собянин отменил кюар код с 19 июля в общественном питании
Собянин отменил систему обязательных QR-кодов для посещения ресторанов
Фото: ТАСС/AP/Pavel Golovkin
Сергей Собянин отменил систему обязательных QR-кодов для посещения ресторанов. Она перестанет действовать с 19 июля. Об этом мэр столицы сообщил в ходе заседания президиума Координационного совета при правительстве РФ по борьбе с COVID-19.
Собянин отметил, что система выполнила свою задачу. При этом, по его словам, столичные организации с понедельника по желанию смогут также просить у посетителей QR-коды.
«Организациям, индивидуальным предпринимателям предоставляется право самостоятельно установить требование о проверке наличия у всех посетителей QR-кодов», – говорится в документе.
«Возобновляется оказание гражданам услуг общественного питания (в том числе в фуд-кортах, а также в период с 23:00 до 06:00) при условии соблюдения либо ограничений, установленных пунктом 23 настоящего указа, либо требований к работе (оказанию услуг, доступу посетителей и (или) работников)», – говорится в документе.
Мэр поблагодарил москвичей и столичный бизнес за поддержку антикоронавирусных мер.
С 28 июня заведения общественного питания Москвы начали работать в «бесковидном» формате. Рестораны и кафе могли принимать только гостей, привившихся от коронавируса либо переболевших COVID-19 в течение последних шести месяцев.
Для этого посетители должны были предъявить QR-код, содержащий информацию о вакцинации, пройденном ПЦР-тестировании, тесте на антитела или перенесенной болезни.
Как работают рестораны в столице и регионах после введения QR-кодов
Сергей Собянин: Решение об отмене обязательных QR-кодов принято взвешенно и исходя из эпидемиологической ситуации
С 19 июля в московских кафе и ресторанах на входах отменят обязательные QR-коды. Об этом сообщил Сергей Собянин в интервью для телеканала «Россия 1».
«Это достаточно серьезное решение, но мы принимали его абсолютно взвешенно, исходя из той ситуации, которую мы на сегодня имеем», — заявил Мэр Москвы.
Это было сделано в связи с устойчивым улучшением эпидемиологической ситуации в столице, а также по многочисленным просьбам бизнеса.
Сергей Собянин отметил, что на снижение показателей заболеваемости коронавирусом повлияло выполнение санитарных требований и массовая вакцинация. За последний месяц в столице привились более двух миллионов человек.
«В большинстве своем благодаря вот такому ответственному отношению бизнеса, предприятий удалось выполнить эту задачу. На многих предприятиях, в таких сферах, как здравоохранение, образование, этот показатель приближается к 70 процентам», — отметил Мэр Москвы.
Жители по-прежнему смогут оформить QR-коды, а заведения общепита будут самостоятельно принимать решение, проверять их у всех посетителей или нет. QR-коды доступны переболевшим не более шести месяцев назад и вакцинированным гражданам, а также тем, кто сделал ПЦР-тест и получил отрицательный результат, который действителен 72 часа с момента его регистрации в лаборатории.
Также с 19 июля с сохранением необходимых санитарных требований возобновляют работу фуд-корты, а рестораны и кафе смогут обслуживать посетителей в ночное время (с 23:00 до 06:00). Кроме того, откроются детские игровые комнаты, ночные клубы и бары.
Сейчас в Москве можно сделать прививку от COVID-19 в 119 пунктах вакцинации на базе городских поликлиник по предварительной записи. Кроме того, пройти вакцинацию без записи можно в павильонах «Здоровая Москва», в торговых центрах, центрах госуслуг «Мои документы» и других общественных местах, где работают выездные бригады.
Собянин: «С 19 июля отменяем обязательные QR-коды в общепите»
Лента новостей
Все новости »
По словам мэра Москвы, данная мера уже выполнила свою задачу. Систему QR-кодов в общепите отменят и в Подмосковье. Однако они еще понадобятся сотрудникам компаний, студентам и не только. В Кремле одобрили решение московских властей и назвали это «хорошим примером гибкости»
В Москве с 19 июля отменяется система обязательных QR-кодов для ресторанов и кафе, заявил мэр Москвы Сергей Собянин. Таким образом, данная система проработает в общепите ровно три недели. Мэр подчеркнул, что отмена этой меры не означает прекращения действия всех прочих эпидемтребований. То есть перчатки в метро по-прежнему обязательны. Требование о вакцинации 60% сотрудников сферы услуг тоже остается.
QR-коды будут действовать для прохода в МФЦ, прививки будут необходимы студентам и сотрудникам вузов для прохода в институты. Кроме того, некоторые театры и музеи ввели или вводят QR-коды для входа.
С 19 июля в Москве будет снят запрет на работу по ночам для заведений общепита, которые соблюдают эпидмеры. Столичные фудкорты и детские комнаты тоже открываются с понедельника.
По словам мэра Сергея Собянина, система с QR-кодами в общепите уже выполнила свою задачу:
Вслед за Москвой обязательную систему QR-кодов в общепите отменили и в Подмосковье. С 19 июля владельцы кафе и ресторанов смогут принимать решение о проверке этих кодов у посетителей самостоятельно.
Изменения вступят в силу с понедельника, так что в выходные QR-коды все еще нужно будет показывать при входе в предприятия общепита.
Обороты ресторанов в Москве восстановятся с первого дня отмены обязательных QR-кодов, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Пока же за три недели в Москве прекратили работу около 170 заведений. Основная причина — упавший трафик, заявила ресторатор, уполномоченный по защите прав предпринимателей столицы Анастасия Татулова.
Накануне в мэрии прошло совещание с представителями ресторанного бизнеса, на котором они жаловались на систему QR-кодов, рассказал каналу «Дождь» собеседник, знакомый с ходом совещания. По его словам, изначально систему ввели именно в ресторанах и кафе, так как это было проще всего. При этом в мэрии осознали, что решение было спорным, поскольку в транспорте, кино и театрах подобных ограничений не вводилось, сообщает источник канала.
Омбудсмен ресторанного рынка Москвы, основатель сети ресторанов «Мясо и рыба» Сергей Миронов не стал комментировать это совещание, но рассказал о мотивах мэрии по отмене QR-кодов:
— Мы написали письмо в правительство Москвы, обсуждали это плотно, аргументировали, и, конечно, Сергей Семенович пошел навстречу и отменил.
— Какие приводились аргументы?
— На самом деле, очень много вакцинированных за это время. То есть острая необходимость, на мой взгляд, отпала. Мы четко видим падение заболеваемости, уже все в порядке. Последний важный фактор — Москва привила больше 60% сотрудников, и это надо принимать во внимание. Поэтому да, Сергей Семенович, наверное, ориентируясь на эти факты, на эти аргументы в том числе, принял такое правильное, позитивное решение.
— По вашим наблюдениям, это спасло многие заведения от тяжелой ситуации или, может быть, даже от закрытия?
— Это спасло те заведения, которые не имеют летних веранд, не торгуют пиццей и суши, потому что проблемы были именно у них.
Ждал ли таких послаблений ресторанный бизнес, рассказывает ресторатор, совладелец и управляющий барного объединения «Профсоюз» Дмитрий Левицкий:
— Мое понимание не многим отличается от общего. Еще вчера нам сказали, что наше письмо рассмотрят, такой вариант возможен. Тому, что Москва так отстрелялась за три недели, мы рады, что их отменили, потому что отрасль находилась в шоковом состоянии. Я думаю, может быть, одна из причин того, что власть решила действовать больше через работодателей и отключать возможность людям посещать социальные площадки, возложить на работодателей ответственность за вакцинацию не только в нашей отрасли, не только бюджетников. Сейчас видим, что многие сферы озадачены тем, чтобы процент вакцинированных был больше 60. Почему такое решение было принято, мы его очень долго ждали и просили, но никто не думал, что наступит так скоро.
— Какое письмо вы писали?
— Письмо от Федерации рестораторов и отельеров с подписями моей, Игоря Бухарова, Сергея Миронова, Анастасии Татуловой, где мы еще раз просим мэра обратить внимание на состояние отрасли, так как она находится в тяжелейшем состоянии, необходимо принимать меры либо по отмене кодов, либо по более серьезной поддержке.
— Когда вы его писали?
— Несколько дней назад.
Мнением о том, что теперь будет с другими, особенно курортными, регионами, которые раньше вслед за Москвой ввели систему QR-кодов, поделился руководитель Центра электоральных практик Сергей Поляков:
Сергей Поляков руководитель Центра электоральных практик «Я думаю, что еще в 2020 году, когда только вводились первые антиковидные меры, Москва практически стала законодателем мод в мероприятиях по борьбе с эпидемией. Я думаю, что не будет исключением и этот случай. Вслед за Москвой как вводили какие-то ограничения, так и будут отменять их. Может быть, в тех регионах, где низкий процент привитых, они сделают это чуть позже. Я думаю, что эта мера эффективна только для больших городов, где есть культура пользования точками общепита. Для других регионов эта мера не столь значима».
Простые москвичи восприняли новость с недоумением. Первая же шутка в соцсетях — «стирайте ваши татуироваки с кюар кодами и привет тем, кто заплатил за поддельные коды». А сертификат о вакцинации за последний месяц подорожал с 5 до 15 тысяч рублей. Сделать заказ на временные тату с QR-кодами успели около 500 москвичей.
Такую опцию 14 июля запустил сервис доставки еды Delivery Club совместно со студией Everink Tattoo для вакцинированных или переболевших москвичей, которые с помощью тату смогли бы посещать столичные кафе и рестораны. Теперь, если они захотят, то могут получить свои деньги обратно. Об этом Business FM сообщил директор студии Everink Tattoo Максим Артюшенков:
Максим Артюшенков директор студии Everink Tattoo «Мы готовы, если покупатели будут это просить, сделать возврат денег за тату с QR-кодом. Но если кто-то решит ее все-таки купить и оставить у себя на память, пусть хоть и на две недели, мы с удовольствием отправим ему татуировку, потому что мы уже произвели большое количество на все заказы, это несколько сотен, почти 500 заказов мы получили на QR-коды. Как это будет организовано, покупатель может написать нам в WhatsApp, в директ Instagram, куда угодно, и оформить возврат. Мы еще не успели отправить татуировки, поэтому мы вернем деньги. Татуировка стоила 600 рублей плюс доставка, около 200 рублей. Пока мы не очень понимаем, какое количество обращений, мы видим, что их очень много, но посчитать пока не можем. В любом случае вернем каждому, кто попросит».
В Кремле одобрили решение московских властей об отмене QR-кодов и назвали это «хорошим примером гибкости».
Роспотребнадзор разрешил работодателям, которые не предоставили к 15 июля сведения о вакцинации 60% сотрудников первым компонентом, подготовить их до 22 июля. Компаниям необходимо дополнительно уведомить об этом ведомство.
В Москве отменили систему QR-кодов
Власти Москвы с понедельника, 19 июля, отменили систему QR-кодов в общепите, сообщил мэр Сергей Собянин. Это решение мэрия приняла совместно с правительством, рассказали РБК два источника, близкие к московским властям.
Собянин пояснил, что большая часть столичных компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. Всего за последний месяц прививку от COVID-19 сделали более 2 млн человек, сказал он.
Теперь организации смогут сами решать, требовать ли у посетителей QR-коды. Помимо этого, кафе и ресторанам в Москве разрешили работать по ночам. До этого посещать заведения общепита в ночное время могли только те, кто полностью вакцинировался от коронавируса и получил QR-код. Также в столице разрешили работу детских игровых комнат и проведение мероприятий в ночных клубах, барах, на дискотеках и в караоке.
Рестораны и кафе, которые не присоединились к системе QR-кодов, после открытия 19 июля должны будут соблюдать все противоэпидемические требования Роспотребнадзора, заявил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. В тех заведениях, которые сохранят «свободные от COVID зоны», посетители смогут находиться без масок и перчаток, а столы могут быть расставлены ближе, чем в полутора метрах друг от друга, также не будет обязательным измерение температуры у гостей.
Система QR-кодов проработала в Москве три недели: ее вводили с 28 июня. Получить такой код можно после завершения вакцинации. Также он выдается в случае перенесенного COVID-19, если с даты выздоровления прошло не более шести календарных месяцев. Кроме того, код можно получить при отрицательном ПЦР-тесте, но в таком случае он действует в течение трех дней с даты получения результата.
Без QR-кодов нельзя было попасть в кафе и рестораны, за исключением летних веранд, а также на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Позже их начали проверять и на входе в некоторые музеи.
Источник РБК в мэрии допустил, что снятие ограничений связано и с проблемами «задыхающегося» ресторанного бизнеса. «Многие [кафе] плохо пережили еще локдаун, а это все [введение QR-кодов] их вообще убивало, так что не в последнюю очередь систему решили отменить из жалости и понимания», — отметил он.
Так, в первые дни после введения властями Москвы системы QR-кодов выручка заведений общепита сократилась примерно на 20%, следует из данных налоговой службы о движении денежных средств через кассы. В то же время опрошенные РБК рестораторы утверждали, что потери были больше. «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел. В итоге мы имеем падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95%», — говорил РБК управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow Максим Ползиков. В свою очередь, основатель сети ресторанов «Мясо & рыба», уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в столице Сергей Миронов оценивал падение выручки заведений в среднем в 80%.
За две недели в Москве закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый год — 220, сказала РБК основательница сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова. «За 2,5 недели мы потеряли почти столько же заведений, как за весь предыдущий год, тяжелейший для индустрии», — отметила она.
По словам Татуловой, рестораторы рады, что власти их услышали. Так же отреагировал и Миронов, отметив, что бизнес уже «истощен локдауном».
Московские власти отменили систему QR-кодов
С понедельника, 19 июля, в Москве отменяется система QR-кодов, объявил мэр Москвы Сергей Собянин в эфире телеканала «Россия 24». Это решение мэрия приняла совместно с правительством, рассказали РБК два источника, близких к московским властям. Собянин 16 июля обсудил его с премьер-министром Михаилом Мишустиным, рассказали собеседники РБК.
Система QR-кодов выполнила свою задачу и будет отменена в связи с тем, что большая часть московских компаний сумела вакцинировать 60% сотрудников. Всего за последний месяц более двух миллионов человек сделали прививку от COVID-19, сообщил в обращении Собянин. По его словам, задача по стимулированию вакцинации была выполнена благодаря московским рестораторам.
Cобеседник РБК в мэрии допустил, что снятие ограничений связано и с проблемами «задыхающегося» ресторанного бизнеса. «Кафе было плохо, многие плохо пережили еще локдаун, а это все (введение QR-кодов. — РБК) их вообще убивало, так что не в последнюю очередь систему решили отменить из жалости и понимания», — уточнил он.
Вслед за столицей об отмене QR-кодов в кафе с 19 июля заявили и власти Подмосковья.
Система QR-кодов была введена в Москве в конце июня. С 28 июня без них невозможно было попасть в заведения общепита (кроме летних веранд) и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Ограничение было введено для людей старше 18 лет, несовершеннолетние могли посещать кафе и мероприятия в сопровождении взрослых.
Продажи в московских ресторанах и кафе после этого упали вдвое, писал РБК на основе подсчетов аналитического ресурса «Чек Индекс» «Платформы ОФД».
Позже QR-коды начали проверять и на входе в некоторые музеи — в Музее космонавтики, в музее-заповеднике «Царицыно» и музее-усадьбе «Кусково». Минкультуры также рекомендовало ввести такую систему своим подведомственным учреждениям в Москве, включая федеральные театры и кинотеатры.
Основанием для получения QR-кода были сертификат о вакцинации, сведения о перенесенном за последние полгода заболевании коронавирусом, если человек болел «официально» и попал в государственный регистр, либо «чистый» ПЦР-тест.
Ранее глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк в разговоре с журналистами допустил, что система QR-кодов может быть расширена и на другие отрасли. Источник РБК утверждал, что проверка кодов может начаться и в общественном транспорте (такая мера обсуждалась и властями Подмосковья).
После введения системы QR-кодов, а также обязательной вакцинации для работников ряда отраслей ее темпы в столице действительно выросли. К 7 июля Москва впервые с весны, по подсчетам РБК, попала в пятерку регионов с наибольшим процентом вакцинированных жителей.
16 июля в России в очередной раз был установлен рекорд по смертности от COVID-19: умерли 799 человек. Число зараженных за сутки по стране составило 25,7 тыс. человек, в Москве — 5382 заболевших. Помимо Москвы QR-коды ввели и в Подмосковье, Волгоградской области и Якутии. В Московской области QR-коды были нужны даже для посещения веранд кафе, а также зоопарков и детских игровых комнат. Также без кода нельзя было останавливаться в гостиницах больше чем на трое суток, а в такси принимать заказы на перевозку могли только привитые водители.
С QR-кодами возникали проблемы: так, военнослужащие и сотрудники спецслужб жаловались на невозможность получить коды из-за предусмотренных законом ограничений на передачу персональных данных.
Более 30 регионов ввели обязательную вакцинацию для сотрудников, занятых в определенных сферах деятельности. В Бурятии в течение двух недель действовал локдаун, затем его сняли, но часть ограничений осталась. В Туве, помимо прочего, решили остановить движение общественного транспорта по выходным дням.
Как отреагировал бизнес
«Мы рады, что мэр нас услышал», — заявила основатель сети «АндерСон» и бизнес-омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Анастасия Татулова. По ее словам, отмена требований о QR-кодах последовала после состоявшейся в четверг, 15 июля, встречи рестораторов с представителями мэрии, на которой она рассказала о тяжелой ситуации и попросила «закончить ограничения».
«Мы говорили о том, что за последние две недели закрылось почти 200 ресторанов, а за весь прошлый пандемийный год — 220. За две с половиной недели мы потеряли почти столько же заведений, как за весь предыдущий год, тяжелейший для индустрии», — говорит Татулова. Бизнес-омбудсмен надеется, что примеру Москвы последуют и власти остальных регионов — по ее мнению, в отличие от обязательной вакцинации QR-коды не оказали существенное влияние на принятие людьми решений о прививке.
Представитель группы «Шоколадница» заявил РБК, что надеется, что восстановление потока посетителей произойдет «за пару недель, так как гости скучают по атмосфере кофеен, летним встречам с друзьями и с радостью вернутся в стены любимых кофеен и ресторанов». У компании привиты 76% сотрудников, указывает собеседник РБК. По словам представителя сети, дополнительных затрат на закупку оборудования для QR-кодов не было — считывать коды можно было обычными смартфонами.
Результаты первых дней работы общепита после введения QR-кодов бизнес оценивал как «удручающие»: «Гостей с веранд смыло ливнем, а в залы ресторанов почти никто не пришел». «В итоге мы имеем падение выручки в заведениях с верандами на 50%, в ресторанах без веранд — до 95%», — говорил РБК управляющий партнер и гендиректор Ginza Project Moscow Максим Ползиков.
Основатель сети ресторанов «Мясо & Рыба» и уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса в Москве Сергей Миронов тогда говорил, что загрузка и выручка у заведений снизились в среднем на 80%. Рестораны рассчитывали, что к ним пойдут 15–16% привитых жителей Москвы, но они не пришли — люди часто ходят в ресторан посидеть компанией, и, если хотя бы у одного человека из компании не будет QR-кода, «вся компания идет домой», пояснял Миронов.
В первые дни после введения QR-кодов выручка московских заведений общепита упала примерно на 20%, следовало из данных налоговой службы о движении денежных средств через кассы, переданных РБК вице-мэром Москвы Владимиром Ефимовым. Похожие данные давал проект «Тинькофф КоронаИндекс»: оборот в сфере общепита Москвы в первый день начала ограничений, 28 июня, упал лишь на 19% по сравнению с предыдущим понедельником (21 июня), при этом средний чек снизился только на 40 руб.
Различие в статистике Миронов объяснял тем, что мэрия видит «среднюю температуру по больнице», сравнивая неделю, начавшуюся с 28 июля, с предыдущей, когда уже не работали рестораны на фуд-кортах и выручка отрасли была ниже, чем несколько недель назад. Но картина у предприятий разная: например, «очень хорошо» работают столовые внутри предприятий, в которые пришли сотрудники предприятий, потому что для их посещения не требовался QR-код, в плюсе были те, кто торгуют навынос пиццей, суши и бургерами, и рестораны с большими летними верандами. Но у ресторанов без веранды, «как правило, все очень плохо», указывал Миронов.
Пик для столичного общепита приходится не на летние месяцы, а на декабрь, следует из данных управления Росстата по Москве и Московской области. До пандемии, в декабре 2019 года, оборот кафе, ресторанов и других заведений общепита превысил 19,7 млрд руб. В июне и июле 2019-го оборот составил 16,3 млрд и 17 млрд руб. соответственно. В июне 2020-го, когда летние веранды кафе смогли возобновить работу только в середине месяца и ближе к его концу посетителей разрешили пускать внутрь заведений, оборот московского общепита упал, по данным Росстата, до 9,5 млрд руб. В июле 2020-го, когда все ограничения были уже сняты, оборот вырос до 15,1 млрд руб.
Почему было принято такое решение
Отмена QR-кодов — в первую очередь предвыборное решение, считает политолог Александр Пожалов. По его словам, социология последних недель показывала высокое раздражение обязательной вакцинацией и другими инициативами чиновников по борьбе с коронавирусом.
Сейчас власть должна была перейти к массовым штрафам для бизнеса и закрытию точек, отмечает Пожалов. 15 июля истек срок, до которого руководители организаций и индивидуальные предприниматели обязаны были обеспечить проведение вакцинации первым компонентом 60% сотрудников. Но, по мнению политолога, жесткие меры перед выборами невозможны по политическим причинам. При этом Пожалов считает, что непоследовательность решений может осложнить дальнейшую работу с общественным мнением в рамках кампании за массовую вакцинацию и ревакцинацию.