лишь на первом сегменте А-С, тогда как перелет на сегменте С-Б будет обеспечен авиакомпанией-партнером по код-шеринг соглашению.

Более того, код-шеринг является привлекательным также и в связи с запретом воздушного каботажа[1], то есть воздушных перевозок между аэропортами, расположенными в пределах одного государства, иностранными авиакомпаниями. Таким образом, иностранные авиакомпании получают доступ внутреннему рынку авиаперевозок.

Правовые основы для заключения соглашений код-шеринга закреплены в Гвадалахарской конвенции[2]. Конвенция устанавливает возможность осуществления перевозки одной компанией (фактическим оператором) пассажира, с которым договор об этой перевозке заключен другой авиакомпанией.

Учитывая то обстоятельство, что из договора воздушной перевозки не следует обязанности должника исполнить обязательство лично, право перевозчика передать свои обязанности (или их часть) перед пассажиром другому перевозчику корреспондирует нормам гражданского законодательства о праве должника возложить исполнение обязательства на третье лицо (при сохранении на должнике ответственности по договору (ст. ст. 313, 403 ГК РФ).

Несмотря на то что практика заключения код-шеринг соглашений широко распространена, законодательство РФ не регулирует специальным образом взаимоотношения сторон по такому соглашению. В зависимости от достигнутых договоренностей между авиакомпаниями-партнерами, распределение обязательств и ответственности может быть различным.

Необходимо учитывать положения приведенной ранее Гвадалахарской конвенции, согласно которой оба перевозчика несут обязательства перед пассажирами, как они определены в Варшавской конвенции. Действия или бездействие фактического перевозчика в части совместной перевозки считаются действиями или бездействием перевозчика по договору и наоборот. Распоряжения и претензии, которые даются или предъявляются перевозчику на основании Варшавской конвенции, имеют одинаковую силу независимо от того, обращены они к перевозчику по договору или фактическому перевозчику (ст. IV Гвадалахарской конвенции). Любой иск о возмещении вреда, причиненного при совместной перевозке, может быть предъявлен по выбору истца либо к одному, либо к другому перевозчику или к обоим.

Однако, в конвенции указано, что она не затрагивает договорных отношений между самими перевозчиками, поэтому они вправе разграничить ответственность между собой в зависимости от степени вины и других обстоятельств.

Известным является спор, возникшей в отечественной налоговой практике, о том, как должны быть квалифицированы операции российской авиакомпании по предоставлению мест по код-шеринговым соглашениям с иностранными авиакомпаниями. Так, Экономическая Коллегия ВС РФ пришла к выводу, что «сущность отношений код-шеринга предполагает, что в рамках данного соглашения его стороны не оказывают услуги по перевозке непосредственно друг другу. Фактическим получателем услуги является авиапассажир, при этом авиапассажир вне зависимости от оформления авиабилетов тем или иным партнером имеет равные права, в том числе право на предъявление претензий фактическому перевозчику. В такой ситуации перевозка собственных пассажиров и пассажиров партнера на международных авиалиниях должна иметь одинаковые налоговые последствия в виде обложения НДС по ставке 0%»[4].

[1] «Конвенция о международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944) (с изм. от 26.10.1990) (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000).

[2] «Конвенция, дополнительная к Варшавской конвенции, для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицом, не являющимся перевозчиком по договору» (заключена в г. Гвадалахаре 18.09.1961). Документ вступил в силу с 1 мая 1964 года. Для СССР данный документ вступил в силу с 21 декабря 1983 года («Ведомости ВС СССР, 15.02.1984, N 7).

[3] Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 24.11.2016) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186)

[4] Определение ВС РФ от 30.07.2015 по делу N А40-140893/2013

Источник

Что такое код-шеринг и зачем он нужен?

Соглашение о совместном использовании кодов (больше известное как код-шеринг или code-sharing) – это договоры в авиационном бизнесе, в котором две или более авиакомпании выполняют один и тот же рейс.

Понятие код-шеринга

Совместное использование в этом смысле означает, что каждая авиакомпания продает билеты под своим собственным брендом и под своим номером рейса в рамках своего расписания. Однако выполняет рейс только одна из авиакомпаний.

Наглядный пример код-шерингового рейса можно увидеть вот на этом изображении:

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Как видите, четыре авиакомпании (Air France, LOT, KLM и «Аэрофлот – Российские авиалинии») продали билеты на одно и то же время и в один и тот же пункт назначения. У каждого из перевозчиков этот рейс обозначен собственным кодом и выполняется под собственным брендом. Однако по факту здесь нет четырех разных самолетов – перелет будет осуществлять одна авиакомпания (в данном случае – «Аэрофлот – Российские авиалинии»). Это и есть код-шеринговый перелет.

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Однако код-шеринг не обязательно связан с альянсами перевозчиков. Код-шеринговыми партнерами могут быть и компании, не состоящие в альянсах, и даже (в теории) входящие в разные альянсы.

История возникновения

Первый код-шеринговый рейс был выполнен в 1967 году в США. Тогда Ричард А. Хенсон договорился с компанией Allegheny Airlines (предшественник US Airways) о первых совместных перелетах.

Термин «совместное использование кода» или «код-шеринг» был придуман в 1989 году компаниями Qantas и American Airlines, а в 1990 году оба перевозчика предоставили свои первые код-шеринговые регулярные рейсы между Австралией и США. Спустя некоторое время, все авиакомпании оценили преимущества код-шеринга и обмен кодами стал широко распространенным явлением в авиационной отрасли. Особенно популярным он стал с того момента, как авиакомпании стали объединяться в альянсы.

Преимущества

В основном, за счет код-шеринга преимущества получают авиакомпании, которые могут таким образом без вложений значительно расширить свою маршрутную сеть за счет партнеров, сохраняя лояльность клиентов.

Для пассажиров

Для пассажиров реальное преимущество только в одном: если предстоит лететь с пересадкой, то удобнее покупать билеты по коду одного оператора. Перевозчики, работающие по соглашению о совместном использовании кода, стремятся максимально синхронизировать свои графики.

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Photo © Wong Chi Lam

Однако, покупать билеты на код-шеринговый рейс у партнера, а не у прямого перевозчика, если пересадка не планируется, совсем невыгодно. Ведь партнер возьмет себе определенную комиссию, следовательно, для клиента такой перелет выйдет дороже, чем если бы он покупал билеты у самого перевозчика.

Код-шеринг на прямых рейсах удобен для тех, кто по старинке покупает билеты в кассах авиакомпаний. Если заказывать билеты через интернет, то смысла выбирать билеты от авиакомпании-партнера код-шерингового рейса (а не прямого перевозчика) нет никакого!

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Попробуйте сами: с помощью формы ниже, вы найдете удобные рейсы (в том числе и прямые — в пункт назначения) от прямых перевозчиков и по самым низким ценам. И сразу же сможете купить дешевый билет на самолет. Просто введите пункт отправления и пункт назначения и выберите удобную дату полета.

Для авиакомпаний

В свою очередь перевозчики от код-шеринга только выигрывают. Вот основные преимущества для авиакомпаний:

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Снова обратимся к нашему примеру из начала текста. Авиакомпании Air France, LOT и KLM никогда не выполняли рейсов в Екатеринбург, Новосибирск или Пермь на своих самолетах. Однако благодаря ежедневным код-шеринговым рейсам с «Аэрофлотом» на табло этих городов регулярно можно увидеть логотипы всех трех авиакомпаний. Код-шеринг – бесплатная рекламная площадка, позволяющая без вложений увеличить узнаваемость бренда.

Типы кодов в код-шеринге

Впрочем, сказать, что авиакомпания-партнер не несет совсем никаких рисков и не имеет убытков в случае выполнения рейсов с совместным использованием кодов нельзя. Ведь существует три типа кодов:

1. Блок-код. Авиакомпания-партнер выкупает у непосредственного перевозчика фиксированное количество мест на рейс и затем продает их под своим брендом, со своим кодом и, конечно же, со своей наценкой. Места либо выбирает сам партнер, либо их назначает непосредственный оператор рейса. В случае, если ряд мест не выкупается – это прямой убыток для авиакомпании-партнера, но не для перевозчика, так как последний все равно получит свои деньги по установленным расценкам.

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

2. Коридор свободного потока. Авиакомпании-партнеры в режиме реального времени обмениваются данными о количестве проданных на рейс билетов. Конкретные места не привязаны ни к одной из авиакомпаний, и любая из сторон может продать любое количество билетов на рейс.

3. Ограниченный поток. Примерно то же самое, что и «свободный поток», но перевозчик ограничивает максимальное количество билетов для партнеров. Самая популярная разновидность код-шеринга.

Код-шеринг в воздухе и на земле

В Европе набирает популярность и вариант код-шеринга, когда совместно используют код не только авиакомпании, но и авиакомпании и железнодорожные перевозчики. Особую популярность этот вид код-шеринга набрал в Германии, благодаря активному сотрудничеству Deutsche Bahn со многими ведущими авиалиниями. В некоторых случаях, приобретая билет на самолет, вы сразу же можете купить и билет на поезд.

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Такой «комбо-билет» по стоимости будет гораздо выгоднее, чем если приобретать их по отдельности. Для перевозчиков это способ привлечь новых клиентов и повысить их лояльность, но для пассажиров главное, что за счет этого реально можно сэкономить. Кстати, при покупке дешевых авиабилетов с помощью нашей формы, вы сразу увидите – есть ли возможность приобрести выгодный комбо-билет и в пункте назначения сразу пересесть на поезд по одному билету.

Источник

Код-шеринг пролетел мимо субсидий

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Измененные правила субсидирования межрегиональных авиаперевозок в обход Москвы, вступившие в силу с начала октября, позволяют авиакомпаниям получать деньги и за рейсы, выполненные ее «дочками». Это следует из постановления № 1597, которое 22 сентября подписал премьер Михаил Мишуcтин.

В 2021 году на выполнение субсидируемых рейсов в обход Москвы выделено 7,7 млрд руб., говорил в начале сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с президентом Владимиром Путиным. Как уточнила советник руководителя Росавиации Елена Михеева, на реализацию этой программы в 2022-м будет направлено 9,3 млрд руб.

Но в изменениях правил не учтена давняя просьба перевозчиков — разрешить использовать субсидируемые рейсы в так называемой схеме код-шеринга, когда авиакомпании совместно продают билеты фактически на один рейс. Как будут работать новые правила и почему код-шеринг пока остается вне регулирования, разбирался РБК.

Почему субсидируют авиаперевозки в обход Москвы

Власти поддерживают межрегиональные рейсы, выполняемые авиакомпаниями в обход Москвы, чтобы у пассажиров было больше возможностей перемещаться между регионами напрямую, а не через столичный авиаузел (так выгоднее летать перевозчикам). Благодаря субсидиям пассажиропоток на таких маршрутах в 2020 году превысил 18 млн человек. «Доля межрегиональных регулярных авиарейсов, минуя Москву, составила 45,5%, при плановых показателях 42% от общего количества внутренних регулярных маршрутов», — отмечал в марте 2021 года на расширенной коллегии Росавиации руководитель этого ведомства Александр Нерадько.

На кого рассчитаны новые правила

В 2021 году субсидируемые межрегиональные рейсы в обход Москвы выполняют более 20 авиакомпаний по 410 маршрутам, следует из данных Росавиации. До 1 октября перевозчики должны были подать заявки по этой программе на 2022 год. «Отбор получателей субсидии еще продолжается, перечень маршрутов и авиакомпаний в стадии формирования», — поясняет Михеева. По ее словам, перечень субсидируемых маршрутов власти сформируют до 1 ноября, а итоговые результаты конкурса Росавиация опубликует до конца ноября.

Главным интересантом измененных правил субсидирования стали «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия». Появившуюся возможность выполнять рейсы авиакомпаниями группы в пресс-службе «Аэрофлота» назвали «важной инициативой». «В программе сможет принять участие ряд рейсов из Санкт-Петербурга и Красноярска в регионы. Это как собственные рейсы [одноименной авиакомпании «Аэрофлот»], так и выполняемые авиакомпанией «Россия», — говорит представитель «Аэрофлота».

В августе гендиректор «Победы» Андрей Калмыков говорил в интервью РБК, что не считает правильным строить бизнес-модель на получении субсидий. «Самолет берется в лизинг минимум на десять лет, а правила и механизмы получения субсидий меняются каждый год. Поэтому мы в субсидии не играем в принципе», — отмечал он. По его словам, «Победа» не умеет делать отчетность об использовании субсидий, которая бы устроила регуляторов, — правила их предоставления написаны «по-советски». С момента появления в конце 2013 года программы субсидирования рейсов в обход Москвы она корректировалась более десятка раз. Представитель «Победы» сообщил РБК, что лоукостер не собирается и в 2022 году выполнять субсидируемые рейсы.

В чем проблема с перевозками

По словам пресс-секретаря S7 Group Ирина Дуньковой, возможность передачи субсидируемых рейсов дочерним перевозчикам «фактически дает преимущество определенной группе российских авиакомпаний» (не уточняя, кого именно из конкурентов она имеет в виду). S7 Airlines и еще несколько региональных компаний, которые получали субсидии на полеты в обход Москвы, ранее выступали за возможность использования так называемого код-шеринга на субсидируемых рейсах. Схема код-шеринга работает следующим образом: это договор между авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов на одном маршруте; каждая компания продает билеты на полет, который фактически выполняется одной из них, по своим ценам и под своим кодом и номером рейса. Но возможность реализации код-шеринга на субсидируемых перелетах до сих пор не прописана, поэтому авиакомпаниями не используется.

Перевозчики неоднократно обращались к властям с просьбой разрешить подобную схему. Одно из таких писем в декабре 2020 года подписали руководители S7, Utair, Red Wings, «ИрАэро», «РусЛайн» и «ЮВТ Аэро» и холдинга «Аэропорты регионов», объединяющего несколько региональных аэропортов. Его адресовали руководителю Росавиации Александру Нерадько. Комментируя это обращение в феврале 2021 года, Нерадько отмечал, что положение о код-шеринге войдет в новую редакцию программы. Почему этого не произошло, в пресс-службе Росавиации комментировать отказались. РБК направил запрос в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; к ней за поддержкой также обращались перевозчики).

«Сейчас код-шеринг не определен в постановлении [правительства], то есть для субсидируемых рейсов он ни разрешен, ни запрещен», — сказал РБК замгендиректора авиакомпании «РусЛайн» по коммерции Александр Крутов. Совместная эксплуатация таких рейсов, по его словам, упростит процесс покупки авиабилетов из узловых аэропортов в едином билете, что будет в первую очередь значительно удобнее для пассажиров. «Единственная связанная с разрешением код-шеринга сложность, на наш взгляд, заключается в контроле верхних границ тарифов на субсидируемые рейсы, так как в случае применения код-шеринга действует единый тариф», — говорит Крутов. Рейсы могут состоять из двух сегментов, в этом случае пассажиру не нужно покупать два раздельных билета, он приобретает единый билет. Если один рейс в составе такого единого билета субсидируемый, установить его стоимость и понять, не превышает ли она допустимые границы, становится сложнее, объясняет представитель «РусЛайна».

Директор по стратегическим коммуникациям «Аэропортов регионов» Евгений Красиков утверждает, что для возможности применения код-шеринга в рамках программы субсидирования рейсов в обход Москвы получены «все необходимые разрешающие разъяснения со стороны Минтранса» и эта технология «начнет в ближайшее время применяться». Но он не объяснил, как это будет работать, если такая возможность до сих пор не прописана в постановлении правительства. РБК направил запрос в Минтранс.

В начале октября глава «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский и гендиректор Red Wings Евгений Ключарев сообщили журналистам, что Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали код-шеринговое соглашение, которое будет применяться в том числе на субсидируемых рейсах из Екатеринбурга. Но они также не объяснили, как оно будет действовать. «Код-шер соглашение будет распространяться на субсидированные рейсы, формально вопрос уже решен», — сказала РБК пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. Тарифная система, по ее словам, будет построена таким образом, чтобы не нарушать условия предоставления субсидий. Сейчас идет процесс тестирования код-шеринга. Гасникова рассчитывает, что соглашение начнет действовать с зимнего сезона. Конкретную дату она не называет.

«В авиации все очень жестко: что не разрешено — то не разрешено», — подчеркивает представитель «РусЛайна». РБК направил запросы в пресс-службу Red Wings.

Источник

Власти отказали компаниям в совместной эксплуатации рейсов с субсидиями

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

Измененные правила субсидирования межрегиональных авиаперевозок в обход Москвы, вступившие в силу с начала октября, позволяют авиакомпаниям получать деньги и за рейсы, выполненные ее «дочками». Это следует из постановления № 1597, которое 22 сентября подписал премьер Михаил Мишуcтин.

В 2021 году на выполнение субсидируемых рейсов в обход Москвы выделено 7,7 млрд руб., говорил в начале сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с президентом Владимиром Путиным. Как уточнила советник руководителя Росавиации Елена Михеева, на реализацию этой программы в 2022-м будет направлено 9,3 млрд руб.

Но в изменениях правил не учтена давняя просьба перевозчиков — разрешить использовать субсидируемые рейсы в так называемой схеме код-шеринга, когда авиакомпании совместно продают билеты фактически на один рейс. Как будут работать новые правила и почему код-шеринг пока остается вне регулирования, разбирался РБК.

Почему субсидируют авиаперевозки в обход Москвы

Власти поддерживают межрегиональные рейсы, выполняемые авиакомпаниями в обход Москвы, чтобы у пассажиров было больше возможностей перемещаться между регионами напрямую, а не через столичный авиаузел (так выгоднее летать перевозчикам). Благодаря субсидиям пассажиропоток на таких маршрутах в 2020 году превысил 18 млн человек. «Доля межрегиональных регулярных авиарейсов, минуя Москву, составила 45,5%, при плановых показателях 42% от общего количества внутренних регулярных маршрутов», — отмечал в марте 2021 года на расширенной коллегии Росавиации руководитель этого ведомства Александр Нерадько.

На кого рассчитаны новые правила

В 2021 году субсидируемые межрегиональные рейсы в обход Москвы выполняют более 20 авиакомпаний по 410 маршрутам, следует из данных Росавиации. До 1 октября перевозчики должны были подать заявки по этой программе на 2022 год. «Отбор получателей субсидии еще продолжается, перечень маршрутов и авиакомпаний в стадии формирования», — поясняет Михеева. По ее словам, перечень субсидируемых маршрутов власти сформируют до 1 ноября, а итоговые результаты конкурса Росавиация опубликует до конца ноября.

Главным интересантом измененных правил субсидирования стали «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия». Появившуюся возможность выполнять рейсы авиакомпаниями группы в пресс-службе «Аэрофлота» назвали «важной инициативой». «В программе сможет принять участие ряд рейсов из Санкт-Петербурга и Красноярска в регионы. Это как собственные рейсы [одноименной авиакомпании «Аэрофлот»], так и выполняемые авиакомпанией «Россия», — говорит представитель «Аэрофлота».

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

В августе гендиректор «Победы» Андрей Калмыков говорил в интервью РБК, что не считает правильным строить бизнес-модель на получении субсидий. «Самолет берется в лизинг минимум на десять лет, а правила и механизмы получения субсидий меняются каждый год. Поэтому мы в субсидии не играем в принципе», — отмечал он. По его словам, «Победа» не умеет делать отчетность об использовании субсидий, которая бы устроила регуляторов, — правила их предоставления написаны «по-советски». С момента появления в конце 2013 года программы субсидирования рейсов в обход Москвы она корректировалась более десятка раз. Представитель «Победы» сообщил РБК, что лоукостер не собирается и в 2022 году выполнять субсидируемые рейсы.

В чем проблема с перевозками

По словам пресс-секретаря S7 Group Ирина Дуньковой, возможность передачи субсидируемых рейсов дочерним перевозчикам «фактически дает преимущество определенной группе российских авиакомпаний» (не уточняя, кого именно из конкурентов она имеет в виду). S7 Airlines и еще несколько региональных компаний, которые получали субсидии на полеты в обход Москвы, ранее выступали за возможность использования так называемого код-шеринга на субсидируемых рейсах. Схема код-шеринга работает следующим образом: это договор между авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов на одном маршруте; каждая компания продает билеты на полет, который фактически выполняется одной из них, по своим ценам и под своим кодом и номером рейса. Но возможность реализации код-шеринга на субсидируемых перелетах до сих пор не прописана, поэтому авиакомпаниями не используется.

Перевозчики неоднократно обращались к властям с просьбой разрешить подобную схему. Одно из таких писем в декабре 2020 года подписали руководители S7, Utair, Red Wings, «ИрАэро», «РусЛайн» и «ЮВТ Аэро» и холдинга «Аэропорты регионов», объединяющего несколько региональных аэропортов. Его адресовали руководителю Росавиации Александру Нерадько. Комментируя это обращение в феврале 2021 года, Нерадько отмечал, что положение о код-шеринге войдет в новую редакцию программы. Почему этого не произошло, в пресс-службе Росавиации комментировать отказались. РБК направил запрос в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; к ней за поддержкой также обращались перевозчики).

«Сейчас код-шеринг не определен в постановлении [правительства], то есть для субсидируемых рейсов он ни разрешен, ни запрещен», — сказал РБК замгендиректора авиакомпании «РусЛайн» по коммерции Александр Крутов. Совместная эксплуатация таких рейсов, по его словам, упростит процесс покупки авиабилетов из узловых аэропортов в едином билете, что будет в первую очередь значительно удобнее для пассажиров. «Единственная связанная с разрешением код-шеринга сложность, на наш взгляд, заключается в контроле верхних границ тарифов на субсидируемые рейсы, так как в случае применения код-шеринга действует единый тариф», — говорит Крутов. Рейсы могут состоять из двух сегментов, в этом случае пассажиру не нужно покупать два раздельных билета, он приобретает единый билет. Если один рейс в составе такого единого билета субсидируемый, установить его стоимость и понять, не превышает ли она допустимые границы, становится сложнее, объясняет представитель «РусЛайна».

Директор по стратегическим коммуникациям «Аэропортов регионов» Евгений Красиков утверждает, что для возможности применения код-шеринга в рамках программы субсидирования рейсов в обход Москвы получены «все необходимые разрешающие разъяснения со стороны Минтранса» и эта технология «начнет в ближайшее время применяться». Но он не объяснил, как это будет работать, если такая возможность до сих пор не прописана в постановлении правительства. РБК направил запрос в Минтранс.

при совместной эксплуатации направлений код шеринг оператором трейса является

В начале октября глава «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский и гендиректор Red Wings Евгений Ключарев сообщили журналистам, что Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали код-шеринговое соглашение, которое будет применяться в том числе на субсидируемых рейсах из Екатеринбурга. Но они также не объяснили, как оно будет действовать. «Код-шер соглашение будет распространяться на субсидированные рейсы, формально вопрос уже решен», — сказала РБК пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. Тарифная система, по ее словам, будет построена таким образом, чтобы не нарушать условия предоставления субсидий. Сейчас идет процесс тестирования код-шеринга. Гасникова рассчитывает, что соглашение начнет действовать с зимнего сезона. Конкретную дату она не называет.

«В авиации все очень жестко: что не разрешено — то не разрешено», — подчеркивает представитель «РусЛайна». РБК направил запросы в пресс-службу Red Wings.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *