Прежде чем работать на фабрике постройте
Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика»
Ольга Нарожная
Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика»
Сюжетно-ролевая игра «Кондитерская фабрика»
Конспект игровой деятельности в старшей группе с учетом индивидуальных особенностей дошкольников.
Автор-составитель: Нарожная О. А.
Цель: Дать детям представление о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда.
Задачи:Расширять представления детей об окружающем: Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни; Обеспечить развитие игры, способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.Формирование игровой деятельности: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствие с сюжетом игры, используя атрибуты, строительный материал. Формирование взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи; Воспитывать доброжелательность, готовность выручить, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
Предварительная работа:Беседы по теме: «Люди разных профессий»; Рассматривание иллюстраций (кондитеры, пекари, упаковщики, художники и др.); Просмотр диафильма «Как делают конфеты?»; Игра «Подумай, о какой профессии можно сказать?».
Материал и оборудование: Мольберт; Мультимедиапроектор, экран; Электронно дидактическое пособие «Кто работает на кондитерской фабрике?»;Атрибуты к игре: соленое тесто, стеки, формы разной конфигурации, картон, клей-карандаш, клеенки, салфетки, фартуки, шапочки. Коробки, фантики из под конфет, пакеты для фасовки, карточки с цифрами, руль.
Подготовка к игре: На занятиях, в беседах, при рассматривании иллюстраций воспитатель знакомит детей с трудом кондитеров: на кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий (кондитеры, пекари, упаковщики, художники и др., благодаря которым выпускается широкий ассортимент кондитерских изделий. Но прежде, чем они попадут в магазин, а затем в наш дом, нужно вложить много труда и работать добросовестно. Труд кондитеров облегчается специальными машинами-автоматами. Воспитатель вместе с детьми составляет коллекцию из разнообразных конфетных этикеток и использует ее для проведения необыкновенного путешествия по фабрикам нашей страны. Во время путешествия воспитатель уточняет представления ребят о труде кондитеров и знакомит их с работой художников-оформителей. Помогает в этом и просмотр диафильма «Как делают конфеты?». В процессе ознакомления детей с профессиями людей, работающих на кондитерской фабрике, воспитатель обращает особое внимание на счетные операции, которыми пользуются в своей деятельности кондитеры: бригада за смену выпускает определенное количество кондитерских изделий; конфеты фасуют в коробки, так же в определенном количестве и т. д.
Сопутствующие сюжеты: перерыв на кондитерской фабрике, кафетерий, магазин, отдел кондитерских изделий.
Дети распределяют роли между собой роли. Если возникают споры, то воспитатель предлагает решить спор считалочкой.
Окончание игровой деятельности. – Ребята, смотрите, уже стемнело, всем работникам кондитерской фабрике пора домой. Рабочий день окончен. Давайте позовем вахтера, пусть он возьмет ключи и закроет до следующего дня.
Оценка игровой деятельности. – Ребята, Вам понравилась игра? Вы придумали интересные сюжеты. Оля и Сережа были хорошими сортировщиками. Вежливой и культурной была официантка Полина. Хорошо справилась с ролью вахтера Есения. Очень веселый, вежливый, внимательный был шофер Вова. Мне очень понравилось, что вы помогали друг другу во время игры, были внимательными к товарищам.
Сюжетно-ролевая игра Мухина Т. И., Мосейко Т. П. Что такое игра? Игра – это особый вид деятельности, в которой реализуется потребности и где ребенок стремиться.
Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.
Сюжетно-ролевая игра Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул,.
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Цель: продолжать работу по развитию сюжета игры. Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. Совершенствовать умение объединяться.
Сюжетно-ролевая игра «Цирк» Цель. Формировать целостную общую картину мира при познании темы «Цирк». Дать детям представление о цирке, как об одном из видов творческой.
Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Цели: уточнение представлений детей о рабочем –строителе; воспитание у детей интереса и уважения.
Сюжетно-ролевая игра «Почта» Конспект сюжетно-ролевой игры «Почта» в подготовительной группе Воспитатель подготовительной группы МАОУ «Прогимназия 81» г. Сыктывкар Кубасова.
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цели: • Развивать ролевую речь детей • Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, побуждать входить в роль, используя воображаемые предметы.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» Сюжетно-ролевая игра «Школа» Цель: создание эффективных условий для социально- эмоционального развития дошкольников; обогащение социально-игрового.
«Мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели»: как построить завод в России и понять, нужно ли бизнесу собственное производство
Компанию Grow Food в 2015 году основали Даниэль Гальпер и Павел Паскарь. Партнеры придумали доставлять на дом здоровую еду, сидя как-то вечером в баре, и вложили на старте по 100 000 рублей каждый. В 2019 году оборот Grow Food, по собственным данным, составил 1,95 млрд рублей.
Создание собственного производства — капиталоемкая история, особенно если вы хотите создать завод в «чистом поле». Так, на строительство первой фабрики Grow Food в Колпине (пригороде Санкт-Петербурга) ушло 200 млн рублей — мы не заложили кучу рисков и чуть не поседели. Чтобы понять, нужно ли тратить такие ресурсы — как денежные, так и психологические — оцените свою бизнес-модель.
Вот две основные ситуации, когда точно стоит заводить свое производство:
Где разместить производство
Следующий этап — выбор модели, по которой будет работать ваше производство. Например, децентрализованная модель по концепции dark kitchen («темная кухня» — кухня, которая готовит еду только на доставку. — Forbes) поможет снизить расходы на оборудование и команду. Централизованная модель с единой фабрикой предполагает значительные инвестиции: экономика будет лучше, но лишь при большом масштабе.
Теперь к деньгам: минимальный порог входа для создания своего пищевого производства — 5–10 млн рублей. Этого бюджета хватит на небольшой цех, который справится с ограниченным ассортиментом позиций. Одна кухня для производства по концепции «темной кухни» обойдется примерно в 2–4 млн рублей.
Предположим, что бизнес готов к масштабированию и у вас есть ресурсы на создание завода по централизованной модели. Тогда перед вами два пути строительства:
Мы строили свой первый завод по первой модели. Если бы мы занялись строительством фабрики «в поле», то она обошлась бы примерно в четыре раза дороже — в 800 млн рублей. При этом самым дорогим пунктом расходов стали бы инженерные подводки — городские сети, которые уже есть в готовых объектах, и огромную стоимость которых часто недооценивают.
Кроме того, второй способ привел бы к комплексной проверке от надзорных органов. Получить разрешение на ремонт уже существующего здания гораздо легче. Изменения, которые не затрагивают несущие конструкции или фасад, достаточно согласовать в проектно-инвентаризационном бюро. Этим вы будете заниматься в связке с арендодателем, что тоже облегчает дело.
Выбираем площадку для завода
Основная сложность при использовании уже готовых объектов — поиск площадки с подходящими параметрами. У пищевого производства большие требования к расположению, количеству электроэнергии, объему потребляемой воды. Так, нашему заводу в Колпине нужна электрическая мощность в 1 МВт. Кроме того, сегмент подпадает под множество регламентов: например, пищевую фабрику нельзя расположить рядом с пластмассовым заводом.
Другие сложности — в деталях проекта: например, диаметр труб в здании может не позволить подавать необходимое количество воды. А еще многие промышленные объекты в России находятся в очень тяжелом состоянии, как будто после войны.
Чтобы облегчить поиски, составьте райдер требований для агента по поиску недвижимости. Наш райдер состоит из 30 пунктов. Внимание, сюрприз: мы ни разу не находили здание, которое бы подходило по всем требованиям. Команда посмотрела суммарно более 100 промышленных объектов — это очень много.
При этом основных критерия четыре:
Подобрать здание поможет главный инженер: обязательно наймите такого специалиста в штат или хотя бы возьмите консультанта на подряд. Инженер подскажет, на что обратить внимание при выборе, а со временем вы сами прокачаете компетенции.
Чтобы определиться с местом для завода, просчитайте стоимость логистики, труда рабочих и менеджмента. Строительство в регионах означает, что руководители должны переехать в город рядом с фабрикой, чтобы контролировать процессы.
Кроме того, вопрос в бизнес-модели и продукте. Например, если вы производите карандаши, вам выгоднее будет выбрать место поближе к лесной промышленности или в зоне с налоговыми квотами. Заводы по производству скоропортящихся продуктов, как у Grow Food, стоит располагать ближе к точкам дистрибуции.
Сколько времени закладывать на стройку
В идеале на весь процесс стоит закладывать несколько лет. На поиск объекта и подписание договора уйдет девять месяцев, на проектирование — еще девять месяцев, а на строительство — примерно год. Конечно, по счастливому стечению обстоятельств здание можно найти за неделю, но не стоит рассчитывать только на удачу.
Другой подводный камень — высокая маржинальность и, как следствие, завышенные цены компаний-проектировщиков. Чтобы спроектировать завод, нужно разработать 12 разделов. Для каждого нужен свой специалист — электрик, канализационщик, вентиляционщик и так далее. Как правило, в бюро всем проектом занимаются лишь несколько сотрудников. Остальной бюджет — наценка компании, которая может выходить за грани разумного.
Постарайтесь найти проверенных проектировщиков или создать свое подразделение, чтобы не переплачивать. Мы сразу решили, что будем растить свою команду и наращивать именно внутреннюю экспертизу.
Завод тяжело построить, разбираясь по ходу дела и проектируя «на коленке». Из-за спешки мы «запараллелили» проектирование со строительством и потратили слишком много нервных клеток. Чтобы избежать лишнего стресса, не повторяйте наш опыт — выстраивайте процессы последовательно. Помните, что на одной чаше весов — время, деньги и нервы, на другой — скорость исполнения проекта. Выбирайте, что для вашего бизнеса важнее.
Как найти оборудование и сотрудников
За время работы завода мы перепробовали технику разных мировых производителей и поняли, что здесь работают принципы мировой экономики. Так, российские подрядчики традиционно сильны в конструкциях, где нечему ломаться. Например, мы заказали у российской фабрики блинницу, которая делает 1200 блинов в час, заменяет 24 сотрудника и очень надежна.
За оборудованием с «начинкой» из электроники лучше обратиться к немецким и итальянским производителям. Такие печи, котлы и пароконвекторы стоят в разы дороже, но зато они гораздо надежнее и точно не сорвут ваши поставки. Подобрать оборудование нам помог анализ рынка и опыт нашего технолога-проектировщика, который отвечает за все оснащение фабрики.
Так как оборудование скорее всего обойдется вам в расходы, сравнимые с половиной строительства завода, не отдавайте подбор техники на аутсорс. Постарайтесь покупать оборудование самостоятельно и наращивать внутреннюю экспертизу. Кроме того, будьте готовы к проблемам с доставкой зарубежной техники. В России работящий народ, особенно когда нужно кому-то что-то продать. Живя тут, легко к этому привыкнуть: нерасторопность европейских коллег может застать врасплох. Например, нашу заявку на покупку оборудования в Италии только обрабатывали чуть ли не месяц из-за местных праздников.
Кроме того, пищевая промышленность — жесткий офлайн-бизнес. Мы приходили в нее из IT-индустрии и с другим менталитетом, но быстро поняли, что рабочим вряд ли важны agile-методы (методы гибкого управления) или корпоративный психолог. Поэтому их руководителям нужен свой уникальный сплав навыков. С одной стороны, важно сохранять связь с технологиями и клиентоориентированным головным офисом, с другой — уметь находить общий язык с рабочим коллективом и выстроить армейский порядок. Такого сотрудника сложно найти: за пять лет существования мы меняли руководителя производства девять раз.
Выжимка из опыта
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Новые правила еды: чем фудтех интересен потребителям и инвесторам
Новые правила еды: чем фудтех интересен потребителям и инвесторам
Как проходит обучение на фабрике процессов
15:43, 18 декабря 2020г, Экономика 1777
Фабрика процессов – это учебно-производственная площадка, которая создана для реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Из кого формируется группа?
На Фабрике процессов могут обучаться все работники компании – участника нацпроекта, от генерального директора до рядовых работников. Как правило, руководство предприятия само определяется с участниками, направляя на фабрику рабочую группу, способную на практике закрепить элементы бережливого производства и в дальнейшем внедрить на производстве. В основном участниками Фабрики процессов становятся сотрудники подразделений или участков, на которых планируется применить инструменты бережливого производства.
В имитируемом производственном процессе они учатся применять инструменты бережливого производства и выясняют, как с помощью этих инструментов улучшить операционные и экономические показатели предприятия.
Группа из 14-17 человек реализует определенный производственный процесс.
На первоначальном этапе происходит распределение ролей, каждый сотрудник получает определенный статус и задания. Среди них операторы, руководитель цеха, клиент и так далее.
Как строится обучение?
Обучение проходит на основе моделирования процессов сборки пульта управления регулятора давления газа Venio-C Энгельсского приборостроительного предприятия.
Каждый из участников рабочей группы получает задание на сборку того или иного элемента детали. В соответствии с поточностью данного производства деталь переходит от одного работника к другому, в конечном итоге происходит ее сборка. Сотрудники должны провести сборку определенного количества изделий за фиксируемое время в течение трех производственных смен, между которыми идет обучение основным принципам и методам бережливого производства.
Этапы погружения в производственный процесс
На Фабрике процессов представление работников о смысле производственного процесса ломается за три смены. В первой смене, как правило, у рабочей группы ничего не получается. После чего они должны сделать определенные выводы с помощью сертифицированных тренеров и совместно прийти к решению данной проблемы. Когда рабочая группа вернется на производство и начнет тиражировать свой опыт, обсуждение по выстраиванию эффективного процесса производства будет проходить в инфоцентре предприятия.
Вторая смена должна привести к внедрению улучшений на производстве.
Третья смена – это выход на эффективное производство.
Нужно отметить, что в течение всего дня для участников проходят мини-лекции, чтобы направить рабочую группу к правильному решению.
Чему должны научиться участники Фабрики процессов в процессе сборки узла?
Каких показателей участники достигают в процессе обучения?
Какую пользу получат от Фабрики процессов сотрудники и предприятия?
Какие предприятия могут попасть на Фабрику процессов?
Участниками Фабрики процессов становятся прежде всего представители предприятий – участников национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
В течение года на Фабрике процессов уже обучились такие известные предприятия – участники нацпроекта, как ООО «Хлеб-4», ООО «Завод механических прессов», ООО «Алтайхолод», ООО «УК АЗПИ», ООО «Бочкаревский пивоваренный завод», ООО «ПСК».
Подать заявку на участие Фабрике процессов предприятиям – участникам нацпроекта можно на сайте производительность.рф, пройдя предварительную регистрацию в личном кабинете. Подробную информацию об участии в проекте можно получить, обратившись в Минэкономразвития Алтайского края по телефонам: (3852) 66-96-73, 35-48-20, или по электронной почте: innov@alregn.ru.
Цитата
Директор Алтайского центра кластерного развития Сергей Кореннов:
«В ходе обучения на Фабрике процессов члены рабочей группы должны понять, как строится эффективный производственный процесс. Девиз каждого успешного предприятия: «Не нужно пытаться продать то, что производишь, нужно производить только то, что можно продать». Когда это правило предприятиями-участниками будет усвоено, каждый работник станет трудиться для клиента, а не для того чтобы просто отработать день. Бережливое производство – это командная работа по вовлечению каждого специалиста в эффективное производство.
История человеческого общества
В 60 — 80-х годах XVIII в. в Англии начался промышленный переворот. Вместо ручного труда появилось машинное производство, вместо ремесленных мастерских и мануфактур — крупные промышленные предприятия — фабрики и заводы.
Машины существовали и раньше. Еще в средние века применялись, например, примитивные подъемные краны, насосы для откачки воды из шахт, воздуходувные мехи. Были и двигатели — ветряной (на мельницах) и водяное колесо. Но все промышленные изделия изготовлялись руками человека с помощью несложных инструментов. Станки того времени, например прялка, ткацкий станок, лишь частично заменяли работу рук. Только в последние десятилетия XVIII в. в Англии появились машины, полностью заменившие искусные руки человека в обработке сырья. Роль рабочего, стоявшего у машины, сводилась к наблюдению за ее работой: к наладке и регулировке механизма и к устранению брака. Такие машины получили название рабочих машин. Тогда же появился и универсальный двигатель — паровая машина Уатта. Это была настоящая революция в промышленности.
В результате промышленной революции изменились и общественные отношения людей: сформировались два основных класса капиталистического общества — буржуазия и пролетариат.
Почему же промышленный переворот начался именно в Англии? В Англии раньше, чем в других странах, на смену феодалам пришла к власти буржуазия. После буржуазной революции XVII в. значительно ускорилось развитие хозяйства, особенно промышленности.
Для устройства фабрики нужен крупный капитал. Английская буржуазия получала огромные прибыли от позорной торговли африканскими рабами (см. ст. «Международная работорговля»), от ограбления и эксплуатации колониальных народов (см. ст. «Народно-освободительное восстание в Индии в 1857 — 1859 годах»). Купцы и дворяне вывозили из Индии несметные богатства. В их руках скапливались огромные капиталы.
Но деньги, богатства еще не создают капиталистическое производство (и в средние века многие феодалы и купцы обладали немалыми богатствами), нужны наемные рабочие — люди, лишенные средств производства (земли, орудий труда) и готовые продать владельцу фабрики свою рабочую силу. Нигде, кроме Англии, не было в то время такого массового разорения крестьян. Крестьяне уходили в города.
Искали работу и ремесленники, разоренные конкуренцией с мануфактурами. Чтобы фабрика работала, нужен спрос на ее продукцию, кто-то должен покупать ее изделия. В Англии во второй половине XVIII в. спрос на промышленные изделия беспрерывно возрастал. Население страны быстро увеличивалось, особенно в городах. Раньше крестьяне и ремесленники многое производили для себя сами. Теперь, переселившись в города, они были вынуждены покупать и одежду, и продукты питания, и предметы домашнего обихода. Английские промышленники вывозили товары и за границу, главным образом в колонии.
Спрос на изделия английской промышленности так возрос, что мануфактурное производство, основанное на ручном труде, уже не могло его удовлетворить. Во второй половине XVIII в. появилось несколько важных изобретений, которые позволили перейти к массовому машинному производству.
Переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрел механическую прялку и назвал ее именем своей дочери — «Дженни». Рукоятку машины вращал прядильщик, но вместо одного веретена, как в ручной прялке, у «Дженни» было 16 веретен, и производительность прядильщика увеличилась в 16 раз. Главное же, «Дженни» была рабочей машиной: процесс прядения совершался механизмом, а не человеческими пальцами. Позднее количество веретен в этой машине возросло до 80: больше не мог привести в действие один рабочий.
Изобретателей становилось все больше и больше. Но не каждый из них мог внедрить свое изобретение в производство, иногда оно попадало в руки пронырливых и ловких дельцов. Так, цирюльник Аркрайт присвоил себе чужое изобретение усовершенствованной прядильной машины. В отличие от «Дженни» эта машина приводилась в движение не рабочим, а водяным колесом, поэтому ее и назвали ватермашиной (вода — по-английски «ватер»). На «Дженни» мог работать и кустарь у себя дома, а для ватермашин нужна была фабрика. В 1771 г. Аркрайт построил фабрику на берегу быстрой и многоводной речки Дервент. Первоначально на этой фабрике было лишь несколько десятков ватермашин. Но предприятие быстро разрослось. Разбогатев, Аркрайт основал еще несколько фабрик; только на одной из них было 600 наемных рабочих. Позднее было доказано, что Аркрайт украл изобретение, и суд лишил его патента. Но Аркрайт уже стал одним из богатейших людей в стране и получил от короля дворянский титул. «Дженни» пряла тонкую, но непрочную нить, ватермашина давала пряжу прочную, но слишком грубую. В 1779 г. сын крестьянина Самюэль Кромптон, талантливый самоучка, соединив принципы действия «Дженни» и ватерной машины, создал машину, которая пряла нить и тонкую и прочную. Ее назвали мюль-машиной, т. е. машиной-мулом.
Машины стали изготовлять на прядильных фабриках так много пряжи, что ткачи не успевали перерабатывать ее. Нужно было механизировать ткачество. Это сделал Картрайт, готовившийся стать сельским священником, но увлекшийся изобретательством. В 1785 г. он взял патент на ткацкую машину, которую впоследствии усовершенствовал. Станок Картрайта увеличил производительность труда ткача в 40 раз.
Все эти машины нуждались в особой двигательной силе. На первых фабриках в качестве двигателя использовалась сила воды. Фабрики строились на берегах рек, часто в стороне от городов и больших дорог. Это затрудняло развитие промышленности.
На смену водной энергии пришел паровой двигатель, над изобретением которого 20 лет трудился выдающийся инженер Джеймс Уатт. В 1784 г. он создал паровую машину, которая имела характер универсального двигателя: она могла найти применение на любом производстве и на транспорте.
Паровой двигатель быстро внедрялся не только в текстильной промышленности, но и в других отраслях хозяйства, особенно на транспорте. Появились первые паровозы.- Практическое значение паровоз получил, когда его поставили на гладкие рельсы и он смог тащить за собой тяжелый состав. Наиболее удачную конструкцию паровоза создал сын рабочего инженер-самоучка Джордж Стефенсон в 1814 г.
В 1825 г. огромная толпа собралась по обеим сторонам дороги между городами Стоктоном и Дарлингтоном. Многие не спали всю ночь, ожидая невиданного зрелища — открытия первой в мире железной дороги общественного пользования.
Паровоз тянул за собой 33 вагона, им управлял сам Стефенсон. Впереди шел народ и торжественно ехал верховой с флагом, за составом следовала кавалькада всадников. Когда дорога пошла на спуск, Стефенсон сигналом потребовал расчистить путь и увеличил скорость до 24 км в час. Поезд помчался вперед, а всадники отстали. В толпе закричали от изумления и испуга.
Рабочие машины начали применяться и в тяжелой промышленности, при обработке деталей машин. В 1797 г. механик Генри Модели изобрел суппорт (резцедержатель). Закрепленный в нем резец механически передвигался на станке, заменяя руку человека. Вскоре суппорт стал важнейшей частью не только токарных, но и других станков. Для поковки крупных деталей стали применять паровой молот. Появились молоты весом до 50 т.
Машины вызвали рост производительности труда, который казался современникам чудом. В 1810 г. подсчитали, что один рабочий на прядильной машине выполняет работу, которую в 1770 г. могли сделать не менее 320 человек. Роберт Оуэн полагал, что уже в 1817 г. Англия при населении 12 млн. человек благодаря машинам получит дополнительно производительность, равную труду 150 млн. человек.
Промышленный переворот изменил облик Англии. Зеленые луга и рощи, увитые плющом сельские долины потеснились перед черными копрами угольных шахт и наполненными гулом зданиями фабрик. Длина первой железной дороги была всего 30 км, а к середине XIX в. Англию покрыла густая сеть железных дорог. Выросли крупные промышленные города, опоясанные лесами вечно дымящих фабричных труб. Население Лондона в середине XIX в. превышало 2,5 млн. человек. Англия стала крупнейшей и богатейшей промышленной державой. Ее называли мастерской мира: своими дешевыми фабричными товарами она снабжала многие страны.
На одной из первых железных дорог Англии.
Господствующим классом Англии стали наряду с лордами-землевладельцами капиталисты — владельцы фабрик и заводов. Но самым важным общественным результатом промышленного переворота было то, что сложился и вырос новый класс — промышленный пролетариат, который начал вести борьбу против класса капиталистов.
Рост богатств в Англии сопровождался увеличением нужды. Капиталисты беспощадно эксплуатировали труд рабочих. Рабочий день длился 14 — 16 ч. Фабриканты донимали рабочих штрафами. Гроши, которые доставались рабочему, он обязан был тратить в лавке, принадлежащей тому же фабриканту, покупая в ней продукты втридорога. И дома, где жили рабочие, часто принадлежали фабрикантам. Едва начиналась забастовка, и рабочих с их семьями выбрасывали на улицу. Английские рабочие первыми в истории поднялись на организованную борьбу против капиталистов и первыми создали рабочую партию. На знаменах ее стояло: «За хартию!» (см. ст. «За народную хартию»).
Промышленный переворот в Англии завершился в середине XIX в.; к этому времени машинное производство вытеснило ручной труд из основных отраслей легкой промышленности и утвердилось в тяжелой промышленности: машины стали производить с помощью машин.
В XIX в. промышленный переворот происходит во Франции, Германии, России, США и других экономически развитых странах. Огромные прогрессивные сдвиги в производстве сопровождались усилением эксплуатации рабочих и одновременно ростом и сплочением пролетариата.
Детский труд на фабриках Англии
В последнее десятилетие XVIII в. в Англии впервые в мире стали широко применяться машины в промышленности.
Первые машины были просты по устройству. На них могли работать и женщины и дети. Фабриканты быстро заметили, что эксплуатировать детей выгоднее, чем взрослых: им можно меньше платить, и они не в состоянии отстаивать свои интересы. В первой половине XIX в. рабочий класс Англии на одну треть состоял из детей.
Беспросветная нужда заставляла родителей посылать детей на фабрики. Тяжелый для взрослых, фабричный труд был поистине каторжным для детей. На фабриках работали даже дети шести и пяти лет. Рабочий день начинался в половине шестого утра и продолжался до восьми-девяти часов вечера, т. е. четырнадцать-пятнадцать часов в сутки. В дни промышленной горячки, когда возрастал спрос на товары, работа иногда начиналась в три часа ночи и заканчивалась в десять часов вечера. С трудом поднимали по утрам родители своих измученных детей. Опоздаешь на несколько минут — лишишься зарплаты за полдня.
В течение всего рабочего дня дети стояли у машин. Присел отдохнуть — штраф, разговорился с соседом — штраф, не поставил масленку на место — штраф.
На хлопчатобумажных фабриках того времени в рабочих помещениях стоял удушливый запах смеси машинного масла, хлопковой пыли и чада от сальных свечей. Вдоль длинных рядов машин двигались маленькие фигурки. К ногам малышей были подвязаны высокие деревянные колодки, чтобы они могли доставать до машин. Лица детей были старчески сморщены или болезненно одутловаты, взоры безжизненны или полны тоски. Два раза в день, устраивались получасовые перерывы для еды. Но и в эти минуты дети работали: они смазывали остановленные машины. Принесенную с собой скудную пищу они проглатывали на ходу.
Мучения детей становились нестерпимыми к вечеру, когда особенно сказывалась усталость. Невольная дремота смыкала глаза. То и дело надсмотрщики «подбадривали» пинками, кулаками, а то и плетью измученных маленьких рабочих.
Дети росли хилыми и слабыми, от долгого стояния за машиной у многих искривлялись ноги и позвоночник. Они часто получали тяжелые увечья.
Дети работали и под землей, в шахтах. Там они грузили уголь в вагонетки и катили их по рельсам. Самые маленькие открывали и закрывали воздушные заслонки, проводя целые дни в кромешной темноте. Проходы в шахтах часто бывали такими низкими, что приходилось ползти на четвереньках, привязав вагонетку к поясу и пропустив ремень между ног.
Борьба рабочих вынудила английский парламент принять меры к ограничению эксплуатации детей. В 1833 г. был принят закон, который запрещал предприятиям (за исключением шелкоткацких фабрик) принимать на работу детей до 9 лет, детям от 9 до 13 лет разрешалось работать не более 8 часов, а труд подростков 13 — 18 лет ограничивался 12 часами. Но закон этот остался на бумаге. Понадобилось еще несколько лет борьбы, прежде чем в 1844 г. был принят новый закон, по которому устанавливался контроль над соблюдением условий труда детей.
В 1847 г. рабочие Англии добились ограничения труда подростков 10 часами в день. Фактически и взрослые стали работать по 10 часов, так как трудились в одну смену с детьми.
С конца 40-х годов XIX в. труд детей стали применять меньше. К этому времени появилось много усовершенствованных, сложных машин, управлять которыми детям было не под силу. Детский труд применялся не только в Англии. Так было и во Франции, в Германии, России, США, Японии и в других странах.