При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Учебные материалы для студентов заочной ускоренной формы обучения по дисциплине Рынок труда (стр. 2 )

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чемИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

4) верны все ответы

5. Что из нижеприведенного иллюстрирует профессиональную сегрегацию?

1) 97% всех секретарей – женщины;

2) женщины-секретари получают в среднем 40% от зарплаты, которую получает их начальник, а мужчины-секретари – 50%;

3) образование женщин-секретарей составляет в среднем 12 лет, и они почти не проходят обучение на работе; образование мужчин-секретарей составляет в среднем 12,5 лет, и они часто проходят курсы повышения квалификации;

4) уровень безработицы для женщин-секретарей на 2% выше, чем среди мужчин-секретарей.

6. Кто из перечисленных индивидов не включается в рабочую силу?

1) разведенная полтора месяца назад домохозяйка 30-ти лет, которая активно ищет свою первую работу;

2) 53-летний бывший физик-ядерщик, который, будучи уволенным, не смог найти достойную его работу и бросил поиски три года назад;

3) 45-летняя секретарша, уволенная в пятницу утром и начавшая искать работу во второй половине дня;

4) 19-летняя посудомойка, работающая неполный рабочий день.

Задача 1. Предположим, что кривая предложения труда в конкурентной отрасли задана как L = 20 + 2w, а кривая спроса – L = 120 – 8w.

а) Каковы равновесные занятость и ставка заработной платы на данном рынке труда?

б) Существует ли в равновесии безработица?

в) Предположим, что правительство устанавливает минимальную заработную плату на уровне 9 долл. Изменится ли численность занятых? Объясните свой ответ.

г) Если минимальная зарплата будет установлена на уровне 12 долл., изменится ли занятость в этом случае

Задача 2. Страховые компании, как правило, используют повременной способ оплаты труда для сотрудников, работающих в офисе, а страховых агентов, выезжающих на встречи с клиентами, переводят на сдельную оплату труда (в форме комиссионных). Объясните, чем определяется такое решение.

Задание 1. Модели рынка труда.

1. В экономике труда предполагается, что фирма максимизирует:

2) количество нанятых работников;

5) нет верного ответа.

2. Равновесие на рынке труда достигается при:

1) уровне занятости, при котором работники и фирмы договорились о заработной плате;

2) заработной плате, при которой работники предлагают столько же труда, сколько фирмы готовы нанять;

3) когда первый уволенный работник является последним нанятым работником;

4) верно все вышеперечисленное;

5) верны только ответы 1) и 2);

6) верны только ответы 2) и 3).

3. Что из нижеперечисленного относится к моральным издержкам переезда в другую часть страны для работы на новом месте?

1) потери, связанные с продажей дома, поскольку дом был куплен 6 месяцев назад, а с тех пор рыночная конъюнктура ухудшилась;

2) более высокая стоимость жизни на новом месте;

3) издержки проживания вдали от друзей и семьи, жизнь в новой незнакомой обстановке;

4) стоимость автомобиля для перевозки всех вещей.

4. В противоположность классической теории, определяющей прибыль как основной мотив деятельности фирмы, наниматели, проводящие дискриминацию, максимизируют:

1) цены акций фирмы;

2) удовлетворение покупателей;

4) свою собственную полезность.

5. Если заработная плата женщины меньше, чем заработнаяплата мужчины той же квалификации, работающего на той же фирме и выполняющего ту же работу, то это пример:

1) дискриминации в заработной плате;

2) дискриминации по занятости;

3) дискриминации человеческого капитала;

4) профессиональной сегрегации.

6. Наличие высшего образования снижает вероятность попадания в категорию безработных, поскольку:

1) образованные работники больше инвестируют в специальное обучение, что позволяет фирмам получать труд необходимой квалификации, а работникам не быть уволенными в негативных экономических условиях;

2) у образованных работников больше связей и возможностей, чтобы узнать о доступных рабочих местах;

3) верны оба ответа;

4) нет верного ответа.

Задача 1. Конкурентный отраслевой рынок труда характеризуется следующими функциями спроса и предложения соответственно:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

где L – численность занятых, человек; w – почасовая ставка заработной платы, долл.

Если все фирмы-наниматели объединяются и выступают как единый покупатель (монопсонист), как изменится уровень зарплаты и занятости по сравнению с конкурентным?

Задача 2. Предположим, что индивид получил два предложения о работе со стороны фирм, продающих автомобили. Первый дилер предлагает ему 500 долл. за каждую проданную машину. Второй дилер предлагает фиксированную сумму в 20000 долл. в год вне зависимости от количества проданных машин. Поговорив с друзьями, уже работающими в этом бизнесе, индивид пришел к выводу, что его годовая функция продаж выглядит следующим образом: S = 10 + 90a, где При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем–это мера, характеризующая способность продавать автомобили.

Задание 1. Спрос и предложение на рынке труда.

1. Ваши заработки на рынке труда:

1) определяются вашей производительностью труда;

2) определяются вашей оценкой за курс «Экономика труда»;

3) не зависят от объема человеческого капитала, которым вы обладаете;

4) не зависят от уровня и качества капитала, которым вы пользуетесь на работе.

2. При равновесной ставке заработной платы:

1) на рынке благ образуются незапланированные запасы товаров;

2) существует избыточный спрос на труд;

4) существует избыточное предложение труда.

3. При прочих равных условиях, вероятность миграции работника тем меньше,

1) чем меньше ставка дисконтирования;

2) чем больше времени он обучался специфическим навыкам;

3) чем короче расстояние, на которое он собирается переехать;

4) верны ответы 1) и 2).

4. Источником дискриминации, согласно модели Г. Беккера, может быть:

4) верны все ответы;

5) нет верного ответа.

5. Рыночный спрос на труд задан функцией w = 500 – L. Определите, какую ставку заработной платы установит профсоюз, максимизирующий общий фонд заработной платы своих членов?

5) нет верного ответа.

6. Фрикционная безработица возникает в случае, когда:

1) работника увольняют, он не может найти работу в своем городе и прекращает ее поиски;

2) число индивидов, ищущих работу, превышает количество рабочих мест;

3) для получения работы требуются специфические навыки и умения, а работники слишком инертны в приобретении этих навыков;

4) работникам и фирмам требуется время для поиска друг друга и обработки информации о предлагаемой вакансии и производительности труда работника.

Задача 1. Питер и Джек работают водителями городского транспорта, получая одинаковую зарплату 20000 долл. в год. Первый собирается уходить на пенсию через 2 года, второй – через 4. В один прекрасный день они читают в газете объявление о том, что в соседнем штате требуются работники их профессии, причем зарплата предлагается более высокая – 22000 долл. в год. Ставка процента равна 10%, а расходы на переезд составляют 5000 долл. для каждого. Решатся ли Питер и Джек на переезд?

Задача 2. Рассмотрим конкурентный рынок труда. Известно, что на данном рынке функция предложения труда имеет вид L = 100 + 2w, а функция спроса задана следующим образом: L = 400 – 8w.

а) Определите равновесные значения зарплаты и численности занятых на данном рынке труда.

б) Профсоюз добивается установления ставки зарплаты на уровне 50 долл. в час. Охарактеризуйте последствия победы профсоюза в количественном и качественном выражении.

Задание 1. Теории рынка труда.

1. Реальная заработная плата индивида:

1) совпадает с номинальной заработной платой;

2) это то, что указано в расчетном листке за вычетом налогов;

3) это номинальная заработная плата, деленная на индекс потребительских цен;

4) нет верного ответа.

2. Равновесная ставка заработной платы – это ставка, при которой:

1) нет нехватки рабочей силы;

2) нет избытка рабочей силы;

3) количество предлагаемого труда равно величине спроса на труд;

4) верны все ответы.

1) чистый выигрыш от миграции равен нулю;

2) приведенная стоимость заработка работника, если он остается на прежнем месте, меньше приведенной стоимости заработка в случае переезда;

3) приведенная стоимость заработка работника, если он остается на прежнем месте, отрицательна;

4) приведенная стоимость заработка работника, если он переедет, положительна;

5) нет верного ответа.

4. В модели дискриминации Г. Беккера склонность к дискриминации со стороны работодателя по отношению к работникам-женщинам означает, что работодатель считает, что:

1) женщины менее производительны, чем мужчины;

2) издержки найма женщин выше, чем рыночный уровень их заработной платы;

3) издержки найма женщин ниже, чем рыночный уровень их заработной платы;

4) с работниками-женщинами связаны более высокие денежные и неденежные затраты, по сравнению с работниками-мужчинами;

5) верны ответы 1) и 3).

5. Формирование профсоюза может принести наибольшую выгоду его членам на том рынке труда, на котором:

1) профсоюз действует скрытно;

2) спрос на труд эластичен;

3) существует нулевой спрос на производимый продукт;

4) спрос на труд неэластичен.

6. Структурная безработица возникает, так как:

1) экономика проходит через подъемы и спады;

2) требуется время для сбора информации о работе, соответствующей квалификации индивида;

3) квалификация, которой обладают работники, и квалификация, необходимая фирмам, не всегда совпадают;

4) верны ответы 1) и 2);

Задача 1. Доктор Джейк работает в областной больнице. Он зарабатывает 100000 долл. в год и планирует проработать еще 3 года, а затем уйти на пенсию. Ему предлагают работу в городской больнице.

Источник

Государственное вмешательство в функционирование рынка труда

4.1 Введение

Классификация мер государственного регулирования.

Государственное регулирование на рынке труда предусматривает следующие возможные меры воздействия:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

4.2 Рост производства общественных благ

Рост обьема предоставляемых государством общественных благ ведет к росту производного спроса на труд как в общественном секторе, так и в частном (там, где осуществляются государственные закупки). Рост спроса на конечную продукцию вызывает сдвиг кривых спроса вправо-вверх, одновременно увеличивая (при прочих равных условиях) уровни зарплаты и занятости:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

рост спроса на труд
в общественном секторе
рост спроса на труд в частном
секторе в результате госзакупок

В результате роста обьема предоставляемых государством общественных благ на уровне домохозяйства возникает чистый эффект дохода, следовательно, индивидуальное потребление досуга будет увеличиваться:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Влияние предоставляемых государством общественных благ на индивидуальное предложение труда:

индивид, получив «даром» некоторое количество общественных благ Co, станет в результате богаче и будет тратить больше времени на отдых. Значит, в результате индивидуальное предложение труда снизится.

4.3 Трансферты и субсидии

4.3.1 Субсидии, выплачиваемые фирмам

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Наниматель получает определенную сумму в расчете на

Происходит сдвиг кривой спроса на труд вправо-вверх: работники теперь становятся «дешевле» для фирмы, и при любом фиксированном уровне зарплаты она может нанять больше людей.
Однако реальный эффект этих субсидий сильно варьируется в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынках труда.

На рисунке представлены различные возможные последствия введения субсидий занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чемПри прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

4.3.2 Трансферты и субсидии, выплачиваемые гражданам

Трансферты и субсидии становятся прямым приращением денежного дохода, причем часто никак не связанным с трудовой деятельностью. В результате возникает тот же чистый эффект дохода, и индивидуальное предложение труда (при прочих равных условиях) снижается.

Одновременно эти денежные выплаты в целом увеличивают спрос населения на товары и услуги, а значит и спрос на труд как производный.

Рынок товара АРынок труда в отрасли,
производящей товар А

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Влияние трансфертов и субсидий на спрос на рынке труда

В результате роста трансфертных платежей определенная категория потребителей увеличит свой спрос на некоторый товар А, что в итоге приведет к сдвигу кривой спроса в отрасли, производящей этот товар. При прочих равных условиях, здесь увеличатся зарплата и занятость, причем окончательный результат зависит от эластичностей спроса и предложения на обоих рынках.

4.4 Налогообложение

4.4.1 Налогообложение работника

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Преобладает эффект замещенияПреобладает эффект дохода

Так как эти эффекты действуют в разных направлениях, на уровне индивидуального предложения труда эффект подоходного налога неоднозначен, предложение может как увеличиться, так и уменьшиться.
При введении прогрессивного налогообложения (ставка налога увеличивается с ростом дохода) бюджетное ограничения становится ломаной линией:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

(налог платит работник)

4.4.2 Налогообложение нанимателя

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

С точки зрения фирмы налог повышает цену труда или снижает его предельный продукт в стоимостном выражении:

4.5 Гарантированный уровень минимальной зарплаты как мера государственного регулирования рынка труда

4.5.1 Минимальная зарплата: введение

Устанавливая обязательный уровень минимальной зарплаты, государство обычно ставит целью снижение уровня бедности и дифференциации доходов в обществе, повышая заработки беднейших слоев населения.

В тех странах, где минимальная зарплата устанавливается законом, ее уровень может дифференцироваться для разных групп работников, в частности, почти везде устанавливается так называемый субминимум зарплаты для молодежи.

Для оценки влияния минимума зарплаты в той или иной экономике важен такой показатель как индекс Кэйтца.

странаварианты минимальной зарплаты% работников, получающих минимальную зарплатусубминимум для молодежи (в % от общенационального минимума)индекс Кэйтца
Франциявозраст, образование11%80% (до 16 лет)0.5
Люксембургвозраст, опыт, семейные характеристики11%70% (до 21 года)0.56
Нидерландывозраст3.2%от 34,5% (до 16 лет) до 84% (до 22 лет)0.55
Португалиявозраст, отрасль8%75% (до 18 лет)0.45
Испаниявозраст6.5%66% (до 18 лет)0.32
СШАможет быть увеличена в отдельных штатах4%нет0.39

Минимальная зарплата: влияние на занятость

4.5.2 Модель Стиглера (G. Stigler, 1946)

Самая простая (учебная) модель, дающая однозначный прогноз падения занятости (роста безработицы) при установлении минимальной зарплаты выше равновесного уровня на конкурентном рынке труда.

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Занятость с ростом зарплаты сокращается с L * до L1, появляется вынужденная безработица.

Величина безработицы U зависит при этом от эластичностей кривых D и S. При нулевой эластичности предложения труда ηS/w = 0, Δ L = 0.

Эмпирические наблюдения не показывают значительного падения занятости при введении минимальной заработной платы. Поэтому были сделаны попытки объяснить относительно слабое влияние этой меры.

4.5.3 Модель двухсекторного рынка (F.Welch, J.Cunningham, 1976)

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

В итоге занятость в экономике может снизиться, но не так значительно, как это предполагалось в модели Стиглера:

4.5.4 Модель Ашенфельтера-Смита (O.Ashenfelter, R.Smith, 1979)

Таким образом, кривая спроса в той части, где w C

Монопсонист, максимизируя прибыль, устанавливает занятость в той точке, где предельные издержки равны предельному доходу в стоимостном выражении:

MRPL = MC1 то есть занятость увеличивается до величины Lmin

Существует предел роста зарплаты, за которым занятость начнет снижаться (wmin ≤ MC).

ВЫВОДЫ:

Экономическая теория, таким образом, не дает однозначной оценки возможного влияния минимальной зарплаты на занятость. В каждом конкретном случае нужны эмпирические исследования.

4.5.6 Минимальная зарплата, бедность и неравенство

Обычно введение минимальной зарплаты оправдывают необходимостью борьбы с бедностью и сокращения неравенства. Вместе с тем, исследования показывают, что далеко не все «получатели» минимальной заработной платы сконцентрированы в беднейших семьях.

Пример: В Великобритании в 1997 году лейбористы во время предвыборной кампании выдвигали лозунги борьбы с бедностью и требовали введения законодательного минимума заработной платы (отмененного во время правления тори в 1993 году). Представители консервативной партии с цифрами в руках доказывали, что такая мера неэффективна. Так, статистические данные за 1993 год (когда минимум зарплаты еще действовал) показывали следующее распределение «получателей» минимальной зарплаты по децильным доходным группам семей:

группаIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXвсего
процент «получателей» минимальной зарплаты28.713.212.58.48.17.18.35.53.74.7100

Данные таблицы показывают, что около половины получавших минимальную зарплату в 1993 году относились к средне- и высокообеспеченным семьям.

Поэтому многие экономисты сегодня склонны считать, что борьба с бедностью должна идти скорее по пути снижения налогов и выплаты субсидий занятости, а не роста минимальной зарплаты.

Снижение ставок налогов для низкодоходных групп увеличит как их реальные доходы, так и занятость:

с увеличением ставки налога t увеличивается реальная зарплата w, а следовательно и занятость L

Но, так как в результате могут снизиться поступления от налогов, подобную политику предлагают финансировать за счет роста ставок налогообложения высокодоходных групп. Здесь могут возникнуть другие проблемы: снижение стимулов к труду и к получению образования.

Разница двух подходов к борьбе с бедностью:

Кривая предложения после введения новой системы налогообложения меняет угол наклона, так как меняются значения резервной зарплаты для всех работников. Соответственно, на таком рынке снижается занятость.

В этом случае политика минимальной зарплаты более эффективна для борьбы с бедностью.

4.6 Государственное регулирование оплаты сверхурочных часов работы

Государство устанавливает законодательно нормативы (коэффициенты), повышающие оплату сверхурочных часов работы. Тем самым для нанимателя становится выгоднее найм дополнительных работников при росте объема выпуска.

Например, при введении коэффициента r, повышающего оплату часов, отработанных свыше установленной продолжительности рабочей недели в 39 часов, бюджетное ограниечение становится ломаной линией (выделенные синяя и красная линии на рисунке):

4.7 Государственная политика занятости

4.7.1 Классификация мер государственного регулирования занятости

Меры государственной поддержки занятости многообразны и весьма различны, в зависимости от того, какой тип безработицы доминирует в экономике. Поскольку безработица может быть обусловлена не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих инструменты микроэкономической и макроэкономической политики.

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

активные меры:

а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и имеющихся вакансиях.

б) Субсидирование образования. Государственные программы, целью которых состоит снижение платы за обучение, с тем чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и пр.

г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.

д) Занятость в общественном секторе экономики для представителей тех групп населения, которым объективно труднее найти работу в частном секторе. Найм на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы (например, в сфере социальной помощи, в благоустройстве городов и т. п.).

ж) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).

з) Субсидируемая миграция, если в рамках данного региона трудоустройство невозможно.

4.7.2 Эффективность мер микроэкономической политики занятости

Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:

4.7.3 Опыт регулирования занятости в экономически развитых странах

На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.

Наиболее популярные меры активной политики на рынках труда
(расходы в процентах от совокупных расходов на интервенции на рынке труда, 1995 г.):

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем
МерыГерманияФранцияШвецияСША
Обучение и переобучение29382620
Субсидирование (сохранение)
рабочих мест
5495
Создание новых рабочих мест
(в том числе поддержка
предпринимательства)
2311185

Можно сравнить долю расходов на активную политику
как процент от ВВП (данные за 1995 г.):

США0.2
Германия1.3
Франция1.2
Швеция3.0

Меры помощи инвалидам (профессиональная реабилитация и создание рабочих мест) наиболее развиты в Швеции (0.67% ВВП), менее популярны в Германии (0.28% ВВП) и практически не приняты в США и во Франции.

4.7.4 Теория поиска работы

При прочих равных условиях уровень безработицы в экономике прямо зависит от ее средней продолжительности.

Вопрос: какие факторы оказывают влияние на продолжительность безработицы?

Предположения:

Частота распределения φ(w):

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Для каждого работника при заданной функции φ(w) и величине wR вероятность найти подходящую работу равна

p =При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чемj(w)dw
Продолжительность поиска: D* = 1/p = 1 / При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чемφ(w)dw.

Таким образом, все, что увеличивает резервную зарплату, делает меньше (при прочих равных условиях) вероятность трудоустройства и продолжительнее поиск работы => уровень безработицы возрастает.

Например, рост пособий UB ведет к снижению чистых издержек поиска:

4.7.5 Пособия по безработице и их экономический эффект

Введение пособий по безработице (или их рост) может по-разному отражаться на уровне безработицы, в зависимости от того, какой ее тип доминирует в экономике.

Чистый эффект дохода, возникающий при выплате пособий, снижает в целом предложение труда (дестимулирующее воздействие).

В условиях «комплексной» безработицы:
при уровне зарплаты Wс выше равновесной кривая предложения через некоторое время сместится так, что этот уровень станет равновесным:

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чемпервоначально:

после смещения кривой S:

Уровень безработицы остался прежним, изменилась только ее структура.

Важно: степень влияния пособий на уровень безработицы зависит от эластичности спроса и предложения на рынке труда.

4.8 Дифференциация доходов и социальные трансферты

4.8.1 Понятие дохода

Богатство может выступать в трех основных формах и приносить соответствующие виды доходов:

Доход в натуральной форме (продукты или услуги), возможные денежные доходы (например, от сдачи земли или имущества в аренду)

Денежный доход от работы по найму или самозанятости, доход в натуральной форме от работы в домашнем хозяйстве, все нефинансовые выгоды, получаемые от работ

Совокупный доход каждого человека складывается из многих самых разнообразных компонентов и может быть в общем виде представлен как сумма:

Поскольку доход в неденежной форме трудно оценить, в экономике обычно для измерения неравенства используют показатель среднедушевого денежного дохода.

4.8.2 Проблемы оценки денежных доходов

Оценивается неравенство отдельных людей, но люди живут в семьях, где суммарный доход делится между членами семьи. Выбирая за основу измерения среднедушевой денежный доход семьи, мы не учитываем возможности «внутрисемейного» неравенства.

Неравномерность поступления доходов (сезонность работ, задержки в выплате зарплаты, премии и другие выплаты по итогам года). В результате неравенство, измеряемое помесячно, сильно варьирует в течение года.

Для стран с большой территорией и недостаточно высоко развитыми рыночными отношениями характерен значительный разброс цен по регионам. Следовательно, неравенство доходов, представленных в номинальном выражении, не дает адекватной характеристики ситуации. Необходимо использовать показатель дефлированных доходов.

4.8.3 Дифференциация денежных доходов и адекватная оценка неравенства

Разница в доходах может быть вызвана возрастными различиями. В данном случае мы имеем дело с различием в доходах, вызванным эффектом жизненного цикла, и это естественное различие нельзя определить как неравенство.

Если принимать концепцию полезности, то для одной и той же семьи снижение среднедушевого дохода может сопровождаться ростом полезности.

Одинаковый денежный доход не гарантирует равенства даже при идентичных предпочтениях. Для стран с недостаточно развитыми рыночными отношениями характерно неравенство в доступе к определенным благам. Равенство номинальных доходов в этом случае сопровождается разницей в жизненных стандартах.

При одинаковом денежном доходе две семьи могут получать разные объемы трансфертов в натуральном выражении, что может быть связано с принадлежностью семьи или ее отдельных членов к определенной социально-демографической группе. В итоге при равных денежных доходах налицо неравенство потенциальных возможностей в потреблении.

Таким образом, показатель дифференциации среднедушевых денежных доходов семей в целом не может служить адекватным индикатором неравенства в обществе. Вместе с тем, именно он широко используется в статистике многих стран мира как наиболее удобный и операциональный.

4.8.4 Причины дифференциации денежных доходов

семейное благосостояние (унаследованное богатство)

дифференциация заработков по отраслям, регионам, типам фирм

наличие нетрудового дохода

тип семьи ( иждивенческая нагрузка )

4.8.5 Государственные трансферты как способ сглаживания неравенства в доходах

Типология трансфертных выплат

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

Пособия по социальной помощи: pазмер выплат не зависит от трудовых усилий

Категориальные: пособие выплачивается на основе принадлежности реципиента к той или иной социально-демографической группе (мать-одиночка, семьи с детьми и т.п.)

С оценкой нуждаемости: пособие выплачивается на основании нуждаемости (подтвержденной заявителем)

Эффективность социальных трансфертов

Тип трансфертаДостоинстваНедостатки
КатегориальныйПростота в определении получателей, ниже административные расходыВысока вероятность нецелевого расходования средств
С проверкой нуждаемостиНиже вероятность нецелевого расходования средствТруднее определить получателей, возникают проблемы оценки дохода, дороже административные процедуры

4.9 Международное движение труда и меры государственного регулирования

4.9.1 Миграция рабочей силы (определение)

В международной экономике принято понимать под миграцией рабочей силы переселение трудоспособного населения из одной страны в другую сроком более чем на год.

4.9.2 Причины миграции рабочей силы

К неэкономическим факторам миграции относят:

проблемы здоровья или неподходящего климата

желание получить лучшее образование

стремление избежать политических или религиозных притеснений

Поэтому простые модели миграции учитывают, в первую очередь, разницу в заработках в принимающей стране и стране эмиграции.

4.9.3 Простые модели миграции

Модель теории человеческого капитала

Выводы из модели:

Решение о миграции зависит от прямых издержек переезда.

4.9.4 Влияние перемещения рабочей силы на сравнительные преимущества и благосостояние

Выгоды и издержки перемещения рабочей силы: простая графическая модель для двух экономик

Предположим, рабочие эмигрируют из Турции в Германию. Рынки труда этих двух стран представлены на рисунке (страны Т и G соответственно):

При прочих равных условиях вероятность миграции работника тем меньше чем

ТурцияГермания
1. Доходы мигрантов— c+ f
2. Доходы местных работников+ a— d
3. Доходы нанимателей— (a + b)+ (d + e)
4. Изменение общественного выпуска (1+2+3)— (b + c)+ (f + e)

Суммарное влияние миграции на общественное производство положительное: (f + e)> (b + c). Перераспределение трудовых ресурсов между двумя странами ведет к более эффективному их использованию и к выравниванию цены труда.

На практике же, как показывают специальные исследования, даже массовый приток иммигрантов не снижает зарплату в принимающей стране. Дело в том, что в простой графической модели, приведенной выше, не находит отражения дифференциация работников по уровню квалификации и образования и, соответственно, сегментация рынков труда. Оказывается, что рабочие-иммигранты в большинстве своем вовсе не конкуренты квалифицированным работникам принимающей страны, а значит, последним нечего опасаться.

Более того, многие развитые страны просто не смогли бы сегодня поддерживать сложившийся уровень производства, не применяя иностранной рабочей силы.

Выгоды «принимающей» страны от иммиграции:

Для принимающих государств, особенно «стареющих» стран Северной и Центральной Европы, важен еще один аспект: мигранты (частично или полностью) компенсируют естественную убыль населения, сами они в среднем, как правило, моложе, чем жители принимающей страны, и уровень рождаемости в их семьях выше. Это означает рост трудовых ресурсов страны не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, а потому растет и потенциальный выпуск.

Негативные проявления иммиграции для «принимающей» страны:

В обществе распространено заблуждение, с которым тщетно борются экономисты: принято считать, что число рабочих мест в экономике ограничено, и значит приезжие отнимают работу у местных жителей.

Массовая миграция создает дополнительную нагрузку на бюджет принимающей страны.

Выгоды от перемещения рабочей силы для страны эмиграции:

Отрицательные последствия для страны эмиграции:

4.9.5 Политика государства

Государственная миграционная политика в странах иммиграции:

В странах, принимающих иммигрантов, предпочтение отдается:

уникальным специалистам или «звездам» в своих профессиях

предпринимателям, готовым открыть собственное дело и инвестировать капитал в экономику принимающей страны

Государственные меры, регулирующие иммиграцию, делятся на законодательные и экономические.

Законодательные меры:

Требования о подтверждении профессиональной квалификации

Ограничения по состоянию здоровья

Временные ограничения: во многих странах мигранту разрешается работать до окончания контракта, по которому он приехал

Экономические меры:

Поощрение въезда и получения гражданства только для тех, кто инвестировал в экономику страны значительные средства, приобрел недвижимость

Меры регулирования:

штрафные санкции для самих иммигрантов

специальные программы, стимулирующие реэмиграцию (оплата проезда и денежное пособие, профессиональное обучение иммигрантов и прямое создание новых рабочих мест в стране эмиграции)

Государственная миграционная политика в странах эмиграции:

Обычно здесь поощряют эмиграцию, так как в результате снижается напряженность на рынке труда и бюджетная нагрузка. Вместе с тем, и здесь требуется административный контроль:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *