Презумпция согласия на донорство что это

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I
«О трансплантации органов и (или) тканей человека»

С изменениями и дополнениями от:

20 июня 2000 г., 16 октября 2006 г., 9 февраля, 29 ноября 2007 г., 23 мая 2016 г., 8 декабря 2020 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 20 июня 2000 г. N 91-ФЗ в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения.

Трансплантация (пересадка) органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Москва, Дом Советов России.

22 декабря 1992 года.

Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека. Определено, что трансплантация может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация допускается исключительно с согласия живого донора. Закрепляется презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей у трупа. Изъятие не допускается, если известно о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов.

Установлен перечень объектов трансплантации. Определено, что органы и ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Забор и заготовка объектов трансплантации разрешаются только в государственных учреждениях здравоохранения.

Регламентированы отдельные вопросы ответственности учреждения здравоохранения и его персонала за нарушения закона.

Закон вводится в действие с 1 мая 1993 года.

Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»

Настоящий Закон вводится в действие с 1 мая 1993 г.

Текст закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 2 ст. 62, в «Российской газете» от 9 января 1993 г. N 4

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 279-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 91-ФЗ

Источник

Презумпция согласия на донорство что это

Статья 47. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)

1. Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента (реципиента) либо восстановление его здоровья.

2. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.

3. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) не допускается у живого лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста (за исключением случаев пересадки костного мозга) или признанного в установленном законом порядке недееспособным.

4. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) допускается у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия.

6. Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.

9. Информация о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 6 настоящей статьи, иных лиц в случаях, предусмотренных частями 7 и 8 настоящей статьи, выраженного в устной или письменной форме, заверенной в порядке, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, вносится в медицинскую документацию гражданина.

10. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в случаях, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации (пересадки).

11. Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со статьей 66 настоящего Федерального закона.

12. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

13. Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).

14. В Российской Федерации осуществляется учет донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов) в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с организацией и ведением учета донорских органов и тканей человека, доноров органов и тканей, пациентов (реципиентов), осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка) осуществляются в соответствии с федеральным законом.

16. Порядок финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(часть 16 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 271-ФЗ)

Источник

Можно ли продать свои органы для трансплантации?

Можно ли продать свои органы заранее, но деньги за них получить сейчас?

Я не против, если после смерти мои органы используют для пересадки. Но поскольку потом деньги мне уже не понадобятся, хотел бы воспользоваться ими, пока жив.

Разочарую вас: вы не сможете получить деньги за свои органы, когда бы ни состоялась пересадка — при жизни или после смерти.

Для тех, кто хочет сделать из донорства бизнес, предусмотрена уголовная ответственность.

Условия трансплантации органов

Трансплантировать органы или ткани от кого бы то ни было — живого донора или трупа — просто так нельзя. Это разрешено, только если с помощью других медицинских средств нельзя сохранить больному жизнь или восстановить его здоровье.

Чтобы трансплантировать органы от живого донора, дополнительно нужно получить его согласие, а также заключение консилиума врачей-специалистов, что это не причинит значительного вреда здоровью донора. Как правило, для трансплантации требуется также согласие того, кому органы пересаживают. Но если промедление в проведении операции угрожает жизни, а получить согласие невозможно, врачи могут провести пересадку органов без разрешения.

То есть если вы не напишете специальное заявление о запрете, то после смерти ваши органы в любом случае смогут использовать для донорства.

Как победить выгорание

Почему не получится продать свои органы для донорства

Органы и ткани человека нельзя продавать или покупать. За это предусмотрена уголовная ответственность.

Лечебным учреждениям, например больницам или научным центрам, тоже нельзя продавать органы и ткани, даже если у них есть разрешение на проведение операций по забору и заготовке органов и тканей у трупов. Они могут их заготавливать, но не продавать.

Но есть исключения. Вот на какие органы не распространяется запрет купли-продажи:

Поэтому репродуктивные клиники на законных основаниях покупают и продают донорские яйцеклетки и сперму.

Как наказывают за продажу органов

Есть несколько преступлений, связанных с незаконным использованием органов, за которые грозит уголовная ответственность:

Например, в Ростовской области два человека решили продать общего знакомого в подпольную клинику на территории соседнего государства, чтобы изъять у него органы и ткани. Преступники хитростью уговорили потерпевшего пройти медобследование и встретились с покупателем, чтобы получить деньги.

Когда они обменивались деньгами и жертвой, их задержали сотрудники полиции. На суде преступники признали свою вину. Каждый из них должен был отсидеть 3 года и 6 месяцев в колонии общего режима, а затем еще год действовало ограничение свободы.

В интернете периодически появляются ресурсы, на которых размещают информацию о донорстве. Такие сайты используют как информационную площадку по купле-продаже человеческих органов и предложению услуг по суррогатному материнству. Однако правоохранительные органы отслеживают такие площадки и принудительно их закрывают.

Так, прокурор Сковородинского района Амурской области в 2017 году обратился в суд с заявлением о признании незаконной информации на подобном сайте. Он указал, что в России запрещено распространять информацию о продаже человеческих органов. Суд изучил материалы на сайте и удовлетворил требование прокурора. Копию решения отправили в Роскомнадзор, который заблокировал сайт.

Как обстоят дела с продажей органов в мире

Преступления в области трансплантологии — это международная проблема. Государства — члены Совета Европы, другие государства и Европейское сообщество 24 января 2002 года подписали в Страсбурге дополнительный протокол к Конвенции о защите прав и достоинства человека.

Глава VI этого протокола запрещает извлекать финансовую выгоду из донорства. Торговля органами и тканями запрещена. Единственные выплаты, которые международное сообщество признает законными, носят компенсационный характер:

Кроме того, согласно Стамбульской декларации торговля органами и трансплантационный туризм нарушают принципы справедливости, равенства и уважения к человеческому достоинству и должны быть запрещены. Согласно этому документу необходимо запретить все формы рекламы, ходатайства и посредничества, цель которых — трансплантационный коммерциализм или туризм и купля-продажа органов.

В декларации предлагается ввести наказание за обследование доноров и выполнение трансплантаций, как и за поощрение этих действий, если их цель и результат — выгода от трансплантационного туризма и торговли органами.

Но декларация — это не законодательный акт. Она всего лишь рекомендует принципы, которых следует придерживаться при разработке норм в области трансплантологии. Это ориентир для законодателей и медиков разных стран.

Как можно законно заработать на донорстве

Даже переезд в другую страну не поможет вам продать свои органы хоть при жизни, хоть после смерти. Но вы можете заработать на донорстве, если будете сдавать кровь или, например, станете донором спермы.

Возможно, стать донором крови — оптимальный вариант заработка в вашей ситуации. Вы сможете законно получить деньги и спасти чью-то жизнь.

Медицина и здоровье. Выясняем, можно ли сэкономить, когда дело доходит до врачей и лекарств, а также пытаемся вести более здоровый образ жизни

Источник

В России могут ввести презумпцию согласия на посмертное донорство. Зачем это нужно и кто может стать донором?

Лента новостей

Все новости »

Но даже если человек подписывает согласие, это еще не значит, что он сможет стать донором. «Стать посмертным донором — это редкость», — говорит руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ имени Петровского Михаил Каабак

Такой законопроект разработан экспертами Минздрава и внесен в Госдуму на обсуждение, которое намечено на весеннюю сессию. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, сообщает «Парламентская газета».

Помимо прочего, согласно документу, медики обязаны после смерти мозга пациента сообщать его родственникам о намерении изъять у него органы для пересадки. Если у человека нет родственников или о них ничего не известно, решение будет принимать консилиум.

Зачем нужны эти нормы и кто может стать донором? Инициативу комментирует руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ имени Петровского Михаил Каабак.

— Сейчас практически нет никакой возможности отказаться от такого донорства, не существует механизма фиксации волеизъявления. Новый закон вводит регистр отказа от донорства. На самом деле, это не очень хорошо, потому что нужно фиксировать не только отказы, но, на мой взгляд, надо фиксировать и согласие в том числе, потому что мы таким образом лишаем людей, которые желают быть донорами, возможности зафиксировать свою волю — это первое. Второе, что меня не устраивает в проекте закона, — это механизм фиксации волеизъявления, он выглядит очень уж анахронично. На мой взгляд, это должен быть электронный регистр на каком-нибудь государственном сайте, подобном «Госуслугам». Сильно снизить напряженность по поводу презумпции согласия смог бы регистр волеизъявления. То есть если человек боится, что его в больнице убьют ради того, чтобы у него органы забрать, он должен иметь право зафиксировать свой отказ от посмертного донорства. Ожидать, что все люди при жизни определятся со своей позицией, не приходится. Люди не хотят про это думать. Человек может стать донором в том случае, если он умрет особым образом. То есть он должен умереть в результате гибели головного мозга.

— Даже если человек подписывает согласие, это еще не значит, что он сможет стать донором?

— Да, конечно. Человек может умереть от того, от чего люди умирают в большинстве своем — это сердечно-сосудистые заболевания, например инфаркт, и тогда он донором не станет. Или он может умереть от онкологического заболевания — вторая по частоте причина смерти, тогда он тоже донором не станет. Стать посмертным донором — это редкость, важна история, потому что она имеет непосредственное отношение к биоэтике. Мы должны их лечить только в том случае, если они хотят, чтобы их лечили, и не должны их лечить, если они не хотят, чтобы их лечили. Вот приблизительно такая история.

В мире есть два основных подхода к посмертному донорству: презумпция согласия и презумпция несогласия. Презумпция согласия — это когда человек как бы согласен на изъятие у него органов в случае его смерти, если нет письменного подтверждения. При презумпции несогласия для изъятия органов умершего требуется любой документ, доказывающий его волю. Последняя действует в США, Австралии и Великобритании.

Презумпция согласия есть, в частности, во Франции, в Италии и Швеции. Испания на первом месте в мире по количеству посмертных доноров — 35-37 на 1 млн населения. В России же на сегодня в среднем три посмертных донора на 1 млн жителей в год.

Будет ли работать законопроект у нас и готово ли российское общество к таким нормам? Ситуацию комментирует заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга Дмитрий Суслов.

Дмитрий Суслов заместитель главного трансплантолога Санкт-Петербурга «При всей визуальной привлекательности этой презумпции согласия у нас это не будет реализовано никогда, потому что наши структуры не в состоянии будут этого реализовать. Для этого надо испрашивать согласия при выдаче паспорта или каких-то иных документов. Этого не будет сделано, поверьте мне. Чтобы это реализовать в полной мере, нужно было сделать только одну вещь — давать возможность тем, кто с этим не согласен, сказать нет. Во-первых, никто не будет думать, согласен он или не согласен — это раз, а второе, не будет определено, кто и где это должен будет делать. Существует закон РФ о трансплантации. Если человеку поставлен диагноз «смерть мозга», то данное тело может рассматриваться в качестве потенциального донора для органов, если нет медицинских противопоказаний. Но это никак не реализуется в большинстве субъектов РФ, потому что у нас 35 центров трансплантации расположено в 20 субъектах. В 20! А на остальной территории это никому не нужно».

Юридическую сторону инициативы комментирует адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права Алексей Горяинов.

Алексей Горяинов адвокат, национальный представитель Европейской ассоциации медицинского права «Опубликованный проект закона является логическим продолжением конкретизации законодателем порядка проведения трансплантации органов и тканей человека. До настоящего времени технически определить, где и когда гражданином был оформлен такой прижизненный отказ, практически невозможно. Представьте: если человек оформил такой отказ в поликлинике где-нибудь на Дальнем Востоке, там же отказ, соответственно, и находится в медицинской документации, а проживает сейчас человек в Москве. Теперь проект решает эту задачу с помощью единого регистра дополнений к данной медицинской документации. Есть определенные опасения, касающиеся временного порога в три часа, в течение которых после смерти органы изыматься не могут. Порой это необходимо осуществлять незамедлительно, как говорят медики, поэтому есть определенные дискуссионные вопросы. В целом порядок интересен, он конкретизирует, на мой взгляд, нужные положения. На обсуждение есть еще более года».

По официальным данным, в России проживает 17,5 тысячи людей с пересаженными органами. Больше всего пациентов в этой сфере нуждаются в пересадке почек — около 10 тысяч россиян каждый год. При этом операций дожидаются чуть более двух тысяч человек. Министр здравоохранения Вероника Скворцова ранее заявила, что за последние 13 лет число трансплантаций выросло более чем в три раза, а уже оперированных граждан — в 4,5 раза.

Источник

Близким умершего предлагается дать 3 часа, чтобы заявить о несогласии на изъятие его органов

Презумпция согласия на донорство что это

23 декабря Министерство здравоохранения России опубликовало для общественного обсуждения разработанный им проект федерального закона о донорстве органов человека и их трансплантации. Документ содержит 45 статей, объединенных в 9 глав. Предполагается, что он заменит Закон о трансплантации органов и (или) тканей человека, принятый в 1992 г.

Представленный проект регулирует отношения, связанные с донорством и пересадкой человеческих органов, включая порядок их изъятия, использования и учета, а также права и обязанности доноров, реципиентов, медработников и медучреждений. В документе отмечается, что он разработан с целью развития донорства органов для трансплантации, баланса прав и законных интересов доноров и реципиентов, формирования у населения понимания и поддержки пользы добровольного безвозмездного предоставления донорских органов для пересадки как одного из способов сохранения жизни и восстановления здоровья человека.

В числе основных принципов донорства указаны добровольность, безвозмездность, включая запрет на извлечение выгоды, анонимность, конфиденциальность, распространяемая на информацию, касающуюся волеизъявления о несогласии на изъятие органов, а также приоритет посмертного донорства перед прижизненным.

Документом предусмотрено, в каких случаях изъятие органов запрещено: в частности, если у донора установлены медицинские противопоказания, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Также запрещается изъятие органов у лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могли сообщить данные о своей личности и личность которых на момент констатации смерти не была установлена (за нарушение данного запрета предусматривается уголовная ответственность). Кроме того, запрещено принуждение человека к предоставлению своего органа для пересадки.

Порядок взаимодействия уполномоченных органов исполнительной власти и медучреждений при осуществлении донорства и трансплантации, а также порядок мониторинга медицинской деятельности в данной сфере утверждаются Правительством РФ.

В медучреждениях, осуществляющих изъятие донорских органов, предлагается ввести должность врача, ответственного за организацию донорства, либо возложить эти обязанности на одного из врачей-специалистов, прошедших соответствующее обучение. В законопроекте подчеркивается, что врач-координатор при исполнении трудовых обязанностей не может участвовать ни в констатации смерти человека, признанного потенциальным донором, ни в изъятии и пересадке органов, а также представлять интересы реципиентов.

Прижизненное донорство

Предусмотрено, что в случае прижизненного донорства допускается изъятие одного из парных органов (почка) или части органа (часть печени, тонкой кишки, поджелудочной железы, доля легкого).

Прижизненным донором может быть совершеннолетнее дееспособное лицо при условии биологического родства с потенциальным реципиентом и наличии письменного информированного добровольного согласия, данного в присутствии совершеннолетнего дееспособного свидетеля (таковым не может выступать реципиент либо его супруг или родственники). В согласии также указываются сведения об отсутствии принуждения донора к предоставлению органа, отсутствии финансового вознаграждения, а также персональные данные свидетеля. Отмечается, что документ также должен быть подписан врачом, предоставившим донору соответствующую информацию.

Биологическая родственная связь устанавливается на основании подтверждающих документов, заверенных нотариально, сведения о которых вносятся в регистр прижизненных доноров.

Для прижизненного донорства, отмечается в законопроекте, необходимо решение врачебной комиссии медучреждения, осуществляющего трансплантацию, о возможности изъятия и использования донорского органа. Решение принимается по результатам обследования донора и реципиента, проведенного медработниками, не участвующими в лечении последнего, в установленном порядке. Если потенциальный реципиент является недееспособным, в состав комиссии включается врач-психиатр.

Предусматривается, что в решении должно содержаться заключение о том, что здоровью донора в результате изъятия органа не будет причинен вред, влекущий необратимое расстройство здоровья, стойкую утрату трудоспособности, инвалидность, а также об отсутствии противопоказаний к прижизненному донорству. Решение оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию донора.

Проектом установлены права прижизненного донора, в числе которых получение от медучреждения полной информации о возможных осложнениях (последствиях) изъятия органа. Также он может в любой момент отказаться от предоставления своего органа для пересадки.

Кроме того, отмечается, что донор, у которого изъят орган, имеет право на диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи гражданам, а также на диспансерное наблюдение. Указаны также права реципиентов донорских органов на диспансерное наблюдение и обеспечение лекарственными препаратами.

Посмертное донорство

Проектом также предусмотрена презумпция согласия на изъятие донорских органов после смерти.

Подчеркивается, в каких случаях изъятие органов при посмертном донорстве недопустимо: в частности, если медучреждением, где находится совершеннолетний дееспособный гражданин, признанный приемлемым донором, на момент изъятия органов на основании сведений, содержащихся в регистре волеизъявлений граждан и (или) в медицинской документации, установлено, что при жизни он выразил письменное или устное несогласие на это.

При отсутствии таких сведений супруг (если такового нет, то один из близких родственников умершего: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка) имеет право в течение 3 часов после сообщения о смерти гражданина письменно заявить о выраженном последним при жизни волеизъявлении либо о своем несогласии.

В проекте отмечается, что совершеннолетний дееспособный гражданин может при жизни выразить несогласие на изъятие его органов после смерти. Для этого необходимо письменное заявление, заверенное руководителем медучреждения или нотариусом. Заявление также может быть сделано в устной форме лечащему врачу или другому медработнику, непосредственно участвующему в обследовании и лечении гражданина, в присутствии не менее двух свидетелей. В качестве последнего не может выступать лицо, заинтересованное в изъятии органов у донора.

Информация о наличии волеизъявления вносится в медицинскую документацию гражданина работником медучреждения, находясь в котором либо при обращении в которое тот принял соответствующее решение либо сообщил о наличии волеизъявления, зарегистрированного в регистре волеизъявлений граждан.

Если волеизъявление было устным, сведения об этом представляются в уполномоченный федеральный орган медучреждением в течение одного рабочего дня с даты внесения указанных сведений в медицинскую документацию гражданина. Заявление (либо устное волеизъявление) должно быть рассмотрено в течение 5 рабочих дней со дня поступления и внесено в регистр.

Предусмотрена также возможность отзыва гражданином ранее выраженного заявления о несогласии. В этом случае отзыв, который может быть сделан в любое время, оформляется письменно и направляется в уполномоченный федеральный орган, который в срок, не превышающий 5 рабочих дней, должен внести изменения в регистр.

В проекте подчеркивается необходимость обеспечения конфиденциальности и безопасности сведений о наличии волеизъявления гражданина, не согласного на изъятие его органов после смерти, с соблюдением требований, установленных законодательством о персональных данных.

Если в вышеуказанный срок супруг (иные близкие родственники умершего) не заявит о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие органов либо не выразит свое несогласие на это, а также при отсутствии возможности в течение 2 часов после подписания протокола установления смерти проинформировать родственников ввиду отсутствия сведений о них в медицинских и иных документах, находящихся при умершем, медучреждение вправе признать умершего реальным донором и принять меры по изъятию его органов.

В проекте указано, что в случае смерти несовершеннолетнего лица либо недееспособного совершеннолетнего, признанного приемлемым донором, один из родителей вправе в течение 2 часов после сообщения о смерти письменно выразить согласие либо отказ на изъятие органов умершего. Изъятие донорских органов у указанной категории лиц недопустимо, если в установленный срок родители умершего не были проинформированы о его смерти и праве дать согласие на изъятие органов, а также если умерший является сиротой или оставшимся без попечения родителей. Оно также запрещено, если в установленный срок ни один из оповещенных родителей не дал согласия на изъятие органов умершего ребенка либо при наличии установленного факта несовпадения мнений обоих родителей по данному вопросу.

В случаях, требующих проведения судебно-медицинской экспертизы, предусмотрено разрешение судмедэксперта на изъятие органов реального донора для пересадки с последующим письменным уведомлением об этом прокурора в срок не позднее 3 рабочих дней со дня выдачи разрешения на изъятие в порядке, установленном законодательством об охране здоровья.

Для распределения изъятых донорских органов при посмертном донорстве потенциальным реципиентам законопроект предусматривает использование информационной системы, являющейся частью Федерального регистра доноров органов, реципиентов и донорских органов, включающего регистры волеизъявлений граждан, посмертных и прижизненных доноров, реципиентов.

Подчеркивается, что сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, относятся к информации ограниченного доступа. Направляемые в регистр сведения должны передаваться безвозмездно, а содержащаяся в нем информация о донорах и реципиентах должна быть доступна на любом этапе донорства и трансплантации для лиц, имеющих право на получение данной информации, и также предоставляться безвозмездно. В документе также отмечается, что совершеннолетнее дееспособное лицо вправе запрашивать и получать сведения, содержащиеся в Федеральном регистре, о наличии (отсутствии) в нем данных о его волеизъявлении о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации.

В заключительной части проекта указаны меры уголовной, дисциплинарной и административной ответственности при осуществлении донорства и трансплантации органов, в том числе за вред, причиненный жизни и (или) здоровью донора или реципиента.

Предполагается, что в случае принятия закон вступит в силу 1 июня 2021 г.

Адвокаты указали, какие положения проекта требуют доработки

По мнению адвоката АП Челябинской области Елены Цыпиной, необходимость принятия нового закона о донорстве назрела давно. «Это обусловлено тем, что принятый в 1992 г. Закон о трансплантации требует внесения корректив, способствующих развитию донорства и трансплантологии как направления медицины», – отметила она в комментарии «АГ». Однако, полагает эксперт, представленный проект далек от совершенства – он очень объемный, содержит излишнюю детализацию, а также повторы и противоречия.

Из положительных моментов Елена Цыпина отметила введение Федерального регистра, что, по ее мнению, позволит сделать процесс донорства более управляемым. «Однако проектом предусмотрены обязательное обращение к регистру и получение от него уведомления, что, на мой взгляд, усложнит процедуру донорства, – пояснила она. – Кроме того, наличие нескольких регистров может привести к путанице. Если с регистрами волеизъявлений граждан и реципиентов относительно понятно, то разделение регистра на прижизненных и посмертных доноров абсолютно не ясно. По крайней мере, из проекта целесообразность такого разделения не усматривается».

Недоумение адвоката вызвала процедура учета мнения супруга или близких родственников в случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного лица. «Предполагается, что в случае смерти гражданина медработник не позднее часа после подписания протокола установления смерти должен принять меры по информированию (лично или по телефону) супруга умершего, а при его отсутствии – одного из близких родственников. После чего те вправе в течение 3 часов письменно заявить о выраженном умершим при жизни несогласии на изъятие его органов после смерти либо о своем несогласии. Процедура прописана достаточно подробно, но как это будет исполняться на практике – большой вопрос. Получается, что родственники умершего должны срочно бежать в медучреждение и представлять несогласие на изъятие органов, причем в письменном виде. Разве до этого будет убитым горем родственникам?» – задалась вопросом Елена Цыпина.

Также эксперт критически оценила условие информированного согласия касательно несовершеннолетних. «Здесь усматривается противоречие, – пояснила она. – Предусмотрено, что один из родителей умершего ребенка имеет право дать согласие на изъятие его органов для трансплантации, а далее в проекте при установлении факта несовпадения мнений двух родителей изъятие не допускается».

Разграничение на потенциальных, приемлемых, реальных и актуальных доноров, полагает адвокат, также приведет к путанице и затруднениям в реализации донорства.

В заключение Елена Цыпина добавила, что открытым остался вопрос о том, куда обращаться гражданам, если они сейчас, не находясь на больничной койке, желают выразить несогласие на изъятие их органов после смерти. «Это волнует многих, поскольку в предлагаемом проекте, как и действующем законе, предусмотрена презумпция согласия гражданина на изъятие органов после смерти в целях трансплантации. Между тем многие хотели бы сейчас выразить свое отношение к этому, однако сделать это невозможно из-за отсутствия соответствующих механизмов», – подчеркнула она.

Адвокат АБ «Онегин» Дмитрий Бартенев считает важным моментом регулирование посмертного донорства органов и тканей человека – очень сложного с этической точки зрения вопроса. «Безусловно, в обществе существует запрос на понятное регулирование посмертного изъятия органов в целях донорства, и законопроект предлагает важные гарантии защиты интересов посмертного донора и его родственников, но на основе презумпции согласия на посмертное изъятие», – отметил он.

Сама по себе такая презумпция, добавил эксперт, не противоречит ни Конституции РФ, ни международным актам. В то же время, подчеркнул Дмитрий Бартенев, важно, чтобы законодательство обеспечивало четкое и предсказуемое регулирование посмертного донорства, на что указывал в своих решениях Европейский Суд по правам человека. «Представляется, что законопроект обеспечит такое регулирование в целях достижения баланса публичных интересов (поощрение донорства) и частных (интересов родственников умершего)», – подытожил он.

По мнению адвоката КА «АДВОКАТ» Анны Мамоновой, проект содержит ряд существенных новелл. «Так, определен исчерпывающий перечень донорских органов, тогда как действующим Законом данный вопрос отнесен к совместной компетенции Минздрава и РАН», – пояснила она.

Эксперт добавила, что, как и действующий Закон, принятый в 1992 г. и неоднократно изменявшийся, проект содержит норму о презумпции согласия на изъятие органов после смерти человека. «Если в действующем законе закреплен лишь общий принцип, в силу которого “изъятие органов и тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти”, то разработчики проекта значительно подробнее затронули этот вопрос», – подчеркнула она.

Однако, по мнению Анны Мамоновой, проект нуждается в существенной доработке, так как содержит положения, противоречащие ст. 47 Закона об основах охраны здоровья в части определения порядка и условий посмертного изъятия органов и тканей, а также ст. 5 Закона о погребении и похоронном деле. В частности, он не содержит указания, что при отсутствии волеизъявления умершего право на разрешение изъятия его органов и тканей имеют не только его супруг, близкие родственники и законные представители, но и иные родственники, а при отсутствии таковых – иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение. «Учитывая, что данные вопросы касаются обеспечения права человека на достойное отношение к его телу после смерти, они должны быть подробно регламентированы на законодательном уровне, их решение не следует делегировать Минздраву или иным органам исполнительной власти», – считает адвокат.

В числе основных замечаний к содержанию проекта Анна Мамонова назвала необходимость регламентации порядка волеизъявления гражданина о несогласии на изъятие органов после смерти при его нахождении вне медучреждения. Кроме того, добавила она, порядок такого волеизъявления необходимо упростить, одновременно дополнив порядок его отзыва.

Также, по мнению адвоката, в законе необходимо указать, какие именно действия по установлению родственников должны быть предприняты медучреждением. Поиск таких сведений, отметила Анна Мамонова, должен предполагать использование любых источников, а не только информации, содержащейся в медицинской документации и документах, находящихся при гражданине. «Учитывая, что решение об изъятии органов должно быть принято в сжатые сроки, поиск родственников необходимо начинать сразу после поступления гражданина в медучреждение, если он в силу своего состояния не может сообщить такую информацию медработникам», – подчеркнула она. Кроме того, считает Анна Мамонова, порядок информирования о констатации смерти совершеннолетнего дееспособного гражданина, признанного приемлемым донором, порядок оформления волеизъявления супруга или близкого родственника, а также дачи информированного добровольного согласия на изъятие органов следует регламентировать в законе, а не делегировать Минздраву. Также, по ее мнению, целесообразно конкретизировать порядок ведения указанных в проекте регистров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *